Ольга Васильевна Орлова Книга третья (401–403 г.) Долгие братья. – Патриарх Александрийский Феофил. – Его борьба с великим странноприимцем Исидором, которого поддерживают Долгие братья. – Феофил обвиняет Долгих братьев в оригенизме. – Нашествие патриарха на монастыри Нитрийские; грабеж и пожар этих монастырей; монахи их рассеяны. – Долгие братья отправляются в Константинополь искать правосудия. – На пути их преследуют происки Феофила. – Их свидание с Златоустом, который испрашивает им помилование у патриарха. – Патриарх отказывает. – Долгие братья доводят до сведения Императора о насилиях патриарха. – Аркадий созывает Собор в Константинополе. – Епифаний, епископ Саламинский, обманут Феофилом. – Его положение в Константинополе перед лицом Златоуста. – Нарушение Епифанием церковных прав епископа; Серапион запрещает ему вход в церковь ; старый епископ падает духом. – Его отъезд и смерть. – Речь Златоуста против императрицы. – Гнев Евдоксии и всего двора. I В стране монастырей, занимавшей пустыню Нитрийскую с присоединением части Скитской области, между Нильской долиной и Ливийской горной цепью, – в стране, населенной монахами общежительными и отшельниками, где городами были монастыри, а земледельцами пустынники, жили четыре человека, хорошо известные во всем Египте под прозвищем Долгих братьев. Этим странным прозвищем они были обязаны своему высокому росту, который еще более увеличивал их чрезвычайную худобу, следствие неумолимо-сурового образа жизни. Почти младенческая простота этих сынов пустыни сочеталась с необыкновенной ясностью их ума и глубокими познаниями. Ученики той великой Александрийской школы, где Дидим Слепой продолжал преподавание Климента и Оригена , они, можно сказать, имели единое желание и дыхание, до того чувства их и поведение были неизменно согласны. И так как они в действительности составляли единое, то их любили всех четверых соединять общим прозвищем Долгих братьев. Александрийские патриархи всегда их очень уважали. Святитель Афанасий, отправляясь в 341 году в Рим, взял с собой из Скитского монастыря Аммония, старшего из братии, и в вечном городе долго вспоминали доброго монаха, который, вздыхая среди столичного блеска о пустыне, не пожелал видеть никаких столичных чудес, кроме гробниц Святых Апостолов. Когда окончилась «ссылка» святителя Афанасия, окончилась и «ссылка» Аммония, – он простился с миром, дабы снова похоронить себя в ужасной пустыне, которая была для него раем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Торжествующий дух Альманах посвящен жизни и духовным подвигам святых мучеников за Христа — членов царствовавшего в Российской Империи Дома Романовых. Это Государь­страстотерпец Император Николай II и его Семья — Царица Александра Феодоровна, дочери Ольга, Мария, Татиана и Анастасия и Цесаревич Алексий Николаевич (которому посвящен обширный документальный материал). Затем — Великий Князь Константин Константинович (поэт К. Р.) и его сыновья — князь Олег, отдавший жизнь за Россию на войне 1914 года, князья Иоанн, Константин и Игорь, мученически погибшие в Алапаевской шахте вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, Великим Князем Сергием Михайловичем, Князем Владимиром Палеем и другими. Это были истинные патриоты своей Родины, верные Христу чада Православной Церкви, люди высочайшей культуры. Составитель и основной автор альманаха монах Лазарь (Афанасьев) — один из старейших современных писателей, автор многих книг, стихов и прозы. Последние десятилетия он трудится, в основном, над духовными темами. После выхода книги в свет, было получено разрешение Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета: использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги монаха Лазаря (Афанасьева) «Торжествующий дух» и присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-113-1423P Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Автор-составитель: монах Лазарь (Афанасьев) Торжествующий дух. Альманах Предисловие Альманах «Торжествующий дух» сложился как бы сам собой. Я много писал – и в стихах и в прозе – о святых Царственных страстотерпцах. И вот легли рядом, дополняя друг друга, впервые собранная документальная история жизни Цесаревича Алексия (созданная в сотрудничестве с С. В. Лизуновым), очерк об Алапаевских мучениках, житие Князя Олега Романова и много объясняющий возникновение таких великих и прекрасных личностей, как дети К.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Патриаршее слово в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе Ростова-на-Дону 14 октября 2009 г. 01:27 В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил праздничную утреню в кафедральном соборе Ростова-на-Дону. После богослужения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, Владыка архиепископ Пантелеимон, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! С глубокой радостью прибыл я на юг России, в главный город русского Юга Ростов-на-Дону с тем, чтобы помолиться вместе с вами. Несколько дней тому назад я имел возможность посетить Ростов Великий в связи с 300-летием блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского. Два города России имеют одинаковое название, и оба они связаны с именем святителя Димитрия. Ростов Великий играл важную роль в истории Средневековой Руси. Ростов-на-Дону имеет очень важное значение для современной жизни России. Мое пребывание в Ростовской епархии совпало с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в связи явлением чуда Богоматери. В древнем Константинополе жители обратились к Царице Небесной в самый страшный момент своей жизни, когда враг стоял у стен города, и мало было надежды на спасение. Горячая молитва горожан во Влахернском храме, и не только в нем одном, к Царице Небесной отобразилась великим чудом. Враг отошел от стен города, не причинив никакого ущерба. Это событие запечатлено в празднике Покрова. Покров, омофор Царицы Небесной есть символ защиты, покровительства Божией Матери над теми, кто с верой обращается к Ней в молитве. Все Церковные праздники имеют назидательное значение. Вспоминая молитвенный подвиг жителей древнего Константинополя, зная, как силой Богоматери пришло избавление, точно зная, что это не миф или легенда, а исторический факт, мы воспринимаем этот исторический факт как великое доказательство присутствия Царицы Небесной в нашей жизни. На Руси Божия Матерь всегда почиталась особо. Земля наша воспринималась древними русичами, да и в более позднее время, как Удел Пречистой Богоматери. Удивительно, что в самом Константинополе праздник Покрова сегодня не празднуется так ярко и так торжественно, как на Руси. Русские люди пропустили через свое сердце и сознание то, что некогда случилось в Византии, ощутили тот исторический пример, насколько близка Царица Небесная каждому из них.

