И в наше время настойчиво нужно предостерегать от теософических ясновидений. Если желаете иметь Бога живого, Отца Небесного, Творца и Промыслителя, спасающего, милующаго и карающего, дающего нам свою благодать, то остерегайтесь теософии. Вы любите Христа, Сына Божия, Спасителя и Искупителя мира, кровью Своей нас омывшего от грехов наших, а потому не прельщайтесь теософией. Вы члены Церкви – Тела Христова, вы имеете благодатные таинства, вы верите в суд, мздовоздаяние, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, а потому не обольщайтесь теософией. Если желаете сохранить нравственную свободу, если не хотите терять нравственной энергии в пустом самообольщении, что рано или поздно вы все-таки достигнете совершенства, то берегитесь теософии. Страшны теософам слова Апостола: «человеком положено однажды умереть, а потом – суд» ( Евр.9:27 ), «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ), но эти слова – откровенная истина, истина безусловная. Любят теософисты ссылаться иногда на места Писания, но эти же слова в корне разрушают их учение. К чему нам какая-то теософическая мудрость, когда Христос «соделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). Обличая колосскую теософию, Апостол говорит, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). Эта премудрость дается не каким-то «посвященным» или адептам, а Апостол проповедует Христа, «вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» ( Кол.1:28 ). Теософия любит гордиться своим оптимизмом. Но, какой это оптимизм, чем он достигается, мы уже видели раньше. И христианство , заметим, вовсе не пессимистично. Оно говорит о конечном торжестве добра, правды, света, истины; история человечества – есть постепенное преодоление царством Божиим царства тьмы. Но торжество добра вовсе не исключает существования тех, кто служил злу, т.е. злых. Иначе и быть не может, если существует нравственная свобода, нравственное самоопределение, – если нравственное развитие не совершается с такой необходимостью, «с какой семя травы дает траву, а семя дуба дает дуб» 13 . Страшилищем для теософии является вечность мучений; от этого страха, как мы видели, теософисты считают себя избавленными. Но, за то они избавлены и от подлинных духовных радостей: нет ада, но за то нет и неба, нет личного Бога, нет личного бессмертия и жизнь, по закону кармы, превращается в какое-то странствование, необходимо ведущее к слиянию с абсолютным. Не знают теософисты внутренних необычайных переломов в жизни человека, не знают по истине чудесного обновления, возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

основное заблуждение иеговистов сводится именно к этому кульминационному моменту в их вероучении. Учение об истинном Божестве Христа: Мф. 1:23 ; Ин. 20:28 ; Рим. 9:5 ; 1Тим. 1:1; 2:3; 4:10 ; Тит. 1:3; 3:4 . Из сравнения ветхозаветного пророчества Иоиля ( Иоил. 2: 32 ) с Посланием к римлянам ( Рим. 10: 18 ) ясно, что Господь Иегова Ветхого Завета есть Господь Иегова Иисус Христос Нового Завета, потому что один и тот же стих употреблен в Ветхом Завете в отношении к Богу Иегове, а в Новом – в отношении ко Христу. Каким же образом производится искажение библейского текста Бруклинской Корпорацией? 1. Использованием перефразировок. Например, греческое слово «en», неоднократно встречающееся в Евангелии от Иоанна (в 15 главе), которое переводится как «во» (en emos перефразировано иеговистами как «в союзе со Мной»). И получается не: «Да будет все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» ( Ин. 17:21 ), но получается так: «Да будут все едино, как Ты, Отче, в союзе со Мной, и я в союзе с Тобой»... 2. Безосновательным дополнением текста словами, которых в греческом первоисточнике нет вообще. Такие привнесенные слова переиначивают смысл стиха. Например, в Кол. 1:16, 17 было вставлено слово «иной», меняющее значение стиха: «Ибо Им создано все иное... все иное Им и для Него создано. И Он (Иегова) есть прежде всего иного, и все Им стоит» (ПНМ). Здесь «Перевод Нового мира» (ПНМ) говорит об Иегове и целью своих вставок имеет показать Иисуса тварным существом, а не Богом. 