Осознание учениками мира Христова, оставленного Им, остро переживалось и теми, кто не видел Его в земной жизни, прежде всего апостолом Павлом: «Христос есть мир наш» ( Еф.2,14 ). «Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваша и помышления ваша» ( Фил.4,7 ). И само благословение Господом Своих учеников (особенно же Господом воскресшим) – это благословение миром: «Мир вам» ( Лк.24,36 ;Ио.19,21–26). И апостолы благословляют читателей посланий не только именем Господним, но и миром Господним ( Рим.1,7 ; 1Кор.1,3 ; 2Кор.1,2 и т.д.). И в литургических священнических благословениях («Мир вам») содержится, разумеется, не просто психологическое добродушное пожелание душевного спокойствия, но реальное благодатное ниспослание небесного дара возвышенного духовного устройства, выстраивающего душу в чистой гармоничной, бестрепетной любви. Такое понимание мира предощущалось и ветхозаветным человеком; мира, таинственного в небесном существе и нравственного в его приятии человеческой личностью: « милость и истина встретились, правда и мир облобызались» ( Пс.84,11 ). Мир, который в конкретной деятельности человека становится возможным только в миротворчестве потому, что прежде он посылается Богом и приемлется личностью как дар, талант Божий; и по мере человеческого делания становится плодом духовным (в числе других, перечисляемых апостолом Павлом – Гал.5,22 ). Так колос со многими зернами вырастает из одного зерна, которое делается не человеком – но приносит тем больший плод, чем больший пот проливает человек. Но проблема человеческого делания, хотя и очень важная, все же остается прикладной, она прикладывается к первой – исканию и переживанию мира Божия и Бога как «нашего» мира ( Еф.2,14 ). Это переживание – более мистическое, чем нравственное, и тем, кто имеет личный опыт духовной жизни, обогащенный умозрительным знанием святых отцов, может показаться несколько надуманной попытка рассмотрения его в этических категориях. Все же, несомненно, в нем светятся и нравственные смыслы, хотя бы потому, что само понятие «мира» относится, несомненно, к нравственной области. И делание, и даже само понимание миротворчества, если только оно не переводится в секулярно-гуманистическую плоскость, неизбежно начинается в переживании мира Божественного: «Бог есть мир наш». Искание мира Божественного в нравственном, в личностном смысле – это стремление к совершенному, насколько это возможно, бесстрастию. Полноте Божественной тишины и покоя (мира Божественного) противоречит искажающее разрушительное действие страстного начала. Поэтому ищущий мира Божия, чем больше ищет, тем больше обретает глубокий покой в самом себе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Сии пророчества ясно исполнились, ибо Бог, прежде являвшийся к праведникам Своим от среды двух херувимов во храм, ныне явился нам во образе Сына своего; херувимы были слава Божия, а лице Иисуса Христа есть слава отчая, по слову Апостола: «иже сый сияние славы, и образ ипостаси его» ( Евр.1:3 ; Прем.7:26 ), и сам Иисус Христос сказал о себе Апостолу Филиппу: «видевый Мене, виде Отца… яко Аз во Отце, и Отец во Мне» ( Ин.14:9, 10 ), поэтому и называет его Апостол образом Бога невидимого, говоря «иже есть образ (или икона) Бога невидимого» ( 2Кор.4:5 ; Колос.1:15 ). Если чрез беседу Моисея с Богом на горе Синайской Господь прославил лице Моисея, которое так сияло, что невозможно было смотреть на него сынам Израилевым ( 2Кор.37–13 ; Исх.34:30–35 ), то тем более прославил Бог Отец Сына своего, единородного, Который пред своим страданием просил Отца своего, говоря: «Отче, прииде час: прослави сына Твоего, да и сын Твой прославит Тя» ( Ин.17:1 ); точно также и в другом месте сказано: «отче, прослави имя Твое, прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю» ( Ин.12:28 ). Если изваяние имен сынов Израилевых так было прославлено в ветхозаветном святилище, что без них