Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Переходное время от триадологических споров к христологическим А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Положение церкви в Малой Азии. При императоре Феодосии I здесь самым крупным епископом был Амфилохий Иконийский. Он был учеником знаменитого ритора Ливания и сам был адвокатом в Константинополе. Β 373 г. он был указан жителями Иконии св. Василию Великому как кандидат на епископскую должность. Это была новая митрополия — Ликаония, отрезанная от областей Писидии и Исаврии. Отсюда трудности для молодого 33-летнего Амфилохия. Β решении их помогал Амфилохию св. Василий («Письма к Амфилохию»). Соседний Писидийский митрополит Оптим вместе с Амфилохием дружили с Василием Великим и обоими Григориями, a в Константинополе — со знаменитой диаконисой Олимпиадой. Здесь же доживал после св. Василия свой век его брат Григорий Нисский и писал против Евномия и Аполлинария. Естественно, после Константинопольского в 381 г. кризиса своего епископского служения сюда в эти родные пределы прибыл и Григорий Богослов к своему отцу в Назианз, где тот еще епископствовал. Вскоре по смерти отца митрополит Тианский Феодор, боясь аполлинаристского направления среди назианзского духовенства, опасался выбирать преемника покойному епископу и попросил Григория временно руководить назианзской церковью. Григорий согласился и счел канонически более корректным жить не в самом городе Назианзе, a в соседнем, кстати, родном своем имении — Арианзе. За время своего досуга, после бурь Константинопольского периода, св. Григорий написал здесь два письма к назианзскому пресвитеру Каледонию «О воплощении» против аполлинаристов. Эти письма — столь же ценные памятники богословия, как и его «Слова ο богословии» и «О Св. Троице.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435104/

Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. Месяц июль Источник Память святых благоверных князей Василия и Константина Мало сохранилось сказаний в летописях отечественных о подвигах сих благоверных Князей и не дополнил сказания позднейший описатель жития их, инок Пахомий, но благоухание святой их жизни исполнило их княжескую отчину и доселе, сквозь ряд столетий, сделало драгоценною память их в Ярославле, где почивают и другие угодники Божии их священного племени: Св. Феодор Чермный, с двумя своими сыновьями, Давидом и Константином. Сын великого Всеволода Владимирского, кроткий и мудрый Константин, уступивший великое княжение брату своему Георгию, был основателем княжества Ярославского, которое отдал в удел второму сыну своему Всеволоду и, по свойственному ему благочестию, украсил Ярославль, как и свой престольный Ростов, благолепными соборными храмами, во имя Успения Богоматери. Малолетним остался Всеволод после кончины родителя, под сенью дяди, с двумя своими братьями: Васильком, Князем Ростовским, и Владимиром, Князем Угличским, и рано вступил в брак с Мариною, дочерью Князя Олега Курского. Две благословенные отрасли родились ему от сего супружества, Василий и Константин, но не продолжительно было мирное княжение кроткого Всеволода в Ярославле. Разразилась над Россиею грозная туча, давно над нею висевшая: вторгся в нее свирепый Батый, с бесчисленными полчищами монголов, в 1236 году, все предавая огню и мечу. Великий Князь Георгий, не надеясь удержаться во Владимире, удалился в область Ярославскую, приглашая к себе Князей Русских, чтобы общими силами сразиться с варваром, но к нему пришли на помощь только брат Святослав и три племянника. Между тем, монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль, со многими иными городами северной Руси. На берегах реки Сити возгорелась кровавая сеча, в которой пал Великий Князь и доблестный его племянник Всеволод Ярославский. Юные осиротевшие Князья, Василий и Константин, остались с матерью своею в разоренном их наследии, и старший наследовал княжение. Горькая предстояла ему участь, в краткие дни правления, идти кланяться в Орду, вместе с другими Князьями Русскими, ибо все преодолела сила Монгольская. В 1243 году странствовал он туда, вслед за Великим Князем Ярославом, чтобы суровый Батый укрепил за ним наследие отцовское и, хотя отпущен был с честью, должен был, однако, на следующий год идти опять в Орду, вместе с дядею, для снискания милости ханской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Се восходим в Иерусалим»: к готовящемуся изданию иерусалимских дневников (1928-1930) отца Киприана (Керна) 13.05.2012 438 Время на чтение 23 минут Вниманию читателей