Финляндская Автономная Православная Церковь Описание: История С православными купцами и монахами христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода уже в XII в. Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV в. и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI в. Однако в ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI в. западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII в. начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX в. был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула , позднее получившая статус монастыря. В начале XIX в. в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирной договор, по которому бывшие шведские земли в Финляндии (в т.ч. Выборгский лен) отошли к Российской империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в 10 раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892 г. была основана самостоятельная епархия Выборга и всей Финляндии. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. В результате переворота 1917 г. в России Финляндия обрела независимость. В независимой Финляндии Православная Церковь получил статус государственной Церкви наряду с Лютеранской. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон предоставил Финляндской Православной Церкви статус автономной Поместной Церкви. Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, Православное Церковное управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финляндскую Православную Церковь под омофор Патриарха Константинопольского. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского Патриарха как православная автономная архиепископия.

http://patriarchia.ru/db/text/194466.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Маштафаров А. В. Синодик Коневского Богородицкого Рождественского монастыря XVI в. Коневский или Коневецкий Богородицкий Рождественский мужской монастырь, по мнению историков, основан в 1393 г. иноком Арсением на острове Коневец, в 4-х верстах от берега в северо-западной части Ладожского озера. В церковном отношении территория, где располагалась обитель, относилась к Новгородской епархии, в административном первоначально, скорее всего, к Водской пятине Новгородской земли, с 1-й половины XVI в. – к пограничному с Шведским королевством Корельскому уезду. В 1577 г. уезд был захвачен шведами, а монастырь полностью разорен. Его насельники покинули остров и перебрались в Деревяницкий Воскресенский монастырь близ Новгорода Великого. В 1594 г. среди отошедших к Русскому государству исконных новгородских земель был и остров Коневец. Иноки возвратились на старое место и восстановили обитель. В Смутное время начала XVII в. остров вновь перешел к Швеции и почти до конца Северной войны, до 1718 г., находился в составе ее владений. Монахи вновь переселились в Деревяницкий монастырь, и только с 1760 г. монастырская община обосновалась на месте основания монастыря. В 1764 г. монастырь стал заштатным, после 1825 г. – третьеклассным. Комплекс негативных исторических событий, безусловно, повлиял на сохранность архива и библиотеки обители. С XIX в. началась не только безвозвратная утрата рукописей и документов – часть из них, в основном через антикварный рынок попала в руки коллекционеров. Видимо, именно так публикуемый ниже синодик Коневского монастыря оказался у известного собирателя документов по истории России и русской литературы, археографа, члена-корреспондента Академии наук И. А. Шляпкина (1858–1918 гг.) и к настоящему времени сохранился в московской части этой некогда обширной и пестрой по составу коллекции в Российском государственном архиве литературы и искусства (ф. 1296, собр. Шляпкина, оп. 2, 58, л. 1–23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Процесс становления монастыря в инородной и иноверческой среде был трудным. Скудость материального обеспечения, тяжелый физический труд, а также внутренние нестроения, связанные с приходом новых сестер, сменой настоятельниц и священнослужителей, разногласиями с Нероновыми, все это испытали насельницы обители, число которых достигло 70 человек. В 1905 году Линтульская община получила статус монастыря. Возрастали его известность и значение. Был открыт детский приют со школой для местного населения на 30 детей. Поддерживалась связь с Гродненским Красностокским миссионерским монастырем. Линтульский приют с храмом в честь равноапостольного великого князя Владимира и мученицы Софии был построен на пожертвования И.М. Тюлева (+29.6.1924 г.) и М.П. Фроловой-Тюлевой (+1.01.1924 г.) в память ее умерших детей Владимира и Софии. Освятил храм архиепископ Сергий (Страгородский) 18 сентября 1911 г. Обучение на русском языке для местных жителей давало возможность в дальнейшем работать в русскоязычной среде; русский язык приводил иноязычных через православную культуру в Церковь. После революции для обители наступили скорбные времена: гражданская война, голод, разруха, отрыв от родной России, изменение церковного управления. Число сестер сократилось с семидесяти до сорока. Так как монастырь находился за границей Советской России, гонений за веру не было, однако обитель испытывала недостаток хлеба, не было уверенности в будущем. В это время монастырь окормляли монахи Валаамского монастыря. В 1924 году в Выборге состоялся монашеский собор, на котором был принят общий Устав общежительных монастырей Финляндской епархии (Валаамского, Коневецкого, Трифоно-Печенгского и Линтульского), в котором были закреплены основы монашеской традиции: единоначалие, уставное богослужение, трудовое послушание и благотворительность. В это время в Линтульском монастыре наладилась духовная жизнь, о чем свидетельствуют совершавшиеся в монастыре монашеские постриги. Второй период в истории Линтульской обители: с 1939 года по настоящее время. В связи с началом советско-финской войны монастырь был вынужден переехать вглубь Финляндии и обустроиться на новом месте. Теперь Линтульский монастырь располагается в местечке Палокки и входит в юрисдикцию Финляндской Автономной Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4984396...