невозможно было первосвященнику входить во святилище ( Исх.28:9, 10, 21 ) и они назывались славою отцов, или же изваянием всего мира ( Прем.18:24 ), то тем более ныне прославлен образ Бога невидимого, ибо, если царь прославляет любимцев своих, то тем более сам он находится исполнен всякой славы и чести, и паче всех прославляется от подданных своих. Сверх того и то должны мы рассудить, что, если Сын Божий, по любви к нам, благоволил принять на Себя плоть нашу, и чрез Свое за нас страдание и смерть умертвил нашу смерть, и тем воскресил наше принятое в Себе человечество, и с нашей человеческою душею и телом вознесся на небо и сидя на небе одесную Отца на престол, и все небесные силы со страхом и благоговением поклоняются нашему во Христе человечеству, то какую должны мы воздать славу нашему Искупителю и Господу, прославившему нас в Своей небесной церкви? Очевидно, что все, что бы мы ни придумали и ни сделали для Его славы, – все это будет как мрачная тьма против сияющего света, в сравнении с той славою, которую Он нам даровал.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Вот какова цель нашего духовного делания — стяжание чистоты сердца. Если мы говорим, что цель нашей духовной жизни есть чистота сердца, то как же у других Святых Отцов и подвижников мы находим, что цель эта заключается в «стяжании Духа Святаго Божия». Но это одно и то же, ибо Дух Святый от Бога и стяжевается через чистоту сердца. Великий подвижник Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что конец духовного делания есть Царствие Божие, а цель его — чистота сердца, без которого невозможно достигнуть оного конца. (Соб. 1, гл. 7). Если мы обратимся к началу духовной жизни человека и вспомним, как дается ребенку имя, то увидим, как священник, вернее, " святая Церковь устами священника, говорит: «Да знаменуется Крест Единородного Сына Твоего в сердце духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его», — говорит священник, заканчивая заклинание и переходя уже к изгнанию. Затем, последовательно совершая таинства, он молится, чтобы просветилось лицо Господа в сердце его: «Сам, Владыко Господи, просвещение лица Твоего в сердце его озарити выну благоволи». Все время внимание направлено и сосредоточено на сердце человека. Для нас все лишения и подвиги, которые должны принимать на себя христиане, не ценимы сами по себе. Не тот велик, кто совершает великие дела: подвиги, посты, ибо все это средства временные, относительные и могут не привести к совершенству. Но есть вечная цель, подлинное совершенство — чистота сердца. Как же стяжать чистоту сердца? Святые Отцы говорят, что прежде всего нужно войти в себя, в сердце свое, и посмотреть, что там делается. Христос вошел в него в таинстве Крещения, диавол из него изгнан, Христос в нем пребывает. Каждый из нас имеет в себе сокровище, каждый крещеный и приобщенный св. Церкви, имеет Бога в сердце своем. Если, по слову Божию, в сердце нашем Бог верою живет, а в Нем все сокровища премудрости и ведения, то открывается эта премудрость не сразу, а по мере очищения заповедями. Об этом и говорит нам Максим Исповедник: «Если, по словам Божественного Апостола, в сердцах наших верою живет Иисус Христос (Ефес. 3, 17), а в Нем все сокровища премудрости и ведения сокровенны суть (Колос. 2, 3), то в сердцах наших находятся все сокровища премудрости и ведения. Открываются же они сердцу по мере очищения каждого заповедями. Се сокровище, сокрытое на (Матф. 13, 44) сердца твоего, которое ты еще не обрел по безделию. Ибо если бы обрел, то продал бы все и купил село сие. Но ты, оставя это село, работаешь около него, где нет ничего, кроме терния и волчцев. Посему-то говорит Спаситель: «Блажен-ни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мтф. 5, 8). Узрят же Его и сущие в Нем сокровища тогда, когда очистят себя любовию и воздержанием, и тем лучше, чем более очистятся» («О любви», 4 сотница).

