#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Правда о Царских останках Леонид Симонович-Никшич   11:09 30.06.2017 2022 Время на чтение 6 минут От редакции : Как сообщалось, 18 июня в Москве в Коломенском состоялась конференция к 100-летию мученического подвига Царской семьи «Екатеринбургские останки» - где правда, а где вымысел?» . Мы уже опубликовали выступления на конференции вдовы племянника Царя-Мученика Николая О.Н.Куликовской-Романовой , протоиерея Константина Буфеева , историка и публициста Б.Г.Галенина , историка и публициста Л.Е.Болотина , старшего следователя-криминалиста Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ В.Н.Соловьева , историка В.И.Корненко (Корна) , изложение основных положений резолюции конференции ее организатором президентом Русского культурно-просветительского центра им. Святителя Василия Великого В.В.Бойко-Великим .

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

VIII. Противодействие и торжество врагов унии над ее приверженцами на соборе разбойничьем 449 хода. – Диоскор – главный вождь врагов унии. – Характеристика собора разбойничьего, обскурантизм. – Исключительное тяготение к символу никейскому и отрицательное отношение к символу константинопольскому. – Лжетолкование унии. – монофизитство. – Победа врагов унии над защитниками ее в Ефесе (440 г.). – Флавиан, Домн, Феодорит, Ива и др. страдальцы за привязанность к унии Отступник, зверь, поистине самый упорный н боговраждебный, еще не успокоился, еще не расстался с поселившеюся в нем злобой; постоянно раздражаясь ненавистью к св. церквам, он в дерзости своей обращает против догматов истины необузданные языки людей нечестивых и невежественных. Св. Кирилл. Паступил 449 год христианской эры. Церковь переживает величайший кризис. Враги унии, крайние александрийцы, противники, ожесточенные противники всего, что носило хотя малейшую печать антиохийского богословского направления, торжествуют. Но, слава Богу, не надолго! Мы говорим о соборе разбойничьем и его деяниях, или правильнее – злодеяниях. Это было удивительное время в истории церкви; события сменяют одно другое с неимоверной быстротою. Явления следуют одно за другим, как при чтении книги. Церковь сильно волновалась. Давно ли состоялась уния между александрийцами и антиохийцами, давно ли жил Кирилл, этот истый александриец, приветствовавший унию радощами своими? Но вот уже наступили новыя времена. Великое явление – разумеем унию, – считается позором церкви, друзья унии объявляются врагами церкви, православия: противники унии провозглашают себя истинными носителями истинной веры! Монофизитство также высоко поднимает свое знамя, как арианство во времена Констанция. Видя все это, можно воскликнуть с Василием Великим , пораженным в свое время бурями арианизма: „вера и церковь гибнуть!”. Но промысл Божий не дремлет, – так утешал св. Лев скорбящую церковь рассматриваемого времени, и, действительно, туча оказалась мимолетной. Душою, вождем, неутомимым деятелем монофизитства, как известно, был Диоскор, патриарх александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

