192. К Анатолию, чиновнику префектуры . Еще прежде получения вашего письма я узнал, какие притеснения, какие козни, какие искушения, какое оскорбительное обхождение вы испытываете, и потому особенно ублажаю вас, имея в виду те награды, воздаяния и венцы, которые ожидают вас за это. Как строящие вам козни и беспокоящие вас подвергают себя тяжкому осуждению и навлекают на свою голову огонь геенский, так вы, претерпев это, сподобитесь великого возмездия, великого вознаграждения. Не смущайтесь же и не тревожьтесь поэтому, — напротив, радуйтесь и веселитесь, одушевляясь чувствами апостола, выразившимися в его словах: « Ныне радуюсь в страданиях моих » (Колосс. 1:24), или еще: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность » (Рим. 5:3, 4). Сделавшись, таким образом, искушенными и постепенно богатея богатством небесным, радуйтесь тем более, чем жесточе будут ваши страдания, если вам придется испытать еще более сильное гонение: « Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас » (Рим. 8:18). Нам небезызвестно, сколько вы показали терпения, мужества, твердости, искреннего и горячего расположения к нам, непреклонности, неизменности и непоколебимости в своем образе мыслей. Свидетельствуем вам великую благодарность за это и со своей стороны. Мы постоянно от всей души заботимся о вас, и дальность расстояния нисколько не делает нас равнодушнее к любви вашей. Благодарю вас также за то усердие, с каким вы постарались не допустить в церковь готскую никакого смятения и дело отсрочили. Не только не осуждаю вас за то, что вы никого не послали, но хвалю и одобряю. В особенности похвально то, что все вы согласно затруднились принять в настоящее время это предложение. Старайтесь и вперед, сколько от вас будет зависеть, как сами непосредственно, так и через других, через кого только будет можно, отложить дело до срока. Успеете ли в этом, или нет, во всяком случае вы заслужите этим полнейшую награду за свое намерение и благожелание. 195. К пресвитеру Акакию  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В слове на св. священномученика Фоку и против еретиков и на 141 псалом: Гласом моимговорит: «Кости их (мучеников) обветшали ( δαπανθη, собственно: издержались), а память их каждый день становится юнейшею (обновляется)». Того же moмa col. 699 fin. В 32-й беседе на послание ап. Павла к Римлянам восклицает: «Кто дал бы мне ныне обнять тело Павлово я пригвоздиться гробу и видеть прах оного тела ( τν κνιν ιδεΤν το σματος κενου), которое исполняло лишения Христовы (Колосс. 1, 24), которое носило язвы.., прах оного тела, в котором он всюду протек (по вселенной), – прах уст, чрез которые вещал Христос... Сих уст желал бы я видеть прах, чрез которые Христос глаголал великое и сокровенное... Но не только уст, но и сердца оного желал бы я видеть прах, которое без погрешения назвал бы кто сердцем вселенной... Желал бы я видеть прах оных в железах рук, возложением которых сообщался Дух (Святый)... Желал бы я видеть прах очей, которые знатно были ослеплены и прозрели для спасения вселенной... Желал бы я видеть прах и оных ног, которые обтекли вселенную и не чувствовали усталости»... Том 60 (издания Mohфokohoba Tomus nonus), coll. 678 fin. – 680 fin. nn.  γ´и  δ´. Стефан Яворский в Камне веры, приведши сейчас выписанные вами слова Златоустого, делает к ним свое замечание: «Аще убо толикого Святого, толикого Апостола мощи прахом Златоуст нарицает: тоежде быти может и о инех мощех святих; но якоже прах телесе Павлова честен есть у Вселенского учителя святого Иоанна Златоустог о: тако и у нас прах иних святых мощей чести своея не погубляет; зде же глаголю, – присовокупляет Яворский, не о всех мощех, во о некиих точию, многая бо телеса святих видим нетленна»... (часть 1-я, отдел: догмат о мощах святых, издания 1841-го года стр. 856) 679 . В 26-й беседе на 2-е послание ап. Павла к Коринфянам говорит: «Кости святых порабощают и мучат демонов...; прах и кости и пепел ( κνις κα τ στ κα τφρα, – каковы останки иных святых) терзают оныя невидимая существа». Том 61 (Монфоконова uздahuя Tomus decimus), coll. 582 fin. U 583 680 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   И когда Сын говорит: пославший Меня Отец Мой бoлiй Мене есть (Иоан. XIV:28), Отца назы­вает большим Себя, потомучто соделался челове­ком; а как Отчее Слово, равен Он Отцу. Ибо говорит: Аз и Отец едино есма (Иоан. X:30); и: видевый Мене виде Отца (Иоан. XIV:9). И не хи­щением приобретает, чтобы Ему быть равным с Отцем, но равен по естеству и единосущен Отцу, потомучто рожден от Отчей сущности.    