Едва ли во всей церковной истории 1 можно указать другую личность, которая вызывала бы столь разнообразный и многосторонний интерес к себе и в то же время подвергалась бы столь несогласному и противоречивому обсуждению и оценке, как личность первого христианского императора Константина Великого . Литература о нем необычайно обширна. Еще в начале XVIII века (1720 г.) Фогт, автор одной брошюры о Константине, насчитывал более 150 сочинений древних и новых писателей, занимавшихся этим императором, а с тех пор число сочинений о нем значительно возросло 2 . Но, несмотря на это обилие литературы, мы напрасно стали бы искать в ней какого-либо общепризнанного взгляда на Константина, каких-либо раз и навсегда установленных и неизменных результатов. Напротив, нигде разнообразие ученых мнений не доходит до такой поразительной противоположности и разноречивости, не развивается до такой пестроты красок и звуков, как в этой области. Во всем этом необозримом море литературы трудно отыскать хотя бы два исследования, одинаково понимающие дело. Начиная с Евсевия Кесарийского , первого биографа Константина, не постеснившегося в своей напыщенной лести сравнить его с самим Спасителем 3 , и кончая Нибуром 4 и Буркгардтом 5 , которые в первом христианском государе ничего не видят, кроме властолюбца-деспота, со спокойной совестью, если только такая была у него, приносившего в жертву своим личным интересам божеские и человеческие законы, суждения ученых проходят все градации, мыслимые между этими двумя крайностями, так что, по-видимому, здесь исключается всякая возможность сказать что-нибудь оригинальное, взглянуть на предмет с новой точки зрения. Главным фокусом, около которого центрируется весь этот калейдоскоп мнений, является вопрос об обращении Константина в христианство : что побудило его к этому поступку? По каким мотивам он решился оставить свои прежние верования и принять новую религию? – такой или иной ответ на этот вопрос, то или иное объяснение его уже заранее предрешают как общий взгляд на личность Константина, так и всю оценку его деятельности на пользу христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Житие Константина-Кирилла Подготовка текста и перевод Л. В. Мошковой и А. А. Турилова, комментарии Б. Н. Флори У истоков славянских литератур лежит сочинение, посвященное человеку, чей талант, труд и подвиг сделали возможным само их существование, – обширный текст высоких литературных достоинств и ценнейший исторический источник – Пространное житие Константина (в монашестве Кирилла) Философа. Относительно авторства памятника существуют разноречивые суждения, но среда, в которой он возник (ближайшее окружение первоучителя), и время создания (вскоре после смерти Константина в Риме) не вызывают сомнений. Жизнеописание создателя славянской письменности в полной мере разделило ее исторические судьбы: гонение в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия, когда само существование славянской грамоты и славянского богослужения находились под вопросом, триумф в Болгарском государстве Бориса и Симеона и упадок под византийским владычеством, новый бурный расцвет уже на иной территории – в Киевской Руси. Вплоть до Нового времени тема равноправия славянского языка как языка, которым достойно славить Бога, и ортодоксальности славянского православия оставалась актуальной. Первые следы использования Жития Константина в других литературных памятниках прослеживаются с начала XII в. (Повесть временных лет под 996 г.). Символично, что уже на рубеже Нового времени в России к нему проявляют интерес писатели противоположных литературных направлений: высокоученейший воспитанник Киево-Могилянской академии св. Димитрий, митрополит ростовский, создавший к 1700 г. новую редакцию Жития, и основатели знаменитой Выговской пустыни старообрядцы братья Андрей и Симеон Денисовы, включившие традиционный текст памятника в круг обязательного чтения общины (Минеи Четьи 1711 г.). Внимание и уважение к истокам сближало противоположности. Живое отношение последующих эпох к Житию Константина как к памятнику, вновь и вновь обретающему актуальность, отразилось и в его рукописной традиции. Сохранилось не менее 60 полных списков памятника начала XV–XVIII вв., а число выписок (старшие из которых относятся к XIII в.) просто не поддается учету. Сопутствующие памятнику в рукописях тексты ясно свидетельствуют, что Житие (и выписки из него) воспринимались и использовались многопланово: и как собственно агиографический памятник, и как полемический трактат, источник сведений по истории, философии и грамматике. Большинство сохранившихся списков (свыше 80 %) – восточнославянского происхождения. Однако значение древнерусской