С нее началось возрождение России. Спустя 300 лет, в 1941-м, Смоленск опять встал Нерушимой стеной на пути иноземного войска. Смоленское сражение началось 10 июля 1941-го. Это был большой жилой город. Там не был подготовлен оборонительный рубеж. Уже и «линия Молотова», и «линия Сталина» – в глубоком тылу немцев. Дорога на Москву – открыта. Гитлер знал это, и планировал взять Смоленск с ходу, за 12 дней. Но эта битва продолжалась два месяца. Битва за Смоленск Именно там, под Смоленском, окончательно рухнула «Операция Барбаросса». Продолжаем – пунктиром, штрихами… Уже 14 июля нами впервые применена реактивная артиллерия. «14.07.1941 в 15 часов 15 минут батарея капитана И. А. Флерова нанесла удар по железнодорожному узлу Орша, где стояли немецкие вагоны с боеприпасами и цистерны с го_ рючим….. Враг понес большие потери, в его рядах возникла паника. Те из гитлеровцев, кто уцелел, были взяты в плен. Это чудо-оружие советские бойцы назвали ласково «катюшей», а немецкие солдаты прозвали его «сталинским органом» (Stalinorgel)». Для поражения немецких танков все шире привлекалась авиация. Удары она наносила специальными термитными шарами и бутылками с горючей смесью. 30–31 августа наши летчики уничтожили более 100 танков. Тогда же воздушным ударам подверглись 8 аэродромов противника, на которых уничтожили 57 самолетов. Так что не только мы теряли самолеты на земле в начале войны. 11 августа начальник германского Генерального штаба Франц Гальдер записал в дневнике: «Общая обстановка все очевиднее показывает, что колосс Россия… был нами недооценен». Ельня Первого значительного успеха мы добились под Ельней, где 24-я армия с 30 августа по 8 сентября провела наступательную операцию. В основу замысла тогда еще генерала Георгия Жукова был положен классический двусторонний охват с окружением и разгромом немцев по частям. В 7 часов утра около 800 орудий, минометов и реактивных установок обрушили шквал огня на врага. После четырехдневного упорного сопротивления противник под угрозой окружения начал отходить. 6 сентября Ельня была освобождена. 8 сентября Ельнинский выступ, вдававшийся в нашу оборону, был срезан. Пять немецких дивизий потеряли за неделю боев на одном участке фронта – 45 тыс. человек.

http://pravmir.ru/pravda-o-pervyx-dnyax-...

Представители Церкви провели открытые лекции в Милане о роли Московского Патриархата в победе во Второй мировой войне и о современных проблемах глобализации 11 мая 2015 г. 13:05 9-10 мая 2015 года, в дни празднования 70-летия Великой Победы, в Милане состоялись лекции для жителей и гостей города: «Патриотизм как условие к возвращению национальной идентичности в агрессивной среде глобализационных процессов на примере роли Русской Церкви в победе во Второй мировой войне» заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священника Романа Богдасарова и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви в контексте текущих глобализационных процессов в экономике» профессора кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.В. Саввина. Лекции собрали не только учащихся, преподавателей и представителей католического духовенства и монашества, также пришло много посетителей, приехавших для участия в международной выставке «Экспо-2015». Эта выставка в текущем году проходит с 1 мая по 31 октября в Милане, в ней принимают участие все страны — члены Организации объединенных наций (ООН). «Экспо-2015» является крупнейшей всемирной выставочной площадкой, в которой, по словам мэра города Милана, планируется участие 20 миллионов гостей. Выступая на публичном семинаре Теологического факультета Северной Италии, священник Роман Богдасаров отметил, что «одним из главных тезисов постмодерна считается право человека на свободный выбор. Индивидуум представляется автономным носителем окончательных решений, что есть добро, а что — зло. Мы с вами живем в такую эпоху, когда стираются грани между добром и злом в сознании людей. Я хотел бы, используя исторический контекст Второй мировой войны, показать, что такой нравственный релятивизм, приводимый как доминирующий принцип межчеловеческих отношений, влечет к катастрофическим последствиям и только память о национальной идентичности может изменить ход истории». Говоря о роли Русской Церкви в Великой Победе, представитель ОВЦО МП напомнил, что «Великая Отечественная война — это борьба за бытие народа, за свою веру. Некоторые представляют войну, как борьбу идеологий: национал-социализма с коммунизмом; или как борьбу одного социального строя с другим, но это в корне неверно. Сражались и умирали русские люди за Родину, за сохранение своей национальной идентичности в рамках всей человеческой  цивилизации. Вклад Церкви огромен, поскольку именно духовные традиции Православия смогли придать опору русским воинам и труженикам тыла в то время, когда под бешеным натиском фашистской Германии и ее союзников валился колосс советского индустриализма, построенный на глиняных ногах воинствующего безбожия».

