Однако учители, как греческие, так и латинские, многое изъяснили и изыскали, многое раскрыли и сказали относительно Евангелия (ν τ εαγγελ). То же самое мы говорим и об Апостольском Символе.  Преосвященнейшие отцы, если кир митрополит Эфесский говорит, что отцы запечатали Евангелие и Священное Писание, так что более никоим образом к нему нельзя ничего прибавить, и потому-то и с Символом дело должно обстоять так же, мы этого никоим образом не отрицаем, поскольку он все говорит верно. Впрочем, еще он сказал, что евангелисты не устанавливали запретов относительно собственных писаний, но предоставили это делать другим и сравнивал это с тем, что было сделано Константинопольским Собором. При всем уважении, применительно к Писанию это очевидно неверно. Ведь и апостол Павел в послании к Галатам установил запрет, когда сказал: Кто бы ни « стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема » (Гал 1:8). И святой Иоанн в конце книги Откровения говорит: « Если кто прибавит… и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни » (Откр. 22:18). Так что, очевидно, учители могли запечатать [Символ] и установить запрет, чтобы ничего не прибавлялось к их сочинениям. Но в случае необходимости к Священному Писанию делались разъяснения. Так, например, когда Арий начал говорить, что Сын есть творение Отца и иносущен [ему], опираясь на отрывок Священного Писания из слов Спасителя « Отец Мой более Меня » (Ин. 14:28) и выводя из этого, что Сын — иной сущности, учители были должны изъяснить это место и раскрыть, в каком смысле говорится, что Сын меньше Отца. Так должно происходить всякий раз. Ибо и Дух Святой именуется Богом, Господом и животворящим, спрославляемым и сславимым со Отцом и Сыном, но не назван Творцом неба и земли, а значит, может возникнуть новая ересь, которая будет отрицать, что Дух есть Творец неба и земли, поскольку в Символе об этом не сказано. И что же? Разве не была бы должна Церковь собрать отцов и научить христиан, провозгласить и разъяснить, что Дух Святой есть Творец неба и земли, как и Отец и Сын? Нисколько не запрещено ни Третьим, ни Четвертым Собором, да и никаким другим, Церкви в случае нужды делать разъяснения.

http://bogoslov.ru/article/6166437

В материальном обеспечении священники подразделяются на категории, в зависимости от продолжительности их службы в приходах и от характера их пастырских обязанностей . Священникам и их семьям (подавляющее большинство приходского духовенства состоит в браке) обеспечивается полная медицинская помощь (в том числе больницы). Предусматривается увеличение пенсии священникам, ушедшим на покой. 10. Отношение Элладской Православной Церкви к инославию Афинский Архиепископ и прочие греческие иерархи высоко ставят престиж Вселенской Патриархии и придерживаются мнения, что Православные Церкви должны объединиться вокруг Вселенского Патриархата не только для того, чтобы утвердить его положение в Константинополе, но и для того, чтобы быть едиными в контактах с католиками и в своей деятельности во Всемирном Совете Церквей. Элладская Церковь принимает деятельное участие в экуменическом движении. В 1948 году она стала членом Всемирного Совета Церквей и с тех пор участвует во всех его важнейших мероприятиях. Но по отношению к католикам в среде иерархии временами проявляется антиримское настроение. Так как на Втором Всеправославном Родосском Совещании были поставлены вопросы о начале диалога с Римом и посылке или непосылке наблюдателей на вторую сессию Второго Ватиканского собора, Элладская Церковь не приняла участия в его работе. В связи с возвращением Павлом VI Элладской Церкви главы святого апостола Андрея, Архиепископ Хризостом обратился к иерархии с особой энцикликой от 26 августа 1964 года, в которой призывал воздержаться от участия в торжествах до отъезда римских посланников. Он же в декабре 1965 года выступил против снятия анафем между Римом и Константинополем. С восшествием на Афинский престол Иеронима, а затем Серафима положение несколько изменилось. Одним из аспектов предложения нового главы об обновлении деятельности Элладской Церкви было его заявление о желании улучшить отношения между ней и Константинопольской Церковью — ликвидировать те разногласия, которые возникали между ними в связи с интенсификацией Константинополем диалога с Римом. Отражая то, что может стать новой эрой хороших отношений в Православии Средиземноморских стран, еще в 1967 году при вручении Архиепископу Иерониму посоха с золотым наконечником посланец Константинопольского Патриархата митрополит Халкидонский Мелитон заявил: «Настало время, когда мы должны наконец действовать совместно».

