91 Существует мнение, что миссия Илии будет касаться в большей степени иудеев, тогда как Еноха – язычников. См. также комм. на 11, 2. «зверь, выходящий из бездны» – сказано об антихристе. Исхождение его из преисподней следует понимать не буквально, но в том смысле, что оттуда происходит его «помазание», его сила и власть над миром. О бездне см. комм. на 9, 1.  «сразится с ними, и победит их, и убьет их» – два свидетеля пострадают от антихриста и будут им убиты, как пострадали и были убиты все от века мученики за Христа. 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.  Оставление трупов без погребения считалось по восточным представлениям поруганием и наказанием от Бога (ср. Пс. 78, 3). Данная черта говорит о полной победе и торжестве врагов. Можно сравнить это с Распятием Спасителя: крестная казнь также означала особое поругание и считалась проклятой.   «духовно называется Содом и Египет» – по своему духовному состоянию город, о котором идет речь, подобен Содому и Египту. Содом – это город греха, разврата и нечестия, а Египет – образ богоборческой цивилизации и лжерелигии, поработитель народа Божия. «где и Господь наш распят» – слова определенно указывают на город Иерусалим (см. комм. на 17, 1).  9 И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Смерть двух великих Божиих пророков станет торжеством для богоборческого мира.   «не позволят положить трупы их во гробы» – тела убитых пророков выставляются на поругание, в котором посредством массмедиа смогут принять участие все жители земли.   «мучили живущих на земле» – конечно, слово Божией истины бывает ненавистным и мучительным для тех, кто не любит Бога и любит дела тьмы. К тому же два пророка не просто мучили совесть, но еще и обладали властью посылать в мир казни и наказания. Их не удавалось устранить физически, потому что они находились под особым Божественным охранением. Все, кто враждовал против них, погибали (11, 5). Им нельзя было причинить никакого вреда: тех, кто хотел это сделать, попалял огонь. Убить двух свидетелей было попущено только зверю из бездны. Понятно, что такие два пророка были крайне неудобны и неприятны для массы нечестивых людей, а потому эти люди весьма радовались и посылали друг другу подарки по случаю их устранения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Глава 19 Откр.19:1 . После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Откр.19:2 . Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 . И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 . Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Откр.19:5 . И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Откр.19:6 . И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. «голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых. «аллилуия» – дословно означает призыв: «восхвалите Господа!». В канонических книгах Священного Писания это слово встречается только в псалмах 103–150 и в Апокалипсисе, в 19, 1–6 176 . Толкователи обращают внимание, что слово Аллилуия Давид первый раз употребил именно после возгласа об очищении земли от зла: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» ( Пс. 103, 35 ) «спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10. «дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится. «двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6. «голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил. «малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые. «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2. «воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Эти примеры можно было бы умножить – см. комментарии к гомилии и к фρ. А5, – но мы хотели бы особо подчеркнуть, что риторика Мелитона не «Ding für und an sich» или «l’art pour l’art», a непосредственно и органично служит богословскому содержанию. Так, повторы, вовсе не такие утомительные, как, например, у Аристида, варьируясь, позволяют слушателям легко запомнить основные идеи, добавляя каждый раз некоторые новые детали, создавая не плоскостную, а объемную перспективу, неся при этом глубокий богословско-полемический смысл (см. выше, с. 483). Синонимические