Одною из отличительных черт этого гонения (что удостоверяется не только агиографическими писаниями, но и рассказами таких свидетелей, как Евсевий) была жестокость мучений, которая достигала иногда до последней степени зверства 268 . Другая черта – большое число мучеников, умерщвляемых за раз: в некоторых местах казнили по десяти, двадцати, тридцати, до шестидесяти и даже до ста в один день 269 ; случалось и так, что вырезывали всех христиан, как это было в одном городе Фригии, жители которого были христиане 270 . Замечено и то, что чаще, нежели бывало в прошлом, отказывали родителям и друзьям в разрешении погребать казненных – из опасения, что у оставшихся в живых христиан почитание останков 271 пострадавших возбудит новое мужество для борьбы с преследованиями. Наконец часто встречается, по отношению ко всем обвиняемым христианам, лишение или потеря преимуществ сословия и положения, и даже прав свободной личности. Не только самые знатные христиане подвергались мучениям, как люди низкого состояния, или были наказываемы постыдным образом 272 , но даже в тех случаях, когда христианам приходилось вести, по частным делам, какой-либо процесс обычного характера, – во вред им делалось исключение, как последствие их религии: суд объявляет их неспособными вести тяжбы по гражданским делам, а может только разве задержать их в уголовном порядке и наказать их, как христиан 273 . 2.С отречения Диоклетиана до болезни Галерия Гонение продолжалось уже два года, когда произошло важное государственное событие: распалось четверовластие. Вследствие ли угрожающих требований Галерия, как говорит Лактанций 274 , или по другой совсем причине 275 , Диоклетиан отрекся от управления в Никомидии, а Максимиан Геркулес должен был последовать его примеру в Милане. Но порядок государственного управления, признанный необходимым для защиты империи, был удержан возведением цезарей в сан августа и назначением двух новых цезарей. Тогда Галерий взял на себя управление восточною частью империи в Европе и Азми; Констанций Хлор сделался повелителем всего Запада, с присоединением Испании, Британнии и Галлии; Флавий Север и Максимин Дая, с именами цезарей, получили: один – Италию и Африку, другой – Египет и Сирию. Этим двум вождям, из которых второй был племянником Галерия, против всех ожиданий, было отдано предпочтение перед Максенцием, сыном Максимиана Геркулеса, и Константином, сыном Констандия Хлора, самое рождение которых, казалось, назначало их на вторые посты в преобразованном четверовластии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень любопытно то обстоятельство, что на протяжении почти всего своего труда, он называет императоров — гонителей тиранами. Термин «тиран» во времена поздней империи имел вполне определенное значение — государь, правящий не по праву, захвативший власть силой, как вариант — жестокий и несправедливый правитель. С чисто юридической точки зрения — все эти правители законные императоры. Словоупотребление же Евсевия указывает на то, что тиранами их делает не сомнительный приход к власти и даже не безнравственное или жестокое поведение, о котором он часто не упоминает, а совершенно конкретный признак — отношение к Церкви. Так, Лициния он называет императором во время его борьбы против Максимина Даза и тираном при открытии гонения. 46 По сообщению Секста Аврелия Виктора («О цезарях», XL, 2) «...Галерий держал его как заложника под предлогом отеческого о нем попечения». До этого он состоял при дворе Диоклетиана, который, по сообщению Лактанция («О смерти гонителей», XVIII), возвел его в чин трибуна первого разряда за участие в компании в Палестине и Египте, где Евсевий видел Константина еще в молодым. 47 Констанций Хлор (ок. 250 — 25.07.306 г.), цезарь с 1.03.293 г., август с 1.05.305 г. Этот правитель равно восхищал языческих авторов, вот как характеризует его Евтропий («Краткая история от основания Города», X, 1, 3.): «Был он мужем великим и доброжелательности величайшей, усердствовал в обогащении провинциалов и частных лиц, не стремясь к такому же увеличению государственной казны, и говорил, что лучше общественное богатство держать у частных лиц, чем хранить его в одном сундуке. Жил он столь скромно, что, в праздничные дни, когда желал устроить пир для своих многочисленных друзей, брал взаймы у частных лиц серебряную посуду для украшения стола своего. Он был не только любим, но в Галлии даже почитался наравне с богами и особенно за то, что в его правление избавились наконец от диоклетианова опасного безумия и от максимиановой кровожадной безрассудности». 48 Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245 — 03.12.316), римский император с 17.11.284. по 01.05.305 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Различие наименований соправителей было далеко не случайным, хотя оно практически никак не отражалось на их компетенции в собственных регионах. Суть взаимоотношений между августами и цезарями определялась следующей формулой: « Duo sint in republica maiores, qui summam rerum teneant, duo minores, qui sint adjuvamento » – «Двое должно быть в государстве старших, кто всю полноту дел держит, двое младших, кто им помогает». Как предполагал Диоклетиан, через некоторое время августы должны были выйти в добровольную отставку, а их место занять цезари. В этом контексте цезари являлись в некоторой степени «учениками» августов: они должны были набираться опыта у своих старших товарищей, преемниками которых собирались стать спустя некоторое время. Этот принцип преемственности власти подразумевал новый набор цезарей после рокировки соправителей, и так до бесконечности. Как следствие, управление провинциями принимало необходимые оперативные черты, чего явно не хватало ранее при излишней локализации государственной власти в Риме. Нет никаких сомнений в том, что тетрархия никоим образом не предполагала разделения верховной власти – она оставалась единой и неделимой, просто почила на главах сразу четырех своих избранников. Хотя каждый из императоров олицетворял верховную власть в своих провинциях, было бы крайне ошибочным полагать, будто их статус носил региональный характер. Нет, эти четыре правителя, совокупно обладавшие высшими государственными полномочиями, признавались всем римским народом одним властным лицом. Замечательно, что законы, издаваемые от имени императорской власти, подписывались всеми носителями высшего титула. Зато императорские эдикты по вопросам управленческого характера, не имевшие всеимперского значения, но действовавшие лишь в границах конкретных префектур и провинций, подписывались «своим» августом или цезарем . Первоначально августами стали непосредственно Диоклетиан и Максимиан (284–305), а Констанций Хлор (305–306) и Галерий (305–311) – цезарями. После 305 года, когда больной Диоклетиан добровольно ушел в отставку, Констанций и Галерий стали августами, а Флавий Север (306–307) и Максимин Даза (305–313) – цезарями. Как видим, первый опыт создания византийского «многоцарствия» был вполне удачным и объяснимым. Кроме того, как убедились все граждане, он вовсе не подрывал основы единоличной власти римских царей.