XIII. ПОКРОВ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В СУДЬБАХ РОССИИ Помяну имя Твое во всяком роде и роде ( Пс. 44:18 ) Подобно православной Греции, и Россия в разное время испытывала очевидное заступление Небесной Ходатаицы рода христианского. Почти при самом начале государства Русского Царица неба и земли чудесно послала Свой икону в Киево-Печерскую обитель, как бы в благословение просветившемуся христианской верой всему отечеству нашему. Память многих других чудных событий записана в летописях истории, увековечена построением святых храмов и обителей 74 и учреждением крестных ходов. Подробный рассказ о благодатном покрове Божьей Матери над Россией потребовал бы целой книги. Здесь мы лишь вкратце приведём важнейшие случаи очевидного заступления Царицы Небесной и Её чудесные явления соотечественникам нашим – князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим. В 1155г. сын великого князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, удалился из Киевской области в Суздальскую, где он родился и был воспитан. Он взял с собой образ Божьей Матери, привезённый из Константинополя. В 10 вёрстах от Владимира, лошади княжеские, вёзшие святую икону, вдруг остановились и не шли вперёд; перепрягли других, и те стали, как вкопанные. Во время ночной молитвы князя Андрея (18 Июля), явилась ему Богоматерь и объявила, что икона Её должна быть во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Благодатную в том виде, в каком явилась Она ему, а на месте видения велел строить обитель. Место это получило от него название Боголюбово, как ознаменованное знамением любви небесной. Скоро после того он сделался великим князем северной России и объявил Владимир столицей. Сам князь сподобился мученической кончины, признан к лику святых; нетленные мощи его открыты в 1702 году (память его 30 Июня). Около 1160г. инок Киево-Печерского монастыря Эразм все средства свои употребил на украшение Печерской церкви; а потом, по внушению духа злобы, стал сетовать об этом. В тоске заболел тяжко и семь дней лежал без языка. На 8 день внезапно встал и поведал братьям: «видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: «Эразм, поскольку ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего; встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Эразм встал, исполнил повеленное ему – и на третий день скончался (24 Февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Шмеман, Исторический путь; Болотов. Император Диоклетиан (284-305) был великим правителем-реформатором. После тяжелого кризиса, пережитого Империей в III в., он реформировал всю ее сверху донизу: оборона, монетарная система, налоги и цены - все было переделано. Империя была разделена между двумя августами, у каждого из них был свой помощник-кесарь, который должен был ему наследовать. Август должен был сам назначать кесаря, выбирая наидостойнейшего. Таким образом, Империя должна была получать самых лучших правителей. Система эта выглядела очень разумной, но оказалась не слишком практичной и начала рушиться еще при жизни Диоклетиана. Кесари не хотели дожидаться смерти августов, а у тех рождались сыновья, которых они хотели видеть своими наследниками, вместо чужих им кесарей. Но мальчики рождались и у кесарей тоже, и те также хотели сохранить наследство за ними... Диоклетиан и его кесарь Галерий правили Империей к востоку от Адриатики, а на Западе правили Максимиан и его кесарь Констанций (отец будущего императора Константина). Столицей Галерия была Никомидия, где на него оказывал влияние некто Херокл, губернатор Вифинии, неоплатоник, ненавидящий христианство. С 300 г. очень остро встал вопрос о лояльности армии, и восточный кесарь заявил о необходимости окончательного решения христианской проблемы, ибо, по его мнению, христиане оказывали на армию разлагающее влияние. На торжественном жертвоприношении, проведенном в присутствии Диоклетиана и Галерия, авгуры заявили, что не могут ничего прочесть на печени жертвенных животных, потому что кто-то из присутствующих христиан перекрестился. Диоклетиан обратился к оракулу Аполлона в Милете; тот также усмотрел вину христиан в плохих результатах гаданий. 23 февраля 303 г. христианский собор напротив императорского дворца в Никомидии был разобран, а на следующий день был опубликован эдикт, что все церкви должны быть уничтожены, все Библии и литургические книги сданы властям, богослужебные сосуды конфискованы, а все богослужебные собрания запрещены. Несколько месяцев спустя был издан второй эдикт (очевидно, он имел силу лишь для Востока) об аресте всего клира. Однако все не могли поместиться в тюрьмах, и следующей осенью была объявлена амнистия при условии принесения жертвы перед статуей императора. Указ вошел в силу в 304 г.: все граждане Империи под страхом смерти обязаны были принести жертву (но, очевидно, этот указ тоже имел силу лишь на Востоке). Началось кровавое гонение.

