Итак, не будем отступать от Святой Церкви Божией, которая содержит столь великие таинства нашего спасения в святом и упорядоченном устроении божественных символов, совершаемых в ней. Благодаря этим таинствам она созидает каждого из нас, соразмерно с его возможностями, живущим по Христу и, даровав посредством святого крещения в Духе Святом благодатный дар усыновления, являет его живущим по Христу. Поэтому со всей силой и усердием покажем себя достойными этих божественных даров, благоугождая Богу добрыми делами. Не будем жить подобно язычникам, не ведающим Бога в страсти похотения (1Фес.4:5), но, как говорит святой апостол, умерщвляя земные члены... блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев. Божий грядет на сынов противления... всякий гнев, ярость... сквернословие и ложь (ср.: Кол.3:5–9 ). Или, короче: всего ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф. 4:22 ), совлекшись... с делами его ( Кол.3,9 ) и похотями, будем ходить достойно Бога, призвавшего нас в Свое Царство и славу ( 1Фес.2, 12 ), и облечемся в утробы милосердия, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу любовью и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как и Господь простил нам. Более же всего облечемся в любовь, которая есть совокупность совершенства, и мир, к которому мы призваны в одном теле ( Еф. 4:2 ; Кол.3:12–15 ). И чтобы не многословить: облечемся в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Живя таким образом, мы сможем достичь цели божественных обетований, с благой надеждой исполниться познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном... принося плод... и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете ( Кол.1:9–12 ). Ясным доказательством этой благодати служит добровольное и добродетельное благорасположение к сродному [нам].

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Итак, не будем отступать от Святой Церкви Божией, которая содержит столь великие таинства нашего спасения в святом и упорядоченном устроении божественных символов, совершаемых в Ней. Благодаря этим таинствам, Она созидает каждого из нас, соразмерно с его возможностями, живущим по Христу и, даровав посредством святого крещения в Духе Святом благодатный дар усыновления, являет его живущим по Христу. Поэтому со всей силой и усердием покажем себя достойными этих божественных даров, благоугождая Богу добрыми делами. Не будем жить подобно язычникам, не ведующим Бога «в страсти похотения» ( 1Фес. 4:5 ), но, как говорит святой Апостол, «умерщвляя земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления… всякий гнев, ярость, скввернословие и ложь» ( Кол. 3:5–9 ). Или, короче: всего «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» ( Еф. 4:22 ). «совлекшись с делами его» ( Кол. 3:9 ) и похотями, будем ходить «достойно Бога, призвавшего нас в Свое Царство и славу» ( 1Фес. 2:12 ) и облечемся «в утробы милосердия, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу любовью и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как и Господь простил нам. Более же всего облечемся в любовь, которая есть совокупность совершенства, и мир», к которому мы призваны в одном теле ( Еф. 4:2 ; Кол. 3:12–15 ). И, чтобы не многословить: облечемся в «нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его» ( Кол. 3:10 ). Живя таким образом, мы сможем достичь цели божественных обетовании, с благой надеждой «исполниться познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном… принося плод и возрастая в познании Господа, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» ( Кол. 1:9–12 ). Ясным доказательством этой благодати служит добровольное и добродетельное благорасположение к сродному [нам].

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

     Думаю, что каждому известно популярное сейчас выражение: «Бог в душе». «В Бога я верю, но в церковь не хожу» — так часто говорят люди. А что сказал бы в ответ на подобное утверждение апостол Павел? В сегодняшнем выпуске нашей рубрики речь пойдет о Послании апостола Павла к Колоссянам. Колоссы — один из древнейших городов, занимавший важное торговое положение и знаменитый изделиями из пурпурной шерсти. К довольно рано появившейся христианской общине Колосс и обращается автор. Причиной написания послания стало некое лжеучение, распространявшееся среди членов этой общины. Апостол Павел не разбирает его подробно, лишь вскользь упоминает основные моменты. Он призывает колоссян твердо стоять в истине: Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходИте в Нем (Кол. 2, 6). Затем автор послания предостерегает своих читателей от увлечения философией, пустыми обольщениями и преданиями человеческими (см.: Кол. 2, 8). Мы не знаем, какие конкретно философские учения и предания имеет в виду апостол. Но из последующей фразы о том, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. 2, 9–10), можно сделать вывод: лжеучители пытались убедить колосских христиан в неполноценности их веры, которая должна быть дополнена какими-то новыми идеями. Видимо, лжеучители также призывали колоссян поклоняться Ангелам, поскольку в послании мы видим следующие слова: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2, 18). Опровергая доводы лжеучителей, апостол Павел говорит о Христе как о полноте всего. В первой главе послания мы можем прочитать древний христианский гимн, воспевающий Христа как Бога и Спасителя (см.: Кол. 1, 15–20). Был ли этот гимн составлен самим апостолом Павлом, или же он использовал уже существовавший текст — неизвестно. Но это ни в коем случае не умаляет важности самого гимна. В нем дается ответ на вопрос: кто же такой Христос и почему христианин не нуждается в чем-то или ком-то другом, кроме Него?

