Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года протоиерей Павел Калинин, к. филос. н., зав. кафедрой религиоведения АПСИ «Не ожидай другого учителя… Есть у тебя Слово Божие, никто не научит тебя, как оно…». святитель Иоанн Златоуст (1) Греческое слово «Библия» на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так в IV веке святыми архипастырями Православной Церкви – Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским (2). Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей. Эти книги называются богодухновенными и святыми, потому что всё, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию христиане часто называют Священным Писанием. Всего священных книг в славянской православной Библии насчитывается 77, из них 50 книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета. Состав книг Ветхого Завета был определён Ветхозаветной Церковью в III веке до Рождества Христова и сохранён в виде известного исторического памятника – Септуагинты (274 г. до н.э.) – перевода «семидесяти», точнее, 72 толковников, т.е. переводчиков, с еврейского на греческий язык. Септуагинта появилась по приказу эллинистического египетского царя Птолемея Филадельфа, который пожелал, чтобы все священные книги евреев были в Александрийской библиотеке, которая была одним из семи чудес света. (История создания перевода обросла легендами, подчёркивающими его богодухновенность. Александрийцы рассказывали, что Птолемей избрал для перевода 72 старцев – толковников и что каждый из них самостоятельно перевёл всё Писание за 72 дня. Когда сличили все 72 текста, оказалось, что они до буквы совпадают. Во времена Христа легенда эта была широко распространена в иудейском мире. Но даже те, кто относился к ней со скептицизмом, не отрицали, что Септуагинта была богодухновенным переводом, не сравнимым по своему авторитету ни с одним другим. (Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. – Нижний Новгород: Изд-во Братство во имя св. князя Александра Невского, 2005. – С. 42–43)).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

II. Духовная литература во время борьбы с жидовствущими К оглавлению Если со 2-й половины XV в. под влиянием совершавшихся событий наша духовная литература несколько оживилась и как бы усилилась, все же она не произвела ничего нового и особенного. Послания и жития святых с похвальными Словами им писались у нас и прежде, хотя не в таком количестве, и иногда писались не только не хуже, а даже лучше, чем теперь. Эти же роды словесных произведений, особенно жития, оставались у нас господствующими и в последующее время, в продолжение почти всего XVI в. Появление в Русской Церкви ереси жидовствующих подействовало на нашу литературу гораздо глубже, нежели все другие события времени, и вызвало в ней труды новые, небывалые, нимало не изменяя и не затрудняя и ее обычного, прежде установившегося течения. Геннадий, архиепископ Новгородский (с конца 1485 г.), первый восстал против этой ереси, существовавшей и распространявшейся в Новгороде и Москве уже около пятнадцати лет. Он же первый пришел потом к убеждению, что для успешной борьбы с нею, кроме внешнего преследования еретиков, необходимо еще действовать тем духовным оружием, каким действовали они. А жидовствующие для распространения своего лжеучения между русскими пользовались преимущественно священными книгами Ветхого Завета, между тем как у православных, даже у него самого, владыки Великого Новгорода, не оказалось этих книг... И вот Геннадий решился добыть себе нужные книги и в феврале 1489 г., между прочим, писал к Ростовскому архиепископу Иоасафу: «Да есть ли у вас в Кирилове, или Фарафонтове (Ферапонтове), или на Каменном книги: Селивестр, папа Римскый, да Афанасий Александрийскый, да Слово Козмы прозвитера на появльшуюся ересь — на богумилы, да послания Фотея патриарха ко князю Борису болгарскому, да Пророчьство, да Бытья, да Царство, да Притчи, да Менандр, да Иисус Сирахов, да Логика, да Дионисий Ареопагит? Занеже те книги у еретиков есть». Из этих слов можно догадываться, что книги Ветхого Завета, какие имели у себя жидовствующие, были, подобно всем другим, здесь исчисленным, в славянском или русском переводе, хотя книги эти, как замечает Геннадий в том же послании к Иоасафу, были извращены по переводам древних иудействовавших еретиков: Аквилы, Симмаха и Феодоциона .