http://sedmitza.ru/lib/text/434703/

     Петров, или как его еще принято называть, Апостольский пост, относится еще к самым ранним временам Церкви Христовой. Известно, что утвердился он, когда в Константинополе и Риме святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по старому стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня. Увидеть «короля» Казалось бы, нет ничего необычного. В церковном календаре кроме четырех в разной степени длительности постов годичного круга существуют еще среда и пятница, дни, в которые мы вспоминаем о предательстве Спасителя его учеником и о страданиях, распятии и крестной смерти Господа. Но вот неоднократно на просторах сети или среди невоцерковленных или же начинающих свой путь в Церкви знакомых приходилось сталкиваться с некоторым, если это так можно назвать, недоумением по вопросу постов в летний период. Один из аргументов недоумевающих звучит почти сногсшибательно: «Но это же самое время отпусков!» И даже, что интересно, в среде верующих и воцерковленных людей иногда нет-нет, да встретишь такое вот отношение: «Ну, Петров пост как-то полегче…» И вот здесь, конечно же, самое время задать вопрос: в чем же его легкость? Разве что в каком-нибудь гастрономическом аспекте? Но, если ты постишься с оглядкой на холодильник, то не проще ли оставить все это и заняться спортом и найти себе хорошего диетолога и выполнять его указания? Если дни поста омрачаются отсутствием любимого вкусненького, то какой смысл думать о понуждении себя к духовной жизни? Потому что у всякого поста, в любое время года и даже недели, конечная цель, да и главное средство – радость. Радость преодоления, освобождения, выхода из повседневной суеты, открытие самого себя, пусть даже и в неприглядном виде. Пост обнажает человека, он не срывает с него одежду, но выталкивает из амбиций и самонадеянности, иллюзий и самообмана, как бы подсказывая: ты увешался тщетным, ты закутал себя ненужным, но посмотри, взгляни честно на самого себя… все как в сказке: король-то голый!

http://pravoslavie.ru/104390.html

     Предшествовавшие первой мировой войне и поражению Турции годы характеризовались полнейшей доброжелательностью отношений Русской Православной Церкви к Константинопольскому Престолу, постоянной братской поддержкой и в случае нужды покровительством, при неизменном уважении к кафедре св. Иоанна Златоуста. Взаимно Константинопольская Церковь в лице своих представителей всегда отдавала должное младшей, но более сильной Сестре—Церкви Российской. Повседневные тесные братские отношения двух Церквей не испытывали серьезных трений. Новая стадия взаимных отношений двух Церквей начала отмечаться в период управления Константинопольской Патриархией Местоблюстителя Митрополита Брусского Дорофея (1919—1921 гг.). Изменению курса внешних отношений Константинопольской Церкви предшествовал и сопутствовал ряд политических факторов. Как известно, поражение Турции в первой мировой войне содействовало успеху политической группировки, возглавляемой Е. Венизелосом (род. в 1864 г.), усилиями которой в мае 1917 г. Греция окончательно встала на сторону союзников. Территориальные притязания партии Венизелоса не удовлетворились присоединением к Греции Восточной Македонии и Смирны, в перспективе она видела возрождение Византийской империи со столицей в Константинополе. Оккупация Константинополя союзниками , казалось, приблизила осуществление вожделений. Весьма значительной поддержкой пользовался Венизелос в руководящих церковных кругах Константинополя, где к тому времени преобладали его политические сторонники. Местоблюститель Константинопольского престола митрополит Брусский Дорофей в 1920 г. совершил поездку по странам Западной Европы, включая Англию, с обращением к Великим державам об уничтожении Турции. Константинопольская Патриархия перестала признавать турецкое правительство и по гражданским делам обращалась к английским оккупационным властям. Еще в Окружном послании Патриарха Иоакима III проводилась мысль о необходимости общения Православных Церквей с теми инославными обществами, которые стремятся к церковному единству.

