9 См.: Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселен­ских и поместных и святых отец. М., 1893. С. 195. 13 Введение в Ветхий Завет. Книги Товита, Иудифи, Есфири, книги Маккавейские, книги Премудрости, книга Иова//Альфа и Омега. М., 1995. 4. С. 46–47. 23 Библейские женщины. Женщины в книгах пророческих//Православное обозрение. М., 1891. Ноябрь-декабрь. С. 562. 25 Афанасий, namp. Александрийский, свят. Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета//Христианское чтение. СПб., 1841. IV. С. 397. («Синопсис», или «Краткое обозре­ние Священного Писания Ветхого и Нового Завета», надписан име­нем святителя Афанасия Великого , архиепископа Александрий­ского, по па самом деле это анонимное произведение, которое появилось после смерти святителя Афанасия, в начале V века (см.: Афанасий I Великий//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 30.)) 30 Введение в Ветхий Завет. Книги Товита, Иудифи, Есфири, книги Маккавейские, книги Премудрости, книга Иова//Альфа и Омега. М» 1995. 4. С. 45. 48 См.: Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История древнего мира. Ч. 1: Первобытное общество и древний Восток. М., 1985. С. 229. 51 См.: Якобсон В. А. Новоассирийская держава/История древ­него мира. Кн. 2: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 36. 68 Cm.: Winter P. Judith, book of//The Interpreters dictionary of the Bible. V. II. New York – Nashville, 1962. P. 1025. 87 См.: Dentan R. С., Moore С. Л. Judith//The New Oxford Anno­tated Bible with the Apocryphal (Deutcrocanonical) Books. New York, 1991. P. 20. 89 См:. Дапдамаев М. А. Мидия и ахеменидская Персия//История древнего мира. Кн. II: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 157–158. 112 См.: Свенцицкая И. С. Эллинизм в Передней Азии//Ис­тория древнего мира. Кн. 2: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 351. 115 Пушкарь Б. Н. Священная библейская история. Ч. 1: Ветхий Завет. Троице-Сергиева Лавра, 1979. С. 225. Читать далее Источник: Кашкин А.С. Неканоническая книга Иудифь: происхождение, содержание и проблема историчности//Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. 2007. 1. С. 6-38.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

13. Иудейство и эллинизм. В 332 году Иудея перешла из рук персов под власть Александра Македонского, а после его смерти была включена в состав греко-египетского царства Птолемеев. Птолемей I Лаг переселил многих иудеев в Александрию. Там около 250 года при Птолемее II Филадельфе (285-247) был начат перевод Пятикнижия, а затем других св. книг на греческий язык ( Септуагинта ). В 189 году царь Селевкидской династии Антиох III Великий отвоевал Иудею у Египта. Селевкиды повсюду насаждали греческие обычаи и верования. С этого времени начинается суровая борьба ветхозаветной Церкви против эллинских соблазнов. Написанные в начале III века до Р.Х. Кн. Товита, Кн. Варуха и Послание Иеремии ставили своей целью укрепить нравственные и религиозные идеалы иудейства, защитить его от греческого влияния. В 168 году селевкидский царь Антиох IV Епифан (175-163) обрушился на Иудею с кровавыми гонениями, пытаясь искоренить ее религию. Храм превратили в языческое капище, книги Писания предавались огню, а все ветхозаветные обряды были запрещены. Гонимые и мученики черпали в те дни утешение в пророчествах Кн. Даниила, которая была составлена около 165 года на основе древних преданий. Тогда же, по-видимому, была написана и Кн. Иудифь (позднее переведенная на греческий). Близкой по духу и времени к Кн. Даниила была 1 Кн. Еноха, которая потом дополнялась в течение ряда десятилетий. В 164 году до Р.Х. иудеи восстали против Антиоха. Под водительством Иуды Маккавея из Хасмонейского рода они добились быстрых успехов. Около 140 года страна была уже полностью независимой и управлялась династией Хасмонеев. К этому времени вся еврейская Библия была завершена. 14. На рубеже двух Заветов. Иудея оставалась самостоятельным царством вплоть до 63 года до Р.Х., когда ее покорили римляне. При Хасмонеях внутри Общины возникло несколько течений, каждое из которых создало свою литературу. В среде фарисеев возникли первые записи «Устного Закона» (предшествующие Талмуду), 2-я Кн. Маккавейская (ок. 120 г.) и Псалмы Соломона (ок. 63 г.). Сторонники династии Хасмонеев, близкие к саддукейской партии, создали 1-ю Кн. Маккавейскую (ок. 100 г.). В кругах, принадлежавших к ордену ессеев , возникла Кумранская литература, Кн. Юбилеев и другие апокрифы (II–I вв. до Р.Х.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

