Скачать epub pdf Всенощное Бдение под святых Равноапостольных Константина и Елену Сегодня мы празднуем память двух замечательных святых – римского императора Константина и его матери императрицы Елены. Константина называют Великим, поскольку он как государственный муж сотворил воистину великие дела. Этот святой жил в начале четвертого века. Отец его был язычником, а мать тайной христианкой. Огромная Римская империя простиралась от Британских островов до Средиземноморья и занимала всю Европу, часть Азии и Африки. В то время она разделилась на области, каждая со своим правителем, которые между собой воевали. Отец Константина правил Британией и Галлией (современная Франция), и сын наследовал ему: как только отец умер, войска избрали его императором. Империя держалась на силе оружия, и воины, естественно, играли в ней самую большую роль. Императора выбирал не народ, а войска, поэтому власть не всегда переходила по наследству. Если наследник оказывался неугоден воинам – был трусом или человеком злым, жестоким, неблагородным или жадным, – то ему отказывали в правлении, часто даже просто убивали и выбирали из своей среды более достойного, как они считали, человека. В области, где царствовал Константин, отношение к христианству было мягкое, преследований никаких не совершалось. В другой части империи быть христианином значило рисковать жизнью. И в такой междоусобице промысел Божий уготовал Константину особую роль – победить всех противников христианства. Перед решающей битвой со своим противником он помолился Богу, чтобы Господь открыл ему Свою волю и укрепил его на борьбу. И на небе явился крест и надпись: «Сим победиши». Тогда император велел на всех знаменах вышить и на всех доспехах начертать изображения креста и пошел в битву. Он разбил наголову своего врага и стал императором всей Римской империи, объединил ее под свое начало. Перед этим он издал Миланский эдикт, дающий христианству равные права со всеми другими религиями. Раньше римские законы предписывали хватать христиан, заставлять их отречься от веры и, если они не отрекались, применять пытки, а тех, кто оставался верен Христу, умерщвлять любым способом: можно было распять их на кресте, отдать на съедение зверям или рыбам-муренам, утопить, содрать кожу – как сочтет нужным правитель той области, в чьи руки они попали. А Константин дал христианам хотя и не полную пока свободу, но прекратил гонения, и сразу Церковь стала бурно расти, новые и новые люди обращались ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Неизвестный автор Красноречие святого Григория Назианзина Св. Григорий Назианзин родился в 325 году 858 . Он вместе с Василием, своим неразлучным другом, занимался науками в Афинах; в 361 году был посвящен отцом в пресвитера; вместе с Василием и Григорием Нисским с действительной убедительностью защищал Никейский символ веры . Чрез посредство Василия Григорий поставлен был в епископа, потом сделался помощником своего отца, бывшего епископом в Назианзе 859 . Около 379 года он прибыл в Константинополь, собрал около себя общину, проповедовал, сделан был епископом Константинопольским, через несколько недель отказался от этой должности, после трех лет оставил Константинополь, возвратился в Каппадокию, поселился в поместье и скончался в 389 или 390 году. Преданный созерцательной жизни, св. Григорий вовлечен был в практическую жизнь. Высокой ревностью к предметам, касавшимся Божества и религии, одушевлялось все существо его; непоколебимый в своих убеждениях, соединял он нежность с твердостью, обладал тонко образованным умом, имевшим силу убеждать, блестящим красноречием, которое всех сковывало. Властям никогда не льстя, был он защитником и отцом всех утесняемых и бедных; восприимчивый к великим решениям, оказывался он пленительным и чувствительным и в делах мелких; в счастье был смиренномудрей, оскорбления переносил великодушно, стремясь к благороднейшему; его грусть и его жалобы, даже упреки своему задушевному другу Василию, показывают, что и благочестивейшие мужи все-таки остаются людьми и что даже и столь чистая дружба не оставалась без бурь. Григорий слушал учебные курсы у славнейших риторов в Кесарии, Палестине, Александрии, Афинах; в Афинах его задержали почти насильно, желая, чтобы он занял кафедру риторики. Ораторское красноречие Григорий ценил высоко; он считал оное единственным и дражайшим, что еще оставалось в его душе от язычества; с этим временным сокровищем он надеялся стяжать вечные сокровища и смотрел на ораторство как на приятнейшего спутника жизни и действительнейшую помощь при состязаниях. Слушатели устремлялись к Григорию массами и обнаруживали такую внимательность и столь глубокое молчание, что в обширной церкви Константинопольской, где проповедовал Григорий, слышим был каждый звук; казалось, будто