Видивши сие, я удивлялся и сказал старцу: “Отче святый, как Вы дерзаете творить такия дела? Вы славою человеческою можете погубить все свои труды и подвиги”. Он же в ответ сказал мне: “Отец афонский! Я сие сотворил не своею властию, но это сделалось по вере приходящих, и действовала благодать Святого Духа, данная мне при рукоположении; а сам я человек грешный”. Слышавший сие, я весьма воспользовался его благим рассуждением, верою и смирением… Я препроводил в Оптиной пустыне целую седмицу и торжествовал праздник Рождества Пресвятыя Богородицы. И многажды я посещал тихий и безмолвный скит, который отстоит от монастыря с полверсты, посреди лесу, и многажды беседовал там с отцами, иеросхимонахом Иоанном, обратившимся из раскола, также и с духовником иеромонахом Макарием. Многажды беседовал и со страннолюбивым оптинским игуменом Моисеем. Потом отправился в путь. А старец Леонид после меня через месяц кончил жизнь свою и отшел ко Господу своему» 91 . После Введенской Оптиной пустыни отец Парфений проездом через город Москву отправился в город Санкт-Петербург, откуда совершил паломничество в Валаамский монастырь, утешаясь в нем беседами с настоятелем игуменом Дамаскиным. Посетил Коневецкую и Тихвинскую обители. Исполняя послушание по сбору денег на монастырь, претерпел немало скорбей и лишений. В октябре 1842 года отца Парфения, приняв за беглого раскольнического попа недалеко от города Перми, посадили в острог, где он понес безвинные страдания и болезнь. В заточении отец Парфений провел почти год, пройдя суровую школу испытаний и духовного осмысления. Освободившись из заточения с помощью Божией, вернулся в город Санкт-Петербург, откуда, выправив свои дела, выехал в город Москву. Посетил Троицкую Сергиеву Лавру, поклонился всем ее святыням. В Хотьковском Покровском монастыре встретился с угодницей Божией блаженной Евдокией, Христа ради юродивой. Свидание с сей угодницей Божией, принесло великое утешение отцу Парфению. В городе Москве, в Кремлевском Чудовом монастыре, виделся несколько раз с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом и получил от него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

В 1980 году Финляндская Автономная Церковь обращалась ко Вселенскому Патриарху с просьбой дарования ей автокефалии, но никакого ответа на данную просьбу из Стамбула не последовало. Сегодня к Финляндской Автономной Церкви принадлежит около 2 процентов населения (57 тысяч) страны и она признана второй национальной религией Финляндии. Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата состоит из 25 приходов, имеет 50 церквей и 100 часовен. Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Финляндии Как реакция на введение в 1920-х годах в Финляндской православной церкви нового стиля, западной Пасхалии, антиканонической смене иерархической власти (ссылка в Коневецкий монастырь архиепископа Серафима (Лукьянова)) и переходе в юрисдикцию Константинополя, без согласия на то Патриарха Тихона, а также господствующего на территории Финляндии филетизма, в стране возникли несколько частных православных общин, которые позднее вошли в лоно Русской Православной Церкви. Новый Валаам В 1945 году на территории Финляндии было образовано Финляндское благочиние Московского Патриархата в которое вошли: эвакуированная с архипелага вглубь Финляндии братия Валаамского монастыря, Покровская и Никольская общины в Хельсинки. Никольский храм, Хельсинки С целью благоустроения церковной жизни приходов юрисдикции Московского Патриархата в Финляндии, расширения их деятельности и усиления контакта с представителями Финляндской православной церкви, евхаристическое общение с которой было восстановлено годом ранее, в 1958 году Финляндское благочиние было преобразовано в Финляндское благочиние Патриарших приходов Русской Православной Церкви, при этом, как уже говорилось выше, Ново-Валаамский монастырь был передан в юрисдикцию Финляндской Архиепископии. 30 мая 1972 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Покровский и Никольский приходы, принадлежащие юрисдикции Московского Патриаршего Престола, поручить архипастырскому окормлению Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима».

