I. Венки канонов: 1-3 на воспоминание Чуда архистратига Михаила в Хонех, 6 сент.; 4-11 на память преставления ап. и евангелиста Иоанна Богослова, 26 сент.; 12-19 св. ап. Фоме, 6 окт. (Ταμεον. Σ. 54-56); 20-26 вмч. Димитрию Солунскому, 26 окт. (Ibid. Σ. 69-73); 27-31 на Собор архистратига Михаила и проч. Небесных Сил бесплотных, 7 нояб. (Ibid. Σ. 82-85); 32-34 свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб. (Ibid. Σ. 93); 35-37 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; 38-41 свт. Николаю Чудотворцу, архиеп. Мирликийскому, 6 дек. (Ibid. Σ. 115, 116, 121); 42-44 вмц. Анастасии Узорешительнице, 22 дек.; 45-53 архидиак. первомч. Стефану, 27 дек. (Ibid. Σ. 135-137); 54-57 свт. Василию Великому, 1 янв. (2 из этих канонов см.: Ibid. Σ. 140, 141); 58-60 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; 61-63 вмч. Феодору Стратилату, 8 февр.; 64-72 вмч. Георгию Победоносцу, 23 апр.; 73-75 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 июля; 76-78 вмц. Евфимии Всехвальной, 11 июля; 79-86 вмч. Пантелеимону, 27 июля. II. Отдельные каноны, содержащиеся в совр. печатной Минее: 87 сщмч. Анфиму, еп. Никомидийскому, 3 сент.; 88 на предпразднство Рождества Пресв. Богородицы, 7 сент.; 89 мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре, 10 сент.; 90 сщмч. Корнилию сотнику, 13 сент.; 91 на предпразднство Воздвижения Креста Господня, 13 сент. (в греч. Минее канон надписан именем Германа, в славянской - Иосифа; прот. В. Рыбаков считает его творением И. П.); 92 прп. Евмению, еп. Гортинскому, 18 сент.; 93 мученикам Трофиму, Савватию, Доримедонту, 19 сент.; 94 сщмч. Фоке, еп. Синопскому, 22 сент.; 95 прп. Евфросинии Александрийской, 25 сент.; 96 мч. Каллистрату, 27 сент.; 97 прп. Харитону Исповеднику, 28 сент. (этот канон в совр. Минеях надписан именем Иоанна Монаха, но прот. В. Рыбаков настаивает на авторстве И. П.); 98 сщмч. Григорию, просветителю Вел. Армении, 30 сент.; 99 мц. Харитине, 5 окт.; 100 мч. Евлампию и мц. Евлампии, 10 окт.; 101 ап. Филиппу, единому от 7 диаконов, 11 окт.; 102 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 103 священномученикам Карпу, еп.

http://pravenc.ru/text/673697.html

82. Многоценная жемчужина: Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в 1 тысячелетии н.э./Вст. ст., пер. С.С. Аверинцева . М., 1994. 83. [Никифор Вриенний] Исторические записки Никифора Вриенния (976–1087)/Отв. ред. и комм. А.А. Калинин. М., 1997. 84. Николай Кавасила . О жизни во Христе; [Изъяснение Божественной Литургии]. М., 2006. 85. Николай Кавасила . Изъяснение Божественной Литургии. Киев, 2004. 86. Новый Эклогион: Избранные жития святых, пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем . Псков, 2008. 87. Олимпиодор Фиванский. История/Пер., вст. ст., комм, и указ. Е.Ч. Скржинской; под ред. П.В. Шувалова. 2–е изд., испр. и доп. СПб., 1999. 88. Ориген. О началах. СПб., 2007. 89. [Ориген] Против Цельса: Апология христианства. Сочинение Оригена учителя Александрийского. [М.,] 1996 (и др. изд.). 90. Павел Орозий. История против язычников/Пер., вст. ст., комм., указ. В.М. Тюленева. 2–е изд., доп. СПб., 2004. 91. Палладий, епископ Еленопольский. «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 2003 (и др. изд.). 92. Памятники византийской литературы 4–9 вв./Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1968. 93. Памятники византийской литературы 9–14 вв./Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1969. 94. Памятники средневековой латинской литературы 4–9 веков/Отв. ред. М.Е. Грабарь–Пассек, М.Л. Гаспаров. М., 1970. 95. Памятники средневековой латинской литературы 10–12 веков/Отв. ред. М.Е. Грабарь–Пассек, М.Л. Гаспаров. М., 1972. 96. Памятники средневековой латинской литературы. 8–9 вв.: Антология/Отв. ред. М.Л. Гаспаров; сост. М.Р. Ненарокова. М., 2006. 97. Пасхальная хроника/Пер., вст. ст., комм. Л.А. Самуткиной. СПб., 2004. 98. Песнопения Русской Православной Церкви/Объединенный хор Св.–Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ; регент архим. Матфей (Мормыль). [С. Посад,] 2005. – CD. 99. Писания мужей апостольских. Рига, 1994. 100. Постановления апостольские. С. Посад, 2008. 101. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. В 2–х т. М., 2001 (репр. изд.: СПб., 1911–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об авторстве послания против стригольников см. комм. О происхождении свт. Киприана см. комм. Текст окружного послания издан (РИБ. Т. 6. Стб. 159–164), но принадлежность его перу свт. Киприана небесспорна (Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 468). О литературной деятельности митр. Киприана в целом см.: Глубоковский Н. Н. Св. Киприан, митрополит всея России (1376–1406) как писатель//Чтения в ОЛДП. 1892, февраль. С. 358–424; Иванов Й. Българското книжовно влияние. С. 25–79; Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 215–254; Дончева-Панайотова Н. Киприан, старобългарски и староруски книжовник. София, 1981; Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 464–475 (библиография на с. 473–475). Развернутую критику сообщения «Истории» В. Н. Татищева см.: Голубинский. История Русской Церкви. Т. 2. 2-я пол. С. 348–354; Дмитриев. Роль и значение. С. 25–30. Современные исследователи допускают возможность влияния свт. Киприана на современное ему летописание, в частности на Троицкую летопись, законченную уже после смерти митрополита (Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 470). В настоящее время Н. А. Кобяк и А. И. Плигузовым подготовлено новое издание поучений и посланий свт. Фотия, в основу которого положен прижизненный сборник-архив его сочинений (БАН. Текущие поступления. 1106). Библиографию изданий сочинений свт. Фотия и исследований о нем см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 475–484. Кроме того, как уже говорилось выше, перу митр. Григория Цамблака принадлежит также послание к вел. кн. Ивану Михайловичу тверскому (см. комм. По всей видимости, митр. Григорий был также главным автором окружного послания западнорусских епископов, обосновывающего право избрания митрополита епископским Собором. Авторство митр. Григория в отношении стихиры (стиха) на Успение Пресвятой Богородицы в настоящее время отрицается исследователями (см. комм. Однако его перу принадлежат службы прп. Иоанну Новому Сучавскому (Белгородскому), св. королю Стефану Дечанскому и две новые редакции службы св. мц. Параскеве—Петке (библиографию работ о митр. Григории Цамблаке и его литературном творчестве см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 175–180; Старобългарска литература/Енциклопедичен речник. С. 115–116.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Кроме того, следует иметь в виду, что Вавилон, первоначальная столица глобальной империи, – это, по-видимому, не тот город, в котором последние три с половиной года мировой истории будет царствовать антихрист. Святой Ириней говорит, что в эти годы он будет царствовать в Иерусалиме (C. haer., V, 25, 4). Этому царствованию, согласно Ипполиту Римскому, будет предшествовать три с половиной года продолжающаяся пророческая проповедь двух свидетелей (Апок. 11, 3). Вместе эти два периода составят ту седмицу, о которой сказано у пророка Даниила (Дан. 9, 27). Таким образом, можно думать, что при первых семи мировых правителях эсхатологическая столица будет расположена в некотором великом семихолмном городе – Вавилоне, при восьмом же правителе – в начале или середине его правления – столица ненадолго переместится в Иерусалим (см. также комм. на 17, 11). В этой связи могут быть рассматриваемы различные варианты развития событий. Можно, например, предположить, что царствование лжемессии будет продолжаться в общей сложности семь лет: первые три с половиной года в Вавилоне, а вторые в Иерусалиме. Первая половина – это время, когда будут проповедовать два свидетеля (11, 3) и зверь еще будет показывать себя справедливым и гуманным правителем (см. комм. на 17, 10–11). Вторая же половина есть собственно антихристово царство. Или также возможно, что все семь лет лжемессия будет царствовать в Иерусалиме, с тем же, однако, делением его правления на две половины, в первую из которых будет происходить проповедь двух свидетелей и зверь еще будет изображать гуманность.  Или же можно предположить, что зверь будет царствовать только три с половиной года и только в Иерусалиме. 153 153 Не забудем, что во главе глобального государства в качестве одного из семи правителей  лжемессия мог стоять и раньше, до своего конечного воцарения в качестве зверя (см. 17, 11 и комм.).  Проповедь же двух свидетелей в этом случае предшествует его воцарению. Какое из этих предположений станет реальностью, узнают те, кто будет жить в последние годы мировой истории. См. также комм. на 17, 9–11.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Сатурнин, проповедник Евангелия в Галлии. 3 июня. Симеон Нигер, учитель церкви Антиох. 4 янв. Фива, диаконисса Кенхрейской церкви. 3 сент. Филагрий, еп. Кипрский, уч. ап. Петра. 