http://pravoslavie.ru/60482.html

Итак, новый период в истории Европы, продолжавшийся в течение нескольких столетий до переходной эпохи Карла Великого, открылся правлением святого Константина. Жизнь Константина до начала его правления империей Гай Флавий Валерий Константин родился 27 февраля 274 года в иллирийском городе Наиссе (ныне сербский Ниш) в семье Констанция, романизованного иллирийца, состоявшего в отдаленном родстве с императором Клавдием II, и его первой супруги святой Елены. Мать Константина родилась около 244 года. Хотя в средневековье в Англии возникла романическая версия о том, что она дочь короля бриттов Коула Колчестерского, ее действительное происхождение было несравненно более прозаическим и заурядным. Отец святой Елены, судя по древним, в том числе агиографическим, источникам, был трактирщиком в сицилийском Дрепане, где и могло произойти ее знакомство с офицером или уже генералом Констанцием Хлором, взявшим ее в жены. Елена была христианкой, и снисходительное отношение Констанция к христианам в той части империи, которой он правил в период тетрархии, до известной степени могло проистекать от влияния его жены, впрочем, в ту пору уже бывшей. По указанию Диоклетиана Констанций Хлор должен был оставить ее перед назначением его цезарем, чтобы породниться с августом Максимином, помощником которого он становился, женившись на его падчерице Феодоре, которая родила ему трех сыновей и трех дочерей. Разлученная императором со своим мужем, Елена пребывала в скромном положении, обстоятельства которого неизвестны документально, пока ее сын, став правителем империи, не возвысил ее, удостоив титула августы. Своим всемирно историческим подвигом – изданием Миланского эдикта, положившего начало христианизации Римской империи, – Константин до известной степени обязан своей матери. Хотя ни в детстве, ни в юности, находясь при своем отце, а потом в свите Диоклетиана, Константин не был сознательным христианином, но его отношение к единоверцам матери и к исповедуемому ими учению зависело, очевидно, от светлых впечатлений, которые он имел от общения с нею. Возвышенная сыном в старости, святая Елена тяготилась пышностью дворцовой жизни и на закате своего земного жития отправилась в долгое паломничество на святую землю Палестины. Преставилась она по возвращении к сыну уже в начале 330-х годов.

