Под видом трудовой общины здесь жили и монахини. В феврале 1932 г. 90 монахинь и послушниц были выселены, монашеская жизнь прекратилась, а сам монастырь частично разрушен. В том же году были уничтожены остатки монашеской жизни в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре. Некоторые русские обители спасло от поругания и разорения то, что они находились за пределами Советского Союза. Сохранились обители Западной Украины и Белоруссии в границах Польши (Почаевская лавра, Жировицкий монастырь и др.), на территории прибалтийских государств (например, Пюхтицкий и Псково-Печерский монастыри) и в Финляндии (Валаамский, Коневецкий, Печенгский монастыри). Список разрушенных и оскверненных обителей можно продолжать. Из более чем тысячи русских монастырей на территории Советского Союза не осталось ни одного. §3. Деятельность митрополита Сергия 1928 –1935 гг. Большевистские зверства были известны за границей. Звучали протесты. Чтобы опровергнуть «происки западной пропаганды», было решено организовать официальные интервью митрополита Сергия (Страгородского) советским и иностранным корреспондентам, где бы отрицался факт гонений. Вопросы и ответы для интервью придумывались Ярославским, Молотовым и редактировались лично Сталиным. В интервью советским корреспондентам (15 февраля 1930 г.) говорилось об отсутствии гонений, о том, что томящиеся в тюрьмах представители духовенства страдают не за веру, а за государственные преступления, что храмы закрываются «по желанию населения», а иногда и по просьбам верующих. В интервью иностранным корреспондентам, датированном 18 февраля, митрополит Сергий вновь заявил, что гонений на Церковь никогда не было и нет, Российская Православная Церковь включает 30 тыс. приходов, а ее епархии возглавляются 163 архиереями. Вскоре через члена Синода архиепископа Филиппа (Гумилевского) в Ватикан была передана информация, что митрополит Сергий подписал текст, во-первых, по причине давления органов, во-вторых, чтобы спасти жизнь заключенным. «Мы находимся в пасти льва, – писал архиепископ Филипп, – и не можем ничего свободно сказать – ибо под угрозой жизнь всех тех, кто остается верен Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«...Известный Вашему Высокопреосвященству О.К.Бергман (Атташе Финляндского Министерства Иностранных дел) [...] просил меня о разрешении игумену Коневского монастыря о.Петру сослужить с духовенством и архиереями Православной Церкви Финляндии, так как неслужение его с приезжающими в монастырь духовенством и особенно с Вашим Высокопреосвященством вызывает у наблюдающих это финнов недоумение и соблазн, самого о.игумена ставит в «неловкое положение», у всех же искренних сторонников мира вызывает желание скорейшего прекращения церковного разделения. В своем ответе г. Бергману (от 9 апреля с.г.) я писал ему, что [...] я считаю, что разрешение этого вопроса в каноническом порядке задерживается не Московской Патриархией, а стоит в зависимости от направления, даваемому этому делу Вашим Высокопреосвященством [...]. Дай Бог, чтобы этот маленький повод служения Вашим Высокопреосвященством в Коневском монастыре послужил великому и святому делу единения всех православных чад Финляндской Церкви с Церковью Матерью - Московской Патриархией. Вашего Высокопреосвященства покорный слуга и собрат во Христе Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий» [lxxv] . Пожалел бы наверно, митрополит, о своем решении, если бы знал, что через несколько лет игумен Петр покинет монастырь, оставив немощную братию на произвол судьбы, и женится. В 1956 г. 9 насельников Коневского монастыря объединились с Валаамцами [lxxvi] . В одном из своих писем о. Иероним цитировал отрывок из письма учителя Н.Д.Роутси (от 6 января 1951 г.), который писал, что многие молодые священники ФПЦ русского языка не знают, а о присоединении к Московскому Патриархату большинство и знать не хотят, настолько ослеплены национальной пропагандой, и в результате - переход многих в лютеранство [lxxvii] . 18 сентября 1951 г. митрополит в письме Патриарху сообщал, что разногласия в Никольской общине продолжаются, несмотря на то, что он в своих письмах успокаивает конфликтующие стороны, и что необходимо послать в Хельсинки авторитетное лицо, чтобы «на месте выяснить права и обязанности той и другой стороны, и дать советы на дальнейшее, руководясь как общим Положением об управлении, так и местными особенностями» [lxxviii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