http://sedmitza.ru/lib/text/436005/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Библия (от греч. βιβλα – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый канон книг совершено Церковью и для Церкви. Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским . Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле). Состав Библии Библия (Священное Писание)= Ветхий Завет + Новый Завет . См. Все книги Библии . Новый Завет=Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис. См.  Состав книг Нового Завета . Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. См. схемы:  Ветхозаветные канонические книги и  Новозаветные канонические книги . Главная тема Библии Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. Кто автор Библии? Главный автор Библии — Бог, люди — избранные Им соавторы. Священное Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Св. Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания. Богодухновенность Библии

http://azbyka.ru/bibliya

И.Ц. Миронович Лекция 14. Родословие сифитов и каинитов только что вышла из печати небольшая, но очень ценная книжка: «Предсмертный дневник отца Иоанна Кронштадтского », 1908 год, в котором он и скончался. Дневниковые записи, спорадические, краткие очень, и прекрасные проповеди, где он, внимательным взором всматриваясь в то, что происходит у нас в России, : какая вакханалия, какое начинается безобразие относительно Церкви, какая поднялась травля в печати против него самого – вот это всё описано в этой книге. Они хранились в особом хранилище, но вот пришло время, и они стали доступны. Поэтому, если кто из вас увидит вот эту предсмертную летопись, дневник, – обязательно приобретите себе. Там, в частности, дан практически без сокращения документ «Отлучение Льва Толстого от Церкви» – за его безбожие, за его кощунство, за его искажения и хулу на догматы нашей Церкви, на Христа и на Церковь . Вот это всё – прекрасные примечания, вот это всё – вам надо знать и делать соответствующие выводы. Так. Ну, а мы продолжаем свои занятия по Священной Библейской истории Ветхого и Нового Завета и рассматриваем первые одиннадцать глав Книги Бытия, которые являются наиболее трудными. Жизни не хватит, чтобы их рассмотреть так, как полагается, во всей глубине. Но мы с вами преследуем цель – не просто знать Священное Писание Ветхого Завета, а мы смотрим на эти книги из Евангелия. Мы должны с вами Ветхий Завет понимать христологически. Потому что цель писания Ветхого Завета педагогическая – привести нас к Евангельскому порогу. Конец Закона, – скажет Апостол Павел, – Христос (см. Рим. 10:4 ). И вот, когда придёт Христос, уже многое теряет свою ценность, является чисто историческим. Ну, зачем нам с вами изучать, допустим, особенно подробно жертвенный культ ветхозаветный храмовый, когда у нас своё богослужение? Зачем, скажем, изучать все обязанности священника и церемониал богослужебный, когда у нас своё священство, своя иерархия и свои Таинства? Но, тем не менее, это нужно делать, потому что всё корнями уходит в Ветхий Завет. Апостолы и в первое время после Воскресения Христа ходили в ветхозаветный Храм и принимали участие в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Л. И. Бриллиантов Книги Царств Название книг Царств указывает на их содержание; ибо в них излагается история ветхозаветной церкви Божией в народе еврейском в период управления царей. В древнем еврейском составе священных книг четыре книги Царств составляли только две книги. Первая книга, соответствующая двум первым книгам Царств, называлась «Книгою Самуила», потому что главным действующим лицом в повествовании их является пророк Самуил. Вторая книга, совпадающая с третьей и четвертой книгами Царств, называлась «Книгою Царей», ибо в ней излагается история царей иудейских и израильских. В нашей же славянской Библии, переведенной с греческой Библии, всем книгам Царств дано общее название: «Книги Царств первая, вторая, третья и четвертая», так как все они содержат одну и ту же последовательную историю основания, возрастания и падения царств еврейских. Впрочем, счисление сих книг Православная Церковь удержала еврейское, из уважения к священной древности еврейского канона, соединивши их в одну книгу первую и вторую, а также, третью и четвертую книгу. Содержание первой книги Царств Первая книга Царств повествует о времени правления первосвященника Илия в качестве судьи народа, о рождении Самуила, отрочестве и призвании его к пророческому служению, о нападении филистимлян на евреев и пленении ими ковчега завета, о смерти самого Илия и сыновей его. Это первая часть книги. Во второй ее части описывается время деятельности Самуила, как