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

— 2. Пророки и апостолы проповедовали Иисуса Христа отсутствующего, а св. Иоанн Креститель проповедовал Христа присутствующего. — 3 и 4. Следует предпочитать учение Иисуса Христа всякому другому. — Чем больше дают пищи телу, тем более его расслабляют; чем более дают пищи душе, тем более ее укрепляют. — Отвращение к мясу есть признак болезни тела; отвращение к Слову Божию есть признак болезни души. — Какова ее пища? — Против театра и зрелищ.   1. Беспечна природа человеческая и легко увлекается к погибели не от того, что она так создана, а от произвольного нерадения. Поэтому–то надобно много увещевать ее. И Павел, пишущий филиппийцам, по этому побуждению говорит: « писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно » (Фил. 3:1). Земля, приняв однажды семена, скоро воздает плоды и не требует вторичного сеяния; но душа наша не такова. Желательно, по крайней мере, чтобы сеющий часто и прилагающий к тому много попечения хотя однажды получил плод. И прежде всего, предлагаемое учение не легко напечатлевается в душе, потому что в ней много окаменелости, она объята бесчисленным тернием, а кроме того много наветников, которые похищают эти семена. Затем, когда семя внедрится и укоренится, оно требует опять такой же заботы, чтобы могло взойти в рост, а взошедши, оставалось бы в целости и не потерпело от чего–либо вреда. Впрочем, в земных семенах, когда колос достигнет зрелости и получит надлежащую силу, он уже не боится ни зловредной росы, ни зноя и ничего другого; но в деле учения не так. Здесь и после того, как все вполне бывает устроено, часто одна непогода и буря повреждает все, при обстоятельствах неблагоприятных, при наветах коварных людей, или при стечении других различных искушений. Это мы говорим не без цели, а для того, чтобы ты, услышав повторение Иоанном одних и тех же слов, не обвинил его в суесловии и не счел его человеком пустым и скучным. Он конечно желал, чтобы и однажды сказанное им было услышано, но как вначале не многие вняли сказанному, по причине глубокого усыпления, то вот повторением одного и того же он снова пробуждает их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Значит, у христианской любви как самого высшего мотива к нравственной жизни есть некоторый необходимый спутник и в то же время не обманчивый призрак: это именно духовная радость, которая вместе с нею составляет общее настроение живущего любовно христианина. Где нет такой радости, там нет и любви; добродетели вообще свойственно носить в себе начала внутреннего удовлетворения и счастья, любви же это свойственно в высшей степени как самой высшей добродетели ( Колос. 3: 14 ). С другой стороны, радость духовная и сама служит началом для любви, сообщая ей особую энергию и силу, так что оба чувства являются действительно нераздельно связанными между собой. Вот почему и апостол Павел в перечислении даров духовных радость ставит непосредственно после любви ( Гал. 5: 22 ); вот почему преисполнено такого духовного восторга и его описание свойств истинной любви ( 1Кор.13 гл. Ср. 1Ин.4: 17–18 ). Но если смотреть на побуждения к исполнению нравственного закона как на представления ума, которые оживляют самую любовь и тем располагают нашу волю к известному нравственному деянию, то таких побуждений весьма много и их сила находится в связи с духовным нашим развитием и нашей личной настроенностью. Такие побуждения или представления в приложении к исполнению закона Божия разделяются на высшие, или главные, и низшие, или второстепенные. Побуждения высшие заимствуются: 1) из рассмотрения высочайших свойств Божиих, как общих, то есть принадлежащих всем трем Лицам Св. Троицы, так и личных, то есть принадлежащих каждой ипостаси в особенности; 2) из рассмотрения нравственного закона Божия, его святости, сообразности с нашей природой, благотворности, удобоисполнимости и проч. ( Рим.7: 12 ; Мф.11: 30 ; 1Ин.5: 3 ; 1Тим.1: 8 ); 3) из рассмотрения высокого звания христиан, высокого достоинства обновленной природы нашей и обилия благодатных даров, посылаемых христианину (Эфес. 2: 10; 1Кор.6: 20 и др.). Все эти побуждения возбуждают в нас благоговейную, покорную и благодарную любовь к Богу, или благожелательную любовь к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Он по воскресении своем сказал апостолам: дана Мне всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18). Как же еретики дерзают уничтожать образ Его? Как образу царя земного прилично быть в судах и в домах его подданных, так образу Царя неба и земли прилично быть в церквах и в домах христиан.