Объяснение послания святого Апостола Павла к Колоссянам О послании к Колоссянам. Город Колоссы и основание в нем церкви Филиппийский город Колоссы был некогда славным и знаменитым городом, по его прекрасному положению на возвышенной равнине, издали казавшейся исполинскою горою 442 . Древние историки Геродот и Ксенофонт называют Колоссы городом великим и счастливым. Примыкавшие к Колоссам поля были плодоносны и удобны для пастбищ. Здесь в изобилии разводился виноград, дававший отличное вино, почему здесь было развито виноделие и соединенное с оным служение Бахусу. Мимо Колосс проходили важные дороги: из Египта и Сирии чрез Ефес в Грецию и другая – чрез Сарды и Сузы в Персию. Это положение города в узле великих исторических путей очень содействовало его оживлению, знатности, населенности и богатству. Все двигавшиеся от востока на запад и обратно, а равно и с юга на север, – оставляли здесь свой след. Здесь проходили полчища Ксеркса и воинства Александра Македонского. Здесь бывали Манлий, Антиохи (I и III), Селевк и другие завоеватели, скоро налагавшие свою тяжелую руку на Колоссян и разорявшие самый город. В правление Антиоха Великого во Фригию переселилось множество Греков и Иудеев. До 2000 семейств Иудеев переселено было только из одной Месопотамии. Когда потом Фригия перешла во власть Римлян, то римские власти не раз конфисковали большие суммы золота, отправлявшиеся Евреями из Фригии в Иерусалим, как священная подать (по дидрахме от каждого) 443 . «Виноградники и целебные источники Фригии – говорится в Талмуде – отторгли 10 колен от Израиля», т. е. привлекли множество Евреев во Фригию вообще и в Колоссы в особенности, как город древний, с которым однако вскоре Лаодикия и Иераполь начали соперничать, особенно служением Эскулапу (Иераполь) и дорогими изделиями из шерсти (Лаодикия). С течением же времени город Колоссы обратился в незначительный поселок. Среди свидетелей чудесного сошествия Св. Духа на Апостолов и слушателей их, из коих обратились ко Христу 3000, были и Иудеи рассеяния из Фригии ( Деян. 2:10 ). Посему можно сказать, что первые семена веры были посеяны в Колоссах этими свидетелями сошествия Св. Духа на Апостолов и слушателями их первой богодухновенной проповеди. Несомненно, что и многие Апостолы, рассеявшиеся во все концы вселенной, были в Колоссах, как стоящих на пути во все концы; но особенно не мог миновать их св. Апостол Павел, столь многократно посетивший Фригию и все области, находящиеся вокруг и около (Ликаонию, Сирию, Галатию и Киликию). Особенно же благотворное апостольское воздействие Павла на Колоссы могло быть тогда, когда он жил около двух лет в г. Ефесе, находящемся не столь далеко от Колосс 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Бывали моменты в жизни Церкви, когда она и сокращалась в своих пределах, что, однако, не препятствует ей быть вселенскою по своему предназначению: обнять весь мир. Вот почему и апостол Павел говорит: «благовествование (т. е. Церковь ) пребывает во всем мире, и приносит плоды, и возрастает» (Колосс.1:5–6). Называется Церковь соборною или вселенскою также и потому, что она не ограничена известным народом. В то время как греко-римский мир строго придерживался делению на эллинов и варваров; в то время, как и ветхозаветная еврейская Церковь , относилась с нетерпимостью к необрезанным, новозаветная Христова Церковь открыла двери для всех национальностей. По идее домостроительства Божьего, все без исключения, лишь бы пожелали и были способны, могут пользоваться благодеяниями Церкви. И ее святой благодатей и живоносным учением, и потому в Церкви Христовой; «нет ни эллина, ни иудея, нет обрезания или не обрезания, нет ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного; но все и во всем Христос» (Колосс 3:11). Называется Церковь соборною и потому, наконец, что она не ограничена временем, т. е. будет существовать до скончания века. Ветхозаветная Церковь , как мы знаем, прекратила свое существование; теперь евреи не имеют храма, не приносят жертв, вера еврейская не истинная и не приводит к спасению. Новозаветная же Церковь будет, по слову Христову, существовать вечно, ибо Он сказал: « Я с вами (т. е. с Церковью) во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Из той истины, что Христос пребудет в Церкви во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ), вытекают два важных следствия, или преимущества Церкви вселенской. Если, во-первых, в Церкви всегда пребывает Христос, а потому