http://pravoslavie.ru/105877.html

Затем мы читаем о том, что христианину нужно отложить все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие и не говорить лжи друг другу(ср.: Кол. 3, 8–9). Думаю, сложно даже представить себе, чтобы Христос сквернословил или лгал. Но если я облекся в Него, как я могу продолжать делать все это? Придя ко Христу, мы должны оставить все старое — снять с себя всю прежнюю одежду греха, лжи, ненависти — и одеться в новое. Причем эта новая одежда всегда будет оставаться новой, поскольку человек, отрекшийся от всего ветхого в себе, как пишет об этом апостол, обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 10). Возрастая в познании Бога, вере и соб­людении заповедей Хрис­товых, мы будем сохранять свою новую одежду в чистоте. По мысли апостола, облечься в Христа — значит облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13). Но самое главное — это облечься в любовь, потому что любовь есть совокупность совершенства (ср.: Кол. 3, 14). Этими добродетелями мы должны свидетельствовать о том, что Христос — наша одежда и мы храним ее чистой и незапятнанной. При этом апостол Павел поднимает еще одну важную тему: христианство стирает все возможные различия между людьми. Он пишет, что нет больше ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос (Кол. 3, 11). Во времена первых христиан, как и сейчас, национальные, культурные, социальные различия играли большую роль. Древние греки — эллины — и завоевавшие весь мир римляне гордились своей культурой, ни во что не ставя необразованных и бескультурных варваров, то есть всех тех, кто находился за пределами границ великого Рима. Иудеи превозносились над другими с той мыслью, что именно они сохранили верность Богу, будучи потомками древнего праведника — Авраама. Свободные гордились тем, что они не рабы. А рабы гордились тем, какому именно господину они служат.