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

А. Р. С большей точностью обо всем подобном мы порассуждаем позже. Пока же я скажу слово о верховном понтифике. Итак, коль скоро во времена Максима Римская Церковь уже пела [Символ] так, [как сейчас], а жил он во времена Шестого Собора, что доказывает и сам Максим, так что и вы знали об этом и не можете говорить, что это было сделано без вашего ведома. Кроме того, есть и иное обстоятельство, подтверждающее это. У нас есть Седьмой Собор, который многообразно подтверждает [верность] того, что поет Римская Церковь. Очевидно, что именно Седьмой Собор первым сделал то, чего не делали другие. Прочие зачитывали сперва Никейский Символ, а потом Константинопольский, а сей не соблюл этого обыкновения, считая их одним, к тому же полагая, что они всем известны и всеми и так приняты. Это можно доказать и иным образом. Ведь и Константинопольский патриарх Тарасий в послании к Собору, помещенном в третьем деянии, говорит, что Дух Святой исходит от Отца через Сына . А если это признать, то легко доказать, что Дух Святой исходит также и от Сына. Мы это докажем в соответствующем месте. И если даже Тарасию сделать подобное было дозволено, то почему Римскому первосвященнику со столь великим сонмом отцов было не дозволено сделать это? Сверх того, у нас есть древнейшая книга, в которой Седьмой Собор исповедует и провозглашает, что Дух Свято исходит и от Сына, и мы покажем это и в иных книгах летописцев, а также можем доказать это множеством доводов. Что же до Восьмого Собора, о котором вы упомянули на предыдущем заседании, мы ответим на выдвинутые вами против нас возражения. Первое: мы говорим, что Фотий, хотя и был врагом Римской Церкви, много писал и яростно нападал на Николая и Адриана, тем не менее не обвинял их за прибавку к Символу, хотя он, конечно же, должен был бы это сделать. Ведь если в своем стремлении плести козни против Римских первосвященников он не мог бы найти ничего лучше, чем заявить, будто понтифик подпал под анафему как преступник закона. Но коль скоро он этого не делал, очевидно, что несправедливы обвинения со стороны других лиц против Римской Церкви. Кроме того, в конце этого собора Римская Церковь и верховный понтифик восхваляются, как и все, что ими содержится и проповедуется. Также было вынесено и решение против Фотия и в защиту Игнатия, при этом [участники собора] знали, что [Римская Церковь] поет Символ [так, как поет его и сейчас], но не пожелали [обличать ее за это]. Кроме того, еще до Пятого Собора, во времена императора Юстина, был папой Гормизда; он написал послание, которое одобрил Иоанн, патриарх Константинопольский, и все Восточные отцы того времени, и в этом письме прямо говорится, что Дух Святой исходит от Сына . Так почему же вы, отцы, говорите, что это было причиной разделения и не желаете соединиться с нами, покуда существует то, что вы называете прибавкой?