http://patriarchia.ru/db/text/813897.htm...

Петр, святитель, митрополит Киевский и всея Руси († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января) Родился на Волыни от благочестивых родителей. Семи лет отрок Петр был отдан учиться грамоте. В 12 лет постригся в монахи, служил, нося воду и дрова в монастырской поварне, выучился по собственному желанию «иконному письмени и бысть иконник чюден». На реке Рати на Волыни (между Львовом и Бельзом) основал собственный монастырь. Впоследствии был игуменом созданного им на реке Рате монастыря. Когда этот монастырь посетил во время своего путешествия в Константинополь митрополит Киевский и Владимирский Максим († 1305; память 6/19 декабря), Петр подарил ему написанный им образ Пресвятой Богородицы. После смерти митрополита Максима один из владимирских игуменов, Геронтий, заявил притязания на сан митрополита. Он отправился в Константинополь за патриаршим благословением, по-видимому, по инициативе великого князя Михаила Ярославича Тверского, взяв эту икону для поставления в митрополиты. Но прежде него туда прибыл Петр, посланный Галицким великим князем Юрием Львовичем, недовольным переносом места пребывания митрополита из Киева во Владимир и желавшим раздела русской митрополии. Патриарх Афанасий, за несколько лет до этого (в 1303 году) давший Галиции отдельного митрополита, теперь (в мае-июне 1308 года) рукоположил Петра в митрополиты всея Руси, а привезенную Геронтием икону передал Петру. Из Константинополя святитель Петр возвратился в Киев – столицу русской митрополии, однако оставался там недолго (город был в развалинах, разрушенный татарами). В 1309 году святитель Петр переехал во Владимир и перенес туда свою первосвятительскую кафедру и, несмотря на то, что был встречен в северо-восточной Руси враждебно, «нача учити заблудшая крестьяны, ослабевша нужа ради поганых иноверец», обходя «Волынскую землю, Киевскую и Суздальскую землю». 5 июня 1309 года он рукоположил архиепископа Новгородского Давида († 1325). В 1310 году был в Брянске, убеждал там князя Святослава, изгнавшего оттуда своего племянника Василия, вернуть ему город или поделиться с ним княжением, но тщетно, и пережил там, укрывшись в церкви, набег татаро-монголов, с помощью которых Василий вернул себе город и убил Святослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Глава 5. Жизнь в подмосковном Ильинском С момента встречи с Великим князем в Елисавете Феодоровне вызревает и пробуждается нечто более драгоценное, чем образованность и воспитанность, приобретенные в юные годы. Пробуждение это предвещает восторженная встреча Елисаветы Феодоровны русским народом, когда она впервые посещает Россию. При всем многообразии встреч с древними обителями России, музеями, картинными галереями, с радушными людьми ее круга постепенное пленение новой отчизной совершалось в долгие летние дни в окрестностях Звенигорода, в имении Великого князя Ильинском. Здесь, вдали от городской суеты происходило вхождение Елисаветы Феодоровны в православную веру, здесь она постигала тайну души русского крестьянина. Ежегодный продолжительный летний отдых в Ильинском с 1884 г. до трагической гибели Великого князя в 1905 г., совместное чтение православной литературы, помощь деревенским