и Дух истины, то ясно, что истина никогда не может отступить от Церкви, что Церковь , выражаясь словами катехизиса, «никогда не может отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение, ибо Дух Святой, всегда действует чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Он исцелил, по преданию, дочь Марка Аврелия Луциллу, не принял от императора богатых даров, а испросил только у него милостей для города, чтобы ежегодно было раздаваемо христианам Иераполя 3000 мер пшеницы, и чтобы сделаны были постройки при местных целебных теплых водах. Колоссы. Колоссы были расположены на одном из склонов горы Хоноса, почему и город иначе назывался Хоном. Вся вершина этой горы одета снегом, а ниже облака часто висят на ее черных ребрах. Напротив ее была другая величайшая гора Баба-дога. «Я доселе не видывал, говорит Норов, ничего привлекательнее и живописнее той роскошной долины, которая находится здесь между этими исполинскими горами. Колоссы названы у Геродота городом весьма значительным, равно как и у Плиния. Но при Страбоне Колоссы были уже маленьким городком и, вероятно, таковы же были они во времена апостольские. Церковь Христову основал в Колоссах Епафрас, сотрудник и друг ап. Павла, вероятно, колосский уроженец. Ап. Павел, находясь в узах в Риме и узнав от Епафраса о ересях, развеваемых в Колоссах, послал сюда особое послание. Точно также особое послание послал он к Филимону, богатому жителю Колосс. Послание к Колоссянам было написано в 62 году по Р. X. Через два года после того, в 64 году, город Колоссы был почти до основания ниспровергнут землетрясением. Птолимей, писавший 125 лет спустя по Р. X.. не упоминает уже совсем о Колоссах. На месте Колосс основалось маленькое поселение Хонас (Χνας) что значит «погружение», и с этим именем существует доселе. Здесь в древности была большая церковь святого архистратига Михаила. По поводу этой церкви Феодорит вообще замечает, что во Фригии было распространено служение ангелам. Церковь св. Архистратига Михаила в Хонах существовала еще при императоре Мануиле Комнене, который посетил ее во время своей войны в Малой Азии и дивился красоте и огромности ее зодчества. В церковной литературе упоминается Никита Хониат , по Лекеню 11-й епископ Хон, современник Мануила Комнена. Пепуза. Пепуза была маленькое местечко во Фригии, которое монтанисты считали самым священным местом во всем мире. Это местечко, по их мнению, будет столицей, когда Господь снова придет на землю и откроет тысячелетнее царство. Такое мнение возникло у монтанистов конечно потому, что Пепуза была родиною Монтана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Только тот, кто будет это помнить и сумеет в земной жизни смирить свое сердце, склонить гордую выю перед Богом, потом, когда услышит глас трубы Архангела, с великой радостью и дерзновением поднимет вверх низко опущенную голову и встретит Спасителя мира с безмерной радостью. Аминь. 9 декабря 1945 года Помогайте малодушным в слабости их Слово на Послание св. ап. Павла к колоссянам, гл. 2, стихи 1 –7 Послание к колоссянам святой апостол Павел писал из темницы в малоазийский город Колоссы, начиная его так: «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе» (города вблизи Колосс), «и ради всех, кто не видел лица моего в плоти» ( Кол. 2:1 ). Апостол хочет, чтобы жители Колосс знали, как много скорбей, гонений и избиений он претерпел, сколько неусыпных молитв возносил о них к Богу, как много он потрудился. Тяжелый подвиг обязателен для всякого доброго пастыря, кого Господь поставил молиться о людях, и нужно, чтобы паства знала о том, каким непрестанным трудом достигал пастырь силы слова, проникающего в сердца слушающих. Святой апостол Павел считает важным поведать колоссянам о своем подвиге, чтобы водворился мир в душах, «дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2:2–3 ). Беспредельна глубина и величие тайн, сокрытых в Боге «-» Самой Святой Троице. Полностью, конечно, они нам недоступны. Лишь в невероятно малой мере можем постигнуть их сердцами, которые стали храмом Духа Святого, и в этом – огромное счастье. Люди, желающие познать высшее, тайное, почти никогда не ищут его в Господе Иисусе. Они обращаются к полным противоречий философским и научным книгам и вовсе не знают того, что все сокровища премудрости и ведения сокрыты только во Христе. «Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» ( Кол. 2:4 ). А вас прельщают многие, говоря о том, что вовсе не соответствует учению Христову. Они хотят увлечь вас знаниями научными, мирскими, хотят отвратить ум ваш от истины Христовой. «Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа» ( Кол. 2:5 ),– писал в далекой темнице Павел, не забывая о своих чадах.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

