Документы Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июня 2016 года О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви 13.06.2016 19:21 О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года (журнал 40). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основеконсенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По своему возвращению в Москву Суханов был снова послан на Восток для собирания старых текстов и изучения обряда. Объехав Балканы, Сирию и Египет, побывав в Константинополе, он вернулся в Москву только 7 июня 1653 года, когда конфликт между Никоном и его бывшими друзьями боголюбцами уже был в полном разгаре. Привезенные им многочисленные старые книги не были использованы позже, так как, относясь к разным периодам развития обряда, они часто давали противоречивые сведения. Зато сведения о моральном положении греческой церкви, убийстве Паисием константинопольского патриарха Парфения, переходе в ислам родосского митрополита и борьбе за константинопольский престол четырех одновременных вселенских патриархов еще больше подорвали престиж греков в глазах их противников в Но появление в Москве новых переводчиков греческих книг укрепило позиции сторонников пересмотра обряда. Киевляне выросли на пересмотренных на греческий лад южнорусских богослужебных книгах, привыкли видеть во вселенском патриархе главу своей церкви. Главный из них, Епифаний Славинецкий, был честным, компетентным и ученым монахом и его голос казался Никону авторитетным и беспристрастным. Для Славинецкого проблема “исправления” книг представлялась чисто технической и, не привыкнув к московскому обряду, он вовсе не приходил в ужас от мысли о его переделке, как приходили в ужас старые правщики Печатного двора о. Иван Наседка, о. Михаил Рогов и Шестак Мартемьянов. Поэтому убедившись в том, что русские книги по практическим и богословским соображениям должны быть “исправлены”, Никон нашел в Славинецком дельного и преданного делу исполнителя. Через несколько месяцев после своего прихода к власти патриарх поручил Славинецкому сделать перевод деяний Константинопольского собора 1593 года, на котором восточные патриархи согласились на создание московского патриархата. В этих деяниях указывалось, что согласие было дано при условии соблюдения русской церковью всех догматов православия. Никон понял это выражение как обязательство для русской церкви согласовываться с греческой не только во всех богословских вопросах, но и во всех деталях и решил действовать быстро и решительно, уже ни с кем более не советуясь. В помощь Славинецкому был вызван пресловутый архимандрит Арсений Грек, сосланный по донесению патриарха Паисия в 1649 году на Соловки за многократную измену Вызов и назначение в справщики церковных книг этого квалифицированного ренегата были большой ошибкой Никона и скомпрометировали и его самого, и его “исправление” книг.

http://sedmitza.ru/lib/text/439517/

Главными архитекторами строящегося собора назначаются, как писал Прокопий Кессарийский, Анфилий из Трал, «в искусстве механики и строительстве самый знаменитый не только из числа своих современников, но и даже из тех, кто жил задолго до него», и Исидор из Милета, «во всех отношениях человек знающий». Под их началом трудились еще десятки помощников-архитекторов и ежедневно более 10 тысяч рабочих. Учитывая масштаб строительства, можно сказать, что собор был возведен за удивительно короткий срок, всего за 5 лет, 10 месяцев и 10 дней, как сообщают об этом византийские летописи. Что означало имя Святой Софии? Что понимали под этим именем христиане того времени? Несомненно, что это было имя Христа. В ту эпоху много говорили о Божественной Премудрости, и все богословы были едины во мнении, что Божественная Премудрость это и есть Сын Божий. Об этом говорят и слова Соломоновой притчи: «…Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». Под домом понималась Церковь или Матерь Божия, одушевлявшая собой Господень храм и воплощавшая небесное и земное. Такова была традиция, называвшая Христа Словом и Премудростью Божьей не иначе как Софией, представавшей в образе Богоматери. И в Византии неизменно будут так почитать свой константинопольский храм всю последующую историю. На строительство Святой Софии Юстиниан не жалел средств, стремясь