http://bogoslov.ru/article/6166437

Прошло после того 8 дней. Я чувствовал себя совершенно здоровым и потому отправился в Божественный храм, в котором находится священный образ чудотворца Григория, чтобы поклониться ему, и в чувстве сердечного благодарения возвратился в монастырь. Но этого мало: нужно было исполнить обещание, которое дал я божественному своему врачу, прося от него исцеления, а, между тем, время было зимнее – значит, и путешествие, особенно мне, старику, – тяжкое и трудное. Оставлю путешествие в Солунь, – сказал я сам себе, – потому что теперь не то время. А вместо исполнения обещания странствовать в Солунь я попрошу обитель отправить торжественную службу святому Григорию – и таким образом воздадим Богу должное благодарение и честь святому угоднику. Так я и сделал. Но неприятно это было святому Григорию. За чудом моего исцеления следовали новые знамения. До наступления еще того дня, когда мы готовились в обители торжествовать память его, появилась у меня сильная горячка: снова показалась жестокая опухоль на ноге и боль не менее прежней. Я тотчас понял причину новой болезни, начал горько каяться в моей неблагодарности к святому Григорию и непременно обещался исполнить обет, как только получу здравие. Чрез день после сего болезнь моя совершенно исчезла, и я, пробыв недолго в обители, прибыл пешим в Солунь для поклонения священному гробу моего исцелителя 316 и всюду прославлял чудеса, которые чрез него сотворил надо мною Бог. Дивному во святых Своих Богу – слава и держава во веки веков. Аминь». Страдание святого новомученика Константина 317 Родиной святого новомученика Константина был безводный остров Идра. Он родился от христианских родителей, отца Михалаки и матери Марины. Достигнув восемнадцатилетнего возраста, Константин перешел на жительство в Родос и поступил там в услужение к родосскому правителю Хасану. Прожив некоторое время в доме Хасана, Константин своей расторопностью, честностью и примерным усердием обратил на себя внимание своего господина, который положил в своем намерении отторгнуть эту кроткую овцу от стада Христова и привести оную в стадо козлищ, т.е. в магометанскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А затем в момент возникновения кризиса, в Константинополе оказался анхиальский митрополит Василий, alter ego халкидонского Германа. Патриарх, зная его роль в возбуждение смуты, предписал ему немедленно выбыть в свою епархию. Несомненно, к партии Германа принадлежат, и некоторые из членов патриаршей оппозиции в синоде. Наконец, один из митрополитов оппозиции, второй по официальному списку архиереев константинопольской церкви, и сам мечтал о патриаршем достоинстве, в чем заключался и новый лич­ный мотив для патриаршего кризиса, осложнявшийся и желаньем других чинов оппозиции занять, при возможном, передвижение архиереев, лучшие кафедры. Вообще, борьба с патриархом Иоакимом была решена в день вторичного избрания его на престол, – только про­тивники патриарха тщательно скрывали свою цель, тайно го­товились к походу и ждали лишь удобного момента для открытого нападения. Деятельность Иоакима, как патриарха, их нисколько не интересовала, его новые, весьма важные заслуги для церкви и народа не имели в их глазах ни­какого значения, – это лишь разжигало партийные страсти и вдохновляло оппозицию новым проискам. И как бы безукоризненна ни была церковная политика Иоакима, как бы важны и ценны ни были его разнообразные на пользу церкви и народа труды и подвиги, это и подобное не спасло бы ни его, ни церковь от того кризиса, который ныне тя­нется уже шестой месяц. Интрига систематически сплета­лась в тесном кругу личных врагов Иоакима и рано или поздно, но неизбежно должна была выйти на свет Божий. Теперь даже можно проследить и рост ее. Уже два года тому назад в синоде систематически стали возбуждаться вопросы, с целью восстановить обще­ственное мнение против патриарха и поставить его в затруд­нительное или неловкое положение то пред Портой, то пред народом! Таковы искусственно созданные судебные про­цессы митрополитов меленикского и кассандрийского, возбуждение халкидонским митрополитом