168 года. Февраля в 20 день, патриарший подьякон Иван Васильев сказал: во 166 году, Июля в 10 день, как святейший Никон патриарх после литургии поучение чёл, и я в то время в ризничной казне убирал саки и всякую казну архиерейского облачения; а что он после поучения или в поучении говорил, того я ничего не слыхал. Сказку писал своей рукой. 168 года, Февраля в 21 день, патриарший подьякон Матвеище Кузмин сказал; что в прошлом во 166 году, на праздник Ризы Спасовой, святейший Никон патриарх в соборной церкви служил, и после литургии чёл поучение; а как поучение чёл и я подьякон в то время в алтаре в ризничной казёнке плакал; а какие речи в поучении говорил, того я не слыхал, потому что в ризнице плачучи убирался. То моя и сказка. А сказку писал я подьякон Матвеище своей рукой. Певчие дьяки: 168 года, Февраля в 20 день, патриархов певчий дьяк Фёдор Константинов сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, в субботу, на праздник Боготелесной Ризы Христовой, служил Никон патриарх божественную литургию в соборной церкви Успения пресвятой Богородицы; и после заамвонной молитвы, не отпустив литургии, чёл к народу поучение в апостольских беседах; и после поучения говорил: уже де я к тому вам не буду учителем и не буду называться патриархом Московским; и почал с себя скидывать омофор и прочие священные ризы, и посох поставил сам на патриаршем месте. То моя и сказка. А сказку писал сам своей рукой. Сказал певчий дьяк Иван Тверитин: во 166 году, Июля в десятый день, в кое время святейший патриарх Никон Московский и всея Росии служил божественную литургию и потом чёл поучения; и после поучения говорил: впредь де вам не буду патриарх; то я слышал, то мои и речи. А в то время в тесноте в великой иных речей нельзя было слышать никак, до него близко не допустят. То моя и сказка. А сказку писал я своей рукой. 168 года, Февраля в 21 день, певчий дьяк Нестерко Иванов сказал: как в прошлом во 166 году, как патриарх на праздник служил Ризы Спасовы; и как своего святительского престола сошёл, и я Нестер в то время не был у обедни и не ведаю ничего и не слыхал. То моя и сказка. А сказку писал я Нестерка своей рукой. А лежал в то время болен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

В 1924 г. православные Харькова находились в тяжелом положении. Большинство церковных приходов было захвачено обновленцами, в юрисдикции Патриаршей Церкви оставалось всего 3 городских храма. Кроме того, временно управлявший Харьковской епархией после ареста и высылки Харьковского митр. Нафанаила (Троицкого) Бахмутский архиеп. Иоанникий (Соколовский) вел предосудительный образ жизни. В этих условиях делегация харьковских священнослужителей и прихожан обратилась летом 1924 г. к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) с жалобами на архиеп. Иоанникия. Патриарх принял решение о переводе архиеп. Иоанникия в др. епархию, а харьковчанам предложил избрать себе в архипастыри достойного человека из числа местных священников. На общем собрании правосл. духовенства Харькова кандидатом в епископы был избран пользовавшийся уважением в городе вдовый прот. Константин Дьяков. Для хиротонии он выехал в Москву, где патриарх определил ему по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита быть епископом Сумским, викарием и временным управляющим Харьковской епархией. Принял монашеский постриг с сохранением имени Константин. 8 сент. 1924 г. архиерейскую хиротонию К. в московском храме в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырках возглавил свт. Тихон. По прибытии в Харьков К. подал 2 окт. 1924 г. заявление с просьбой о регистрации его как правящего епископа в губотдел Наркомата юстиции, а 20 февр. 1925 г.- в адм. отдел при губисполкоме, к к-рому перешли функции контроля над деятельностью религ. орг-ций на местах. Однако К. не получил регистрации, т. к. гос. власть продолжала поддерживать обновленцев, а структуры Патриаршей Церкви не имели официального статуса. Положение православных в Харькове еще более осложнилось, когда в нач. 1925 г. архиеп. Иоанникий, отказавшийся подчиняться высшей церковной власти, захватил со своими сторонниками кафедральный храм во имя Жен-мироносиц. После этого в подчинении у К. в Харькове осталось только 2 церкви - ставший кафедральным Ново-Троицкий храм на Москалёвке и кладбищенский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/1841998.html

