Скачать epub pdf Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены Память 21 мая В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечом, помышлял в конце III и начале IV столетий совсем стереть с лица земли самое имя христиан 3344 , Промысл Божий уготовал для Церкви Христовой, среди самих кесарей-гонителей христианства, царственного покровителя ее в лице Константина – царя, еще при жизни своей получившего – наименование, навсегда упрочившееся за ним в христианской истории, Равноапостольного, во всемирной же истории Великого. Рожденный в 274 году у родителей, хотя и не христиан, но знакомых с христианством и ему покровительствовавших, Константин с детства чуждался языческих суеверий и приближался ко Христу истинному Богу. Десница Господня сама постепенно приуготовляла его и многоразличными способами очищала его, как избранной сосуд славы Божией. Отец Константина Констанций Хлор, цезарь в Западной половине империи 3345 , будучи по наружности – официально – идолопоклонником, в душе далёк был от языческого суеверия; внутренно он отрёкся от служения многим ложным богам и признавал Единого истинного Бога, – Ему одному поклонялся он и весь дом свой, вместе с детьми и домашними посвящал одному Царю – Богу 3346 . Насколько Констанций далек был от суеверного служения идолам, об этом свидетельствует следующий замечательной случай из его жизни. Констанций, отказавшийся от служения идолам жертвами и курением, пожелал однажды испытать истинные расположения своих царедворцев; он сделал вид, что хочет исполнять суеверные языческие обряды, и сказал своим придворным: – Кто хочет пользоваться моим расположением и любовью и оставаться при почестях, тот должен приносить жертвы идолам, а кто отказывается от этого, тот пусть удалится с глаз моих и не рассчитывает впредь на мое благоволение, ибо я не могу оставаться в общении с неединоверными. Приняв за истину слова цезаря, придворные тотчас же разделились на две партии: одни, люди лицемерные, без действительных религиозных убеждений, с гибкою совестью, могущею склоняться направо и налево, сейчас же изъявили согласие на предложение царя, хотя до этого времени по низменным расчётам и следовали его благому примеру в отрицании идолослужения; другие же, которые от искреннего сердца пренебрегли языческим суеверием и теперь остались верными своим убеждениям, как истинные рабы Христовы, отказываясь от земных и тленных почестей, начали выходить из состава царской свиты. Видя это, Констанций возвратил оставлявших царский дворец, истинных христиан и сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Отец Константина Великого , царь Констанций Хлор, управлявший западными частями Римской империи, будучи язычником, не имел и не показывал уже доверия и уважения к язычеству, но являл расположение к христианам, жившим под властью его на западе. Между тем на востоке и в других местах империи, где владычествовали Диоклитиан, Максимиан, Максентий, продолжались ещё гонения на христиан и разные угнетения всех подданных. «Констанций, говорит Евсевий, чуждался [без]нравственной жизни своих соцарственников и стремился выражать любовь к Богу всяческих. Те нападали на Церкви Божии и разрушали их сверху до низу; напротив, Констанций сохранил свои руки чистыми от такого гибельного нечестия. Те оскверняли подчинённые себе области домашними убийствами благочестивых мужей и жён; а он соблюл свою душу незапятнанной таким преступлением. Давая подданным в течение долгого времени испытывать доказательства царской своей добродетели, признавая одного над всеми Бога и презирая образ жизни безбожников, он оградил свой дом молитвами св. мужей и посвящал одному Царю – Богу, так что общество собиравшегося в его дворце народа ничем не отличалось от Церкви Божией». У своего кроткого, добродетельного и благоразумного отца Константин заимствовал первые правила честной жизни; с ранних лет обнаруживал свои преимущества будущего царского величия и перед всеми своими сверстниками отличался красотой тела, роста и крепостью сил. Но гораздо более, нежели совершенствами тела, украшался он добродетелями души, и прежде всего отличался скромностью, образованностью, врождённым умом и дарованной от Бога мудростью. Живя и воспитываясь, подобно Моисею, среди язычников и гонителей истинной веры, Константин сохранил себя от нечестия и злобы. «Тогдашние государи, видя, что этот юноша бодр, силён, велик и богат умом, исполнялись зависти и страха и начали выжидать удобного случая, как бы запятнать его каким-нибудь бесчестием. Но юноша, заметив это, искал спасения в бегстве, через что опять уподобился великому пророку Моисею».