Позднее Святитель Амфилохий Иконийский скажет: «Христос, Сын Божий, единый Сын из двух совершенных природ, безгранично и неописуемо все обнимающий Божеством и всем управляющий» . Или в другом месте: «Поистине нечестив и чужд истины не исповедающий Христа (…) свободным и независимым в отношении к обеим природам, из которых состоит» . Позднее Церковь отвергнет и патриопассианство, выраженное в словах σταυρωθες δι’μς, предложенных Петром Гнофеем. Наименование Сына Божия Апостол Павел в послании к Колоссянам говорит, что в вопросе, касающемся природы Иисуса Христа, нужно «беречься пустых философий и обольщений», утверждая, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» и что Он «есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2. 8-10). Эта антиномия неразрешима, если пытаться ее осмыслить «по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2. 8). В другом месте Апостол говорит, что Иисуса Христа Бог «превознес» и «дал Ему имя (ονομα) выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филипп. 2.9). Позднее, по мере завершения христологических споров, Церковь начертает это имя, имя Агнца Завета и Царя Славы, непосредственно в Его крещатый нимб, таким образом восполнив семантику развития иконографии креста. В своем исследовании «Имена Иисуса» Винсент Тейлор приводит и анализирует сорок два наименования Христа, встречающихся в книгах Нового Завета . Еще около пяти имен семитского происхождения, более касающихся иудео-христианской традиции, приводит Жан Даньэлу . Самые ранние аллюзии трактовки имени (ονομα) Христа через ветхозаветную традицию в греческой языковой среде показывает Серфо . Уже на ранней стадии тенденции восприятия имени Христа диаметрально различаются в культуре противоборствующих направлений: гностицизме и Церкви. У гностиков, согласно памятнику II века, имя Иисуса принесло Евангелие Истины, то есть «радость для тех, кто получил от Отца Истины благодать познать Его, благодаря силе Слова (Λογος), пришедшего от Плеромы, Того, Кто в разуме и в духе Отца, он, то есть тот, кто обратился к Спасителю» . В этом прочтении природа Слова только лишь инструмент получения «от Отца благодать познать Его», инструмент, подобный логосу Филона, участвовавшему в создании всего .

http://bogoslov.ru/article/6176142

Знай же, что царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть. Таким образом, понемногу, от добродетели к добродетели ты, как по лестнице, взойдешь на небо и будешь в раю» 66 . По мысли святителя, в духовном обновлении и спасении человека участвуют Бог и сам человек. Бог содействует спасению человека Своею благодатью, укрепляет его в доброделании, а человек должен сотворить плоды покаяния своей добродетельной жизнью, потому что Господь сказал: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Из этих слов, ясно, что в деле спасения человека требуется постоянный подвиг. Здесь, на земле, есть возможность принести покаяние и взрастить его плоды, получить прощение от Бога. Чтобы войти в Иерусалим небесный, необходимо начать шествие от Елеона, где произрастают в саду духовном эти плоды. «Пусть всякий будет подобен маслине плодовитой, принеся Богу свои духовные плоды. «Плод же духовный, – говорит Апостол, – есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Пусть человек совершит что-либо доброе, – продолжает святитель, – пост, молитву, милостыню, пусть оставит долг ближнему; простит прегрешение опечалившему его, пусть отстанет от всех злых дел, покается и, уклонившись от зла, начнет делать благое. Все это есть духовный, приятный Богу плод, а сам человек является «маслиной плодовитой в Божием доме»» 67 . По мнению святителя, Господь наш Иисус Христос привел притчу о бесплодных деревьях для наставления тех, которые имеют веру и молитву, но не трудятся в исполнении воли Господней. Посему он советует и в третий раз воззвать к Спасителю: «Господи!.. Ты видишь все мои труды покаяния в удовлетворение за грех, видишь смирение мое и труд мой. Молитва же и покаяние без трудов – это хлеб нечистый, полный плевел. Он не вносится в небесную житницу» 68 . Для пастыря добродетели являются орудием и средством, с помощью которых он ведет пасомых к спасению и которые помогают совлечься «ветхого человека с делами его» ( Кол.3:9 ) и облечься в нового, который «обновляется в познании по образу Создавшего его» ( Кол.3:10 ), чтобы «смертное поглощено было жизнью» ( 2Кор.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Она есть, таким образом, то же самое, что возвещенное Христом Спасителем Царство Божие, что и видно, как из замены слова „ Церковь “ словом „Царство“ ( Деян.19:8, 20:25, 28:23 . Кол.1:13 ), так равно из уподоблений ее, совершенно одинаковых с уподоблениями, данными Христом Спасителем Своему Царству. Она есть, по их учению, тело Христово, глава которого Сам Христос, а члены – верующие в Него ( 1Кор.12:27 . Еф.5:23–30 ). Она есть здание или храм, краеугольный камень которого Христос, строители·– Апостолы и учители, а камни, составляющие здание, – верующие ( Еф.2:20–22 . Сравн. 