Стены и колокольня храма погибли от людского варварства. В послевоенные годы на территории пустыни поставили щеподралку, а позднее — пилораму. Прилегающее к храму кладбище сравняли с землей, а оставшиеся развалины святыни тщетно пытались взорвать динамитом и растащить тракторами. Последняя попытка разобрать остатки церкви на кирпичи предпринималась в 1991 году, но жительницы села не дали свершиться святотатству. 19 сентября 2003 года «в актовом зале администрации района состоялась четвертая сессия районного Собрания депутатов... На сессии было рассмотрено ходатайство жителей деревни Николаеве Хрединской волости о возвращении деревне ее исторического названия — Феофилова Пустынь.  Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 31 октября 2002 года 182 «О переименовании деревни Николаево Хрединской волости Струго-Красненского района в деревню Феофилова Пустынь» законодатели области поставили окончательную точку в вопросе восстановления прежнего наименования населенного пункта. В соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2003 г. 375 «О присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов в ... Псковской, Ростовской и Саратовской областях» принято предложение Псковского областного Собрания депутатов, и на картах вновь появилось название, которому шесть с лишним веков. Проезжая вдоль деревни Феофилова Пустынь (до недавнего времени деревня называлась Николаево) по шоссе Санкт-Петербург - Псков, можно видеть останки храма. Это остатки Успенского храма бывшей Феофиловой Успенской пустыни. Монастырь был основан в 1396 году на стыке Логовещенского, Которского и Воротненского погоста выходцами из Коневецкого монастыря преподобными Феофилом и Иаковом. Мощи святых угодников и сейчас покоятся здесь. В период царствования императрицы Екатерины существовавшая до этого три с половиной сотни лет обитель была упразднена, а Успенская церковь была обращена в приходскую.

http://sobory.ru/article/?object=01588

Иконы, упоминаемые в описаниях монастыря, принадлежали кисти известного русского и украинского живописца В.Л. Боровиковского. Интерьер церкви Рождества Богородицы, расположенной на верхнем этаже, отличается большой пышностью и залит светом. Стены ее, столбы, купол покрыты богатыми росписями. В куполе изображен вседержитель, на столбах — апостолы и святители, на стенах — композиции на сюжеты из Нового завета. Белый резной иконостас и бронзовая люстра удачно дополняли убранство интерьера этой церкви. Работы по отделке собора были завершены в 1809 г. Колокольня Над западными воротами в монастыре была сооружена (1799—1806 гг.) четырехъярусная колокольня высотой 35 м. Она декорирована пилястрами по углам. Нижний ее ярус занят проездной аркой, северный и южный фасады ступенчато уменьшающегося второго яруса удачно оформлены окнами и фронтончиками. Восьмигранный в плане третий ярус по каждой стороне имеет арку и завершен раскрепованным карнизом. Колокольня увенчана низким шатром с фигурной главкой, у основания которого расположены фронтончики с круглыми окнами. Служебные корпуса Западная группа служебных корпусов строится одновременно с собором. В них разместилась трапезная, кухня, хлебопекарня, жилые кельи. Здания эти перекрывались двускатной кровлей, они подчеркнуто суровы и лишены декоративного убранства. Северная группа служебных корпусов включает здания разного хозяйственного назначения: хлебный сводчатый амбар, больницу, кладовые. Все постройки одно-двухэтажные, оштукатуренные, с очень просто оформленными фасадами. Стены их намеренно утолщены; окна невелики и напоминают бойницы. Сооружения эти растянуты в линию, образуя сплошную каменную стену, создающую как бы защитный фронт с севера. В 1813 г. в юго-восточном углу Коневецкого монастыря сооружается Никольская церковь, а через год строительство келейных корпусов вокруг монастырского собора завершается. Замкнув двор в каре, они образовали законченный архитектурный ансамбль, повторив в Коневце прием организации внутреннего пространства оборонительных и монастырских ансамблей древнерусской архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=00111