детям, создание для них школы, церковные службы, дружеские спектакли, складывающаяся общность запросов, привычек, желаний, интересов — все это формировало великокняжескую семью, отмеченную многозначным понятием «единство». Здесь Елисавета Феодоровна с Сергеем Александровичем совер шали продолжительные прогулки, собирая цветы, в особенности васильки, и лесную клубнику. Жизнь в Ильинском протекала в стабильном ритме, с однажды установленным распорядком дня. Начало большому сбору на обед давали часы, привезенные со всемирной Лондонской выставки. Элла любила смотреть на механизм часов, где приведенные в движение молоточки методично отстукивали по серебряной чашечке положенное время. После обеда музицировали или читали вслух. Однажды Великий князь Константин Константинович предложил читать «Бедных людей» Достоевского. Он говорил, что эта книга когда-то потрясла его до слез. Но Сергей возразил, так как считал, что Достоевский слишком тяжел для Елисаветы. Константин был готов немедленно достать «Идиота» на французском языке. Однако Сергей отклонил и это предложение. Тем самым Великий князь Сергий обозначал темы, которые ранимая душа его жены не осилит. Он проявлял таким образом внимание к душе Эллы, которую рассматривал как самостоятельную безусловную ценность.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко 2009 (часть первая) 25 декабря 2008 День памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Дивный святой, житие которого изобилует невероятными историями. Но сквозь сказочную канву, если мы попытаемся определить центральную идею жития, проглядывает следующее: святитель Спиридон был большим помощником людям. Он так любил людей, а они его, что по воле народа его, из пастухов, избрали епископом. Так он любил свою паству, что в прямом смысле не щадил ни тела (отдавал последнее), ни души своей (в пост ел мясо ради любви к немощному, чтобы тот, не смущаясь, тоже ел). Воскресил сына женщины, поспешил на выручку оклеветанному и осужденному и дерзновенно потребовал у встретившейся на пути реки, чтобы она расступилась… И вот этот скорый помощник людям в их бедах таковым остается и после смерти – в Греции его почитают наравне со святителем Николаем Чудотворцем. Только проси – и помощь придет.   Утром в храме – прихожанка-блокадница: «День батюшки Спиридона мы, блокадники, очень почитаем. С этого дня повысили хлебный паек: вместо 125 грамм хлеба стали давать 200 грамм. Скольких батюшка Спиридон спас от голодной смерти…» Постоянное размышление: как говорить о чудесах святого, если есть большая уверенность в легендарности этих чудес. Мы помним, что в Византии существовал целый литературный жанр – агиография, то есть описание жизни святого. Жанр этот не только не отрицал преувеличений и легенд, но даже поощрял их. Репортаж «с места событий», подлинная история никого не интересовали, всех интересовала поэма, богословское парение, сочинение о чудном и великом! Так и со святым Спиридоном. Первые рассказы о его жизни были написаны через 2 столетия после его смерти, а полное житие написано через 700 лет после его смерти, великим Симеоном Метафрастом. Как, как отделить подлинное от вымысла? – думал я, готовясь к беседе о святом, а потом подумал: а зачем это делать?

