5109. ВОСТРЫШЕВ М. Подвиг смирения. (Памяти Святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского). – 1994, 3, 98. 5110. О ПРЕСТАВЛЕНИИ святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце. – 1986, 11, 72. 5111. МУМРИКОВ А., диак. Святой благоверный князь Александр Невский. (К 750-летию Невской битвы). – 1990, 12, 70. 5112. КЛЕМЕНТЬЕВ А. Преподобный Александр, игумен Свирской обители. – 1989, 9, 68. 5113. ЦЫПИН В. , прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). – 1994, 7–8, 98. 5114. ДОБРОВОЛЬСКИЙ А. В храме на Маросейке. (Из воспоминаний об отце Алексее Мечеве ). – 1994, 7–8, 91. 5115. СВЯТИТЕЛЬ Московский Алексий. – 1989, 2, 39. 5116. ПОЧТОВЫЙ А., прот. Преподобный Алипий- первый русский иконописец. (К 875-летию со времени преставления). – 1989, 8, 20. 5117. ИЛЬИЧЕВА Н. Старец Амвросий Оптинский . – 1988, 11, 62. 5118. ЛЕБЕДЕВ В. Преподобный Амвросий Оптинский . – 1989, 2, 40. 5119. КИРИЛЛ, архим. Земли Владимирской преславный светильник. (Святой благоверный князь Андрей Боголюбский). – 1987, 9, 21. 5120. ЛЕБЕДЕВ В. Преподобный Андрей Рублев. – 1989, 7, 40. 5121. ПРЕПОДОБНЫЙ Андрей Рублев. – 1990, 1, 40. 5122. UEPOCXIMOHAX Антипа Валаамский (Афонский). –2000, 8, 42. 5123. ВИКТОР, архим. Подвижник Тверской земли, преподобный Антоний Краснохолмский. – 1984, 2, 9. 5124. АФАНАСЬЕВ В. Жизнь святого Антония Великого . – 1994, 9–10, 88. 5125. ЛЕБЕДЕВ В. Первоподвижники земли Русской. – 1987, 5, 17. 5126. КОЗЛОВА В. Святой Антоний Печерский и начало Киево-Печерской обители. – 1988, 6, 73. 5127. А.К. Святитель Арсений, епископ Тверской. (К 575-летию со времени преставления). – 1984, 12, 20. 5128. ФИОЛЕТОВА Н., ЮСОВА О. Да сынове света будете. (Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) . – 1991, 5, 31. 5129. ЛЕБЕДЕВ В. Святые братья. – 1988, 1, 7. 5130. ГЕОРГИЙ (ТЕРТЫШНИКОВ), архим. Житие иеромонаха Варнавы (Меркулова), старца Гефсиманского скита при Свято-Троице-Сергиевой Лавре. – 1994, 9–10, 41. 5131. КОЗЛОВА В. Старец Черниговского скита при Троице-Сергиевой Лавре Варнава Гефсиманский . – 1989, 7, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Библиография работ автора: Награды: Столкновение подходов к решению внутрисемейных проблем, принятых в Православной и Католической Церквах, может привести при заключении брака между православными и католиками к непростым болезненным ситуациям в семейной жизни. Вспоминаем доклад протоиерея Максима Козлова на XIV Православно-католическом богословском коллоквиуме в Бари, в котором рассматриваются наиболее актуальные и еще не имеющие своего решения вопросы, касающиеся межконфессионального брачного союза. Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов рассказывает о роли Святейшего Патриарха Кирилла в деле становления современного духовного образования и о роли образования в жизни Предстоятеля Русской Православной Церкви. Прошли первые два месяца учебного года, когда происходит притирка к учебному процессу как со стороны ректората и профессорско-преподавательской корпорации, так и со стороны студентов. Кроме того, еще в первое время в большей степени возможны перемещения студентов из вуза в вуз, ведь кто-то поступает, а к середине октября понимает, что ему интересны совсем другие предметы и специальности. А иногда возникает желание больше работать, чем сидеть за партой. Учебный комитет Русской Православной Церкви проанализировал итоги абитуриентской кампании 2021 года. Выявлено, что в последние пять лет наблюдается некоторая стабильность в количестве обучающихся в духовных учебных заведениях Московского Патриархата. Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов прокомментировал, что сегодня актуально в сфере организации духовного образования и о чем говорят цифры. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы является престольным и актовым днём центрального высшего учебного заведения Русской Православной Церкви – Московской духовной академии. В связи с этим редакция портала републикует статью председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессора МДА протоиерея Максима Козлова, посвящённую жизни свт. Филарета Московского и тому вкладу, который сделал Святитель в развитие Московских духовных школ.