86 . Таким образом в этом лжеучении мы имеем всеобщую принадлежность ересей перво-христианской эпохи. Как сорные плевелы врага, оно одновременно и совместно взошло на той же ниве, на коей посеяна была и росла христианская пшеница правды и истины, т. е. на почве иудейства палестинского и александрийского, к чему присоединилось потом влияние идей греко-философских и восточных. Вот почему указание на это лжеучение мы находим уже у новозаветных писателей – Ап. Павла и Иоанна Богослова. Оно, без сомнения, имеется в виду Богословом, когда он выразительно и троекратно указывает на то, что ”все чрез Него произошло, и без Него не произошло ни что, что существует” ( Иоан. 1,3 ). Оно же ясно разумейся и в „служении Ангелам – “ θρησκα τ ν γγε λων“ у Ап. Павла (Колосс. 2, 18), а также в выразительном: „Он есть образ Бога Невидимого, Первородный всякой твари, потому что Им (в Нем) создано все в небесах и на земле, видимое и невидимое – престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли – все чрез Него и для него создано, – и Он есть прежде всего, и все в Нем (Им) состоит“ (Колосс. 1, 15–17; ср. Ефес. 1, 20. 23 ; Евр. 1, 2–3  и др). б) Другое положение: „мир создан не Богом, но вестниками (Ангелами)“ (1, 15 ср. III 9. 19) – есть только дальнейшее и более частное раскрытие вышеразсмотренного положения, „Бог не всемогущ. Посему все, сказанное выше, имеет полное применение и к этому положению. в) Тоже самое надо сказать и о третьем положении: „человек не есть создание (figmentum, finctio= πλα σ μα) Бога и он образован (сотворен) не Отцем“ (1, 13,-ср. III, 7. 12). Это положение есть только еще более частное выражение учения о посредниках-ангелах или эонах, коим принадлежит образование низшей и чувственпо-материальной стороны человеческого существа. Подобное лжеучение, возникшее из ложного представления о противоположности между Творцем и тварью, встречаем у тех же лжеучителей, что и первое положение, именно: в раввинском богословии 87 и у Филона 88 , как и у всех вышеназванных еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

И другие случаи были, как угодники Божии совсем не покрывали своей любовью человеческую злобу и нечестие, а наоборот, реагировали на нее очень остро. На Вселенских Соборах, когда речь шла о еретиках, отцы собора гладили их по головке? Говорили, что мы с вами в любви едины? Нет! Они их обличали и от Церкви отлучали, анафеме предавали! Почему так часто нам, Русской Зарубежной Церкви, теперь говорят: вы любви не имеете — с теми не хотите иметь общения, с теми не хотите, с теми, — говорите — нельзя, — у вас любви нет! Когда-то, еще ветхозаветный мудрец Аристотель, великий философ, со своей философией выступил против своего духовного отца, учителя философии, также великого философа мудреца Платона. И вот Аристотель, его ученик, но такой же колосс, как и он, колосс ума, стал ему возражать. Ему даже стали на это говорить: «Что ж ты идешь против своего учителя, против Платона, ты ж его ученик?» — «Платон мне дорог, но истина дороже». Вот для христиан эта истина и дороже. Во имя истины против лжи поднял свой голос апостол Петр и другие; во имя истины против ересей, против еретической лжи поднимали свой голос святые отцы Вселенских Соборов, ради любви к истине, они тех, которые этой истине противятся, анафематствовали, отсекали от Церкви. А теперь нам говорят, что всех надо по головке гладить и говорить: «Вы все хороши!» А как раз любовь и указывает на то, что заблудившегося не нужно по голове гладить и говорить, что ты хороший, а нужно ему указать на его ошибку. Теперь, как раз любовь видят там, где можно сказать по существу, словами поэта, что люди стали к добру и злу «постыдно равнодушны». Тот, кто действительно любит истину, тот врагов истины будет обличать, а соглашаться с ними не будет. Если он видит человека заблудившегося, он по любви христианской постарается вразумить, но никак не будет брать его под руку, и говорить: мы с тобою едины! А теперь эти соблазны постоянно пред нами. В экуменизме, который разливается волной по всему земному шару! И во всяких других еретических неправомыслиях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Петра, и он