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Св. равноапостольная царица Елена Св. царица Елена, мать Константина Великого , была дочерью содержателя гостиницы. За ее красивую наружность и еще более за высшие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства империи стали причиною семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых правителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга из царского рода, падчерица оставившего царство императора Максимиана. Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерею любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным своим сыном, 11-летним Константином, который был взят ко двору Диоклетиана на Восток. После этого 15 лет провела Елена в удалении от двора, в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех несчастных и обремененных тяжким горем. С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на сына. Не вмешиваясь в дела политические, она всецело посвящает себя добрым делам. Она проявила себя, как усердная покровительница Церкви, горячая ревнительница христианской святыни, и блюдительница неимущих и страждущих. Уже в глубокой старости св. Елена по просьбе сына своего Константина отправилась из Константинополя в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь. С усердием поспешила она на Восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило страны, дарованные некогда как земной рай Аврааму и его потомкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 10. Обращение Константина Великого и новое положение Церкви в Римской Империи. Юлиан Отступник Поворотный пункт в истории Церкви. Изучая историю, замечаешь, что великие изменения в жизни человеческого общества подготавливаются заранее, порой, казалось бы, не такими уж заметными событиями. Так, когда историческая обстановка созревает для великих перемен, появляется выдающийся человек или происходит особое событие, резко изменяющее жизнь общества. Такая необычайная перемена в истории Церкви произошла с участием римского императора святого Константина Великого (царствовал в 306–337 гг.). Перемена эта была подготовлена долгими годами христианской проповеди, исповедничества и мученичества множества людей, постепенным ростом Церкви Христовой и развитием христианской мысли. И тогда в относительно короткое время произошла удивительная перемена – вместо рухнувшего язычества христианство заступило на место официальной религии Римского государства. Ранние годы Константина. Константин был сыном Констанция Хлора, назначенного императором Диоклетианом Цезарем для управления Британией и Галлией. Мать Константина, Елена , по происхождению своему была британка, и семья, в которой рос Константин, хотя и была языческой, но отличалась благочестием. Он рос в обстановке веротерпимости. Констанций Хлор, да и сам Константин были поклонниками Апполона – бога солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенной вере. Елена сочувствовала христианской вере и впоследствии сама приняла христианство. Константин родился около 274 г. в Наиссе (современный Ниш), в Мизии, там, где теперь находится Сербия. Здесь он провел с матерью детство и раннюю юность. Еще юношей Константин был вызван ко двору императора Диоклетиана , до известной степени в качестве заложника, так как последний опасался соперничества со стороны его отца Констанция Хлора. В Никомидии Константин провел более 10 лет и был свидетелем самого страшного гонения на христиан, в том числе на тех, кто занимал высокие посты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Двадцать первый день. Поучение 2-е. Св. равноапостольные Константин и Елена. (Уроки из их жизни: – христиане должны обращаться к силе честного и животворящего креста Господня и содействовать распространению Христовой веры). I. При св. Константине Великом , память коего с его св. и равноапостольною матерью Еленою совершается ныне, христианская вера, до него гонимая, сделалась господствующею в Римской империи. Отец Константина Великого , Констанций Хлор, уважал христиан и давал им почетные должности при своем дворе. Сын его Константин, рожденный от Елены, узнал христианскую веру в доме отца и с молодости привык уважать ее. Когда отец его скончался в Британии (нынешней Англии) в 306 