портала предлагаются отрывки из иерусалимских дневников одного из виднейших представителей парижской школы русского богословия, профессора Свято-Сергиевского богословского института архимандрита Киприана (Керна), которые в полном объеме ожидаются к публикации в конце этого года. Эти записи проливают свет на жизнь русской общины в Палестине в период Британского мандата, а также на внутренний мир молодого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Отец Киприан (Керн) (1899-1960) известен русскому читателю как один из виднейших представителей так называемой парижской школы русского богословия, профессор Свято-Сергиевского богословского института, замечательный педагог и духовник. Его учениками и духовными чадами были о.Александр Шмеман, о. Иоанн Мейендорф, о. Борис Бобринский. К осени этого года автором данной статьи, совместно со Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже, будут изданы Иерусалимские дневники о.Киприана (Керна) (около 300 страниц), которые он вел в 1928-1930 гг., будучи начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Константин Керн (будущий о. Киприан) родился в 1899 г. в Туле в старой дворянской семье. Был выпускником Императорского Александровского лицея. Став священником, он ежегодно 19 октября служил панихиду по А.С. Пушкину и всем другим почившим лицеистам. В 1917 г. поступил на юридический факультет Петроградского университета, но завершил юридическое образование уже в эмиграции: в 1921 г. Константин Керн окончил юридический факультет Белградского университета. А в 1925 г. - еще и богословский. Духовным примером был для него в те годы митрополит Антоний (Храповицкий). Константин видел его неоднократно во время Московского собора 1917-1918 гг., а затем в эмиграции, в Константинополе и Сербии. Керн стал одним из множества молодых людей, которые под влиянием митрополита Антония приняли монашество и священный сан и начали заниматься богословием. Именно он навсегда остался для архимандрита Киприана «великим аввой» . Так через своих учеников митрополит Антоний (Храповицкий) опосредованно влиял и на русскую православную молодежь во Франции, не принадлежавшую к «зарубежной» юрисдикции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Младший сын полковника Тараса – образ бывших православных русских, которые ради того, чтобы стать частью польской шляхты, решили сменить веру, предали свой народ и отчизну.              Как князья Южной и Западной Руси стали добрыми католиками и польскими панами В состав Великого княжества Литовского и Русского входили княжества Западной Руси. Не только русские князья и бояре, но и многие потомки Гедемина и Ольгерда были православными. В 1559 г. после Люблинской унии Литовское княжество объединилось с Польским королевством в федеративное государство. И постепенно в Польско-Литовском государстве была ополячена и перешла в католичество и литовская знать, и значительная часть потомков русских князей и бояр Южной и Западной Руси. Ведь Острожские, Чарторыйские, Ходкевичи, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие и пр. самые известные фамилии могущественных магнатов Речи Посполитой – это потомки православных западнорусских князей. Например, князья Острожские. Родоначальник князь Федор Данилович –   Рюрикович, вел родословную от Ярослава Мудрого. Принял монашество в Киево-Печерской Лавре, прославлен в лике святых, как преподобный Феодосий, его нетленные мощи почивают в Дальних пещерах. Острожские строили храмы, отличались глубокой верой. Великий гетман Литовский, князь Константин Острожский как православный благочестивый человек был похоронен в главной православной святыне — Успенском соборе Киево-Печерской Лавры Его сын, киевский воевода Константин Константинович в Речи Посполитой был ревностным защитником Православия и запечатлен на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. Князь Константин Константинович Острожский пригласил с разрешения царя Иоанна Васильевича Грозного первопечатника Ивана Федорова, напечатавшего в Остроге в 1581 г. знаменитую Острожскую Библию. Но проходит время, и уже его внук князь Януш Острожский – католик и обычный польский магнат. Внук православного киевского боярина Федора Ходки Григорий Александрович Ходкевич, будучи Великим гетманом Литовским, в 1568 году устроил типографию при православном монастыре в местечке Заблудово. А правнук Ходки Ян Кароль Ходкевич запомнился уже как ревностный католик, в годы Смуты водил войска на Москву.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/14/geroi_...