3. Сознательно искаженным переводом греческих слов. Таким образом «подгоняется» перевод под теологию иеговистов. Например, Ин. 8:58 показывает вечную природу Христа: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь (Иегова)». Иеговисты (ПНМ): «До того как стал существовать Авраам, Я бывал» (?). Такой перевод как бы изменяет вечную сущность Христа на существование тварное (об этом уже было сказано выше). Или Кол. 2:9 иеговисты пишут: «Ибо в Нем обитают все Божественные качества телесно», – сравните с евангельским текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Марта 9 ч. дня, проехали через Владимир не выходя из повозок, так торопились. А текстами этого дня были опять слова Апостола Павла: И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одно тело, и благодарны будьте ( Кол.3:15 ). Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца н Господа Иисуса Христа ( Еф.6:23 ). Извольте прочитать Филип. гл. 4, ст. 6 и 7, и вы увидите, в каком согласии с этим текстом Кол. гл. 3, ст. 15−17, сказано: Да владычествует в сердцах ваших мир Божий. Это значит: предайтесь миру Божьему, дабы правительствовал в ваших сердцах, и управлял их в священный союз любви, в котором вы пребывая, были бы одно тело Христово, то есть, единая церковь Его. И благодарны будьте,·– прибавляет Апостол. Мудрое наставление, основанное на глубоком знании сердца человеческого. И кто же может знать это сердце, как Бог знает его, потому что Бог больше сердца нашего, и знает все ( 1Ин.3:20 ), а Св. Апостолы имели ум Христов, и были научаемы Духом Божьим (1 Kop.2:9−16). Итак, с каким намерением Св. Павел, руководствуя первых к единению в союзе мира и любви, говорит притом: и благодарны будьте? Разные противности разливают горесть по стезям взаимных соотношений и между верными. Отсюда возмущение против правительствующего мира Божия в сердце, а за этим что следует обыкновенно, о том горестно помышлять и говорить. Теперь видите ли мысль Духа Божия в словах Апостола? Благодарением услаждается все, огорчаемое противностями, благодарением погашается пламя вспыхнувшего самолюбия. Итак, учитесь быть благодарными и пред Богом, и друг пред другом. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» – говорил праведный Иов жене своей ( Иов.2:10 ). Видите, как в душе его чувствование настоящих скорбей и злостраданий было умеряемо и укрощаемо воспоминаниями о прошедших радостях жизни, как о милостях Божьих? «Но любящим Бога все споспешествует ко благу – провозглашает Апостол Павел, – посему они и Бога благодарят за все («Слава Богу о всем» – любил восклицать Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога», хотя «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин. 4:7, 12 ). Бог видим в явлениях Его Славы, но бытие Божие лишь частично открывается в Славе Божией. Опыт благодатной любви дает нам знание Божественной жизни, ибо она есть любовь. Однако, любовь к Богу по мере своего возрастания дает нам и многостороннее знание Бога, так как любовь есть единение, следовательно, в любви мы соединяемся с Богом и познаем Его всего, сколько это возможно для нас. До тех пор, пока возможно любить Бога, можно и знать Его. Без любви богопознание, даже созерцательное, остается внешним. Только любовь может проникнуть в бытие Божие, делая нас причастниками этого бытия… Когда сердца наши соединены в любви, мы можем познать «тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2:2–3 ). Тут Апостол провозглашает одно из главнейших начал Православия: познание Бога и Его откровения возможно только в единстве Церкви. Любовь необходима для богопознания, а любовь нераздельна: равнодушие или ненависть к людям несовместимы с любовью к Богу ( 1Ин. 4:20–5:3 ). Без любви нет духовного единения, а без единства христиан возможно только индивидуальное познание, поневоле бедное и ненадежное. Единый Бог познается только в единстве. Новый Завет воспевает любовь, как высочайшее совершенство ( Кол. 3:14 ). Она есть источник бытия, единение сущего, начало всякого добра; она «никогда не перестанет» ( 1Кор. 13:8 ). Любовь обнимает все положительные формы жизни: знание, смирение, доброту, мир, святость, творчество. «Все у вас да будет с любовью» ( 1Кор. 16:14 ). Любовь исключает зло ( Рим. 13:10 ). «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его!» ( 1Кор. 2:9 ). Не есть ли «венец жизни», уготованный любящим Господа ( Иак. 1:12 ), – Сам Бог? Молитва. В Новом Завете нет особого сборника молитв, подобного книге Псалмов. Число молитв, приведенных в Новом Завете, невелико и они большей частью кратки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

