5. Кроме того, в Адамовом сне и в Евином облечении плотию нам подобает усматривать и таинственное предвозвещение сокровенной тайны Христа и Церкви, ибо здесь содержится обетование и образ воскресения плоти. В самом деле, при сотворении женщины берется уже не земля, и не персть обретает определенные очертания, и не от дыхания Божиего бездушное вещество обращается в душу живую, но плоть нарастает на кости, и ей придается телесное совершенство, а за совершенством телесным приспевает и животворная сила духа.    Именно о таком порядке воскресения поведал Бог через пророка Иезекииля, научая нас видеть в том, чему предстояло свершиться, могущество Своей силы. Ибо тут все собирается воедино: и плоть берется, и дух приспевает, и ничто из творений Его не пропадает втуне у Бога, у Которого для создания этого тела имелось то, чего прежде не было.    Сия же тайна, по слову Апостола, сокрыта от веков в Боге (См. Колос. 1:26; Ефес. 3:9): «чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе» (Ефес. 3:6), «Который властен, — как сказано у того же Апостола, — уничиженное тело наше преобразить так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:21).    Итак, восставший ото сна Своих Страстей Небесный Адам признаёт, с воскресением Церкви, Свою кость и Свою плоть, уже не из земли сотворенную и не от духновения оживленную, но нарастающую на кости и, через приспевание духа, из тела претворенную в тело. Ибо сущие во Христе воскреснут вослед Христу (Ср. 1 Фес. 4:16), в Котором уже осуществилось воскресение всеобщей плоти, так как Он Сам рождается во плоти нашей с силою Бога, в каковой прежде века Он был рожден от Отца. А коль скоро иудей и эллин, скиф и варвар, раб и свободный, мужчина и женщина, все они едины суть во Христе (Ср. Колос. 3:11), и коль скоро нами признано, что плоть от плоти и что Церковь есть тело Христово, и тайна, сущая во Адаме и Еве, возвещает о Христе и Церкви, то, стало быть, во Адаме и Еве в начале времен уже свершилось то, что при скончании времен через Христа предуготовляется для Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

И Сын Человечь прорекает о Духе. Слушайте, кости сухие, дом Израилев, церковь непомилованная! Он – восстал из гроба, Он – благовестник Своего Воскресения! Он – первый колос и первый сноп, принесенный к жертвеннику Божию, совершенный вовеки Жертва и Жрец, приносяй и приносимый, Великий Архиерей вовек по чину Мелхиседекову. Священство Его – непреходящая, жертва Его – совершенная. Воскликнул Он на Кресте – «Тетелеста!» Совершилось! — и совершил невозможное. Жертва Его изменяет народ, чад Его. Иисус Христос, Сын Человеческий, воскрешенный в Духе Божием, стоит перед равниной сухих костей, подобно пророку Иезекиилю. Он взирает на долину тени смертной, в которой пребывает Его народ, те, кто взирают на икону (Мф 4.16; Ис 9.1) и прорекает о Духе. Здесь совершается то, о чем звучит чтение Великой Субботы из пророка Иезекииля (Иез.37:1-10). Дух, о котором прорекает Сын Человеческий, придет от четырех ветров оживить сухие кости разрушенного дома Израилева, разрушенного человечества, и утешит не узнающую его Магдалину Марию взирающую на Него из тьмы, из Галилеи языческой… Иисус приводит ставших родными Ему по богооставленности умерших с Собой, туда, куда Сам восходит, ибо Он – первый колос и первый плод от той земли (Кол. 1:18), от которой не было никакой надежды, которая была прокляла за Каина, которая приняла кровь Авеля и не вернула ее, и не дала Авелю жизни. Ибо Авель умер, и жизнь его сокрыта со Христом в Боге (Кол.3:3), но – се! — явился Христос, жизнь Авелева, кровь Авелева, семя Авелево, слава Авелева. Ибо слава Божия – всякий человек живой, как сказал священномученик Ириней Лионский. Бог Иисуса Христа умерших во Христе приводит к Себе вместе с Сыном Своим… Таинство Воскресения совершается не на виду, но в недре человеческого сердца, ибо по слову преподобного Макария Египетского – Он сходит в глубины ада и в глубокое недро сердца. Воскресение совершается в глубине человека, Спаситель Воскресший и Свидетель верный приходит – и обитель у него сотворяет – и человек становится третьим свидетелем, вместе со Христом, – он сын с Сыном Единородным.

http://pravmir.ru/ikona-presvyatoy-troit...