И когда Апостол говорит, что во Христе жи­вет всяко исполнена Божества телесне (Колосс. II, 9), должно понимать, что всяко исполнение Божества живет во плоти Его. И сказав: Иже Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его (Римлян. VIII, 32), в другом месте говорит: якоже и Xpicmoc возлюби Церковь, и Себе предаде за ню (Ефес. V, 25).    Не Себя пришел спасти безсмертный Бог, но умерщвленных; не за Себя пострадал, но за нас; и посему-то восприял на Себя наше уничижение и нашу нищету, чтобы даровать нам богатство Свое. Ибо страдание Его есть наше избавление от страда­ния; смерть Его-наше безсмертие; слезы Его-наша радость; погребение Его-наше воскресение; крещение Его-наше освящение. Ибо говорит: за них Аз свящу Себе, да и miu будут священи воистинну (Иоан. XVII:19). Язва Его-наше исцеление; ибо язвою Его мы изцелехом (Исаия LIII, 5). Наказа­ние Его-наш мир; ибо наказание мира нашего на Нем, т. е. для нашего мира Он наказуется. Без­славие Его-наша слава; посему, ради нас просит Он славы, говоря: прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не быть (Иоан. XVII:5); ибо в Нем прославляемся мы. Сошествие Его-наше восшествие, по написан­ному: и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе; и: да явит в вецех грядущих презелъное богатство благодати Своея благостынею на нас о Христе Иисусе (Ефес. II:6).    И когда говорит на кресте: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лук. XXIII, 46), в Себе пре­дает Отцу всех человеков, в Нем оживотво­ряемых, потомучто они суть члены Его; и сии многие члены суть единое тело, то есть Церковь, как блаженный Павел пишет к Галатам: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Галат. III:28). Посему, в Себе предает всех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Попрощавшись в Мелите с Ефесскими пресвитерами, он прибыл в Иерусалим, где из-за возникшего против него народного мятежа был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а в 61 г. Павел, как римский гражданин, по своему желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Этим и оканчивается повествование о его жизни, имеющееся в книге Деяний апостольских (главы 27 и 28). Из Рима св. Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же в 64 г. написано и послание к палестинским Евреям. Дальнейшая судьба ап. Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу дана была свобода, и он предпринял четвертое апостольское путешествие, на которое указывают его так называемые «пастырские послания» — к Тимофею и Титу. После защиты своего дела перед сенатом и императором св. Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Восток. Пробыв долгое время на острове Крите, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам (Тит. 1:5),что свидетельствует о рукоположении им Тита во епископа Критской церкви. Позже в своем послании к Титу ап. Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму 64 г. в Никополе (Тит. 3:12), близ родного Тарса. Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (2 Тим. 4:20).Проходил ли св. Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (Деян. 20:25), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свою фелонь (богослужебная верхняя одежда) и книги (вероятно тоже богослужебные, 2 Тим. 4:13), и потом отправился в Македонию. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе (2 Тим. 4:20) и встретившись на пути с ап. Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматик» (2 Тим. 4:10) и Италию, дошел до Рима, где оставил ап. Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Эту то скромную роль и взял на себя почтеннейший труженик И. Саккелион, издавший под выше приведенным заглавием несколько его трактатов и писем. Самое видное и первое место занимает в этой брошюре превосходный и обширный трактат архиепископа Никифора «о молитве святых когда, по учению богодухнавеннаго Писания и богоглаголивых апостол церковь апостольская Господа нашего Иисуса Христа стала считать святых ходатаями пред Богом», занимающий едва ли не половину всей брошюры (стр. 1–42). Непосредственно за ним следует не менее интересный и обширный трактат того же архиепископа в ответ на вопрос иеродиакона Кавсокаливита Неофита: «справедливы ли слова Писания: во всю землю изыде вещание их (Псалм. 