ряды (например, фр. А5, § 2 и комм. 7) также подчинены определенным принципам, позволяющим полнее раскрыть содержание, так что нападки Тертуллиана (фр. D7) на стиль Мелитона скользят по поверхности, не задевая несомненного риторического таланта епископа Сард. Влияния Из литературных произведений, с которыми наверняка был знаком Мелитон (помимо Писания), следует выделить Евангелие Петра (для которого гомилия служит terminus ad quem; Perler 1964) и Деяния Иоанна (Hall 1966, Unnik). Скорее всего, Мелитон читал творения Иустина (см. фр. А1) и, возможно, Варнаву (см. комм. к гом. § 64). Влияние классических авторов на Мелитона несомненно (к уже сказанному cp. комм. к гом. 123), как и философии (см. фр. А5), но греко-иудейских (Филон) – сомнительно (см. выше, примеч. 54). Очевидно тесное знакомство Мелитона с гностическими сочинениями (Lohse 1970 и др.). Гораздо с большей точностью и определенностью можно говорить о значении Мелитона для последующей христианской литературы. На его произведения ссылаются Климент (фр. A4), Тертуллиан (фр. D7) и Ориген (фр. Bl, D8 а); многочисленные и бесспорные параллели – с Иринеем, Ипполитом (cp. Nautin, 70–1 и др.), проповедыо In S. Pascha (Cantalamessa 1967b, 45–65), посланием к Диогнету (Jossa), Ис.-Киприаном (Peterson), псевдоэпиграфами (под именами Иринея, Ипполита, Епифания, Златоуста, Александра и Афанасия Александрийских ). Цитаты из Мелитона, сохранившиеся на восьми (!) древних языках, были включены в дифизитские 226 и монофизитские антологии (по которым, очевидно, ссылается на творения Мелитона Анастасий Синаит ).

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Притчалар 1998 – Соломоннун притчаларынын ному – Книга Притчей Соломоновых. Переводческая группа христиан-баптистов. Кызыл, 1998. Радович 2008 – Радович, митр. А. История толкования Ветхого Завета. М., 2008. Разумовский 2002 – Разумовский Г. Объяснение священной книги псалмов. М., 2002 (рукопись книги была завершена в 1914 г.). Райт 2010 – Райт Н.Т. Что на самом деле сказал апостол Павел: был ли Павел из Тарса основателем христианства? М., 2010. Райт 2004 – Райт Н.Т. Иисус и победа Бога. М., 2004. Ратцингер 2009 – Ратцингер Й, папа Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. СПб., 2009. Сандерс 2006 – Сандерс Э.П. Павел, Закон и еврейский народ//Христос или закон? Сб. под ред. А.Л. Чернявского, М., 2006, сс. 374–589. Свенцицкая-Трофимова 1989 – Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. Комм. И.И. Свенцицкой, М.К. Трофимовой. М., 1989. Селезнев 1999 – Книга Бытия Пер. и комм. М.Г. Селезнева. М., 1999. (Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского). Селезнев 2000 – Книга Исход Пер. и комм. М.Г. Селезнева. М., 2000. (Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского). Селезнев 2002 – Селезнев Н.Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002. Сидоров 2008 – Сидоров А.И. Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II начало VIII в.)//Раннехристианская и византийская экзегетика. Сб. статей. М., 2008, сс. 3–25. Смирнов 1895 – Книга Юбилеев: Введение и русскт перевод профессора прот. А. Смирнова : 2-й выпускъ апокрифов Ветхаго Завъта. Казань, 1895. Снегирев 2006 – Снегирев прот. Р. Священное Писание Ветхого Завета. Выпуск 1. Саратов, 2006. Соколов 2005 – Соколов иг. А. Книга Иисуса Навина. М., 2005. Сорокин 2002 – Сорокин прот. А. Введение в Ветхий Завет . СПб., 2002. Стилианопулос 2008 – Стилианопулос Т. Новый Завет: православная перспектива. М., 2008. Стюарт 1997 – Стюарт Д. Экзегетика Ветхого Завета. СПб., 1997. Тизелтон 2004 – Тизелтон Э.Ч. Семантика и толкование Нового Завета//Толкование Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