пророка и судьи, затем говорится о перемене правления в народе еврейском, избрании Саула в цари, прощальной речи Самуила к народу, в которой он заявляет о сложении с себя звания судьи и увещевает народ быть верными Богу и при перемене своего правления, царь же должен быть проводником Его власти и послушным орудием в руках Божиих. В третьей части излагается история царствования Саула, сперва послушного Богу и потому благоуспешного в своих войнах с врагами Израиля, а потом пренебрегшего велениями воли Божией и потому оставленного Богом и несчастного. Затем повествуется о помазании Давида на царство, описываются обстоятельства отроческой жизни Давида и враждебные отношения к нему царя Саула, которые принуждали Давида спасаться бегством от преследований его и вообще делали жизнь избранного Богом юного царя крайне бедственной. Изложение содержания второй книги Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Презентация издания " Книга пророка Осии " . Фото Алексея Реутского 4 сентября 2019 г. 11:06 Игумен Арсений (Соколов): Книги мудрых Израиля - это земля, а книги пророков- это Небо В Центральном Доме литераторов состоялась презентация новой книги Издательского дома «Познание» «Книга пророка Осии. Комментарий». Автор представленного издания, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Арсений (Соколов) в своем интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, в чем особенность библейского повествования об этом пророке Северного царства, почему за обыденными фактами скрываются глубоко символичные отношения Бога с израильским народом, и какой метод позволяет сделать комментарии не сухим научным исследованием, а живыми и увлекательными для каждого читателя, интересующегося церковной историей. — Ваше преподобие, вы автор уже нескольких книг: о Иисусе Навине, Сборника статей и докладов по библеистике, «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» и только вышедшего труда комментариев на книгу пророка Осии (подробнее о пророке Осии см. ЖМП 2019), которую вы писали пять лет. Немалое место в вашем научном творчестве занимают именно ветхозаветые пророки. Чем обусловлен ваш интерес именно к ним? — Меня привлекает эта тема по нескольким причинам. Во-первых, сегодня написано уже очень много толкований и комментариев на Новый Завет, в том числе на русском языке. В то же время есть книги Ветхого завета, на которые широкой аудиторией читателей обращается незаслуженно мало внимания, даже среди церковных людей. Несмотря на то, что эти книги Библии постоянно находятся в центре внимания исследователей-библеистов. Вторая причина — пророки всегда актуальны. Потому что они не столько, может быть, говорят о будущем, сколько интерпретируют наше настоящее. И чтобы понять смысл происходящих сегодня событий — и в мире, и в нашей стране, нужно более внимательно прочитать пророческие тексты. И третье — мы не можем понять многого из того, что совершает в Евангелии Господь, если не знать  книг древнееврейских пророков. Например, Он воскрешает сына Наинской вдовы, а народ почему-то восклицает: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7,16). Или почему так важен для израильского народа тот факт из Нового завета, где Христос накормил пять тысяч голодных. Это становится понятным, когда узнаешь, что точно много веков назад воскрешали сыновей вдовы пророки Илия и Елисей. Или когда они точно также  накормили множество голодных. То есть Господь преднамеренно делал это, чтобы люди поняли, Он есть Мессия, что к ним приблизилось Царство Небесное. Таким образом, многое становится объяснимым в поступках Христа, если знаком с пророческими текстами.

http://e-vestnik.ru/history/kniga_prorok...

Разделы портала «Азбука веры» О каноне библейских книг. Но в особенности тебе надлежит знать и то, что не всякая книга заслуживает доверия, даже если она носит достоуважаемое имя Писания. Ведь бывают, бывают иногда лжеименные книги: одни из них, можно сказать, средние и они близки к слову истины, а другие – подложны и весьма опасны, как поддельные и фальшивые монеты, которые хотя имеют царскую надпись, но по составу своему подделаны. Поэтому назову тебе каждую из богодухновенных книг, а чтобы ты узнал все ясно, сначала назову книги Ветхого Завета. Пятикнижие включает в себя Творение, затем Исход, в середине книгу Левит, за ней Числа и потом Второзаконие. К ним прибавь книги Иисуса и Судей, затем Руфь, 4 книги Царств и 2 книги Паралипоменон, за ними Ездры 1ю и 2ю. Далее назову 5 книг стихотворных: книгу Иова, увенчанного за подвиги в многообразных страданиях, книгу Псалмов, благозвучное врачевство для души, 3 книги премудрого Соломона – Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К ним прибавь 12 пророков: 1го – Осию, потом 2го – Амоса, Михея, Иоиля, Авдия и Иону, прообраз самого 3дневного Страдания; за ними Наума, Аввакума, потом 9го – Софонию, Аггея и Захарию, а также славного вестника Малахию. После них познавай 4х пророков: дерзновенно глаголавшего великого Исаию, сострадательного Иеремию и таинственного Иезекииля, последнего же – Даниила, мудрейшего и в слове и в деле. К этим книгам некоторые причисляют Есфирь. Пришло мне время назвать книги Нового Завета. Евангелистов принимай только 4х: Матфея, потом Марка, к ним причислив 3м Луку, Иоанна считай по времени 4м, но по высоте догматов 1м, ибо по достоинству называю его сыном грома: он больше всех восхвалил Бога Слово. Принимай и 2ю книгу Луки – книгу соборных Деяний апостолов. Еще приложи сосуд избранный, проповедника и апостола язычников – Павла, премудро написавшего Церквам 14 Посланий: 1римлянам, к которому надлежит прибавить 2 коринфянам, галатам, ефесянам, за ним к живущим в Филиппах, потом написанное колоссянам, фессалоникийцам 2 и Тимофею 2, а Титу и Филимону по 1му и евреям 1 (некоторые называют его подложным, но говорят неправильно, ибо в нем подлинная благодать). Что осталось? Одни говорят, что соборных Посланий следует принимать 7, другие – только 3: Иакова 1 , 1Петра и 1Иоанна, а некоторые принимают 3 Послания Иоанновых, сверх того 2 Петровых, а 7е – Иуды. Подобным образом и Апокалипсис Иоанна некоторые признают, но большинство называет подложным. Таков да будет неложнейший канон богодухновенных Писаний.

http://azbyka.ru/pravo/amfilohiya-ikonij...

Нам известно, что в первые веки Христианства св. отцы и писатели Церкви пользовались и неканоническими книгами Библии : ибо приводили из них места в своих творениях, иногда даже с присовокуплением: говорит Писание, говорит свящ. Писание 5 . Причиною сего было, с одной стороны, то, что Церковь христианская искони уважала, хотя не наравне с каноническими книгами, и неканонические, а с другой – то, что св. отцы и писатели ее пользовались большею частию не еврейскою Библиею, а переводом семидесяти толковников, в котором неканонические книги ее соединены были с каноническими и составляли обыкновенно один кодекс александрийский. Уже впоследствии времени, когда еврейская Библия , которою пользовались иудеи палестинские и в которой находилось только двадцать две книги 6 , приведена была в общую известность, св. отцы и писатели Церкви постоянно стали различать канонические книги от неканонических. Известно также, что древние отцы и писатели западной церкви: бл. Иероним, Иларий пиктавийский и Руфин аквилейский 7 исчисляли и признавали каноническими книгами Библии только двадцать две (по счету иудеев) книги ветхого завета, а на книги неканонические хотя смотрели с уважением, но или как на не принадлежащие к каноническим 8 , или как на прибавляемые к канону некоторыми, желавшими, чтобы канонических книг было двадцать четыре (соответственно числу букв греческой азбуки) 9 , или же как на книги, названные от отцов церковными и назначенные ими для чтения, в назидание народа, во время богослужения 10 . По свидетельству бл. Августина, неканонические книги первоначально присоединены были к каноническим не для утверждения Христианства, но для расширения сведений, для приумножения познаний 11 , или, как пишет бл. Иероним, говоривший о книгах сих, как назначенных только для народа, – для одинакового употребления с жизнеописаниями мучеников, которые читались оглашенным 12 . Если припомним, в дополнение к сему, что Филастрий, италианец, известный в четвертом веке св. Амвросию Медиоланскому и бл. Августину, излагал историю перевода семидесяти толковников с таким уважением, что почитал заблуждающими тех, которые не принимают его за основание Веры 13 , а Руфин аквилейский , западный дееписатель четвертого же века, говорил, что неканонические книги назначены отцами отнюдь не для того, чтобы подтверждать ими важность (auctoritatem) Веры 14 : то должны будем признать справедливым, что книги эти первоначально признаны у латин за канонические по ошибке, как не отделенные в александрийском кодексе от канонических, но потом одобрены правилами (canonibus) поместных соборов Африки и утверждены декретами епископов римских, а в шестнадцатом веке за непризнание их каноническими собор тридентский угрожал анафемою.