В XIX столетии над четырьмя симметрично расположенными флигелями большого монастырского каре были надстроены вторые этажи, а в северо-восточной башне устроена церковь св. Арсения. К тому же столетию относится также возведение каменной церкви в Святогорском ските, ремонт находившихся там зданий, сооружение новой гавани с волнорезом, строительство двух гостиничных корпусов — каменного и деревянного. Святогорский скит Святогорский скит — второй архитектурный ансамбль на острове Коневец, созданный в XVIII—XIX столетиях. Он представляет собой группу удачно скомпонованных зданий, органично вписанных в пейзаж. Ансамбль скита как бы повторяет планировку главного монастыря. В центре его расположена небольшая одноглавая каменная церковь с пониженной апсидой. К западу от упомянутой церкви возведена колокольня. Все культовые постройки окружены по периметру низкими келейными корпусами. Казанский скит На берегу залива находится Казанский скит — самые поздние сооружения Коневецкого ансамбля. Построенные в 1870—1880 гг. часовня и жилые корпуса отличаются ярко выраженными чертами эклектизма и могут рассматриваться лишь как обособленная составная часть архитектурного ансамбля, создававшегося в течение ряда столетий. По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной «Памятники архитектуры Ленинградской области», Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г. История монастыря в ХХ веке 22 декабря 1917 года ВЦИК РСФСР признал независимость Финляндии. Коневец оказался на территории новообразованного государства. То, что монастырь попал под юрисдикцию Финляндии, спасло его от закрытия и разграбления, позволило ещё в течение двадцати с лишним лет сохранить здесь традиции монашества. С Россией, естественно, связь прервалась. Коневец являлся приграничной зоной и на нём разместился штаб 3-й батареи береговой артиллерии финской армии. Приходилось приноравливаться к новым условиям. Некоторые иноки даже ходатайствовали о предоставлении им финского гражданства. Основные усилия братии в это время были направлены, как когда-то века назад, на выживание монастыря. Скромную арендную плату вносили военные, расположившиеся в монастырских зданиях, статьёй дохода являлась также поставка продуктов и дров на нужды армии. Кормились иноки в основном за счёт натурального хозяйства, отнимавшего, учитывая сложные природные условия Коневца, много сил и времени. Важным нововведением стало устройство игуменом Маврикием, тогдашним настоятелем обители, двухклассной школы для детей финских военных, расквартированных на острове. Мирное существование иноков нарушалось противоречивыми слухами, доходившими из советской России.

http://sobory.ru/article/?object=00111

Патриаршее слово в Коневском монастыре в канун праздника святых апостолов Петра и Павла 11 июля 2009 г. 23:45 11 июля, в канун праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла , Святейший Патриарх Кирилл совершил праздничную утреню в Сретенском (нижнем) храме соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря, расположенного на острове Коневец на Ладожском озере. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Сердечно поздравляю всех вас, дорогие высокопреосвященные и преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, с великим праздником памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла! Я радуюсь, что Господь сподобил меня посетить Коневецкий монастырь в этот святой день на пути из Валаама в Санкт-Петербург. Радуюсь увидеть возрождающуюся обитель. Знаю, что очень непростые условия жизни на Коневце, которые требуют крепости сил, духовного сосредоточения, мужества. Но налицо большие и очень важные перемены. Восстанавливается храм, братские корпуса. А самое главное — мне радостно видеть то, что монастырь посещается паломниками. Для того монастыри и создаются, чтобы люди могли прийти в них, помолиться, почувствовать присутствие Божией благодати, исповедоваться, причаститься Святых Христовых Таин, приложиться к святыням. Здесь все это есть — на древней Коневецкой, прославленной подвигами святых земле. Мы вспоминаем подвиги святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые заложили основу христианской жизни, которые развили то, что получили от Спасителя, Петр — непосредственно, а Павел - через особое видение воскресшего Спасителя. Два апостола сделали так много для христианской веры, для Церкви, что мы их называем первоверховными. В их жизни и в их подвиге как бы сконцентрированы весь подвиг и вся жизнь других апостолов, имена которых мы знаем, но обстоятельства жизни которых не так известны, как обстоятельства жизни святых первоверховных апостолов. Они были верны Господу даже до смерти — и Павел, усеченный мечом, и Петр, по смирению своему изъявивший желание быть распятым вниз головой, чтобы не подражать Спасителю, ибо считал себя не достойным такого распятия. Они всей силой веры своей, всем образом жизни, подвигом проповедничества явили последующим поколениям христиан великую силу апостольского служения.

http://patriarchia.ru/db/text/694193.htm...

