Статья посвящена переводам ветхозаветных книг епископа Порфирия (Успенского) . Изложены причины создания переводов, их источники, некоторые текстологические особенности, достоинства и недостатки. Переводы епископа Порфирия сравниваются с синодальным текстом и некоторыми другими переводами с Септуагинты. Предлагается методология изучения этих переводов. Епископ Порфирий (Успенский) (1804–1885) известен как востоковед, византолог и археолог. Возможно, он до Константина Тишендорфа обнаружил Синайский кодекс, хотя и предложил иную датировку. Менее известны его переводы ветхозаветных книг с текста Семидесяти толковников. В 1860 г. был создан комитет по переводу Священного Писания Ветхого Завета на русский язык. Пятикнижие вышло в свет в 1868 г. Книги по отдельности печатали до 1875 г., а в 1876 г. был издан полный перевод. Епископ Порфирий знакомился с выходившими частями будущего синодального перевода, а так же и с другими переводами Ветхого Завета. Известно, с какими трудностями было возобновлено дело перевода после закрытия Российского библейского общества. Несмотря на все препятствия, перевод был напечатан. Встретили его по-разному. Особенно разделились мнения в вопросе первоисточника, с которого было необходимо делать перевод. Одни настаивали на том, что при переводе Священного Писания нужно основываться исключительно на Септуагинте, другие, во главе с митрополитом московским свт. Филаретом (Дроздовым) , защищали перевод Библии с еврейского как оригинального текста, при этом не исключая его сравнение с переводом Семидесяти. 1 Последнее мнение, как известно, одержало победу в Святейшем Синоде, и наша Библия Ветхого Завета была переведена с еврейского языка. В то же время и первое мнение имело своих сторонников даже после выхода в свет русского перевода Библии . К числу таких защитников перевода ветхозаветных книг с Септуагинты, относились святитель Феофан Затворник и преосвященный Порфирий (Успенский) . Свое мнение о Синодальном переводе епископ Порфирий выразил в ответном письме полковнику Семену Первухину.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Общие сведения о Книгах Царств Наименование их в еврейской и греческой Библиях В еврейской Библии , четыре книги, следующие за книгою Руфь, составляют лишь две книги, или два отдела с двумя различными наименованиями. Первый отдел называется «Книга Самуилова» (по-евр. Sepher Schemuel), поскольку начинается описанием жизни и деяний пророка Самуила. Второй отдел называется – «Цари» (по-евр. Melachim), поскольку повествует о жизни и деяниях царей еврейских. В греческой же Библии , вышеозначенные два отдела, для большего удобства чтения и усвоения оных, раздроблены каждый еще на два, и, таким образом, составляют четыре отдельные книги. Наименование им дано общее «Книги Царств – первая, вторая, третья и четвертая», поскольку все они содержат одну и ту же последовательную историю основания, возрастания и падения царств еврейских. Однако же, счет этих книг православная Греко-Российская церковь удержала еврейский, из уважения к священной древности еврейского канона. Каждые две последующие книги царств она соединяет в одну и считает их так: «Первая и Вторая книги Царств, Третья и Четвертая книги Царств». Сведения о писателях Так как ни в самом Св. Писании, ни в преданиях иудейских, нет ясных и решительных указаний на то, кто написал книги Царств; то, относительно этого вопроса, и возникло немало разноречивых мнений. а) Относительно Первой и Второй книги Царств существует мнение (преимущественно, у иудейских раввинов), что двадцать четыре главы первой книги, объемлющие собою жизнь пророка Самуила, написаны им самим; остальное же – пророками Нафаном и Гадом. Нетвердость и слабость этого мнения видна из многих выражений священного текста, указывающих на писателя позднейшего, чем исчисленные лица. Напр.: ... И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей… 245 Разве мог Самуил так выразиться о себе, находясь еще в живых? Трудно, так же, приписать ему многократные хвалебные замечания о личности Самуиловой 246 . И еще: дал Давиду Алхуз, царь Филистимский, город Секелаг; посему Секелаг и остался за царями Иудейскими, доныне 247 . Это указание на период царей иудейских, и притом, на период уже довольно поздний, не могли сделать ни Нафан, ни Гад пророки, а писатель, живший уже значительно после разделения еврейского царства на два – Иудейское и Израильское. Подобных выражений, указывающих на времена, позднейшие Самуила, Гада и Нафана, рассеяно весьма много, в обеих первых книгах Царств 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А.