http://bogoslov.ru/person/238748

2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа: преобразовать Свято-Алексеевскую Иваново-Вознесенскую духовную семинарию в Межъепархиальный центр подготовки церковных специалистов Ивановской митрополии. 3. Учебному комитету оказать содействие в переводе студентов, обучающихся в Курской и Ивановской духовных семинариях, в иные духовные семинарии. 4. Управлению делами Московской Патриархии взять под контроль соблюдение в отношении упомянутых студентов установленного Священным Синодом порядка распределения выпускников.   ЖУРНАЛ 143 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Ровеньковского и Свердловского Аркадия в сопровождении рапорта протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, об учреждении Центра подготовки церковных специалистов Ровеньковской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить Центр подготовки церковных специалистов Ровеньковской епархии. 2. Предписать Белгородской духовной семинарии заключить с Ровеньковской епархией договор о сотрудничестве и оказании поддержки в организации образовательного процесса в Центре подготовки церковных специалистов Ровеньковской епархии, в том числе с использованием системы дистанционного обучения.   ЖУРНАЛ 144 СЛУШАЛИ: Рапорт протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных о назначении ректоров в духовные семинарии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Тихона освободить протоиерея Димитрия Гоцкалюка от должности исполняющего обязанности ректора Таврической духовной семинарии и назначить исполняющим обязанности ректора упомянутой семинарии митрополита Симферопольского и Крымского Тихона. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Арсения освободить иеромонаха Андрея (Короткова) от должности ректора Псково-Печерской духовной семинарии и назначить исполняющим обязанности ректора упомянутой семинарии митрополита Псковского и Порховского Арсения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6087934...

В своем путевом дневнике он отметил, что 24 сентября 1868 года состоялась его встреча с неким схимонахом Михаилом, который ранее был старообрядцем 38 . Возможно, что этим схимонахом был отец Михаил Козлов. Но если бы иеромонах Паисий Фёдоров переписал текст, изданный им в 1881 году, именно у отца Михаила Козлова, то он должен был бы переписать и издать текст авторской редакции. Но для издания 1881 года была использована не авторская редакция Михаила Козлова, а редакция, составленная Арсением Троепольским . Следовательно, отец Михаил (Козлов) не мог быть «Старцем схимником», у которого «Списывал» Рассказы странника иеромонах Паисий Фёдоров. Сообщаемые в Предисловии сведения принадлежат не игумену Паисию Фёдорову, а неизвестному автору Предисловия, так как Предисловие датировано 15 апреля 1884 года, а игумен Паисий Фёдоров скончался 23 августа 1883 года. Более того, эти сведения не всегда точны. Так, рассуждая об обстоятельствах, побудивших странника рассказать о поисках непрестанной молитвы, автор Предисловия предполагает, что странник во время остановки в Иркутске, «имея свободное время, по обычаю и потребности, поискал и нашёл духовного отца» 39 , вопрос которого и стал причиной всех четырёх рассказов. Следовательно, автор Предисловия ориентировался на новую редакцию рассказов Странника, так как в первоначальной редакции не было никаких упоминаний о духовном отце. Ещё одним основанием для сомнений в существовании афонского «Старца-схимника» является появление упоминания о «Старце-схимнике» в Предисловии к изданию, содержавшему Рассказы странника, отредактированные епископом Феофаном Затворником . Ссылка на афонское происхождение рукописи и афонского старца должна была свидетельствовать о подлинности (аутентичности) издаваемого текста и появление её могло быть связано с пожеланием или указанием редактора. Однако не исключено и другое объяснение. Как уже было отмечено, «Откровенное послание» и другие сочинения Арсения Троепольского не содержали имени автора. А в ответе старца, следующем за посланием его ученика, содержится упоминание о совместном пребывании старца и ученика на Афоне 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Владимир (Богоявленский Василий), митр. Киевский и Галицкий Родился I января 1848 года. День Ангела 15 июля. Сын священника села Малой Моршки, Моршанского уезда, Тамбовской губернии. Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а высшее в Киевской духовной академии, которую окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра. По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию. Через год перешел на кафедру Св. Писания: вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в Епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству. Прослужив в Тамбове около восьми лет, он женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви г. Козлова. В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви г. Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Но недолго подвизался о. Василий среди тихой и мирной жизни, ревностно трудясь на пользу Церкви. Промысл Божий скоро положил предел его скромному служению. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающий его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви. 8 февр.1886 года о. Василий принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря. 6 окт. того же года получил новое более ответственное назначение – настоятеля Новгородского Антонневого второклассного монастыря. 13 июня 1888 года хиротонисан митрополитом Исидором в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии с местопребыванием в г.Новгороде. Этот ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого архиерея. В Новгороде, епископ Владимир живую архипастырскую деятельность соединял с простым и добрым отношением ко всем и редкой отзывчивостью к нуждам паствы и духовенства. Последнее ценило в нем доступного, участливого ко всем нуждам духовенства, архипастыря, умелого руководителя в деле пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