О Новгородском направлении «монастырской колонизации» данные более разрознены, поэтому мы воспользуемся наработками сразу нескольких ученых. В этом движении М.К. Любавский справедливо выделяет Валаамский монастырь, возникновение которого он полагает в «первой половине XIV в.» . Но исследователь не замеченного другими учеными памятника середины XVI века - «Сказания о Валаамском монастыре» - Наталья Александровна Охотина-Линд указывает иную датировку основания обители, «которая определяется в границах с 1388 по 1415 г. (по годам архиепископства новгородского владыки Иоанна II)» . Н.А. отмечает, что «за время его владычества в Новгородской земле было открыто много новых монастырей (про часть из которых известно точно, что они возникали сразу как общежительные); на Ладожском озере недалеко друг от друга практически одновременно основываются два монастыря - Валаамский и Коневецкий - и оба на основе общежительного церковного устава» . «Этот монастырь, - сообщает Любавский о Валааме, - был, в свою очередь, рассадником двенадцати новых обителей, в том числе и Соловецкой» . Из Соловков же вышли устроители монастырей и пустынек Заонежья и Беломорья. Наиболее значимым из них является просветитель лопарей св. Феодорит, организовавший вместе со св. Трифоном Троицкую Печенг скую обитель . Что интересно, Савватий Соловецкий принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, затем удалился на Валаам, а после уже отправился на знаменитый остров в Белом море . Данный пример указывает на взаимосвязь разных направлений монастырской колонизации друг с другом. И.К. Смолич сообщает о «стоящих особняком» псковских подвижниках «во главе со св. Евфросином Псковским» , а М.К. Любавский указывает на наиболее яркого их представителя - преп. Нила Столобенского, который вышел «из Псковского Крыпецкого монастыря» и основал пустынь на озере Селигер «около 1518 г.» . Еще Смолич упоминает «небольшую группу подвижников, возраставших под влиянием св. Александра Свирского... С его именем связано создание двух монастырей. Его ученики основали еще три пустыни... к северо-востоку от Ладожского озера» , но это уже XVI век. «Число монастырей, - читаем у академика Любавского, - отделившихся от старых монасты­ рей в пустынные местности внутри новгородских владе­ ний, громадно... »

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Финский остров Валаам 4 мин., 09.11.2012 Новый Валаам, самый известный православный монастырь в Финляндии. Финские монахи, службы на финском, финская ухоженность и основательность и русский дух. Осенние листья в застывших каплях дождя, похожих на слезы. Каждый клочок земли пропитан русской молитвой валаамских старцев. Финское настоящее, построенное на российском прошлом, трагическом и проникновенном, вливается в русские сердца бесконечной любовью. После революции 1917 года Валаам отходит Финляндии. В монастыре продолжается обычная жизнь, размеренная и привычная. Но со временем благосостояние монастыря падает и количество братии уменьшается. Почти нет притока новых насельников. Но есть самое главное: община и сформированная годами монашеская жизнь. Службы идут на старославянском. На Валаам по-прежнему приезжают паломники. Правда, всё больше эмигранты и православные из Литвы, Латвии и Эстонии. Среди них и будущий Патриарх Алексий II. Через всю жизнь пронесет он потом любовь к Валааму и веру в его возрождение и сделает очень и очень многое для того, чтобы возродить на острове монашескую жизнь.  Зима 1939—1940. Советский Союз и Финляндия находятся в состоянии войны. Валаам, где базируется финский зенитный батальон, бомбят как военный объект. В результате недолгих боев Валаам в составе Карелии отходит Советскому Союзу.  Финляндия приняла решение эвакуировать 4 русских монастыря: Спасо-Преображенский Валаамский, Коневецкий и Печенгский мужские монастыри и Линтульский женский монастырь. Монахи — финские граждане, и правительство Финляндии помогает их переезду. Выделяют машины для вывоза имущества монастыря и его насельников. 40 грузовиков с имуществом монастыря. Только самое ценное: часть Гроба Господня, гробница преподобных Сергия и Германа, упакованные в мешковину намоленные иконы, снятые колокола, огромная библиотека в 20 тысяч томов в мешках из-под картошки, архив, церковная утварь, иконостас, картины и подарки, дорогие сердцу и подаренные с любовью. Многовековая история монастыря, тесно переплетенная с историей России, была под угрозой уничтожения и разорения. Только самый большой колокол не смогли снять. Его 12 ударов глухо возвестили о том, что монахи покидают остров, и по замерзшей Ладоге машины отправились в тяжелый и долгий путь. 205 насельников оставляли родные сердцу намоленные места. Часть из них умрет в дороге от горя и непогоды. 

http://foma.ru/finskij-ostrov-valaam.htm...