18:4) и т.д. и в другом месте: За упование отложенное вам на небесех, еже прежде слышаете в словеси истины благовествования, сущаго в вас, якоже и во всем мире, и есть плодоносно и растимо (Колосс. 1:5–6), адресовавший его в особом письме от 25 августа 1773 года, которое издателем предпослано в брошюре самому ответу архиепископа. Никифор Феотоки дает из Лейпцига в том же году октября 30 дня своему ученику ответ утвердительный. Здесь знаменитый иерарх российской церкви обнаруживает не только глубокое знакомство с Словом Божиим, но громадную эрудицию по наукам естественно-географическим. В его ответе цитуются путешествие по Сибири нашего путешественника XVIII столетия Крашенинникова (изд. 1785 г.), немецкое путешествие по Камчатке Стеллера (изд. 1794), итальянское «путешествие по свету», (Giro del mondo), изданное Иоанном Франциском Carreri в Неаполе в 1699 году. В последнем сочинении, между прочим, автор описал Мексику и другие местности нового материка и доказывает ту мысль, что христианство было известно в Америке ранее 1492 года, т.е. того времени, когда знаменитый Колумб сделал открытие этого материка. Доказательство свое он основывает на теории, хорошо ныне известной, о связи материков старого и нового в том месте, где ныне находится Берингов пролив, который образовался по причине действий вулканических подземных сил, разорвавших эти два когда-то соединенные материки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Как малоросс и либерал, Стефан не мог сочувствовать старому московскому церковному строю, – в этом трудно сомневаться; но как поставленный во главу этого строя, он считал долгом своей чести возмущаться новыми веяниями и идти против молодых работников нового дела, которые не хотели спрашивать благословения у митрополита на свою работу и шли вперед, забывая все старые традиции, с головокружительною быстротой. В этом есть доля правды. Но проще, думается, считать Стефана жертвою собственного характера или темперамента. Физический колосс с громовым голосом, сильный на кафедре и на бумаге, Стефан являлся дитятею при соприкосновении с жизнью и людьми, всюду видел врагов, вечно ныл от болезней, плакался на обидчиков и – жаловался на «нищету»! Не будь этого, зависящего исключительно от темперамента митрополита, история могла бы быть свидетельницей борьбы, способной напомнить не очень давние времена Никона. XVIII В Москве Стефан жил на своем рязанском подворье на Лубянке, где ныне помещаются здания духовной консистории 411 . В августе 1702 года был в Рязани, где освящал церковь 412 . В 1706 году был весною в Петербурге, а летом в Киеве, куда приезжал и Петр 413 . В 1708 году тоже был в Петербурге; по дороге говорил слово в день Живоносного Источника в Новгороде 414 . В следующем, 1709 году ездил в Ростов на похороны митрополита Димитрия Ростовского , согласно уговору между обоими святителями, что тот, кто переживет другого, лично похоронит умершего 415 . При погребении святителя Димитрия Стефан говорил 25 ноября прощальное слово 416 . Достойно внимания, что таким же словом он ранее, в 1696 году, напутствовал погребение тела и другого почившего святителя, Феодосия Углицкого 417 . В 1710 году всю весну и лето Стефан проболел, с Пасхи до сентября, и, надеясь переменою климата изменить состояние здоровья, в сентябре уехал в Рязань 418 . В 1712 году Стефан получил от Петра двор грузинского царевича в Москве, на Пресне, с садом и прудом, возбуждавший зависть других вельмож. По крайней мере, Стефан, по поводу привлечения его к царскому суду за резкие выходки против царского указа о фискалах в проповеди 1712 года, наличность у себя врагов объяснял в письме к царю, между прочим, и этим двором.