1925 г. был для Церкви не менее тяжелым, чем и предыдущие. Серьезную опасность для Церкви по-прежнему представляли обновленцы. Так, в украинской столице Харькове 23 храма принадлежало обновленцам, 1 самосвятам-липковцам, 3 – Православной Церкви. В Киеве обновленцы захватили Киево-Печерскую лавру. Однако украинские обновленцы по-прежнему отказывались от канонических реформ и стремились лишь к автокефалии. Но пресмыкательство перед советской администрацией и у последователей Вениамина (Муратовского), и у его украинских коллег было одинаковым. В мае 1925 г. украинские обновленцы-автокефалисты созвали свой «Собор», председателем которого стал «митрополит» Пимен (Пегов). На лжесобор был приглашен управляющий Харьковской епархией епископ Константин (Дьяков), однако поставленные им условия (осуждение московских обновленцев, вступление в общение с митрополитом Петром и др.) раскольники не выполнили и потому епископ Константин предпочел это собрание проигнорировать. Попытки объединения с обновленцами предпринимались и в России. Со стороны архиереев отношение к примирению с раскольниками «на равных» было разное, митрополит Тихон (Оболенский), например, к объединению был готов. Другие архипастыри считали, что раскольники должны приниматься в Церковь после принесения покаяния. Среди иерархов, во всеуслышание выражавших такое мнение, были священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и митрополит Сергий (Страгородский) . Непримиримую позицию по отношению к красным обновленцам занял и митрополит Петр. 28 июля 1925 г. святитель издал послание, где обновленцы были объявлены самочинниками, а присутствие православных христиан на обновленческих службах признано недопустимым. «Не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести искреннее раскаяние в своих заблуждениях», – говорилось в послании местоблюстителя. Некоторое время раскольники надеялись, что митрополит Петр все же прибудет на их «Собор» в октябре 1925 г., однако надежды остались тщетными. Священномученик Петр «совет нечестивых» ( Пс.1:1 ) проигнорировал. Убедить святителя пойти на компромисс в отношении раскола было нереально. «Он был упрям, как бык, прямо невозможно было к нему приступиться», – говорил о священномученике Петре один из обновленческих лидеров Александр Введенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 июня 1937 г. вышел недоброй памяти оперативный приказ 00447 НКВД СССР «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» (по которому в СССР только расстреляли до 400 тыс. из почти 700 тыс. жертв Большого террора 1937-1938 гг.). Репрессированию, в частности, подлежали ранее осужденые лица, якобы ведшие «антисоветскую деятельность» в местах заключения. Началась «чистка» в лагерях и тюрьмах по доносам агентуры и новым сфабрикованным делам. «Тройкой» УНКВД по Челябинской области митрополит Петр был приговорен к расстрелу, 10 октября «заключенного 114» В целом же, докладывал НКВД СССР И. Сталину, на пике незаконных репрессий в августе-ноябре 1937 г. арестовали 166 архиереев, из них репрессировали 81, а к 1939 г. на кафедрах РПЦ в СССР оставалось лишь четверо Слобожанский архиерей В ходе ужесточения гонений на Церковь готовилась и расправа над митрополитом Константином. После смерти 30 марта 1929 г. первого Патриаршего Экзарха Украины (1921-1929 гг.), митрополита Михаила архиепископ Харьковский и Ахтырский Константин стал его преемником с оставлением в Харькове (после переноса в 1934 г. столицы Советской Украины в Киев туда же переместился и Экзархат). Не приходится сомневаться, что назначение на новый пост в церковой иерархии лишь усилил старания чекистов по агентурно-оперативному «освещению» (как было принято писать) Экзарха. Будущий архипастырь, Константин Григорьевич Дьяков, родился в селе Старая Водолага Валковского уезда Харьковской губернии 19 мая 1864 г. в семье священника. Окончил Харьковскую духовную семинарию, служил в храмах Чугуева и Харькова, был возведен в сан протоиерея. Видимо, первый арест в 1923 г. подтолкнул отца Константина к судьбоносному шагу - в 1924 г. он постригается в монашество, и 8 сентября того же года Патриарх Московский и всея России проводит его хиротонию во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Исполняет обязанности временно управляющего Харьковской епархией, в 1926 г. вновь подвергается аресту.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/s_...