http://pravoslavie.ru/44694.html

Клеомид – III.23 Климент Александрийский – II.35; III.7 Констант, император – I.38; II.5, 13, 15, 23, 25, 41 Константин I Великий, император – I.1–4, 7–9, 11–13, 17–20, 22, 25, 26, 34, 39, 40; II.1–3, 5, 8, 15, 18, 21, 38; IV.9, 12, 31; V.21, 22 Константин II Младший, император – I.38; II.3, 5, 15, 25 Констанций, император – VII. 1, 24, 25 Констанций Галл, военачальник – II. 32, 33 Констанций Хлор, император – I.2, 38; II.2, 5, 8, 13, 16, 22–25, 28, 31, 32, 34, 35, 37–40, 47; III. 1, 2, 11, 13, 21, 23, 24; V.31 Констанция, сестра Константина Великого – I.2, 18, 25 Корнелий, еп. римский – IV.28 Ксенофонт, греч. историк – III.23; VII.25 Лаврикий, военачальник – II.39, 40 Ламидрион, пресвитер – III.25 Леона, чиновник – II.39, 40 Леонтий, еп. – IV. 12 Леонтий, еп. анкирский – VI. 18, 22 Леонтий, еп. антиохийский – II.26, 35, 37 Леонтий, еп. римский – V.14 Леонтий, еп. г. Триколис – II.40 Леонтий, еп. химанский – III.25 Леонтий, софист – VII.21 Либерий, еп. римский – II.34, 37; IV. 1, 12; V.3, 4, 8 Ливаний, софист и ритор – III.1, 7, 22, 23; IV.26; VI.3 Лициний, император – I.2–4, 8, 9, 25 Лоллиан, консул – II.34 Лука, библ. – II.37 Лукиан, консул – IV.11 Люций. еп. – IV. 12, 21, 22 Люций, александрийский священник – I.6; II.15; IV.1, 24, 36, 37; V.3, 7 Люций, еп. адрианопольский – II.23, 26; III.4 Люцифер, еп. сардинский – III.5, 6, 9 Мавия, вождь сарацин – IV.36; V. 1 Магн, квестор – II.34, 40 Магненций, тиран – II.25, 28, 31, 23; III.1 Магнис, императорский казначей – IV.21 Магнос, еп. халкидонский – III.25 Макар, еп. – IV. 12 Макарий, еп. александрийский – I. 27, 28, 31 Макарий, еп. иерусалимский – I.9, 13, 17; II.8 Макарий, пресвитер – V.21 Макарий Египетский – IV.23, 24 Македоний, ересиарх, еп. константинопольский – I.6, 31; II.6, 12, 13, 15, 16, 39, 40, 42, 43,45; III. 10,15; IV.1, 4, 12; V.20; VII.1, 3 македонианство – II.17, 19, 23, 27, 38 Максентий, сын Максимилиана Геркула – I.2 Максим, еп. – IV.12 Максим, еп. иерусалимский – II.8, 24, 26, 28 Максим, еп. никейский – IV.28

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Домиций Аврелиан (270–275), как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права. Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он решил дело имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и в пользу законного епископа. В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии. В период тетрархии: запад восток август – Максимиан Геркул август – Диоклетиан кесарь – Констанций Хлор кесарь – Галерий С 305 года август – Констанций Хлор август – Галерий кесарь – Север, затем Максентий кесарь – Максимин Даза С 312 года С 313 года август – Константин единовластное правление август – Ликиний единовластное правление Максимиан Геркул (286–305) готов был преследовать христиан, особенно, находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом от принесения языческих жертв. Диоклетиан (284–305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он согласился только издать эдикт об удалении христиан из войска. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г., согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры. Начались самые страшные гонения, которые до тех пор испытали христиане. Констанций Хлор, всегда смотрел на христиан без предубеждения. Констанций только для видимости исполнял некоторые эдикты, как, например, допустил разрушение нескольких церквей, Галерий, зять Диоклетиана, ненавидел христиан. Будучи кесарем, он мог только ограничиться частичными преследованиями христиан, В 303 г. Галерий настоятельно требовал издания общего закона, целью которого было полное истребление христиан. Диоклетиан подчинился влиянию зятя. (Подробно об этих гонениях рассказывает их современник Евсевий, еп. Кесарийский в своей церковной истории.)

http://azbyka.ru/goneniya-na-xristian-v-...

