1. Часть Животворящего Древа Креста Господня 2. Часть Дуба Мамврийского 3. Святой Пророк и Предтеча Господень Иоанн 4. Сщмч. Харалампий 5. Свт. Василий Великий 6. Свт. Григорий Богослов 7. Свт. Иоанн Златоуст 8. Свт. Тихон, Патриарх Всероссийский 9. Свт. Митрофан Воронежский 10. Свт. Тихон Задонский 11. Вмч. Артемий 12. Вмч. Пантелеимон 13. Вмч. Евстратий 14. Мч. Трифон 15. Прп. Александр Свирский 16. Прп. Сергий Радонежский 17. Прп. Агафон Афонский 18. Прп. Павел Латрийский 19. Прп. Арсений Коневецкий 20. Прп. Зосима Соловецкий 21. Прп. Савватий Соловецкий 50 святых мощей в мощевике [ править править код ] 50 святых мощей в мощевике 1. Ап. Лука 2. Равноап. Кн. Владимир 3. Свт. Филипп 4. Свт. Димитрий Ростовский 5. Свт. Игнатий Ростовский 6. Свт. Иоанн Суздальский 7. Свт. Исайя Ростовский 8. Свт. Феодосий Черниговский 9. Свт. Игнатий Брянчанинов 10. Свт. Феофан Затворник 11. Свт. Лука Симферопольский 12. Вмч. Пантелеимон 13. Сщмч. Харалампий 14. Сщмч. Модест 15. Вмч. Артемий 16. Вмч. Евстратий 17. Вмц. Варвара 18. Прмч.Иоасаф Снетогорский 19. Вмц. Параскева 20. Прмч. Евфимий Афонский 21. Мч. Мамант 22. Мц. Татиана 23. Блгв. кн. Давид Ярославский 24. Блгв. кн. Владимир Новгородский 25. Блгв. кн. Глеб Владимирский 26. Блгв. кн. Феодор Смоленский 27. Блгв. кн. Константин Ярославский 28. Блгв. кн. Константин Муромский 29. Прп. Даниил Переяславский 30. Прп. Феодор Печерский 31. Прп. Савва Сторожевский 32. Прп. Авраамий Трудолюбивый 33. Прп. Моисей Угрин 34. Прп. Феодор Санаксарский 35. Прп. Иоанн Многострадальный 36. Прп. Корнилий Переяславский 37. Прп. Авраамий Ростовский 38. Прп. Иов Почаевский 39. Прп. Никон, игум. Печерский 40. Прп. Серафим Саровский 41. Блж. Пелагия Дивеевская 42. Прп. Ефросиния Полоцкая 43. Прп. Ефросиния Суздальская 44. Прп. Амвросий Оптинский 45. Прп. Лев Оптинский 46. Прп. Макарий Оптинский 47. Прав. Симеон Верхотурский 48. Прав. Иоанн Русский 49. Блж. Андрей Симбирский 50. Блж. Косьма Верхотурский Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского [ править править код ] Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

Имп. Елизавета Петровна. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Имп. Елизавета Петровна. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. В отличие от предыдущих правителей Е. П. проявила большую заботу об обителях. Троице-Сергиев мон-рь, пользовавшийся особым почитанием императрицы и получавший от нее щедрые пожертвования, в 1744 г. был удостоен степени лавры, его настоятелем утверждался митрополит Московский. В 1748 г. по инициативе императрицы был основан с.-петербургский Смольный в честь Воскресения Господня монастырь , ансамбль к-рого начал возводиться по проекту Растрелли. В 1761 г. был восстановлен «для призрения вдов и сирот заслуженных людей» московский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Из средств казны финансировалось масштабное строительство в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре (в 1754 большая часть зданий сгорела) и Коневецком Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . Возобновились строительные работы в московском во имя свт. Иоанна Златоуста и Новоиерусалимском в честь Воскресения Господня монастырях. С 1749 г. было разрешено постригать в монахи учеников духовных семинарий, а с 1761 г.