В этом году мы светло празднуем 80-летие освобождения исторической Малороссии от нацистов. Важно не забыть, что после освобождения Киева в ноябре 1943 года в феврале 1944 года Патриарх Алексий Первый прекратил автономию УПЦ, создал Украинский Экзархат Русской Православной Церкви и назначил Экзархом митрополита Иоанна (Соколова), который совершил такие великие дела, как Львовский Собор, вернувший галицких униатов в Православие, за что бандеровскими подпольщиками был убит лидер православных галичан протопресвитер Гавриил Костельник. Патриарх Алексий, ликвидировав автономию УПЦ, шёл по стопам святого Патриарха Тихона, который пошёл на исповеднический шаг против ленинской политики создания украинских «нации, мовы, виры», в том числе поддержки сразу двух расколов – «УАПЦ» Липковского и автокефалистов-обновленцев, ликвидировал автономию УПЦ, данную Поместным Собором 1917-1918 годов, и назначил Экзархом Украины митрополита Михаила (Ермакова). Затем его преемник митрополит Сергий (Страгородский) назначил святого митрополита Константина (Дьякова), который за противодействие автономизации и украинизации Украинского Экзархата Русской Церкви был забит до смерти на допросе. Убеждён, что 80-летие ликвидации автономии УПЦ необходимо отпраздновать в общецерковном масштабе и прославить как святых учеников, от бандеровцев убиенных, митрополита Киевского Алексия (Громадского) и о. Гавриила Костельника. Безусловно, мы собрались не ради воспоминаний. Пора ясно сказать о том, что автономия УПЦ – это зло, потому что она является шагом к украинской автокефалии, а она – к унии. Собор 1917 года дал эту автономию под давлением Временного Правительства, разваливавшего Россию, и преступников из «Центральной Рады» Грушевского, которым управляли спецслужбы Германии и львовский униатский митрополит Андрей (Шептицкий). Затем автономия была возобновлена под давлением нацистов, а в 1990 году – под давлением неонацистов и униатов, возрождением которых руководят США. Поэтому в самоуправлении УПЦ корень ее нынешнего униатско-бандеровского коллаборационизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/10/ko...

викарные епископы. Вскоре митр. Михаил был арестован, а в ночь на 4 апр. Киевским губотделом ГПУ по обвинению в «антисоветской деятельности» в Николо-Пустынном мон-ре был арестован и Д. В ту же ночь были задержаны викарии Киевской епархии епископы Черкасский Назарий (Блинов) и Каневский Василий (Богдашевский), а также архим. Ермоген Голубев ; впосл. архиепископ) и другие священнослужители. Когда на допросе следователь, узнав, что Д. проводил службы на церковнослав. языке, спросил его, на каком языке следует совершать богослужение на Украине, тот ответил: «На каком желает народ». Содержался в тюрьме Киева, затем переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму. Был обвинен в «распространении ложных слухов в контрреволюционных целях». Виновным себя не признал. 16 мая 1923 г. приговорен Комиссией НКВД по адм. высылкам к 2 годам ссылки. Срок отбывал в с. Ижма Коми (Зырян) автономной обл. По возвращении из ссылки Д. стал епископом Уманским (по др. данным, первоначально Белоцерковским), викарием Киевской епархии. В 1925 г. возведен в сан архиепископа. 12 марта 1926 г. подписал донесение укр. архиереев экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову) с одобрением мер церковного прещения, принятых Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси) против организаторов григорианского раскола . В марте 1929 г. участвовал в отпевании в Киеве в Малом Софийском соборе экзарха Украины Киевского и Галицкого митр. Михаила. В апр. 1930 г. назначен архиепископом Киевским, экзархом Украины стал Харьковский архиеп. Константин (Дьяков) . Свою кончину предсказал заранее, сам читал канон на исход души. Отпевание Д. в храме Николо-Пустынного монастыря возглавил Одесский архиеп. сщмч. Анатолий (Грисюк) . Похоронен рядом с мон-рем, на кладбище Аскольдова могила. Арх.: Отраслевой ГА СБУ. Ф. 6. Д. 38183 ФП. Лит.: Состав Свящ. Правительствующего Всерос. Синода и рос. церковной иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 12-13; ЖМП, 1931-1935. С. 89, 120. Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 33-34; Акты свт. Тихона. С. 445, 971; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 374; Цыпин. История РЦ. С. 51, 52, 69, 196, 205; Бiлokihь С. Розгром Киïвського enapxiaльhoro ynpabлihhя 1923 р.//Киïв. старовина. 1999. 1. С. 89-106; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 60, 64, 89, 104, 143, 147, 192, 214, 238, 239, 257, 394, 527-529. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/178147.html