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На долю современных ученых выпадает, следовательно, скромная роль быть пока лишь издателями многочисленных трудов сего иерарха. Эту то скромную роль и взял на себя почтеннейший труженик И. Саккелион, издавший, как сказано выше, несколько его трактатов и писем. Самое видное и первое место занимает в этой брошюре превосходный и обширный трактат архиепископа Никифора «о молитве святых, когда, по учению боговдохновенного Писания и богоглаголивых апостол, Церковь апостольская Господа вашего Иисуса Христа стала считать святых ходатаями пред Богом», занимающий едва ли не половину всей брошюры (стр. 1—42). Непосредственно за ним следует не менее интересный и обширный трактат того же архиепископа в ответ на вопрос иеродиакона Кавсокаливита Неофита: «справедливы ли слова Писания: во всю землю изыде вещание их (Псалм. XVIII, 4) и т. д. и в другом месте: За упование отложенное вам на небесех, еже прежде слышасте в словеси истины благовествования, сущаго в вас, якоже и во всем мире, и есть плодоносно и растимо (Колосс. I, 5 — 6)», адресованный им в особом письме от 25 августа 1773 года, которое издателем предпослано в брошюре самому ответу архиепископа. Никифор Феотоки дает из Лейпцига в том же году октября 30 дня своему ученику ответ утвердительный. Здесь знаменитый иерарх российской Церкви обнаруживает не только глубокое знакомство с словом Божиим, но громадную эрудицию по наукам естественно-географическим. В его ответе цитуются путешествие по Сибири нашего путешественника Х?Ш столетия Крашенинникова немецкое путешествие по Камчатке Стеллера, итальянское «путешествие по свету» (Giro del mondo), изданное Иоанном Франциском Carreri в Неаполе в 1699 году. В последнем сочинении, между прочим, автор описал Мексику и другие местности нового материка и доказывает ту мысль, что христианство было известно в Америке раньше 1492 года, т. е. того времени, когда знаменитый Колумб сделал открытие этого материка. Доказательство свое он основывает на теории, хорошо ныне известной, о связи материков старого и нового в том месте, где ныне находится Берингов пролив, который образовался по причине действий вулканических подземных сил, разорвавших эти два когда-то соединенные материки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сравнивая размеры этого колокола с другими, он превосходит величиной все существующие и служит украшением Кремля. Долгое время думали, что невозможно его поднять. Император Павел I в 1792 г. 521 , в одно из своих посещений Москвы, указал талантливому механику J. Guirt придумать способ поднять колокол и поставить на другое место. Его проект, хорошо составленный, все же не мог быть выполнен из боязни, что при поднятии колоколаколосс сломается. В 1819 г. генерал Bèthancourt поручил мне осмотреть колокол и привести рисунки с него. Спустя несколько лет инженер, генерал Fabre, имел такое же поручение, что позволяет думать о желании императора Александра I также переставить колокол. Прежний ли страх или другие какие-либо мотивы – но все же наибольший колокол в мире лежал в земле и изредка посещался любопытными иностранцами, знакомившимися с древностями Москвы. Император Николай I, который заботился делать лишь полезное и приятное для своего народа, желал убедиться, возможно ли исправить колокол, и затем хотел для него построить колокольню; но огромные размеры делали невозможным его исправление способом, допустимым для малых колоколов. Его императорское величество решил вынуть колокол и поставить на пьедестал около Ивана Великого. Получив назначение представить проекты и руководить работами, я выехал в Москву, куда и прибыл 25-го марта 1836 г. Первое, что я сделал, это приказал вынуть вокруг колокола всю землю на глубине 30 футов и поставил сруб для предупреждения обвала земли. Несколько насосов работали, выкачивая воду для осушки почвы, и тогда лишь я мог рассмотреть весь колокол и убедиться, что кроме одного отбитого куска, лежащего около, колокол был цел, без каких-либо недостатков, и что он мог быть поднят и перенесен без какого-либо риска разбиться. После этого, я приступил к сооружению лесов, которые вместе с другими приспособлениями были готовы через шесть недель. 