Применительно к Римской империи семь голов означают, во-первых, семь гор, на которых располагался город Рим (Апок. 17, 9–10), а во-вторых, семь последовательно правивших римских императоров (см. комм. на 17, 9–11). Под десятью рогами можно понимать десять важнейших областей империи – источников силы и богатства Рима. 108 108 Предположительно это следующие регионы: африканский, египетский, левантийский (Аравия, Палестина, Сирия и Месопотамия), малоазийско-армянский, балканский, итальянский, иллирийский, галльско-германский, испанский и британский. Применительно же к эсхатологической всемирной империи семь голов, согласно 17, 9–10, означают сменяющих друг друга в период ее становления в качестве государства зверя семь мировых правителей, предваряющих и приготовляющих приход восьмого правителя из числа семи – антихриста, а десять рогов – десять некоторых входящих в государство зверя административных единиц (см. комм. на 17, 9–11).  Вообще рог в Священном Писании – это образ силы, и часто рогом назывались цари с их царствами. Диадима также означает царскую власть, и потому рога с диадимами – это десять сильных правителей с подвластными им территориями.  О том, что глобальный аналог Римской империи должен быть разделен в конце времен на десять царств, говорили святой Ипполит Римский и блаженный Иероним в толкованиях на пророка Даниила (Дан. 7, 7). 109 109 Отдельным в этой связи является вопрос, произойдет ли такая реструктуризация только при восьмом правителе или же ее контуры будут намечены уже ранее? Кроме того, исходя из реалий нашего времени, для которого характерно небывалое возрастание власти денег над миром, так что финансовые структуры обладают большим влиянием, чем официальные правительства государств, можно предположить, что за десятью административными единицами стоят десять некоторых могущественных центров сверхфинансовой силы 110 , а также их возглавители – до времени анонимные и находящиеся в тени, с воцарением же антихриста выходящие на поверхность и приобретающие официальную власть правителей этих единиц – «как цари на один час» (17, 12). См. также комм. на 17, 10–11 и 18, 23. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Наличие этой связи вытекает из истинности и приложимости многих образов Апокалипсиса не только к эсхатологическим событиям, которым, собственно, посвящена книга, но и к Римскому государству императорской эпохи. Так, например, образ блудницы-Вавилона, сидящей на семи горах, является очевидным указанием на город Рим. 10  10 Святой Ипполит Римский в слове «О Христе и антихристе» обращается к автору книги Откровения: «Скажи же мне, блаженный Иоанн, апостол и ученик Господень, что ты видел и что слышал о Вавилоне. Воспряни и скажи: тем более, что и тебя сослал в ссылку он же». Зверь же, носящий блудницу, несомненно, изображает собой Римскую империю. Ряд восьми эсхатологических царей приложим не только к концу времен, но и к древнеримским императорам – начиная от первого (Цезаря или Октавиана) и до восьмого (Нерона или Домициана), являющихся яркими прообразами антихриста. 11 Гонения на христиан эсхатологической эпохи прообразуются гонениями первых веков, а мученики этой эпохи, вписанные в книгу жизни, – древнеримскими мучениками, прославленными Церковью и вписанными в святцы. И так далее. 11 См. комм. на Апок. 17, 10–11. Таким образом, империя Римская и империя эсхатологическая имеют много общих черт, и, как можно думать, оба эти государства, особенно в том, что касается их взаимоотношений с Церковью, проявляют себя в истории согласно некоторому общему предвечному архетипу, который – в приложении его преимущественно к эсхатологической эпохе – и был показан святому Иоанну в таинственных образах, им записанных. 