Вижу, как собирается разодранный хитон Христов, разделённый для хранения между многими, даже и между мало верными Христу, и как вручается он целый в руки настоящих хранителей его. Вижу воскрешённый лик Христов во всей его полноте и неземной красоте. Я как бы слышу даже Его речь, призывающую всех к братской дружной работе, совместной жизни, речь, дивно целящую расстроенные, исстрадавшиеся и изболевшиеся души. Наступает полная гармония веры и жизни по вере. Указывается путь путникам, сбившимся давно с торной дороги, и все идут в неведомую даль, отныне радостные, умиротворённые, полные веры в себя, людей и своё будущее. Вижу, как рушатся везде стены и перегородки, отделявшие пастырей от народа, архипастырей от пастырей и паствы, всех чад церкви от её Главы Христа. Вижу, как разомкнутые эти круги сливаются в одно, и получается одна громадная родная, живая семья, болеющая одними болезнями и радующаяся одними радостями, а не какой-то почти совсем бездушный железный колосс с составными руками, туловищем и ногами, неуклюже и страшно медленно двигающийся, гремя своими громоздкими латами, забралами, панцирями, колосс – мёртвая машина совершенно нестрашный в нынешние времена почти никому. Не о таком, конечно, единении мы говорим. Мы говорим о том полном единении всех верующих между собой, когда они, тесно сплочённые внутренними узами любви и братства, будут не только не чуждыми или безразличными друг для друга, но и, по выражению апостола, будут иметь „одно сердце и одне уста“ ( Деян.4:32 ). Мы говорим о том единении пастырей и архипастырей с ве- —169— рующими, когда они нераздельно, органически будут слиты со всей своей паствой. Если архипастырь – глава в видимом организме христианской общины, пастыри – руки, то глава и руки не должны существовать отдельно от организма или быть привязанным к нему только „вервием одним“. Они должны жить в нём и для него, брать из него жизнь, выносить её наружу. Никто и никогда, кажется, так прекрасно не раскрывал эту мысль, как раскрыл её ап. Павел. Он говорит: „тело не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу. И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены“ ( 1Кор.12:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только тот, кто будет это помнить и сумеет в земной жизни смирить свое сердце, склонить гордую выю перед Богом, потом, когда услышит глас трубы Архангела, с великой радостью и дерзновением поднимет вверх низко опущенную голову и встретит Спасителя мира с безмерной радостью. Аминь. 9 декабря 1945 года Помогайте малодушным в слабости их Слово на Послание св. ап. Павла к колоссянам, гл. 2, стихи 1 –7 Послание к колоссянам святой апостол Павел писал из темницы в малоазийский город Колоссы, начиная его так: «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе» (города вблизи Колосс), «и ради всех, кто не видел лица моего в плоти» ( Кол. 2:1 ). Апостол хочет, чтобы жители Колосс знали, как много скорбей, гонений и избиений он претерпел, сколько неусыпных молитв возносил о них к Богу, как много он потрудился. Тяжелый подвиг обязателен для всякого доброго пастыря, кого Господь поставил молиться о людях, и нужно, чтобы паства знала о том, каким непрестанным трудом достигал пастырь силы слова, проникающего в сердца слушающих. Святой апостол Павел считает важным поведать колоссянам о своем подвиге, чтобы водворился мир в душах, «дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2:2–3 ). Беспредельна глубина и величие тайн, сокрытых в Боге «-» Самой Святой Троице. Полностью, конечно, они нам недоступны. Лишь в невероятно малой мере можем постигнуть их сердцами, которые стали храмом Духа Святого, и в этом – огромное счастье. Люди, желающие познать высшее, тайное, почти никогда не ищут его в Господе Иисусе. Они обращаются к полным противоречий философским и научным книгам и вовсе не знают того, что все сокровища премудрости и ведения сокрыты только во Христе. «Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» ( Кол. 2:4 ). А вас прельщают многие, говоря о том, что вовсе не соответствует учению Христову. Они хотят увлечь вас знаниями научными, мирскими, хотят отвратить ум ваш от истины Христовой. «Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа» ( Кол. 2:5 ),– писал в далекой темнице Павел, не забывая о своих чадах.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