Временный Патриарший Священный Синод был учрежден 18 мая 1927 г. Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Нижегородским Сергием (Страгородским), опиравшимся на прецедент существования Синода при Патриархе св. Тихоне. В этот день митр. Сергий провел совещание с архиереями, выбранными им для оказания помощи в осуществлении высшего церковного управления: митр. Тверским Серафимом (Александровым), архиепископами Костромским Севастианом (Вести) , Вологодским Сильвестром (Братановским) , Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , Хутынским Алексием (Симанским) , еп. Сумским Константином (Дьяковым) . Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Священный Синод, полномочия к-рого по аналогии с В. С., образованным Патриархом св. Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя включил также митр. Новгородского Арсения (Стадницкого) , пребывавшего уже много лет в ссылке в Туркестане и лишенного права выезда оттуда, а также только что выпущенных тогда на свободу архиепископов Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского) . 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Синода. В акте митр. Сергия об открытии Синода говорилось: «Проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают» (ЦВ. 1927. 3. С. 3). В соответствии с этим разъяснением как сами участники Синода, так и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя совместно с членами Синода. В 1935 г. митр. Сергий писал: «Учреждая восемь лет назад при себе Временный Патриарший Священный Синод... я отнюдь не считал такой формы управления ни окончательной, ни наилучшей для нашей патриаршей Русской Церкви. Мое желание было: на первых своих шагах иметь около себя известных мне преосвященных архипастырей, чтобы с помощью их организовать и надлежащим образом направить работу нашего центрального церковного управления».

http://pravenc.ru/text/155436.html

Ганецкий Я. С. – советский партийный и государственный деятель. Гебхардт И. Ф. – секретарь ЦБ немецкой секции ЦК ВКП (6). Геворк V (Суренян) – католикос армян. Геккер Ю, Ф. – американский и российский философ, деятель обновленчества. Гельман С.Л. – секретарь Польского бюро ЦКРКП (6). Георгий (Ярошевский Г. Г.) – митрополит. Герман – обер-секретарь Вселенского патриарха, митрополит. Герман (Стринопулос) – митрополит. Герман Э. – представитель Папы Римского Пия XI. Гермоген (Долганев Г.Е.) – епископ. Геронтий (Лакомкин Г.И.) – старообрядческий епископ. Гизматуллин А. Т. – башкирский советский государственный деятель. Гилл Э. – американский баптист. Глаголен – баптист. Головина Н. А. – революционерка-народница, член Всесоюзного общества политкаторжан. Гончарская С. С. – советский партийный деятель. Горький (Пешков) А. М. – русский, советский писатель. Градов – сотрудник редакции газеты и журнала «Безбожник». Григорий VII – Константинопольский (Вселенский) патриарх. Григорий Просветитель – святой, просветитель Армении. Григорий (Яшковский Г. И.) – архиепископ, один из инициаторов «григорианского» раскола. Гурев Г. А. – антирелигиозный автор, сотрудник редакции газеты и журнала «Безбожник». Гурий (Степанов А. И.) – архиепископ. Гурьев В. П. – протоиерей, духовный писатель. Турьев П. В. – церковный деятель. Гусев С. И. – советский партийный деятель. Даровский Л. – польский министр. Дерибас Т.Д. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД Дзержинская С. С. – советский партийный деятель. Дзержинский Ф. Э. – советский госуларственный деятель, предселатель ВЧК–ОГПУ. Дик – меннонит. Диманштейн С. М. – сонетский партийный и государственный деятель. Динмухаметов Г. А. – татарский советский партийный и государственный деятель. Дионисий (Валелинский К. Н) – митрополит. Добров С. – обновленческий «протодиакон». Дрейер – пастор. Дрожжин – антирелигиозный автор. Дронин – член Особой коллегии высшего, контроля по земельным спорам при Президиуме ВЦИК. Дьяков Т. М. – сотрудник ОГПУ. Дэвидсон Р. – архиепископ Кентерберийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖУРНАЛ 17 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Шепетовского и Славутского Евсевия о назначении архимандрита Варлаама (Хомича) на должность наместника (игумена) Рождества