придать зданию небывалый блеск. Он лично, на всем протяжении строительства, наблюдал ход работ, приходя на стройку в простой одежде, поощряя часто рабочих деньгами. Каменные блоки для прочности связывались свинцовой заливкой и железными полосами. Известковые растворы готовились на ячменных отварах, куда добавлялось дорогое масло. Кирпичи для купола делались из родосской глины и были так легки, что по просушке десяток их весил не более одного стандартного кирпича. Золото, слоновая кость, драгоценные камни использовались для украшения собора в несметном количестве. Христос из Деисуса в соборе Святой Софии Верхняя доска священного престола в алтаре была изготовлена не просто из золота, которое сочли недостаточно драгоценным для этого, а из сплава с серебром, толченым жемчугом и драгоценными камнями. Так что поверхность престола заиграла многоцветием оттенков. Все инкрустировалось драгоценными камнями. Первоначально император желал покрыть золотом и стены храма, но его отговорили, дабы не искушать будущих завоевателей к разрушению собора. Постройка требовала огромных расходов, и их несли все слои населения, платя дополнительные повинности.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Таким образом, митрополит Иоасаф, в противоположность формальной точке зрения канонов, предполагает возможным, при уважительных условиях и для блага же Церкви, вступать в новый брак и лицу, разведенному по его прелюбодеянию, и притом даже разведенной женщине, к которой бракоразводное право прежнего времени относилось вообще суровее, нежели к мужчине. Сорок семь вопросо-ответов митрополита Иоасафа имеет большой интерес для истории учения о чине таинств. На вопрос: «Какие суть семь таинств церковных?» – дается такой ответ: «Таинств Церкви, пожалуй, и не семь, как я думаю, но более, и слушай; 1) таинство просвещения; 2) святаго причащения честнаго Тела и Крови Христова; 3) помазание святым миром; 4) священных степеней; 5) освящение храма; 6) брак о Господе; 7) творимое относительно священноуспокаивания; 8) елеопомазание; 9) таинство монашеское; 10) исповеди. Это суть таинства Церкви». Очевидно, хотя определенная формула седмеричного числа таинств на Востоке встречается еще в XIII веке и хотя в XV веке даже в специальных произведениях особо отмечается то число таинств (см. у Катанского «Догматическое учение о семи церковных таинствах» СПб., 1877, стр. 417–433), однако и при таких исторических несомненных фактах даже XV век нельзя еще назвать моментом, когда бы седмеричное число понималось здесь как аксиома – как положение, при котором не должно возникать и тени мысли о каком-либо большем числе таинств. Даже самый порядок исчисления общепринятых таинств – и тот в то время был еще весьма далек от устойчивости. Из ответов митрополита Родосского Нила приведем касающийся крещения по нужде, совершаемого мирянами (8). Вопрос: «Как скоро будут крестить непосвященные – жены, или мужи, или монахи, – что должно делать?» Ответ: «Если умрет крещеный прежде прихода священника, Божественная благодать досовершит его, если же будет жить, да снова опустит его священник в купель – и молитвы, и миро, как обычно. Это самое говорит и патриарх Константинопольский Никифор». Таким образом, автор ответа, кажется, далек от признания за таким крещением всей полноты таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

6 . Codex Justineus? – «Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Romanist. Abt.», Bd. XXIV, 1903, S. 409–414.  7 . Рец. на кн.: А. И. Алмазов. Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского (Малоизвестный памятник права греческой церкви XV в.). Текст и перевод с предварит, очерком и примечаниями. Одесса, 4903; его же. Неизданные канонические ответы константинопольского патриарха Луки Хрисоверга и митрополита родосского Нила. Одесса, 1903.– ЖМНП, ч. 351, 1904, январь, стр. 231–244. 8 . Рец. на кн.: А. И. Алмазов. Законоправильник при русском требнике. Критико-библиографич. очерк по поводу книги проф. А. С. Павлова «Номоканон при Большом Требнике» (М., 1897). СПб., 1902 (отдельный оттиск из «Христианского чтения», 1902, июль-декабрь).– ЖМНП,ч. 353, 1904, июнь, стр. 397–425. 9 . Сведения о греческих рукописях канонического содержания в библиотеках монастырей Ватопеда и Лавры св. Афанасия на Афоне.