Так получилось, что возглавлял он Киевскую духовную школу в самый тяжелый исторический период — перед её закрытием (1920 г.). Когда это случилось, она еще продолжала какое-то время существовать, занятия и защиты дипломов проводились на квартирах у профессоров, и он исполнял обязанности ректора. В 1923 г. владыка Василий был арестован и отправлен этапом на допрос в Москву, около полутора лет он пробыл в ссылке. Но затем его выпустили на свободу. Печально то, что, будучи уже стариком, владыка остался совсем без средств к существованию. И есть явные свидетельства о том, что он умер от истощения. Это был 1933 год. И хотя он не умер в тюрьме, однако его жизнь, решение принять священническое, архиерейское и ректорское служение в эту эпоху — явное исповедничество. Думаю, что если бы владыка дожил до 1937-38 гг., то разделил бы участь многих других новомучеников и исповедников. И, наконец, протоиерей Александр Глаголев — наверное, наиболее известный киевский священник ХХ века. Он был избран исполняющим обязанности ректора, когда арестовали владыку Василия. Отец Александр — человек энциклопедических знаний. О его эрудиции, невероятных способностях можно говорить много… Например, сам факт, что он знал 18 языков (древних и современных)! И уже будучи пожилым человеком, чтобы, так сказать, не терять сноровки, стал учить итальянский. По человеческим меркам это уникальное явление. Плюс ко всему отец Александр был настоящим пастырем. Он любил богослужение, общение с народом. Очень важно понимать, что он жил во времена серьезных испытаний для Церкви в смысле не только гонений, но и расколов. Отец Александр был верен канонической Церкви (тогда ее называли Патриаршей, хоть в год его смерти патриарха уже не было), и остался верен ей даже в самой сложной ситуации — при аресте в 1937 г. Его следственное дело проходило «под одной обложкой» с делом священномученика Константина (Дьякова), Патриаршего экзарха Украины. Тогда всех арестовывали, обвиняя в одном и том же — антисоветской деятельности. Но отца Александра арестовали именно как яркого священника, поддерживающего канонического первоиерарха — митрополита Константина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5409977...

18 мая 1934 г. возведен Киевским архиеп. Сергием (Гришиным) в сан игумена с возложением палицы. Под рук. прот. П. Я. Светлова Л. написал работу «Жития святых, как материал для христианской апологетики», за к-рую указом Московской Патриархии от 29 нояб. 1934 г. ему была присуждена степень кандидата богословия. 9 июля 1935 г. экзархом Украины Киевским митр. сщмч. Константином (Дьяковым) по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) Л. был возведен в сан архимандрита. 12 июля того же года выслан НКВД из Киева. С 1937 г. скрывался от властей, жил в Переяславе, Киеве и Житомире. Во время Великой Отечественной войны после занятия Украины нем. войсками вошел в состав Украинской Православной Автономной Церкви, сохранявшей каноническую связь с Московским Патриархатом. 26 нояб. 1941 г. Л. был хиротонисан во епископа Бердичевского. Хиротонию в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре возглавлял экзарх Украины Волынский архиеп. Алексий (Громадский ; впосл. митрополит). Л. стал 1-м викарием архиеп. Алексия. 7 мая 1942 г. был назначен управляющим Винницкой епархией. После смерти в 1943 г. митр. Алексия к Л. перешло управление Житомирской епархией. За время служения там Л. рукоположил свыше 100 священников, к лету 1943 г. епархия насчитывала ок. 300 приходов. Был открыт муж. мон-рь, 2 жен. мон-ря и 2 жен. скита. В нояб. 1943 г., перед тем как нем. армия оставила Житомир, Л. вместе с иеродиак. Вениамином (Вознюком) выехал в Варшаву. С июля 1944 г. жил в Вене, затем в Мюнхене. 16 мая 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в свою юрисдикцию и 7 авг. того же года назначил епископом Потсдамским, викарием Берлинского и Германского митр. Серафима (Ляде) . Л. не приступил к служению в силу непризнания им архиерейской хиротонии митр. Серафима. 4 сент. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил отменить назначение Л. викарным еп. Германской епархии ввиду того, в частности, «что Преосвященный Леонтий не получил канонического отпуска от епископов Украинской Автономной Церкви». 6 сент. 1945 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в состав епископата РПЦЗ вместе с другими архиереями Украинской Автономной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463529.html