18 апреля 2024 г. 12:52 Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие» [Интервью] К 15-летию основания Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия опубликовано интервью ректора ОЦАД протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие». 18 апреля 2024 г. 10:00 Патриаршее поздравление настоятельнице Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря игумении Марии (Солодовниковой) с 30-летием монашеского пострига [Патриарх] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил настоятельницу Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумению Марию (Солодовникову) с 30-летием монашеского пострига. 17 апреля 2024 г. 19:38 Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла И.Л. Подносовой с назначением на должность председателя Верховного Суда Российской Федерации [Патриарх] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил И.Л. Подносову с назначением на должность председателя Верховного Суда Российской Федерации. 17 апреля 2024 г. 15:47 В Подольской епархии оказали адресную помощь семьям переселенцев с Донбасса и Белгородской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 апреля 2024 года) [Статья] Информационная сводка Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 16 апреля. Видеоматериалы 19 апреля 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в Храме Христа Спасителя Другие видеоматериалы Аудиоматериалы 7 января 2024 г. Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к телезрителям Другие аудиоматериалы Календарь ← → Богослужебные указания Актуально ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года Документы О православном отношении к новой практике благословения «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар» в Римско-Католической Церкви Документы ЖУРНАЛЫ Священного Синода от 12 марта 2024 года Документы Летопись Патриаршего служения в 2023 году Патриарх Открылся портал, посвященный больничному служению Церкви Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г.