1Пет.2:4–7 ). Она есть поле, или нива Божия, на которой один насаждает, другой поливает, а произращает все Бог ( 1Кор.3:6–9 ). Все такие уподобления, почти тождественные с уподоблениями Христа Спасителя, показывают, что и Апостолы, как и Христос, понимали под Церковью общество, имеющее основателем своим Христа Сына Божия и стоящее в самых близких отношениях как к Нему, так и к Богу Отцу, и к Богу Духу Святому. То же самое видно и из тех названий, какие усвоились ими Церкви. Она есть Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею ( Деян.20:28 ). Она есть Церковь Христова ( Еф.5:25–27 ), жилище Святого Духа ( 1Кор.3:16 ), единая по единству духа, веры, крещения и Бога Отца всех ( Еф.4:4–6 ), святая и непорочная ( Еф.5:27 ), столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Будучи открыта каждому, кто призовет имя Господне ( Рим.10:13 ), будет ли он Иудей или Еллин, раб или свободный ( Кол.3:11 ), она, по учению Апостолов, имеет назначением своим то же самое, какое указано Христом Спасителем в притче о лозе виноградной ( Ин.15:5 ), а именно: освящение человека чрез приобщение его жизни Божественной и взаимную поддержку одного члена другим и особенно младшего старшим. Христос, говорит апостол Павел, возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее ( Еф.5:25–26 ). Он поставил, говорит тот же апостол по поводу руководства, одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Во Христе впервые плоть отделилась от греха, была безукоризненна в смысле нравственном и служила средством к освобождению от него и искуплением перед Богом. В человеческой возрождённой природе она также должна быть очищена и служить средством искупления. Плоть верующего должна служить средством к аскетизму и мученичеству. Значение физического тела, как орудия аскетизма, основывается на том, что вообще тело есть средство для обнаружения нравственного настроения. До возрождения оно служило слепым орудием греха, после возрождения оно умерло для греха и стало орудием праведности. И вот теперь, когда в душе происходит борьба между духом и плотью, человеческая воля может воспользоваться телом, как средством против греха. Измождением и порабощением ( 1Кор.5:5 ; Рим.9:27 ) его он даёт торжество духовному началу. Впрочем, аскетическое учение апостола самое умеренное. Общим законом человеческой природы он считает питать и греть плоть ( Еф.5:29 : никто никогда не имел ненависти к своей плоти), а с другой стороны эти попечения о плоти он запрещает превращать в похоти ( Рим.13:14 ). Наконец, он вооружается против ложного аскетизма, на дуалистической подкладке, который саму физическую плоть считал нравственным злом ( Кол.2:23 ). Аскетизм, таким образом, есть повторение внутреннего момента искупления. Но сходство идёт далее. Страдание человеческой плоти имеют искупительное значение для других. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле (σμα) нашем. Ибо мы живые непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти (ν ϑνητ σαρκ) нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» ( 2Кор.4:10–12 ). Для каждого верующего, как члена церкви, есть всегда возможность вспомнить скорби Христовы за церковь в его собственной плоти. Это личное мученичество, искупляющее других, должно развиваться, бесконечно приближаясь к бесконечным скорбям Христовым за церковь ( Кол.1:24 ). Итак, в искупленной и возрождённой жизни человека те же моменты, что и в жизни Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

На эту вечность царства указано и в самом пророчестве: и управлю престол Его до века ( 2Цар.7:13 ). Очевидно, это не могло относиться к царствованию Соломона. Сказано в будущем времени: буду Ему во Отца, потому что предсказывается о человечестве Иисуса Христа, которое воспринято в нераздельное единение с Божественным лицем единородного Сына Божия. 6. Егда же паки вводит первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии. «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Пс.9:7 ). Когда Бог Отец вводит Первородного, то-есть Сына Своего во вселенную, в мир, или на землю, говорит, или повелевает: да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Апостол приводит слова Псалмопевца, чтобы из них показать превосходство Иисуса Христа пред Ангелами. Когда повелевается Ангелам покланяться Ему; то явно, что Он выше Ангелов, – что Он есть Бог. – Иисус Христос называется здесь Первородным по отношению к своему вечному рождению от Отца, как «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), как истинный Сын Божий по существу, а не по усыновлению ( Кол.1:15–18 ). «Вводит Первородного во вселенную». Это означает исполнение предвечного Божеского совета о явлении единородного Сына Божия в мире, или о воспринятии Сыном Божиим естества человеческого от преблагословенные Девы Марии. Св. Златоуст говорит: «Павел называет пришествие Его входом: Егда же, говорит, паки вводит первородного во вселенную, разумея под этим введением воплощение Христово 29 . Из Евангельского повествования о рождении Христа Спасителя и о земной Его жизни знаем мы, как Ангелы Божии поклонялись и служили Иисусу