13–16),-как удостоверяет выразительное указание на пришествие Христа во плоти и Его истинное рождение от Девы Марии и семени Давида, – очевидно имеет в виду тех древне-христианских еретиков, кои считали невозможным, чтобы „Слово стало плотью“ ( Иоан. 1, 14 ), чтобы „Бог явился во плоти“ и во Христе Иисусе „обитала вся полнота Божества телесно“ ( 1Тим. 3, 1 , и Колос. 2, 9 ) и чтобы ”Иисус Христос пришел во плоти, от семени Давида“ ( 1Иоан. 4, 2–3 ; 2Тим. 2, 8  и др ), – и учили о призрачном и временном только явлении Спасителя в образе мнимотелесного человека. Также и это лжеучение, как и предидущия, возникало на почве иудейско-александрийских (Филон) и иудейско-палестинских воззрений на материю, плоть и чувственность, как на нечто безусловно (не только метафизически, но и нравственно) противоположное не только Божеству, но и низшим духам-посредникам. Бог и Ангелы, с точки зрения раввинизма и филонизма, могут являть себя людям и вообще действовать среди чувственно-вещественного мира только в призрачных и временно принимаемых образах – Ангела ли, или же человека, облеченного только кажущеюся плотию 105 . Отсюда – весьма раннее и широкое распространение лжеучения о Христе-Искупителе, как о призрачном, а не истинном человеке, – имевшем только кажущееся, а не действительное тело. Лжеучение это мы встречаем уже у того же отца всех ересей Симона волхва 106 и его первых учеников – Менандра 107 и Сатурнина 108 , особенно у Валентина и Валентиниан 109 , – у еретиков, упоминаемых у Ипполита и Епифания под названиями – докетов и гностиков 110 ,-у Офитов 111 , Кердона и Маркиона 112  и др. 113 . Оно обличается уже в первом послании Иоанна (особенно в 4, 2–3, 5–6 ср. 2, 22–23. 26,–4, 15–5, 1. 5. 20), в посланиях Ап. Павла к Колоссянам (2, 9) и к Тимофею ( 1Тим. 3, 16 ср. 2Тим. 2, 8 ), а также в посланиях св. Поликарпа Смирнского 114 и св. Игнатия Антиохийского 115 . е) Наконец главнейшую и в нравственном отношении самую зловредную сторону лжеучения составляло отрицание воскресения мертвых: „нет воскресения плоти“ (1, 12), – что в свою очередь вело к отрицанию всеобщего и последнего суда Божия, будущего мздовоздаяния и правды, а чрез это – к уничтожению нравственности и к антиномизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Она взывает ко всем людям с высоких и многолюдных мест (8, 1–3) и, заметив, что уроки ее полны истины и важности, изображает (4–11) свои божественные свойства и действия, как Премудрости ипостасной; она дает последователям своим власть и богатство, и благополучие (12–21); она совечна Богу Творцу (22–26)». 53 О толковании важного в богословском смысле 22 стиха 8 главы «Господь созда (стяжа) мя начало путей своих в дела своя» епископ Ириней отмечает, что еврейский текст имеет здесь «канани» – приобрел, следовательно, вместо стоящего в греческом тексте «эктисе» – создал, правильнее будет, как заметили еще святые отцы в спорах с арианами, «эктисато» – стяжал, как в переводе Акилы и др. и в Вульгате (possedit). 54 Характеризуя ипостасную Премудрость, епископ Ириней также отмечает, что она является соучастницей в творении и промышлении мира (27–31); и теперь она приглашает всех к слушанию своих уроков, обещая делать их мудрыми и счастливыми (32–36). Вот она устроила себе величественный дом о семи столбах и приготовила в нем обильную трапезу для всех желающих вкусить мудрости, приглашая особенно безумных и неопытных (9, 1–10) и прибавляя, что только таким образом можно прожить долго (11–12). Напротив, как замечено у LXX, следующий лживым обещаниям обманщиков лишается всего. И потому, хотя безумие приглашает на подобную же вечерю слабоумных (13–18), но мудрость удерживает своих чад от последования сему приглашению. Епископ Ириней говорит, что в изображаемой в 8 и 9 главах премудрости нельзя не узнать ту Божию Премудрость ( 1Кор. 1, 24 ), о которой евангелист Иоанн говорит в начале своего Евангелия: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово; Сей бе искони у Бога. Вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1, 1–3 , ср. Колос. 1, 16 ), и в которой «вся сокровища премудрости и разума сокровена» ( Кол.2:3 ). Здесь не олицетворение только одного из свойств Божиих, но указание на действительное личное существование Бога-Слова, вечной Премудрости, как это подтверждается и указанием новозаветных писателей и верованием Отцев Церкви и всею речью Премудрости о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