http://patriarchia.ru/

Многое и еще сообщил мне почтенный гость, но не нахожу уместным заносить это в свою Хронику. В Калязине умер в этот день заштатный соборный священник Иоанн Степ. Белюстин, о котором немало было говорено прежде. —753— 10-го числа посетил меня прибывший накануне в Тверь новый губернатор, Д. Ст. Сов. камергер Павел Дмитриевич Ахлестышев. Пред сим он был Московским Вице-Губернатором. Сын знакомого мне по Москве сенатора, генерала от инфантерии Дм. Дм. Ахлестышева; получил университетское образование. 11-го числа вечером явился ко мне прибывший из Константинополя настоятель тамошней посольской церкви, архимандрит Арсений. Он оставался в Твери у своей дочери, жены преподавателя семинарии М. П. Пашкевича, несколько, недель, и я не раз беседовал с ним о делах восточных церквей. 12-го числа явилась ко мне рясофорная послушница Вышневолоцкого Казанского монастыря Параскева Козлова и представила от имени Блаженнейшего Иерусалимского патриарха дары: часть камня от Гроба Господня и икону Воскресения Христова. Первая святыня прислана в благословение помянутой Вышневолоцкой обители, при свидетельстве с собственноручною подписью Его Блаженства; а другая собственно для меня с надписью на обратной стороне и с приложением патриаршей печати. Свидетельство о части камня от Гроба Господня, данное 19-го мая 1890 г., читается так: «Смирение наше настоящим своим патриаршим свидетельством объявляет, что мы, внимая благочестивому желанию и просьбе монахини Параскевы Петровны Козловой приобресть часть камня от Св. и Живоносного Гроба Господня для положения во гроб на иконе Воскресения Христова, находящейся в храме Казанского женского монастыря в Вышнем-Волочке, Тверской губернии, дали ей просимую часть камня, завернутую в бумаге за нашею патриаршею печатью с тем, чтобы упомянутая Козлова передала эту часть камня в означенный Казанский монастырь чрез посредство Высокопреосвященного Саввы Архиепископа Тверского и Кашинского. В удостоверение вышеизложенного дается сие свидетельство за нашим патриаршим подписом с приложением печати. В Иерусалиме, 1890 года мая 19-го дня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Вопросы Святителю Московскому Филарету (Дроздову) Протоиерей Максим Козлов, 11 декабря 2002 г. Актовая речь доцента протоиерея Максима Козлова на Филаретовском вечере в Московской духовной академии 2 декабря 2002 года Ваши Высокопреосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодняшнее выступление на Филаретовском вечере я позволю себе построить с некоторым отходом от устоявшихся норм и правил. Я не буду вам читать нечто академическое на 40-45 минут, связанное с теми или иными сторонами жизни или деятельности святителя Филарета. Дело в том, что его житие известно всем учащимся Московских Духовных школ. С молитвой к святителю мы обращаемся ежедневно, он один из наших ближайших пред Господом молитвенников и предстателей. В сегодняшнем теплом собрании мне бы хотелось, чтобы мы постарались прикоснуться к некоторым чертам лика, жизни, жития Святителя, которые являются актуальными и до нынешнего времени. И сделать это тоже в форме, которая не противоречит тем жанровым предпочтениям, которые в своей жизни, в своем творчестве выбирал святитель Филарет. Мы знаем, что среди прочих жанров богословской литературы, который он практиковал, был и жанр диалога. Собственно, в диалоге написан всем нам известный классический его труд " Пространный катехизис Православной Церкви " . Есть у него и другие богословские сочинения, трактаты, написанные в диалогической форме. Это подвигло к мысли построить сегодняшнее выступление в форме некоторого внутреннего диалога. Второе побуждение было связано с актуальным событием, которое произошло не так давно, и которое у многих из вас тоже было на слуху или даже на виду. Я думаю, многие из вас несколько дней назад видели или слышали программу телевидения, которая называлась " Свобода слова " , где обсуждалась возможность введения в наши государственные школы " Основ православной культуры " . И там один из традиционных оппонентов Православной Церкви, демократ " первого призыва " , ректор Российского государственного гуманитарного университета Юрий Афанасьев, довольно тонко намекнул, что вообще-то иных из православных людей уже пора привлекать к суду, процитировав " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " - тот весьма сдержанный абзац в этих " Основах… " , где было указано на то, что, признавая нынешнюю демократическую государственность как реальность, в которой Церковь живет и действует, Церковь наша, тем не менее, не исключает того, что, Богу содействующу, возможны такого рода изменения в обществе, которые приведут к возвращению государства и церковно-государственных отношений на более высокую, с религиозной точки зрения, ступень.