дела в граждан­ском суде, но церковному предмету, вопросы македонский, антиохийский, кипрский. Но умный и опытный патриарх выходил из затруднений победителем и всегда оставался в синоде при большинстве голосов. Тогда решено было обеспечить в синоде большинство голосов в пользу оппозиции. Ефесский митрополит Иоаким, ученик и наперсник патриарха, злоупотребил его доверием. Он, воспользо­вавшись образованием нового состава синода, предложил патриарху вызвать для участия в синоде митрополитов родосского, сербского, диррахийского, елеферопольского и критского, известных своим нерасположением к патриарху. Так оппозиция обеспечила себе в синоде восемь голосов против четырех. С этого времени начался откры­тый поход против патриарха, который, однако, умело парализовал наносимые ему удары. Наконец, боснийско-герцеговинский вопрос ясно показал патриарху, с кем он имеет дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

И если вы это делали без основания (λγως), приведите основание (λγον) вашего неведения, а если на ложном основании (μετ λγου ψευδος), to пусть оно будет объявлено и услышано всеми нами. И сей священный сонм, имея союзницей непобедимую истину, разбивая, разобьет и разрушая, разрушит ваши хитросплетения и возражения, как узлы лживые, не имеющие никакого истинного содержания и сути». Как мне кажется, эта фраза объясняет все, что происходило дальше, и приоткрывает мотивацию Тарасия. Дело в том, что каноническая ситуация обеих групп епископов была идентичной. To, что семерка устраивала тайные сборища и заговоры, составляло совсем другое каноническое нарушение, на которое патриарх и указал еще в предыдущем году («У Константинополя есть епископ...»). Между тем вся дискуссия сконцентрировалась на сохранении сана при обращении из ереси. Почему же первые трое были приняты без всяких проблем 89 ? Интересно взглянуть на некоторые реплики Тарасия и его людей (к таковым, безусловно, можно отнести Константина Кипрского и Иоанна, местоблюстителя Антиохийского) в начале обсуждения. Tap.: Какая же причина (λγος) обратила вас к истине? (1019C). Андреев совершенно правильно указывает, что это крайне неудобный вопрос. Действительно, истинную причину, которой наверняка был банальный оппортунизм, привести нельзя, а любая другая вызывает сомнения в ее правдоподобии. Tap., обращаясь к Льву Родосскому: И как же ты, будучи восемь или даже десять лет епископом, до сих пор не убедился? (10I8DE). Tap.: Застарелые недуги труднее поддаются лечению. Так и душа, пребывающая в еретическом мракобесии, с трудом узнает свет истины (1018E). Константин: Следовало бы вам, будучи епископами, не нуждаться в наставлении, а быть наставниками других (1019A). Tap.. Поскольку вы сказали, что от дурных наставников дурные уроки, Церковь не допускает принимать священников от дурных наставников (1019AB). Затем Иоанн и Константин просят привести свидетельства свв. отцов относительно принятия кающихся еретиков. Немного позже, во время обсуждения восьмого канона Никейского собора 325 r., в котором употреблено слово χειροθετουμνους вместо χειροτονουμνους, Тарасий спрашивает: «А как понимать χειροθετουμνους?» (1022D).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Рукоположен новый архиерей Константинопольской Православной Церкви 02.01.2017 Во вторник, 27 декабря 2016 года, состоялась архиерейская хиротония нового епископа Стратоникейского Стефана (Катеса) , викария Леросской, Калимносской и Астипалейской митрополии Константинопольской Православной Церкви , сообщило греческое информационное агентство " Ромфея " . Рукоположение нового архиерея Константинопольского Патриархата возглавил митрополит Леросский, Калимноссский и Астипалейский Паисий (Аравандинос), которому сослужили митрополиты Родосский Кирилл, Проконисский Иосиф и Адрианопольский Амфилохий. Богослужение прошло в церкви Благовещения в Платаносе, остров Лерос. На хиротонии нового епископа Стратоникейского присутствовали представители местных муниципальных органов власти и верующие православной общины острова Лероса. За Божественной литургией слово произнес митрополит Иосиф, который передал всем участникам