Это – новый Исход, возвращение в землю обетованную, возвращение из плена Вавилонского – навеки, навсегда. Он, Иисус, не сын Навин, но сын Мариин, входит в небытие, в плен, чтобы явить Свою силу, как Он явил ее в образе плененного Сампсона. Он разрушает средостение вражды (Еф.2:14) – и к Нему приходят все народы. Он встал над бездной небытия, заполняя ее жертвой. Он возлежит на камне-жертвеннике, а в абсолютно черном проломе белый конь и алый бык – два жертвенных животных. Он, давший силу  некогда сыну Навину, теперь Сам идет в плен, в который недобровольно ушла за Адамом тварь, покорившись греху Адама. И тварь радуется у Его гроба-колыбели, источника воскресения. Он – тот первенец, который выкупал всех первенцев Израилевых, и был единственный принесен в жертву Богу, Сам – Жертва и Жрец, Приносящий и Приносимый, на Престоле и Гробе. Он – начаток, первый колос и плод от урожая Воскресения, то, что называли «первиной», «первенцем» землепашцы, отдавая его Богу в жертву. Он – первый плод Воскресения, первенец из мертвых (Кол.1:18). Он, Князь, внидет, и изыдет, и врата пребудут затворенными, и Он сядет в них (Иез.44:1-3), во вратах Матери Своей, в Царстве, созданной Плотью Его Воскресшей, Той Плотью, что Он взял у Марии, — сядет Он  снесть хлеб Свой с собранными от всех четырех концов земли братией Своей, Он – Чудный, Советник, Бог Крепкий, источник Мира  и благословения всей земле,  без исключения (Ис. 9:6). И полна чудес пустыня, цветущая, как крин.  И фигуры ангелов и людей напоминают древние чудеса – потоки вод из скалы и стамну манны, и перепелов… Посмотри! Храм Господень исполнен славы (Иез.44:4). Вот они, посмотри  — осеняющие алтарь херувимы и пальмы, о которых говорит Иезекииль (Иез. 41:20), они – свидетели, что жив Господь, и что Он – посреде Церкви Своей. Слышишь – стихии стонут с высей и до глубин? Здесь осаждает город яростный сын Навин. Алая вервь Раавы брошена сквозь проем, колос дщери Моава цел под смертным серпом, юной лозой Вооза, ростком в пустынных краях

http://pravmir.ru/rozhdestvo-prolom-v-st...

Муж и жена совместно владеют имуществом, но имущественные права супругов регулируются не церковным, а гражданским правом. Обязанности супругов взаимны, но взаимность эта не вполне симметрична. Муж, по Божественному праву, является главою семьи. Апостол Павел учит: «Жене глава - муж.» (1 Кор. 11:3). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Колос. 3:18-19). «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:28-30, 33). «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:12-15). И апостол Петр учит жен тому же: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:1-4). Мужу на основании учения, изложенного в Священном Писании, принадлежит право управлять семьей, но действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера. Жена же обязана повиноваться мужу во всем и слушаться его, если только он не требует от нее чего-либо противного заповедям Божиим и Его нравственному закону, ибо в таком случае справедливее более слушать Бога, нежели человека (Деян. 4:19).