192. К Анатолию, чиновнику префектуры . Еще прежде получения вашего письма я узнал, какие притеснения, какие козни, какие искушения, какое оскорбительное обхождение вы испытываете, и потому особенно ублажаю вас, имея в виду те награды, воздаяния и венцы, которые ожидают вас за это. Как строящие вам козни и беспокоящие вас подвергают себя тяжкому осуждению и навлекают на свою голову огонь геенский, так вы, претерпев это, сподобитесь великого возмездия, великого вознаграждения. Не смущайтесь же и не тревожьтесь поэтому, — напротив, радуйтесь и веселитесь, одушевляясь чувствами апостола, выразившимися в его словах: « Ныне радуюсь в страданиях моих » (Колосс. 1:24), или еще: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность » (Рим. 5:3, 4). Сделавшись, таким образом, искушенными и постепенно богатея богатством небесным, радуйтесь тем более, чем жесточе будут ваши страдания, если вам придется испытать еще более сильное гонение: « Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас » (Рим. 8:18). Нам небезызвестно, сколько вы показали терпения, мужества, твердости, искреннего и горячего расположения к нам, непреклонности, неизменности и непоколебимости в своем образе мыслей. Свидетельствуем вам великую благодарность за это и со своей стороны. Мы постоянно от всей души заботимся о вас, и дальность расстояния нисколько не делает нас равнодушнее к любви вашей. Благодарю вас также за то усердие, с каким вы постарались не допустить в церковь готскую никакого смятения и дело отсрочили. Не только не осуждаю вас за то, что вы никого не послали, но хвалю и одобряю. В особенности похвально то, что все вы согласно затруднились принять в настоящее время это предложение. Старайтесь и вперед, сколько от вас будет зависеть, как сами непосредственно, так и через других, через кого только будет можно, отложить дело до срока. Успеете ли в этом, или нет, во всяком случае вы заслужите этим полнейшую награду за свое намерение и благожелание. 195. К пресвитеру Акакию  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В настоящую неделю апостольское чтение взято из Послания апостола Павла к Колоссянам. Жители города Колоссы были обращены к вере Христовой апостолом Павлом чрез учеников его. Во время своих апостольских путешествий святой Павел и сам посещал этих христиан и утверждал их в вере. По отбытии из Колосс святой Апостол получил известие, что там стали являться разные лжеучители то из иудействующих, то из языческих философов. Те и другие могли своими учениями смущать умы уверовавших во Христа и поколебать их в вере. Чтобы предохранить этих новых христиан от увлечения лжеучениями, Апостол написал им свое послание, в котором излагает учение о домостроительстве нашего спасения. В числе лжеучителей, которые могли смутить новопросвещенных колоссян, были такие, которые говорили, что Бог слишком высок, чтобы непосредственно соприкасаться Ему с людьми, да и люди не способны были выносить действия Бога. Для этого Богом были созданы якобы посредствующие силы – духи разных степеней, одни высшие, другие низшие. Сии последние и входили в непосредственное общение с людьми. В числе таковых, по-ихнему, был и Сын, и Иисус, и Христос. Имея это в виду, Апостол и говорит сперва о Боге Отце, показывая этим, что Он не только не отделен от нас – напротив, Он призвал нас и извел нас из темной области в Царство Сына. Затем о Сыне Божием непосредственно говорит, что Он не только не есть из числа сотворенных сил, а напротив, Творец всех их, Сам пребывая едино с Отцом. Поэтому Апостол и говорит об этом так: Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего ( Кол.1:12–13 ). После сего святой Павел приступает к показанию, Кто есть Устроитель нашего спасения. Это нужно было для отражения ложных мудрствований, которые ставили Христа Господа в ряд хотя и высших, но тварных сил. Ни с кем не сравнимое достоинство Господа нашего Иисуса Христа Апостол живописует, представляя, что Господь Иисус есть «яко Бог, Сам в Себе, отрешенно от воплощения, и что Он есть яко Богочеловек, по воплощенному домостроительству спасения нашего» 158 . Вот подлинные слова Апостола о Лице Иисуса Христа: Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит ( Кол.1:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В Средние века город превратился в захудалую деревушку, а епископат сохранил лишь тень былого величия. В наши дни на этом месте остался лишь караван–сарай, расположенный в полутора–двух километрах от руин театра, разрушенных мраморных колонн, двух величественных арок и части городской стены. 