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Разделы портала «Азбука веры» Славословие (греч. Доксология; от δξα — «слава» и λγος — «слово») –  1. Молитвословия: • Малое славословие – а) молитва Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь». б) стих «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» перед шестопсалмием, читаемый трижды. • Великое славословие – древний гимн, начинающийся евангельским стихом «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ); входит в состав богослужения утрени и повечерия . В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется (перед этим открывают Царские врата), в будние – читается. В современной практической литургике «великим славословием» называется только праздничная версия, которая поется; в то же время будничный вариант называется «вседневным славословием» или просто «славословием». Состав Великое славословие делится на 3 части: 1) от начала «Слава в вышних Богу…» до стиха «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое…»; 2) «Сподоби, Господи…»; 3) «Господи, прибежище был еси…». Вседневная редакция отличается тем, что части 2) и 3) переставлены местами, причем 3я часть видоизменена (самое заметное отличие – троекратное «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим» заменяется отдельным обращением к каждому Лицу Святой Троицы) и почти идентична молитве «Сподоби Господи…» на вечерне. Краткая история великого славословия Составлено великое славословие в IV–V вв., его праздничная версия находится в Александрийском кодексе (V в.) среди библейских песней. Различие между версиями обусловлено территориальным фактором: в Александрии и Константинополе всегда употреблялось великое славословие, в Палестине – вседневное. В IX–XII вв. в Константинополе в кафедральном богослужении употреблялась исключительно 1я версия (великое славословие), тогда как в монастырском – вседневная (за исключением Великой Субботы). В последующих редакциях Студийского Устава были приняты обе версии и введено различие в употреблении в зависимости от степени торжественности службы: в воскресные и праздничные дни – великое славословие, в будние дни – вседневное.

http://azbyka.ru/slavoslovie

Римская Церковь решила связать свою судьбу с франками. Этому не помешало то, что после VII Вселенского Собора иконопочитание в Византии было восстановлено, и не было никаких чисто церковных препятствий для общения между римской и константинопольской Церквами. Рим был в определенной степени разочарован результатами этого Собора, потому что Рим ждал от него гораздо большего: не только восстановления иконопочитания, но и возвращения всего, что было отобрано у римской Церкви императорами-иконоборцами. Но Константинополь не хотел об этом и слышать. Официальный Константинополь в лице императорской и иерархической властей не хотел слышать о различных папских притязаниях, в том числе и на примат в Церкви Христовой. И только ревнители православия — монашествующие готовы были идти до конца в поддержке Рима. Но так называемые зилоты не смогли на Соборе провести свою точку зрения. С другой стороны, поскольку Риму были нужны франки, Рим был готов идти на очень большие уступки в отношении Франкского государства, и это выразилось в том споре, который поднял Карл Великий по поводу догматического определения VII Вселенского Собора. При дворе Карла неизвестно кем были составлены так называемые «Карловы книги», в которых в остром полемическом тоне отвергались не только определения иконоборческого собора 754 года, но и определения VII Вселенского Собора 787 года. «Карловы книги» имели в виду, прежде всего, политическую цель, желая возвысить государство Карла Великого в ущерб Византии, которая якобы впала в ересь на VII Вселенском Соборе. Обвинения, выдвинутые против учения, выраженного VII Вселенским Собором, были крайне неудачными. Прежде всего, по той причине, что составители «Карловых книг» имели в руках чрезвычайно несовершенный латинский перевод деяний Собора, который никак не отражал всей тонкости греческой богословской терминологии (различие между служением и поклонением и т. п.). Отвергая иконопочитание, как оно было утверждено VII Вселенским Собором, Карл Великий ссылался на старое учение папы св. Григория Двоеслова, которого на Западе называют Григорием Великим. Отношение этого папы к иконам было не совсем православным. Сохранилось письмо св. Григория Двоеслова одному подчиненному ему епископу. Когда он узнал, что этот епископ в своей епархии уничтожил все иконы, он сказал, что тот проявил ревность, но не по разуму и объяснил, зачем нужны иконы. По объяснению св. Григория Двоеслова, иконы — это книги для неграмотных, они помогают сосредоточиваться в молитвах, приходить в умиление, вспоминая события Священной Истории. Иными словами, в этом учении об иконах им усваивается значение всего лишь психологическое и педагогическое. В то время как учение об иконах VII Вселенского Собора более глубокое: оно говорит не только о психологическом и педагогическом значении икон, но и об их онтологическом значении, о том, что иконы соединяют молящегося с тем, кто изображен на иконе, хотя икона и не тождественна с тем, кто на ней изображен.