все задерживали дыхание в себе, чему удивлялся сам Григорий. Ниграний описывает, с каким нетерпением и страстным волнением ожидали времени, когда раздастся голос Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Конечно, всякий праздник, имеющий своим предметом Христово домостроительство, радостен и веселит сердца верных; радостно также и сегодняшнее празднество. Почему оно радостно, – покажем из дальнейшей своей речи. Как написано, Бог совершил все Свои дела в шесть дней, а в седьмой почил ( Быт. 2:2 ). Поэтому и в последок дний ( Евр. 1:2 ), соблаговолив взыскатии и спасти погибшее и вочеловечившись, Слово Божие таким же точно образом передало нам, соответственно числу дней миротворения, и праздники, имеющие своим предметом Его домостроительство. Итак, первый корень праздников Христа – Его плотское от Святой Девы и Богородицы Марии после зачатия чудесное рождение. Через последнее Христос Бог, преклоняющий небеса, явился на землю, чтобы спасти погибший мир. При Христовом рождении ангелы, явившись пастырям и объясняя необыкновенное таинство чуда, восклицали: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лк. 2:14 ). Второй же праздник – явление Христа Бога нашего, когда, придя на Иордан, Он показал всем людям снисхождение неизреченного Своего благоутробия, и когда был слышан с неба голос Отца, свидетельствовавший о Нем: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих ( Мф. 3:17 ). А также и Дух, сошедший в виде голубя, пребыл на Нем, так что в одно мгновение времени ясно явилась вся единосущная Троица. Достойным Ее очевидцем был Господень Предтеча – Иоанн. О данном богоявлении и блаженный апостол Павел говорит: явися благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит. 2:11 ). Так как отсюда возникло спасение всех людей, то достойно и праздник называется со стороны благочестивых всегда великим. Третий из праздников – святой, досточтимый и всечестной день спасительного страдания Христа, истинного Бога нашего, когда, плотью пригвожденный на крест, Он уничтожил запись, которую вел против нас грех, и когда одним только словом ввел в рай – за преслушание изгнанного из него – Адама, так как Он говорит разбойнику: днесь со мною будеши в раи ( Лук. 23:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. Германа, патриарха Константинопольского Слава благая, по написанному, утучняет кости ( Притч. 15:30 ). Поэтому и настоящее повествование о телесном успении Матери Живота и Приснодевы Марии, бывшей благоуханием пресвятой плоти Христовой, освящает славящих Ее. Помянем же и мы вкратце о приснопамятном преставлении Ее: ибо, воистину, радость – и слышание повествования о нем. Когда Христос Бог наш восхотел перенести к Себе Матерь Свою, то чрез известного Ей ангела предвозвещает Ей близость времени Ее успения, дабы смерть, пришедши внезапно, не причинила Ей смущения при отшествии от живых: поелику разлучение души от тела и великим людям печалит дух. Итак, чтобы, умирая неожиданно, не была встревожена, по естественному свойству тела, как непредвидящая Своего исхода, и Сама Рождшая всеведущего Бога, к Ней посылается от Христа ангел с такими словами. «Время Мне, говорит Господь, принять Тебя, Матерь Мою. Посему, как Ты, Благодатная, исполнила радости землю и земных, – так обрадуй и небесных. Обрадуй жилище Отца Моего, утешь и души святых: ибо они, видя Твое торжественное, в сопутствии ангелов, переселение ко Мне, твердо убедятся, что и их часть будет жить в Моем свете. Прииди же с радованием: радуйся и ныне, как и прежде, поскольку во всем Ты имеешь достоинство имени – «благодатная». Как было возвещено Тебе: «радуйся», когда Ты имела зачать Меня, так радуйся и теперь, когда Ты имеешь быть взята Мною. Не смущайся, оставляя тленный мир с его похотьми: Тебя не коснется его тление, поскольку Ты не оставишь сущих в мир без Своей помощи; но как Я, не будучи от Мира, милостивыми очами вижу сущих в мире и управляю ими, так и Твое предстательство не отнимется от мира до его скончания. Пусть не беспокоит Тебя непощадение плоти: Ты восходишь к более живой жизни, к несмущенному миру, к бесстрастным сладостям, к спокойнейшей вечности, к бессмертному наслаждению, к незаходимому свету, ко дню невечернему, ко Мне Самому, Создателю всего и Твоему, ибо, где Я, там – жизнь вечная, радость несравненная, жительство нетленное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово о том, что не должно стыдиться прославлять честный Крест, что крестом Христос спас нас, и что нам надлежит хвалиться им. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Братие! Господь обещал даровать всем знамение, говоря: род лукав и прелюбодей знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка ( Матф. 12:39 ). Господь разумел смерть, погребение и воскресение. И, опять в другом случае выясняя силу креста, Он говорил: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь ( Ин. 8:28 ). „Когда распнете Меня, говорит Он, и будете думать, что победили Меня, тогда всего более узнаете Мою силу“. И в самом деле, после того, как был распят Христос, иудейские обрядные установления прекратились, проповедь процвела, слово о Господе распространилось до границ вселенной: силу Господню всегда возвещают и земля и море, и населенная, и ненаселенная части мира. Поэтому никто да не стыдится священных символов нашего спасения и основания благ, которым мы живем и благодаря которому существуем: но будем носить Христов крест, как бы венец. Все, имеющее отношение к нам, совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение, является крест; нужно ли быть вскормленным тою таинственною пищею, или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что-либо другое, всюду – символ нашей победы. Поэтому с большою заботливостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в уме. Это – знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего: яко овча на заколение ведеся ( Ис. 53:7 ). Поэтому, когда ограждаешь себя крестным знамением, то размышляй в своем уме о всем значении креста и угаси свой гнев, а также и все прочие страсти. Когда ограждаешь себя крестным знамением, то преисполни свое чело великим дерзновением, сделай свободным свой дух. Знайте же, во всяком случае, что доставляет нам свободу. Поэтому и Павел, побуждая нас к этому самому, то есть, к приличествующей нам свободе, так наставляет, напомнив о кресте и крови Господних. Ценою, говорит он, куплены есте: не будите раби человеком ( 1Кор. 7:23 ); „подумай, говорит, о той цене, какая уплачена за тебя, и не будешь рабом никого из людей». Ценою он называет кровь, пролитую на кресте. Не просто перстом надлежит напечатлевать крест, но прежде всего расположением сердца с великою верою; и когда он таким образом бывает начертан на твоем лице, то ни один из нечистых демонов не будет в состоянии стать вблизи тебя, видя меч, которым нанесен ему удар, – видя нож, от которого он получил смертельную рану. И если мы приходим в ужас, видя те места, в которых подвергаются смертной казни осужденные, то подумай, что испытает диавол, видя оружие, которым Христос уничтожил всю его силу и отрезал голову у дракона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Спор ο титуле «вселенский» А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Еще император Тиверий с 582 г., идя навстречу общему почитанию в Константинополе выдающегося аскета, постника и нищелюбца Иоанна, возвел его почти насильно на патриарший престол. Преклонялся пред Иоанном, прозванным в агиографии «Постником,» и император Маврикий. По странной случайности западная церковная история рисует этого святого и смиренного подвижника как «человека, гордости которого не мог вместить целый мир» (Иоанн Диакон), и говорит что он «под овечьей внешностью скрывал волчьи зубы» (св. Григорий Двоеслов). Все это из-за спора, поднятого папами Пелагием II и св. Григорием Великим ο титуле «вселенский» («икуменикос,» «universalis»). Многое тут объясняется впечатлительностью и темпераментностью св. Григория. Но тем характернее для него, как римского папы этот пункт конфликта. Св. Григорий лично знал св. Иоанна в Константинополе, когда еще жил там сам шесть лет в качестве апокрисиария папы. Знал ο святости Иоанна и постничестве. И все-таки не удержался разразиться очень острым письмом в 593 г. к Иоанну, уже будучи сам папой. Пресвитеры Афанасий и Иоанн и исаврийские монахи жаловались папе Григорию на какие-то обиды, учиненные им в Константинопольском патриархате. Папа сразу принял их сторону и вот в каком тоне писал Иоанну: «Нескольно раз уже писал я собрату моему Иоанну, но от него ответа не получал. Кто-то другой, светский, под его именем писал мне. Если бы письма выходили из-под его пера, то я бы так не тревожился; я, который был ο нем иного мнения, чем он оказался на самом деле... Спрошу тебя, святейший брат, до того ли дошло воздержание, что ты скрыл от своего брата то, ο совершении чего знал? He было ли бы лучше, если бы эти уста ели мясо, чем источали ложь для обмана ближнего, как и Истина говорит: не то, что входит в уста, оскверняет человека, a то, что исходит из уст, это оскверняет человека; но да не будет, чтобы я думал что-нибудь подобное ο Bac. Эти письма ко мне помечены Вашим именем, но не думаю, чтобы они были Ваши. Я писал блаженнейшему Иоанну, но вижу, что отвечал мне Ваш родственник — юноша, который ο Боге ничему не научился, в сердце любви не имеет, в преступных делах всеми обвиняется, который, говорят, для многих тайными доносами умышляет смерть, не боясь Бога и не стыдясь людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/435269/