В этом ските в особой часовне мы видели деревянный крест, изгрызенный зубами благочестивых богомольцев: этот крест приписывают святому Арсению Коневскому и уверяют, что он имеет чудотворную силу исцелять зубные боли. Из скита мы в другой раз посетили скалу, называемую «Конь-камень», и здесь случайно встретили женщин, из которых одна назидательно рассказывала другим легенду об этой скале, но страшно изуродовала ее содержание. Она говорила, например, что в настоящее время каждый год здесь убивают жеребенка для того, чтобы нечистая сила не пугала посетителей, без этого тут был бы гром и разные страсти; другие женщины слушали с легковерием эту дребедень и потом боялись идти вверх по лестнице к часовне, но рассказчица успокоила их, сказавши, что после убиения жеребенка целый год здесь безопасно. Воротившись в гостиницу, мы попробовали ужина от монастырской трапезы, но решительно не могли ничего есть – так плохо было все приготовлено. Мы отправились вдоль по берегу озера к новой церкви, которую, как говорили, собираются освящать в июле, и здесь услыхали такого рода легенду. Во время Крымской войны в Керчи англичане сожгли один дом, которого хозяин, находясь в военной службе, был убит под Севастополем. Вдова его, лишившись мужа, а потом дома, скоро умерла; осталась дочь, девица, имевшая тогда от роду 14 лет. Эту сироту поразил паралич в ногах. Она жила Христа ради у чужих людей; и вот ей снится: подходит к ней старик-монах и говорит: «Иди на Ладожское озеро в Коневецкий монастырь и у гроба моего отслужи молебен Коневецкой божией матери». Девица эта была католического исповедания и не знала святых православной церкви. Долго не могли ей объяснить русские люди, которым она рассказывала свое сновидение, наконец, какой-то священник сказал ей, что действительно есть такой святой, и больная каким-то путем добралась в Петербург, а оттуда в Коневец. Как только у раки преподобного Арсения она отслужила молебен божией матери, тотчас почувствовала, что ноги ее стали здоровы. Она отправилась восвояси, и вскоре ее обстоятельства пошли лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В 1904 г. Д. м. последним из муж. обителей Екатеринбургской епархии был переведен на общежительный устав. Помощь в этом оказал верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь , из к-рого были переведены 10 насельников для укрепления братии Д. м. В мон-ре был принят устав Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . После введения общежития численность братии Д. м. увеличилась. Накануне преобразования, в 1903 г., в мон-ре было 33 насельника, в 1907 г.- 97, в 1908 г.- 115, в 1913 г.- 74, в 1914 г.- 70 насельников. Среди братии штатного периода большинство составляли представители духовного сословия, среди братии общежительного монастыря - крестьяне. В 1917 г. в Д. м. проживал 61 чел., в 1918 г.- 39, в 1921 г.- 27 насельников. После 1918 г. по решению советских властей Шадринского у. Д. м. предполагалось закрыть. В кон. 1920 г. директор Шадринского научного хранилища В. П. Бирюков перевез архив мон-ря в Шадринск, а в сент. 1922 г. добился создания (с согласия Екатеринбургского епархиального управления) в Д. м. музея-мон-ря, существовавшего на основах хозрасчета, к-рому был передан весь комплекс построек. В 1923 г. при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впосл. принявшая обновленчество . В 1928 г. Скорбященский храм был закрыт под предлогом отказа общины от производства в нем ремонта. В 1930 г. был закрыт музей-мон-рь, с храмов снесены купола. Насельники в основном в 1923 г. ушли в др. селения и обители, в т. ч. в Малоактайский скит верхотурского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, унеся с собой чудотворную икону Успения Пресв. Богородицы, по преданию, принадлежавшую старцу Далмату. В 1933 г. в Скорбященской ц. разместился колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории мон-ря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, пекарня, Дом культуры, курсы усовершенствования комсостава. В 1945 г. на территории Д. м. был организован завод молочного машиностроения «Старт», в усыпальнице основателя Д. м. размещалось гальваническое производство, затем прачечная. При возведении заводских построек были уничтожены мн. здания. Активное разрушение комплекса Д. м. было остановлено благодаря деятельности ген.-майора Д. А. Терехова, добившегося в 1952 г. постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 дек. 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации. В 1980 г. при Далматовском краеведческом музее был создан Комитет общественного спасения мон-ря. 27 сент. 1989 г. при Скорбященской ц. была зарегистрирована приходская община, в том же году началась реставрация храма, он был заново освящен.