http://sedmitza.ru/lib/text/434196/

Семь чудотворных икон Божией Матери привезут в Киев на Владимирскую горку 15 июля, 2015. Новостная служба Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами. 15 июля. ПРАВМИР. На Владимирскую горку, 27 июля, в Киев привезут семь чудотворных икон Божией Матери с разных уголков Украины Жители Киева смогут помолиться перед иконами — «Зимненская», «Почаевская», «Ахтырская», «Касперовская», «Песчанская», «Святогорская» и «Призри на смирение», — сообщает центр информации УПЦ ссылаясь на главу административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрита Виктора (Коцабу). Семь чудотворных икон Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами. Как сообщил Центр информации УПЦ, семь чудотворных икон Божией Матери 27 июля в 14.00 будут принесены на Владимирскую горку, где состоится молебен в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира, после которого крестным ходом святыни перенесут в Лавру. В 17.00 начнется всенощное бдение. 28 июля в 09.00 в Киево-Печерской Лавре начнется праздничная Божественная литургия. Поклониться чудотворным иконам можно будет 27 и 28 июля. Зимненская икона Божией Матери Зимненская икона Божией Матери Зимненская икона Божией Матери, по преданию, была подарена Константинопольским патриархом — византийской царевне Анне, в благословение на брак с великим князем Владимиром. Сама царевна сыграла решающую роль в крещении князя. Из «Повести временных лет» известно, что во время завоевания Корсуни (Херсонеса) Владимир ослеп. И именно царевна Анна убедила его поскорее принять христианство, чтобы отказаться от слепоты душевной и телесной. Когда князь находился в крещальной купели, увидел сияние, исходившее от иконы Богородицы, и сразу же прозрел», — рассказывает архимандрит Виктор. Почаевская икона Божьей Матери Почаевская икона Божьей Матери Почаевская икона Божьей Матери, по словам священника, была преподнесена в дар дворянке Анне Гойской будущим Константинопольским патриархом Неофитом.

http://pravmir.ru/sem-chudotvornyih-ikon...

Сильвестр Сиропул Предисловие Автор Сильвестр Сиропул был представителем того же (последнего) поколения византийцев, что и св. Марк Эфесский , Виссарион Никейский, Георгий- Геннадий Схоларий и Иоанн Евгеник 1 . Он стал свидетелем последних десятилетий византийской истории, участником Флорентийского собора (который и описал в своих «Воспоминаниях»), был в Константинополе во время его захвата турками, а в последующем принимал участие в восстановлении церковной жизни при туркократии. Он родился до 1400 г. в Константинополе и умер там же в 1464 г. 2 Большую часть своего служения в Патриархии он являлся диаконом, великим экклезиархом и дикеофилаком, и как раз в последнем качестве был членом православной делегации на Ферраро-Флорентийском соборе, где и подписал его орос. После возвращения из Италии в Византию Сиропул присоединился к православному сопротивлению во главе с Марком Эфесским и, чуть позднее, Геннадием Схоларием . Его «Воспоминания» о Соборе были написаны, скорее всего, вскоре после 1443 г., а их вторая редакция была произведена около 1461 г. После падения Империи ему довелось стать третьим Патриархом Константинополя с именем Софроний, после Геннадия (Схолария и Исидора. Годы его правления – 1462–1464. Фамилия Сиропул известна в Византии с середины XI в. Она является патронимом, составленным из этнонима Σρος (сириец) и суффикса –πουλος. Что касается Сильвестра, то вряд ли можно говорить о недавнем происхождении его семьи из византийской Сирии, так как все, что о ней известно, относится уже к Константинополю. В середине XIV в. известно о двух людях с такой фамилией, занимавших важные места на государственной службе и, вероятно, являвшихся предками Сильвестра. Это пансеваст Евгений, участвовавший с 1318 по 1332 гг. во множестве византийских дипломатических миссий на Западе, и Серафим, претор димы и служащий столичной таможни 3 . Во второй половине XIV в. Сиропулы были уже связаны с Великой церковью. О своих родителях Сильвестр говорит в «Воспоминаниях», что «я рожден, вскормлен и воспитан, по благодати Божией, замечательнейшими родителями и церковными учителями... Я всегда научался от них и от других знающих и удивительных людей, которых я застал и видел на родине» 4 . Иоанн Евгеник, обращаясь к Сиропулу, называет его «ερν ερν γονων… βλστημα» – «священное чадо священных родителей» 5 . В. Лоран не сомневается в том, что отцом Сильвестра был Иоанн Сиропул, известный при Великой церкви по актам Константинопольского Патриархата в 90-е гг. XIV в. как протэкдик – с 1396 г., сакелларий – с 1400 г. и великий скевофилак с конца 1400 г. и дальше. О нем известно также, что к 10 января 1399 г. он женился вторым браком на Марии 6 . Скорее всего, это и были родители Сильвестра. Датой его рождения является, вероятно, 1400 г., а имя Сильвестр, весьма экзотическое для Византии того времени, вполне вписывалось в ряд редких, но принятых в семье Сиропулов имен, таких как Христофор, Варфоломей, Серафим и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010