25 февр. 1935 г. А. был арестован вместе с неск. клириками Белгородской епархии. Лжесвидетелями против А. выступили деятели обновленчества и григорианского раскола . На допросах А. держался мужественно, недвусмысленно изложил свою церковную позицию. На вопрос следователя, с кем из правосл. архиереев А. общался в Харькове, он ответил, что хорошо знал и встречался со сщмч. Константином (Дьяковым) , архиепископами Борисом (Шипулиным) и Онуфрием (Гагалюком), епископами Стефаном (Андриашенко), сщмч. Макарием (Кармазиным) , сщмч. Павлом (Кратировым) и сщмч. Дамаскином (Цедриком) . Все они служили в одном храме и часто в дни церковных праздников собирались вместе у кого-нибудь в доме, обсуждали церковные вопросы, в т. ч. о расколах - григорианском и лубенском. 11 сент. 1935 г. специальная коллегия областного суда приговорила А. и благочинного свящ. сщмч. Митрофана Вильгельмского к 10 годам лишения свободы, свящ. сщмч. Александра Ерошова и псаломщика мч. Михаила Вознесенского - к 5 годам, свящ. сщмч. Михаила Дейнеку - к 3 годам лишения свободы. Все они были отправлены на Дальн. Восток в тот же лагерь, где находились архиеп. Курский Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священники священномученики Виктор Каракулин и Ипполит Красновский . В февр. 1938 г. против А., архиеп. Онуфрия, священников священномучеников Ипполита Красновского, Николая Садовского , Митрофана Вильгельмского, Василия Иванова , Николая Кулакова , Максима Богданова , Михаила Дейнеки, Александра Ерошова, Александра Саульского , Павла Попова , Павла Брянцева и псаломщиков мучеников Григория Богоявленского и Михаила Вознесенского было начато новое дело. Никто из них не признал себя виновным и отказался подписать лжесвидетельства. В нач. марта 1938 г. все обвиняемые были перевезены из лагеря в Благовещенскую тюрьму. А. был расстрелян вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), священниками Ипполитом Красновским, Николаем Садовским, Митрофаном Вильгельмским, Василием Ивановым, Николаем Кулаковым, Максимом Богдановым, Михаилом Дейнекой, Александром Ерошовым, Александром Саульским, Павлом Поповым и псаломщиками Григорием Богоявленским и Михаилом Вознесенским по приговору тройки НКВД от 17 марта 1938 г. А. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/115876.html

30 марта 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, получив разрешение жить в Москве. До ареста он был лишен такой возможности и находился в своем кафедральном городе - Н. Новгороде. 7 мая митр. Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. 18 мая он провел совещание с группой архиереев: Тверским митр. Серафимом (Александровым) , членом Временного Синода в последние годы Патриаршества свт. Тихона , архиепископами Костромским Севастианом (Вести) , Вологодским Сильвестром (Братановским) , Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , Хутынским Алексием (Симанским, впосл. Патриарх Алексий I ) и Сумским еп. (впосл. митрополит) сщмч. Константином (Дьяковым) . Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Свящ. Синод, полномочия к-рого по аналогии с Синодом, образованным Патриархом Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя позже включил Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , пребывавшего в ссылке в Ср. Азии, а также незадолго то того выпущенных на свободу архиепископов (впосл. митрополитов) Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского) . 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Патриаршего Синода. 1-е заседание Синода состоялось 27 мая 1927 г., в тот же день по епархиям был разослан указ, предписывавший епархиальным архиереям подать заявления в местные органы власти с прошением «о регистрации их преосвященных с состоящими при них епархиальными советами (каковые образовать временно путем приглашения указанных преосвященными лиц)» (Акты свт. Тихона. С. 499). Началась работа по воссозданию по нормам гражданских законов церковно-адм. структуры Московского Патриархата. 29 июля 1927 г. Временный Синод, действовавший при Заместителе Местоблюстителя и под его председательством, издал «Д.». Помимо митр. Сергия свои подписи под ней поставили все члены Синода, кроме пребывавшего в ссылке митр. Арсения (Стадницкого) и болевшего архиеп. Севастиана (Вести). «Д.» была подписана и напечатана в виде листовки тиражом 5 тыс. экз. для рассылки по приходам. 18 авг. того же года документ был опубликован в газ. «Известия».