http://patriarchia.ru/db/text/4076219.ht...

И если история ничего не знает об этом, то, вероятно, потому, что-то, что совершалось в Египте или в Индии, или в ином месте, было явлением частным и по своим последствиям для всего рода человеческого не могло равняться с тем, что совершалось в Сеннааре. Сеннаарские строители говорили: «сделаем себе имя» (известность, славу) 535 . Об этом заботились и позднейшие вавилонские строители. Они снабжали построенные ими здания горделивыми надписями, в которых широковещательно перечисляли свои заслуги и подвиги. В надписи Навуходоносора, описывающей построение им колоссального храма, между прочим, значится, что он «написал славу своего имени» на фризах сводов храма 536 . Таким образом, сеннаарская «башня до небес», равно как и подражания ей – позднейшие ассиро-вавилонские постройки, пирамиды египетские, колосс Родосский и даже некоторые сооружения новейшего времени 537 , суть истинные здания тщеславия, обязанные своим происхождением сошедшей с разумного пути человеческой деятельности. В действительности они, – если сравнить их с делом рук Божиих, которое у всех перед глазами: со звёздным небом, с самой землей, даже только с её горными высотами, и проч., – ничтожны до смешного. Но тем неизвинительнее, тем греховнее суетность, породившая их. Греховность сеннаарского предприятия заключалась в том, что в строителях необычайной башни проявлялось стремление поставить своё «имя» рядом с тем Именем, перед которым единственно должны преклоняться и небо, и земля, и преисподняя ( Флп.2:10 ). Здесь в начальном виде, но с задатками к дальнейшему развитию, открылось то заблуждение, которое состоит в искании иного бога, кроме Бога, и которое впоследствии составило душу всех видов язычества. – И так сущность сеннаарской истории, нужно думать, заключалась в том, что значительно уже размножившееся после потопа человечество подпало под исключительное влияние хамитов, своих худших представителей. Последние, пользуясь своим материальным преобладанием, образовали из всего человеческого рода примитивное государство со всеми задатками последующей нечестивой хамитской культуры, грозившей на самых же первых порах изгнать из жизни людей все идеальное и святое, извратить религиозное и нравственное чувство, исказить веру в Бога и уничтожить память об обетованном «Семени жены», как единственном залоге спасения людей от вечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

1Кор. 15:16 . Аще мертвии не востают, суетна вера ваша, говорит Апостол; она так несомненна, что от понятия о ней, как о действительном факте, священные писатели переходят к смыслу переносному; – обстоятельство весьма важное; потому что метафора только и может быть заимствована – от предмета действительно существующего. Так Апостол Павел говорит: и вас мертвых сущих в прегрешениих сооживил, есть со Христом (Колосс. 2:13. Ефес. 2:1 и след.); Заметим здесь, что νεκρς не употреблялось у язычников в смысле метафорическом, а имело только буквальный смысл, означало умершего человека, труп; между тем в Новом Завете оно имеет новое значение и не редко употребляется в смысле переносном, также как и ποϑνσκω). Римл. 6:11 . Ефес. 2:15 .–5:14. Евр. 9:14 . Римл. 6:2. 