4) Посему, как скоро Писание говорит, что Сын принял, что Сын прославлен, говорит это о Нем по человечеству, а не по Божеству. И когда Сын говорит: пославший Меня Отец Мой более Меяя(Иоан. 14:28), Отца называет большим Себя, потому что сделался человеком; а как Отчее Слово, равен Он Отцу. Ибо говорит: Я и Отец — одно (Иоан. 10:30); и: Видевший Меня видел и Отца (Иоан.14:9). И не хищением приобретает, чтобы Ему быть равным с Отцом, но равен по естеству и единосущен Отцу, потому что рожден от Отчей сущности. И когда Апостол говорит, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Колос. 2:9); должно понимать, что вся полнота Божества живет в плоти Его… 22) И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Иоанна 17:3); то этот же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоан.5:20). Посему Сын — истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисусом Христом… Это же написали мы отчасти, дабы мы не были, как сказал Апостол, более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф.4:14)». Текст приведен по изданию: Св.Афанасий Великий. Творения» в 4–х тт., М. 1994г., m.III, с. 251–276. Против Аполлинария. Книга первая О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья./Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 315–340. (Репр. изд.: СТСЛ, 1903). Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына 1) Таков у благочестиваго неослабный образ действования, возлюбленный, — все чествовать молчанием, и благодарными возглашениями песнословить благодетеля Бога, по изречению Писания, которое говорит: сядет наедине, и умолкнет (Плач.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Состоящих в браке чад церкви эти подвижники девства наглядно научают, чем и как должна достигаться цель истинно-христианского брака: целомудрие, воздержание, девственность душевная и телесная. Эти и другие добродетели конечно общи у монахов со всеми другими членами церкви, но в истинных монахах они отражаются ярче и сильнее, служа образцами и путеводителями для прочих. 60 Говоря о семействах Акилы и Праскиллы, Нимфана и Филимона, как о «домашних их церквах» τν κατ» о κои ατν εκκλησιν (Рм 16:3; 1Кор 16:19 ; Колос 4и Филим ст. 2), Апостол очевидно представляет дом и семью брачной четы как «малую церковь ». Обясняя Ефес. 5:32–33 Златоуст говорить: «Руководствуй жену и таким образом устроится дом (семья) твой. Слушай, что говорить Павел: если же пожелают (что) узнать, дома своих мужей пусть спрашивают» ( 1Кор 14:35 ). Если так станем устроять свои семейства, то будем годны и к настоятельству Церкви: седь и семья (дом) есть малая церковь – και η οικα γαρ εκκλησα εστι μικρ (Hom. in Ephes. XX с. 4 ed. Montfaucon Paris. 2-a 1832 in 4-o t. XI p. 173 В.) Столь же ясно Августин, утверждая бытие брака и в раю до грехопадения прародителей и относя к нему Быт. 1:21–28 , продолжает: «что великим таинством называет Апостол во Христе и в Церкви. И так: что во Христе и в Церкви есть великое, это в единичных каких либо (христианских) мужьях и женах есть малое, но все же таинство нераздельного супружества: quod ergo est in Christo et in Ecclesia magnum, hoc in singulis quibusque viris atque uxoribus minimum, sed tamen conjugii inseparabilis sacramentum. (De nuptiis et concupiscentia Lib 1, c. 23 ed. Bened. Paris. 2-a 1838 in 4-o t. X p. 623 d, –624 а). Ср. еще Злат. In Psal. 41 (42) ib. t. V. 158, b: «Ты сделай церковью жилища твое, ибо здесь псалом и молитва и пророчества и боголюбивый разум поющих, (так что) непогрешительно можно назвать собор сей церковью: οκ τις αναμρτοι την αυ νοδον τατην προσειπν εκκλησι αν.» In Rom Hom. XXX с. 3 ib. IX. 816 с: «Так были (Акила и Прискилла) благочестивы, что и дом свой (семейство) сделали церковью: ς κα τν οικαν εκκλησαν ποισαι».Феодорит к 1Кор. 16:19 : «Они (Акила и Прискилла) по великой добродетели своей даже и дом свой явили церковью, пожелав творить только подобающее Церкви», ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вот, что пришло мне в голову при поздравлении вас, то вам и написал. 