9 февр. Фронтасий, Севериан, Северин и Силан мучч., Фронтон, еп. Петрагор. 4 июня. Фулвиан, князь Ефиопский, ученик ап. Матфея. 16 ноября. Фекла, первомученица, учен. ап. Павла. 24 сент. 2 век 106.       Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, муч. Римский при Траяне (98–117). 20 дек. 100–117. Ромил муч. и 11000 воинов, пострадавших в Армении. 6 сент. Мучч. Диррахийские : 100–117.      Астий еп. 4 июня. Перегрин, Лукиан, Помпей и другие. 7 июля. Сарвил и Вивея, мучч. Едесские. 15 окт. Симеон, из 70, священномуч. Иерусал. 27 апр. Прокл и Иларий мучч., из Калипты близ Анкиры. 12 июля. Зосима воин, муч. Кононийский. 19 июня. Мучч. Римские : Иакино, Диомид, Евлампий и другие. 3 июля. Феодот и Феодотия. 4 июля. Дросида, дочь Траяна: 22 марта. Фока, еп. Синопийский, муч. 22 сент. 117–138. Еспер и Зоя, с двумя сынами, мучч. Атталийские, при Адриане. 2 мая. Ермиония, дочь Филиппа диакона, муч. Ефесская. 4 сент. Филит синклитик, и Лидия, с двумя сынами, мучч. Иллирийские. 23 марта. Евпсихий, муч. Кесарийский в Каппад. 7 сент. Кодрат, из 70, священномуч. Магнисийский. 21 сент. Римские мученики и мученицы : Вера, Надежда, Любовь , и мать их София. 17 сент. Евстафий Плакида, с женой и чадами. 20 сент. Елевферий, еп. Иллирийский, Анфия, мать его, и Корив. 15 дек. Ариадна, муч. Фригийская. 18 сент. Павсилип муч. 8 апр. 138–161. Иулиан, муч. Атинский, при Антонине. 28 июля. Виктор и Стефанида. мучч. Дамасские. 11 ноября. Евдокия, преподобномученица Илиопольская в Финикии. 1 марта. Феодор, муч. Пергийский, с дружиною. 21 апр. Птоломей, Лукий и некий христианин, мучч. Римские. 1 июня. Потит отрок, муч. Сардинский. 1 июля. Гликерия дева и Лаодикий, мучч. Траянопольские. 13 мая. Мелитина, муч. Фракийская. 16 сент. Мелетий стратилат, и с ним 1218 воинов с женами и детьми, также Серапион, Каллиник, Феодор и Фавст и др. мучч. 24 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

мучеников засвидетельствовано в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где под 7 сент. упоминается о кончине И., а под 13 апр.- о перенесении его мощей. Память И. и его спутников неоднократно встречается в Мартирологе под разными датами и в разной последовательности: 23 сент.- Соссий в Мисене, 16 окт.- он же в Байях, 18 окт.- Евтихий в Путеолах, 19 окт.- Соссий, И., Акутий, Фест, Дезидерий в Неаполе, Прокул и Евтихий в Путеолах, 20 окт.- Прокл и Евтихий в Путеолах, 5 дек.- Соссий в Мисене. Столь серьезная путаница, по всей вероятности, была вызвана неоднократными ошибками переписчиков и редакторов Мартиролога. В Карфагенском календаре нач. VI в. под 19 сент. отмечена память И., а под 23 сент.- Соссия, что свидетельствует о проникновении почитания этих святых в Африку. Почитание Путеольских мучеников, вероятно, было принесено в Африку италийскими пленными, захваченными вандалами во время пиратских набегов на Кампанию. Почитание И. в англосакс. Британии зафиксировано в Линдисфарнском Евангелиарии, где в честь мученика установлены евангельские чтения и празднество с вигилией (повечерием). Подобный характер носит и 1-е свидетельство почитания И. в Германии, к-рое содержится в Евангелиарии св. Бурхарда Вюрцбургского (VIII в.). В ирландско-англосакс. Календаре св. Виллиброрда из мон-ря Эхтернах (между 702 и 706) значится только память Соссия под 23 сент. В заметке в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), возможно восходящем к Мартирологу Беды Достопочтенного, указывается память И. и его спутников под 19 сент., одного Соссия - под 23 сент. В Неаполитанском мраморном календаре (сер. IX в.) у каждого мученика особый день памяти: И.- 19 сент., Соссию - 23 сент., Евтихию и Акутию - 18 окт., Фесту и Дезидерию - 7 сент. О почитании И. было известно свт. Григорию Турскому , к-рый приводит сообщение Урания о явлении мученика свт. Павлину Ноланскому ( Greg. Turon. Glor. conf. 108). Примерно в сер. V в. о почитании св. Соссия упоминал Карфагенский еп. Кводвультдей († 453/4), живший в изгнании в Неаполе (De promissionibus et praedictionibus Dei//PL. 51. Col. 843). В честь св. Соссия папа Римский Симмах (498-514) устроил ораторий в ротонде св. Андрея на Ватиканском холме (LP. Vol. 1. P. 261), что положило начало почитанию Путеольских мучеников в Риме. В IX в. центром почитания святых в Германии стал мон-рь Райхенау на Боденском оз. Настоятель мон-ря Валафрид Страбон в 839 г. составил гимн во славу мучеников. Три богослужебных гимна в честь Путеольских мучеников были написаны в XI в. св. Петром Дамиани .