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-finlyand...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Кононов Дамиан; 22 окт. 1795, дер. Репенки (Репинка) Старицкого у. Тверской губ.- 23 янв. 1881 г., Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь), игум. Валаамского мон-ря. В 1817 г. паломничал, в т. ч. в Соловецкий монастырь , Андрусовскую пустынь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В июле 1819 г. поступил в Валаамский мон-рь, 10 сент. 1820 г. определен в послушники: был конюхом, пекарем, с 1822 г. нарядчиком рабочих, охранником монастырского имущества острова. С 1820 г. наставником Д. Кононова был старец Евфимий (Ушаков [Уштовский]). На Рождество Христово 1823 г. игум. Иннокентием (Моруевым) был пострижен в рясофор, 12 дек. 1825 г. казначеем иером. Арсением - в монашество. С 1826 г. Д. жил в скиту Всех святых, с 1 июля 1827 г.- в уединенной пустыни (впосл. скит в честь Коневской иконы Божией Матери), нек-рое время с ним подвизался иером. Амфилохий (Брелихов). Ежедневно повар оставлял у двери кельи Д. кусок булки, к-рую пустынник съедал, запивая водой. Носил вериги, занимался рукоделием, вырезал деревянные ложки, переписывал книги. Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) 30 апр. 1833 г. Д. был назначен начальником скита во имя Всех святых. В нояб. 1838 г. благочинным мон-рей С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) он был вызван в столицу, 4 дек. 1838 г. Ревельским еп. Венедиктом (Григоровичем) рукоположен в сан диакона, 7 дек. того же года стал иеромонахом. 30 янв. 1839 г. по представлению архим. Игнатия (Брянчанинова) в Петропавловском соборе С.-Петербурга Д. был возведен в сан игумена с награждением набедренником и палицей; 14 февр. (по др. сведениям, 11 февр.) того же года утвержден в должности настоятеля Валаамского мон-ря. С 22 марта 1879 г. благочинный Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/168712.html

Г-жа Коллонтай заявила, что она будет настаивать на том, чтобы Совет народных комиссаров издал декрет о конфискации всех монастырских помещений под убежища для увечных воинов 305 . Утро России. 1917. 31 декабря. 140 Феофилова Успенская пустынь (Омучская-Феофилова пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы). Монастырь был основан около 1396 г. выходцами из Коневецкого монастыря преподобными Феофилом и Иаковом Омучскими на берегу р. Омучи, в местности, входившей в Шелонскую пятину Новгородской земли. В 1764 г. монастырь был упразднен, а деревянный Успенский храм превращен в приходской. В 1824 г. был возведен новый каменный храм в честь Успения Божией Матери на месте деревянного сгоревшего. В предреволюционные годы вокруг храма образовалось с. Феофилова пустынь (с 1923 г. с. Николаево; с 2003 г. возвращено первоначальное название). Каменный храм был закрыт в 1931 г. Местное население после войны продолжило его разрушение. 141 Подписи в данном документе и далее в сборнике вписаны чернилами и выделены курсивом (в дальнейшем не оговаривается). 143 Декреты Советской власти 1917–1921 гг.–законодательные акты СНК РСФСР, ВЦИК, съездов Советов и наркоматов. Термин «декрет» употреблялся в тот период не только для законодательных актов, но и для различных постановлений и распоряжений; в то же время иногда законодательные акты назывались не декретами, а постановлениями. 146 4 декабря 1917 г. было издано постановление СНК РСФСР «О деятельности волостных земельных комитетов», в ведение которых «передавались помещичьи и прочие (монастырские и церковные. – Сост.) земли» впредь до окончательного решения вопроса на Учредительном собрании (СУ. 1917. 2. Ст. 20). 150 В тексте Декрета о земле не было прямых указаний о разделе монастырских и церковных земельных угодий между крестьянами. Пункты 1-й и 3-й Крестьянского наказа о земле предоставляли монашествующим возможность заниматься сельскохозяйственным трудом на монастырских землях, перешедших «в общенародное достояние». 151 Далее опушены пункты «Крестьянского наказа о земле», не относящиеся к теме сборника: о конфискации конских заводов, казенных и частых племенных скотоводческих и птицеводческих хозяйств; о конфискации хозяйственного инвентаря; о всеобщем праве граждан на пользование землей; об условиях передела земельного фонда и землепользования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василиск Сибирский, Туринский, прп. - житие Василиск (в миру – Гаврилов Василий Гаврилович; родился ок. 1740, в деревне Иванищи близ Калязина, умер 29,12,1824 г., прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Родом из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского епископа св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском монастыре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в монастырях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пустынь Владимирской губернии, настоятель которой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Василию Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Василий подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского монастыря иеромонаха Адриана (Блинского), который постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским). Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий монастырь, и с 1792/93 г. Василиск также подвизался на острове Коневец, в 3 верстах от монастыря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиепископ Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого уезда. К 1818 г. вокруг иноков сложилась женская община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению Василиска обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать женскую обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. монастыря в г. Туринске Тобольской губернии. Открытию туринского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1822) способствовали почитавшие Василиска и прп. Зосиму Московский митрополит св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел князь А. Н. Голицын. С осени 1822 г. Василиск нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником его был прав. Петр (Мичурин). Василиск был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском монастыре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи Василиска были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса монастырь. Частица мощей св. прп. Василиска находится в Туринском Свято – Николаевском женском монастыре.