http://zavet.ru/obs/ts/001kozlov.htm

Прости мне, Боже, прегрешенья И дух мой томный обнови, Дай мне терпеть мои мученья В надежде, вере и любви. Не страшны мне мои страданья: Они залог любви святой; Но дай, чтоб пламенной душой Я мог лить слезы покаянья. Взгляни на сердца нищету, Дай Магдалины жар священный, Дай Иоанна чистоту; Дай мне донесть венец мой тленный Под игом тяжкого креста К ногам Спасителя Христа. 1839 Стихотворение называется «Молитва». Оно и есть молитва. Как удивительно созвучие названий у многих поэтов XIX столетия, с самых первых начиная. У Вяземского: «Молитвенные думы», «Любить. Молиться. Петь», «К молящейся». У Козлова: «Молитва», «Моя молитва». У Веневитинова: «Моя молитва». У Лермонтова: «Молитва», «Молитва». У Языкова: «Молитва». У Никитина: «Молитва», «Сладость молитвы», «Молитва дитяти». У К.Р. : «Молитва»… И в отличие от поэтов предшествующего века, с их общехристианскими в большей части идеалами, здесь несомненно ощущается именно православное религиозное чувство, ошибиться в котором невозможно. Тревожной совести угрозы, О милосердный, успокой; Ты видишь покаянья слёзы, — Молю, не вниди в суд со мной. Ты всемогущ, а я бессильный, Ты Царь миров, а я убог, Бессмертен Ты — я прах могильный, Я быстрый миг — Ты вечный Бог! О, дай, чтоб верою святою Рассеял я туман страстей И чтоб безоблачной душою Прощал врагам, любил друзей; Чтоб луч отрадный упованья Всегда мне в сердце проникал, Чтоб помнил я благодеянья, Чтоб оскорбленья забывал! И на Тебя я уповаю; Как сладко мне любить Тебя! Твоей я благости вверяю Жену, детей, всего себя! О, искупя невинной кровью Виновный, грешный мир земной, — Пребудь торжественной любовью Везде, всегда, во мне, со мной! 1833 Цитировать строки, подобные этой «Моей молитве» И.И. Козлова можно долго — и хочется много. Но ограничимся отрывками из дневника поэта, записанного дочерью под его диктовку (и собранного для нас исследователем): «Я имел небесную радость — причаститься, Господь Иисус Христос видит душу мою». «Святой и прекрасный для меня день: я проснулся, молясь…» «Я лёг спать с сердцем сокрушенным, но с надеждой, что божественный Спаситель Иисус Христос во всем будет ко мне милосердным…» «Я лёг спать в вере, надежде и любви к моему Спасителю» .

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Каменная двухэтажная церковь Успения Богоматери построена была в 1672 г. при Игумене Кирилле. Тогда же в нижнем этаже устроен был престол во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1792 г. алтарь у Успенской каменной церкви внизу, у придела Зосимы и Савватия, был отломан. Церковь Зосимы и Савватия переименована в церковь Всех Святых, сделан другой придел во имя Иоанна Предтечи. Нижний этаж Успенской церкви сделан теплым. Новоустроенные приделы освящены были, первый 9 ноября, а второй 10 ноября 1793 г. Успенская церковь покрыта железом, разобраны и поправлены престол и иконостас, глава на церкви переделана и вызолочена. В 1794 г. в верхнем храме Успения устроен придел во имя Преподобного Варлаама Хутынского, – во имя Ангела Архимандрита Варлаама, по желанию Преосвященного Феофила, бывшего Архимандритом Варлаамова Хутынского монастыря, и так как в Хутынском монастыре установлено праздновать этому Святому в девятую Пятницу после Пасхи с крестным ходом из Новгорода, то и здесь Преосвященный Феофил приказал совершать такой ход из города Козлова в монастырь. В 1844 г. при Архимандрите Никодиме каменные своды и столбы в верхней Успенской церкви, в алтаре с куполом и колокольня были разобраны, стены обложены были кирпичом еще на два аршина, вместо каменных сводов сделаны деревянные потолки, на верху, вместо бывшего каменного купола, сделан небольшой железный, бывшая под колокольней комната, занимаемая библиотекой, как и паперть, оказались внутри церкви, из-за чего пространство церкви увеличилось, устроен новый вход. Церковь сделана теплой. Колокольня В западной стороне монастырской ограды устроена каменная четырехъярусная колокольня, высотой в 70 аршин. Ее строительство началось 14 июля 1818 г. и окончено 23 октября 1820 г., при Архимандрите Анастасие, на добровольные пожертвования, главным образом, жителей Козлова. Как видно из сборной книги, пожертвовано добровольными дателями на постройку колокольни 37,132 р. 50 к., ассигнациями. Крест и глава на колокольне железные вызолоченные, купол выкрашен медянкой на масле. Колоколов 11. Первый в 442 п. 20 ф.; по приятному звуку это редкий колокол. Второй в 120 п. 28 ф., третий в 70 п., три колокола от 25 до 12 пуд., и пять небольших колоколов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010