Христу,– служили и при вступлении Его в земную жизнь, и в продолжении земной жизни, во время молитвенного подвига Его в пустыне ( Мф.4:11 ), и в саду Гефсиманском ( Лк.22:43 ), и по воскресении Его из мертвых ( Мф.28:2,5 ), и по вознесении Его на небо ( Деян.1:10 ). И сам Иисус Христос свидетельствовал, что, если бы Он захотел, мог бы призвать легионы Ангелов для защиты Себя от врагов ( Мф.26:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Как это было тогда, так это и всегда: христианство есть жизнь в Духе Святом, а посему и непрестанное явление Святого Духа и Его Божественной силы. В этом – спасение, и освящение, и обожение, и усвоение Христу, ибо Святой Дух Своей Божественной силой препобеждает всякий грех, и всякую смерть, и всякого беса, наполняя человека Богочеловеком, всею полнотою Божиею ( Еф.3:19 ; см. Кол.2:9–10 ). Поэтому святые суть самые убедительные свидетели и самые совершенные проповедники Христова Евангелия: будучи святыми духоносцами, они непрестанно являют силы Святого Духа во всей своей святой жизни, и святых делах, и святых словах. Святое Божие Евангелие успешнее всего проповедуется праведной жизнью. Именно в этом сила евангельской проповеди , а не в убедительных словах человеческой мудрости ( 1Кор.2 – Примеч. ред.) или в «логических доказательствах» людской философии. Ведь людская философия, преимущественно греческая, от Фалеса до Сократа и Платона, до стоиков и Плотина, до Аристотеля и Канта, – вся в убедительных словах человеческой мудрости, вся – по преданию человеческому, по стихиям мира ( Кол.2:8 ). Посему и оставляет она людей и их мысли в безысходной тьме и тени смерти. Посему и не несет она в себе истинного Благовестия, истинного Евангелия для людей, ибо не решает основных проблем человека и мира, которые решает Евангелие. А без этого человек остается бессмертным самоистязателем и самомучеником в собственном демоническом, антропоцентричном солипсизме и замкнутости. Христианская философия жизни, и мира, и всех существ и тварей – вся в Духе Святом и в силе Божией, ибо вся она – в Богочеловеке, Господе Иисусе Христе. Приобретается она верой. «А вера – это принимать то, что никоим образом и никакими рассуждениями постигнуть невозможно». – По своему содержанию христианская вера несравнимо шире и глубже любой человеческой мудрости и любого человеческого знания. И по силе и крепости она Божественно сильнее и могущественнее любой человеческой крепости и силы, ибо вся она – в силе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

79 . Что это за бегство? Конечно, не стопами телесными, потому что стопы принадлежность тела; когда они бегут, они бегут по земле и переходят с места на место. Мы будем спасаться бегством не на кораблях, или колесницах, или конях, которые запутываются и падают, но мы побежим духом, и очами, и внутренними стопами. Приучим наши глаза видеть светлое и ясное, созерцать лик воздержания и умеренности и все добродетели, в каковых нет ничего грязного, ничего мрачного и искаженного. И пусть каждый исследует себя и свою совесть, пусть он очищает свой взор, чтобы не было в нем ничего низменного, ведь то, что видимо, должно быть созвучно тому, кто видит, потому что Бог восхотел, чтобы мы были подобными образу Сына Его ( Рим.8:29 ). Итак, нам понятно, что благо это недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем... ведь и мы Его род ( Деян.17:28 ), как предполагал апостол о язычниках 233 . Само благо, которое мы ищем, единственное благо, ведь никто не благ, как только один Бог ( Мк.10:18 ) 234 . Вот тот взор, который созерцает эту великую и истинную красоту. Лишь здоровый и полный сил взгляд может смотреть на солнце, так и благо может увидеть лишь благая душа. Итак, пусть явится благим, кто хочет увидеть Господа и то, что благо. Давайте уподобимся этому благу и, следуя ему, будем совершать то, что благо. А благо – это то, что превыше всякого действия, превыше всякого ума и разумения Оно то, что всегда пребывает, и к Нему все обращено, в Нем обитает вся полнота Божества ( Кол.2:9 ), и через Него все примиряется в Нем. и, чтобы мы лучше определили, что является благом, скажем, что жизнь является благом, потому что Он всегда пребывает, давая жизнь и бытие всем, потому что источник жизни всех – Христос, о Котором говорит пророк: Под тенью Его мы будем жить ( Плч.4:20 ), теперь же жизнь наша 235 сокрыта со Христом. Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе ( Кол.3:3–4 ). Поэтому не будем бояться смерти, ибо она отдых для тела, а для души или свобода, или отпущение. Не будем страшиться того, кто плоть может убить, а душу не может 236 , потому что мы не боимся того, кто может унести одежду, не боимся того, кто может украсть наши вещи, а нас украсть не может. Итак, мы – души, если мы хотим быть евреями из спутников Иакова 237 , то есть подражателями его. Мы – души, а наши члены – покровы. Эти одежды мы должны хранить, чтобы они не порвались, не обветшали, но тот, кто ими пользуется, должен лучше беречь и хранить себя самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010