богослужения приветствие Константинопольского Патриарха Варфоломея. Затем выступил митрополит Паисий, который тепло поздравили нового викарного епископа митрополии Лероса с принятием архиерейского сана. В свою очередь, епископ Стефан поблагодарил митрополита Паисия и иерархов Константинопольской Православной Церкви за оказанное ему доверие и поставление на архиерейское служение. Епископ Стратоникейсий Стефан (Катес) родился в Цюрихе, Швейцария. В дальнейшем проживал в Трикала, Греция. Получил высшее военное образование и служил в течение двенадцати лет в Вооруженных силах Греции. Духвное образование получил на Богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Был рукоположен во диакона в1999 г. митрополитом Леросским Нектарием. 9 декабря 2001 года был рукоположен в сан священника тем же иерархом. Служил в митрополии Лероса, Калимноса и Астипалеи в качестве директора детского дома для мальчиков. В сентябре 2015 года был возведен в сан архимандрита. 28 ноября 2016 года на Синоде Константинопольской Православной Церкви он был избран епископом по предложению Патриарха Варфоломея. Леросская, Калимносская и Астипалейская митрополия Константинопольской Православной Церкви расположена на островах Лерос, Калимнос и Астипалея, находящихся в составе Додеканесского архипелага, который в настоящее время принадлежит Греции. Епархия на Леросе существовала с 553 года, а на Астипалее с X века. Епископии входили в состав Родосской митрополии. В 1314 году острова заняли рыцари католического духовно-военного Ордена св. Иоанна Иерусалимского, а в 1523 году — турки. В 1912 году острова отошли к Италии, в 1948 году были возвращены Греции. Православная епархия в составе Константинопольского Патриархата на Леросе возрождена в конце XIX в. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.01.2017 21:27:32

http://drevo-info.ru/news/21817.html

В начале мая Смирнский митрополит Василий, состоявший членом священного синода, обратился к Церкви с просьбой об избрании епископа-помощника ( βοηθς πσκοπος) для его епархии и, в качестве такового, указал ( κα ς τοιοτον πδειξε) на настоятеля столичного прихода Дживали, архимандрита Агафангела Папанастасиади. Священный синод, приняв во внимание эту просьбу, в очередном заседании 13 мая приступил к избранию епископа. Согласно действующему уставу, были указаны и два другие кандидата – архидьякон Прусской митрополии Неофит и протосинкелл Родосской митрополии Хрисостом. По окончании синодального заседания, в патриаршем храме состоялось каноническое голосование, и в архиерейское достоинство был возведен с простым титулом некогда существовавшей епископии Елейской, архимандрит Агафангел 166 . 17 мая новоизбранный в епископа предстал пред священным синодом и выслушал малое наречение, а потом в патриаршем храме состоялось установленное благодарение. 18-го мая в храме св. Николая в Дживали была совершена хиротония при участи митрополитов Смирны, Велеграда и Кассандрии 167 . В июле состоялось избрание епископа Назианского. Православные жители Тиролои Сергентия, в пределах Праклийской митрополии, несколько месяцев тому назад представили в патриархию прошение об учреждении для них особой митрополии или епископии. Священный синод отклонил эту просьбу, но вместе с тем сообщил о не Праклийскому митрополиту Григорию, как кириарху, и рекомендовал ему позаботиться о надлежащем уврачевании духовных нужд жителей указанных городов. В ответ на это митрополит Григорий сообщил, что целесообразным средством для обслуживания духовных потребностей его паствы в округе Тиролои и Сергентия является избрание епископа-помощника. В виду этого, священный синод в заседании 17 июля приступил к избранию епископа-помощника, с титулом некогда существовавшей епископии Назианза. Кандидатами были указаны: протосинкелл Ираклийской митрополии Герман и архимандриты-законоучители Фотий Маринаки и Феодорит Васматциди. После канонического голосования в патриаршем храме, в архиерейское достоинство был возведен протосинкелл Герман, с титулом епископа Назианзского 168 . Его хиротония состоялась в Ираклийской митрополии, – о чем в сентябре