“Собр. узакон. и расп. правит.”, 1865 г., 110, ст. 708; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 253. 255. Коневский или Коневецкий – Рождественский – Богородицкий , мужской, 3-го класса, в Финляндии, Выборгской губ., а по делам духовным С.-Петербургской епархии, на острове Ладожского озера, в сев.-зап. его части, в 4 вер. от берега и в 100 вер. от Шлиссельбурга. Об основании монастыря под 6906 (1398 г.) говорится: „Поставлена бысть церковь каменна пресв. Богородицы, на Ладожском езере, на Коневом острове, и монастырь устроиша, при архиеп. Иоанне Великого Новаграда и Пскова». Основателем был преп. Арсений, принесший сюда с Афона икону Бож. Матери в 1393 г., и находился первоначально на Святой горе, где ныне скит; отсюда был перенесен к заливу Владычной лахты, названной преп. Арсением в память посещения его архиеп. Новгород. Евфимием, и уже позднее им же была поставлена церковь Рожд. Богородицы на настоящем месте. В 1577 г. обитель была разорена шведами и иноки перешли в Воскр.-Деревяницкий мон.; в 1594 г. по возвращении страны от шведов монастырь восстановлен, но в 1610 г. шведы снова завладели этими местами и иноки снова переселились в тот же Деревяницкий мон.; по обратном возвращении Ладожского озера, в 1718 г. остров Коневский был приписан к Деревяницкому мон., который и восстановил его; в 1760 г. начал жизнь независимую; в 1764 г. оставлен заштатом и 1825 г. возведен на степень 3-го класса. Все постройки принадлежат к началу XIX ст. Собор в 2 этажа: вверху Рожд. Богород., внизу покоятся мощи преп. Арсения в серебр. раке; тут же находится и храмовая икона Божией Матери, современная преподобному. Икона эта до 1798 г. была в Деревяницком мон. Память преп. Арсения чтится 12 июня, празднество же иконе Божией Матери совершается 10 июля. На Святой горе находится скит. Около скита лежит „Конь камень», представляющий громадный отрывок серого гранита; по преданию, здесь до появления преп. Арсения приносилась жертва духам лошадью для их умилостивления. “Полн. собр. лет.”, III, 233; IV, 102; “Историч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Настоящей бедой для Андрусовой пустыни являлись частые наводнения. Осенью и весной вода в Ладоге поднималась настолько, что полуостров, на котором располагалась обитель, превращался в остров, часть пашни оказывалась затоплена. Время от времени случались такие полноводия, когда ладожская вода доходила до самых монастырских стен и подолгу стояла, чем наносила большой вред деревянным строениям и ограде. При сильных ветрах часть сенокосов тоже скрывалась под водой. Для пропитания братия занималась также рыбным промыслом. Тоня при о. Гача сдавалась в аренду местным крестьянам. На этом острове позднее была открыта восьмая по счету в Олонецкой губернии спасательная станция, так как коварное место представляло собой большую опасность для проходящих судов. При о. Феодоре в пустыне на покое проживал архимандрит Гедеон, совершивший в 1803-1806 годах кругосветное плавание. Некоторое время он возглавлял духовную миссию в Америке, находился при Японском посольстве. На родине занимал разные почетные должности, являлся настоятелем Иверского первоклассного монастыря Новгородской епархии, был соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры. В преклонном возрасте архимандрит Гедеон сначала удалился в Коневецкий монастырь, а из него перебрался в Андрусову пустынь. Свои достоинства он скрывал под покровом юродства. Во второй половине XIX века настоятели и управляющие Андрусовой пустыни стали меняться очень часто, что было связано с общей нехваткой достойных кандидатов на эти должности среди монашествующих Олонецкой епархии. Наиболее умными и хозяйственными управителями Андрусовой пустыни стали иеромонах Моисей, прибывший из Александро-Свирского монастыря, значительно пополнивший ризницу, и иеромонах Геннадий, при котором обновленные храмы собственными силами были изнутри расписаны, а на месте убиения прмч. Адриана, где ранее стоял деревянный крест, построили новую часовню в память чудесного избавления окрестного населения от эпидемии сибирской язвы в 1873 году. Кстати, все постройки и исправления были произведены исключительно на средства благотворителей: крестьянина из села Ладвы И.Ф. Кипрушкина (род Кипрушкиных немало внес средств в пользу других малых обителей Олонецкой губернии) и новоладожской купчихи А.Н. Дудниковой.