http://sedmitza.ru/lib/text/432458/

Святитель Никифор родился в Константинополе в семье нотария – императорского секретаря. Его отец Феодор пострадал за иконопочитание при императоре-иконоборце Константине V Копрониме и умер в изгнании. Сам Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (780–803) и, будучи мирянином, участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора (787 г.), на котором ему было поручено говорить от имени императора (малолетнего Константина VI Порфирородного, регентом при котором была его мать Ирина). В царствование императора Никифора I (802–811), после смерти патриарха Тарасия (784–806), Никифор был возведен на патриарший престол. После воцарения императора-иконоборца Льва Армянина (813–820) Никифор как защитник иконопочитания в 815 г. был сослан в изгнание, где и скончался в 828 г. 1. Искусственный образ К. Шёнборн отмечает, что свт. Никифор первым ввел различие между естественным и искусственным образом. Дело в том, что одним из исходных пунктов полемики с иконоборцами было понятие природного (естественного) образа: Христос как Сын Божий есть икона Бога Отца, «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3), «образ Бога невидимого» (Колос. 1:15; 2 Кор. 4:4) (подробнее см. 4.1.1). Соответственно, иконоборцы полагали единственно возможным образом Христа Святые Дары Евхаристии, Его Тело и Кровь, т. е. единоприродные (единосущные) Сыну Божию по двум Его естествам. Иконопочитателям нужно было доказать сакральный статус неединосущного образа Христа, т. е. искусственного, каковым является всякое произведение искусства по отношению к любым первообразам. По мнению К. Шёнборна, прп. Иоанн Дамаскин показал, что образ отличается от первообраза, но при этом не сказал об их отличии по сущности, указав лишь на различие «в постепенном снижении бытийной причастности образов к первообразу». Именно свт. Никифор, ясно указал на то, что «икона, как искусственный образ, должна сущностно отличаться от своего первообраза» . Святитель передает слова императора-иконоборца Константина Копронима (именуемого в тексте «Мамона»), утверждавшего: «Если (изображение) хорошо, то оно является единосущным изображаемому» . Свт. Никифор упрекает оппонента в том, что у него «изображение и образ единосущны первообразу», что тот «отождествляет сущность [т. е. природу. – В.Н. ] и искусство, хотя они весьма отличны друг от друга», поскольку «искусство (τχνη) подражает природе, но не одно и то же с нею; оно берет формы природы как образцы и первообразы, выполняет нечто подобное и похожее» . Тем самым иконоборец ошибочно «отождествляет образ с первообразом» . Свт. Никифор предлагает различать «естественный (φυσικς) образ» от «искусственного (τεχνητ), – каковым (естественным образом) мы называем Сына в отношении к Отцу» .

