В иоанновских писаниях свидетельство о действии в нас Духа всеобъемлюще: оно касается всех уровней и способов нашего существования. В исповедании Иисуса Христа Господом в Духе обновляется весь наш ум; это исповедание исходит из пламенного сердца: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем... Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:8–9 ). Исповедание Иисуса не является только умственным, оно погружено в молитву, в призывание Имени: «Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется» ( Рим.10:13 ). В свою очередь, апостол Павел молится, чтобы отныне Духом Отца «крепко утвердиться... [нам] во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца [наши]... укорененные и утвержденные в любви» ( Еф.3:16–18 ). В Духе происходит соединение нас со Христом и вселение Христа в наши сердца. Жизнь во Христе приобретает у апостола Павла удивительную яркость. Апостол с дерзновением, присущим сынам Божьим, не колеблясь провозглашает превосходство и свободу духовного человека, который «судит о всем, а о нем никто судить не может» ( 1Кор.2:15 ). Стяжание «ума Христова» – это то, к чему апостол призывает своих учеников: «в вас должны быть те же чувствования, как во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Это есть дар Святого Духа, Который делает нас чадами Божьими, сонаследниками Христа ( Флп.2:5 ). Отныне мы «умерли со Христом для стихии мира» ( Кол.2:20 ) и «воскресли со Христом» ( Кол.3:1 ). «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:1–3 ). Итак, те, которые во Христе Иисусе, освобождены от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ), они живут в Духе. Более того, сам Божественный Дух, Дух Христа живет в них ( Рим.8 ). Дух Святой вводит нас в сыновство Отца, в наследие Христа, одним словом, в общение Пресвятой Троицы ( Рим.8:16–17 ). 4 . Приобщение в Духе. Новая жизнь в Духе Христовом неотделима в христианской общине от братской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

(4) Логос не желает, чтобы верующий в него оставался бездеятельным. «Ищите, – говорит он, – и найдете» ( Мф. 7:7 ), налагая однако ограничения на поиски, не ведущие к обретению, изгоняя пустую болтовню и одобряя созерцание, которым наша вера и утверждается.(5) «Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» ( Кол. 2:4 ), – сказано у апостола. Ясно, что он внушает внимательно вдумываться в речи таких людей и к предлагаемому ими учению относиться с недоверием. (52, 1) «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в нем, будучи укоренены и утверждены в нем и укреплены в вере» ( Кол. 2:6–7 ). Твердым основанием веры служит убеждение. «Смотрите, чтобы кто не увлек вас» от веры во Христа «философией и пустым обольщением», отрицающим провидение «по преданию человеческому» ( Кол. 2:8 ). (2) Философия, согласная с божественным преданием, признает и утверждает Провидение. Но попробуйте отказаться от Провидения, и весь божественный план и пришествие Спасителя покажется вам всего лишь басней, и будете вы носиться скорее «по стихиям мира сего», нежели «по Христу». (3) Ибо учение, следующее Христу, признает Бога творцом и работу Промысла его видит даже в мелочах, стихии же считая вещами по своей природе тварными и изменчивыми 49 . Оно учит нас, насколько возможно, вести жизнь, подобную Богу 50 , по божественному плану строя все наше образование. (4) Некоторые же чтят стихии, поклоняясь, как Диоген, воздуху, как Фалес, воде или, как Гиппас, огню. Другие называют первоэлементы атомами. Но все они лишь прикрываются именем философии, будучи на самом деле людьми безбожными и любострастными. (53, 1) «Посему о том молюсь, – говорит апостол, – чтобы любовь ваша все более и более возрастала в познании и всяком чувстве, дабы познавать вам большее» ( Флп. 1:9–10 ). «Так как мы, доколе были в детстве, – говорит тот же апостол, – были порабощены вещественным началам мира. Младенец, хотя и наследник есть, ничем не отличается от раба, до срока, отцом назначенного» ( Гал. 4:3 ). (Эта несколько вольно перифразированная цитата из Послания к Галатам отражает норму римского права. – Прим. переводчика.) (2) Философы – это те же дети до тех пор, пока не стали мужами во Христе. Ибо, хотя и «сын рабыни не будет наследником с сыном свободной» ( Быт. 21:10 ; Гал. 4:30 ), он все же