– ВВ, XI, 1904, приложение 2.  10 . К «Ответам» Иоасафа Ефесского Георгию.– ВВ, XI, 1904, стр. 866–868; XII, 1906, стр. 525.  11 . Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 года. К древнейшей истории источников права грековосточной церкви. СПб., 1905– 1907 (с приложениями).  12 . Библиография отдела «Право» в сб. «Византийский временник».– XI, 1905, стр. 245–256, 685–689; XII, 1906, стр. 347–357. 43. Определение 4027 года патриарха Алексия.– ВВ, XII, 4906, стр. 545–547.  14 . Определение патриарха Михаила Керуллария.– ВВ, XII, 1906, стр. 517–518. 15 . Ответы хартофилакса Никифора на вопросы монаха Максима.– ВВ, XII, 1906, стр. 518–524.  16 . Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. I. СПб., 1906–1907 (вышел только первый том в трех выпусках).  17 . Завещание византийского боярина XI века.– ЖМНП, н. е., ч. 9, 1907, отд. классич. филологии, стр. 219–231.  18 . «Видение» Диадоха, епископа Фотики йского в Эпире.– «Записки имп. Академии наук по историко-филологич. отделению», т. VIII, 11. СПб. 1908, стр. 1–9. 19 . Дополнения и указатели в кн.: «Памятники древнерусского канонического права. Часть первая. Памятники XI-XV вв.» Изд. 2-е. СПб., 1908 («Русская историческая библиотека», т. VI).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

«Такого позора никогда не переживало еще Православие. Кто загипнотизировал пастырей свободных Церквей, кто лишил их голоса и свободы ? Неужели все тот же страх перед “всемогущим коммунизмом”? Своим молчанием об этом на конференции они предадут свободный мир в руки коммунистов, как молчаливым лобзанием Иуда предал Христа. Если Всеправославная конференция не может сказать правды, столь нужной запутавшемуся во лжи современному миру, то она не православна». 910 Итак, свое отношение к конференции РПЦЗ высказала еще до ее открытия.Советское руководство заранее озаботилось тем, чтобы в состав московской делегации вошли лица, готовые проводить политику СССР: архиепископ Никодим, архиепископ Василий (Кривошеин) , епископ Алексий (Ридигер), протоиерей Виталий Боровой и сотрудники ОВЦС А.С. Буевский и И.В. Варламов. Делегация на Родосе не только отстаивала интересы Русской Церкви в православном мире, но и выполняла политическую функцию. Дело в том, что Родосское совещание изначально планировалось как антикоммунистическое мероприятие. Однако советское руководство приложило усилия, чтобы не допустить осуждения коммунистического атеизма. Архиепископ Никодим еще до открытия заседаний заявил константинопольской делегации, что попытка затронуть подобные темы на заседании не будет способствовать его успешной работе. 911 На самом совещании делегация Русской Церкви стала добиваться исключения из повестки тех вопросов, которые были невыгодны прежде всего атеистическому государству. Невыгодными были такие вопросы, как борьба с атеизмом, теософией, спиритизмом и масонством. Архиепископ Никодим заявлял, что вопрос об атеизме имеет политический характер, а «внесение политики» в церковную жизнь должно «получить всеправославное осуждение». О масонстве, теософии и спиритизме иерарх сказал, что эти лжеучения не имеют опасности для православия. Еще одним пунктом, который архиепископ Никодим хотел исключить из повестки, был вопрос внутреннего и внешнего миссионерства. По словам архиепископа Никодима, обсуждение этой темы могло вызвать у неправославного мира вопрос, почему Православная Церковь ранее этим не занималась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Яковлевич Здравомыслов скончался в 1933 году. Печатные труды 225 . Архив и библиотека Святейшего Синода и консисторские архивы. – СПб.: Синод, тип., 1906. – 61с. 226 . Двухсотлетие Александро-Невской Свято-Троицкой Лавры (1713–1913 гг.). – СПб.: Синод, тип., 1913. – 17 с., 1 л. ил. – Отт. из: Церков. ведомости. – 1913. 227 . Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биогр. очерки. – Новгород: Паровая тип. Игнатовского, 1897. – 255 с. – Извлеч. из: Новгор. епарх. ведомости. – 1896–1897. 228 . О сочинении душеполезных книг в XVIII столетии. – СПб.: Тип. Меркушева, 1905. – 31с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1905. 229 . Отзыв о сочинении А.С. Родосского «Биографический словарь студентов, первых XXVIII-мu курсов С.