32) и Созомен (кн. 2. гл. 34) о нем умалчивают, а Евсевий, Памфил и блаженный Иероним говорит, что Константина крестил Евсевий Никомидийский. Во всяком случае не мог крестить Константина Великого в 337 г. Сильвестр, папа Римский, умерший в 335 году 203 . Наконец, нельзя не обратить внимания на сказание в описываемом сборнике, о происхождении образа Христова, который сделала из меди исцеленная кровоточивая. По сборнику 1602 г это сказание основано на свидетельстве, Изосима (sic) святаго, жившего в IV столетии (в Кирил. книге указание на время жизни писателя, названного Зосимою, опущено; жена же кровоточивая названа по имени Верникия 204 , но в печатном сборнике 12-ти глав сего имени нет). В православной церкви под именем Зосимы нет святого писателя – историка, но известны под сим именем: 1) Зосим – язычник (V в.), описавший жизнь Константина Великого , и, по ненависти к христианам, под видом беспристрастия, внесший в историю христианской церкви клевету и посрамление (Phot. bibl. cod. LXXX, pag. 178). 2) Зосим, папа Римский, преемник Иннокентия I, благоприятствовавший пелагианству, но тем не менее признаваемый Римскою церковью святым. (Дух. Бесед. 1859 г. т. VII, стр. 442). 3) Зосима монах IX в., с которым имел переписку патриарх Константинопольский, Фотий. Которого же из этих трех Зосимов разумел неизвестный сочинитель, рассматриваемых нами, 12 глав? – Конечно ни первого, ни последнего, а второго Римского папу Зосима святого. Но и в сем случае сочинитель не сказал правды, а только ясно обличил сам себя в иезуитской хитрости и обмане. Ибо поставленные им на поле книжки цитаты 205 дают нам возможность без труда отыскать истинного свидетеля об образе Христовом в Панеаде. Свидетель этот Ермий Созомен , действительно упоминавший «о знаменитом изображении Христа в Кесарии Филипповой, или Панеад», в той самой книге и главе (кн. 5, гл. 21), на которые ссылается латинский хитрец. Далее он признает книги: Иисуса Сирахова, Товита и Маккавейские книги каноническими, а Товита везде именует святым. В подобных местах, очевидно, говорит сочинитель – латинянин, совершенно покорный определениям Тридентинского собора (1545–1563) 206 . Глава 15. Разбор учения о перстосложении, переделанного из слова приписываемого Максиму Греку. – Запутанность в толковании о двух перстах по Кирилловой книге. – Окончательное искажение Феодоритова слова Иосифовскими справщиками книг. – Свидетельство об их своеволии и вольномыслии современника Симона Азарьина. – Несходство толкования о перстах в Феодоритовом слове с словом Максимовым. – Что способствовало распространению двуперстия в последней половине XVII века? – Почему оно называлось армянским, когда оно есть латинское? – Раскаяние армянина Астомена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Сию истину знаем мы, наученные от святых пророков, исполненных Святаго Духа Божия, говоривших не в противоречии друг другу, как языческие писатели, а в полном согласии и предвозвещавшие будущие события всего мира. Ибо любящие знание или паче - любящие истину из самого исполнения предвозвещенных и уже совершившихся событий могут убедиться, что вполне истинно и то, что возвещено ими о времени и летах до потопа, о том, сколько лет прошло от сотворения мира до нашего времени… Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие историки начинали писать с царствования Кира и Дария, и не имели возможности сказать что-либо достоверное о древних и первоначальных временах… Истинной древней истории Еллины не имеют и потому, что они в недавнее только время познакомились с письмом, как они и сами признаются в этом. Между тем пророк Молисей жил за тысячу лет прежде завоевания Трои " (Св. Феофил Антиох. 