http://pravicon.com/info-1953

Первый храм прихода на Третьей линии в Хельсинки, 1932 г. Поначалу было очень трудно. Мы с супругой оказались как деревья, которые пересажены в другую почву. Крайне не хватало общения с родственниками и друзьями из Ленинграда-Петербурга. Все связи остались в России и на Украине. Коммуникации были ограничены. Телефонные переговоры в те времена стоили крайне дорого. Поэтому сильно скучали по любимому городу Петербургу, родственникам и друзьям. С другой стороны, город Хельсинки принял нас приветливо. – Вам нравится здесь жить? Не бывает желания попроситься на Родину? – Вся земля Господня. И когда человек с Богом, когда есть любимое дело, когда есть семья – ему везде хорошо. Планов проситься куда-либо у меня нет. Хотя я вполне допускаю возможность служения в России, если на то буду призван. Когда человек с Богом, когда есть любимое дело, когда есть семья – везде хорошо – Расскажите о жизни в Финляндии. Люди, атмосфера, плюсы и минусы. Дайте расширенную картину того, как выглядит страна глазами русского человека. – На просторах Интернета есть множество страничек, где рассказывается о сходстве и различии русских и финнов. Об этом можно говорить до бесконечности. Даже среди людей, проживающих в одном городе, например, в Москве, мы можем найти столь непохожие друг на друга группы, что иногда, читая светскую хронику, диву даешься: «Что?.. Разве такое может быть?» Хельсинки – город интернациональный, поликультурный. Иностранцу здесь легче освоиться, чем в финской глубинке. Со своей стороны, могу сказать только одно: финны очень похожи на нас, русских. – Сколько лет насчитывает история Православия в Финляндии? – Православная вера начала распространяться в Финляндии со стороны Новгородского княжества еще с XII века. Валаамский монастырь, Коневецкая обитель и Печенгский монастырь стали центрами духовного просвещения для финских племен, главным образом для карелов. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. В XIX веке, после образования Великого княжества Финляндского в составе Российской Империи, число православного населения в Финляндии выросло в разы. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892-м году была основана самостоятельная епархия в Выборге. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари.