http://pravenc.ru/text/171618.html

А вспомним, как реагировал святитель Тихон на попытки давления на Церковь со стороны не только большевиков, но и властей новообразованных государств: когда представитель польского правительства пришел к патриарху Тихону и спросил: " Ваше Святейшество, а что будет, если польские епископы соберутся и сами провозгласят автокефалию? " , ответ был таков: " Если они посмеют это сделать, то я отниму у них и автономию, как у сынов противления " . А в 1924 году святитель Тихон своим указом и вовсе ликвидировал автономию УПЦ, вернув ей статус экзархата Русской Православной Церкви, видя, что единственным плодом предоставленной ранее автономии стала дезорганизация церковной жизни. Даже в условиях тотальных гонений на Церковь, когда большевики поддерживали одновременно обновленчество и самосвятов - липковцев, украинских автокефалистов (о чем так не любят вспоминать нынешние автокефалисты, ведущие от них свое происхождение), святитель не побоялся пойди против воли безбожной власти, отстаивая единство уничтожаемой ими Русской Православной Церкви и оккупированной большевиками Руси. Дело святителя Тихона продолжил священномученик Константин Дьяков, патриарший экзарх всея Украины. Такие великие светильники веры, как священномученик Владимир Киевский, преподобный Кукша Одесский, преподобный Лаврентий Черниговский были решительными противниками, какого бы то ни было, полного или частичного отделения от Русской Православной Церкви. Преподобный Лаврентий пророчески предвидел и предсказывал современный филаретовский раскол и предостерегал от любого раскольничьего духа, от его идеологии. Поэтому главная мысль, которую я хотел высказать и подчеркнуть в своем выступлении на Соборе состоит в том, что отпадение от Церкви Филарета есть следствие его предательства и отступничества, а вырванная им автономия является его печальным наследием. Следовательно, оно должно быть преодолено. И поэтому наша Русская Православная Церковь, преодолевая эту ситуацию, идет вперед, указывая и нашему народу дорогу к будущему, к реальному единству православного общества.

http://pravoslavie.ru/guest/ippolit.htm

Батюшка особенно заботился об улучшении народного пения. Так шло до 1932 г. Вызвали тогда старосту и о. Александра в сельскую управу — и всему наступил конец. О. Александр уехал. Вскоре он был поставлен епископом, потом архиепископом. В 1937 году митрополитом Константином (Дьяковым) был назначен Управляющим Харьковской епархией. Здесь он быстро приобрел такую же всеобщую любовь. Был он человеком необыкновенно живым, общительным, ласковым и вместе умел свою стойкость сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем. Так, например, его не удовлетворяла рутина, которую он нашел в Харькове. Он привык к вдохновенно-торжественному провождению служб, но ничего не стал ломать. А однажды, на Пасху, дал показательный урок. На первый и второй день служили, как обычно, а на третий службы не предполагалось — все на работе. Владыка обратился с просьбой к народу и клиросу не отходить от святого обычая, установленного Церковью, — все три дня совершать праздничные службы: “Возвеселимся о Господе.” Несмотря на рабочий день, храм оказался по-прежнему переполненным народом. Началась праздничная служба, но хор по- принятому начал петь быстрым темпом и не повторял всех праздничных песнопений. Владыка обратился к народу: “Пойте все!” — И весь народ стал петь пасхальный канон. А клирос, сначала растерявшись, подхватил пение и стал руководить им, так что служба прошла с таким молитвенным подъемом, как никогда. Владыка после службы специально благодарил хористов, а те (некоторые с 30-тилетним стажем) потом говорили, что в их жизни никогда не было такой благодатной службы и никогда архиерей так тепло им не выражал благодарности. Одну за другой стали закрывать церкви в Харькове. Дольше всего, кроме Николаевской, оставалось три: Трех Святителей, Журавлевская, в рабочем поселке с необыкновенно самоотверженным батюшкой и, наконец, две церкви на горе Холодной: Озерянская и Николаевская. Наконец осталась открытой только Николаевская церковь на весь Харьковский район. Церковь была на окраине, и народ мог собираться туда без особого опасения. Собирались отовсюду. Сам Владыка приезжал на извозчике с другого конца города за 5 км, где один церковный человек пустил Владыку к себе жить.

http://pravicon.com/info-1703

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010