свободный и развязанный выходит па простор Божьего мира. Речь его, свободная и благодатная, чуждая всякого лицеприятия, обращенная ко всем людям, на какой бы ступени общественной лестницы они ни стояли, льется неудержимым потоком и, падая на почву, давно подготовленную, пробуждает всех к повой плодотворной жизни и деятельности. Вижу, как собирается раздранный хитон Христов, разделенный для хранения между многими, даже и между мало верными Христу, и как вручается он целый в руки настоящих хранителей его. Вижу воскресший лик Христов во всей его полноте и неземной красоте. Я как бы слышу даже речь Его, призывающую всех к братской дружной работе, совместной жизни, речь, дивно целящую расстроенные, исстрадавшиеся и изболевшиеся души. Наступает полная гармония веры и жизни по вере. Указывается путь путникам, сбившимся давно с торной дороги, и все идут в неведомую даль, отныне радостные, умиротворенные, полные веры в себя, людей и свое будущее. Вижу, как рушатся везде стены и перегородки, отделявшие пастырей от народа, архипастырей от пастырей и паствы, всех чад Церкви от ее Главы–Христа. Вижу, как разомкнутые эти круги сливаются в одно, и получается одна громадная родная, живая семья, болеющая одними болезнями и радующаяся одними радостями, а не какой-то почти совсем бездушный железный колосс с составными руками, туловищем и ногами, неуклюжий и страшно медленно двигающийся, гремя своими громоздкими латами, забралами, панцырями, колосс – мертвая машина, совершенно нестрашный в нынешние времена почти никому. Не о таком, конечно, единении мы говорим. Мы говорим о том полном единении всех верующих между собою, когда они тесно сплоченные внутренними узами любви и братства, будут не только не чуждыми или безразличными друг для друга, но и, по выражению апостола, будут иметь «одно сердце и одни уста» ( Деян. 4, 32 ). Мы говорим о том единении пастырей и архипастырей с верующими, когда они нераздельно, органически будут слиты со всей своей паствой»... (Епископ Евдоким Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

«Мы не бессмертны, ответствуют воеводы, умрем за отечество». «Хотим, вопиют воины, хотим пить смертную чашу с татарами за государя юного». Отправляясь против казанцев, Иоанн с твердостью говорил плачущей Анастасии и царедворцам, что он, исполняя долг царя, не боится смерти за отечество. При осаде Казани, двадцатидвухлетний государь, ободряя войско и ублажая героев, которые падут за веру, торжественно обрекал себя на смерть, для победы и славы христиан. Мир праху твоему, почивший в Господе царь и великий князь Иоанн Васильевич! Покой душам вашим православные витязи, за веру и отечество, при взятии Казани, положившие живот свой! Что была Россия до славной победы над казанцами? Она была слаба, – она была устрашаема вероломством татар, которые жадно пили кровь ее, похищали в плен ее сынов и дщерей, разоряли жилища и храмы, истощали ее сокровища. Что она после того, как царь Иоанн Васильевич разрушил Казань, растоптал прелесть Магомета и светом Евангелия просветил казанское царство. Несокрушимый, неприступный, величественный колосс, чьи ноги железны, грудь адамантова, сердце злато, руки медяны, глава слоновой кости, венчанная приснозеленеющимися лаврами и оливами – колосс, чей тяжестью подавляются все древние и новые враги его. И возвесели Иакова в делах своих и даже до века память его во благословение. Но почто, проповедавшему слово Божие, возбуждать вас, о знаменитые чада России, к исполнению сих священных обязанностей, когда вы ваши силы, ваши способности, ваши труды, всю вашу деятельность и саму жизнь, посвящаете отечеству? Благоговейные служители алтаря Господня. Вы, по предначинанию коих народ проливает к Господу теплые моления о внешнем и внутреннем благосостоянии России, вы, которые вашим соотечественникам указуете истинный путь ко временному и вечному блаженству, – вы любите отечество, вы служите отечеству. Отцы и матери! Вы, которые с нежной заботливостью стараетесь о воспитании чад ваших, дабы сделать их полезными членами общества, – вы любите отечество, вы служите отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