http://pravoslavie.ru/106049.html

«И есть плодоносно и растимо, якоже и в вас, от негоже дне слышасте и разуместе благодать Божию во истине». «Плодоношением благовествования назвал Апостол веру и достойную похвалы жизнь услышавших, а возрастанием – множество верующих». Кол.1:7 .  как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова Кол.1:8 .  Который и известил нас о вашей любви в духе. «Якоже и уведесте от Епафраса, возлюбленнаго соработника нашего, иже есть верен о вас служитель Христов», «иже и яви нам вашу любовь в дусе». Достохвальный муж сей, то есть Епафрас, был их согражданин. Прибыв же в Рим, известил он божественного Апостола и о горячей вере их в Господа, и о том обольщении, в какое ввел их некто. Апостол же украсил Епафраса многими похвалами, назвав его возлюбленным, соработником, верным служителем Христовым, чтобы колоссяне удостоили его большего уважения. Сказал же, что от него узнали они о повсеместном распространении проповеди и о множестве уверовавших в каждом народе. Кол.1:9 .  Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном. Кол.1:10 .  Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в по­знании Бога. Кол.1:11 .  Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью. «Сего ради и мы, от негоже дне слышахом, не престаем о вас молящеся и просяще, да исполнитеся в разуме воли Его». Дознав о вас это от вашего учителя, непрестанно умоляем Бога даровать вам совершенное познание воли Его. А сим дал разуметь Апостол, что несовершенное еще имеют познание, следуя законным наблюдениям. «Во всяцей премудрости и разуме духовнем», «яко ходити вам достойне Господу во всяцем угождении». Просим же о том, чтобы исполнились вы духовной премудрости и делали все угодное Богу. «Во всяцем деле блазе плодоносяще и возрастающе в разуме Божии», «всякою силою возмогающе по державе славы Его во всяцем терпении и долготерпении с радостию». Просим, чтобы приносили вы Богу плоды добрых дел, показали приращение Боговедения и, укрепляемые силою Божиею, пребывали непоколебимыми, благодушно перенося сопротивные треволнения. Ибо слово «терпение» Апостол употребил относительно к противникам, потому что в нем имеем нужду, когда подвергаемся нападениям злочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Это следует понимать в связи с предыдущими заключениями, но при этом еще и четко сознавать, что заповеди – не юридический кодекс и не совокупность моральных предписаний, абстрактных и a priori заданных или разработанных, исходя из человеческого опыта, каким бы выдающимся он ни был. И тем более они не сродни поучениям мудрых мира сего, которых советует остерегаться апостол Павел: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира ( Кол. 2:8 ). Сам Христос подчеркивает бессодержательность и пустоту, присущую этим учениям, говоря о тех, кто их исповедует: Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Мк. 7, 7 ; Мф. 15:9 ). Они не могут спасти, так как не выходят за пределы человеческого: Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения ( Пс. 145:3 ). Заповеди Христа, напротив, обладают спасительной и обоживающей силой, так они по природе божественно-человеческие, основанные на Самой Личности Сына Божия, ставшего человеком. Поэтому апостол Павел тем, кто опирается на предания человеческие, на стихии мира, противопоставляет того, кто опирается на Христа 2684 , при этом тут же добавляя: Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ). Все это предваряется у него такими словами: Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением ( Кол. 2:6–7 ). Давая заповеди, Христос дает не только предписания, но и, исполняя их в совершенстве, дает Своими словами, Своими действиями и всей Своей жизнью образец человеческих поступков и поведения в совершенном виде, полностью здравом и святом, то есть в богочеловеческом. Христос в Своей Личности, соединяющей человеческую и Божественную природы, показывает нам истинного человека – нового человека, созданного по Богу ( Еф. 4:24 ), который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол. 3:10 ), показывает нового Адама, не только восстановленного, но еще и приведенного к совершенству через полное единение с Богом. И Он позволяет нам, если мы сами исполняем заповеди, действительно уподобиться Ему, полностью стать похожими на Него, быть подражателями Богу 2685 , и не внешне, как можно было бы подражать мудрецу или герою, но именно облекшись в Него 2686 , позволяет быть причастными Его обоженному человечеству, стать причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   (50, 1) Итак, «мудрость мира есть безумие пред Богом» (1Кор. 3:19), ибо «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор. 3:20). Так что никто не заслуживает славы только лишь за свой превосходный ум. (2) Хорошо на этот счет написано у Иеремии: «Да не хвалится мудрый мудро­стью своей; и да не хвалится сильный силою своей; и да не хвалит­ся богатый богатством своим. Но да хвалится хвалящийся разу­мением и знанием того, что я есть Господь, творящий милость и суд, и правду на земле, ибо в этом воля Моя, говорит Господь» (Иер. 9:22—23). (3) «Дабы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, который избавил нас от столь близкой смерти» (2Кор. 1:9—10) и «чтобы вера наша была не в мудрости людской, но в силе Божией» (1Кор. 2:5), ибо «духовный судит обо всем, а о нем судить не может никто» (1Кор. 2:15). (4) Внимай и другим словам апостола: «Это говорю я для того, что­бы кто не прельстил вас вкрадчивыми словами» (Кол. 2:4) и чтобы не вкрался «увлекающий» (Кол. 2:8). (5) И опять: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию челове­ческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). (6) Не всякую философию он здесь имеет в виду, но только эпикурейскую (о которой упоминает апостол Павел в Деяниях апостолов (Кол. 17:18), осуждая ее за то, что она отрицает провидение и обожеств­ляет чувственные удовольствия), а также такие философские учения, которые первоэлементы считают несотворенными, а о творце даже и не говорят вовсе. (51, 1) Сюда же относятся и стоики, о которых также упоминает апостол (Агг. 13:18) и которые лживо учат о Боге, что он есть субстанция телесная и проникает собою всю, даже грубейшую, материю. (2) «Преданием» же «человеческим» апостол называет речь чрезмерно изощренную, почему и пи­шет о ней: «Юношеских споров избегайте» (Вероятно, аллюзия на 2Тим. 2:22), ибо подобные