7:10 . Гал. 2:19 . Ст. 20–21. Κα καϑσας ν δεξι ατο ν τος πουρανοις περνω πσης ρχς κα ξουσας κα δυνμεως κα κυριτητος –. и посадив одесную себе на небесных, превыше всякого начальства и власти и силы и господства. Последние четыре слова не отвлеченные понятия, как принимались они в мире языческом, но существа, лично существующие, действительно живущие. Заметим, впрочем, что первые два слова: ρχ κα ξουσα, кроме того, что выражали собою отвлеченные понятия, употреблялись в мире языческом еще в значении представителей высшей государственной власти, в смысле сановников государства, напр., у Платона (Alcib. 1, 135.): «не такое же ли бедствие постигает в городе и все начальства и власти, ρχις κα ξουσαις, чуждые добродетели?» и у Ксенофонта (Cyr. 1, 2, 14.): ο γερατεροι τς ρχς πσας αρονται – «старейшие избирают всех начальников». В этом же смысле употребляются оба слова и в Новом Завете, напр., Лук. 12:11 . ταν προςφρωσιν μς ες τς συναγωγς κα τς ρχς κα τας ξουσας, μ μεριμντε, егда приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся Тит. 3:1 . πομμνησκε ατος ρχας κα ξουσαις ποτσσεςϑαι, напоминай, чтобы они были покорны начальствам и властям. Это власти и начальства земныя – даже власти языческие, которым, по заповеди Апостола, должны были покоряться христиане, как поставленным от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Те, кто облекся во Христа, познал полноту жизни «в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (2:10). Христос Иисус – единственный посредник между Богом и человечеством. Было бы неразумно со стороны колоссян поддаваться ложным увещеваниям лжеучителей и считать, что нужно поклоняться ангельским силам, которые контролируют связь между Богом и человеком. Этот путь общения ныне находится под контролем Христа, Своей смертью открывшего Себя как победителя начальств и властей (2:13–15). Разоблачая лжеучителей, Павел более полно, чем в других своих посланиях, излагает учение о вселенской роли Христа. Предварительные замечания на эту тему уже появлялись ранее в Рим. (8:19–22) и в 1 Кор. (1:24; 2:6–10; 8:6), но наиболее полно эта доктрина раскрыта в Кол. 1:15–20 и в 2:13–15. Апостол дает глубокую, даже уничтожающую критику адептов этой «философии» с ее неверными посылками, а также их поведения (см. коммент. к 2:16–23). Местоположение Колосс Место и дата написания Традиционная точка зрения, что Павел написал Послание к Колоссянам во время своего тюремного заключения в Риме, представляется более правильной, чем предположение, что оно было написано апостолом в Эфесе или Кесарии. Другие случаи его пребывания в тюрьме, описанные в Деяниях, вряд ли подходят больше (маловероятно, что это было во время его пребывания в заключении в Кесарии, Деян. 24:27 ). Приветы от собратьев в гл. 4 позволяют полагать, что они имели непосредственные контакты с Павлом, а это согласуется с его пребыванием в римской тюрьме ( Деян. 28:30 ). Кроме того, упоминание Онисима (приводящее на память Послание к Филимону) лучше всего объясняется в контексте столицы империи, даже несмотря на утверждение, что расстояние между Колоссами и Римом не позволяет принять римскую версию происхождения послания. Никакие предположения о постепенном развитии идей Павла не помогают нам в установлении времени написания послания. Если принять римскую версию, тогда наиболее вероятным представляется, что Павел написал свое послание довольно рано, находясь (впервые) в римской тюрьме, то есть ок. 60–61 гг. Придерживающиеся мнения, что послание было написано в Эфесе, датируют его 54–57 гг. и даже более ранним временем (52–55 гг.). Дополнительная литература