http://pravenc.ru/text/168668.html

- А для вас было неожиданностью назначение именно в Выборг? Вы прежде как-то были связаны с этим замечательным городом? - Нет, никогда не был связан, разве что бывал здесь как турист... Ну, а что касается неожиданности... Господь в ведомый Ему момент призывает тебя к служению на том или этом направлении. Все мы живём в воле Божией, и проявления Его Промысла не должны быть для христианина чем-то совершенно неожиданным, непредсказуемым, - нужно всегда быть готовым к ним. - Вы уже успели полюбить Выборг? - Как мне его не любить, если это моя первая самостоятельная архиерейская кафедра? Первая любовь, так сказать... Такой она и останется в моей жизни, в моём сердце. Выборгская епархия имеет весьма славную историю, в будущем году она отметит своё 125-летие. С ней были связаны жизненные пути таких замечательных русских архиереев, как митр. Антоний (Вадковский), Патриарх Сергий (Страгородский)... И нынешний наш Святейший Патриарх Кирилл в своё время был здесь викарием, и много-много других достойных чад нашей Церкви - и священников, и богословов - потрудились здесь... И я благодарю Бога за то, что Он и мне судил потрудиться на Выборгской земле. - Расскажите, куда можно отправиться паломнику, который хочет посетить Выборгскую епархию? - В первую очередь это, конечно, Коневский Рождествено-Богородичный монастырь. Он, как известно, находится на острове в Ладожском озере, неподалёку от Валаама, и во многом походит на эту славную обитель, но в то же время имеет собственное неповторимое духовное лицо. Всякий, кто там бывал, подтвердит это. Это наша главная святыня, в 2018 году древняя Коневецкая обитель будет отмечать 625-летие; сейчас идёт полная реставрация монастыря. Хочу заметить, что Выборг связан с таким святым, как равноапостольный князь Олаф, король Норвегии, который жил ещё до отделения католиков от Православия. Имя св.Олафа с давних пор почиталось в северных русских землях. У нас одно время подвизался и русский святитель Тихон Задонский: его первая епископская кафедра находилась в городке Кексгольме - нынешнем Приозерске.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Разумеется, жития следовали агиографическому канону. Как поразительно сходны описания прихода будущего подвижника в монастырь, когда его, отрока, предупреждают о трудностях иноческой жизни, на что он отвечает словами евангельской притчи, что лишь отрекшийся от мирской суеты окажется достоин Царства Божия. Как много сюжетных параллелей найдем мы в описании чудес, творимых святыми. Как сходны описания их кончин. И тем не менее мы нередко встретим в житиях живые подробности, свидетельствующие о том, что агиограф был осведомлен об обстоятельствах описываемых событий и не удержался от желания поведать о них своим читателям. Так, удивительно нагляден и подробен рассказ Вассиана Кошки о кончине тверского епископа Акакия. Останавливает внимание и поэтическое начало Сказания о Валаамском монастыре. Традиционный рассказ о разделении земли между народами, восходящий к Библии , обычно представляет собой сухой перечень этнонимов. Здесь же он сопровождается лаконичной, но в то же время конкретной характеристикой регионов, чем-то напоминающей описание Руси в Слове о погибели Русской земли: «Овх убо под теплотными странами всели и сластьми благовонных аромат възвесели, и златом, и дражайшими многомастными камыкы украси. Овх же на плодоносных землях жити учини и веселнйшими винограды обогати. Овх же по пустыням разса, скотопитательство велие дарова имъ». И далее, характеризуя, как можно думать, Русскую землю, автор пишет: «Ини же на премножайших водах и в велицх лсех насели и рыбами преумножи и красно-видных зверей кожами одаривъ». Упоминание на первом месте «премножайших вод» для характеристики севернорусских монастырей, расположенных либо на островах (Соловецкий, Валаамский, Коневецкий, Троицкий Зеленецкий), либо на берегах рек и озер (Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Новоезерский и др.), совершенно уместно. Вообще, топос – пустынник селится в глухом лесу возле родника