1183 «О церкви, которая выделялась из всех апостольских общин верой и любовью, можно сказать, что от нее в буквальном смысле не осталось камня на камне. Вся ее история является поразительным памятником непостижимой воле Бога. Пришедшая в мир с блестящими перспективами, церковь в Филиппах жила, не имея истории, и ушла в вечность, не оставив по себе памятника». 1184 Но в послании Павла эта замечательная горстка христиан по–прежнему жива и является благословением для церкви в дальних странах. Тема : Богословская: самоуничижение (κνωσις) Христа ради нашего спасения ( Флп. 2:5–11 ). Практическая: христианская жизнерадостность. Ключевые мысли : «Начавший в вас доброе дело будет совершать его» ( Флп. 1:6 ). «Как бы ни проповедали Христа… я тому радуюсь» ( Флп. 1:18 ). «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп. 1:21 ). «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он… уничижил Себя Самого» и т.д. ( Флп. 2:5–11 ). «Бог производит в вас и хотение и действие» ( Флп. 2:13 ). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Флп. 3:1; 4:4 ). «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа» ( Флп. 3:8 ). «Я стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3:14 ). «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп. 4:8 ). «Мир Божий… превыше всякого ума» ( Флп. 4:7 ). § 98. Послание к Филимону Из множества личных рекомендательных писем, которые Павел, должно быть, написал за свою жизнь, до нас дошло только одно – очень короткое, но крайне важное. Оно адресовано Филимону, ревностному христианину из Колосс, обращенному Павлом и, очевидно, простому прихожанину, который предоставлял братьям свой дом для христианских собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Глава II, стр. 16, § 4.– «Мы жили, не исполняя слов Господних: «Вы соль земли и свет мира». Да, Апостолы и их преемники должны быть солью и светом. Но существование соли предполагает наличие пищи, которую она осоляет; свет виден там, где есть тьма. Не пища для соли, а соль для пищи. Не мир с его тьмой и злом для света, а свет для него. Пища и мир – в сфере государства, соль и свет – сфера влияния церкви. Но к чему же эта устремленность экуменизма к замене собой (солью и светом) той пищи и мира, которые, может быть, и неудачно приготовляет и устраивает государство? Мы полностью разделяем покаянное настроение конца этого параграфа: «Церкви больше пеклись о своей безопасности и о своем престиже в мире сем, чем об исполнении предначертаний Господних и о служении человечеству в духе жертвенной любви. Мы признаем ныне с глубоким смирением нашу в этом вину... Мы должны с Божией помощью употребить крайние наши усилия на то, чтобы предотвратить повторение старых грехов в будущем; должны гражданские наши обязанности выполнять в духе христианской любви и, поскольку это возможно, пробудить в себе настроения, которые позволяют государству исполнять возложенные на него Богом задачи, поддерживать справедливость и заботиться о народном благе (стр. 17)». С этой трактовкой взаимоотношений между христианином и государством может согласиться всякий православный. Но, к сожалению, такие взгляды попадаются в Отчете весьма и весьма редко. Но мы не можем принять одной покаянной фразы этого параграфа (стр. 16): «Мы приняли без всякого внутреннего протеста существование общественного неравенства и социальных разделений». Наше мнение – если бы мы пошли на этот протест, мы оказались бы в противоречии с увещаниями апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван (к вере во Христа). Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся... Время уже коротко... и пользующиеся миром сим (должны быть), как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.. А я хочу, чтобы вы были без забот» ( 1Kop. VII, 20, 21, 29, 31 и 32). И колоссян Апостол Павел увещевает облечься в нового человека, обновляемого по образу Создавшего его, в котором нет различия «ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всем Христос» (Колосс. ΠΙ, 11). Значит, неравенство национальное, вероисповедное и социальное было и при жизни Христа и Апостолов. Однако они не заповедали своим последователям бороться за его устранение. Престиж Церкви создается не во вне, слава ее не пред людьми, а пред Богом, в ее сонме святых и мучеников; это продукция Церкви, которую она должна выпускать из любого человеческого материала, который дает нам мир. Содействующая этому благодать Божия всемогуща, даже до «попрания чина естества».