http://pravoslavie.ru/143020.html

Несмотря на все то, что пережил Валаамский монастырь за тридцать лет, на невзгоды, переселение, внутренние нестроения и внешнее давление, братство обители, по мнению владыки Григория, показывало добрый пример монашеского жития. Он писал в дневнике 2 февраля 1947 г, что «хорошо бы группу монахов из Валаама взять для устройства монастыря (Псково-Печерского) на хороших общежительных началах. Об этом надо поговорить в Москве» [xliii] . Это вопрос митрополит не один раз поднимал перед Патриархом и Советом по делам РПЦ, тем более что уже к 1948 г. в Псково-Печерском монастыре уже были проведены восстановительные работы и устроен своего рода приют для немощных архиереев. Но, как оказалось, возвращение монахов затянется на целых десять лет... В докладах Патриарху митрополит Григорий сообщал, что Управление Финляндской Церковью всячески уклоняется от данных в 1945 г. письменных обещаний и продолжает создавать практически невыносимые условия существования братии монастырей, перешедшей в лоно Русской Церкви. Валаам терял братию, и притока новых молодых сил в монастырь не было. Только за полгода - с июля 1949 года по 15 февраля 1950 года - в монастыре скончались 8 насельников: монах Амфилохий (†18.07.49), казначей иером.Григорий (†24.07. 49), монах Терентий (†2.08.49), монах Флегонт (†31.08.49), иеромнахПионий (†17.12.49), монах Авенир (†22.12.49), рясофорный монах Александр Григорьев (†3.02. 50), иеромонах Прохор (†15.02.50 г.) [xliv] . Письмом о.Иерониму от 9 мая 1950 г. митрополит сообщал: «В ответ на Ваше донесение от 25 апреля с.г. за сообщаю, что имена скончавшихся братий исключаются из общего списка братии монастыря с занесением их в Синодик Братства для поминовения» [xlv] . 12 мая 1948 г., авиапочтой митрополит Григорий отправил архиеп. Герману составленное им по просьбе Патриарха и согласованное с ним частное письмо, в котором сообщал ему о возможности дарования ФПЦ автокефалии. Патриарх сообщил владыке Григорию, что в начале июня в Москву приезжает Польская церковная делегации, и будет дана автокефалия Польской Церкви. 8 июня в ответном письме митрополитуархиеп. Герман писал, что это сообщение «поразило своей неожиданностью, размахом и великодушием», что шлет «низкий поклон Его Святейшеству», и сообщал, что вопрос о возвращении Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию МП будет поставлен на очередном Соборе, созываемом на 4 октября текущего 1948 г., причем добавлял, что «было бы чрезвычайно полезно, если бы заблаговременно до Собора было получено авторитетное подтверждение этого предложения». На это митрополит Григорий приглашал его прибыть в Москву в июле 1948 г. на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, когда планировался большой съезд архиереев русских и заграничных, и можно было бы решить все больные вопросы и установить известный modus отношений. Но архиепископ Герман прибыть в Москву опять-таки не благоволил [xlvi] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