http://bogoslov.ru/article/6193123

Да, всё это так. Но и здесь мы должны учесть, что в контексте Евангелия от Марка, эти два высказывания приобретают несколько особенный смысл. Первое говорит об ответственности учеников Иисуса Христа, которым Бог вручил «тайну Царствия Божия», как имение вручается управляющим, как семя, которое должен сеять сеятель. Бог вручил ученикам Иисуса «тайну» отнюдь не для того, чтобы они держали ее при себе. Поскольку Евангелие должно как бы «пробиться наружу», «обнаружиться», «принести урожай», то хорошим управляющим этого сокровища или добрым сеятелем становится только тот, кто передает это Евангелие дальше. Ему вернется всё, и более того: Бог щедр безмерно. Но кто Евангелию не дает проявиться в своей жизни, кто его прячет, тот поступает как неверный управляющий: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» ( Мк.4,24–25 ). Впрочем, второе высказывание может относиться и к слушателям Слова Евангелия. Слушание Слова обогащает того, кто открывает себя для него, и делает бедным того, кто себя закрывает. Но это уже дело грядущего Суда. Подведем итоги сказанному в Евангелии от Марка в стихах Мк.4,21–25 . 1. Тайна Царствия Божия, то есть Сам Иисус Христос и Его Евангелие, есть светильник, данный Церкви. Он должен светить всем во тьме пребывающим. 2. Тайна Царствия Божия, то есть Сам Иисус Христос и Его Евангелие, сокрыта в Церкви для того, чтобы быть открытой для мира. Как открыта? Церковь должна являть собою эту тайну, то есть присутствие Иисуса Христа в ней. 3. В той мере, в какой христиане являют миру Иисуса Христа, в такой же мере Он будет являть Себя христианам. И еще больше являть. Но если общество учеников Иисуса Христа не будет соответствовать своему предназначению быть светильником, то Иисус Христос такое общество покинет, светильник потеряет даже способность светить миру. д) Притча о посеве и всходах (Мк.4,26–29) 26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Казанской, 8 июля, 22 окт. Киевопечерской, 3 мая. Колочской, 9 июля. Коневской, 10 июля. Миасинской, 1 сент. Неопалимой Купины, 4 сент. Ржевской, 11 июля. Смоленской Одигитрии, 28 июля. Страстной, 13 авг. Тихвинской, 26 июня. Тодгской, 8 авг. Утоли моя печали, 25 янв. Фидермской, 12 окт. Феодоровской, 14 марта. Соборы вселенские события: Никейский 1,325 г. 29 мая и 7 неделя по Пасхе. Константинопольский 1, 381 г. 22 мая. Ефесский 431 г. 9 сент. Халкидонский 451 г. июля 16 (все 6 соборов). Константинопольский 2, 553 г. 25 июля. Константинопольский 3, 681 г. 23 янв. Никейский 2, 787 г. 11 окт. Возобновление иконопочитании при импер. Михаиле и матери его Феодоре, первая неделя великого поста. Обновление Царяграда в 330 г. 11 мая. Падание праха из воздуха, 6 нояб. Трусы 26 янв., 17 марта, 25 сентября, 26 окт. Избавление от врагов, акафист в субботу 5 недели Великого поста. Пожар в Царьграде, 1 сент. Чудо в Вирите, 11 окт. Полтавская победа, 27 июня. Избавление Церкви и Державы российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. 25 дек. Святые Аввакум (обнятие т. е. любовь Божия. евр.) пророк, 2 дек. Аввакум муч. римский, 6 июля. Августа (священная, лат.) царица мученица, 24 нояб. Авда (слуга, хадд.) еп. персидск. 31 марта. Авделай (Абдалаикла) пресв. муч. персидск. 17 апр. Авдикий диак. муч. персидск. 10 апр. Авдифакс персиянин, муч. рим. 6 июля. Авдиес (слуга Иисуса, евр.) муч. персидский, 9 апр. Авдий (слуга Господень, евр.) пророк, 19 ноября. Авдий , или Авид , мучен. персидский, 5 сент. Авдон , (слуга, евр.) князь персидский, муч. римский, 30 июля. Авенир , царь индийский, отец св. Иоасафа царевича, 19 ноября. Аверкий (удерживающий, удадяющий, дат.), 26 мая. Аверкий , еписк. иерапольский, 22 окт. Авив , (колос, евр.) сын Гамалиила, 2 авг. Авив , диакон, муч. александрийский, 6 сент. Авив , муч. едесский, 15 ноября. Авив , муч. персидский, 28 марта. Авив , (у грек. Авип) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Авив , муч. самосатский, 29 янв. Авид , или Авдий , муч. персидский, 5 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