традиции Жития не только в их числе: как недавно установил итальянский славист Дж. Дзиффер, вседошедшие списки памятника восходят к восточнославянскому протографу домонгольского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава Вторая. Союз Вселенской Церкви с Римской Империей (От Миланского эдикта (313) до падения Константинополя (1453) Константин Великий (288–337) Константин Великий родился в 288 году. Его отец Констанций Хлор († 306) был верховным правителем Галлии, Британии и Испании, и носил титул Цезаря. Его мать Елена происходила из простой среды и от нее Константин наследовал свою физическую силу, простоту своего обращения с людьми и глубокую набожность. Свою молодость Константин провел при императорском дворе. Там он изучил военное искусство :и ознакомился с системой государственного управления, но там же он присутствовал при пытках и казнях христиан и испытал на себе интриги и вражду вождей Империи. Среди ненависти, страха и жестокости, господствовавших среди правителей государства, он выделялся чистотой своей жизни и непричастностью к тем заговорам, которые постоянно возникали вокруг престола. Только чудом он спасся от смерти, бежав от своих убийц к отцу в Галлию, и там в 306-ом году был провозглашен верными солдатами Констанция Хлора «Августом», т. е. одним из младших соправителей Империи. Так началась блестящая карьера молодого Константина, одного из гениальнейших монархов мировой истории. Он умел совмещать в себе качества первоклассного полководца, не потерпевшего ни одного военного поражения за все свое долгое и бурное царствование, со способностью быть справедливым и мудрым правителем величайшей империи. Кроме того он был человеком высокой духовной одаренности, сохранившим до конца жизни чуткую совесть и непогасившим в себе милосердие и сострадание к ближнему. Но не эти выдающиеся черты сделали Константина Великого Святым и Равноапостольным мужем, а его дерзновенная вера во всепобеждающую силу Креста Спасителя. Он был истинный служитель Всевышнего Бога, Которому он отдал власть над собой и вверенной ему Державой. Константин, всесильный Император Рима, с радостью и смирением последовал за Христом и стал одним из Его учеников. Есть что-то дерзновенно прекрасное во всей личности Константина; он обладал даром проникать в тайны будущего, видеть вещи, сокрытые от взора его современников. Ему принадлежала гениальная мысль построить новую столицу Империи на берегах Босфора, и город, названный его именем, стал на долгие столетия владыкой всего ближнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Викторина Великоустюжский тест: можешь ли ты стать гидом по родине Деда Мороза? О том, что этот город — «родина Деда Мороза», знают сегодня все. А что еще вам известно о Великом Устюге? Попробуйте ответить на 10 вопросов нашей викторины. На заставке фото Гараевой Натальи/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Начать викторину Как назывался предшественник Великого Устюга? Югорье Гледен Наволок Вначале на правом берегу Сухоны стоял город Гледен, выстроенный на месте вепсского поселения IX–X веков. А Устюг возник позже, в начале XIII века, на другом берегу реки. Вначале на правом берегу Сухоны стоял город Гледен, выстроенный на месте вепсского поселения IX–X веков. А Устюг возник позже, в начале XIII века, на другом берегу реки. Вначале на правом берегу Сухоны стоял город Гледен, выстроенный на месте вепсского поселения IX–X веков. А Устюг возник позже, в начале XIII века, на другом берегу реки. Вначале на правом берегу Сухоны стоял город Гледен, выстроенный на месте вепсского поселения IX–X веков. А Устюг возник позже, в начале XIII века, на другом берегу реки. Как звали князя, который основал Устюг? Всеволод Святославич Чермный Всеволод Юрьевич Большое Гнездо Константин Всеволодович Святослав Всеволодович В 1212 году старший сын Всеволода Большое Гнездо князь Ростовский Константин Всеволодович основал на левом берегу Сухоны в местечке Черный Прилук город Устюг. Князь Всеволод Большое Гнездо действительно имел отношение к этим местам — в 1178 году он заложил в устье реки Юг город Гледен, предшественник Устюга. Но сам Устюг основал в 1212 году в четырех верстах от Гледена старший сын Всеволода, князь Ростовский Константин Всеволодович. В 1212 году старший сын Всеволода Большое Гнездо князь Ростовский Константин Всеволодович основал на левом берегу Сухоны в местечке Черный Прилук город Устюг. Город Устюг основал на левом берегу Сухоны в местечке Черный Прилук в 1212 году старший сын Всеволода Большое Гнездо князь Ростовский Константин Всеволодович. Что такое ушкуй? Овчинный полушубок с воротником-капюшоном

http://sever.foma.ru/ds_quiz/velikoustju...