2-го века. Три книги к Автолику о вере христианской. Кн.3. §16.17.26.29). В общей сложности времени ветхозаветной истории от сотворения мира до Рождества Христова, по исчислению древних христианских писателей, протекло 5500 лет: по счету же, принятому в общенародное употребление Греками со времени императора Ираклия, от них и нами, 5508 лет. §22. Следующие три исторические книги нашей Библии, книги Товита, Юдифь, Есфирь, касаются отдельных лиц свящ. истории. Притом первые две книги в еврейской Библии вовсе неизвестны, и потому, как прибавления только греческой Библии, считаются неканоническими. Книга Есфирь есть и в еврейской Библии, но не во всем объеме нашего текста: те части славянского текста, при которых не показано счета стихов, суть дополнения греческого текста, первоначально неизвестные. " Книга Товита так называется потому, что содержит историю о самом Товите, происходившем из колена Неффалимова, но взятом в плен и жительствовавшем в Ниневии " . Товит являет собою образ испытанной и награжденной добродетели. Строгий хранитель закона, принужденный, за дела милосердия, оказанные им своим единоплеменникам, скрываться от преследования Сеннахирима, потом потерявший зрение от исполнения дела милосердия, погребения умершего нищего, доведенный до необходимости жить благодеяниями других, праведный Товит, за свою добродетель был награжден от руки Ангела, явившагося в виде странника, руководствовавшаго и спасшаго его сына с жжено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

280-272 — Борьба Рима с Пирром 272-232 — АШОКА 264-241 — 1-я Пуническая война 263 — III буддийский собор в Индии. «Артхашастра» (?) Зарождение махаяны. Буддийские миссионеры на Западе КЛЕАНФ (280-232) ХРИСИПП (280-208) 250 (ок.) — основание парфянского царства Аршакидов 250 (ок.) — Кн. ТОВИТА. Начало перевода Ветхого Завета на греческий язык в Александрии при Филадельфе (285-247) 246 — начало Циньской династии в Китае. Гонение на конфуцианскую оппозицию. 218-201 — 2-я Пуническая война 220 (ок.) — основание набатейского (арабского) царства в Эдоме 217 — отождествление римского пантеона с греческим. Битва при Рафии 217 — Ahmuox III пытается ограбить Иерусалимский Храм 210 (ок.) — ПОСЛАНИЕ АРИСТЕЯ 206 — Ahmuox III в Индии 204 — введение в Риме культа Кибелы 195 — Ганнибал у Антиоха III в Сирии 198-190 — установление в Палестине господства Селевкидов 190 — победа Рима над Антиохом III при Магнезии 190 (ок.) — первосвященник СИМОН ПРАВЕДНЫЙ. Начало хасидского движения 187 — конец Маурьев. Династия Шунгов в Индии. Возрождение брахманизма. Начало вишнуистской литературы (пураны) 186 — преследование культа Диониса в Риме 183 — смерть Ганнибала в Малой Азии 181 — находка «сочинений Нумы» 180 (ок.) — ЙОГА-СУТРА ПАТАНДЖАЛИ. Начало покорения Северо-Западной Индии бактрийскими греками 180 (ок.) — Кн. БЕН-СИРЫ (Иисуса Сираха). ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. Кн. БАРУХА 175 — воцарение Антиоха IV Эпифана 176 — Гелиодор в Иерусалиме. Книжник Антигон из Сохо 173 — два философа-эпикурейца изгнаны из Рима. Первое избрание консулов из плебеев 171 — Убийство Ония III 170 (ок.) — еврейские– историки: Деметрий, Артабан, Евполем 167 — ПОЛИБИЙ (200-120) в Риме 168 — Гонение Антиоха IV на иудейскую религию. Начало ессейского движения. УЧИТЕЛЬ ПРАВЕДНОСТИ 166 — Начало Маккавейского восстания 165 Кн. ДАНИИЛА 164 — Смерть Антиоха IV 164 — Освобождение Иерусалима. 1-я Кн. ЕНОХА (часть книги) 161 — изгнание греческих философов из Рима 161 — победа Лисия над Хасмонеями. Договор Иуды Маккавея с Римом 160 (ок.) — правление Менандра в Пенджабе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Бытие пропущена начальная фраза: «Оставив мелочные разделения, я остановлюсь только на том делении, которое является наиболее общепринятым»; см.: Reims. 171. Fol. 3v; ср.: Nicol. de Lyra. Postilla. 1589-1590. Vol. 1. Col. 2). Христианский учитель и иудейский раввин с учениками. Инициал из рукописи: Николай де Лира «Об отличиях нашего перевода от еврейского текста Ветхого Завета». XIV в. (Paris. Mazarin. 168. Fol. 207v) Христианский учитель и иудейский раввин с учениками. Инициал из рукописи: Николай де Лира «Об отличиях нашего перевода от еврейского текста Ветхого Завета». XIV в. (Paris. Mazarin. 