Как комсомолец в церкви работал, а потом портрет Патриарха писал О себе, о храмах, о встрече со Святейшим Патриархом – и с огромной болью о нашей с вами стране 7 июля, 2015 О себе, о храмах, о встрече со Святейшим Патриархом – и с огромной болью о нашей с вами стране Александр Кравчук — очень тихий и скромный человек. И встретив его на улице, никогда и не подумаешь, что навстречу тебе только что прошел, торопясь по каким-то своим делам, известный и заслуженный художник. Что определило его жизненный путь и что сегодня является для него главным, рассказывает он сам. О себе, о храмах, о встрече со Святейшим Патриархом – и с огромной болью о нашей с вами стране. Александр Михайлович Кравчук – петербургский художник. С 1982 года занимался воссозданием православных храмов России и ближнего зарубежья. Среди них работа на памятниках федерального значения: Коневецкий монастырь, Иоанно-Богословский Крыпецкой монастырь, собор Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде. А.М. Кравчук – член Союза художников Санкт-Петербурга, потомственный живописец, является убежденным сторонником и последователем реалистической школы живописи. Одной из самых замечательных работ художника стал портрет Святейшего Патриарха Алексия II. Созданию его предшествовала уникальная история личной встречи А. Кравчука с Патриархом, во время которой Святейший заказал свой портрет и благословил мастера на его труд. О детстве и о сегодняшних днях – Я родился шестого октября 56-го года в городе Ленинграде. Мы жили в помещении Пантелеймоновской церкви, на Моховой улице, там находился маневренный фонд. На втором этаже комнатка священника, метров пятнадцать, с одним маленьким окошком. Эта маленькая комнатка священника и была моим домом до семилетнего возраста. Еще не было парового отопления в городе, его только начинали вводить, и у нас стояла дома печка. А все дворы были заставлены маленькими сарайчиками, потому что каждая семья заготавливала себе дрова на зиму. Все наши детские игры, и мои и моей младшей сестры Ольги, были связаны с этими дровяными сараями.

http://pravmir.ru/kak-komsomolets-v-tser...

Феофилова Пустынь (Николаево). Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Около 1395 г. на речке Омуге преподобные Феофил и Иаков основали обитель во имя Успения Божией Матери. Не случайно она до революции сохраняла название Феофилова Пустынь. В 1764 г. монастырь был упразднен, а деревянный Успенский храм стал приходской церковью. Однажды через Феофилову Пустынь проезжал император Александр I. Простудный недуг поразил его ноги. Государь коленопреклоненно молился у раки преподобного Феофила и получил исцеление. В 1824 г. на средства Александра I в благодарность за исцеление был возведен новый каменный Успенский храм с приделами преподобного Феофила и святого Александра Невского. В предреволюционные годы село Феофилова Пустынь стала местом благотворительных учреждений. Здесь был земский врачебный приемный покой, сельская община сестер милосердия и дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища. В 1923 г. Феофилову Пустынь переименовали в село Николаево. В 1930-е гг. Успенскую церковь закрыли, а во время войны ее наполовину разрушили немцы. Развалины этого храма в Николаеве сохраняются и сейчас. http://pskovcity.ru/hron20023.htm Обитель была основана в 1396 году на реке Омуга преподобными Феофилом и Иаковым, пришедшими из Коневецкой обители, что на Ладожском озере. Их трудами и возникла обитель Успения Пресвятой Богородицы. Оба подвижника Русской православной церкви приняли схиму, дожили до глубокой старости. После кончины старец Феофил был погребен у стен храма обители. По некоторым источникам тут же похоронен и Иаков. Незадолго до закрытия монастыря его наместником был старец Мардарий, почитаемый верующими до настоящего времени. В 1764 году по Указу Императрицы Екатерины II обитель была упразднена, но вопреки царской воле продолжала существовать: рядом с ней образовалось село Феофилова пустынь, где действовала приходская церковь во имя Успения Божией Матери, в которой стоял рака с Мощами старца Феофила. Обитель посетил император Александр I и, исцелившись от простуды ноги, в благодарность за это повелел на собственные средства возвести вместо деревянного каменный храм. Император лично присутствовал на освящении храма в 1824 году. В октябре 1827 года на почтовой станции села Феофилова пустынь останавливался поэт Александр Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=01588