-Петербургской Духовной Академии 1814–1869 гг. К 100-летию С.-Петербургской Духовной Академии». С.-Петербург, 1907 г., составленный К.Я. Здравомысловым . – СПб., 1909. – Отд. отт. из: Отчет о пятидесятом присуждении наград графа Уварова... – СПб., – С. 45–82. 230 . Отзыв о сочинении И.М. Покровского «Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. Церковно-археологические, исторические и экономические исследования. (В память 350-летия существования Казанской епархии 1555–1905 гг.)». Казань, 1906 г.., составленный К.Я. Здравомысловым .– СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1909. – 16 с. – Отт. из: Отчет о сорок девятом присуждении наград графа Уварова... – СПб., 1906].-С. 79–94. 231 . Отзыв о сочинении П.Н. Луппова: а) Христианство у вотяков в первой половине XIX века. Исследование. Вятка, 1911 г. XXIXVI568XXXIVc. с семью портр. вят. архиереев и с геогр. карт. Вотяц. р-на Вят. губ. в первой половине XIX в.; б) Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX века. Вятка, 1911 г. XVIIIV318 с., составленный К.Я. Здравомысловым . – Пг.: Тип. Имп. Акад. наук, 1916. – 21с. – Отт. из: Сб. отчетов о премиях и наградах за 1912г.: (Премия им. М.Н.Ахматова). – СПб., 1918.-С. 273–292.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И он использовал резолюцию Третьего Родосского Совещания о возможности начала диалога с католиками в неопределенном будущем. Но это время для Вселенского Патриарха уже наступило. И именно в июне 1965 года, когда военный конфликт между Грецией и Турцией продолжал нарастать, Патриарх Афинагор через своего представителя в Великобритании митрополита Фиатирского Афинагора заявил о возможности взаимного снятия анафемы 1054 года. Эта речь была произнесена в Вестминстерском аббатстве: «Было ли абсурдом надеяться, что патриарх Константинопольский отменит отлучение папских легатов патриархом Керулариемв 1054 году? Так ли немыслимо ожидать от Ватикана, что он отменит отлучение того же патриарха, положенное кардиналом Гумбертом на алтарь Святой Софии? Эти два отлучения положили начало расколу Востока и Запада... История подтверждает, что кардинал Гумберт действовал с неподобающей поспешностью и без согласия папы, который умер прежде прибытия легатов в Константинополь. Это роковое деяние неделикатного представителя папы вызвало возмущение патриарха и всей Восточной Церкви и привело к отлучению папских послов. Разве отмена обоих этих актов не будет сообразна духу любви? Подобный жест оказал бы большое влияние на процесс сближения обеих Церквей, а также исключительно врачующее действие на исцеление шестой язвы на Теле Христовом, все еще открытой и кровоточащей...» 333 . Прекрасные призывы, за которыми стояли столетия разделения. Дух Святой «исходит от Отца», – говорит Христос в Евангелии от Иоанна. И эта формула была закреплена в Никео-Константинопольском Символе веры , выработанном первыми двумя Вселенскими Соборами. Рожденная Блаженным Августином формула: Дух Святой исходит от Отца и Сына (filioque) распространяется на Западе, при этом ее рассмотрение не было ни на одном из Вселенских Соборов. Столкновения начались уже при Карле Великом, который хотел обвинить греков в ереси, но папа Лев III отказался ему уступить и повелел выбить на стенах Латеранского собора Никее-Константинопольский Символ веры . В 880 году при очередном столкновении патриарха Фотия и Папы Николая I все же было достигнуто соглашение о единстве на основе прежнего Символа без «филиокве».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древнейшими церковными сооружениями в К-поле, построенными в честь Г., являются мон-рь Ксирокерк, или Ксилокерк (упом. с 518), и ц. во имя вмч. Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, имп. Константином I Великим (Πτρια Κωνσταντινουπλεως. 3. N 177-178. P. 270-271). Даже если считать данное известие недостоверным, важно, что в XIV в., когда составлялось это описание построек К-поля, ц. во имя вмч. Георгия в Иероне воспринималась как очень древняя. В К-поле известны др. храмы, освященные во имя Г.,- в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX в., сохр. после падения К-поля (1453), сгорел в 1782 и был восстановлен патриархом К-польским Константином II в 1833), Сики (впервые упом. в 1303 в хрисовуле имп. Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также мон-ри вмч. Георгия «ту Препозиту» (кон. VIII в.) и построенный имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения К-поля. Ее игумен в XIV в. имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал 2-е место после игумена Студийского мон-ря. В 1204-1261 гг. мон-рь находился в руках латинян. При турках мон-рь был занят дервишами, а затем разобран и строительный материал был использован при постройке дворца Мехмеда II (1467). Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Г. посвящен ряд Похвальных слов визант. писателей: Аркадия, архиеп. Кипрского (BHG, N 684), свт. Андрея Критского (BHG, N 681-682), Феодора Квестора (BHG, N 684d), Иоанна, митр. Евхаитского (BHG, N 685-686), Григория II (Георгия) Кипрского, патриарха К-польского (BHG, N 683), Константина Акрополита (BHG, N 684а), Антония, еп. Ларисского (BHG, N 684b), Нила, архиеп. Родосского (BHG, N 684n), и др., а также стихи Феодора Продрома (BHG, N 691у). В К-поле 23 апр. служба великомученику совершалась в ц. во имя вмч. Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Св. Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 270) и Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 626). В календарях палестинского происхождения 3 нояб. отмечается также праздник освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде ( Garitte. Р. 102), к-рый получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Имп. Кому из учителей принадлежит эта книга? А. Р. Ермию. Он говорит, что ими было издано определение, без затруднений принятое отцами на Втором Соборе. Имп. А подобает ли зачитывать [сочинения] историков на соборных заседаниях? А. Р. Милостивейший государь император! Именно история ведет нас к познанию истинного положения дел, совершившихся в прошлом. Что бы мы знали о [событиях] Евангелия и [всего] Священного Писания, не будь все это изложено как бы наподобие исторического сочинения? В ином случае мы бы даже не знали, во что верить. Имп. Следует внимать только тем историческим повествованиям относительно вопросов веры, которые были одобрены отцами, а другим — нет. А. Р. Будь это история о чем-то мирском — скажем, о греческих или римских войнах, твоя милость была бы права, государь император. Но это не какое-то повествование не мирское, а церковное, и в него входят и все соборы, и вынесенные на них святыми отцами определения и правила. Так что почему бы не принимать [свидетельств] этого мужа? К тому же [все это] обретается не только в ваших книгах, но и в наших. Впрочем, как угодно твоей милости: оставим это и перейдем к дальнейшему. Итак, мы сказали, преосвященнейшие отцы, что Римская Церковь поступила так, подвигнутая яснейшей истиной веры и под давлением самой крайней нужды. Если же кто-то станет обвинять ее в том, что она сделала это, не пригласив остальных [к обсуждению], то мы ответим прямо: во-первых, еще неизвестно, не были ли они приглашены; во-вторых же Римская Церковь и не была обязана их приглашать. Мы видим, что на древних Соборах число участников разнилось от Собора к Собору. На Первом было 318, на Втором — 150, на Третьем — 200, на Четвертом — 630; но решения, принятые меньшим числом, ни в чем не уступают тем, которые принимались на более многолюдных собраниях. Это очевидно из примера Седьмого Собора, Второго Никейского. Тогда август Константин, оправдывался в том, что на Соборе было мало отцов, поскольку в силу различных обстоятельств они не могли присутствовать. Однако решения этого Собора принимаются и одобряются с великим благоговением. Поэтому, коль скоро таким множеством Западных отцов и при участии папы ; ибо папе принадлежит власть созывать Соборы, что доказывается и вашими свидетельствами. Так, например, ваш учитель Стефан, которого вы именуете новым мучеником, когда еретики-иконоборцы хотели собрать собор, обличил этих отцов, собравшихся в Константинополе и во всеуслышание сказал следующее: «Как вы смеете созывать собор и составлять беззаконное сборище (παρασυναγωγν) в отсутствие Римского верховного понтифика или кого-то еще, занимающего его место?» А в присутствии или отсутствии остальных, очевидно, необходимости нет.

http://bogoslov.ru/article/6166437

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010