12 12 Отсюда, кроме прочего, следует, что изучение истории императорского Рима, а также церковной истории римской эпохи является важным для осмысления событий эпохи Рима эсхатологического, ибо и тот и другой Рим восходят к одному и тому же от вечности предустановленному архетипу. Исходя из этого принципа, в настоящем комментарии выдвигается следующая простая гипотеза, на которую он и опирается во многих своих частях. Суть ее сводится к тому, что в конце времен на земле возникнет глобальное государство – общемировой аналог Римской империи. Это государство, согласно Апок. 17, 10–11, будут последовательно возглавлять семь правителей. Восьмым же правителем и радикальным реформатором будет лжемессия-антихрист (см. комм. на 17, 11). Как уже было сказано, этот ряд соответствует аналогичному ряду древнеримских императоров, берущему свое начало от первого из них – Цезаря или Октавиана  и заканчивающемуся восьмым – Нероном или Домицианом (см. комм. на 17, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

“ПОСТАНОВИЛИ:[...] 7) В виду того, что освобождение означенных лиц политически вредно – поручить ГПУ немедленно их арестовать и на следующем заседании Комиссии поставить вопрос о деле ТИХОНА вообще”. – Там же, л. 50–51. Протокол 44 от 13 февраля 1924 г. “ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. КРАСИКОВ, ПОПОВ, СМИДОВИЧ, МЕНЖИНСКИЙ, ЯКОВЛЕВА, ТУЧКОВ и приглашенные по вопросу о страховании] молитвен[ных] домов – т. ЕФРЕМОВ”. “Слушали:[...] 5. О деле Тихона и о дальнейших директивах по вопросу о новом стиле и поминании его за богослужением”. “Постановили:[...] 5. а) Директивы по вопросу о новом стиле оставить прежние и никаких уступок не делать.     б) Сделанное распоряжение НКЮ, запрещающее поминание Тихона – оставить в силе.     в) Предложить тов. Курскому не давать Тихону принцип[иальных] ответов без предварительного обсуждения Комиссией.     г) Поручить т. Тучкову затребовать из суда дело Тихона и продолжать по нему следствие”. – Там же, л. 52–53. Протокол 49 от 8 апреля 1924 г. “ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. ПОПОВ, МЕНЖИНСКИЙ, КРАСИКОВ, ТУЧКОВ”. “Слушали:[...] 7. О введении КРАСНИЦКОГО к ТИХОНУ в Управление”. “Постановили:[...] 7) Принимая во внимание, что введение КРАСНИЦКОГО к ТИХОНУ в Управление политически 215 выгодно, поручить тов. ТУЧКОВУ, таковое осуществить и если одних словестных воздействий будет не достаточно, тактично применить другие меры, могущие оказать на Тихона и его приближенных] епископов соответствующее воздействие.”. – Там же, л. 59-об. [ 14 ] См. о судебном процессе над католическим архиепископом Я. Г. Цепляком комм. 12 к д. 25. [ 15 ] Документы о привлечении обвинителей на процесс над патриархом Тихоном см.: П-161, П-163. [ 16 ] См. о судебном процессе над католическим архиепископом Я. Г. Цепляком и прелатом К. Ю. Буткевичем комм. 12 к д. 25. О международной реакции на расстрельный приговор Верховного Суда РСФСР см. статью М. Милича “Процесс римско-католического духовенства” в рубрике “Судебные процессы” журнала “Революция и церковь ” (1923. 1–3. С. 111–116). [ 17 ] Постановление АРК об этой комиссии по руководству процессом патриарха Тихона (в протоколе 17 от 23 марта 1923 г.), о билетах на процесс (в протоколе 18 от 3 апреля 1923 г.) и о переводе патриарха во внутреннюю тюрьму ГПУ (в протоколе 19 от 10 апреля 1923 г.) – см. комм. 13 к д. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

95. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 3–х ч. М., 2002–2003. 96. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 2004. 97. Солодовников В. Ранние соборы: Меровинговская Галлия 6–8 вв. М., 2004. 7. История догматических учений 98. Аверкий (Таугиев), архиепископ. Семь Вселенских Соборов. М.; СПб., 1996. 99. БерЯ., иерей. Становление христианского богословия: Путь к Никее. Тверь, 2006. 100. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов. М., 2007. 101. Боровой В., протопресв., Буевский А. С. Русская Православная Церковь и экуменическое движение (историко–богословское обозрение)/Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902–1998. М, 1999. С. 6–53. 102. Григорий (Граббе), епископ. Экуменизм и антихрист/Григорий (Граббе), епископ. Церковь и ее учение в жизни. М., 2010. С. 261–282. 