«Теология процветания» Традиционные христианские конфессии «Ты можешь вступить в сферу Царства Божьего, его богатства и влияния ...» с. 137]. «Царство Божье – это Его правление, воля, цель и программа на сегодня. Если ты не часть этого Царства, ты будешь голодать, барахтаться в грехе, зло будет побеждать тебя» с. 163]. В качестве примеров для подражания выбираются соответственные образы ветхозаветных праведников, кому вернулось преумноженное богатство в земной жизни, в материальном мире: Иов А. Мадубуко (комм. на Иов. 33:23–24 ): «Бог заставит семикратному воздаянию прийти к тебе во имя Иисуса» с. 92], Иосиф А. Мадубуко (комм, на Быт. 45:4–7 ): «Я верю, что говорю сейчас с Иосифами... Пусть Бог сильно благословит тебя. Иосиф, встань и будь благословением, которым ты призван быть» с. 179]. И даже архидьякон Стефан перетолковывается на этот ветхозаветный лад. А. Мадубуко (комм. на Деян. 6:8 ): «Бог высвобождает Стефанов сегодня..., которые будут повелевать финансовым чудесам, сверхъестественным способностям в бизнесе...» с. 181]. Что же касается тех ветхозаветных праведников, которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, ... скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления ... И ... не получили обещанного» ( Евр. 11:36–39 ), их «теология процветания» избегает демонстрировать в качестве наглядных примеров финансового «успеха». Православный комментарий Весь духовный и материальный мир принадлежит Богу: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс. 23:1 ). Ср.: Исх. 19:5 , Агг. 2:8 , Пс. 88:12 , Иез. 29:9 . Бог всегда властвует и управляет Вселенной, поскольку Он – Вседержитель ( Откр. 4:8–11 ), Всемогущий ( Быт. 17:1 ), Неизменный ( Иак. 1:17 ; Мал. 3:6 ). Бог может действовать во Вселенной как через человека: «...скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую» ( Исх. 8:5 ); Так и помимо человека: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» ( 4Цар. 19:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

«голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых.   «аллилуия» – дословно означает призыв: «восхвалите Господа!». В канонических книгах Священного Писания это слово встречается только в псалмах 103–150 и в Апокалипсисе, в 19, 1–6. 166 166 Также оно встречается в  1 Пар. 16, 36, но там цитируется Пс. 105, 48.  Толкователи обращают внимание, что слово Аллилуия Давид первый раз употребил именно после возгласа об очищении земли от зла: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» (Пс. 103, 35) «спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10. «дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится. «двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6. «голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил. «малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые. «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2. «воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.  7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. 8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. 9 И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Жена Агнца, то есть Церковь, облеченная в виссон чистый и светлый, то есть праведность и святость, противопоставляется здесь скверной жене блуднице, антицеркви-Вавилону, облеченной в порфиру греха и мерзости.  Отношения Бога с Его народом и грядущее Царство Христа в Библии многократно сравниваются с браком. 167

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

ЦЕПЛЯКА, Иоанна к делу в качестве обвиняемого по обвинению в вышеуказанном преступном деянии”. Чтобы архиепископ не уклонился “от следствия и суда”, с него была взята подписка “о невыезде из города Петрограда до разбора его дела в Суде”. В дальнейшем это петроградское дело было трансформировано в один из обвинительных эпизодов на московском процессе по делу Я. Г. Цепляка в марте 1923 г. (см. комм. 12 к д. 25). [ 21 ] Получив независимость в результате распада Российской империи и отстояв ее в советско-польской войне 1920 г., Польша ощущала себя своеобразным форпостом защиты католических интересов в советских республиках. Такую позицию подкрепляло и то, что практически все католическое духовенство в России, Белоруссии и на Украине было польской национальности. Для оказания дипломатического давления на советское руководство наиболее часто использовалась седьмая статья Рижского мирного договора между Польшей, Россией и Украиной от 18 марта 1921 г. (см. комм. 20 к д. 24). Кампания по изъятию церковных ценностей 1922 г. послужила поводом для интенсивного обмена сторон