Богородицы мужского монастыря Шепетовской епархии Украинской Православной Церкви (с. Городище Шепетовского района Хмельницкой области). ПОСТАНОВИЛИ: Назначить архимандрита Варлаама (Хомича) на должность наместника (игумена) Рождества Богородицы мужского монастыря Шепетовской епархии Украинской Православной Церкви (с. Городище Шепетовского района Хмельницкой области). ЖУРНАЛ 18 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященных митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема и архиепископа Днепродзержинского и Царичанского Владимира об установлении дня празднования Собора новомучеников и исповедников Екатеринославских 31 августа/13 сентября (старый/новый стиль), в день Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. ПОСТАНОВИЛИ: 1) сщмч. Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского, временного управляющего Днепропетровской епархией (+03.11.1937) 2) сщмч. Константина (Дьякова), митрополита Киевского, временного управляющего Днепропетровской епархией (+10.11.1937) 3) сщмч. Порфирия (Гулевича), епископа Криворожского (+02.12.1937) 4) сщмч. Макария (Кармазина), епископа Днепропетровского (+03.12.1937) 5) сщмч. Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского, первого епископа Криворожского (+01.06.1938) 6) сщмч. Антония (Панкеева), епископа Мариупольского, викария Днепропетровской епархии (+01.06.1938) 7) сщмч. Николая Искровского, протоиерея (+02.10.1919) 8) сщсп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского (+25.10.1955). ЖУРНАЛ 19 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия —

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Итак, главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный – Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест. На основе некоторых исторических данных, принятую «архитектурную» датировку можно несколько скорректировать. Согласно данным летописей и разрядных книг, Иоанн IV наиболее интенсивно посещал село Коломенское с 1550 по 1564 год. После этого периода он почти не бывал в столице, живя то в Александровой слободе, то в Вологде Кроме того, в 1554 году именно в Коломенском государь, в день своих именин (29 августа) получил известие об успешном завершении похода на Астрахань – событии, сопоставимом по своей значимости для государственной власти со взятием Казани. Таким образом, становится возможным очень осторожное предположение о начале строительства храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (учитывая подготовительные работы) около 1556-1557 годов.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Наиболее цельную группу в его композиции составляют центральный столп (значительно превосходящий по размерам придельные) и два восточных придела. На плане хорошо видно, что они примыкают к центральному столпу почти вплотную, тогда как западные приделы отделены от него проходами Вероятно, их возводили несколько позже – вместе с притворами и первоначальной звонницей. Это подтверждают и данные реставрационно-исследовательских работ, выполненных в 1958 году Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство: звонница над западным притвором, сам притвор, завершения боковых столпов и форма главок претерпели некоторые изменения. Согласно заключению реставрационной комиссии: «…западная наружная стена притвора между башнями не везде имеет одинаковую толщину…пилястры в западной части приложены. Тимпан фальшивый» Кроме того, основание звонницы выступает за плоскость стены и как бы «нависает» над западной галереей. Все это позволяет сделать вывод, что существующая сейчас звонница была перестроена в более позднее время, и западный притвор пытались несколько искусственно под нее приспособить. Среди исследователей и реставраторов даже существовала версия, что звонницу соорудили уже в XVIII столетии Этот факт маловероятен, скорее, ее можно датировать концом XVI – началом XVII века. В любом случае, новая звонница, скорее всего, своей формой повторяла существовавшую ранее. Сама форма многопролетной звонницы над сводами храма или галереи (в данном случае - приделом равноапостольных Константина и Елены) не была чем-то исключительным для русской архитектуры XVI века. Некоторые исследователи видели в ее облике доказательства влияния «псковско-новгородского зодчества» Для подобных заключений нет оснований. Если сравнить сохранившиеся (а не восстановленные реставраторами) звонницы псковских церквей, близких по времени интересующему нас периоду, в частности, свт. Николая со Усохи (1535 год) или свт. Николая Ратного (надвратная) в Псково-Печерском монастыре (1564-1565 годы), мы увидим, что в архитектуре их звонниц и звонницы дьяковского храма практически нет ничего общего. Более того, последняя явно принадлежит к гораздо более позднему времени. Близкие аналоги ей можно найти не в псковской, а в московской архитектуре конца XVI - начала XVII века. Здесь можно вспомнить домовый храм во имя св. Ирины в усадьбе боярина Василия Ивановича Стрешнева (позже она принадлежала семье Нарышкиных) Он запечатлен на рисунке А.