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Варнава принимал его, как раскаявшегося; а Павел настаивал, что не следует брать с собою, на дело Господне, человека, который не мог сопутствовать им прежде. Итак разномыслие имело характер не несправедливости, а правды и проистекало от недоразумения. Павел требовал правды, Варнава - человеколюбия. Расходясь в мнениях, они сходились в чувстве благочестия; и разделились не по вере и убеждениям, а по человеческому недоразумению. Случилось же это по Божьему устроению; потому что как только они расстались, Варнава взял с собою Марка и пошел своим особым путем. Но строгая точность Павла принесла и Марку свою пользу; так как своим рвением он старался загладить прежнюю оплошность. Павел советовал в церквах не принимать Марка, не с тем, чтобы опечалить его, но чтобы сделать его ревностнее; и когда увидел, что Марк явил успехи ревности и оправдал себя своими последующими действиями, начинает одобрять его и говорить: целует вы Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его (Колосс. 4, 10). То же замечаем и между пророками, то есть, замечаем различие в мнениях и нравах: так Илия - строг, Моисей - кроток. Точно также и здесь: Павел является настойчивее Марка. Но посмотри: он в то же время и снисходителен. Глаголаше, говорится, то есть, он не горячился, но требовал настойчиво не брать Марка. Итак что же? Павел и Варнава разлучились врагами? Да не будет! В посланиях Павла ты находишь, что Варнава имел после этого много похвал от Павла. Мне кажется даже, что они разлучились по взаимному согласию, сказав друг другу: так как ты не хочешь, чего я хочу, и наоборот; то, чтобы не спорить, изберем для проповеди различные местности. Так они и поступили, вполне уступив друг другу. А написано это в наше назидание, чтобы предостеречь нас от падения; потому что нам, как людям, нельзя обойтись без распрей, но в распрях следует делать взаимные уступки. Но для Марка распря эта была как нельзя более полезна. Павлова строгость исправила его, а Варнавина снисходительность ободряла его не оставлять еще призвания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1050...

См. Dunn J. D. G. The Epistles to the Colossians and to Philemon. P. 307. Хотя можно возразить, что в Риме было проще скрыться и для Онисима было бы более естественно искать убежище как можно дальше от Колосс. 180 См. Каравидуполос И. Введение в Новый Завет. С. 254. Ср. Dunn, James D. G. The Epistles to the Colossians and to Philemon. P. 303. 181 Дж. Данн замечает, что весьма странно, если имело место ефесское заключение, и апостол провел там, по всей видимости, немало времени, почему оно так мало отразилось в памяти христиан. См. The Epistles to the Colossians and to Philemon. P. 308. 183 См. Epistle to Philemon//International Standard Bible Encyclopedia Online. URL: (дата обращения 2.11.2017). 185 См. прочие аргументы в Epistle to Philemon//International Standard Bible Encyclopedia Online. URL: (дата обращения 2.11.2017). 186 Можно еще раз повторить, что в Риме у беглого раба было больше шансов скрыться. Кроме того, хотя расстояние до Кесарии меньше чем до Рима, оно, тем не менее, остается огромным. 189 Ср. Dunn J. D. G. The Epistles to the Colossians and to Philemon. P. 307. Гатри Д. Введение в Новый Завет. С. 443–444. Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. 2. С. 105–106. 192 См. Гатри Д. Введение в Новый Завет. С. 511. Мы не рассматриваем здесь версию о псевдоэпиграфическом характере послания к Колоссянам. 