дипломатическими нотами. Отмеченная нота Польши от 28 апреля 1922 г. (по другим данным – от 27 апреля 1922 г.) была всего первой из шести по времени написания. Вслед ей поверенный в делах Польши в РСФСР Стефанский отправил еще одну – от 30 мая 1922 г. Обе эти ноты отрицали юридическую правомерность декрета об отделении церкви от государства от 23 января 1918 г. и последующих религиозных актов советского руководства по отношению к католической церкви. Говорилось и о нарушениях седьмой статьи Рижского договора. В частности, п. 2 и 3, провозглашавших невмешательство сторон в религиозные дела церквей и обществ, находящихся на территории другой стороны (см. комм. 20 к д. 24). Польская сторона утверждала, что Рижским договором 1921 г. в РСФСР восстановлено право собственности католической церкви на церковное имущество и что католическая церковь “может управляться исключительно по нормам канонического права”. Приводилась в ноте от 28 апреля 1925 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

158 Знаменательно в этой связи, что один из исторических прообразов антихриста, Наполеон, искал союза с Римским папой, с санкции и при участии которого он короновался императором. Таким образом, из всего сказанного следует, что отождествление Вавилона с падшей церковью можно считать допустимым, но лишь условно: при том именно условии, что основное толкование, в соответствии с которым Вавилон – это город, глобальная столица, должно оставаться в силе. Впрочем, окончательно решить этот вопрос может только время. См. также комм. на 13, 11.  8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. «зверь, которого ты видел» – см. комм. на 13, 1. «зверь был, и нет его, и явится» – эти слова, кажется, следует сопоставить с повествованием о смертельном ранении и исцелении одной из голов зверя, о чем говорилось в 13, 3. В этом случае под исчезновением и последующим возвращением зверя можно понимать ниспровержение или даже физическое устранение антихриста на пути его общественно-политической деятельности и последующее за этим неожиданное восстановление (см. комм. на 13, 3). «пойдет в погибель» – о погибели антихриста сказано в 19, 20.  «удивятся» – о том, что вся земля дивилась смертельному поражению зверя и его чудесному восстановлению, говорилось в 13, 3. «имена которых не вписаны в книгу жизни» – удивятся только те, кто чужд Бога и не знает Священного Писания, тогда как христиане, знающие Писание, будут понимать, что происходит именно то, о чем говорили пророки. 9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, 10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.  11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. «здесь ум, имеющий мудрость» – то есть для понимания сказанного требуется мудрость и проницательность. Подобные замечания у святого Иоанна встречаются неоднократно, что совершенно неудивительно, принимая во внимание сложность и аллегоричность его книги. Некоторые сравнивали эти замечания с имеющимися в православном богослужении характерными возгласами «премудрость», «вонмем», имеющими сходную цель, – обратить особое внимание на наиболее важные и исполненные таинственного смысла священнодействия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В том же деле – циркуляр обновленческого Синода от 24.08 1923 г. с перечислением репрессий государственной власти по отношению к патриарху и его сторонникам как контрреволюционерам и угрозами, что “поминовение имени Тихона за богослужениями есть акт, представляющий возможность привлечь таких лиц к уголовной ответственности по ст. 68 уг[оловного] кодекса”. – Там же, л. 119–об. [ 38 ] Предложения о процессе патриарха Тихона и о правовом положении католической церкви обсуждались на заседании АРК 10.07 1923 г., протокол 29, пункты 3 и 2; формулировки, принятые по п. 3,– см. комм. 13 к д. 25; по п. 2 “Разсмотрение проэкта ответа на письмо Пиц[ц]ардо составленнаго тов. Крыленко” постановили: “2.а) Проэкт передать т. ИОРДАНСКОМУ как материал для составления ответа на письмо Пиц[ц]ардо.      б) Поручить тов. ПОПОВУ вопрос о катихизации католиков поставить на П[олитбю]ро Ц.