или ручья – видимо, не случаен: помимо бытовой потребности в чистой воде, «криница» (источник), возможно, символизировала чистоту и уединенность отшельнического жития, а само уподобление распространения христианской веры рекам и потокам, напояющим землю, также традиционно и широко употребимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все братья были определены на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Старшие братья внесены в списки полка в 1775 г., а младший Захария определен каптенармусом 1 янв. 1784 г. (РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 664. Л. 28 об.). Верховские служили в С.-Петербурге, когда узнали, что 3 апр. 1784 г. скончался их отец. Взяв продолжительный отпуск, братья по желанию матери провели полюбовный раздел имения: старшему Филиппу досталось родовое сельцо Буловица, среднему Илии - с. Лобково, а Захария получил 2 деревни. 12 июля 1786 г. скончалась и мать (ГА Смоленской обл. Ф. 48. Оп. 5. Д. 319. Л. 421 об., 439 об.). Житие описывает неск. предзнаменований монашеского пути преподобного. Ок. 1786 г. он впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иером. Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 г. он исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком (Там же. Л. 477)), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь З. была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . По совету насельников («Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это - звезда наша пустынная!») он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), к-рый, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном мон-ре. Летом 1789 г. Захария отправился в Коневецкую обитель. Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.) По благословению коневецкого строителя иером. Адриана З. пек просфоры и служил пономарем в храме. Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского) , З. практиковал регулярное откровение помыслов о.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ БАЛТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Праведный Феодосий Левицкий Феодосий Балтский ( 1791 - 1845 ), пресвитер , праведный Память 9 марта (Одесск.), в Соборах Балтских (Укр.) и Одесских (Укр.) святых Родился 11 января 1791 года в селе Корытном Каменец-Подольской губернии в благочестивой семье священника Нестора и Иустины Левицких. То было тяжёлое время для православного населения Подолья, подчинённого Польше . Воспитанный в православном духе, Феодосий в 13 лет был определён для дальнейшего обучения в Каменец-Подольскую духовную семинарию . По окончании в 1815 году курса семинарии, Феодосий хотел совсем удалиться от мира и всецело посвятить себя на служение Богу, но по благословению архиепископа Подольского Иоанникия юноша 5 сентября 1815 года вступил в брак, а 1 октября того же года рукоположен был во священника . Через год скончался его отец, а в 1818 году скончались одновременно его супруга и новорождённый сын. В том же году преставилась и его мать. Потеряв близких ему людей за столь короткое время, отец Феодосий воспринял это как Божию волю. Освободившись от уз брачной жизни, он полностью отдал себя на служение Господу. Проводя большую часть времени в молитве, богомыслии, душеполезном чтении, святой проходил своё служение в духе Евангельской любви, обращая уклонившихся на путь истины. Глубоко проникнутый спасительной памятью смертной после кончины своих близких, о. Феодосий пишет сочинение о Страшном Суде Божием, которое было представлено императору Александру I . Прочитав его с удовольствием, государь пожелал лично видеть самого автора. 20 мая о. Феодосий прибыл в Санкт-Петербург . Он по-прежнему проводил время уединённо, в молитве и богомыслии. Недолго продолжалась жизнь его в столице, вскоре праведник был оклеветан и переведён в Коневецкий монастырь , где проводит время в духовных беседах с братией, а более всего в молитвенных трудах и келейном безмолвии. Но любящая его паства с надеждой ожидала его, и Господь возвратил людям их пастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13676280.h...