останется истинным семенем Авраама, получающим в отличие от сына по обетованию свой особый дар. (3) «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла, ибо всякий, питаемый молоком, еще не сведущ в слове правды, потому что он младенец» ( Евр. 5:13 ) и еще не знает учения, в которое уверовал и по которому действует, будучи не в состоянии дать отчет в нем. (4) «Все испытывайте, – говорит апостол, – хорошего держитесь» ( 1Фес. 5:21 ), обращаясь к духовным, которые все предлагаемое им под видом истинного учения исследуют, истинно ли оно на самом деле. ( 1Кор. 2:14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Лк.9:23 . «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной». Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только Крестом: Гал.6:14 ; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мк.15:21 ; Евр.13:13 ; Ин.3:14–15 . 1Пет.2:24 ; ср. Кол.2:14 . «Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились». Объясн. Грехи наши на древо Сам Господь вознёс «Телом Своим», бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко Кресту»: Кол.2:14 ; Еф.2:16 . Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился: 1Ин.3:5 , и если истреблением рукописания не осквернено учение Христово, или Евангелие, то не осквернился и Крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на Крест Господь вознёс грехи и рукописание Телом Своим, то Святость Тела Христова превозмогла всё нечистое, уничтожила на Кресте грехи и рукописание: Срав. Еф.2:16 , а самый Крест честной Кровью Господа освятился: Кол.1:19–20 . Крестом Христовым апостол даже хвалится: Гал.6:14 , и только погибающие смущаются: 1Кор.1:18 . Гал.6:14 . «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира». Объясн. Здесь вразумление для хулителей креста. Если бы кто сказал, что апостол хвалится не крестом, а Господом, который был на нём распят, тому ответим: в том-то и заключается слава креста, что он называется у апостола вместо Самого Христа или служит знамением Самого Распятого и кто поклоняется кресту, тот чрез сие поклоняется Христу. Подобна сему слава имени Христова, о Котором сказано, что пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних: Флп.2:10 , что только Им одним надлежит спастись нам: Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

с. Эсхатология в Кол. и Еф. В более ранних Посланиях апостола Павла эсхатологическое исполнение рассматривается как событие будущего, при этом не уточняется, близкое это будущее или далекое (1Фес. 4:13–5:11; 2Фес. 2:1–12; 1Кор. 15:20–28 и др.). Воскресение Христово трактуется в них как несомненный залог нашего собственного воскресения в конце времен (1Фес. 4:14–18; 1Кор.15:12–28). В Послании к Римлянам апостол Павел писал, что очищение и оправдание были нам дарованы благодаря Христу, однако окончательное спасение – дело будущего: «… ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем белее, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:9–10). В Кол, и Еф. эта тем трактуется иначе: в Еф., в частности, содержится следующий удивительный текст: «(Бог) нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–6). Спасение не дело будущего, но уже сейчас существует в Церкви. У выдающихся современных экзегетов, таких как Дод, Бултман, а вслед за ними и у других, в данной связи (то есть для трактовки этих Павловых текстов, а также Евангелия от Иоанна) был принят термин «наступившая» эсхатология. Вместе с тем, очевидно, что в других новозаветных текстах засвидетельствованы эсхатологические чаяния, обращенные к будущим временам (мы имеем в виду эсхатологические отрывки синоптических Евангелий (Мк.13:1–37; Мф. 24–25; Лк. 21:5–38 ; первые Послание ап. Павла; 1Петр. и др.). Протестантский экзегет Иеремиас предложил выражение «sich realisierende Eschatologie» («эсхатология, находящаяся в процессе осуществления»). Православный богослов Флоровский говорил о «наступившей» эсхатологии, имея в виду, что «уже исполнившееся во Христе» является залогом будущего исполнения. д. Вопрос подлинности и место написания Кол., Флм. и Еф. Существующие точки зрения на проблему подлинности этих Посланий во многом зависят от того значения, которое придают новизне затронутых в них тем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Заповеди не нужны для того, кто и без того любит всем