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Гонимая церковь довольствовалась внутренней торжественностью, в которой не было места для внешней торжественности. Воинствующая церковь была и церковью торжествующей. В доникейский период христиан время от времени ждала конфискация имущества, мучения, ссылки и даже смерть, но они знали, что римский колосс бессилен. В каждом Евхаристическом собрании они встречали Господа. «Наш Господь приходит» – таков был ликующе-торжественный клич христиан. Это был клич победы, победы, победившей мир. Не гонители, а гонимые были победителями, потому что у первых был земной кесарь, а у них был Господь – Kριος, которого Бог «посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем, но и в будущем веке и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего главою Церкви» ( Еф. 1:20–22 ). Не в блеске императорского двора с его пышным церемониалом, а в скромных домах глухих частей города или в полумраке катакомб встречали христиане единого Господа и единого Царя. Пред блеском славы прославленного Христа человеческая торжественность на Евхаристическом собрании была не нужна. Не нужна была в доникейский период торжественность и епископам, т. к. и без внешней торжественности они, как предстоятели «Церкви Божьей во Христе» обладали авторитетом, выше которого ничего не может быть. Из мученических актов мы знаем, что внутренний авторитет мучеников-епископов был таков, что приводил даже в смущение римских чиновников. Если мы знаем из горьких обличительных слов Оригена , что были епископы, которые старались подражать «князьям века сего», то они были исключением, но и они окружали себя торжественностью вне Евхаристического собрания, а не на нем. Торжественная простота не была достаточна государственной церкви, и государство не могло удовлетвориться внутренней торжественностью своей церкви. Оно требовало блеска и внешней торжественности. Помимо этого была естественная потребность человеческого сердца окружить свою литургическую жизнь возможно большей торжественностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

…не будет у России таких клеветников… — Намек на стихотворение Пушкина «Клеветникам России» (1831). 585 …не будь во все эти сто лет освободительницы-России… — Имеется в виду целый ряд русско-турецких войн начиная со второй половины XVIII b. (1768–1774; 1787–1791; 1806–1812; 1828–1829; 1853–1856). 586 …Россия мрачный северный колосс… — Ср. выше, примечание к с. 352. Слова о «колоссе» здесь ближайшим образом восходят к полемике Пушкина с «клеветниками России» в стихотворении «Бородинская годовщина»:    … Еще ли росс Больной, расслабленный колосс? Выражение «колосс на глиняных ногах», идущее из Библии (см. Книга пророка Даниила, гл. 2, ст. 31–35), с конца XVIII b. в Западной Европе стало применяться по отношению к России. Есть свидетельства, что впервые так назвал ее Дидро (1713–1784). Позднее на Западе появились варианты («северный колосс», «русский колосс»), возникшие на той же основе: «колосс на глиняных ногах». 587 …даже не чистой славянской крови… — Намек на известную остроту: «Qrattez le Russe — et vous trouverez le tartare» («Поскоблите русского — и вы отыщете в нем татарина»), часто встречающуюся у Достоевского. 588 …какой-нибудь ихний Иван Чифтлик… — Достоевский здесь использует название одного из болгарских местечек, которое упоминалось в октябрьских и ноябрьских газетах в связи с действиями русской армии. 589 …самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море. — Образ навеян, по-видимому, стихотворением «Клеветникам России». 