Через одиннадцать лет молитвенного жития в жизни простого монаха Германа начнётся новый этап, который завершится его блаженной кончиной. И связан он будет с другим материком. Сначала следует немного рассказать об истории вопроса. Северная Америка частично, то есть Аляска и некоторые другие территории, уже много лет – с 1648 года – была знакома русским людям, жившим на Камчатке, на Сахалине, на Колыме, в Якутске. Более пристальное внимание ей начали уделять позже, только после смерти царя-антихриста. Экспедиции Витуса Беринга (1728, 1729, 1841 гг.) дали богатый материал по Аляске и Алеутским островам. Именно в экспедиции 1741 года Беринг открыл острова архипелага Александра и Алеутской гряды. В день памяти св. пророка Илии «корабельные священнослужители иером. Иларион (Трусов) и свящ. Игнатий Козыревский совершили первую правосл. литургию по случаю открытия сев.-зап. побережья Сев. Америки» 8 . Следующее крайне значимое событие для русской миссии произошло только через 40 лет, в 1781-м году – Григорий Иванович Шелихов, русский промышленник, основал компанию для зверобойного и пушного промысла на Аляске и Алеутских островах, которая в 1799-м году была переименована в «Российско-Американскую компанию». В 1783-м году Григорий Иванович снарядил «три судна для промыслов» 9 . Естественно, эта экспедиция, построившая опорный пункт на о. Кадьяк, не могла не нести свет православия: Шелихов крестил 40 человек. Но для дальнейшего просвещения сил у членов экспедиции не было, поэтому Григорий Иванович, посетив в 1778-м году Валаамский монастырь, имел с игуменом беседу об устройстве православной миссии на вновь открытых землях. В силу тогдашних несовершенных способов передвижения дело было отложено на 5 лет, когда Шелихов обратился с этой же просьбой в Синод. Его поддержала императрица Екатерина II, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил благословил эту миссию, и уже 25 декабря 1783 года миссия отбыла на новые земли. Начало распространения Православия на новом континенте было положено, как считается, 24 сентября 1784 года, когда миссия, состоящая из восьми монахов (шестеро из них были из Валаамского монастыря, двое – из Коневецкого), прибыла на о. Кадьяк. Во главе миссии был поставлен иером. Иоасаф (Болотов), живший на Валааме. Кроме него в состав новой духовной экспедиции входили «иеромонахи Макарий (Александров), Ювеналий (Говорухин), Афанасий (Михайлов), иеродиакон Нектарий (Панов), монах Герман (Попов), послушники Михаил Говорухин, Козьма Алексеев, Дмитрий Авдеев и Никита Семёнов» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Епископ Кронштадтский Назарий: Мы не будем восстанавливать то, что чуждо монастырской жизни 4 апреля 2013 г. 14:01 Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий в интервью ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнину рассказал о современной жизни обители. Ваше Преосвященство, начнем с главного. Как Вы видите жизнь большого монастыря в многомиллионном городе? — Город накладывает большой отпечаток на жизнь нашей лавры. Я уже семнадцатый год наместник — это значительный срок. Из моих пятидесяти четырех предшественников только один был наместником 12 лет, остальные и того меньше. У нас есть все проблемы городского монастыря, на которые накладывается еще и своя специфика. Как бы то ни было, наша лавра возникла иначе, чем большинство монастырей. Она создана по указу императора Петра I. И он предписывал, чтобы Александро-Невская лавра была столичным монастырем, кузницей кадров, обителью ученого монашества. И духовное образование в нашем регионе пошло как раз из стен лавры. Практически вся жизнь обители совпадает с синодальным периодом. Мы знаем, что Церковь в синодальный период была государственной. Лавра — ее насельники, хоры и так далее — прямо участвовала в жизни империи и императорского двора. Ученое монашество трудилось в различных синодальных учреждениях, то есть фактически участвовало в государственных делах. Лаврские хоры — братский и митрополичий — всегда принимали участие в государственных парадах, в императорских днях. Другими словами, занимались несвойственным монастырю делом. И когда мне задают вопрос, будете ли вы восстанавливать все, что было, я твердо говорю: нет! Многое из того, что было в лавре в то время, чуждо монастырской жизни. Мое служение в лавре начиналось в то время, когда богослужение совершалось только в Троицком соборе, и тот был приходским храмом. Затем я стал наместником в Коневецком монастыре и снова вернулся в лавру через год после ее открытия. Но и тогда монастырь начинал свою жизнь при приходе. В таких условиях наладить монастырскую жизнь было крайне сложно. Мы обсуждали эту проблему с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром , священноархимандритом лавры, и он пошел мне навстречу, упразднив в 1994 году приходское собрание. И только тогда мы смогли серьезно начать обустройство монастыря. Однако и после этого мы еще лет шесть или семь венчали у себя в соборе. Да, понятно желание тех, кто просит о венчании в красивом огромном соборе на Невском проспекте. До сих пор мы практически каждый день слышим просьбы о венчании, хотя уже без малого десять лет не венчаем.

http://patriarchia.ru/db/text/2889033.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010