году, Константин был провозглашен западным императором. Ему было тогда 32 года от роду. Он правил подданными с любовию и кротостию. Но в других областях западных правил злой и корыстолюбивый Максентий. В 312-м году подданные Максентия, не имея сил терпеть его притеснения, стали просить Константина избавить их от тирана. Константин пошел на Максентия, и когда он приближался к Риму, вдруг, среди дня, он и его войско увидели на небесах крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай». В ту же ночь Константину явился в видении Сам Христос и повелел ему сделать знамя на подобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Под знаменем креста он победил Максентия, который, спасаясь бегством, потонул в реке Тибре. Приняв христианство, Константин уговорил Ликиния, правителя восточной Римской империи, издать указы в пользу церкви, христианам дозволить строить храмы и свободно исповедывать свою веру. Но Ликиний в душе ненавидел христиан. Тогда Константин объявил ему войну и, победив его, сделался единовластным правителем всей Римской империи; с этого времени он стал открыто покровительствовать христианам. Желая всех подданных сделать христианами, он действовал на них не силою, а советами и убеждениями. Так как в Риме было еще сильно язычество, то Константин избрал себе новую столицу, в Византии, небольшом городке близ Черного моря. Этот городок он назвал новым Римом и Константинополем. Впоследствии город назван Царьградом. Ныне – это столица Турецкой империи. В Константинополе император устроил множество великолепных храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Книга 5 (год 258–313). I. год 258–275 Святитель Дионисий Александрийский В то время, когда гонение Деция обагряло Империю кровью христиан, многие благовестники оставили Рим и отправились в Галлию сеять там доброе семя Евангельское. 444 Со времен апостольских, как уже было сказано, Евангелие возвещалось в этой стране, в последствии названной Францией. Её первые апостолы пришли с Востока и особенно там процветала Церковь Лионская. В южных провинциях, имевших более частые сношения с Италией и с Востоком, Церкви были многочисленнее. Провинции же центральные и северные были почти языческими, а потому апостолы третьего столетия туда и направились. Их было много; они составляли семь обществ и во главе каждого находился епископ. Эти семь епископов были: Гациан, основавший Церковь Турскую, Трофим, восстановивший Арльскую, где благовествовал другой Трофим, ученик апостола Павла; Павел первой епископ Нарбонский, Сатурнин Тулузский, Дионисий Парижский, Стремоний Овернский и Марциал Лиможский. Согласно древнейшим преданиям, эти благовестники были посланы в Галлию епископом Римским св. Фабианом. Преемник его св. Стефан послал еще других и вскоре вся страна усеяна была цветущими Церквами. Язычество удалилось в селения, где великим проповедником был, век спустя, Мартин Турский. Гонение опустошило эти новые Церкви; но как повсюду кровь мучеников стала семенем новых христиан и Церковь Французская находилась в цветущем положении, когда отец Константина Великого , Констанций Хлор избавил ее от гонителей. Сатурнин Тулузский и Дионисий Парижский претерпели мученичество в то же время, как св. Киприан в Карфагене, Никифор в Антиохии, а св. Марин в Кесарии Палестинской. В то самое время святитель Александрии Дионисий принужден был скрываться; по возвращении же на свою кафедру он продолжал заниматься общим благом Церкви. Мы упомянули первые его послания епископам Римским Стефану и Сиксту о крещении еретиков. После смерти последнего он писал о том же двум пресвитерам Римским, Филимону и Дионисию, избранному на место Сикста. 445 Из этих посланы не видно, чтобы Дионисий Александрийский принял какое-либо решение по сему вопросу, он только не похвалял Стефана, хотевшего отделиться от тех, кто будет неодинакового с ним мнения, признает, что крещение еретическое всегда отвергалось во многих Церквах, и упоминает о Соборах в Иконии и Синнаде, его осуждавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЙОРК [англ. York; лат. Eboracum; древнеангл. Eoforwic; древнесканд. Jorvik], город на севере Англии (графство Норт-Йоркшир), на р. Уз, в средние века кафедра католического архиеп-ства; с 1531 г. резиденция англикан. архиепископа. Древнейшие стоянки людей на месте совр. Й. датируются 8000-7000 гг. до Р. Х. На территории города обнаружены клады и захоронения эпохи бронзового и железного веков. После завоевания Британии римлянами на месте совр. Й. располагалась крепость Эборак (Эбурак). Ее строительство было начато в 71 г. Квинтом Петилием Цериалом, легатом IX легиона (Legio IX Hispana) (впосл. наместник рим. пров. Британия (71-74)). Впервые о крепости упоминается в документах на деревянных табличках рубежа I и II вв., найденных при раскопках в рим. крепости Виндоланда (графство Нортамберленд). Первоначальные земляные укрепления впосл. были заменены деревянными, а в нач. II в.