«Если только пребываете... в вере и не отпадаете от надежды Евангелия» во всех скорбях, и страданиях, и ранах, и темницах за Христа, присно «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:2 ), неуклонно «стремясь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:14 ); «если только пребываете тверды и непоколебимы в вере» – во всех ее истинах, и святынях, и Святых Таинствах, и святых добродетелях, и святых силах, – то она вас освятит и «представит вас святыми и непорочными и неповинными» пред Христом и к тому же возведет в такие благовестия и радости, каких ни глаз человеческий никогда не видел, ни сердце не могло себе представить (см. 1Кор.2:9 ). Всеблаговестие Христовой Церкви объемлет и подобные Христовым страдания членов Церкви как «сопричастников» ( Еф.3:6 ) Богочеловеческого, Христова тела. Ибо в этом пресвятом теле они переживают страдания Спасителя как составную часть своего подвига спасения. И причем – как необходимую составную часть. Доказательство? – Сам Господь и Бог уделил столь многозначительное место Своей крестной смерти и Кресту в Богочеловеческом домостроительстве спасения мира. Страдание за Христа, сострадание христиан Христу – вот спасение. Каждый спасаемый должен пережить страдания Спасителя как свои собственные: сораспяться Христу, уподобиться Ему в страданиях и смерти, дабы стать Ему подобным и в Воскресении (см. Рим.6:5 ; Флп.3:10–11 ). Чем ревностнее христианин, тем глубже и полнее (букв. «всестороннее». – «Примеч. пер.») воспринимает он спасительные страдания как свои собственные. Ему никогда не достаточно страданий за Христа. «Я сораспялся Христу», – утверждает святой Апостол ( Гал.2:19 ). А колоссянам пишет: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас» ( Кол.1:24 ). Спасительные страдания должны быть выстраданы. И даже много пострадав за Господа Иисуса Христа, христолюбивый Апостол «восполняет – недостаток в плоти своей скорбей Христовых». Каким образом? – Страдая за колоссян, которые суть «Тело Его», то есть Тело Христово= Церковь ( Кол.1:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если закон следует понимать только в буквальном смысле, то, несомненно, окажется, что в соответствии с обещанным сыны Израилевы обретают меньше, чем у них было, – ведь они получали манну с небес. Когда они оставили пищу, взятую из Египта, то обрели лучшую – небесную манну. Выходит, что, когда иссякла лучшая пища, им дали худшую, если не принять более верное и возвышенное, духовное, а не буквальное понимание. Пока же, после того, как Иисус привел свой народ в святую землю и все очистились 9 , он совершает Пасху. 2 . Сказано: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел» ( Нав.5:13–14 ). Итак, подняв глаза, Иисус видит вождя воинства Господня, словно он не видел вовсе, прежде чем не взглянул на вождя воинства Господня. И когда Иисус посмотрел на него, то узрел в нем не простого человека, но облеченного определенной властью. Иисус, не уверенный в том, принадлежит ли стоящий перед ним Божественным или враждебным силам, вопрошает: «Наш ли ты или из неприятелей наших?». Тот отвечает: «Нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел». Услышав это, Иисус «поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). Чему через это Иисус научает нас? Всему тому, что и Апостол говорит: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). Таким образом, Иисус узнает не только то, что от Бога, но и Самого Бога. Ибо если бы он не узнал Бога, то не поклонился бы. Ибо кто еще может быть вождем воинства Господня, если не Господь наш Иисус Христос ? Ведь всякое воинство небесное, будь то ангелы или архангелы, «престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» ( Кол.1:16 ; ср. Кол.2:10 ), все, что Им создано, ведет войну под командованием Самого Вождя, Который есть Вождь вождей и Кто раздает царства царям. Ибо Сам Он говорит в Евангелии: «Возьми в управление десять городов» ( Лк.19:17 ), и другому говорит: «Ты будь над пятью городами» ( Лк.19:19 ). Он – Тот, Кто «возвратился, получив царство» ( Лк.