- выходцев из всех сословий. Прекратились «разборы» духовенства и отсылка «безместных» церковнослужителей в армию. В 1757 г. состоялась 1-я в XVIII в. канонизация: указом Святейшего Синода был причислен к лику святых Ростовский митр. Димитрий (Савич (Туптало)) . Е. П. не собиралась ликвидировать синодальную систему и принципиально менять сложившееся церковное законодательство. В апр. 1742 г. архиеп. Амвросий (Юшкевич) вместе с Ростовским митр. сщмч. Арсением (Мацеевичем) представил императрице проект, в к-ром предложил упразднить Коллегию экономии и обер-прокурорскую должность, а также восстановить Патриаршество. Однако Е. П. согласилась лишь возвратить управление церковными и монастырскими имениями и их доходами в ведение Синода (позже императрица собиралась снова передать управление церковными вотчинами светским властям, но не успела сделать это). В 1744 г. Е. П. запретила Синоду принимать окончательные решения по бракоразводным делам дворян, следовало, «учиня надлежащее производство с ясным показанием своего мнения, для конфирмации представлять ее императорскому величеству». Указом Синода от 9 июля 1744 г. было унифицировано епархиальное управление, органы управления при правящих архиереях стали называться духовными консисториями.

http://pravenc.ru/text/189799.html

  Несправедливым представляется нам укор Любомудрова Шмелёву в том, что писатель ничего не сказал о скрытой «духовной брани» иноков, борьбе с грехом. Ведь это и не может открыться даже внимательному паломнику. Не на виду же та борьба совершается. И только духовному наставнику раскрывается. Конечно, и в монастыре есть место и скорбям, и греху— Шмелёв о том не умалчивает (вспомним хотя бы священника, присланного на исправление в монастырь). Но у него цель иная. Нормативная критика по отношению к очерку неприменима.   Да, вошло нечто в душу незримо и несознанно— и отложилось в памяти, так что долго спустя он вспомнил всё, сознал с благодарностью ко Господу: то было незримое наставление и укрепление его духа в пору соблазнов, отпадения от веры, шатости душевной. «Всю жизнь хранилось это во мне, крепко забытое, и вот срок пришёл, и всё восстало нетронутым, ярким, до ослепительности» (2,388). Он переосмыслил всё— и по старой канве создал совершенно новое повествование, в котором, как на покаянии, не скрыл своего прежнего внутреннего нестроения, гордыни, своего церковного невежества— не скрыл— раскрыл— одолел в себе— вырвал из души. Он понял: то было именно паломничество, наставление, которое сказалось много позднее, но высветило истину в должный срок. Промысл Божий не принуждает. «Думал ли я, что эта встреча отзовётся во мне почти через полвека, в конце жизни, чтобы я что-то уразумел, важнейшее?» (2,389). Из-под внешнего проступило— истинное. Поэтому последуем за тем событием— в его позднейшем понимании. Почти через полвека пришло сознавание: «Как и св.Афон, Валаам, поныне,— светит . Афон— на юге, Валаам— на севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся «ночь мира»,— нужны маяки» (2,347). Он понял то, чего не разумел прежде: «Из этих дебрей возвращался я чем-то исполненный, чем-то новым , ещё неясным... благоговением?» (2,385). Шмелёв по-новому описывает своё паломничество: как определяемое именно Промыслом. Вот из-за волнения на озере пришлось пристать у Коневецкой обители, переждать бурю— но и поклониться мощам преподобного Арсения Коневского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

м. по указу царя Иоанна IV Васильевича Грозного была переведена братия Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1582 г. царь Иоанн пожаловал объединенной обители несудимую грамоту (подтверждена в 1628 царем Михаилом Феодоровичем, в 1646 - царем Алексеем Михайловичем). После возобновления в 1597 г. Коневецкого мон-ря его насельники вернулись из Новгорода. В 1610 г., во время швед. нашествия, коневецкие иноки вновь переселились в Д. м., привезя с собой Коневскую икону Божией Матери (до 1799 находилась в Воскресенском соборе Д. м.). Настоятелем объединенной обители стал коневецкий игум. Леонтий. В период оккупации Новгорода шведами (1611-1617) братия обеих обителей укрывалась в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . В 1672 г. указом Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) Д. м. был отнесен к числу «степенных». В 1700 г., при Новгородском митр. Иове , в Д. м. была учреждена архимандрития. В 1764 г. Д. м. был причислен к 3-му классу с игуменским правлением. Л. А. Секретарь Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Определением Святейшего Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено императором 25 янв. 1875) Д. м. был обращен в женский с открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии. Немногочисленную братию распределили по др. мон-рям. Так, последний настоятель иером. Иринарх был перемещен по прошению в Варлаамиев Хутынский мон-рь на должность казначея. 17 июля 1875 г. управляющей Д. м. была назначена рясофорная послушница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря М. А. Ивановская (1841-1903). В 1879 г. она приняла постриг с именем Валентина, была возведена в сан игумении, 13 янв. 1888 г. переведена настоятельницей в с.-петербургский Новодевичий мон-рь . Открытие уч-ща «для сирот беднейших» состоялось 28 сент. 1875 г. Наблюдение за учебно-воспитательной работой осуществляла игум. Валентина (Ивановская). Духовенство епархии приглашалось к ежегодным пожертвованиям на уч-ще, пример подал митр.

http://pravenc.ru/text/171729.html

В Петербурге выставлены работы, привезенные с ладожского острова Коневец Санкт-Петербург, 22 декабря 2005 г . Большую " Коневецкую коллекцию " показали московские и питерские живописцы и графики в выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников на Большой Морской улице, передает ИТАР-ТАСС. Работы, представленные в экспозиции, были выполнены во время летней акции " Коневец-2005 " . Полторы недели гости, приплывшие из северной столицы, жили на острове Коневец в Ладожском озере, где возвращается к жизни старинный мужской монастырь. 40 авторов представили в экспозиции пейзажи, портреты, этюды, наброски, фотографии, запечатлевшие природу заповедного острова в южной Ладоге, жизнь монашеской обители, которая лишь относительно недавно снова обрела свой статус. Виктор Татаренко, Владимир Емельянов, Виктор Шестак создали обширные пейзажные серии – песчаные и скалистые берега острова, его сосновые боры, над которыми возвышаются купола старинных соборов, что вновь начали обретать свои голоса. На одном из снимков – могучий колокол, зовущий насельников к молитве. " Благовест " назвала свое полотно Ольга Копеина, где изображен звонарь, раскачивающий тяжеленное било. Будням монастырской жизни посвящены жанровые зарисовки Валентина Скачкова: молитва и напряженный труд сменяют друг друга в здешнем каждодневье. Мастерски исполненные акварели Константина Куземы переносят зрителей в островную тишь – береговые камыши, стая белокрылых чаек, стены и голубые купола монастыря. " Дождь уходит " – очень красивый графический лист Владимира Серебрякова: над устремленными ввысь крестами круто изогнулась омытая падающей с небес водой радуга. Художники были желанными гостями на острове, они работали не только на пленэре, но и в храмах, кельях. Борис Пакичев написал большой портрет молодого монаха в минуты молитвенного уединения, один из церковных интерьеров Рождество-Богородичного монастыря и его обитателей можно видеть на полотне Любови Широкобоковой " Утренняя молитва " . На гостеприимство коневецких молитвенников художники решили ответить своей благодарностью – все средства, вырученные от продажи картин и графических листов, будут направлены в помощь островному монастырю. 22 декабря 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15668.html