http://sobory.ru/article/?object=30231

игумена и лично выраженное мне еще в 1945 году, желание всей братии, и находил бы возможным их поселение их в Псково-Печерском монастыре Псковской области, если не будет возможности устроить их на одном из островов Валаама на Ладожском озере» [liii] . Твердое желание вернуться на родину насельники обоих монастырей выразили митрополиту еще в октябре 1945 г., и если бы вопрос о воссоединении (или невоссоединении) ФПЦ и РПЦ без проволочек был решен тогда же, то непременно был бы поставлен вопрос и об отъезде, и об имуществе монастырей. Но руководство ФПЦ и правительство Финляндии заранее предусмотрели возможность появления у монахов подобных намерений. В 1932 г. Финляндское правительство утвердило изданную руководством ФПЦ «Инструкцию монастырей Финляндской Православной Церкви», 49 параграф которой гласил: «Если монастырь присоединяется к другому монастырю или упраздняется, и его насельники перемещаются в иной какой-либо монастырь, то его движимое и недвижимое имущество, после уплаты всех долгов и обязательств, остается Финляндской Православной Церкви» [liv] . Еще до приезда владыки в Финляндию, в цитированном выше письме от 14 июня 1945 г.,архиеп. Герман просил Патриарха отложить выяснение отношений между Церквами до «налаживания отношений между государствами». Была ли связь церковного вопроса с политическим? Похоже, что в представлении архиеп. Германа была. Помимо того, что он в принципе не желал изменения статуса возглавляемой Церкви, он, скорее всего, не хотел «выяснения отношений» во время работы Союзной Контрольной Комиссии, которая возвращала оказавшееся на территории Финляндии после войны советское имущество [lv] . Тем не менее, Московская Патриархия, которую в финляндском вопросе полностью поддерживало советское правительство в лице Совета по делам РПЦ, никакого давления на руководство ФПЦ, даже в трудный для Финляндии послевоенный период, не оказывала. К 1950 г. тяжелое для Финляндии политическое положение подходило к концу, а Московская Патриархия терпеливо, уже пятый год, продолжала ждать решения Собора ФПЦ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

В этом письме игумен Иероним сообщал, что «за минувший 1950 год скончались иеромонах Иезекииль, иеродиакон Ксенофонт, монахи Валентин, Вениан и рясофорный инок Александр. Кроме того, из братства выбыл монах Дмитрий, уволенный согласно его прошения в первобытное гражданское состояние. Иеромонахи Павел, Марк и Савва, хотя и числятся в братстве, но все трое проживают вне обители. Павел в течение 10 лет состоит псаломщиком в Куопио, Марк уже второй год состоит на приходе и нет надежды на его возвращение в обитель. Савва более двух лет проживает в Коневском монастыре. В минувшем году иеромонах Марк с ведома архиеп.Германа совершил поездку в Рим на юбилей папы, предварительно сбрив усы и бороду, и подстригши волосы на голове». Гражданских лиц ездило к папе 74 человека, а из всего духовенства - только Марк» [lxv] . Но были и обратные случаи - возвращения в монастырь. Так, просил принять его обратно в братию финн по национальности, образованный монах Мефодий (Матвей Лехмонен), переводчик со знанием нескольких языков, б. лютеранин, принявший православие на старом Валааме в 1931 году. С 1939 г. до конца 1945 г. он проживал в Печенгском и Коневском монастырях и участвовал за этот период в обеих войнах в качестве штабного сержанта-писаря. В декабре 1945 г. согласно его прошению он был переведен в приход и как мирянин и возвратился 16 мая 1949 г. в монастырь в качестве богомольца-послушника. Как писал митрополиту игумен о.Иероним, 25 марта 1950 г. вследствие одобрительной характеристики настоятеля и старшей братии Валаамского монастыря и по благословению архиепископа Германа, Мефодий снова зачислен в братию монастыря с возвращением монашества, и просил на это благословения владыки. «Вернувшегося в лоно Валаамской обители монаха Мефодия благословляется принять и зачислить в Монастырское Братство», - писал митрополит Григорий игумену и рапортом о том же сообщил Патриарху [lxvi] . Аналогичная картина старения и умирания братии была и в Ново-Коневской обители, насельники которой писали владыке: «Милостивейший Архипастырь наш и Богоносный Отец, припадая к честным стопам Вашим просим Вашего Архипастырского благословения. Из далекой и хладной Финляндии шлем Вам Милостивейший Отец наш наше усерднейшее поздравление с Великим Праздником Светлого Воскресения Христова и молим Воскресшего Господа да даст здравия и сил нести великое служение Его Св. Церкви. Приносим Вам Милостивейший Отец наш и Архипастырь сердечную благодарность нашу за книги (Богослужебные указания на 1950 год), которые нам переслал свящ.БорисПавинский» [lxvii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010