- каменными стенами. Вокруг крепости возникло крупное поселение. В 122 г. крепость посетил рим. имп. Адриан (117-138); в 211 г. в Эбораке умер имп. Септимий Север (193-211), готовивший военный поход против пиктов (осуществлению планов помешала смерть императора). В нач. III в., при Септимии Севере или при его сыне имп. Каракалле (211-217), Эборак получил статус рим. колонии (Colonia Eboracensis) и столицы новообразованной пров. Н. Британия (Britania Inferior). В 306 г., во время военной кампании против пиктов, здесь скончался август Констанций I Хлор, после чего воины провозгласили императором его сына св. равноап. Константина I Великого . В нач. IV в. Н. Британия была разделена на провинции Флавия Цезарейская (Flavia Caesariensis) и Вторая Британия (Britania Secunda). Границы провинций и их расположение остаются предметом дискуссий, однако известно, что Эборак был столицей одной из них (ср.: Bury. 1923/1925; Birley. 1981; Mann. 1996). О существовании в городе христ. общины свидетельствует упоминание среди 3 брит. епископов, принявших участие в Арелатском Соборе 314 г., «епископа Эбория из города Эборака» (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 14-22. (CCSL; 148)). Др. сведений о христианах в Эбораке в рим. эпоху нет.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Имп. Констанций Хлор. Бюст. IV в. (Музей Ватикана, Рим) [лат. Marcus Flavius Valerius Constantius Herculius Augustus] (31.03 ок. 250, Дардания - 25.07.306, Эборак, ныне Йорк, Великобритания), рим. император (цезарь с 1 марта 293; август с 1 мая 305), основатель династии Флавиев (Константинов). Его титул Chlorus (букв.- зеленый) известен в источниках лишь с VI в. Муж св. равноап. Елены и отец имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337). Согласно сб. Scriptores Historiae Augustae и имп. панегирикам в честь имп. Константина, К. был сыном Евтропия, некоего знатного гражданина из Сев. Дардании (пров. Мёзия), и Клавдии, племянницы имп. Клавдия II Готского (XII Panegyrici latini. VII (6). 2. 2; VIII (4). 2. 5; Scr. hist. Aug. Prob. 22). Вероятно, Евтропий также был братом Евтропии, жены имп. Максимиана Геркулия. Генеалогия К. большинством совр. исследователей считается недостоверной и сфабрикованной при сыне К. имп. св. равноап. Константине I для обоснования прав Константина на Римский престол, хотя убедительных доказательств подложности сведений об этих родственных связях также нет. К. сделал военную карьеру; находился в составе личной охраны имп. Аврелиана (270-275), участвовал с ним в походах против царства Пальмиры , позднее получил чин трибуна, а при имп. Каре (282-283) стал наместником (президом) пров. Далмация. После захвата власти на Востоке империи имп. Диоклетианом К. поддержал его, перейдя на сторону императора незадолго до сражения на р. Марге (май 285). К 288 г. К. занимал пост префекта претория при дворе имп. Максимиана Геркулия, соправителя Диоклетиана, управлявшего Западом империи. В 289 г. из политических соображений К. развелся со своей 1-й женой св. равноап. Еленой и женился на Флавии Максимиане Феодоре, дочери Максимиана Геркулия. В этом браке родились 6 детей: Флавий Далмаций, Юлий Констанций (оба соправители имп. Константина с кон. 20-х гг. IV в.; убиты в К-поле в 337 в ходе борьбы за власть после смерти Константина), Ганнибалиан Старший (ум. до 337), св. Констанция (впосл. супруга имп. Лициния в 313-324), Анастасия (впосл. супруга сенатора Бассиана) и Евтропия (ум. в 350; впосл. супруга Вирия Непоциана, консула 336 г.).