Присоединение западных областей серьезно повлияло и на положение Московской Патриархии. На присоединенных территориях оказалось несколько епархий и около 3,5 тыс. приходов. Все они теперь были переданы в ведение митрополита Сергия (Страгородского) . Статус Московской Патриархии серьезно повысился, а количество ее приходов выросло до 3742. По мнению историка В.И.Алексеева, именно раздел Польши между Германией и СССР спас Московскую Патриархию от полного и окончательного уничтожения. Хотя на присоединенных землях были свои архиереи, советское руководство почти сразу лишило их реальной власти, образовав здесь экзархаты. Архиепископ Николай (Ярушевич) был поставлен митрополитом Волынским и Луцким и экзархом Западной Украины и Белоруссии. Центром экзархата стал Луцк. В Прибалтику был направлен экзархом митрополит Сергий (Воскресенский). Административная и церковная власть на новых территориях оказалась в руках этих архиереев. Наиболее тяжелым для Церкви было положение на территориях, где советскому режиму не нужно было заигрывать с местными жителями, например, в Финляндии. Практически все население районов, присоединенных к Советскому Союзу в 1940 г. (около 500 тыс. человек), переселилось вглубь Финляндии. Советскому Союзу достались брошенные земли, где находилось три монастыря (Валаамский, Коневецкий, Линтульский) и 17 действующих храмов. И монастыри, и церкви были новой властью тут же поруганы и закрыты. Эту участь разделил и Трифоно-Печенгский монастырь на севере Финляндии, территория которого была временно занята Красной армией. Братия монастыря переселилась на Новый Валаам. В руках НКВД оказался настоятель Трифоно-Печенгского монастыря игумен Паисий (Рябов). В декабре 1942 г. он был расстрелян. В других новоприсоединенных областях с большим процентом православного населения (Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика, Молдавия) наступление на Церковь шло медленнее – начинать с гонений советское руководство посчитало политически невыгодным. На новые территории стали прибывать советские граждане, в основном семьи офицеров и чиновников. Люди, переехавшие сюда из охваченных безбожием районов, тут же начали крестить детей, пользоваться случаем, чтобы помолиться в церкви, заказать требы. По сравнению с довоенным периодом количество крещений детей в 1940 г. выросло в этих районах в три раза. В.Алексеев сохранил для нас историю, рассказанную одним прибалтийским протоиереем. Однажды к нему пришла старушка, попросившая тайно крестить ребенка, родители которого были коммунистами. Пастырь долго отказывался, так как опасался тюрьмы, однако внял слезам пожилой женщины и согласился совершить таинство при условии, что ему будет названо имя отца ребенка. Велико было удивление священника, когда он узнал, что отец – начальник местной тюрьмы НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка сообщил, что сегодня будет сделано одно такое доброе дело: икона Коневской Божией Матери будет возвращена монастырю, для которого она и писалась. " Эта икона имеет долгую историю: в 1941 году, когда Коневецкий монастырь грабили, а святыни уничтожали, офицер Виктор Жаров задумал спасти икону. Он принес ее домой, и долгое время его семья хранила ее. Но пришло время явить икону миру, и родственники Виктора Васильевича предложили настоятелю храма Спиридона Тримифунтского отцу Олегу взять ее. Он согласился, и в 2001 году икона попала в храм Божий. А сейчас пришло время вернуть ее туда, откуда она пришла к нам. Сегодня мы служили с владыкой Игнатием, который управляет Выборгской епархией, и с большой радостью хотим передать владыке икону Коневской Божией Матери, чтобы она охраняла эту часть нашей митрополии, чтобы монашествующие могли молить Матерь Божию укреплять их в послушании и смирении. Ибо нет ничего для монаха лучше, чем послушание и смирение, а Матерь Божия являет эти качества лучше, чем кто бы то ни было. Примите как наш дар это возвращение иконы в свою святую обитель " , - с этими словами митрополит Варсонофий передал икону владыке Игнатию. В ответном слове епископ Выборгский и Приозерский Игнатий сердечно поблагодарил