http://pravoslavie.ru/115755.html

А.В. Мигальников Полемика между святителем Григорием Двоесловом и константинопольскими патриархами вокруг титула «Вселенский» Источник Аннотация Статья описывает содержание и ход полемики, развернувшейся на рубеже VI-VII вв. по поводу титула «Вселенский» (греч. οκουμνικος; лат. universalis), полемики между Римскими папами Пелагием II (579–590) и Григорием Великим (590–604) и Константинопольскими патриархами Иоанном IV Постником (582–595) и Кириаком II (595–606). Источником для данного исследования послужили 17 писем папы Григория различным лицам [S. Gregorii Magni Registrum, 1982]. При анализе посланий особое внимание уделено аргументам папы Григория о необходимости отказа патриарха от титула. По мнению ряда исследователей, источником негативного отношения Григория к титулу послужила не реальная опасность для Церкви, а расхождение в сути понятия «вселенский» на Востоке и на Западе. Тем не менее доводы, приводимые папой Григорием для обоснования своей позиции, остаются важным святоотеческим свидетельством о невозможности универсальной власти в Церкви, кроме власти ее главы Иисуса Христа. Ключевые слова: титул «Вселенский», история Вселенской Церкви, история Византии, папство, папа Григорий Великий , Константинопольский патриарх, богословие, экклезиология, первенство в Церкви, примат. Для цитирования: Мигальников А. В. Полемика между святителем Григорием Двоесловом и Константинопольскими патриархами вокруг титула «Вселенский»//Сретенское слово. Москва: Изд-во Сретенской духовной академии, 2022. 3. С. 46–59. DOI: 10.55398/27826066_2022_3_4 Одной из центральных тем в полемике между Римской и Константинопольской кафедрами на рубеже VI–VII вв. является протест Римского папы Пелагия II (579–590), а позднее его преемника Григория Великого (590–604) против титула «Вселенский» (οκουμνικος) патриархов Константинополя. Этот сюжет рассматривается практически во всех исследованиях, посвященных папе Григорию и истории папства поздней Античности. Однако характер исторического источника позволил провести более детальный анализ 1 по сравнению с ранее представленным во многих рассмотренных нами работах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