Сам виновник его, Галерий, должен был, наконец, сознаться, что силу убеждения нельзя сломить огнем и мечем, почему он и издал известный эдикт в 311-ом г. Однако, и толерантный эдикт 311-го года еще не обеспечивал христианам безопасности и свободы от преследования. И раньше не редко бывало, что, после временного затишья, гонение возгоралось с новою силою. Только события, разыгравшиеся вскоре на Западе, в Галлии, Италии, поставили Христианскую Церковь под защиту государства; после чего Христианская Церковь мало-помалу достигла и господства. Все это произошло благодаря императору Константину и его преемникам. «Константин Великий, как говорит историк Шафф, был человек для времени, как и время — для него». Он стал во главе действительного прогресса времени и победил. В то время, как его племянник Юлиан плыл против течения истории и бесславно погиб. Он был орудием в руках Провидения, чтобы возвысить Церковь из состояния гонения и угнетения к подобающей ей чести и господству. Церковь оценила подвиг Константина, назвав его Равноапостольным (De vita Constantini IV, 7). В дряхлевшую жизнь он вложил новые начала, и новая жизнь расцвела. Поэтому благодарное человечество назвало его «Великим».   Константин , сын Констанция Хлора и Елены, родился в городе Нише, в Сербии. Год рождения его точно неизвестен, предполагают 274 или 289 г. Евсевий (De vita Constantini I, 5), по-видимому, стоит за первую дату; новый историк Зеек останавливается на второй дате. Религиозная черта свойственна всей фамилии Константина; она обнаруживается в различных направлениях — в пилигримстве Елены, фанатичном арианстве Констанция и также фанатическом язычестве Юлиана. Отец Константина, Констанций Хлор в религиозном отношении и в обращении с христианами рисуется Евсевием в весьма привлекательных чертах (De vita Constantini I, 13-14, 17). По его словам, он «признавал одного над всеми Бога», по-видимому, Констанций Хлор был эклектик, или точнее, неоплатоник. Особенно чтимым божеством был для него Аполлон, бог солнца, который тогда, сроднившись с Митрою, в особенности был популярен в войсках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

1. Свв. равноапостольные царь Константин и царица Елена . Родителями Константина были император Констанций Хлор и царица Елена. Хлор имел детей и от другой жены, но от Елены у него был только этот Константин. Три великих сражения дал Константин, взойдя на престол: первое – против Максенция, римского тирана, второе – против скифов на Дунае и третье – против жителей Византа. Перед битвой с Максенцием, когда Константина обуревали большая тревога и сомнение в своем успехе, средь [бела] дня в величайшем свете явился ему на небе крест, весь украшенный звездами; на кресте была надпись; «Сим побеждай». Изумленный царь повелел выковать [из металла] большой крест, подобный тому, который ему явился, и нести его перед войском. Силой Креста одержал он славную победу над численно превосходящим неприятелем. Максенций утонул в реке Тибр. Немедленно после этого, в 313 году, Константин издал в Милане знаменитый указ о прекращении преследования христиан. Победив византийцев, он построил великолепную столицу на Босфоре, с тех пор именовавшуюся Константинополем. Однако перед этим Константин впал в тяжелую болезнь, наподобие проказы. Жрецы и врачи прописали ему в качестве лечебного средства купание в крови закланных детей. Но он это отверг. Тогда явились ему [святые] апостолы Петр и Павел и посоветовали найти епископа Сильвестра, который исцелит его от сей страшной болезни. Епископ научил его христианской вере и крестил – и проказа тотчас сошла с тела царева. Когда в Церкви начались раздоры, вызванные учением еретика Ария, [всюду] сеющего смуту, царь в 325 году созвал в Никее Первый Вселенский Собор, где ересь была осуждена, а Православие утвердилось. Святая Елена, благочестивая мать царя, много ревновала по вере Христовой. Она посетила Иерусалим и обрела Честный Крест Господень. На Голгофе она воздвигла церковь Воскресения, [построила] и многие другие храмы по всей Святой Земле. На 80-м году жизни, в 327 году, сия святая жена преставилась ко Господу. А царь Константин пережил свою мать на 10 лет и на 65-м году жизни скончался в городе Никомидия. Его тело было погребено в церкви Святых Апостолов в Царьграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Рожденный в 274 году у родителей, хотя и не христиан, но знакомых с христианством и ему покровительствовавших, Константин с детства чуждался языческих суеверий и приближался ко Христу истинному Богу. Десница Господня сама постепенно приуготовляла его и многоразличными способами очищала его, как избранный сосуд славы Божией. Отец Константина Констанций Хлор, цезарь в Западной половине империи [ 2 ], будучи по наружности — официально — идолопоклонником, в душе далёк был от языческого суеверия; внутренно он отрёкся от служения многим ложным богам и признавал Единого истинного Бога, — Ему одному поклонялся он и весь дом свой, вместе с детьми и домашними посвящал одному Царю-Богу [ 3 ]. Насколько Констанций далек был от суеверного служения идолам, об этом свидетельствует следующий замечательный случай из его жизни. Констанций, отказавшийся от служения идолам жертвами и курением, пожелал однажды испытать истинные расположения своих царедворцев; он сделал вид, что хочет исполнять суеверные языческие обряды, и сказал своим придворным: — Кто хочет пользоваться моим расположением и любовью и оставаться при почестях, тот должен приносить жертвы идолам, а кто отказывается от этого, тот пусть удалится с глаз моих и не рассчитывает впредь на мое благоволение, ибо я не могу оставаться в общении с неединоверными. Приняв за истину слова цезаря, придворные тотчас же разделились на две партии: одни, люди лицемерные, без действительных религиозных убеждений, с гибкою совестью, могущею склоняться направо и налево, сейчас же изъявили согласие на предложение царя, хотя до этого времени по низменным расчётам и следовали его благому примеру в отрицании идолослужения; другие же, которые от искреннего сердца пренебрегли языческим суеверием и теперь остались верными своим убеждениям, как истинные рабы Христовы, отказываясь от земных и тленных почестей, начали выходить из состава царской свиты. Видя это, Констанций возвратил оставлявших царский дворец, истинных христиан и сказал им: — Так как вас вижу я верно служащими своему Богу, то вас я хочу иметь и своими слугами, — друзьями и советниками, ибо надеюсь, что вы верны будете и мне так же, как верны своему Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