со­стязания есть всего лишь ребячество. «Доблесть — это не ребяческие забавы», — говорит Платон . (3) А согласно словам Горгия Леонтийского, «состязание требуют двух способностей: дерзости и мудрости; первая противостоит опасностям, а вторая же проникает в скрытый смысл. Ибо Логос, подобно глашатаю» на Олимпийских играх, «хотя и зовет всех желающих, но увенчивает только способного победить» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И если когда, то именно в эти праздничные дни каждый истинно верующий во Христа должен посвящать себя на служение Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях: Лк.24:53 ; Деян.20:7 . И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники ( Кол.2:16 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании праздничных дней О праздниках вообще Гал.4:9–10 . «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». Объясн. Галаты приняли проповедь о Христе от апостола Павла, оставили язычество и утверждались в христианской вере. Но среди Галат, в отсутствии апостола, появились Иудействующие лжеучители: Гал.1:7 , которые старались унизить апостола Павла и убеждали Галат принимать обрезание и соблюдать закон Моисеев, т.е. чтить праздники и посты не христианские, а иудейские, посему апостол и укоряет Галат за их совращение: Гал.1:6 . Нужно было достигнуть того, чтобы Галаты держались главы – Христа, не обольщаясь и не надмеваясь самовольным и бесполезным служением: Кол.2:18–22 . К праздникам и постам христианским эти слова апостола не могут относиться уже по одному тому, что сам апостол соблюдал посты: 2Кор.6:5:11:27 , чтил богослужением «первый день недели» (Воскресение): Деян.20:7 , и повелевал не осуждать за праздник: Кол.2:16 . Кол.2:16 . «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Объясн. Здесь говорится о праздниках, которые суть – тень будущего: ст.17, т.е. праздниках ветхозаветных, как, например, Суббота: Исх.31:14 , Пасха: Исх.12:11–14 ; понятно, эти праздники не имеют места в христианстве, где уже сами апостолы заменили субботу следующим за ней днём воскресным: Деян.20:7 ; Откр.1:10 ; так же и Пасха наша, Христос, заклан за нас: 1Кор.5:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Кол.4:7 .  О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе. Кол.4:8 .  Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши. Кол.4:9 .  С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем. «Яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе», «егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша», «со Онисимом, верным и возлюбленным братом, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде». Онисим был слуга Филимонов. Божественный Апостол, огласив его в темнице, послал к господину. Поскольку же в послании говорил, что намеревался удержать его при себе, однако же не захотел сего сделать без воли Филимона, то, как вероятно, Филимон возвратил Онисима. Но божественный Апостол снова послал его с Тихиком, уже как сделавшегося споспешником проповеди. Мудрость же Апостола можно дознать и из того, что известить о нем поручил обоим (так как говорит: «вся вам скажут, яже зде»), а утешать предоставил одному Тихику, ибо говорит: «да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша». Поскольку знали, что Онисим раб, и, вероятно, огорчились бы тем, что вчера и за день бывший рабом вдруг признан способным утешать и учить целую Церковь , то Апостол сказал, что послан на это один Тихик. А возвестить об Апостоле нашел приличным для обоих, и Онисиму оказывая сим честь, и не оскорбляя колоссян. Кол.4:10 .  Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его). «Целует вы Аристарх спленник мой». Он родом был из Фессалоники, как извещает блаженный Лука, и пришел с Павлом в Иудею, оттуда же отправился с ним в Рим. Апостол назвал его спленником как сообщника в перенесении страданий. «И Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его». И сие дает знать, что Апостол, видев уже колоссян, написал послание, потому что после спора, бывшего у него с блаженным Варнавою о Марке, преподавал он учение в Фригии и Галатии. Посему вероятно, что в это время дал о них и заповеди. Повелевает же, когда придет, удостоить его чести, какая принадлежит учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Кол.4:7 . О мне все скажет вам Тихик, И это свидетельствует о мудрости Павла. Он помещает в своих посланиях не все, но только то, что необходимо и в чем настоятельная нужда, – и это потому, во-первых, что не хотел слишком распространять их; во-вторых, чтобы и отходившему с посланием было что рассказать; в-третьих, показывает, как сам он расположен к нему, потому что в противном случае не сделал бы ему такого доверия. Наконец, было что-нибудь такое, чего не нужно было объявлять письменно. возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, Если возлюбленный, то он знал все; если он верен, то ни в чем не будет лгать; если сотрудник, то участвовал в искушениях. Кол.4:8 . которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, Здесь апостол показывает свою любовь к ним, если и в самом деле для того послал его, чтобы узнать об их делах, а не для того, чтобы известить их о своих; кроме того, и для того, чтобы утешить их. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях и нуждаются в утешении. Кол.4:9 . с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Онисим – это раб Филимона. Какой чести и какого уважения он достиг, так что братом Павла называется. И Павел не стыдится называть себя братом раба. Далее, в похвалу города их прибавляет: «который от вас», чтобы и они считали себе за честь, что представили такого человека. Они расскажут вам о всем здешнем. То есть об узах моих и о всем прочем, удерживающем меня здесь. Если бы не это было, я прибыл бы к вам сам. Кол.4:10 . Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, Это тот Аристарх, который отведен был вместе с ним из Иерусалима. Павел сказал более, чем пророки, потому что они называли себя странниками и пришельцами, а он называет себя даже пленником. Ибо, действительно, его так же, как пленника, гнали и влачили, даже хуже; потому что взявшие в плен заботятся о пленниках, как о своей собственности: его же, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали. А для них (то есть его слушателей) это должно было служить утешением, ибо и учитель их находится в подобных же обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010