А. Мартынова Храм известен с 1629 года, но, скорее всего, существовал уже ранее. Кроме того, укажем на звонницу в селе Большие Вяземы (1590-е годы). Следует упомянуть и небольшую звонничку на сводах церкви прав. Анны, что в Углу в Китай-городе, остатки которой были найдены Л.А. Давидом во время реставрации (ок. 1547 года, звонница появилась, скорее всего, в конце столетия), хотя ее форма пока не реконструирована. Можно предположить, что существовали и другие подобные сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Новый подход к собственной новейшей истории был предпринят Русской церковью в следующем году, именно 25 марта 1991 г., когда митрополит Ювеналий на заседании Синода сделал важный доклад об отношении церкви к мученичеству 1924 . В нём митрополит обозревал всю историю страданий, перенесённых церковью с 1917 г. от «движимого активным богоборчеством гонения» 1925 . Ювеналий упоминал изъятие предметов культа, которому церковь подверглась во время голода 1921−1922 гг., проводившуюся Лениным в эти годы антицерковную политику, незаконные процессы против таких именитых иерархов, как митрополит Вениамин (Казанский), равно как и против священников и мирян, расстрелы, аресты, приговоры к лагерному заключению и высылке, закрытие церквей, политику искоренения церковной жизни в деревне во время коллективизации и раскулачивания. Были отмечены и шаги, ведшие к её постепенному уничтожению в 1930-е гг., начиная с закона «О религиозных объединениях» 1929 г. вплоть до запрета на религиозную пропаганду, мер против колокольного звона, разрушения церквей, среди которых был московский храм Христа Спасителя. Упоминались такие погибшие в ходе репрессий 1930-х гг. иерархи, как митрополит Киевский Константин (Дьяков) 1926 , митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) , митрополит Тверской Серафим (Александров) , митрополит Горьковский Евгений (Зернов), наряду с духовенством и мирянами, убитыми в 1937 г., который Ювеналий назвал «самым пиком борьбы с религией». Митрополит не обошёл молчанием и ближайшие времена, возобновление борьбы с религией, предпринятое Хрущёвым. Он подчёркивал «чисто церковный» характер прославления новых мучеников и не скрывал всей остроты и щекотливости дела, «включённого в контекст политической и идеологической борьбы, связанной с оценкой значения и последствий пережитой нашей страной революционной эпохи» 1927 . Кроме того, председатель комиссии по канонизации задавался вопросом, какова должна быть позиция церкви по отношению к тем православным, которые в 1920-е и 1930-е гг. отдалились от неё и присоединились к раскольным группам, но всё же претерпели репрессии, подчас вплоть и до смерти. Если, с одной стороны, Ювеналий исключал осуществимость причисления к лику святых сторонников обновленческого раскола, то с другой – признавал возможность, при всей её проблематичности, канонизации священнослужителей и мирян, что «в ту пору пребывали в каких-либо разделениях и группировках, которые нельзя квалифицировать как несомненный раскол» 1928 . Это утверждение повлияло на канонизацию во время юбилейного собора 2000 г. лиц, прервавших церковное общение с митрополитом Сергием (Страгородским) , заместителем местоблюстителя патриаршего престола, руководившим церковью после смерти Тихона вплоть до середины 1940-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Образ Божией Матери «Песчанской» известен как один из чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Он был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому, который родился в 1705 г. в Прилуках в день Рождества Пресвятой Богородицы. «Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая!» - не раз повторяется в акафисте. Образ Святых Слободского края обычно пребывает над ракой с честными