митрополит Григорий официально уведомил патриархию и прислал исповедание веры, подписанное новым епископом 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Те каноны, на которые ссылаются защитники «византийского папизма», или вовсе не касаются вопроса о праве вмешательства Константинопольского патриарха в дела других авто­кефальных Церквей (3-е правило II Вселен­ского Собора и 36-е правило VI Вселенского Собора), или отрицают это право (2-е правило II Вселенского Собора), запрещая епископам всех вообще автокефальных Церквей, а следовательно, и Константинопольской, вмешиваться без приглашения в дела других автокефальных Церквей. А 9-м и 28-м правилами IV Вселенского Собора ограничивается судебная и административная власть Константинопольского престола областью подчиненных Константинопольскому патриарху трех диоцезов и их миссий. Официальный канонический сборник Константинопольской и остальных греческих Церквей — Пидалион — в предисловии к Сардикийским правилам и в своих толкованиях 3-го, 4-го и 5-го правил этого Собора учит, что нужно признать правильным толкование Зонары, разъясняющего, что Римский епископ, а следовательно, и Константинопольский, имеет право апелляционного суда только над подчиненными ему епископами, а не над епископами другой какой Церкви (Пидалион, изд. 5, Афины, 1908, стр. 428–431, 433 и 434). Немного истории противоканонической деятельности Константинопольских патриархов История свидетельствует, что не раз стремление Константинопольских патриархов подчинить своей гегемонии другие восточные Патриархии порождало церковные смуты и расколы. Приведем несколько примеров, начиная с середины XVII в. На Александрийский престол в 1639 г. в Константинополе был поставлен, вопреки воле александрийской паствы, священник Николай, принявший имя Никифора. Его поставил ставленник иезуитов, ревностный слуга Рима, Константинопольский патриарх Кирилл II, по желанию австрийского консула в Константинополе Шмита, причем Никифор обязался действовать в пользу католической пропаганды. В 1657 г. Константинопольский патриарх Парфений поставил в Александрию патриархом Родосского митрополита Иоакима, хотя там уже был законный патриарх Паисий (1657-1677). Произошел раскол, но александрийцы отстояли своего законного патриарха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5386387...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Апостолейон) [греч. Αποστολεον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца. В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея , Луки и Андрея , а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в. Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. План К. Вульцингера Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. План К. Вульцингера В 536-550 гг., при имп. Юстиниане I, А. ц. была заменена на новую (освящена 28 июня 550). Храм известен по описаниям прежде всего Прокопия Кесарийского (сер. VI в.), Константина VII Багрянородного (сер. X в.), Константина Родосского (сер. X в.) и Николая Месарита (ок. 1200), давшего подробное описание его декора, включавшего живописный цикл деяний апостолов. Кроме того, Прокопий (De aed. 5, 1, 6) сопоставил архитектурную композицию А. ц. с ц. св. Иоанна в Эфесе , также VI в., к-рая сохранилась до наст. времени. Согласно описаниям, комплекс зданий второй А. ц. составляли мартирий апостолов Тимофея, Луки и Андрея; мавзолей императоров, где находились погребения правителей Византии IV - нач. VI в., в т. ч. святых равноапостольных Константина и Елены, святых Феодосия I Великого и Феодосия II; мавзолей имп. Юстиниана I, где были погребены почти все визант. императоры с сер. VI до нач. XI в., в т. ч. сам св. Юстиниан I, св. императрица Феодора , святые Юстиниан II , Константин III . Последним из визант. императоров в А. ц. был похоронен Константин VIII ( 1028). Алтарь А. ц. находился над мощами святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея. Также в алтаре располагались раки с мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Назианзина).

http://pravenc.ru/text/75726.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010