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700). Монастыри и монашество АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова ЗОСИМА (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), диак. Троице-Сергиева монастыря, автор повествования о паломничестве в К-поль, на Афон и в Иерусалим, совершенном в 1419-1422 гг. КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/129083.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   20 июля (2 августа) Преподобномученик Феодор (Абросимов) Феодор родился 20 февраля 1897 года в деревне Чаваньге Кольского уезда Архангельской губернии в се­мье рыбака Симеона Абросимова. Окончив церковно-приход­скую школу, Феодор в 1913 году поступил послушником в Трифоно-Печенгский монастырь в Архангельской губернии. В 1915 году он был призван на военную службу, в 1916-м – выехал в Петроград и был зачислен солдатом 6-го саперного полка. Вместе с полком он был в конце 1916 года отправлен на Западный фронт. Весной 1918 года Феодор был демобилизован, выехал в Архан­гельск и поступил матросом на буксирный катер, входивший тог­да в состав частей Красной армии. С занятием осенью 1918 года Архангельска армией генерала Миллера и англичанами он остал­ся служить на том же катере, но уже у белых. В начале 1919 года он был зачислен в обоз конюхом. В мае 1919 года Феодор демобилизовался. Поначалу он от­правился в поселок Харловка на Мурманское побережье, где за­нимался рыбной ловлей, но в октябре того же года вернулся в Трифоно-Печенгский монастырь, оказавшийся после ухода ан­гличан на территории, занятой отрядами финской армии. После образования в 1921 году границы между Финляндией и советской Россией монахи перешли в финское подданство – это было усло­вием оставления за ними монастырских земель. Живя в монасты­ре, послушник Феодор посещал иногда Коневецкий и Валаам­ский монастыри. В 1932 году настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря братией был избран иеромонах Паисий (Рябов); в это время в мо­настыре вместе с настоятелем подвизалось четырнадцать человек. В хозяйстве монастыря было шесть лошадей и около десяти коров. В монастыре Феодор исполнял послушание мастера-электроме­ханика на электростанции. В 1930 году он написал письмо брату, жившему в советской России, чтобы узнать, жив ли кто из родных. Получив ответ, он стал переписываться и с другими братьями, но в 1934 году переписка неожиданно оборвалась, так как братья пе­рестали отвечать на его письма.

http://fond.ru/kalendar/974/feodor/

Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Коневский Рождество-Богородичный монастырь основан преподобным Арсением Коневским в 1393 году. Монастырь расположен на острове Коневец в западной части Ладожского озера в Ленинградской области. Часто рассматривается как двойник Валаамского монастыря, также расположенного на острове в Ладожском озере. Иногда монастырь также называют Коневецким. Финское название обители — Konevitsan Jumalansynnyttäjän syntymän luostari. Содержание История [ править править код ] Остров Коневец имеет размеры 5 x 2 км, расположен примерно в 5 км от материка и отделён от него Коневецким проливом. В Средние века на острове находилось языческое святилище финских племён, которые особенно почитали огромный валун в форме черепа лошади, весом более 750 тонн. Этот валун известен как «Конь-Камень», он и дал название острову. Монастырь был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским, который хотел обратить карелов-язычников в христианство. Местоположение монастыря изменялось один раз, чтобы избежать наводнения. Собор Рождества Богородицы был заложен св. Арсением в 1421 году, он был главной церковью монастыря с основной святыней — чудотворной Коневской иконой Божией Матери, привезённой св. Арсением с Афона и представляющей Христа, играющего с птенцом голубя, что символизирует духовную чистоту. Как и Валаамский монастырь, монастырь на острове Коневец был известен своей миссионерской деятельностью. Шведы захватили остров во время Русско-шведской войны 1614—1617, заставив монахов выехать в Новгород, где они были размещены в Деревяницком монастыре. После возвращения Россией себе Западного Приладожья в ходе Великой Северной войны, настоятель Деревяницкого монастыря в 1718 году получил у Петра I разрешение восстановить обитель на Коневце. Возрождённый монастырь зависел от Новгородского Деревяницкого до 1760 года, когда он официально был признан в качестве самостоятельного монастыря. В 1812 году, после Финской войны монастырь административно стал частью вновь сформированного Великого княжества Финляндского, наряду с остальной частью «Старой Финляндии».