30-го апреля я отправился за приказанием военного губернатора и членов комитета по постройке Кремля, которые и решили, что колокол будет подниматься на следующий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ж) Признаком древности апокрифа может служить название Гавриила Ангелом, согласно Лук. 1, 26–38 , – между тем как уже в таком древнем апокрифе, как Первоевангелие Иакова, Гавриил называется уже Архангелом 151 . з) Кроме ожидания скорого пришествия Господа, как на особенность вероучения апокрифа по сравнению с новозаветным, можно указать на то, что, излагая учение о воскресении по 15-й главе 1-го к Коринфянам, апокрифист однакоже не употребляет характерных и глубокомысленных σ μα πνευματικν и σω ματα πουρνια (тело духовное, тела небесныя) в отличие от σμα ψυχικν и σω ματα πγεια (тело душевное, тела земныя), но вместо этих выражений ставит: (resurgetis habentes) sanam carnem, sicut et Christus resurrexit“, Арм. и Ефр: „с совершенными телами“. Эти: sana вместо апостольских spirituale ( πνευ ματικν) и coeleleste ( πουρνιον), и – caro ( σα ρξ) вместо апостольского corpus ( σμα) – можно объяснить желанием апокрифиста быть возможно далее от еретических злоупотреблений апостольскими терминами (Офиты, вероятно и Симониане, также Валентин и другие, злоупотреблявшие терминами: σμα πνευματικν, ψυχικν, πουρνιον и πγειον) и возможно сильнее выразить противоположное еретическому отрицанию воскресения плоти учение о воскресении именно телесной стороны (плоти) человеческого естества,– как и Христос воскрес и вознесся одесную Отца с телом. Но никаких еретических заблуждений у самого апокрифиста здесь нет оснований видеть. 12) В сочинении, составленном нарочно для опровержения разных, современных апокрифисту, лжеучений, конечно было бы естественно встретить усиленныя увещания верующих к послушавию Церкви, хранению ея преданий, исполнению ея уставов и учреждений, повиновению пастырям Церкви, – как это мы видим, например, в посланиях св. Игнатия Богоносца . Однакоже этого нет. Апокрифист ограничивается общим: „удаляйте их (еретиков) от себя и избегайте учения их, ибо вы – не чада непослушания, но возлюбленной церкви“, не выходя за пределы слововыражения Ап. Павла (Ефос. 2, 2,–5, 25,– Колосс. 3, 6). Также общи и не выходят за пределы новозаветного языка: „regula или заповедь полученная верующими от Бога чрез пророков и евангелие“, как и „учение Господа, преданное Апостолами“ (1, 4,-III, 4,-III, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Но больше всего замечателен таинственный Иов, который вне иудейской Церкви описывает сомнения, страдания, радости и благословения истинного благочестия, и уверен, что «жив его Искупитель« ( Иов.19:25 ). Ветхозаветная религия, при всей своей необходимой исключительности, относится к таким людям с признанием и благорасположением к этим тайным израильтянам с внутренним обрезанием сердца ( Рим.2:27–29 ). Она приготовляет им место подле святилища на дворе язычников, и в св. Писание вносит книгу Руфь и нравоучительное творение Иов, и пророки прославляют Мессию израильского Спасителем всех народов. Мудрецов Востока, дошедших, до Вифлеема под водительством звезды для поклонения новорождённому Царю иудейскому, мы видим с одной стороны последними в ряду бывших до Христа язычников, крайне желавших соединиться с «неведомым Богом», a с другой – первыми между бесчисленным множеством язычников по воплощения, которые пошли по тому же пути и нашли или ещё имеют найти в явившемся Христе жизнь и удовлетворение души. Пресловутая Эллада есть та классическая страна, в которой получили начало все самостоятельные науки, изящные искусства и развились до самой высшей степени совершенства, до какой только могли они дойти без помощи христианского начала. История этой маленькой страны, которая, образуя изрезанный полуостров, была, так сказать, втиснута между тремя частями света затем, чтобы их человечнее образовать, представляет нам ясное доказательство господства духа над материею, – таланта над физическою силою. Аттическое государство, со включением островов Саламиса и Гелены, занимало пространство не более, как в 40 квадрат. геогр. миль и за 300 л. до рождества Христова имело народонаселения едва полмиллиона душ, из которых к тому же большую часть составляли рабы 6 ; однако ж, несмотря на это оно имеет гораздо более важное значение во всемирной история, чем бесчисленные орды гуннов и монголов и чем колосс древней персидской или китайской империи с её 367 миллионами. Масса только изумляет и производит крайне принуждённую и мимолетную покорность; но духу всё покоряется, и всё охотно и радостно преклоняется под его приятное иго.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010