168. Fol. 207v) Время и порядок работы Н. де Л. над включенными в «Буквальную постиллу» комментариями устанавливаются на основе сохранившихся в нек-рых рукописях эксплицитов, в которых Н. де Л. обозначал дату окончания работы над комментарием к той или иной библейской книге, а также внутренних хронологических свидетельств в самих комментариях. Н. де Л. следовал традиц. порядку библейских книг, однако выделил в отдельную группу т. н. неканонические книги ВЗ (см. в ст. Канон библейский ), к комментированию к-рых он обратился после завершения работы над комментарием ко всем каноническим книгам от кн. Бытие до кн. Откровение Иоанна Богослова (в большинстве рукописей и во всех изданиях это выделение не сохранено и комментарии упорядочены согласно традиц. порядку книг в полной лат. Библии). Хронология работы выстраивается следующим образом: 1322-1325 гг.- от кн. Бытие до кн. Иова; 1325-1326 гг.- Псалтирь (возможно, использование или переработка раннего комментария); 1326-1327 гг.- 3 учительные книги Соломона; 1327-1328 гг.- пророческие книги; 1329 г.- Евангелия (использование или незначительная переработка раннего комментария); 1329 г.- Деяния апостолов и апостольские Послания; 1329-1330 гг.- Откровение Иоанна Богослова; 1330-1332 гг.- неканонические книги (в следующем порядке: Книга Товита, Книга пророка Варуха, Послание Иеремии, главы 13-14 Книги пророка Даниила, Книга Иудифи, Первая и Вторая книги Маккавейские, Книга премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Вторая книга Ездры, главы 40-48 Книги пророка Иезекииля).

http://pravenc.ru/text/2566104.html

Публиковал библиографические заметки, статьи и речи в «Церковных ведомостях» , «Страннике» , «Трудах Киевской духовной академии» , «Руководстве для сельских пастырей» , «Киевских епархиальных ведомостях» , «Воскресном чтении» . Был сотрудником Православной богословской энциклопедии с 1-го тома, написал ряд статей по библеистике. Участвовал в составлении комментариев к Толковой Библии (СПб., 1905-1907. Т. 1-7), издававшейся под редакцией А. П. Лопухина . Г. принадлежат комментарии на книги Левит (Т. 1. С. 408-503), Руфь (Т. 2. С. 207-225), 2-ю кн. Паралипоменон (Т. 2. С. 357-582), 3-ю и 4-ю книги Царств (Т. 3. С. 89-196), кн. Товита (Т. 3. С. 324-361), книги Притчей Соломона (Т. 4. С. 411-502), Песнь Песней (Т. 5. С. 37-75), пророков Наума, Аввакума, Софонии и Аггея (Т. 7. С. 270-382). В 1906 г. Г. вел в «Киевских ЕВ» отдел «Обзор печати по вопросам Церкви и духовенства (Из духовных журналов)». По поручению Учебного комитета при Святейшем Синоде в 1909 г. рецензировал кн. проф. СПбДА И. Г. Троицкого «Еврейская грамматика» (СПб., 1908), представленную на Макариевскую премию. В нояб. 1914 г. Г. было поручено подготовить к переизданию творения блж. Иеронима Стридонского и др. работы из «Библиотеки творений св. отцов и учителей Церкви западных», выходившие в качестве приложения к ТКДА. 18 дек. 1915 г. Г. был избран в состав созданной при СПбДА Комиссии по научному изданию Славянской Библии. В 1904-1915 гг. редактировал отдельные выпуски «Учено-богословских и церковно-проповеднических трудов студентов Киевской духовной академии». Защищая рус. академическую богословскую науку от обвинений в подражательстве и компиляции трудов, в частности представителей тюбингенской школы , Г. полагал, что самобытность рус. науки и независимость от западной «есть, разумеется, идеал», осуществление к-рого может быть делом неск. поколений, развивающих научную работу. Г. состоял членом киевского духовно-цензурного комитета, киевского отд-ния имп. Палестинского православного общества , Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА, Киевского правосл. религиозно-просветительного об-ва. Летом 1911 г. руководил первой паломнической экскурсией студентов КДА в Св. землю. Друг семьи Булгаковых, 26 апр. 1913 г. венчал М. А. Булгакова и Т. Н. Лаппа, был прототипом о. Александра из романа писателя «Белая гвардия». После закрытия и разрушения ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1934) Г. служил в ц. Николая Набережного.