http://azbyka.ru/palomnik/Коневский_Рожд...

Православие в Финляндии Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в XII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). 25 мая, 2011 Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в XII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Возникновение православия в Финляндии Валаам. Главный собор Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в XII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV века и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI веке. Коневецкий монастырь В ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены дотла. В начале XVI века западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. Трифоно-Печенгский монастырь После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX века был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря. Линтула. Большой толчок развитию Православия дало присоединение Финляндии к России в 1809 году. Был совершен перевод богослужения, а также многих духовных сочинений на финский язык. В 1892 была образована Финляндско-Выборгская православная епархия. До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом Княжестве Финляндском была частью Русской Православной Церкви. После получения Финляндией независимости чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Патриарху Московскому и всея России о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, что было признано Патриархом 11 февраля 1921 года.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-finlyand...

преподобный Зосима (Верховский) (24 марта 1768 – 24 октября 1833) Жития святых Нравственно-аскетические труды преподобный Зосима (Верховский) Схимонах, духовный писатель, основатель женских монастырей. В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился 24 марта 1768 года в селе Буловица Смоленского уезда в семье дворянина. Отец – Богдан Верховский дослужился до чина полковника в полку смоленской шляхты. Мать – Анна Ивановна, из дворянского рода Маневских. Получил домашнее образование. Как и все его братья поступил на военную службу – 1 января 1784 года был определён каптенармусом в Преображенский полк. Отец Захарии скончался 3 апреля 1784 года. В наследство Захарии досталось 2 деревни. Через 2 года скончалась его мать. В это время он познакомился с пустынниками рославльских лесов, жившими под началом старца Площанского монастыря Адриана (Блинского). В 1788 году Захария вышел в отставку в чине поручика, продал своё имение зятю и решил посвятить себя монашеской жизни. Вначале он пришёл в рославльские леса в общину старца Адриана, но тот уже оставил её и перешёл в Коневецкий монастырь. Захария, по совету монаха Василиска, отправился в Коневецкий монастырь к Адриану. Старец принял его и назначил послушником (Захария пёк просфоры, пономарил). После испытания Адриан постриг Захарию в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого. В 1792/93 году по приглашению Адриана на Коневец пришёл преподобный Василиск, который стал другом Захарии. Для своих учеников Адриан в трёх верстах от монастыря построил две кельи. В них Зосима и Василиск проводили 5 дней, а в субботу приходили в монастырь ко всенощной, а в воскресение после литургии возвращались в свои кельи. В 1799 году старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и уехал в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками, он благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но их больше привлекал Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую гору, но каждый раз это начинание у них не получалось. Друзья отправились в Киев где с разрешения митрополита два месяца жили в Киево-Печерской лавре, а затем отправились в Крым и позднее в Моздок. По причине набегов горцев их под конвоем доставили оттуда в Таганрог из которого они перебрались в Астрахань где решили исполнить благословения старца Адриана и, купив лошадь, отправились в Сибирь. Осенью 1800 года они достигли Тобольска где архиепископ Варлаам (Петров) дал им разрешение поселиться на территории его епархии. После года странствий по сибирским уездам в 1802 году они поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в сорока верстах от ближайшей деревни ими была выкопана землянка. Пищу отшельникам приносил один из крестьян ближайшей деревни. На следующий год весной они решили выйти из тайги, но заблудились и провели в лесу около двух недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010