сердцем и всем разумением, но они нужны для тех, у кого сердце не зажжено любовью Божьей, принесенной в мир Христом и Духом. Сын Божий становится человеком не для того, чтобы оставаться одному в Своем величии и Своем подвиге: Он становится Первым или Первенцом для всего человеческого рода. Первенство принадлежит Христу из вечности: Он первый произошел от Отца, когда не было еще ни твари, ни времени, ибо все создано через Него и все обращено к Нему, «Он есть прежде всего и все Им стоит» ( Кол. 1:15–17 ). Сын Божий есть ипостасная Премудрость Божия, Логос Отца, поэтому вся вселенная из Него и к Нему; в Нем Божественное, разумное средоточие вселенной… В то же время ап. Павел учит, что Бог Отец, «кого предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был Первородным между многими братьями» ( Рим. 8:29 ). Христос, Сын Божий, есть «Глава Церкви, Начаток, Первенец из мертвых, дабы Ему во всем иметь первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота и чтобы посредством Его примирить с Собою все» ( Кол. 1:18–20 ). Христос стал Новым Адамом . Если все человечество было отравлено грехом в грехопадении ветхого Адама, то «тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих… Правдою одного всем человекам оправдание к жизни…» ( Рим. 5:15, 18 )… Бог не может не быть полнотой бытия, поэтому в Сыне Божием открываются через Его человечество бесконечные возможности жизни для всех возрожденных в Нем. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» ( Кол. 2:9–10 ). Тот, в ком пребывает Христос и Его неизреченная любовь, «исполняется всею полнотою Божией» ( Еф. 3:14–21 ). «Дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 6:23 ). «Кто во Христе, тот новая тварь. Древнее прошло, теперь все новое! Все же от Бога Иисусом Христом примирившего нас с Собою» ( 2Кор. 3:18 ). Полнота, вечная жизнь, новое бытие во Христе – эти три идеи постоянно повторяются ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Если Христос – не Всемогущий Бог и не Господь, то разве мог Он сделать всемогущим верующего в Него, живущего Им и дерзновенно говорящего: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 )? Если Христос – не зримый «образ Бога невидимого», как тогда мы имеем «искупление Кровию Его и прощение грехов»; как «Им создано всё, что на небесах и что на земле; как всё Им и для Него создано; как Он есть прежде всего и всё Им стоит» ( Кол.1:14–17 ; ср.: Евр.1:2, 2:10 )? Если Христос – не Бог, как тогда «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 )? Если Христос – не Бог, то разве жизнь верующих в Него была бы «сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 )? Если Христос – не «Господь славы», то разве при Своем втором Пришествии смог Он духом уст Своих убить антихриста и искоренить его светом пришествия Своего (см. 2Фес.2:8 )? Христоносный апостол называет Иисуса Христа «Богом, Спасителем нашим и Господом» (ср. 1Тим.1:1 ), чего, конечно, он бы не сделал, если бы Христос не был истинным Богом, ведь «именование Спаситель приличествует только Тому, Кто истинно и в прямом смысле по природе Бог. А Иисус Христос и есть Спаситель и Господь наш». Как Христос – не Бог, если некогда беспощадный христоборец пишет о Нем: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1Тим.1:15–16 ). По поводу этих слов великого апостола святой Кирилл Александрийский говорит: «Если Христос спасает грешников, долготерпит грехи, ожидая покаяния грешника; если вся наша вера основана на Нем и верой в Него мы получаем жизнь вечную, то как тогда Он – не Бог ? Ведь только Бог может спасти мир, то есть людей в мире, и терпеть грешников, и оживотворять верой, которая в Него». Если бы Бог Слово не воплотился, не явился во плоти, то разве любящий истину апостол мог бы возвестить, что в сем заключается «тайна благочестия», тайна веры, говоря: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 )? Если Христос – не Бог, то разве был бы Он «единым сильным Царем царствующих и Господом господствующих», разве имел бы бессмертие и обитал бы «в неприступном свете» (ср. 1Тим.6:14–16 )? Если бы Христос не был Богом, как бы тогда славный боговидец и тайновидец мог наименовать Его великим Богом и Спасителем нашим (см. Тит.2:13, 3:4, 6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Кол 3:9.  Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его . «Ныне же отложите и вы вся». Потом говорит, что именно: «Гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших»: «не лжите друг на друга». Так объяснив, что назвал телесными удами, показывает и самое тело, уды которого составляет все это. «Совлекшеся ветхаго человека с деяньми его. Ветхим человеком» назвал прежний образ жизни. Ибо говорит: в «нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них». Сего-то ветхого человека совлеклись вы в крещении. Кол 3:10.  И облекшись в нового, который обновляет­ся в познании по образу Создавшего его. «И облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его». Ибо в начале Бог всяческих сотворил нас и напечатлел в нас точные черты Божия образа, которые повредил грех . Сие говорил Апостол и в Послании к Римлянам: «ихже бо предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего» ( Рим 8:29 ), и в Послании к Филиппийцам: «Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» ( Флп 3:21 ). Кол 3:11.  Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. «Идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар, Скиф, раб, свободь, но всяческая и во всех Христос». Апостол от образа обратил речь к первообразу. Ибо, рассуждая о всесвятом крещении, изображает нам житие в будущей жизни. В ней нет ни малой подобной разности, но, по прекращении греха, во всех совершается Божия воля. Сие и сказал Апостол: «всяческая и во всех Христос». Так говорит и в Послании к Коринфянам: «да будет Бог всяческая во всех» ( 1 Кор 15:28 ). Посему в будущей жизни облечемся в совершенно нового человека, потому что избавимся в оной от тления и облечемся в нетление, в крещении же совершаем прообразование будущей жизни. Прочтите толкования: Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Послание святого апостола Павла к Колоссянам, истолкованное святителем Феофаном Стих 4 .

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-v...

(50, 1) Итак, «мудрость мира есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3:19 ), ибо «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» ( 1Кор. 3:20 ). Так что никто не заслуживает славы только лишь за свой превосходный ум. (2) Хорошо на этот счет написано у Иеремии: «Да не хвалится мудрый мудростью своей; и да не хвалится сильный силою своей; и да не хвалится богатый богатством своим. Но да хвалится хвалящийся разумением и знанием того, что Я есть Господь, творящий милость и суд, и правду на земле, ибо в этом воля Моя, говорит Господь» ( Иер. 9:23–24 ). (3) «Дабы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, который избавил нас от столь близкой смерти» ( 2Кор. 1:9–10 ) и «чтобы вера наша была не в мудрости людской, но в силе Божией» ( 1Кор. 2:5 ), ибо «духовный судит обо всем, а о нем судить не может никто» ( 1Кор. 2:15 ). (4) Внимай и другим словам апостола: «Это говорю я для того, чтобы кто не прельстил вас вкрадчивыми словами» ( Кол. 2:4 ) и чтобы не вкрался «увлекающий» ( Кол. 2:8 ). (5) И опять: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол. 2:8 ). (6) Не всякую философию он здесь имеет в виду, но только эпикурейскую (о которой упоминает апостол Павел в Деяниях апостолов ( Деян. 17:18 ), осуждая ее за то, что она отрицает провидение и обожествляет чувственные удовольствия), а также такие философские учения, которые первоэлементы считают несотворенными, а о творце даже и не говорят вовсе. (51, 1) Сюда же относятся и стоики, о которых также упоминает апостол ( Деян. 17:18 ) и которые лживо учат о Боге, что он есть субстанция телесная и проникает собою всю, даже грубейшую, материю. (2) «Преданием» же «человеческим» апостол называет речь чрезмерно изощренную, почему и пишет о ней: «Юношеских споров избегайте» (Вероятно, аллюзия на 2Тим. 2:22 . – Прим. переводчика.), ибо подобные состязания есть всего лишь ребячество. «Доблесть – это не ребяческие забавы», – говорит Платон 47 . (3) А согласно словам Горгия Леонтийского, «состязание требуют двух способностей: дерзости и мудрости; первая противостоит опасностям, а вторая же проникает в скрытый смысл. Ибо Логос, подобно глашатаю» на Олимпийских играх, «хотя и зовет всех желающих, но увенчивает только способного победить» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