193 См. Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. 2. С. 106. Philemon. Catholic Encyclopedia.//New Advent: URL: http://www.newadvent.org/cathen/11797b.htm (дата обращения 20.10.17). 194 Апостол Павел находился в Ефесе в 54–57 гг. См. Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. 2. С. 106. Каравидуполос И. Введение в Новый Завет. С. 353. 195 См. Epistle to Philemon//International Standard Bible Encyclopedia Online. URL: (дата обращения 2.11.2017). 200 Аристид Философ . Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего//Золотое слово Священного Предания. I-III век. Вып. 5. М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000. С. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Колосс Родосский. Картина Сальвадора Дали 1954 года для фильма «Семь чудес света» В сентябре восходит яркая звезда, которую выше мы назвали Алой; рядом с ней видна звезда поменьше. Если в сентябре она восходит в утренние часы, следует пропеть пять псалмов в антифонах во славу Господню. Если же посреди ночи ты не увидишь на небе это созвездие, наблюдай за Серпом и начинай службу, когда он вступит на то место, где бывает солнце в пятом часу дня. Если же ты захочешь совершить полное ночное бдение, начинай службу, когда появятся звезды, которые выше мы назвали Бутрионом, заверши же [ее] с пением петухов, прочтя до утренней службы восемьдесят псалмов в антифонах. В октябре восход созвездия Серп указывает на середину ночи. Завершив ночную службу с пением петухов, пропой девяносто псалмов в антифонах. Затем подожди, пока взойдет Алая звезда, и когда она займет то место, где бывает солнце во втором часу дня, пропой десять псалмов, если станешь бить в колокол к утренней службе. В ноябре, когда ночи [становятся] длиннее, Серп восходит в пятый час ночи. Если ты встанешь в этот час, отслужи ночную службу и с пением петухов пропой сто десять псалмов. Когда в третий час появится Алая звезда, если звенит колокол, на утренней службе прочти не менее двенадцати псалмов в антифонах. В декабре Серп восходит в четвертый час ночи. Если ты встанешь в это время, с пением петухов дважды исполни ночные гимны, то есть шестьдесят псалмов (ибо перед Рождеством Христовым ты должен служить усерднее), а остальные псалмы спой в антифонах. Если ты звонишь в колокол, когда восходит Алая звезда, следует тотчас пропеть тридцать псалмов. За ней восходят звезды, которые мы назвали Сигмой. Далее восходят в этом месяце звезды, предшествующие Большому Кресту и названные нами Омегой, из которых тебе будет удобнее наблюдать одну, ибо она ярче и медлительней других. О смысле движения звезд. 36–39 Толкование на Псалмы Виновны ли в том епископы Тура или более поздние переписчики, но именно этот трактат святителя Григория до нас дошел в жалких фрагментах, которые помещаются на одной страничке в издании Patrologia Latina. Фрагментов всего три. Первый объясняет надписания Псалмов, толкуя их все небуквально, иносказательно. Например, распространенное надписание «в конец» означает «совершенство добрых дел, поскольку этот конец не похож на другие [земные] цели, ведь все они имеют предел, а этот конец восполняем. Ибо конец закона — Христос, к праведности всякого верующего (Рим 10:4) и т. д.» Второй и третий отрывки, толкующие Пс 12:6, рассказывают о последнем воскресении и воздании праведников. А звучат они так:

http://blog.predanie.ru/article/devyat-k...