http://pravenc.ru/text/2057134.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Константин Великий, IV в. (Капитолийские музеи, Рим) [Флавий Валерий Аврелий Константин; лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus Augustus; греч. Κωνσταντνος Μγας; Константин I Великий] (27.02. ок. 272, Наисс, рим. пров. В. Мёзия; ныне Ниш, Сербия - 22.05.337, Никомидия, ныне Измит, Турция), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306), выдающийся политический деятель древности, первым из рим. императоров официально провозгласил себя покровителем христианства и Церкви, провел ряд законодательных и политических реформ в Римской империи, во многом обеспечивших последующую успешную христианизацию рим. общества и превращение империи в христианскую державу; принял крещение на смертном одре. Биография Ранние годы К. род. в семье рим. офицера Флавия Констанция I Хлора , выходца из Дардании (пров. Мёзия, позднее Дакия Прибрежная), буд. императора (цезарь с 293; август Запада в 305-306), и его конкубины - св. равноап. Елены из Дрепана (позднее Еленополь, Вифиния; близ совр. дер. Херсек, Турция), возможно дочери хозяина постоялого двора. О совместной жизни и характерах родителей К. известно лишь из источников позднего происхождения, и поэтому большая часть информации считается недостоверной. В период правления К. св. Елена проявила себя ревностной сторонницей христиан, но неизвестно, когда именно она обратилась к новой вере. Согласно тем же поздним источникам, Констанций Хлор обладал мягким и скромным характером, терпимо относился к христианам, не поддерживал гонений христиан, организованных имп. Диоклетианом с 303 г. Тем не менее на вопрос, мог ли скромный человек сделать военную карьеру в период большого кризиса в Римской империи и заслужить доверие имп. Диоклетиана и Максимиана Геркулия, точного ответа нет. В 288 г. Констанций стал префектом претория в Галлии, а в 293 г.- цезарем, младшим соправителем августа имп. Максимиана Геркулия. Как цезарь Констанций получил в управление диоцезы крайнего северо-запада Римской империи - Галлию и Британию. Ок. 289 г. Констанций по политическим соображениям был вынужден разойтись с Еленой и вступил в брак с Феодорой, падчерицей имп. Максимиана Геркулия. В этом браке родились 3 сводных брата и 3 сводные сестры К.: Далмаций Старший, Юлий Констанций, Ганнибалиан, Анастасия, Констанция I и Евтропия II.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Поль Аллар Четвертая глава. Последнее гонение, – Миланский эдикт 1.С учреждения четверовластия до отречения Диоклетиана Религиозный мир, вероятно, продолжал бы существовать, если бы Диоклетиан оставался один императором: то, что известно о его характере и окружавшей его личной обстановке, позволяет это предполагать. Но верное понимание потребностей времени скоро побудило его избрать себе товарищей по управлению. Обратив должное внимание на урок, данный недавно временем так называемых тридцати тиранов, Диоклетиан понимал, что только соподчиненное и правильное разделение империи может быть единственным средством против ее нового распадения. Усиливаясь сохранить видимое единство империи, пришлось бы подвергать себя риску увидеть ее, более или менее скоро, разрывающеюся на части или по капризу честолюбивых революционеров, или вследствие необходимости местной защиты, или, наконец, даже в силу национальных побуждений, которые волновались уже в груди различных народов, подчиненных главенству Рима. На самом деле, в римском мире, теснимом со всех сторон варварами, Рим являлся только историческим центром. Исполнительная власть могла бы иметь силу отныне только тогда, когда приближалась бы к границам этих народов и имела бы множество органов. Это преобразование и начал Диоклетиан с 285-го года, взяв к себе соправителем Максимиана Геркулеса, сначала в качестве цезаря, а потом – с титулом августа, и поставивши его на страже Запада, при чем Восток Диоклетиан сохранил за собою. В 292-м году он окончил осуществление этого предусмотрительного плана 237 , и думал, что усовершенствует свою систему учреждением четверовластия, которое должно было еще разделить заботы и труды, и состояло в том, что на Западе Максимиану Геркулесу давался в качестве помощника Констанций Хлор – с титулом цезаря, а Диоклетиан взял себе Максимина Галерия – с тем же титулом. Под непосредственным управлением первого из августов, т. е. Диоклетиана, оставались: Азия с принадлежащими к ней провинциями, Египет, который был как бы ее естественным продолжением, и Фракия, которая обеспечивала его сношения с Европою; Максимиан соединял под своим скипетром Италию, Африку и, вероятно, Испанию; его соправитель Констанций Хлор получил Галлию и Британию; а в империи Диоклетиана – Галерий был верховным правителем дунайских провинций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010