9. Благодать Божия есть сила Всевышнего, укрепляющая нас как в телесных, так и в душевных немощах. 9–10. Бог не попускает верующему в Него искушаться сверх сил, но с искушением дает и облегчение; кто чувствует в себе утешение благодати, тот в самых несчастиях и страданиях находит внутреннее удовольствие (выше 2Кор.4:8–9 ). 10. Страдающие за Христа и в немощи бывают сильны: злословят их, а они благословляют, гонят их, они терпят; хулят их, они молятся ( 1Кор.4:12–13 ). 16–17. Если собственным имением твоим помочь другому не можешь, то проси милостыню для других, но сам не пользуйся, и не полагай на себя подозрения (выше 2Кор.8:20 ). Гл. 13. Ст. 4. Как Христос, будучи распят по плоти, ожил Духом (силою Божиею ( 1Пет.3:18 ): так и мы хотя по плоти страдаем с Ним и умираем, но будем с Ним и живы живущим в нас Духом Его ( Рим.6:5 – 8:11 ). 5. Всякий может чувствовать в себе благодать Божию, если только он вовсе не забыл самого себя или есть не то, чем должен быть. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его; а если Христос в нас, то хотя тело мертво по причине греха, но дух жив, по причине праведности живущего в нас Христа ( Рим.8:9–10 ). 7. Если учишь другого добру, то не ставь себя ему в пример, и не показывай, что ты хорошо знаешь самого себя: но учи его так, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя не тем, чем ты должен быть. Учи другого со смирением, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя самого несовершенным. 16 Из Послания Св. Ап. Павла к Галатам Гл. 1. Ст. 1 и 3. Иисус Христос есть Господь и Бог ( Ин.20:28 ); от Него спасение ( Еф.2:8 (благодать) и мир душе нашей. 4. Хотя мы от Бога, но все мы грешишки ( 1Ин.5:19 ), и настоящая жизнь (век) наша есть грешная; по расположению на злые дела мы сделались Божиими врагами ( Кол.1:21 ). Но Богу Отцу благоугодно было примирить нас с Собою смертью Сына Его И. Христа в теле чувственной плоти Его, чтобы представить нас святыми, и непорочными, и невинными пред Собою ( Кол.1:22 ; Тит.2:14 ). 6–9. Евангелие Христово состоит в том, что мы спасаемся благодатью Христовой только по вере в смерть Его за грехи наши ( Гал.1:4 ), и получаем все благодатные дары через наставление в вере, а не делами закона (ниже Гал.3:2 ). Кто смущает верных и хочет превратить сие учение Христово, тот должен быть отлучен от Церкви, кто бы он ни был.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Христос есть путь (как прежде Он назвал Себя дверью, 10:7) потому, что в Нём и Им даны человеку все средства к спасению, усвояя которые верою, человек приходит к Богу. Христос есть истина потому, что Он, как Бог воплотившийся, сообщил людям откровение божественной истины. Христос есть жизнь (ср. 1:4), потому, что, как Бог, Он есть источник жизни, так что кто верою не принимает Его в себя (ср. 6 и д.; 11:25 и далее), тот подлежит смерти. – Никто не приходит к Отцу и пр.: так как Христос есть Искупитель и только верою в искупительные заслуги Его возможно спасение, то чрез Него только и можно достигнуть блаженства или, что то же – прийти к Отцу. – Если бы вы знали Меня и пр.: Я и Отец одно, говорил Господь (10:30); во Христе, говорит св. Ап. Павел, обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ), в нём полное откровение Бога, как в образе ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Следовательно, познание Его человеком есть вместе познание и Отца Его – Бога. Господь, по-видимому, отрицает познание Его учениками (если бы), и действительно, более полно и совершенно они познали Его только со дня Пятидесятницы, по принятии особенных даров Святого Духа (ст. 20). «Ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало... Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщил им совершенное ведение» (Злат., ср. Феофил.). Но первые шаги на этом пути они уже сделали (ст. 4): отныне знаете Его и видели Его. Господь открыл им, особенно на вечери сей, так много, что мог сказать, что именно отныне они узнали Его более чем прежде, и видели Его, невидимого, видели во Христе, как видно из последующего (ср. Феофил.). 8. Ин. 14:8 . Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Исх. 33:18 . 9. Ин. 14:9 . Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Ин. 12:45, 1:18 ; Кол. 1:15 ; Евр. 1:3 ; 2Кор. 4:4, 6 . 10. Ин. 14:10 . Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010