Естественно, что, при великом и странном предубеждении иудеев против всяких изображений, распространение икон Спасителя и святых Божиих встречало наиболее сопротивления в христианах из иудеев и слова об иконах в то время многие из них вместить не могли. Мы ниже увидим на основании свидетельства историка Евсевия, что первые изображения Господа и апостолов Петра и Павла явились у христиан из язычников. Самый нерукотворенный образ свой Спаситель послал князю Авгарю язычнику; апостол и евангелист Лука, написавший иконы Богоматери, был из язычников (Колос. 4, II, 14). Как христиане из язычников послужили к отменению обрезания в Новозаветной Церкви, на что изъявлена воля Божия в знамениях и чудесах; так, конечно, они же более послужили к утверждению почитания св. икон в новозаветной Церкви, на что изъявлена воля Божия во многих знамениях и чудесах от этих икон. Впрочем за почитание икон говорят и Ветхий и Новый Завет, как показано выше. Иудейск. Древност. кн. 18, гл. 3.1. Иудейск. Древност. кн. 15, гл. 2 и 8.1. Глава 9. Изображения в зеркале и чудодейственная тень св. апостола Петра Употребление изображений находит себе доказательство в самых законах природы. Так на поверхности тихо стоящей воды, на гладко полированных металлах отчетливо отпечатлевается образ человека; потому от глубокой древности и у самих евреев были в употреблении зеркала из металлов (серебра, меди и разных смесей металлов. Исх. 38, 8; Иов. 37, 18; Сир. 12, II), и св. апостол Иаков порицает не употребление зеркал, но тех, которые не умеют пользоваться ими: кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он (Иак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Поэтому и говорит пророк: гневайтесь и не согрешайте». Твор. Изп. СПБ. Ак. т. V, стр. 24 – 25. 248 Mф. V, 39 . Μ ντιστναι τω -ονηρψ. Некоторые толкователи неправильно считают τονηρ дательным орудия и переводят: «не противиться злом». Это хотя вполне совпадает с словами апостола: «никому не воздавайте злом за зло... Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром ( Рим12:17,21 ) и соответствует смыслу слов Господа, но дательный орудия при глаголе ντιστναι не свойствен греческому языку. Златоуста. На посл. къ Римл., бес. 23. 249 Многие уверовавшие во Христа Господа добровольно освобождали своих рабов. Так при Траяне римский префект освободил 1250 рабов и сделал каждому ценный подарок для обеспечения существования. Другой префект отпустил 1400 уверовавших рабов, сказав при этом: «кто сделался чадом Божиим, не может быть рабом человеков».– В подрыве рабству и языческим узаконениям церковные законы повелевали хозяину, вступившему в связь с рабыней, делать ее полноправной женой. 250 Дохристианское рабство росло на почве различия народности и веры при посредстве завоевания: военнопленные становились рабами. Народы забывали или не знали, что Бог – общий Отец и что люди – братья по Господу. Евангелие, призывая людей к единой вере, напоминая им об общем Господине ( Колос.3:24,4:1 ) и провозглашая братство всех человеков, подрывало в корне рабство в его грубейшей форме. В духовном смысле раб нередко даже первенствовал над хозяином, будучи наставником его в вере. 259 Правосл. Катехизис м-та Филарета. 5-я зап. закона Моисеева. Подобно этому еще Антоний Великий наставлял: «Начальники и владыки имеют власть только над телом, а не над душою. Посему если они повелевают делать убийство, или что-нибудь незаконное, несправедливое, вредное для души, то не должно повиноваться им, хотя бы они терзали тело». (В Хр.Чт. 1821. 1, 246). 265 Апост. постановл. IV, 12. Трогательный пример деликатности высших к служащим можно видеть в жизни пр. Иоанна Колова. Однажды он с братьями пошел через пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Филип. 3:20–21 )!.. Здесь плоть достигла той степени славы, до которой она уже дошла в древне-иудейском мире, – славы своего «воскресения из мертвых» или бессмертия. Но «историческое» христианство на этом не остановилось и пошло дальше по пути прославления «плоти». Великая благочестия тайна: Бог явился во «плоти», говорит Ап. Павел, так что «во Христе обитает вся полнота Божества телесно» ( Колос. 