По окончании Литургии перед иконой и мощами святителя Филарета было совершено славление. Ректор семинарии епископ Зарайский Константин приветствовал митрополита Ювеналия и поздравил его с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Владыка Константин напомнил присутствовавшим, что святитель был уроженцем города Коломны, прихожанином коломенских храмов, студентом Коломенской духовной семинарии, человеком, много потрудившимся во славу Божию и на благо Русской Церкви. Затем к духовенству, преподавателям, студентам и гостям семинарии обратился митрополит Ювеналий: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Константин, Ваше Преосвященство, дорогой владыка Петр! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я счастлив, что Господь дал мне сегодня радость быть с вами и совершить Божественную литургию в день памяти великого угодника Божия, святителя Филарета. Я не буду повторяться, потому что сегодня в проповеди говорилось о святителе Филарете, много сказал о нем и владыка ректор, но мне хочется от души поздравить вас с этим великим днем Москвы, Коломны и всей России. Совершая Божественную литургию, мы всегда обращаем свои мысли к евангельским словам, которые на ней звучат. Сегодняшнее евангельское повествование напоминает нам, что все мы мятемся в этом мире, заботимся о земном благополучии, а Христос всем нам в назидание говорит: " Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя " (Лк. 12:20), то есть " сегодня умрешь, и кому это все останется? " Это Он сказал о богаче, который думал, что собрал много всего, и у него этого богатства хватит на много лет вперед. Вот эти слова Христа Спасителя напоминают нам о том, что, конечно, нам необходимо питать и греть свою плоть (см. Еф. 5:29), жить, но цель-то жизни какая, дорогие братья и сестры? Чтобы ее прожить так, чтоб быть достойными Царствия Небесного — вот этому служит Святая Христова Церковь. Она, как маячок, ведет людей ко спасению, к Царствию Божию, и в нем, как звезды небесные, которые указывают путь, светят наши подвижники.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5316659...

Слова и проповеди Скачать epub pdf Жизнь владыки Митрофана Митрофан Константинович Зноско-Боровский родился 4/17 августа 1909 года в городе Брест-Литовске в семье священника. В годы Первой мировой войны его отец был полковым священником в 8-м Финляндском стрелковом полку, и за доблесть был награжден рядом орденов, а также золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. Мать владыки умерла от тифа, когда ему было девять лет, и дальнейшее его воспитание взяла на себя старшая сестра Ольга. Двое из его братьев – Арсений и Алексей – также послужили Богу в сане священника; старший Арсений был расстрелян коммунистами в 1925 году, младший Алексей, ныне покойный, служил в Польской Православной Церкви, и также немало потерпел от богоборцев за свою церковную деятельность, проведя в советском концлагере восемь лет. Окончив гимназию в Брест-Литовске и решив стать на путь служения Церкви, студент Зноско поступил на богословский факультет Варшавского Университета. В то время Православная Церковь в Польше переживала тяжелый период в связи с насильственной полонизацией Церкви, проводимой польским правительством. Молодому Митрофану, отстаивавшему русские интересы на богословском факультете, пришлось вынести немалую борьбу, которая окончилась его переводом на богословский факультет Белградского Университета, в качестве личного стипендиата патриарха Варнавы. Помимо прохождения богословских наук, Митрофан Константинович за послушание ежедневно посещал блаженнейшего митрополита Антония во все время своего пребывания в Белграде. Эти назидательные встречи с великим иерархом дали юному Митрофану едва ли не больше, чем формальное изучение наук. В этот же белградский период своего бытия молодой студент сблизился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем) , бывал в доме его родителей и присутствовал на его хиротонии во епископа Шанхайского. Духовная и дружеская связь отца Митрофана и святителя Иоанна продолжалась до блаженной кончины последнего. Окончив Белградский Богословский Факультет в 1934 году, Митрофан Константинович вернулся в Польшу и, сдав соответствующее экзамены и удовлетворив все требования богословского факультета Варшавского университета, был удостоен ученой степени магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