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Прошло около пятнадцати лет с того времени, как были найдены первые листы давно затерянного еврейского текста книги Иисуса сына Сирахова, и за этот период времени учеными много сделано для восстановления подлинного текста ее по возможности в чистом виде, свободном от позднейших наслоений и поправок, для его истолкования и для ознакомления с ним современников посредством перевода его на новые языки. В свое время мною было сделано сообщение об этом открытии, и отмечено важное значение его для библейской науки 1 ; появилось в нашей литературе и еще несколько статей и заметок, посвященных тому же открытию 2 . Ho y нас еще нет нового перевода на русский язык книги сына Сирахова, где был бы принят во внимание вновь найденный еврейский текст ее, имеющий весьма важное значение для восстановления первоначального текста книги. Между тем книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, хотя и неканоническая, заслуживает нашего особого внимания, не только ввиду любопытной судьбы ее текста, но и по важности своего содержания: недаром древние христианские писатели с особою любовью пользовались ею в своих творениях, a Церковь предлагала ее, вместе с другими неканоническими книгами, для чтения и назидания оглашаемых, вновь вступающих в ее лоно 3 . Название книги В нашей славянской и русской Библии среди учительных книг Ветхого Завета, не содержащихся в каноне, после книги Премудрости Соломоновой помещается книга, носящая название, как и в греческой Библии: «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова», Σοφα ησο υο Σειρχ, или сокращенно: Σοφα Σειρχ. Το же название находим и в конце вновь открытого еврейского текста книги: «Премудрость Симона, сына Иисуса, сына Елеазара, сына Сира». Подобным же образом, только короче, названа книга и в сирской Библии: «Премудрость сына Асира»; и в раввинской литературе она носит название: «книга бен-Сира». В святоотеческих писаниях к имени книги: «Премудрость» прилагалось иногда определение πανρετος σοφα, или просто πανρετος, «вседоблестная», – книга Иисуса рассматривалась, как руководство добродетели и премудрости, «сокровищница добродетелей» 4 . Позднейшее происхождение последнего наименования, не совпадающее со временем составления книги, совершенно очевидно и не требует доказательств; но какое из двух названий, коренящихся в еврейском предании, принадлежало книге с первых времен ее существования, сказать трудно. Именем «Премудрости» назывались у евреев книги Соломоновы, Притчи и Екклесиаст ( bThosaphomh к Bab. Bathr. 14b); возможно, что именно книга Иисуса сына Сирахова называется «Книгою Премудрости» в выражении Талмуда: «после смерти рабби Елиезера была скрыта (т.е., изъята из употребления) книга Премудрости,  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Пятый отдел. Неканонические книги Сверх книг Ветхого Завета, находящихся в еврейском составе свящ. Ветхозаветного канона и признанных Православно-восточною Церковью каноническими, есть целые книги или значительные дополнения в книгах, существующие в греческом и других древних переводах Библии, а из них перешедшие и в наши славянский и русский переводы и в делаемые в России издания славянской и русской Библии. В русских православно-богословских трудах: митрополита Макария, арх. Михаила, проф Сольского и др. эти книги и отделы называются неканоническими, у протестантов апокрифами, у католиков девтероканоническими и апокрифическими. Цельные неканонические книги следующие: книга Товита, Иудифь, Послание Иеремии, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломона, 1, 2 и 3-я Маккавейские, 2 и 3-я Ездры и Варуха. Неканонические добавления находятся в следующих книгах: в книге Есфирь: 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:12; 10:3 (в вульгате и древних славянских изданиях Библии все эти вставки помещались как отдельные главы, как бы дополнение к книге Есфирь: 11 16 гл.), в книге Даниила: 3:24–90, 13 и 14 гл., Псалом 151, 2Пар. 36 гл. (после 23 ст.), Иова 42:17. Общее православно-богословское суждение о неканонических книгах и отделах может быть выведено из следующих церковно-исторических свидетельств. В 85 апост. правиле книга «Премудрости многоученого Сираха» назначается для изучения «юным», три Макав. книги признаны «чтимыми и святыми». Более раздельно говорит Ориген о неканонических книгах: «книги Товита, Иудифь, Премудрость Соломона и Сираха, следует читать оглашенным, потому что они не могут употреблять твердой пищи, заключающейся в таинственных богодухновенных писаниях» (Нот. 27 in Питег.). Легкость духовной пищи, доставляемой неканоническими книгами, зависит от того, что они не подлежат таинственному и многотрудному аллегорическому изъяснению, коему подлежали канонические богодухновенные писания, заключавшие высший смысл, соединяемый Св. Духом с их буквою. Такое же назначение неканоническим книгам дает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010