2:9 ; 1Тит. 3:16)!.. Обожествление человеческой природы в истинном воплощении Бога-Слова: вот кульминационный пункт прославления плоти!.. Обожествленная и в то же время бессмертная плоть, Плоть, искупившая мир, Плоть, предлагаемая в пищу и Кровь–в питие желающим наследовать жизнь вечную: как все это не вяжется с обвинением в «умерщвлении Плоти»!.. Когда же и гдеже «тайна Воскресения Плоти» открылась полнее и святее 37 ?! Когда и где дух воплотился и плоть одухотворилась более, чем в «историческом» христианстве?!. И не здесь ли хранится ключ к разгадке тайны святого соединения Духа и Слова с Плотью и Кровыо?! Не здесь-ли с поразительной ясностью возвещены: «плоть святая» и«дух святой»и отграничены от «плоти иной», – с «телом греховным» и со «скверными похотьми», и от «духа заблуждения» или «противления» ( Иуд. 7, 8, 23 ; Петр. 2:10; Римл. 7:18 , 1Иоан. 4:1–6)?! Не о том старайтесь, говорит «историческое» христианство, чтобы отвергнуть всякую плоть и всякий дух, а лишь о том, чтобы «очистить себя от всякой скверны плоти и духа» и хранить «святыню» (плоть и дух) в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ). Последние слова Апостола–это та великая печать, которой запечатлено все «историческое», «византийское», православное христианство, со времен Апостолов и доныне, в своем отношении к «духу» и «плоти». Никогда православное христианство не отрекалось от «мира святаго», от плоти и духа святых, но всегда осуждало «мир грешный», «плоть иную» ( Иуд. 7 ) и «духа заблуждения» 38 . С этой точки зрения оно всегда готово было признать всякую форму воплощения духа, всякую форму соединения духа с плотью, как только находило в ней святой дух и святую плоть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

11 об.] Деян. 20, 28 ; [Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.] [Деян.] 14, 23. [Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.]. Крещение [На полях справа карандашом рукой о. Михаила написано: См. 32 об.=наш следующий файл. – п. С. П.] 1. После грехопадения праотца Адама все люди стали нечистыми: ( Иов. 14, 4 [Кто родится чистым от нечистого? Ни один]), рождающимися во грехе ( Пс. 50, 7 [Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.] ). Грех Адама перешел во всех людей ( Рим. 5, 12, 18, 19 [Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. 18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. 19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.]) и все по природе стали чадами [греха – зачеркнуто.– п. С. П.] гнева. ( Ефес. 2, 1–5 [И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены. ]). Теперь появилось другое царство – царство диавола. Царство Божие, Царство возлюбленного Сына (по искуплении) с одной стороны и “власть тьмы”, “воля князя”, “власть сатаны” с другой ( Колос. 1, 13 ; [подчеркнуто карандашом здесь и чуть ниже рукой о. Михаила. – п. С. П.] [избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего ], Еф . 2, 2; [в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,] Деян. 26, 18 [открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными’.]).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

б) По обеим сторонам Христа распяты были два разбойника, один из коих, вместе с толпою иудеев, издевался над страждующим Господом словами: «если Ты Сын Божий, сойди со креста и нас спаси», а другой только воззвал, «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», спрашивается, который из них получил пользу от соседства с крестом Христовым? 11) Взглянем еще: кто хвалится крестом Христовым и кто ругается над ним? Хвалится св. Апост. Павел: Гал. 6:14 , а издеваются над ним сектанты, когда говорят: «крест осквернен грехами нашими, так как де они пригвождены ко кресту». Не могут сектанты понять того, что ко кресту пригвождены были не грехи, а Сам безгрешный Христос, Который Кровию Своею, пролитой на кресте очистил грехи наши. 12) Итак, не будем стыдиться столь великого блага (говорит св. И. Златоуст о кресте), да не постыдится и нас Христос, когда придет во славе Своей и когда знамение креста явится пред Ним: Мф. 24:30 . Разобрать места свящ. Писания: Лук. 9:23 ; Колос. 2:14 ; Прем. Сол. 14:7–8; Иерем 10:3–5; Мрк. 8:31 . XLII. О крестном знамении 1) Апостол пишет: «прославляйте Бога в душах ваших и телах ваших» ( 1Кор. 6:20 ). А прославляя Бога, мы должны и хвалиться Им (1 Кор. 1:31). Но как прославлять Бога, как хвалиться Им может телом своим человек? А ведь мы должны исповедать Его всем существом своим. Вот как может тело принимать участие в исповедании: Апостол пишет, чтобы верующие на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистыя руки ( 1Тим. 2:8 ), и все делали во славу Божию ( 1Кор. 10:31 ). Следов. и воздевать руки также должно во славу Божию. Если Царь и пророк Давид заповедует возносить руки во имя Бога ( Псал. 62:5 ), то и мы христиане вознесем руки свои во имя распятого Христа, творя на себе крестное знамение, в котором и выражается наша вера в Распятаго и наша хвала Им: Гал. 6:14 . 2) Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола, «воздевать руки» во время молитвы: 1Тим. 2:8 . Крестным знамением мы как бы носим знак «поругания» Христа: Евр. 13:13 . Сохраняем «печать Бога живаго на челе» своем: Откр. 7:2–3;9:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010