11. Совет об уклонении от разделений (1875 г.) Сестры о Господе и матери! Поздравляю вас со всеобщим праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю всем вам встретить и провести великое христианское сие торжество в радости и утешении духовном. Что бы вам полезное сказать в праздник сей? Повторяю вам исходныя слова Рождшагося от Девы Спасителя нашего к Своим ученикам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам (Иоан. 14, 27). И паки: заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем Разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. 13, 34-35). Приложу к сему и апостольския слова. Св. Иоанн Богослов пишет: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть (1 Иоан. 4, 20). И св. апостол Павел говорит: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никто же узрит Господа (Евр. 12, 14). И паки: возвестися бо ми о вас, братие, яко рвения в вас суть. Глаголю же се, яко кийждо вас глаголет: аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов. Еда Разделися Христос? Еда Павел распятся по вас? или во имя Павлова крестистеся (1 Кор. 1, 11-13)? Этими словами апостол Павел упрекает как тех, которые отвергают духовное отношение к наставникам и прямо хотят относиться ко Христу, так и тех, которые при духовном отношении делятся на партии, нарушая этим взаимный мир и единодушие, и единомыслие, заповеданное Самим Господом и апостолами, которые, устраняя взаимное роптание, как делящихся, так и не делящихся, и предотвращая происходящий от сего общий душевный вред, увещевают всех к взаимной любви. Св. Иаков, брат Божий, пишет: не воздыхайте друг на друга, братие, да не осуждени будете (Иак. 5, 9).И паки: не оклеветайте друг друга, братие: оклеветаяй бо брата, или осуждаяй брата своего, оклеветает закон и осуждает закон (Иак. 4, 11). И паки: аще зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, ни лжите на истину. Несть сия премудрость свыше нисходящи, но земна, душевна, бесовска. Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяко зла вещь (Иак. 3, 14-16). И св. апостол Павел глаголет: весь закон во едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближняго твоего, якоже себе. Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблены будете (Гал. 5, 14-15). О6лецытеся убо, яко же избрании Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: яко же и Христос простил есть вам, тако и вы (Колос. 3, 12 — 13). И паки: аще живем духом, духом и да ходим. Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 5, 25; 6, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

438. Почему Церковь отвергает новые учения отдельных людей, если они находятся в противоречии со Священным Писанием и с устным Преданием? Церковь отвергает новые учения отдельных людей, если они находятся в противоречии со Священным Писанием и с устным Преданием: 1. потому, что подобные учения являются еретическими; 2. потому, что они возбуждают в Церкви споры и нарушают в ней любовь и единство веры; 3. потому, что они обыкновенно приводят к расколам и к образованию сект. 439. Что такое секта? Секта – это группа людей, которая, на основе какого-либо лжеучения, отделилась от Соборной Церкви и организовала для себя религиозное общество, которое они хотя и называют сами церковью, но не по праву, так как то, что основано на лжеучении, не является Церковью Христовой. 440. Что означает слово «соборная» на языке старославянском и на языке греческом? На языке старославянском слово «соборная» значит еще «вселенская», а на языке греческом «кафолическая», т. е. вселенская. 441. Является ли Православная Церковь Соборной или же Кафолической? Православная Церковь является Соборной или же Кафолической, так как она 1. учит всему, чему учил Господь Иисус Христос и ничего из этого учения не выпускает; 2. отвергает новые лжеучения; 3. старается привести все народы к Господу Иисусу Христу; 4. предоставляет каждому народу все, что ему принадлежит. 442. Каково полное название Православной Церкви? Полное название Православной Церкви таково: «Восточная Православная Кафолическая Церковь ». 443. Почему Православная Церковь называется Восточной? Православная Церковь называется Восточной 1. потому, что она совершает богослужения по восточному обряду, как в Иерусалиме и вообще на Востоке они совершались и совершаются в своей основе уже со времен апостольских; 2. потому, что она управляется восточными церковными правилами, введеными Церковью, в духе святых апостолов в течение первых веков. Пояснения: I. Святой апостол Павел говорил о соборности Церкви, что в ней нет различия между греком и евреем, чужестранцем и скифом, рабом и свободным человеком, но что «все и во всём Христос» ( Колос. 3, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Восчувствуй себя, что ты с сегодняшнего дня как бы умерла и должна 40 дней проходить мытарства. В третий и девятый день должно быть на поклонении у Господа, а в 40 неизвестно, что последует – призовет ли Господь твою душу совсем или еще оставит на покаяние. И так до конца дней своих, вновь и вновь, повторяй тоже прохождение мытарств и всегда готовься к сему, как к последнему дню своей жизни – это полезно для твоей глубоко погрязшей в небрежении души и приведет к плачу о грехах и страху смертному. Этим прохождением будешь искупать нерадивые дни жизни твоей. По числу дней их никогда не искупить, сколько бы дней не дано было тебе прожить. Будем же надеяться только на молитвы святых старцев и Заступницы нашей, Царицы Небесной.        Вот 7 пунктов, которые непременно должно исполнять:        1) Богородичное правило («Богородице Дево, радуйся» – 150 раз). Его можно совершать частью перед иконами Божией Матери и частью при делах и в дороге, но не спеша, и после каждого десятка прочитывать «Отче наш» и «Милосердия двери» или вкратце молитвы, объемлющие всю жизнь Богородицы.        2) Читай со вниманием, не развлекаясь, 100 молитв Иисусовых после утренних молитв, произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, буди милостив ко мне грешному».        3) Ежедневно читай по 1 главе Евангелия и по 2 главы Апостола.        4) Ежедневно исповедуйся перед образами Спасителя, Божией Матери и Преп. Серафима Саровского и портретом духовного отца твоего, умершего или живого, ибо у Господа все живы, таким образом: и тебе, честный отче, вся моя согрешения и так далее.        5) Читай не менее одной главы святых отцов (можно больше, если есть усердие).        6) Чтение жития одного святого, наступающего дня, прося у него помощи на день и прочитывая ему тропарь.        7) Никого не огорчай и оказывай ближним дело любви. «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца ( Колос.3.17 ). И далее Апостол опять подтверждает: «И так, едите ли пьете ли, или иное, что делаете, все делайте во славу Божию»(1 Коринф.10.51)...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Седальны Гл. 1. Родившись 533 чудесно от неплодных ложесн, сверхъестественно родила 534 от девственных чресл; явившись прекрасным стеблем, произрастила миру Жизнь. Поэтому силы небесные взывают Тебе, Богородица: слава пришествию 535 Твоему, Чистая 536 ; слава рождению Твоему; слава девству Твоему, Мать безневестная 537 . Гл. 5. Все небесное (все на небе) сегодня радуется, род людской сегодня празднует с ним, и пророки таинственно вместе веселятся, ибо сегодня рождается Та, Которую они в древности провидели образно, как купину, как стамну, как облако, дверь и престол, как высокую гору. Канон, гл. 4, творение Иосифа Ирмосами канона служат ирмосы «Отверзу уста моя» – как обычно во второстепенные Богородичные праздники. Далее приводятся только тропари каждой песни. Песнь 1. Радуясь 538 сегодня, будем с веселием воспевать божественное рождение Богоматери, ибо Она родила радость вселенной, уничтожающую скорбь праматери. От неплодной является неплодство греха, которое предуказал закон и предначертали речи божественных благовестников, Пречистая и Всенепорочная Владычица. Сделалась храмом и палатой Царя Та, в Которой Пресущественный, устроив для Себя жилище, делает верных жилищем Святой Троицы. От неплодной происходит 539 прекраснейший чертог, высочайший Божий престол, на котором воссел плотию Пресущественный 540 , сидящих во тьме гибели благостию возбуждает к свету познания. Песнь 3. От неплодной земли рождается земля плодоносная, которая в качестве плода принесет Возделывателя добра и живоносный колос, питающий божественным мановением 541 всех. Сегодня произросла ветвь девства, из которой процветет цвет – Садовник Бог наш, с крайней благостью отсекающий плохие ростки. Вот невысеченная гора, сама от неплодного камня, дает плод – отсеченный мысленный Камень, Который произведет сокрушение всех идолов льстеца». Предначертания закона предсказали Тебя, Отроковица, ибо Ты, вопреки закону, носишь во чреве Законодателя, неизреченно сохраняющего Тебя нетленной и нескверной. По 3 песни седален 1-й по полиелее из праздничной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