митрополита за подлинно отеческий пастырский жест и напомнил, что через два года Коневская обитель будет праздновать 625-летие и что эта обитель переживала и радостные, и горестные страницы истории, когда рука человеческая поднималась на святыни и уничтожала их, посягая на то, что принадлежит вечности, принадлежит Богу. " В сегодняшнем апостольском чтении прекрасны слова апостола Павла: " Оправдавшись верою, мы имеем мир со Христом " , - продолжил владыка Игнатий. - Человек очень часто в этом мире отодвигает руку Божию, пытается поставить Бога на второе место. Но Господь по Своей любви, несмотря на человеческое предательство, все равно первый протягивает руку человеку. Мы будем иметь мир со Христом, если наша вера будет сильной и крепкой. Чтобы этот храм не осиротел, мы написали копию образа Коневской Божией матери. И мы надеемся, что он также будет утешать сердца людей, которые уже привыкли молиться перед этой иконой " . Владыка Игнатий передал настоятелю живописную копию иконы.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

3 января 1950 г. Ленинградский уполномоченный Кушнарев сообщил митрополиту, что он получил письмо из Совета о получении виз для приезда из Хельсинки 3 ставленников. Валаамцы не получили виз, так как предоставили неточные данные для их оформления [xxxix] . 4 июня 1949 г. владыка Григорий ознакомился с письмом библиотекаря и летописца Ново-Валаамского монастыря монаха Иувиана о проводившихся на Валааме в течение 80 лет (с 1859 по 1939 гг.) метеорологических и гидрологических наблюдениях. Он просил Патриарха удостоить монаха Иувиана, как много потрудившегося в этом деле, Первосвятительским благословением, с выдачею грамоты. 26 июля монах Иувиан уже получил Патриаршую грамоту и писал Патриарху: «До праха земного преклоняясь и повергаясь под благостное осенение Апостольской Десницы Святейшества Вашего, искреннейшее и усерднейше приношу мою сыновнюю благодарность» [xl] . 29 января 1950 г. в Ленинград прибыли из Никольской общины диакон Борис Павинский для посвящения в иереи, М.Н. Мельников и Н.С. Старостин - для посвящения в диаконы. Они передали владыке поклоны от многочисленных знакомых священников и рассказали о жизни двух наших православных общин в Хельсинки: об увеличении их членов, о предположенном расширении Никольского храма, на что уже была собрана часть средств. О.Борис передал владыке просьбу игумена Иеронима и монаха Иувиана «о постоянном и неизменном желании и стремлении вернуться в наш родной Старый Валаам» [xli] . 3 февраля посвященные отбыли в Хельсинки, увезя с собой экземпляры «Богослужебных указаний на 1950 г.» для обеих общин и монастырей. Из Москвы монастыри получали Журнал Московской Патриархии, валаамцы - по 100 экземпляров каждого номера [xlii] . Тема возвращения монахов на Родину звучала практически в каждом письме игумена Иеронима и монаха Иувиана. Однако стареющая братия едва ли была способна к восстановлению родных обителей, даже если бы вопрос был решен тогда на государственном уровне. Единственный действовавший на северо-западе мужской Псково-Печерский монастырь находился в ведении митрополита Ленинградского Григория и был в стадии восстановления после войны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Данное письмо, датируемое 24 марта 1950 г., по причине отсутствия игумена Петра, назначенного Церковным управлением исполнять должность заболевшего священника Артемия (Палсола), писали владыке духовник и ризничий монастыря иеромонах Максим (Хлопстин) и благочинный иеромонах Дорофей (Беляков): «Братство наше сокращается, стареет и отходит к праотцам, вновь приходящих почти нет. Из 30 человек, выселенных с о. Коневца, в живых осталось только 12, это: Игумен Петр (40 лет, Финляндский уроженец), иеромонахи Максим (69 лет), Дорофей (75 лет), Геннадий (79 лет), Авраам (84 года), иеродиакон Филимон (79 лет), монахи Иосиф (86 лет), Феофан (72 года), Димитрий (72 года), Иоанн (67 лет), послушники Петр Тихонюк (78 лет), Николай Поражецкий (40 лет), Андрей Пешков (35 лет), из Печенгского монастыря иеродиакон Рафаил (69 лет) и послушник Анатолий Табаков» [lxviii] . В этом письме иеромонахи писали, что монастырь получает «финансовую поддержку от Правительства в счет утерянного старого Коневца». Аналогичную поддержку получали и валаамцы [lxix] . 