11. также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою 491 . 12. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. 13. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе 492 . 14. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. 15. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его 493 . 16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. 17. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе 494 . 18. Приветствие моею рукою Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь 495 . 442 От высоты положения города, быть может, получилось и его название; а, может быть, оно получилось и от того, что здесь сливаются (ολλαν) две реки: Мехидр и Лик, давшая название Ливийской долине. Около Колосс река Лик входила в расщелину и потом снова выходила наружу. Вследствие землетрясения это положение реки изменилось, а потом (в VIII в.), по особому чуду Архистратига Михаила, явление это возобновилось. Со времени этого чуда Колоссы назывались Хонами (χωνη=расщелина). 443 Пропретор Азии Флакк в 62 году (до Рожд. Христ.) захватил 20 пудов золота. Отсюда заключают, что тогда в Лаодикийском округе (куда относился и город Колоссы) было до 11,000 Евреев, кроме жен и детей. А в соседнем округе было захвачено 100 пудов золота. Отсюда понятно, сколь великое множество находилось там Евреев рассеяния. 445 По преданию, он скончался мученически в Риме, где мощи его почивают в базилике св. Марии (Маджиори). 446 Впоследствии Архип был епископом Лаодикийским. Подробные сведения о нем находятся в Актах святых (Uol. VIII, р. 82). – Достойно замечания, что в актах Трулльского собора 692 года значатся имя Колосского епископа Козьмы. После же епископы Колосские именуются Хонскими, так как этот город был основан на развалинах города Колосс. Теперь от города Хон осталась незначительная деревушка. Из числа последующих епископов Хона замечателен благочестивый писатель Никита Хониат , приветствовавший пророческою речью императора Мануила Комнена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но около половины пятого столетия, при Никите, епископе аквилейском, римский символ читался в аквилейской церкви уже иначе, – именно «Верую в Бога Отца Вседержителя. И в Сына Его Иисуса Христа, рожденного от Духа Святого и девы Марии, страдавшего при Понтии Пилате, распятого и умершего, в третий день воскресшего живым из мертвых, возшедшего на небеса седящего одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых. И в Духа Святого, святую Церковь вселенскую, общение святых, оставление грехов воскресение сей плоти и жизнь вечную» 108 . В этом чтении символа не соблюдалось уже грамматической особенности прежней аквилейской формы, из трех прежних добавлений оставлено только последнее и сделаны новые прибавления, за исключением слова живым, всё вошедшие в общепринятый впоследствии символ латинских церквей. В частности, о вере во святую Церковь Никита пишет «После исповедания Святой Троицы ты даешь уже обет веровать во святую Церковь вселенскую. Но что такое Церковь , как не собрание всех святых? От начала мира все патриархи, Авраам, Исаак, Иаков, все пророки, апостолы, мученики, все прочие святые, бывшие, настоящее и будущие, составляют (sunt) одну Церковь; потому что все освящены одною верою и жизнью (conversatione), запечатлены одним Духом, соделались одним телом. Глава этого тела – Христос, как учит вера (perhibetur) и как говорит священное писание (Колосс. 1:18). Скажу еще более, – даже ангелы, даже силы и власти небесные сопричисляются к этой единой Церкви; так учит нас Апостол, говоря, что во Христе, примирена суть всяческая аще земная, аще ли небесная (Колосс. 1:20). Итак веруй, что в этой единой Церкви ты достигнешь общения святых» 109 . – Таким образом можно думать, что учение об общении святых вошло в римский символ первоначально путем истолковательного пояснения веры во святую Церковь . Впрочем, как Руфиново чтение символа после этого не вышло совершенно из употребления в аквилейской церкви, судя по тому, что Венанций Фортунат, уроженец аквилейский, в конце шестого столетия заняв епископскую кафедру пуатьеской церкви, перенес во Францию некоторые его особенности; так и форма символа употреблявшаяся в Аквилее при Никите епископе, также не удержалась неизменно. По крайней мере, во второй половине девятого столетия, именно, при епископе Лупе, вступившем на кафедру в 855 году в аквилейской церкви употреблялся древний римский символ уже без всяких прибавлений, как в той форме, какую он в половине пятого столетия имел в церкви туринской, или согласно с указаниями Руфина, так и в той, как он читался в равеннской церкви, или у Маркелла Анкирского, с присоединением к последней, впрочем, одного слова в члене о воскресении, именно живым 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010