http://pravenc.ru/text/165061.html

Священные книги того и другого состава еще разделяются по своему содержанию на, четыре отдела: а) на книги законоположительные, б) исторические, в) учительные и г) пророческие. Примеч. – Исчисление книг по отделам как Ветхого, так и Нового Завета см. в «Простр. Христ. Катехизис», в отделе «о Свящ. Писании в особенности». Наконец книги Ветхого Завета кроме того разделяются по своему достоинству на канонические и неканонические. Каноническими (от греч. κανν – правило, руководство, см. Галκ.6:16; Фил.3:16 ) книгами называются те, которые по своему божественному достоинству могут и должны служить для верующих неизменным правилом их веры и благочестивой деятельности, за каковые, как за боговдохновенные, они и признаны Вселенскою Церковью . 2 Неканоническими же книгами Ветхого Завета называются те которые хотя вошли в состав, или общий сборник священных книг, но Церковью не признаны за боговдохновеные, а посему и не могут быть божественным, всегда обязательным правилом или руководством веры и благочестивой деятельности. Счет канонических книг Ветхого Завета различен ныне у Евреев и у христиан. Талмуд считает 24-ре книги, по числу букв греческого алфавита, а христианская Церковь , по примеру древне-иудейской, считает 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, соединяя при этом некоторые книги и по нескольку в одну книгу, именно: 1) Бытия, 2) Исхода, 3) Левит, 4) книга Числ, 5) Второзаконие, 6) книга, Иисуса Навина, 7) книга Судей и Руфь, 8) первая и вторая книги Царств, 9) третья и четвертая – Царств. 10) книги Паралипоменон, 11) книга первая Ездры и книга Неемии,. 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) книга Притчей, 16) Екклесиаст, 17) Песнь Песней. 18) книга пр. Исаии, 19) книга пр. Иеремии и ее добавление – Плачь, 20) книга пр. Иезекииля. 21) книга пр. Даниила и 22) книга двенадцати пророков. По заглавиям же всех канонических книг Ветхого Завета 39 3 . Кроме того, в составе нашей славянской Библии находятся 9 отдельных книг неканонических: книга Товита, Иудифь, книга Премудрости Соломоновой, Премудрости Иисуса сына Сирахова. вторая и третья книги Ездры, первая, вторая и третья книги Маккавейские, и в канонических книгах находятся места и целые книги неканонические: 1) во второй кн. Пар. после главы XXXVI-oй «Молитва Манассии», 2) в книге Есфирь отделы, необозначенные стихами, 3) в кн. пр. Даниила гл. III, 24–91, XIII и XIV, 4) в кн. пр. Иеремии «Послание Иеремиино» и кн. пр. Варуха, 5) в книге Иова добавление в конце последней главы и 6) в Псалтири по CLI. Книг Нового Завета 27; все они канонические.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Такой состав канона определен в правилах апостольских (85 пр.), лаодик. собора (пр. 60), карфагенского (33 пр.) и св. Афанасия (в 39 посл.). Сверх сего употребляются в церкви неканонические книги ветхого завета (кн. Товита, Иудифь, Премудрости Соломоновой, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я кн. Ездры, три кн. Маккавейские равно и некоторые места, находящиеся в книгах канонических), но им прав. церковью не усвояется богодухновенного и равного с каноническими значения, как то делает церковь римская. С ними не должно смешивать книги т. н. апокрифические (сокровенные, от πρυφος сокрытый), под которыми разумеются книги подложные, носящие надписи лиц, которым они не принадлежат по происхождению, и наполненные баснословными сказаниями, часто и еретическими мыслями. Таковы из ветхозаветных: кн. Еноха, Заветы 12-ти патриархов, Восхождение Исаии, Апокалипсис Варуха и мн. др.; – из новозаветных: Евангелие Никодима, Евангелие Фомы, Первоевангелие Иакова, Апокалипсис ап. Павла, Апокалипсис ап. Петра и др. Ветхозаветных апокрифов насчитывают до 115, а новозаветных до 99 сочинений ( Вигуру. Руков. к чтению и изуч. Библии. Москва. 