27 марта 1952 г. митрополит получил из Патриархии утверждение своего представления о награждении к Пасхе Патриаршими грамотами игумена Иеронима и еще 4-х иеромонахов, которых, по предложению владыки, представил им к наградам о.Иероним, а также свящ.Г.Павинского- саном протоиерея. 28 апреля 1952 г. в 6 часов вечера митрополит получил телеграмму от казначея Ново-Валаамского монастыря иеромонаха Нестора (Киселенкова) о кончине игумена Иеронима и сразу же ответил: «Скорблю о кончине о.Игумена. Мир его душе. Шлю благословение братии на избрание достойного преемника почившему», телеграммой поручил о. Нестору передать временное управление монастырем совету старшей братии до избрания нового настоятеля, и телеграммой Патриарху сообщил о кончине о.Иеронима [lxx] . 20 июня 1952 г. иеромонах Нестор был избран братией настоятелем, о чем прислал митрополиту письмо с протоколом выборов. Он просил возбудить ходатайство о том, чтобы ему и благочинному монастыря монаху Симфориану (Матвееву), намеченному на посвящение в иеромонахи, легче было получить визы для въезда в СССР: «Мы, здесь, со своей стороны, немедленно по утверждении, выхлопочем себе заграничные паспорта и подадим в Советское Консульство наше прошение о получении виз», [lxxi] - писал иеромонах Нестор.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

В 1990 г. монастырь получил статус ставропигиального и перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1991 году Санкт-Петербургской епархии был передан остров Коневец и монастырские постройки. Началось восстановление обителей. «Feciquodpotui» - оглядываясь на век минувший и финляндско-монастырскую миссию Преосвященного митрополита Григория, можно сказать, что владыка сделал все, что мог. Новые поколения архиереев продолжили борьбу за монастыри, новые молитвенники продолжают тысячелетнюю традицию русского монашества. Сохраняется и присутствие Русской Православной Церкви в Финляндии. В благочиние Патриарших приходов в настоящее время входит уже 7 приходов в 5 городах Финляндии, и несколько общин. Григорий (Чуков), архиеп. Финляндский период деятельности Святейшего Патриарха Сергия (1905-1917)//Имперский Курьер. СПб. 2002. N2. С. 36 - 37; Чуков Н., прот. О задачах Православного карельского Братства//Олонецкая неделя. Петрозаводск. 1911. N 34. С.1-3. Троицкий С.В. О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на диаспору//Журнал Московской Патриархии. 1947. 11. С. 34-45; 1949. 12. С. 29-54. Евлогий ( Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С.498 - 499; Т [юшагин] В.В. Герман [фин. Herman] (Аав), архиеп.//Православная Энциклоедия.Т.11.С.236-238. [iv] Там же. [v] Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч.С.499. [vi] Иувиан (Красноперов), монах. Письмо митр. Григорию от 22.03.49. Машинопись. Заверенная копия. Архив Историко-богословское наследие митр. Григория (Чукова) ©Александрова Л.К. СПб.2014 (далее - Архив митр. Григория). [vii] Григорий (Чуков), митр. Дневник. Рукопись. Фрагмент ( далее - Дневник ). Там же. [viii] Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР/под ред. Н.А.Кривовой. Т.1.1945-1953 гг. С.53-54. [ix] Указ патриарха о командировке митр. Григория в Финляндию. 988. Копия. Архив СПб митрополии. Ф.3.Д.108.Л.1-2.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010