Учреждение Патриаршего Престола Рождение идеи Историческая необходимость учреждения в России патриаршества должна была реализоваться в конкретных событиях, имеющих свое объяснение. Вернее, целый ряд обстоятельств должен был прийти в определенное сочетание, чтобы во Вселенской православной церкви возникла пятая по счету и первая по значению патриаршая кафедра. Вникнув в эти обстоятельства, мы, возможно, обнаружим и тайные пружины исторического действа. Немало времени прошло после венчания великого князя московского царским венцом, десятилетие сменялось новым десятилетием, но Русская православная церковь продолжала безропотно удовлетворяться тем, что во главе ее стоял митрополит — номинально один из великого множества митрополитов, над которыми высились фигуры четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского, - живших во владениях Османской империи. Восточная политика Ивана Грозного сменилась западной, война с Великим княжеством Литовским, а затем и с объединенным Польско-Литовским государством (Речью Посполитой) обостряла борьбу православия и католичества на обширнейших спорных территориях — и иезуиты оправдывали свою миссию передового отряда папской идеи тем, что глава Русской православной церкви зависим от раба султанова - Константинопольского патриарха. Еще труднее приходилось православному духовенству на территориях Речи Посполитой — Украины, Белоруссии, отчасти Литвы — ведь киевский митрополит не только номинально, но и фактически подчинялся Константинополю! Однако годы шли, а в православии ничего не менялось. Легко предположить что Ивану Грозному, ввергшему страну в Великое разорение, страшившемуся и периодически вырезавшему даже ближайших сторонников, была глубоко чужда мысль об укреплении авторитета московского первосвященника (он менял и изводил московских митрополитов примерно так же, как и своих жен). Но вот Грозный царь умер. 31 мая 1584 г. на московский престол был венчан Федор Иоаннович. Константинопольскому патриарху на помин души усопшего царя было отправлено 1000 рублей милостыни. Богатые дары были посланы и главам других православных церквей, греческих и славянских, по старшинству: Иерусалимскому патриарху — 900 рублей поминальных и 82 рубля за здравие нового царя и царицы и т. д. Московское правительство не забыло своей милостыней и знаменитые православные монастыри — но его посланники нигде ни словом, ни намеком не обмолвились о желании устроить в Москве патриарший престол. Все шло как прежде.

http://sedmitza.ru/lib/text/439621/

Цари сообщали патриарху, что «при отце нашем, государском блаженные и вечнодостойные памяти, при великом государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче, всеа Великия и Малыя, и Белыя Росии самодержце, учинился в нашей государской державе богоспасаемый град Киев и весь Малоросийской край», а это, в свою очередь, гарантировало православным жителям указанного края возможность сохранять свою веру: «И тем святая Церковь и весь православный тамо живущий народ от великого гонения и утеснения вере от унеи свободились, а пребывают и впредь по благодати Божии пребывати будут в православной християнской вере греческого закона под нашею государскою самодержавною высокою рукою» (цитируется по 94; в 190 – то же). Однако, как констатируется в грамоте, в отношении православных жителей Польского государства «гонения и утеснения» отнюдь не прекратились; более того, из-за вакантности Киевской кафедры пропаганда унии даже усилилась: «Однако ж той нашей государской державы богоспасаемого града Киева Церковь Божия и митрополии престол многие лета пребывал без пастыря, а отступники святыя Восточныя церкви, пребывающия при костеле Римском, а наипаче епископ Шумлянский, которой недавно от святыя соборныя Церкви греческого закона отступя, пристал к Римскому костелу, видя того нашего богоспасаемого града Киева митрополии престол без пастыря, дерзает писатись непрестанно блюстителем оной Киевской митрополии, и всех тамошних жителей приводят и призывают, и прелщают к своей ереси в унию и к повиновению папешскому, а то чинилося для того, что та Киевская митрополия колико надесять лет пастыря не имела» (цитируется по 190; то же, несколько более кратко, в 94). При этом цари дипломатично снимали с патриарха Константинопольского обвинение в том, что Киевская кафедра долго никем не замещалась, объясняя этот факт не бездействием патриарха, а сложностями «за далним к вашему архипастырскому престолу в проезде пути и за великим бусурманским гонением и насилованием, такъже и за воеванными случаеми» (цитируется по 94; то же – в 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Частоозерье. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты В 2001 году в селе Частоозерском была зарегистрирована православная община, открылся Христо-Рождественский приход Курганской и Шадринской епархии. В том же году администрацией Частоозерского района прихожанам был передан в бессрочную аренду старый дом, в котором до этого размещался магазин. В 2002 году здание было переоборудовано под молебный дом, где до января 2010 года проводились богослужения. 14 сентября 2007 года при большом стечении народа состоялась торжественная закладка нового здания храма. Освящал место под закладку и закладной камень с мощами священномученика Аркадия Гаряева Преосвященный Михаил, епископ Курганский и Шадринский. Проект двухэтажной церкви в византийском стиле был составлен екатеринбургским архитектором Константином Ефремовым. Строительные работы начались 7 мая 2008 года, к концу лета был устроен фундамент, начата кладка стен. В 2009 году были полностью выстроены стены двухпридельного храма и завершена внутренняя отделка нижнего придела, в котором был устроен крестильный храм в честь Крещения Господня с купелью. Освящение его великим архиерейским чином было совершено 21 января 2010 года Высокопреосвященнейшим Константином, архиепископом Курганским и Шадринским, который возглавил и первую в новом храме Божественную литургию. Для церковной колокольни в 2010 году были приобретены одиннадцать колоколов, которые освятил 7 августа этого года архиепископ Константин. К ноябрю 2010 года на здании были установлены купола и золоченые кресты. В 2011 году началась отделка внутренних помещений верхнего Христо-Рождественского придела. Был установлен каменный иконостас. Чин великого освящения Христо-Рождественского храма совершил 15 января 2012 года архиепископ Курганский и Шадринский Константин. Источник: сайт Курганской епархии Почитание праздника Рождества Христова на Руси отражалось и в храмовом строительстве. Первой церковью, выстроенной в Курганском уезде в честь Рождества Христа Спасителя, был деревянный храм слободы Царево Городище, только в 1782 г. получившей статус уездного города с именем Курган. Храм этот был возведен в 1-й половине XVIII в. и сгорел в 1763 г. На его месте к концу столетия прихожане соорудили каменный Троицкий собор с тремя престолами, один из которых в память о прежней церкви был посвящен празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа. По этому приделу и сам собор до начала XIX в. именовался Христо-Рождественским. Троицкая церковь до наших дней не сохранилась, она была взорвана в 1957 г.

http://sobory.ru/article/?object=25092

Шарль Диль (французский историк) Выпуск первый Предисловие Множество нитей культурных, экономических, религиозных, литературных связывали Византию с Русью. Эти древние нити не порвались еще окончательно. Византийские начала живы и в нашей государственной и в нашей общественной жизни. Таким образом история Византийской империи, давно покончившей свое существование, представляет для нас, русских, современный интерес. Теория и практика византийского самодержавия оказала громадное влияние на московское государство. Самое слово «самодержец» буквальный перевод греческого «автократор», автос – сам, крато – держу. Когда великий князь московский Иоанн Грозный пожелал принять титул царя, он старался доказать свои права на такой титул. В то время турки уже владели Константинополем, пала Византия, считавшаяся единой всемирной империей, заменившей древний Рим, и права Иоанна на царский титул могли основываться только на связи московского престола с престолом византийским. Во время Иоанна Грозного создалась легенда, будто император византийский Константин Мономах венчал на царство Владимира Мономаха , князя киевского. Не подлежит ни малейшему сомнению, что не могло быть такого факта. Константин Мономах умер 11 января 1055 г., когда Владимиру Мономаху было всего два года, и когда еще никто не мог предвидеть, что чрез 58 лет он будет великим князем киевским, так как было много князей старше его. Тем не менее, эта легенда, так ярко характеризующая нашу зависимость от Византии, важнее многих подлинных событий. А вот и несомненные факты. Иоанн IV был первым нашим самодержцем, настоящим византийским царем на московском престоле. В первый раз иностранные послы увидели в Москве царя, сидящего на троне с золотой византийской короной на голове, в золотом византийском платье, с византийским скипетром в руке, русского царя со всеми атрибутами византийского самодержавия. С тех пор все подданные стали холопами царя; жаловать своих холопей мы вольны и казнить их также вольны, писал грозный царь Курбскому. Для царя все были холопами, и бояре, и потомки удельных князей, и воеводы, наравне с мужиком, все они были холопами, рабами царя. Все подданные на челобитных царю подписываются «холоп твой такой-то», так же точно как в Византии высший сановник наравне с крестьянином подписывался «раб державного царя такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010