(Григ. Бог.) (4). Еще в Ветхом Завете второе лице св. Троицы изображалось иногда под именем Слова ( Пс. 32, 6 . гг. 2, 5, 6. Прем. Сол. 18, 15 и д.). Жизнию Сын Божий называется как Бог , как, вечно сущий, имеющий бытие в самом себе и дающий бытие всему существующему (Иоанн. 1, 3. 10. Кол. 1, 16 ), как Начальник жизни ( Деян. 3, 16 ); «наименование жизни. употреблённое здесь, относится и к промышлению о сохранении созданного. Кроме того, говоря о жизни, Иоанн полагает основание учению о воскресении, что, с пришествием к нам жизни, разрушена держава смерти, что по озарении нас светом, уже нет тьмы, а всегда пребывает в нас жизнь, и смерть уже не можете преодолевать ее». (Ср. Иоан. 5, 26. 14, 6. 25 . Колос. 1, 16–17 . – Злат.) (5). В Новом Завете слово жизнь обыкновенно употребляется, по отношению к человеку, в означении высшей, духовной жизни или спасения и блаженства (6). – Что мы – Апостолы, имеющие общение во Отце и Сыне Его и по делу служения (см. 3. ст.), слышали и проч. ( Деян. 4, 20 ): возвещаем не сами от себя и не по свидетельству от других, а то, что непреложно истинно и в чем мы непосредственно сами убеждались и убедились непоколебимо; мы сами слышали Сына Божия и слышали не по внутреннему духовному откровению, как древние пророки, а видели его – видели своими телесными очами и в удивлении погружались в его видимую красоту (7). Мало этого, Он даже благоволил нам, по воскресении Своем, осязать Его руками нашими ( Лук. 24, 39 ), чтобы невозможно было уже никакое сомнение. Но, не только вне нас мы видели и осязали Его, как человека, мы слышали, рассматривали и осязали Его в нас самих – как Слово, как Жизнь – как Бога ( Деян. 17, 27 . Иоан. 1, 14 ): «не телесно, но разумно и не телесными только глазами видели, но и мысленными, осязали чувственным и вместе умственным прикосновением. Ибо Он был Один и неразделен, Один и тот же, зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий как человек и чудотворящий как Бог». (Феофил.). в. И животъ вис, и видхомъ, и свидтельствемъ, и возвщаемъ вамъ животъ вчный, иже б у ца, и вис намъ: (3, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

129 Да и всякому больному и без елеосвящения. Особливо приближающемуся к смерти, ко ободрению унывающего сердца его и утешению мятущейся души, нарочное пресвитер должен преподать от слова Божия наставление и утешение, коим преходящий человек от временной на вечную жизнь, мог бы в надежде спасения своего, как наилучше подкреплен и напутствован быть. Последние бо часы человеческой жизни, и смертный подвиг особливо сего требует 124 . Глава 4. О молитве 130 Четвертая священническая должность есть молитва , которая хотя всем безизъятно христианам, как и священникам, общая есть: все бо обще и каждый должны молитися Господеви как о себе, так и о других. Мф.6:9 , и проч. Ефес.6:18 . Колос.4:2 . Но понеже слово Божие особливо на священников должность сию возлагает: того ради для надлежащего в том им знания, а паче тем, которые в науках не упражнялись, за нужно и полезно рассуждено предложить следующее: 1) О молитве вообще, и что в ней надлежит знать и наблюдать. 2) О молитве, яко должности священнической, и что священники прихожан должны научить истинному Богомолению. И посему глава сия на две части разделена. Часть 1. О молитве вообще, и что в ней надлежит знать и наблюдать 131 Слово Божие велит молитися Господеви, и здравый природный разум к тому же человека ведет. Един бо есть Бог , всех благ источник и податель: все же твари, какое добро, красоту и силу в себе имеют, от исполнения его приемлют. И он все свои милости и щедроты по единой своей благости, всемогуществу и премудрости разделяет, якоже хочет, и ему же хочет, и не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе. Иоанн 3:27. Всяко бо даяние благо и всяк дар совершен, свыше есть, сходяй ототца светов. Иакова 1:17 . 132 Но к принятию разделяемых оных различных милостей и щедрот Божиих, должен быть уготован и способен и человек: для того ему сам Господь предал, яко разумной своей твари изрядное средство, то есть заповедь молитися. Просите, сказл Он и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Мф.7:7 . Просите, и примете. Ин.16:24 . И для исполнения сея заповеди и молитву предписал. Мф.6:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010