689 КоневецКоневский (или Коневецкий) монастырь Рождества Богородицы, основан преподобным Арсением Коневским на острове Коневец на Ладожском озере после его возвращения с Афона. Житие Арсения (см. наст. изд., с. 156–183) называет 1399 г. как дату прихода преподобного на остров и сообщает год его смерти: по разным спискам жития – 1444 или 1447 год. Следовательно, и Валаамский, и Коневский монастыри возникли примерно в одни и те же годы неподалеку друг от друга на Ладожском озере; оба возникли сразу же как монастыри нового типа – общежительные и играли важную миссионерскую роль в Карельской земле. 691 ...море Блое... тоже и море Свисское называютъ... – Из контекста понятно, что «Белым морем» здесь названо Балтийское море. Во избежание недоразумений автор Сказания приводит и более распространенное его наименование – «Свисское» (Шведское). Примеры названия Балтийского моря Белым по другим источникам мы привести не можем. С другой стороны, и современное Белое море в середине XVI в. еще не носило это название. 692 ...от сивера Узярвою рекою... – Современная река Вуокса, впадающая в Ладожское озеро не с севера, а с запада (северо-запада), к тому же южнее самого Валаама. Эту фразу Сказания следует понимать, скорее всего, в таком смысле: через Узярву в озеро Нево втекают воды северного бассейна. 693 ...яко да Валам мсто то именуют въ образъ древняго лестца и пророка Валама... – Эта ложная этимология основана на созвучии названия острова и имени библейского Валаама – мага и прорицателя времен Моисея. Автор Сказания обыгрывает известный библейский сюжет: Моавитский царь Валак призвал к себе Валаама, чтобы тот проклял народ Израиля, вышедший из пустыни во главе с Моисеем. Но каждый раз, когда Валаам должен был произносить проклятия Израилю, Бог вкладывал в его уста слова благословения ( Чис. 22–24 ). 694 ...Ефрмъ зовомый, иже послди монастырь на Перековском остров на Илмене велицем езере съгради... – Появление имени Ефрема Перекомского (Перекопского, Перековского) в Сказании несколько неожиданно, поскольку ни в одном из других источников его имя с Валаамом никак не связано. Видимо, и здесь автор пользовался местным монастырским преданием. Ефрем был канонизирован на церковном соборе 1549 г., хотя его местное почитание началось раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выйдя из тайги, Зосима и Василиск поселились в Кузнецком уезде. У реки Средняя Терсь в пятидесяти верстах от Кузнецка крестьяне срубили им две кельи. Монахи разбили огород, занимались рукоделием. Раз в год их посещал священник со Святыми Дарами. Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский чье жизнеописание составил преподобный Зосима. Преподобный Зосима (рисунок конца 20-х – начала 30-х гг. XIX века из архива Зосимовой пустыни) В 1822 году стараниями Зосимы и Василиска был учреждён в Тобольской губернии Туринский Николаевский женский монастырь (с благословения Тобольского архиерея Зосима ездил в Санкт-Петербург к митрополиту Филарету (Дроздову) для получения соответствующего разрешения). Для общины Зосима написал особый устав на основе общежительных правил Василия Великого (в начале 1823 года старец вновь ездил в Санкт-Петербург чтобы представить свой Устав на утверждение Синода). После возникших там недоразумений (часть насельниц обвинила Зосиму в расколе, растрате и притеснениях сестер) отец Зосима указом Синода от 24 января 1825 года был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь» и переселился в Москву. С благословения митрополита Филарета Зосима стал насельником Чудова монастыря. В 1826 году близ Москвы, в Верейском уезде в имении надворной советницы М. С. Бахметевой с благословения митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Первыми её насельницами стали монахини Туринского Николаевского монастыря, которые в ходе конфликта остались верными своему духовнику и последовали за ним в Москву. В этой пустыни Зосима прожил до своей смерти. Он заботился о монастыре, искал благотворителей для его содержания. При этом, имея тягу к уединению, Зосима в лесу в трёх верстах от пустыни устроил себе небольшую келью. В ней он, как и в Коневецком монастыре под началом своего учителя старца Адриана, жил 5 дней в неделю, в субботу приходил в пустынь к утрени, а после воскресной литургии возвращался в свою лесную келью. В ней от двух старцев из Орловской губернии он принял постриг в великую схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Портрет Патриарха Я, конечно, ощущал ответственность, потому что немного было бы стыдно совсем уж так опозориться и хотелось все сделать как можно лучше. Такие же заказы бывают не каждый день. Судят-то не по тому, когда ты идешь на охоту, а по тому, что ты с нее принес. Поэтому ощущение ответственности, конечно, было, но меня волновало больше не переживание об ответственности, а как сделать лучше. Потому что я и композицию менял несколько раз, и начинал заново, и были у меня свои какие-то раздумья. Возможно, это из-за того, что я не совсем смог до конца увидеть сразу портрет, как он будет. Очень сложно было, Патриарх – фигура серьезная. Не в смысле его положения, а сам Алексий. Конечно, мы общались, но многие вещи, о которых мы разговаривали, я оставлю при себе, не хочу рассказывать, не хочу передавать их. Но, если в общем, то мы разговаривали и об искусстве, и о современности, и во всех смыслах это были глубокие и познавательные для меня разговоры. О вере Я глубоко верующий человек. И когда мне кто-то говорит: «Ты редко бываешь в храме», – то я могу только ответить, что я много был в храме. Я двадцать лет работал в храме. Из храма я, в основном, выходил поспать и в туалет. И было этого еще в советские времена. Занимался воссозданием православных храмов России и тех стран, что сейчас называют ближним зарубежьем. Коневецкий монастырь, Иоанно-Богословский Крыпецкой монастырь под Псковом, собор Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде, церковь святой Екатерины Великомученицы в здании Санкт-Петербургской академии художеств, всего восемнадцать храмов. Когда меня пригласили, у меня тогда уже было такое усредненное художественное образование, наше ленинградское, это была совсем другая эпоха, это был 82-й год, и тогда работа в церкви не была почетным мероприятием. Не тайком, конечно, ходил, но и грамот за это не давали. И мне приходилось числиться официально работающим в других местах, я работал и в автоколонне художником-оформителем, я работал и в кинотеатре, в Инженерном замке, в разных местах.

http://pravmir.ru/kak-komsomolets-v-tser...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010