103. Иустин (Попович), преп. Догматика Православной Церкви. Ч. 1–2/Пер, сост, ст. Д.Е. Афиногенова. М, 2001. 51. Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер, вст. ст. и комм. Д.Е. Афиногенова. М, 2005. 52. Житие святого Порфирия, епископа Газийского; Нила монашествующего повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его/Пер., сост., ст. Д.Е. Афиногенова. М, 2002. 53. Житие святого Северина (с прилож. оригинального лат. текста)/Пер, вст. ст, комм. А.И. Донченко. СПб, 1998. 54. Жития святых: Византийский канон. М, 2004. 55. Забытые страницы русского имяславия: Сб. документов и публикаций по афонским событиям 1910–1913 гг. и движению имяславия в 1910–1918 гг./Сост. А. М. Хитров , О.Л. Соломина. М, 2001. 56. Иероним Стридонский , блж. «Да будут одежды твои светлы»: Собрание писем/Сост. И.Г. Шахматова. М, 2006. 57. Иероним Стридонский . Еврейские вопросы на книгу Бытия. М, 2009. 58. Изречения египетских отцов: Памятники литературы на коптском языке/Введ, пер, комм. А.И. Еланской. 2–е изд, испр. и доп. СПб, 2001. 59. Иисус Христос в документах истории/Сост. Б.Г. Деревенский. 4–е изд. СПб, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

. Вот, как то так, получается. Известно, надеюсь, всем здравомыслящим людям - не сектантам, что есть убийцы, а есть наёмные исполнители убийства – профессиональные киллеры. Так кто же, всё таки, убийца? Вернее, как ... совершенно верно, заметил автор статьи протоиерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала : кто являются духовными и генетическими наследниками заказчиков убийства Царской семьи». . Вернее – кто И является духовными и генетическими заказчиками убийства(?) .... «Задают» этот вопрос - кто убийца, весьма интенсивно, в особенности последние 25 лет, " почему то " НЕ в Западной Европе, Америке, а в России и ни только задают, но и громогласно призывают, сразу же, каяться - агрессивные, наглые, ангажированные Западом, сектанты-царебожники, не просто каяться, а каяться, в режиме «non stop”, призывают к массовому покаянию всех граждан Р.Ф., из которых, очень, очень многие, «гады такие – нехороши», многие десятилетия посмели жить в СССР, хотя «благодетели» и присылали в Россию «боголюбивого освободителя» от самой России - Гитлера, ан нет, не послушались и посмели прибить «освободителя». 3. Ответ на 1., Ирина: Спаси Господи, отче! Вместо истинного покаяния встречаем столетие катастрофы новым свержением и убийством. Никак не вразумимся. Что нам ещё надо? Может, мы, действительно, как историческая общность, не существуем? Господи, помоги! Молитвами Богородицы и Святого Царя помилуй, умудри, собери воедино! Спаси Господи, отче! Вместо истинного покаяния встречаем столетие катастрофы новым свержением и убийством. Никак не вразумимся. Что нам ещё надо? Может, мы, действительно, как историческая общность, не существуем? Господи, помоги! Молитвами Богородицы и Святого Царя помилуй, умудри, собери воедино! Статья сама по себе сильная и краткая... Но я чуть в сторону, разрешите? - Мне здорово понравилась структура Вашего, ув. Ирина, комментария: молитва — содержание — молитва! Очень грамотнный комм... Но чего-то не хватает/могу ошибиться!/- слова молитв оказываются оторванными от состояния души... Не обьяснить... Давайте попробуем на примере... Ваш же комм: -/А не забыли ли мы о Боге сейчас?! Давайте вспомним о том, что Он сечас здесь, с нами, рядом... и обратимся к Нему именно сердцем/: - Спаси Господи, отче! Вместо истинного покаяния... .../Ощущая присутствие невидимого Бога призовем Его на помощь всеми силами души/: - Господи, помоги!.. " . Я просто пытался связать комм, состяние души и сделать это в памяти Божией... Ну, чтобы молитва не была просто словами-мыслями... Хоть какая-то память Божия... Следствие из непрестанной памяти/забывчивости/Божией... Извините, наверное ошибка... Ув. РНЛ! Если глупость, лучше не публикуйте... Позориться не хочется... Я извинился...