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В особенности сердце, – как это принято и в нашем образе выражения –служит у Ап. Павла седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нем находит выражение чувство печали Рим.9:2 : «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Еф.5:19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол.3:16 , Чувство утешения находит свое седалище здесь же Еф.6:22 : «послал к вам Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор.2:2, – равно также и чувство мира Кол.3:15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Флп.4:7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим.1:5 : «цель увещания есть любовь от чистого сердца». Рим.10:1 : «благоволение (εδοκα) моего сердца» (если слово εδοκα здесь перевести «благоволение» Ср. 2Сол.3:5 ). Предмет любви тоже пребывает в сердце 2Кор.7:3 : «вы в сердцах наших», ср. Флп.1:7 , и остается в сердце вопреки пространственному отдалению Сол.2:17: «мы братие, были разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радостные аффекты расширяют сердце 2Кор.6:11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор.2:4 : «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор.4:5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Рим.1:24 употреблено выражение «похоти сердец». Твердая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается как «твердость», «непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Еф.4:18: «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем о твердой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Сол.3:13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол.2:17 сказано: «да утешит ваши сердца и утвердит во всяком слове и деле благом». О человеке, который уже твердо стоит в добром направлении воли, говорится 1Кор.7:37 : «кто непоколебимо тверд в сердит своем... тот хорошо поступает».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Блаженный Апостол посему имел все основания советовать нам не вдаваться в словопрения, ничем не сопровождающияся кроме как вредом для слушателей. Непотребного пустословия он увещевает удаляться. Своими речами такие люди лишь умножают беззакония. Их учение, как рак распространяясь незаметно, влечет за собой растление нравов ( 2Тим. 2:14, 16, 17 ). 11. От какого рода мирской мудрости и философии заповедует уклоняться Апостол? Итак, названная (выше) мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Знает Господь, что умствования сих мудрецов суетны ( 1Кор. 3:19,20 ). Никто посему пусть не хвастается человеческим знанием ( 1Кор. 3:21 ), с ним вперед выставляясь. Хорошо на этот счет написано y Иеремии: Да не хвалится мудрый мудростию своею; и да не хвалится сильный силою сеоею; и да не хвалится богатый богатством своим. Но да хвалится хвалящийся сего разумением и знанием, что Я есмь Господь, творящий милость и суд и правду на земле. Ибо только на это воля Моя, как говорит Господь ( Иер. 9:23, 24 ), и как объясняет оную Апостол, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, который избавил нас от столь ужасной смерти (2Kop. 1:9,10), дабы вера наша основывалась не на мудрости людской, но на силе Божией (1Kop. 2:5), ибо духовный судит о всем, a о нем судить не может никто (ст. 15). Внимай и этим словам Апостола: Это говорю я для того, чтобы кто не прельстил вас вкрадчивыми словами ( Кол. 2:4 ) и чтоб кто не увлекся пустым обольщением (ст. 8). И опять: Смотрите, чтоб кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, no преданию человеческому, no стихиям мира, a не no Христу ( Кол. 2:8 ). Философию же осуждает здесь Апостол не всю, a только Епикурейскую, о которой упоминает Павел и в кн. Деяний Апостольских ( Деян. 17:18 ), ее за то осуждая, что она отрицает провидение и зачисляет в число богов чувственные удовольствия. Но тому же порицанию подлежит и всякая другая философия, если она чтит стихии, не признавая сотворенности за ними, но бытие и самого Творца отвергая. И Стоики сюда же относятся, о коих также упоминает Апостол ( Деян. 13:18 ) и которые лживо учат о Боге, что Он есть субстанция телесная и проникает собою всю, даже и грубейшую, материю 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Апостол проповедует отложение этих (дел), и о тех, которые их делают, так как они суть только плоть и кровь, говорит, что не могут наследовать царства небесного. Ибо душа их, склоняясь к худшему и погружаясь в земные похоти, становится причастною того наименования, которое им принадлежит; и, заповедуя отложить их, он опять говорит в том же послании: «совлекшись ветхого человека с делами его» ( Кол.3:9 ). Это говоря, он не отвергает древнего создания; иначе нам следовало бы разлучаться с этой жизнью чрез самоубийство. 