IX. Век десятый. – Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриарх Николае Мистике (906–925 гг.) Повод ко вмешательству римского папы в дела Византийской церкви, – император Лев VI VI (Мудрый), его четвертый брак, – борьба против этого брака со стороны патриарха Николая, – прибытие папских легатов и утверждение ими антиканонического брака императора Льва (ссылка в изгнание Николая и восстановление его на патриаршей кафедре). – Обширное послание патриарха Николая к папе Анастасию III «о четвертом браке, неправильно принятом в римской церкви»: защита в нем иерархических прав Константинопольской церкви и укоризны папам за их незаконное властительство в других церквах; – строгие правила восточной церкви по вопросу о числе дозволительных браков для одного лица, – обличение римской церкви в том же послании в потворстве её нравственной распущенности. – Два послания патриарха к папе Иоанну Х-му; патриарх Николай и папские легаты в совокупности произносят осуждение в Константинополе (по смерти Льва) против смуты, произведенной незаконным браком указанного императора. – Имеет ли важность в истории разделения церквей рассказанное пререкание между Византией и Римом по вопросу о четвертом браке? Вторжения пап с их первосвященническим абсолютизмом в дела церкви Константинопольской при достопамятном патриархе Фотие в IX веке было отражено с замечательною силою этим ревностным борцом за самостоятельность и неприкосновенность прав, принадлежащих церкви восточной. Это было великим уроком для пап на будущее время! Но прошли десятки лет и папы снова возвратились к своей политике вмешательства в дела церкви восточной, в целях господствовала над нею. Это случилось в патриаршество в Константинополе Николая, известного с именем Мистика (имя это указывает на одну из высших государственных должностей, которую проходил он прежде своего посвящения в патриархи); но это вмешательство было также отражено без всякого вреда для достоинства и самобытности церкви Константинопольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Беседа на слова: „Прежде же шести дней Пасхи прииде Иисус во Вифанию, идеже бе Лазарь умерый»... (Ин. 12:1). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Прежде же шести дний Пасхи Господь Иисус прииде во Вифанию, идеже бе Лазарь, – и вечерял у них, при чем Марфа служит, а Лазарь возлежит ( Ин. 12:1, 2 ). Вот – доказательство несомненного воскресения (Лазаря): спустя много дней он был жив, и ел. Отсюда видно также, что вечеря была в доме Марфы, потому что они принимают Иисуса, как друзья и любимцы Его (некоторые, впрочем, говорят, что это было в чужом доме). Мария при этом не прислуживала, а была ученицей. Опять и здесь она (является) более духовною: она не прислуживает, как гостья, и не оказывает всем услуг, но воздает честь только одному, и приступает к Нему не как к человеку, а как к Богу. Поэтому она и миро излила, и отерла волосами головы; это показывает, что она имела понятие о Нем не такое, какое имели другие. Между тем Иуда, под предлогом благочестия, укорил ее. Что же – Христос? „Доброе (говорит) дело сделала она для погребения Моего» ( Ин. 12:7 ). Почему же Он не обличил ученика за эту жену и не сказал того, что сказал Евангелист, то есть, что Иуда укорял ее потому, что был тать? Он хотел тронуть Его великим долготерпением. А так как Он знал, что Иуда – предатель, то Он прежде неоднократно обличал его, говоря: суть от вас иже не веруют и: един от вас диавол есть ( Ин. 6:64, 70 ). Этим Господь показал, что знает Иуду, как предателя, но не обличил его открыто, а оказал ему снисхождение, желая отвратить его. Как же другой (Евангелист) говорит, что так сказали все ученики ( Матф. 26:8 )? Правда, и все, и он; но другие не по тому же побуждению. Если же кто спросит, почему (Христос) поручил татю ковчежец нищих и сребролюбца сделал распорядителем, то я отвечу, что сокровенную причину этого знает Бог. Но если следует сказать что-нибудь нам, основываясь на соображениях, то это для того, чтобы отнять (у Иуды) всякое извинение. В самом деле, он не мог сказать, что сделал это (предал Иисуса) по любви к деньгам, так как находил достаточное удовлетворение своей страсти в ковчежце; нет, это он сделал по великому нечестию, которое Христос хотел обуздать, оказывая ему снисхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В 9-ти верстах на северо-западе от Почаева в своем поместье Орле 13 , ныне Урлею именуемом, имела место жительство Православная помещица Анна из Козинских Гойская, вдова, по муже Василие Богдановиче Гойском, бывшем судьею земства Луцкого. В 1559 г. путешествовавший из Константинополя по Волыни Греческий Митрополит Неофит остановился для отдыха в местечке Орле в доме помянутой Гойской, по усильной ее просьбе. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил госпожу дома Иконой Божией Матери, привезенной им из Константинополя. Икона сия долгое время находилась вместе с прочими в молельне Гойской; в последствии домашние ее неоднократно замечая икону сию окруженную необыкновенным сиянием, извещали о том госпожу, но она не верила их рассказам, пока наконец сама и в сонном видении и на яву не сделалась свидетельницей такого же явления и чудес, совершившихся над молившимися пред иконой. По совету Гойской, родной брат ее Филипп Козинский, страдавший природной слепотой, повергся с живой верой пред иконой, и во время молитвы получил прозрение. Испытав такое чрезвычайное чудо на своем брате, благочестивая Гойская, после сего признала себя и дом свой уже недостойными обладать таким великим сокровищем, и потому заблагорассудила передать оное в обитель Почаевскую. Для сего в 1597 году пригласила она Епископа, созвала иноков и священников, которые с крестным ходом, при многочисленном стечении народа сию святую икону перенесли на Почаевскую гору и поставили в небольшой каменной церкви, издревле здесь существовавшей 14 . С тех пор сия святыня составляет важнейшее достояние Почаевской обители и чудодейственной силой Царицы Небесной низводит благодать Божию на молящихся с верой пред святым ликом Ее. Чудеса, бывшие в разные времена от иконы Почаевской Божией Матери, изложены в книге, называемой «Гора Почаевская», по повелению Униатского Епископа Сильвестра Лубенецкого Рудникого в 1772 году напечатанной (приложение буквы А). 3. Наделение Почаевской обители угодиями

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Д.С. Бирюков Евагрий Понтийский 131 Евагрий родился в небольшом городке Ивора, расположенном в провинции EIoht, что на севере современной Турции; наиболее вероятной датой рождения Евагрия считается 345 г. Его отец был хорепископом 132 ; уже в молодые годы Евагрий благодаря своему отцу познакомился со св. Василием Великим и был рукоположен им в сан чтеца. Внезапная смерть духовного наставника в 379 г. стала большим ударом для Евагрия, и он, покинув родной город, отправился в Константинополь. В столице, став учеником другого великого каппадокийца, св. Григория Богослова , Евагрий был рукоположен им в сан диакона. Вскоре Евагрий становится достаточно известным, хоть и молодым богословом того времени, участвующим в полемике против различных ересей. Главным образом Евагрий полемизировал с неоарианством, что позволило ему занять достойное место в Константинопольском клире. Но увлечение одной замужней женщиной знатного рода погубило блестящую церковную карьеру Евагрия, к которой тот был близок. Ради освобождения от этого тяжкого греха Евагрий во время явления ему ангела поклялся покинуть Константинополь и в тот же день отбыть в Иерусалим, в монастырь Мелании Старшей на Масличной горе. Эта обитель и находившийся рядом монастырь Руфина Аквилейского были не только одним из центров духовной и паломни ческой жизни в Палестине, но и средоточием жизни интеллектуальной, к которой тяготели образованнейшие христиане того времени. Получив из рук Мелании и Руфина монашеское облачение, на Пасху 383 г. Евагрий принимает монашеский постриг и с их благословения отправляется в Египет. Проведя два года в пустыне Нитрия, он отправился в пустыню Келий, где, практически не выезжая 133 , проводит оставшиеся четырнадцать лет жизни. Несмотря на большой авторитет Евагрия в монашеской среде, он вошел в историю христианства как один из главнейших представителей ереси оригенизма. Оригенизм Евагрия оказал куда большее влияние на богословскую полемику в Византии, чем оригенизм самого Оригена . Очевидно, что первое знакомство с учением Оригена и восприятие этого учения произошло в константинопольский период жизни Евагрия благодаря Каппадокийским отцам. В более поздний период жизни оригенизм Евагрия стимулировался общением с т. н. «Длинными братьями» – Аммонием, Евсевием, Диоскором и Евфимием, а также с его старшим современником Дидимом Слепцо м.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010