3. А на двадцатом году своего правления Диоклетиан и Максимиан в один день сложили с себя императорскую власть: и Диоклетиан прожил как частное лицо двенадцать лет и, когда его язык вместе с глоткой сгнил и произвел множество червей, отдал душу, а Геркулий, решив вернуть себе царство и не сумев, удавился 436 . Галерий же, став пищей для червей, умер, взяв на Востоке себе в соправители Лициния 437 . 4. При Диоклетиане был замучен магистр Адавкт. А когда стали разыскивать его жену и двух его дочерей, они, воспользовавшись бегством, чтобы не погубить свое целомудрие, бросились вместе в реку. Относительно них следует выяснить, причислять ли их к мученикам. 5. Некий шарлатан Феотекн, по наущению Максимиана подделав мнимые записи о деяниях Пилата относительно Христа, полные всякого богохульства, разослал их по городам и весям, а Максимиан приказал учителям грамоты обучать этому детей, чтобы высмеять наше Таинство. 87. Констанций Хлор, отец Константина Великого Констанций процарствовал два года, а цезарем был 13 лет 438 . От Елены он родил Константина в дакийском городе. (А Максенций и Максимин были убиты Лицинием.) 439 И персы после Диоклетиана и Галерия жили в мире с римлянами, которые отпустили обратно и царских жен, и детей. 2. Констанций, будучи благочестив, так же воспитал и своего сына Константина, и они никоим образом не участвовали в гонении на нас, но он даже позволял своим подданным безбоязненно и беспрепятственно быть христианами. Провозгласив Константина августом и императором в Риме 440 , Максимин на Востоке совершил много зол против христиан, равно как и Максенций – в Риме. 3. И вот божественный Константин восстал на ниспровержение тиранов, и Максенций был убит им в Риме, когда и крестное знамение даровал ему Бог в помощь; а Максимин, побежденный на Востоке Лицинием, еще не обезумевшим, бежит и умирает от ужасной болезни 441 . После убийства Максенция и Лициния 442 , Константин, овладев всей римской землей, установил много законов в пользу христианской религии и приказал почитать пятницу и воскресенье: одну – ради Креста Господнего, а другое – ради Воскресения, и не распинать больше осужденных на кресте. 4. Свою мать он направил в Святые места, и она после обретения Честного Креста послала сыну часть Честного Древа и гвозди, одним из которых он украсил шлем во спасение (?) 443 , а другим – конские удила, приказав также чеканить на своих номисмах свое изображение и образ креста. 88. Константин Великий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010