4. И сам Апостол, будучи образован в утробе и из нее вышедший, писал нам и исповедал в послании к Филиппийцам, что «жизнь во плоти (доставляет) плод делу». Плод же дела Духа есть спасение плоти. Ибо, какой другой видимый плод невидимого Духа, как не тот, что он делает плоть зрелою и способною к нетлению? И так. если (он говорит, что) жизнь во плоти «доставляет плод делу моему», то словами: «совлекшись ветхого человека с делами его», он не презирал существа плоти, но указывал на отвержение нашего прежнего образа жизни, который ветшает и повреждается, и поэтому прибавил: «и облекшись в нового человека, который обновляется в познание по образу Создавшаго его ( Кол.3:10 ). Словами: «который обновляется в познание», он показал, что тот самый человек, который прежде был в неведении, т. е. неведущим Бога, обновляется чрез познание Его. Ибо познание Бога обновляет человека. И словами: «по образу Создателя», он показал восстановление того же самого человека, который вначале создан по образу Божию. 5. А что он, Апостол, был тот же самый человек, который родился из утробы, т. е. ветхое существо плоти, он высказал в послании к Галатам: «когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы Я благовествовал Его язычником» ( Гал.1:15–16 ). Не иной был родившийся от утробы, как я уже сказал, а иной благовествовавший Сына Божия, но тот, который прежде не знал и гнал Церковь , после откровения ему с неба и беседы с ним Господа, как я показал в третьей книге, благовествовал Сына Божия Иисуса Христа, распятого при Понтие Пилате; потому что прежнее его неведение было вытеснено последующим познанием, как слепые, исцеленные Господом, потеряли слепоту, но возвратили совершенное существо глаз, и теми же самыми глазами, которыми прежде не видели, стали видеть, потому что устранена только темнота от зрения, а сохранено существо глаз, чтобы опять, видя теми глазами, которыми прежде не видели, благодарили возвратившего им зрение, и сухорукие и все исцеленные не изменили членов, вначале полученных от утробы, но получили те же самые члены в здравости.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Термин «μορφ» близок понятию «образ» (εκν), которое приобретает в посланиях апостола Павла очень богатое богословское содержание. Слово «oбpaз«(eiKcov) употребляется и для описания отношения Христа к Отцу, и когда апостол говорит о все возрастающем уподоблении христиан Христу. В удивительных словах ( 2Кор.3:18 ; Рим.8:29 ) апостол Павел учит о том, что, при содействии Господа, христианин постепенно изменяется от славы в славу во образ первородного Сына. Быть сообразным Сыну по извечному предведению Отца ( Рим.8:29 ) – это также результат невидимого действия Духа, Который воздыхает в сердцах наших ( Рим.8:26 ). Эти отрывки учат о Христе как Образе Божьем в контексте личного опыта уподобления Господу и уверенности в предвечном Сыновстве Христа. В Послании к Колоссянам изложено главное учение о Христе как Образе Божьем. Он воспевается в тексте гимна как Тот, Кто »...есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:15–20 ). Является ли этот гимн традиционным для еще допавловского времени, или же на его составлении лежит отпечаток христологии посланий из уз? Здесь апостол далёк от гностической мысли о предсуществовании Господа. Христос, Перворождённый прежде всякой твари, Первенец из мертвых, умерший и воскресший, примиряет всякую тварь с Отцом кровью, пролитой на Кресте. Церковь , главой Которой Он является, есть начало нового зона. Во Христе обитает вся полнота: как церковная и космическая, центром и исполнением которой Он является; так и полнота Божественной жизни, которая живет в Его Теле, как в храме: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть Глава всякого начальства и власти» ( Кол.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010