1897 г. I, 67–90). От чтения апокрифов церковь всегда предостерегала христиан. Сн. ст. проф. Богдашевского Д. И. Канон ветхозаветной и новозаветной в „Бог. энцикл.“ VIII т. изд. ж. „Странник“. 79 Понятие о богодухновенности священных писателей и их писаний в разное время и разными богословами высказывалось неодинаковое. Принятым в православном богословии является следующее: богодухновенность св. Писания состоит в том, что священные писатели все, что ни писали, писали по непосредственному возбуждению и наставлению Св. Духа, так что не только предохраняемы были Им от заблуждений, но и положительно получали откровение истины Божией, однако без насилия их естественных способностей; напротив, они являлись органами сообщения божественного откровения при полной сохранности всех своих сил и деятельном их проявлении, напр., в образе понимания и представления вещей, в плане своих произведений, в выборе слов и выражений для мысли и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Кроме канонических книг В. Зав., значащихся в еврейской Библии, есть еще книги, коих в ней нет и кои читаются только в переводе LXX-mu толковников. Таковы следующие: 1) Послание Иеремии и книга пророка Варуха, 2) книга Товита, 3) Иудифи, 4) Премудрости Соломона, 5) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 6) Вторая и третия Ездры, 7) Три книги Маккавейские, и 8) некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: а) места, не означенные в греческой и славянской Библии счетом стихов, в кн. Есфири; б) молитва Манассии в конце второй кн. Паралип.; в) песнь трех отроков в кн. прор. Даниила (III, 25 – 91); г) история о Сусанне (Дан. гл. XIII), и д) история о Виле и Драконе (Дан. гл. XIV). Книги и прибавления эти позднейшего происхождения, писаны на греческом языке, и сделались известными со времен александрийского перевода LXX-mu толковников. Не видно, чтобы они составляли когда-нибудь особую книгу, и вероятно присоединены к собранию канонических книг не в одно время, и некоторые, может быть, в первом или даже во II-м веке по Р. Хр. Книги эти, ни у иудеев, ни у христиан, не считались наравне с книгами каноническими, но однако же всегда пользовались большим уважением. Флавий о них пишет: «и все, случившееся с царствования Артаксеркса до наших дней, также заключено в письмена; но эти писания не пользуются таким уважением, как прежде упомянутые, потому что прекратилось преемство пророков“ (Прот. Апион. кн. 1, § 7 и 8). И отцы церкви, хотя приводили нередко места из этих книг, но не равняли их с первыми. Св. Афанасий В., св. Григорий Назианзен, Епифаний, Иероним и отцы собора лаодикийского (прав. 59) ясно отличали их от книг канонических и называли апокрифическими (Св. Афан, В. говорит, что оне были читаемы в церкви для назидания оглашаемых; их и вообще с пользою можно читать для своего назидания и для ближних; но они не могут служить прочным доказательством там, где говорится о догматах веры (Сн. Руфф. Expos. Symboli р. 557).    Касательно свящ. книг Нового Завета предварительно необходимо заметить здесь, что как Сам Господь проповедовал евангелие устно, живым словом, так и апостолы сначала распространяли учение Его устно, посредством живой проповеди, а не посредством книги или писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010