4. «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся» ( Ис. 40:4 ). Мы видим, что это исполнилось в Новом Завете, согласно с образом. Прежде же это совершилось во время возвращения из плена, так как народ пришел без труда и препятствия. Потом наполнение дебрей, понижение гор, холмов и изменение трудного в легкое означает тот путь, который ведет к добродетелям, что он легок и ровен, так что на нем не встретятся ни глубокие долины, ни стремнистые горы, и не будет никаких препятствий для тех, кто пожелает по нему идти. Выслушай, как сам Господь показывает легкость такого пути: «иго... Мое, – говорит, – благо, и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:30 ); и Павел: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ); а также: «совлекшись, – говорит, – ветхого человека» ( Колос.3:9 ). Как легко совлечение одежды, так еще легче свержение зла. Ясно, что добродетель легка не по своей природе, но Христос Своим пришествием сделал ее весьма легкою, как и Павел говорит: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:24 ); а потом: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» ( Рим.8:1 ). До пришествия Христа сила добродетели была подобна густым кедровым рощам, стремнистым и лесистым местам, почти была непроходима; пророки, праведники плакали и оплакивали тех, которые населяли эти суровые места; но после Христа – не так. Почему же пророк говорит: «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся»? Спросим иудеев: скажите, когда это случилось? Какая гора понизилась и какая дебрь наполнилась? Ничего такого не возвестил Ездра, написавший о возвращении; но я покажу, что это сказано о добродетелях. Никогда у язычников не было имени девства, потому что сила девства и добродетелей была трудна, сурова и неудобна; теперь же она стала так легка и доступна, что даже и женщинам даровано стремиться по этой царской и безопасной дороге; многие вступают на эту дорогу без сомнения и страха, так как Христос призывает и нас к тому, что совершил Сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Смысл Священного Писания Логический, в котором частицы Логических предложений в Священном Писании иногда полагаются оборотно; причины нашего спасения действующие и посредствующие полагаются совокупно; и причина приписывается иногда случаю; предложения утвердительные изъясняются через отрицательные; два в Священном Писании тексты, по-видимому, один другому противоречащие, соглашаются третьим. На пр. Дарование Божие живот вечный. В Логическом смысле живот вечный есть дарование Божие. ( Рим. 6:23 ) Дух есть Бог. Логически: Бог есть Дух. ( Иоан. 4:24 ) 1) Находятся в Священном Писании предложения, в которых подлежащее: и сказуемое в падежах переменяются, но тожде значат: во Христе вся сокровища премудрости и разума сокровенна. Логически: Христос есть источник премудрости и разума. ( Колос. 2:3 ) 2) В Священном Писании одно и тоже действие приписывается причине, как действующей, так и посредствующей; на пр: Предаю вас Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати, вам наследие во освященных. ( Деян. 20:32 ) В сих Апостольских словах действующая причина Бог, а посредствующая слово благодати, то есть, Священное Писание и благодатные таинства; ибо через Священное Писание и благодатные таинства, даёт Бог наследие во освященных то есть, достояние, Святым уготованное. 3) Винословная частица да иногда в Священном Писании не причину, но последствие означает; на пр: Рече Господь к Моисею: не послушает тебе Фараон, да умножая умножу знамения моя и чудеса в земле Египетстей. (Исход. 11:9) Фараон же не для того не послушал Моисея, да умножит Бог чудеса во Египте, но Бог для того умножил оные, что фараон пренебрёг Божие через Моисея объявленное ему веление, об отпуске Израильтян из Египта. 4) Иногда в Священном Писании действие приписывается случаю; на пр: Не приидох на землю воврещи мир, но меч. ( Матф. 10:34 ) В сем Евангельском тексте не причина действующая, но случайность, от обстоятельств произшедшая, означается. Христос пришёл на землю примирить язычников с Иудеями, или паче весь человеческий род с Богом; и для того-то при Рождестве Христове Ангелы воспели: Слава в вышних Богу и на земли мир во

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Кроме краткого вступления в котором излагается апостольское приветствие колосской Церкви ( Колос. 1 : 1, 2), в послании находятся три главные части: вероучение (1 : 3; 2 : 23), нравоучение (3 : 1; 4 : 6) и заключение (4 : 7–18). 1). В вероучительной части Апостол благодарит Бога призвавшего колоссян в царство веры и благодати; подтверждает истину преподанного Епафрасом учения; молит Бога о даровании им преуспеяния в мудрости и добродетели (1 : 3–11); описывает благодеяния Божии, оказанные христианам по отношению к виновнику сих благодеяний, сделавшему все нужное для спасения человеков, так что, кроме христианства, не должно изыскивать других средств для получения вечного спасения (1 : 12–20), и по отношению к самим колоссянам, получившим оные и таким образом совершенно примирившихся с Богом и достигшим полного возможного на земле человеческого блаженства (1 : 21–23); и наконец показывает причины, побудившие его напоминать об этом колоссянам, т, е, должность Апостола (1 : 24; 2 : 3) и опасность от лжеучителей, прельщающих словопрениями, философией, тщетной лестью и изволенным смиренномудрием (2 : 4–23). 2). В нравоучительной части Апостол излагает сперва общие начала христианского поведения (3 : 1–17), потом показывает частные обязанности супругов (3 : 18, 19), родителей и детей (3 : 20, 21), рабов и господ (3 : 22; 4 : 1) и наконец указывает общие всем христианам обязанности постоянного пребывания в молитве и благоразумного обхождения с язычниками (4 : 2–6). 3). В заключении послания Апостол говорит о цели посольства к ним Тихика и Онисима, как верных служителей и соработников, чтобы они узнали обстоятельства колоссян и утешили сердца их (4 : 7–9); посылает приветствия от находившихся при нем сотрудников и, между прочим, от Епафраса (4 : 10–15); повелевает распорядиться передачей сего послания лаодикийцам и прочитать написанное от лаодикийцев к Апостолу (4 : 16); повелевает Архиппу, как думают, преемнику Епафраса, блюсти принятое о Господе служение (4 : 17) и оканчивает послание обыкновенным приветствием (4 : 18). § 123. Время и место написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010