К. РКП”. – PЦXIДHU, ф. 89, оп. 4, д. 115, л. 31. Обращает на себя внимание изменение принятой АРК формулировки о процессе патриарха Тихона “Процесс отложить на неопределенное время” на формулировку “продлить следствие” в документе 25–38. О правовом положении католической церкви и переговорах об этом с Ватиканом см. д. 12. [ 39 ] См. постановление ЦИК СССР об этом – П-174, П-175. [ 40 ] Публикуемая редакция документа, принадлежащая РОСТА, носит явно нецерковный характер, но это не может служить аргументом против подлинности самого послания. Различные версии о подлинности этого документа см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 757–768. Мнение о его подлинности, но одновременно и об участии митрополита Петра в его составлении см.: Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 77, 125–129. [ 41 ] О митрополите Антонии (Храповицком) см. комм. 5 к д. 25. Митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский Порфирий, 23.02.1866 – 20.04.1934), участник Поместного собора РПЦ. В 1920 г. эмигрировал в США. Указом патриарха Тихона был назначен управляющим православными приходами в США. 29.09 1923 г. указом патриарха Тихона назначен управляющим Алеутской и Североамериканской епархией (которой он управлял ранее в 1907–1914 гг.). Позднее назначен на эту кафедру и Карловацким Синодом. 16.01 1924 г. постановлением патриарха Тихона и Священного Синода уволен от управления этой епархией. См. также комм. 305 к приложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В авг. 1854 г. по просьбе жителей Одессы и с высочайшего разрешения в Одессу была перенесена Касперовская икона Божией Матери и оставлена в Преображенском кафедральном соборе. И. каждую пятницу перед литургией совершал перед ней составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы. Перед иконой произносили обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Этой иконой И. благословлял войска, уходившие в Севастополь, во время молебнов солдаты покупали свечи за медные гроши и пятаки. И. распорядился хранить эти деньги, не смешивая с другими, сделать из них медный крест и установить в кафедральном соборе в память будущим поколениям. После поражения на Альме, когда началось отступление русских войск и был открыт путь на Севастополь и Симферополь, И. один, без свиты, 13 сент. 1854 г. прибыл в Симферополь, 14 сент. совершил в соборе молебен, обличая малодушие и призывая заботиться о войсках. 15 сент. послал главнокомандующему светлейшему кн. А. С. Меншикову письмо с просьбой о разрешении приехать в Севастополь, помолиться с войсками и передать им копию Касперовской иконы, но получил отказ. 16 сент. произнес проповедь в соборе, благословив Симферополь и Крым Касперовской иконой, 17 сент. совершил покаянный молебен в Карасубазаре, 18 сент. прибыл в Феодосию, а затем отправился в горную часть полуострова, пробыв в Крыму до 29 сент. В июне-июле 1855 г. снова посетил Крым, наблюдал оборону Малахова кургана, под обстрелами совершал литургию и произносил проповеди (25 июня на сев. стороне Севастополя в лагерной церкви, 26 июня в Николаевском соборе), передал иконы, присланные на благословение защитникам Севастополя с разных концов России. И. заботился о госпиталях, госпитальном духовенстве и сестрах милосердия, организовал для раненых воинов сбор продовольствия, духовных книг, икон, посещал их в лазаретах Бахчисарая, Симферополя, Перекопа и др. После взятия Севастополя и возвращения англо-франц. эскадры в Одессу И. с 27 сент. до 3 окт. 1855 г. ежедневно совершал там богослужения и произносил проповеди. Когда население стало в панике покидать город, И., движимый особым почитанием Касперовской иконы Божией Матери, накануне праздника Покрова Пресв. Богородицы приказал созвать колокольным звоном жителей на Соборную пл. и со всем духовенством совершил молебен, осеняя город иконой. 2 окт. флот противника ушел, не причинив городу вреда. После окончания войны икона была возвращена в Касперовку, намерение И. о ее ежегодном перенесении в Одессу осуществилось в 1858 г., при еп. Димитрии (Муретове) .

http://pravenc.ru/text/389617.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010