http://pravenc.ru/text/200381.html

Церковь Сент-Мэри-ле-Странд. 1714–1717 гг. Офорт Д. Локли (ГЭ) Церковь Сент-Мэри-ле-Странд. 1714–1717 гг. Офорт Д. Локли (ГЭ) Сменивший пуританский стиль революции Кромвеля классицизм Стюартов наиболее ярко проявил себя в архитектуре К. Рена, спроектировавшего 52 церкви Лондона. Среди них - выделяющаяся красивой прямоугольной колокольней ц. Сент-Мэри-ле-Боу, «зальные» церкви Сент-Стивен, Сент-Джеймс, наконец, одно из главных строений англ. классицизма - собор св. Павла (Сент-Пол) (1675-1711). В том же стиле были построены церкви последователя Рена Дж. Гиббса: Сент-Мэри-ле-Странд в Лондоне (1714-1717), Сент-Николас в Абердине (Шотландия, 1751-1755) и др. В XIX в. главными направлениями в архитектуре В. стали неоклассика и неоготика. первое, связанное с успехами археологии в Италии и Греции, представлено зданиями ц. Сент-Панкрас (1819-1822, архитекторы У. и Х. Инвуд) и Британского музея в Лондоне (1823-1847). Периодически возрождающийся интерес к готическим формам в Англии (gothic revival) у Рена, Н. Хоксмора, Х. Уолпола, Дж. Уайета и др. делает эту традицию почти непрерывной и приводит к доминированию неоготики в сер.- 2-й пол. XIX в. (здание парламента в Лондоне, 1840-1852). В церковной архитектуре этому стилю принадлежат храмы У. Баттерфилда (ц. Олл-Сентс в Лондоне, 1849-1859), Дж. Скотта (ц. Сент-Мэри в Эдинбурге, 1874-1879), Дж. Брукса, Дж. Пирсона (собор в Труро, графство Корнуолл, 1880-1910) и др. Построенный на рубеже XIX-XX вв. Вестминстерский собор в Лондоне (1895-1903, архит. Дж. Бентли) своими формами, напоминающими визант. и романское зодчество, указывает на многогранность англ. эклектики, развивавшейся одновременно с активными поисками нового стиля (модерн, рационализм, конструктивизм), к-рый в церковном зодчестве не привел к заметным успехам. Лит.: Turner T. H. Some account of domestic architecture in England from the conquest to the end of the 13th Cent. Oxf., 1851-1853. 2 vol.; Allen R. The early Christian monuments of Scotland. Edinb., 1903; Brown B. C.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В Палестино-грузинском календаре X в. (Sinait. iber. 34) память П., Н., Патермуфия и Илии помещена под двумя датами: помимо традиц. дня памяти 19 сент. под 11 сент. содержится память П. и пострадавших с ним ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89, 91, 328, 334). Память П., Н., Патермуфия и Илии с др. 150 мучениками отмечена под 19 сент. в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. P. 516; MartHieron. Comment. P. 517). Под этим же числом она вошла в зап. «исторические» мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда). В Мартирологе Флора по имени названы только епископы П. и Н., число пострадавших с ними не уточняется, но говорится, что они были клириками. Это указание, вероятно, было заимствовано из лат. перевода «Церковной истории» Евсевия, выполненного Руфином Аквилейским ( Rufin. Hist. eccl. VIII 14). В Римском Мартирологе (80-е гг. XVI в.) кард. Ц. Барония под этим же числом содержится краткая заметка о П., Н. и Илии, который ошибочно назван епископом Египта (MartRom. P. 405). В совр. редакции Римского Мартиролога сан Илии исправлен на пресвитера (MartRom. (Vat.). P. 495). В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., память П., Н., не названных здесь епископами, Патермуфия, Илии, не названного пресвитером, а также 150 мучеников указана под 19 сент.; в остальном сказание соответствует заметке из Синаксаря К-польской ц. (славянский и греческий текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 92-94). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., память святых смещена на 17 сент.; здесь отдельно поминаются 100 мучеников, пострадавших в Египте, 46 мучеников, сожженных огнем, Патермуфий и Илия, также пострадавшие в огне. В краткой заметке, относящейся к 46 мученикам, упоминаются 2 епископа П. и Н. и 2 «славных мужа» Патермуфий и Илия. Они и еще 100 христиан происходили из Египта, 50 других, пострадавших с ними,- из Палестины; далее приводятся сведения из сказаний визант. синаксарей ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 69-70). В ВМЧ митр. Макария память святых, как и в визант. календарях, содержится под 19 сент.; имя Патермуфий передано как Петремуфий, П. и Н. не названы епископами, а Илия - пресвитером, в остальном заметка повторяет сказание из Синаксаря К-польской ц. (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1253-1254). В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, краткое сказание о святых содержится под 17 сент.; в нем повествуется, что 156 мучеников пострадали за Христа в г. Тир, в Финикии, при имп. Диоклетиане и воеводе Ветурине. Среди них было 2 епископа из Египта - П. и Н., свящ. Зинон, 2 славных мужа - Патермуфий и Илия ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 89 об.). В современной редакции «Житий святых» Димитрия Ростовского под 17 сент. говорится, что мученики пострадали ок. 310 г., во время гонений имп. Максимиана, по именам упоминаются только П. и Н.

http://pravenc.ru/text/2579930.html

13 сент. последование предпразднства соединяется с последованием сщмч. Корнилия. На утрене поется «Бог Господь» (однако составитель Типикона К-польский Патриарх Алексий отмечает, что в Студийском мон-ре 13 сент. на утрене пели «Аллилуия») с тропарем предпразднства 1-го гласа «            » (ныне 2-й седален после 1-й кафизмы на утрене 14 сент.); каноны предпразднства и святого; светилен «Свят Господь» ; седальны и стихиры Октоиха и праздника. На литургии служба Креста: прокимен из Пс 146; Кол 2. 13-20 (в ркп. ГИМ. Син. 330 ошибочно указано надписание: Гал); аллилуиарий со стихом из Пс 30; Ин 12. 25-36a; причастен Пс 148. 1. Вечером 13 сент. совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и тропарем 2-го гласа «        » в конце. На утрене (с тем же тропарем на «Бог Господь») стихословятся 2 кафизмы (седальны по кафизмах заимствованы из крестных песнопений Октоиха) и поются степенны 4-го гласа (за исключением воскресений); затем - прокимен 4-го гласа из Пс 97, «Всякое дыхание» и Евангелие Ин 12. 28-36a, после к-рого поются «Воскресение Христово видевше», Пс 50 и канон праздника. По 3-й песни канона крестный седален Октоиха, по 6-й - кондак В., по 9-й - «Свят Господь». Хвалитных стихир нет; стиховные заимствованы из крестных песнопений Октоиха. После стихир, «Благо есть» и Трисвятого сразу начинают петь «      », св. Крест полагается перед алтарем, и начинается поклонение ему с пением стихир, с прибавлением троекратного «      » к концу каждой стихиры. После окончания целования в главе Типикона о службе 14 сент. указаны сугубая ектения и окончание утрени, а чин воздвижения не упомянут, однако в конце Типикона (Там же. С. 408-409) этот чин выписан. На литургии указаны изобразительные антифоны с тропарями 3-й и 6-й песней праздничного канона на блаженнах . В день попразднства 15 сент. отменяется стихословие Псалтири; последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь 1-го гласа «    (  )      ». На утрене - 2 канона праздника (прп. Космы (тот же, что 14 сент.), а также прп. Андрея) и вмч. Никиты. Служба на литургии та же, что и в праздник. Составитель Типикона подчеркивает, что 15 сент., строго говоря, не является попразднством В.; праздничные особенности службы в этот день вызваны только необходимостью дать отдых братии. Свое отношение к попразднству В. Патриарх Алексий объясняет практикой Св. Софии к-польской, где, как он отмечает, св. Древо Креста полагается для поклонения уже 10 сент. и где праздник прекращается 14 сент. с возвращением Креста во дворец после литургии.

http://pravenc.ru/text/155081.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010