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/20/u_...

325 Georgii monachi chronicon lib. 1–4/Ed. C. de Boor. 2 vols. Leipzig, 1904 (repr.: Stuttgart, 1978). Видя своей задачей дать читателю не столько обзор истории, сколько душеполезное наставление, Георгий вставил в текст огромное количество цитат из отцов Церкви. При этом, в отличие от Феофана, он почти полностью отказался от хронологических указаний. Труд Георгия, непритязательный с точки зрения исторической информации (его хроника, начинающаяся «от Адама», как источник имеет значение только в заключительной части, трактующей о событиях 813–842 гг.), представлял собой своего рода антологию христианской книжности и оказался очень востребован как в Византии, так и у обретших в эту эпоху письменность славянских народов. 326 Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей/Пер., ст., комм. Я.Н. Любарского. СПб., 1992 (3–е изд.: 2009). 327 Compendium historiarum: Georgius Cedrenus, Ioannis Scylitzae opera/Ed. 1. Bekker. 2 vols. Bonnae, 1838–1839 (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). 329 Михаил Пселл. Хронография/Пер., ст., прим. Я.Н. Любарского. М., 1978; Михаил Пселл. Краткая история/Пер. Д.Р. Абдрахмановой, Д.А. Черноглазова. СПб., 2003. 330 Никифор Вриенний. Исторические записки (976–1087). СПб., 1858; Никифор Вриенний. Исторические записки: (976–1087)/Комм. А.А. Калинин. М., 1997; Никифор Вриенний. Исторические записки (976–1087)/Епископ Себеос. История императора Иракла; Никифор Вриенний. Исторические записки (976–1087). Рязань, 2006. 331 Анна Комнина. Алексиада/Вст. ст., пер. и комм. Я.Н. Любарского. М., 1965 (2–е изд.: СПб., 1996). 332 Эта хроника ( Historia universalis, или Annalium) занимает в византийской исторической литературе выдающееся место по обстоятельности и полноте сообщаемых сведений, по умелому использованию многочисленных источников. Значение первоначального источника хроника Зонары имеет, по–видимому, только для царствования Алексея I Комнина (1081–1118); но и другие ее части, основанные на разнообразных материалах, ценны именно потому, что иногда сохраняют утраченные источники по византийской и римской истории, а также содержат немало биографических и лингвистических пояснений. Особенно важны в этом отношении первые 12 книг хроники, где сохранились приблизительно 1–21, 44–80 книги Диона Кассия (от которого до нас дошли непосредственно только кн. 37–54, более или менее полно, а из остальных – лишь отрывки).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«но престол Бога и Агнца будет в нем» – то есть царствовать в нем будет Сам Господь, Бог Троица. См. комм. на 22, 1.  «и рабы Его будут служить Ему» – наименование обитателей города рабами Божиими никак не умаляет их достоинства. Выражение «раб Божий» имеет значение «служитель Бога», «исполнитель Его воли». Святые – это люди, посвятившие свою земную жизнь исполнению воли Божией: стоит ли удивляться, что и в Будущем веке они, подобно Ангелам, являются ее исполнителями?  Кроме того, зададим себе вопрос: Чью именно волю исполняют святые и Чьими рабами они являются? Бог есть бесконечная любовь: разве недостойно человека быть рабом бесконечной любви? Бог есть бессмертие и вечная жизнь: неужели плохо быть рабом бессмертия и вечной жизни? Бог есть бесконечное совершенство: что плохого в том, чтобы исполнить волю бесконечного совершенства? Бог есть истина, радость и блаженство: разве недостойно, если все это будет обладать нами? Бог есть бесконечная свобода: неужели плохо быть рабом бесконечной свободы?  Следовательно, быть рабом Божиим – это что-то совсем не похожее на то, с чем в нашем сознании обычно связаны слова «раб» и «рабство». Скорее это что-то совершенно противоположное, почему и говорится в следующих стихах (22, 5), что рабы Божии будут царствовать во веки веков. «будут служить Ему» – слово λατρεω в Новом Завете имеет значение священнического служения (ср. Евр. 9, 6). 