Объяснение послания святого Апостола Павла к Колоссянам О послании к Колоссянам. Город Колоссы и основание в нем церкви Филиппийский город Колоссы был некогда славным и знаменитым городом, по его прекрасному положению на возвышенной равнине, издали казавшейся исполинскою горою 442 . Древние историки Геродот и Ксенофонт называют Колоссы городом великим и счастливым. Примыкавшие к Колоссам поля были плодоносны и удобны для пастбищ. Здесь в изобилии разводился виноград, дававший отличное вино, почему здесь было развито виноделие и соединенное с оным служение Бахусу. Мимо Колосс проходили важные дороги: из Египта и Сирии чрез Ефес в Грецию и другая – чрез Сарды и Сузы в Персию. Это положение города в узле великих исторических путей очень содействовало его оживлению, знатности, населенности и богатству. Все двигавшиеся от востока на запад и обратно, а равно и с юга на север, – оставляли здесь свой след. Здесь проходили полчища Ксеркса и воинства Александра Македонского. Здесь бывали Манлий, Антиохи (I и III), Селевк и другие завоеватели, скоро налагавшие свою тяжелую руку на Колоссян и разорявшие самый город. В правление Антиоха Великого во Фригию переселилось множество Греков и Иудеев. До 2000 семейств Иудеев переселено было только из одной Месопотамии. Когда потом Фригия перешла во власть Римлян, то римские власти не раз конфисковали большие суммы золота, отправлявшиеся Евреями из Фригии в Иерусалим, как священная подать (по дидрахме от каждого) 443 . «Виноградники и целебные источники Фригии – говорится в Талмуде – отторгли 10 колен от Израиля», т. е. привлекли множество Евреев во Фригию вообще и в Колоссы в особенности, как город древний, с которым однако вскоре Лаодикия и Иераполь начали соперничать, особенно служением Эскулапу (Иераполь) и дорогими изделиями из шерсти (Лаодикия). С течением же времени город Колоссы обратился в незначительный поселок. Среди свидетелей чудесного сошествия Св. Духа на Апостолов и слушателей их, из коих обратились ко Христу 3000, были и Иудеи рассеяния из Фригии ( Деян. 2:10 ). Посему можно сказать, что первые семена веры были посеяны в Колоссах этими свидетелями сошествия Св. Духа на Апостолов и слушателями их первой богодухновенной проповеди. Несомненно, что и многие Апостолы, рассеявшиеся во все концы вселенной, были в Колоссах, как стоящих на пути во все концы; но особенно не мог миновать их св. Апостол Павел, столь многократно посетивший Фригию и все области, находящиеся вокруг и около (Ликаонию, Сирию, Галатию и Киликию). Особенно же благотворное апостольское воздействие Павла на Колоссы могло быть тогда, когда он жил около двух лет в г. Ефесе, находящемся не столь далеко от Колосс 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Дональд Карсон (баптист) Послание к Филимону Введение Послание к Филимону, самое короткое из посланий Павла, больше напоминает частные письма своего времени, чем послания Павла, адресованные церковным общинам или группам общин. Однако это не означает, что оно представляет собой всего лишь образец личной переписки. Как и остальные послания, оно было средством раннехристианской миссионерской деятельности и замещало Павла в его отсутствие. Что послужило поводом к написанию послания Послание адресовано Филимону, которого Павел называет «возлюбленным и сотрудником нашим» (1). Кроме того, в приветствии упомянуты Апфия, которая, вероятно, была супругой Филимона, Архипп, «сподвижник» Павла (может быть, сын Филимона и Апфии), и церковная община (ekklesia), собиравшаяся в доме Филимона (2). О том, что послужило поводом к написанию послания Филимону, можно догадаться по его содержанию, хотя не все подробности ясны. Раб по имени Онисим провинился перед своим владельцем Филимоном, христианином из Колосс (1–2; ср.: Кол. 4:9,17 ). В чем заключался проступок Онисима, неизвестно, но на основании ст. 18 полагают, что он украл деньги у своего хозяина и сбежал. Возможно, впрочем, что слова «если же он чем обидел тебя, или должен» означают лишь то, что Онисим был послан исполнить какое–то поручение, но отсутствовал слишком долго. В Римской империи времен Павла рабы нередко пускались в бега. Они присоединялись к шайкам грабителей, скрывались в больших городах, пытались бежать за границу или искали убежища в храмах. Вероятно, Онисим, будучи товарищем Павла по несчастью, сошелся с ним в тюрьме. Павел проявил к нему участие, и это привело к обращению Онисима (10). Апостол полюбил его общество (ср.: 12) и счел его служение полезным (11,13). Он хотел оставить Онисима при себе, чтобы тот мог занять место Филимона в деле распространения Евангелия. Однако не сделал этого не только потому, что это было незаконно с точки зрения римского права, но и потому, что могло привести к конфликту между Павлом и его братом по вере Филимоном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010