590 …Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян Все воротятся в родное гнездо. — Достоевский повторяет мотивы, часто звучащие в поэзии А. С. Хомякова (1804–1860): Высоко ты гнездо поставил, Славян полунощных орел, Широко крылья ты расправил, Глубоко в небо ты ушел! И ждут окованные братья, Когда же зов услышат твой, Когда ты крылья, как объятья, Прострешь над слабой их главой… О, вспомни их, орел полночи!.. («Орел», 1832?) См. также: «Вставайте! оковы распались…» (1853) и др. 591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Колосс на глиняных ногах В прессе XXI века колоссом на глиняных ногах называют разные страны. И не только страны, но и крупные компании, ведомства и даже просто отдельных людей. 11 сентября, 2013 В прессе XXI века колоссом на глиняных ногах называют разные страны. И не только страны, но и крупные компании, ведомства и даже просто отдельных людей. «Колосс на глиняных ногах». Кого так называют? «Правмир» продолжает рассказывать о том, как меняются известные библейские выражения, попадая в журналистские тексты и блоги. На этот раз речь пойдет об иносказательном определении чего-то внешне величественного, но на деле слабого. СПРАВКА Колоссом на глиняных ногах называют что-то грандиозное, кажущееся могущественным, но по существу ничтожное, готовое рухнуть в любой момент. Источник — библейский рассказ о том, как пророк Даниил истолковал сон царя Навуходоносора. Пророк оказался при дворе вавилонского правителя, попав к нему как заложник, и открыл царю тайну его сновидения: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их…» Интересно, что в самих библейских текстах нет слова «колосс». Оно появилось только в середине XIX века, после того, как граф Сегюр в своих мемуарах привел слова Дидро, назвавшего «колоссом на глиняных ногах» Российскую империю. Возможно, писатель вспомнил библейскую историю о колоссе. Выражение Дидро прижилось в прессе и стало популярным применительно к России. В прессе XXI века колоссом на глиняных ногах называют разные страны. И не только страны, но и крупные компании, ведомства и даже просто отдельных людей. К примеру, в украинской прессе я нашла заголовок «Карлик на глиняных ногах». Речь в статье шла об украинской государственности (которую и снабжали таким определением) и о том, что оранжевая революция не оправдала надежд. Здесь даже не колосс, а карлик! То есть он уже даже не кажется огромным и могущественным, как в исходном выражении, а представляется маленьким, к тому же готовым совсем исчезнуть в любую минуту.

http://pravmir.ru/koloss-na-glinyanyx-no...

11. также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою 491 . 12. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. 13. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе 492 . 14. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. 15. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его 493 . 16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. 17. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе 494 . 18. Приветствие моею рукою Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь 495 . 442 От высоты положения города, быть может, получилось и его название; а, может быть, оно получилось и от того, что здесь сливаются (ολλαν) две реки: Мехидр и Лик, давшая название Ливийской долине. Около Колосс река Лик входила в расщелину и потом снова выходила наружу. Вследствие землетрясения это положение реки изменилось, а потом (в VIII в.), по особому чуду Архистратига Михаила, явление это возобновилось. Со времени этого чуда Колоссы назывались Хонами (χωνη=расщелина). 443 Пропретор Азии Флакк в 62 году (до Рожд. Христ.) захватил 20 пудов золота. Отсюда заключают, что тогда в Лаодикийском округе (куда относился и город Колоссы) было до 11,000 Евреев, кроме жен и детей. А в соседнем округе было захвачено 100 пудов золота. Отсюда понятно, сколь великое множество находилось там Евреев рассеяния. 445 По преданию, он скончался мученически в Риме, где мощи его почивают в базилике св. Марии (Маджиори). 446 Впоследствии Архип был епископом Лаодикийским. Подробные сведения о нем находятся в Актах святых (Uol. VIII, р. 82). – Достойно замечания, что в актах Трулльского собора 692 года значатся имя Колосского епископа Козьмы. После же епископы Колосские именуются Хонскими, так как этот город был основан на развалинах города Колосс. Теперь от города Хон осталась незначительная деревушка. Из числа последующих епископов Хона замечателен благочестивый писатель Никита Хониат , приветствовавший пророческою речью императора Мануила Комнена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010