4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Видеть Бога лицом к Лицу есть слава и блаженство святых. Об этом говорится в Евангелии: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.  Имя Божие на челах означает усвоение святых Богом. См. комм. на 3, 12. 5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. «Если праведники, по обещанию Христову, будут сиять, подобно солнцу, – говорит святой Андрей, – то не нужны ни светильники, ни солнечный свет для тех, которые будут иметь своим просвещением и Царем Господа славы, Которым будут управляемы во веки веков, а лучше – сами, по божественному апостолу, с Ним воцарятся». См. также комм. на 21, 23; 21, 25. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

– СУ. 1918. 62. С. 757–763. [ 51 ] “Проэкт инструкции” – см. 12–53. [ 52 ] См. 12–44, 12–48, 12–52, 12–53, 12–56. [ 53 ] См. комм. 50 к д. 12. [ 54 ] См. комм. 48 к д. 12. [ 55 ] См. комм. 19 к д. 12. [ 56 ] “Всероссийский поместный собор” обновленцев состоялся в Москве 29.04 – 9.05 1923 г., он проходил в 3-м Доме Советов, а затем в храме Христа Спасителя. Точное число участников собора остается неизвестным. В. А. Алексеев считает наиболее достоверными цифры: 350 делегатов и 120 приглашенных (Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 245). Е. А. Тучков в своих отчетных докладах начальству называл число делегатов “около 500 человек”, в том числе 67 архиереев П-173, П-176). В учебном издании – Протоиерей В. Цыпин . История Русской Православной Церкви. 1917–1990. М., 1994. С. 58 – приводится цифра 476 делегатов, “которые разбились на партии: 200 живоцерковников, 116 депутатов Союза общин древлеапостольской церкви, 10 – из “Церкви возрождения”, 3 беспартийных обновленца и 66 депутатов, названных “умеренными тихоновцами””. Почетным председателем собора был избран “митрополит Московский” Антонин Грановский, председателем – “митрополит Сибирский” Петр Блинов. Как подчеркивал в своем отчетном докладе от 05.04 1924 г. начальнику СО ОГПУ Т.Д. Дерибасу Е.А. Тучков, “имея на соборе более половины всего состава – осведомителей, нам представилась возможность повернуть его в любую сторону” П-176, то же в П-173). В резолюции собора по главному политическому докладу А.И. Введенского “об отношении Церкви к Октябрьской революции, Советской власти и патриарху Тихону” одобрялась социалистическая революция, осуждался капитализм, отменялось анафемствование патриархом Тихоном в 1918 г. братоубийственных новшеств. Сам патриарх был объявлен “предателем Церкви” и лишен сана и монашества с возвращением “в первобытное мирское положение”. При этом собор особо подчеркивал, что “самое восстановление Патриаршества было актом определенно политическим, контрреволюционным”. Во главе обновленческой церкви был поставлен сформированный собором Высший Церковный Совет из 18 человек под председательством “митрополита” Антонина Грановского. “Живая церковь ” во главе с В.Д. Красницким имела в ВЦС 10 мест, СОДАЦ А. И. Введенского – 6 мест, “Союз церковного возрождения” Антонина Грановского – 2 места.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Syméon le Nouveau Théologien», Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата , р. 75-76, 151-170= Studia Patristica , 1975, 13/2, р. 210-226]. Григорий Нисский, свт. (1999) О жизни Моисея Законодателя, пер. с древнегреч. А. С. Десницкого, М. Григорий Нисский, свт. (2006) Догматические сочинения: в 2 т. , т. 2, Краснодар. Григорий Палама, свт. (2003) Триады в защиту священно-безмолвствующих, пер., посл. и комм. В. Вениаминова [В. В. Бибихина], М. Григорий Палама, свт. (2007) Трактаты , пер. архим. Нектария (Яшунского), Краснодар. Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник (2002) Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования, пер. Г. М. Прохорова, СПб. (Библиотека христианской мысли). Иоанн Дамаскин, прп. (1893) Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения , пер. А. А. Бронзова, СПб. Иоанн Дамаскин (2002) Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания, пер. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды, М. Каждан А. П. (1976) « " Корабль в бурном море " : К вопросу о соотношении образной системы и исторических взглядов двух византийских писателей», Из истории культуры средних веков и Возрождения , М. Лосев А. Ф. (1993) Очерки античного символизма и мифологии , М. [¹1930]. Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова) (2006) История византийской философии. Формативный период, СПб. Лурье В. М. (2009) «Луч света в темном веке: Симеон Новый Богослов и догматика византийских Dark Ages». [В печати]. Максим Исповедник (1993) Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I . Богословские и аскетические трактаты , пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова, М. Максим Исповедник, прп. (2006) . О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) , пер. с греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского), М. Максим Исповедник (2007) Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом , сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А.   М. Шуфрин, СПб. Медведев И. П. (1997) Византийский гуманизм XIV - XV вв ., СПб.

http://bogoslov.ru/article/487738

110 Диоген Синопский (IV в. до Р. Х.), знаменитый философ, был прозван собакой, отчего его последователи получили имя киников (от κων – собака). Стремился к самодостаточности «царственного мудреца», сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние. Пифос, в котором он жил (и который часто называют «бочкой»), был большим керамическим сосудом (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов. Святитель здесь говорит о том, что Диоген, приводя, по-видимому, слова из трагедии (Эврипид. Финикиянки 40–41), оправдывал такой метафорой своё чревоугодие – предпочтение приправленных хлебов простым. 112 Изображение мужского полового органа, обоготворявшееся эллинами как символ производительной силы природы. 113 Участники фаллических шествий, либо, согласно Нонну, – вид фаллосов, носившихся на бёдрах (Комм. на 4-е Слово 38). 114 Один из эпитетов Геракла в связи с историей с Керкопами (Нонн. Комм. на 4-е Слово 39). Черный зад считался атрибутом мужества. 115 Нонн (Комм. на 4-е Слово 38) повествует, что беззадым (πυγος) назывался Пиритой, который в наказание за похищение Персефоны прирос к скале в подземном царстве. Геракл освободил его, но зад Пиритоя остался приросшим к скале. 116 Козлоногий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. По одной из версий, Пан родился у Пенелопы, жены Одиссея, от её совокупления со всеми женихами. Святитель из такого образа зачатия выводит имя Пана (πς – «всякий», «весь»). 119 И это тоже эпитет Геракла, данный ему потому, что для его зачатия потребовалась оргия Зевса и Алкмены длиной в три ночи. Ночь утроилась, потому что по повелению Зевса в течение одного дня не восходило солнце. – примеч. а. Е. 120 В одну ночь Геракл совокупился со всеми дочерями Феспия (у свт. Григория он ошибочно назван Фестием), и всё они родили от него детей, за что, по мысли святителя, Геракл и был обожествлён. 121 Слово 4: Первое обличительное на царя Юлиана 77//PG. 35. Col. 601–604. Рус. пер.: Цит. соч. С. 84. 122 Греч. λληνζειν. Это слово означает собственно говорить и писать на хорошем греческом языке (см.: A Patristic Greek Lexicon. P. 451). Но в данном случае, как видно из контекста, речь идёт об античной греческой культуре в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010