А. Кордочкин Вестготский период Свт. Леандр Севильский Леандр родился в городе Картаго Нова (ныне Картахена) в 536–538 гг. Его младшие братья и сестры – будущие святители Исидор Севильский и Фульгенций Астигийский и преподобная Флорентина Карфагенская. После завоевания Византией побережья семья переехала в Гиспалис (Севилью). Здесь Леандр получил образование. С 578 г. до своей кончины Леандр – архиепископ Севильи. Он был духовным наставником мученика Ерминингельда (память 1/14 ноября), одного из четырех испанских святых, чье имя внесено в святцы Русской Православной Церкви. Когда в 579 г. Ерминингельд восстал против своего отца Леовигильда, Леандр отправился в Константинополь, надеясь заручиться военной помощью. Там Леандр сблизился с будущим свт.  Григорием Великим , легатом папы Пелагия (579–585). 391 После казни Ерминингельда Леовигильд разрешил Леандру снова занять кафедру. Под руководством Леандра брат Ерминингельда Рекаред, наследовав престол, принял православие, которое на III Toлeдckoм соборе (589 г.) было провозглашено официальной религией страны. Леандр явился вдохновителем собора, с которого начинается «золотой век» христианской культуры и литературы в Испании. Деяния собора завершила проповедь Леандра «Торжество Церкви об обращении готов», гимн торжеству Православия на испанской земле. Если в проповеди Леандр раскрывается как церковно-общественный деятель, то его наставления девам «Об образе жизни дев и презрении к миру» показывают Леандра как человека глубокой внутренней жизни, молитвенного сосредоточения. Этот труд не является систематическим уставом монашеской жизни, скорее, Леандр обозначает общие принципы монашеской жизни, полагаясь во многом на труды свт. Киприана Карфагенского , свт. Амвросия Медиоланского , блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина Гиппонского и преп. Иоанна Кассиана Римлянина . 392 Святитель скончался около 600 г. Его мощи пребывают в кафедральном соборе Севильи. Согласно литургическим источникам, в эпоху неразделенной Церкви святитель Леандр почитался за пределами Испании; его имя встречается в галльских «Мартирологии Флора» (1 noл.IX b.), «Мартирологии Усуарда» (2 noл.IX b.), в которых его память обозначается 27 февраля. 393 В мосарабском «Календаре Рецемунда» его память – 13 марта. 394 Проповедь святого епископа Леандра во славу Церкви по поводу обращения народа, произнесенная после собора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко XLVI. Император Роман II (959–963) Глава 1. Возврат Крита. Триумф византийского оружия в Сирии Краткое царствие 21-летнего императора Романа II вначале обещало Римскому государству много благ. Юный василевс был крепок телом, красив лицом и статен. Стройный, как кипарис, высокий мужчина с копной светлых, пшеничных волос, с красивыми глазами и «римским носом», розовощекий, спокойный, приятный в беседах, он вызывал любовь у народа и восхищение у женщин. Воспитанный отцом как ученый, Роман II прекрасно владел словом и письмом и относился к числу самых образованных людей своего времени. Во многом походивший на отца – и внешне, как мы могли убедиться, и по складу характера, император всегда находил время, чтобы помимо государственных дел заняться любимыми забавами. Правда, со временем его интересы изменились, и вместо научных бесед василевса все более стали увлекать охота – царь был страстным охотником, игра в мяч, состязания на ипподроме и пиры 422 . Но этот юноша вовсе не был прожигателем жизни, как иногда пытаются показать. Уже первые шаги нового царя показали, что на трон взошел человек, наполненный чувством ответственности за судьбу Римской державы и прекрасно разбирающийся в своих обязанностях. «Он любил родину, как мать», – скажет впоследствии о нем анонимный летописец, и это истинная правда. Иными словами, Роман II был настоящим самодержцем. Первым делом император воздал почести некоторым престарелым товарищам и помощникам покойного отца, которым Византия была обязана последними победами. Но вслед за этим... удалил их от дел, набрав себе новый штат сановников. Согласно последней воле Константина Порфирородного, главой синклита царь поставил друнгария флота, препозита Иосифа Вринге, способного (хотя и надменного) администратора, сосредоточившего в своих руках многие вопросы государственного управления. Протоспафария Иоанна Хирина он возвел в достоинство патрикия и назначил великим этериархом. Другой любимец императора, протоспафарий Сисиний, ученый муж и опытный государственник, стал логофетом геникона (начальником податного ведомства). Эпархом Константинополя приказом царя был определен другой ученейший человек своего времени, его близкий друг, Феодор Дафнопат. Опытные юристы и благочестивые люди, они поддержали тот режим законности, который царил при императоре Константине VII, становясь, по словам летописца, «судьями для обидчиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Август 1889 г. 1 августа Благодарю Господа, избавившего меня вчера от тесноты врага бесплотного, запнувшего меня на последней ектении последования святого Крещения. Воззрел я в покаянии сердечными очами ко Господу, и Он тотчас услышал и спас меня. Это было в Высокой улице, против дома Якова Андреева, вечером в десять часов. И еще несколько раз спасал меня Господь. О, грех, грех! Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно позднюю литургию в Успенской церкви; впрочем, было мучительное негодование на дьячка за поспешность в пении, от которой я не мог вычитывать спокойно молитв. Эту скорбь, или это огорчение я погасил покаянием, смирением, терпением, молитвою, причащением после литургии Святых Даров. Сегодня вечером в восемь с половиной часов было два страшных удара грома и два ослепительных сверкания молнии: я скрывался от дождя в это время в лавочке Лишкина в доме Якова А. Мурашова. Дети Руфина и Лиза от страха сильно плакали, как я и узнал по приходе домой. Гурновы были в соборе и на кладбище; жалкие они оба: лукавый ест их вдоль и поперек, смущает, волнует каждый день подозрительностью Александры Константиновны относительно мужа, и ему приходится жутко, бедному. В утешение он только курит свою сигару. При них вечерню я правил кратко с большим смущением, они не бывали у меня годов пять и более. 2 августа Утро. Живоначальной десницей Христа Бога моего я опять и опять спасен утром пред началом и во время утрени сначала от тоскливости и тесноты сердца, а потом от огорчения на чтеца Владимира (тайного огорчения) за скорое и вялое чтение, и наконец по приходе домой. Служил утреню чистым и звучным голосом, с великим дерзновением. Злом зла не уврачуешь, смятением мира не водворишь, погрешности погрешностью не исправишь, но добром зло уврачуешь, кротким словом мир водворишь и погрешность исправишь. Так и делай. Благо и здорово есть огурцы с черным хлебом, и больше мне ничего не надо: голос отличный, сам крепок и здоров. Во время литургии борьба с кознями вражиими величайшая, избавление от Господа скорое, державно сильное, причащение животворное. После литургии опять борьба с кознями из-за поспешности дьячка, огорчение на него, терпение огня вражьего; за вечерней не справился с врагом, но был одолен от него, потому что с гостем отцом Илией Кедровым (из Петербурга) за обедом пил водку и вино и был невоздержен. О, пост, только пост с молитвою сила моя! 3 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010