Имп. Констанций Хлор. Бюст. IV в. (Музей Ватикана, Рим) [лат. Marcus Flavius Valerius Constantius Herculius Augustus] (31.03 ок. 250, Дардания - 25.07.306, Эборак, ныне Йорк, Великобритания), рим. император (цезарь с 1 марта 293; август с 1 мая 305), основатель династии Флавиев (Константинов). Его титул Chlorus (букв.- зеленый) известен в источниках лишь с VI в. Муж св. равноап. Елены и отец имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337). Согласно сб. Scriptores Historiae Augustae и имп. панегирикам в честь имп. Константина, К. был сыном Евтропия, некоего знатного гражданина из Сев. Дардании (пров. Мёзия), и Клавдии, племянницы имп. Клавдия II Готского (XII Panegyrici latini. VII (6). 2. 2; VIII (4). 2. 5; Scr. hist. Aug. Prob. 22). Вероятно, Евтропий также был братом Евтропии, жены имп. Максимиана Геркулия. Генеалогия К. большинством совр. исследователей считается недостоверной и сфабрикованной при сыне К. имп. св. равноап. Константине I для обоснования прав Константина на Римский престол, хотя убедительных доказательств подложности сведений об этих родственных связях также нет. К. сделал военную карьеру; находился в составе личной охраны имп. Аврелиана (270-275), участвовал с ним в походах против царства Пальмиры , позднее получил чин трибуна, а при имп. Каре (282-283) стал наместником (президом) пров. Далмация. После захвата власти на Востоке империи имп. Диоклетианом К. поддержал его, перейдя на сторону императора незадолго до сражения на р. Марге (май 285). К 288 г. К. занимал пост префекта претория при дворе имп. Максимиана Геркулия, соправителя Диоклетиана, управлявшего Западом империи. В 289 г. из политических соображений К. развелся со своей 1-й женой св. равноап. Еленой и женился на Флавии Максимиане Феодоре, дочери Максимиана Геркулия. В этом браке родились 6 детей: Флавий Далмаций, Юлий Констанций (оба соправители имп. Константина с кон. 20-х гг. IV в.; убиты в К-поле в 337 в ходе борьбы за власть после смерти Константина), Ганнибалиан Старший (ум. до 337), св. Констанция (впосл. супруга имп. Лициния в 313-324), Анастасия (впосл. супруга сенатора Бассиана) и Евтропия (ум. в 350; впосл. супруга Вирия Непоциана, консула 336 г.).

http://pravenc.ru/text/2057134.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Константина-Кирилла Философа Житие Константина (Кирилла) Философа (Пространное) – памятник болгарской агиографии, широко распространенный в древнерусской книжности. Ж. содержит ценные сведения о жизни и деятельности Константина Философа, создателя славянской письменности, выдающегося миссионера, полемиста и писателя. Принято считать, что это Ж. было создано в Великоморавии между 869 и 882 гг. Мнение о том, что Ж. было написано в Болгарии в период Второго Болгарского царства (В. Григорович, В. Киселков) и что местом его написания была Паннония, ныне отвергнуто. Древнейшими из 48 полных сохранившихся списков Ж. являются списки болгарского писателя XV в. Владислава Грамматика, сделанные им в 1469 и 1479 гг. Ныне обнаружен утраченный список нач. XV в. (ГИМ, собр. Барсова, 619). Их тексты не содержат существенных смысловых разночтений. В основу изданий обычно кладут списки Владислава Грамматика как старейшие, а также и список ГБЛ (собр. МДА, 19) как в некоторых отношениях более исправный. В рукописной традиции бытует много извлечений из текста Ж., существует и несколько переделок. Ж. анонимно, и поэтому атрибуция – один из самых запутанных вопросов его изучения. Большинство славистов считают, что автором Ж. был Климент Охридский, один из самых известных учеников миссионера, выдающийся писатель и педагог, основоположник так называемой Охридской литературной школы. В доказательство обычно приводят стилистические параллели между Ж. и произведениями Климента, которому к тому же принадлежит и Похвала Константину (Кириллу). По другому мнению, Ж. было написано учениками Константина во главе с Мефодием; некоторые полагают, что автором был сам Мефодий. Высокий уровень литературного мастерства, заинтересованность в создании культа брата в связи с дальнейшим укоренением славянской письменности и богослужения, знакомство с детскими и отроческими годами персонажа, с его миссиями среди арабов и хазар – все это приводится в пользу авторства Мефодия. Между тем единственное указание авторства в Ж., которое читается в конце гл. X, сообщает, что Мефодий перевел «книги» своего брата, разделив их на 8 слов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Спасут ли русские Константинополь? Древние пророчества. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Спасут ли русские Константинополь? Древние пророчества 22.07.2021 18:00 Версия для печати Константинополь в XV веке.  Источник: Стамбульский археологический музей Кто предсказал, что «великий светловолосый северный народ» освободит Константинополь и вновь сделает Святую Софию православным храмом? Какими событиями подкреплялось это пророчество, и суждено ли ему исполниться? Исследуем исторические свидетельства. Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, Ни мудрых истин, ни картин, Но ни Виргилий, ни Расин, Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, Ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов. Так описывает Пушкин любимую книгу Татьяны Лариной. Действительно, под именем Мартына Задеки предприимчивый московский купец издал гадательную книгу с сонником, но пришел этот таинственный автор в Россию по другому поводу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Еще протестантский ученый Готфрид Арнольд, живший в конце XVII в., в своем известном сочинении «Беспристрастная история Церкви и ересей» высказывал прямое сомнение: был ли даже крещен Константин Великий и находил в его деятельности очень много элементов языческого характера. С тех пор сделалось почти правилом в протестантской науке, в особенности у гражданских историков, подозревать искренность обращения Константина к христианству. Пропуская историков и писателей XVIII в., укажем на историков и писателей текущего столетия, которые выставляли первого христианского императора в своих сочинениях то чуть не решительным язычником, то полуязычником, то с ревностью, достойной лучшего применения, отыскивали какие–либо следы язычества в «обращенном» Константине. Какими побуждениями руководствовались в своем предприятии этого сорта протестантские историки, – это едва ли нужно разъяснять. Вот далеко не полный список историков и писателей протестантского лагеря, трудившихся над таким неблагодарным делом, как искусственное превращение Константина Великого из христианина в язычника – в большей или меньшей мере: Мансо в сочинении «Жизнь Константина Великого » (Breslau, 1817), Буркхардт, автор сочинения «Время Константина Великого» (Basel, 1853; 2–te Auflage, 1880), Кейм в сочинении «Обращение Константина Великого к христианству» (Zurich, 1862), Марквардт, автор сочинения «Римское государственное управление» (1878), Витерсгейм в труде «История переселения народов» (1880), Бригер, автор труда «Константин как религиозный политик» (Gotha, 1880), наконец, Иеен в брошюре «К истории Константина Великого» (Berlin, 1884). Так, Буркхардт в вышеуказанном сочинении замечает вообще о Константине: «Этот государь обнаружил полную независимость от какого–либо христианского чувства» и находит у него лишь в высшей степени развитый «толерантный монотеизм»; 47 а по суждению Бригера, Константин лишь благоприятствовал некоторого рода христианскому «суеверию» (Superstition), причем будто бы «никогда он не отрывался от своих первоначальных языческих представлений и не вытеснял их» (S. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1883 год 269 . 1 января 1883 года. Благодарю Вас, любезный Константин Петрович, за Ваше сердечное доброе письмо на наступивший 1883 год. – Дай Бог хоть в этом году прожить нам всем и дорогой России более счастливое и спокойное время. Крепко жму Вашу руку. Ваш Александр. 270 . 1 января 1883 года. Прошу Вас очень, любезный Константин Петрович, составить мне ответ на это приветствие Москвы. – Обыкновенно ответы писались у Танеева, но на этот раз мне кажется надо составить ответ более подходящий и не казенный, как обыкновенно. А. 271 . Просмотрите, пожалуйста, редакцию этого манифеста и если найдете нужным сделать какие-нибудь поправки, то пришлите мне исправленный. А. 14 января 1883 года. 272 . 23 февраля 1883 года. Возвращаю с благодарностью письмо Рачинского.– Радуюсь, что мог сделать доброе дело, благодаря Вам. На счет русской оперы в великом посту дело устроится само собой, потому что это было только говорено на словах и никаких положительных приказаний дано не было. Стронского я принял сегодня. А. 273 . Гатчина, 1883 год, 12 марта. Благодарю Вас, любезный Константин Петрович, за Ваше интересное письмо, которое прочел с горестным чувством за наших кровных русских, погибающих под игом габсбургским, как некогда погибали мы под игом татарским. Дай Бог им столь же счастливо освободиться от него, когда-нибудь, как мы освободились, благодаря постоянным стараниям князей страны русской. Что же касается конца Вашего письма, то Вы меня знаете, пока я жив и Богу угодно будет, чтобы я оставался на моем тяжелом посту, на который Он сам меня поставил, не допущу я этой» лжи на святой Руси, в этом будьте уверены; я слишком глубоко убежден в безобразии представительного выборного начала, чтобы когда-либо допустить его в России в том виде, как оно существует во всей Европе. Пусть меня ругают и после моей смерти будут еще ругать, но, может быть, и наступит тот день, наконец, когда и добром помянут. Благодарю еще раз за письмо, пишите, когда желаете и найдете это нужным и с той же откровенностью, как всегда писали ко мне. Вы знаете, что Ваши письма я читаю с удовольствием и часто много пользы они мне приносили и приносят.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010