мощами священномученика Александра Петровского в кафедральном Благовещенском соборе Харькова. На переднем плане, в центре этой большой иконы, изображен святитель Афанасий Лубенский, держащий в руках Чудотворную икону Богородицы Озерянской. Он стоит в ряду со святителями Иоасафом Белгородским и Мелетием Харьковским, а также священномучениками Онуфрием (Гагалюком), Александром (Петровским) и Константином (Дьяковым). За спинами когорты молитвенных защитников града Харькова разных эпох (у Бога нет времен!), ведущих навстречу нам, сегодняшним харьковчанам, сонм новомучеников, известных и безымянных; на иконе виден и сам город с его живыми и убиенными храмами. Все четыре Поклонных харьковских креста одинаковы - пятиметровой высоты, с золотистыми кириллическими буквами по крылам «Спаси и сохрани». Смысл этих крестов - охранительный. В старину в наших краях так было заведено: когда путники приближались к населенному пункту, их всегда встречал большой крест на въезде. Следовало поклониться кресту, поблагодарить Господа, что привел тебя в целости и сохранности в православное обиталище. Вот и теперь этот обычай, слава Богу, возрождается; когда подъезжаешь к Харькову, становится понятно, что это православный город, а не скопище безликих «сообществ», не просто «население человейника», и на сердце становится теплей и родственней, даже если ты сам нездешний. Основание крестов укреплено своеобразными усеченными пирамидами, и на каждой из черных гранитных граней выгравированы значимые слова: « Сей крест установлен и освящен Русской Православной Церковью ко Дню Светлаго Христова Воскресения в 2007 г. от Р. Х., от сотворения 7515 г. Не нам, Господи, не нам по имени Твоему дай славу, ради милости Твоея, ради истины Твоей»; «Да оградит сей крест Богохранимый град Харьков от всякого супостата. Да воскреснет Бог, да расточатся врази Его»; «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества... (Митрополит Московский Филарет (1782-1867)»;«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения... ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву ( Рим. 16 (17) ».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Особо цинично власти и органы госбезопасности повели себя по отношению к местоблюстителю Патриаршего престола в 1925 - 1936 гг., митрополиту Крутицкому Николаю (Полянскому, прославленному в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором 1997 г.). Печально известный начальник антирелигиозного подразделения Секретно-политического отдела (СПО) ОГПУ СССР (с 1930 г. - помощник начальника СПО и куратор этой «линии») Евгений Тучков неоднократно и безуспешно пытался установить с владыкой Петром агентурные отношения, требовал сложить с себя сан местоблюстителя - преемника Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Месть чекистов не заставила себя ждать. После прессинга на Лубянке и ряда ссылок в августе 1930 г. последовал арест. На свободу митрополит Петр уже не вышел и даже в заключении пребывал под шифром «заключенный Верхнеуральской тюрьмы. Его продолжали содержать во внутренних тюрьмах (несмотря на приговор к заключению в лагере с более щадящими условиями), паства была уверена, что владыка находится где-то в заполярном ИТЛ. Больного астмой и цингой, частично парализованного первоиерарха держали, по сути, в каменном мешке, по его словам, годами он не видел солнца и не мог рассчитывать «на последнее напуствие» в случае кончины. Затем запретили прогулки в общем дворе, выводя лишь в какой-то сырой внутренний уголок. Время от времени продлевали срок за «контрреволюционные преступления». Моральные страдания приносила и невозможность выполнять обязанности местоблистителя, тем более что митрополит Петр не одобрял определенные шаги церковной политики своего заместителя, митрополита (Патриарха в 1943-1944 гг.) Сергия (Страгородского), стремившегося в условиях тотальных гонений не допустить полного уничтожения церковной организации. «Очень скорблю, - писал владыка Петр, - что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью...» Чекисты делали все, чтобы углубить разлад между иерерархами, а затем дезинформировали Синод о «кончине» владыки Петра (якобы наступившей 29 сентября 1936 г.). Была отслужена панихида, 27 декабря 1936 г. митрополит Сергий принял на себя обязанности

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/s_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010