И. Малов Предварительное оглашение к юному читателю где необходимость Вероучения, происхождение Символа Веры , его разделение; понятия о Св. Писании, Богодухновенность онаго, общие качества онаго, его разделение на Ветхий и Новый Завет ; книги Канонические и Апокрифические, общее содержание всего св. содержание Ветхого Завета, содержание Нового Завета, подлинный язык В. и Н. Завета, правила, которыми должно руководствоваться при чтении св. Писания Что ты должен знать лучше всего? Как человек и Христианин, лучше и прежде всего я должен знать веру в Бога и все высокие ее таинства, по исповеданию той Церкви, в которой я рожден и воспитываюсь. Почему, сие знание ты предпочитаешь сим? Потому, что от живого и деятельного познания веры зависит как временное мое благополучие, так и вечное спасение души моей; без веры, по слову Апостола Павла, человек не может угодити Богу, 1 ; и Сам Иисус Христос глаголет: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет 2 . В какой рожден ты Церкви? Я рожден в Православной, Грековосточной Церкви. Какая Церковь сим именем называется? Сим именем называется та истинная Церковь , которая по прешествии Иудейской Церкви, будучи основана Иисусом Христом в Иерусалиме, Апостолами и их преемниками распространена по всему миру, и чрез посредство Греции в 988 году по Рождестве Христове, при великом Князе Владимире принята в нашем отечестве всенародно и торжественно. Где ты можешь научиться истинам ея веры? Первым и Главным истинам, в которые верует Церковь Православная, я могу научиться в Символе Апостольском. Что называется сим именем? Символ есть краткое, но точное и ясное учение о всех истинах веры, которые подробно изложены в Священном Писании , то есть в книгах Ветхого и Нового Завета, которые по внушению Духа Святого написаны Пророками и Апостолами. Что должен ты знать о Св. Писании? Дабы о Св. Писании мне иметь надлежащие понятия, я должен знать: 1) его происхождение, 2) его качества или принадлежности, 3) его разделение, 4) его содержание, 5) правила, которыми я должен руководствоваться при его чтении, и 6) приметить на каких языках оное первоначально было написано. Что известно о происхождении Св. Писания?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Беседа 48. Евангелие от Матфея, глава 13, 45–58. «Притча о жемчужине и Притча о неводе» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». И сегодня мы рассмотрим следующие темы, это «Притча о жемчужине», «Притча о неводе» и окончание 13-й главы, где говорится о втором отвержении Господа Иисуса в Назарете. И мы читаем текст Притчи о жемчужине, Евангелие от Матфея, 13-я глава с 45-го по 46-й стих: Мф.13:45–46 . «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Здесь другими словами говорится то же, что и выше [сказано]. Хорошие жемчужины, которых ищет поверенный торговца, это – закон и пророки. Слушай, Маркион! Слушай, Манихей! Хорошие жемчужины суть закон и пророки, и познание Ветхого Завета» . Иными словами, Иероним Блаженный поясняет нам, что познание о Боге мы получаем через весь корпус Священного Писания. Посему и Ветхий и Новый Завет есть суть слово Божие, обращенное ко всему роду человеческому. Сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). Здесь, в этом истолковании блаженный Иероним восклицает: «Слушай, Маркион! Слушай, Манихей!» Маркиониты и манихеи были еретики, отрицавшие святость Книг Ветхого Завета. Они считали, что для христиан достаточно Евангелий, а ветхозаветные тексты излишни и даже вредоносны. Манихеи учили, что Ветхий Завет написан другим «богом», не Богом Нового Завета. Кстати, эту точку зрения разделял и Л. Н. Толстой, противопоставлявший ветхозаветные тексты текстам новозаветным. Но апостол Павел пишет более чем конкретно: «Все Писание богодухновенно…». Причем нам надо понимать, что Библия Иисуса Христа и Библия апостолов – это был только Ветхий Завет: Закон, Пророки и Писания (Тора, Набиим и Кетубим). Книги Нового Завета появились уже после Вознесения Господня. Когда возникла угроза, что апостолов уничтожат и живого свидетельства о Христе не сохранится, тогда только и были написаны Святые Евангелия. Только два из них написаны непосредственными очевидцами событий: это Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна, Евангелие от Марка записано со слов апостола Петра его соработником и сотрудником Марком, а Евангелие от Луки составлено апостолом Павлом и записано его соработником Лукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иоаннис Каравидопулос Введение 1. Что такое Новый Завет Словосочетание «Новый Завет» освящено употреблением его Самим Господом Иисусом Христом. Согласно евангельскому повествованию и преданию, дошедшему до нас через апостола Павла, Господь во время установления таинства Евхаристии на Тайной вечери сказал: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета 2 , за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 28 ; см. также: Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ; 1Кор. 11, 25 ). Этими словами Спаситель указал на новый период домостроительства нашего спасения, в основание которого положены Его Божественная Кровь и Крест. Этот новый для человечества период, который Сын Божий начинает Своим воплощением и запечатлевает крестной смертью и воскресением, является осуществлением обетований Ветхого Завета, ибо уже в те времена пророки созерцали новый, вечный завет Бога с Его народом. Пророк Иеремия благовествует: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…» ( Иер. 31, 31 и след.; 32, 40; см. также: Иез. 16, 60; 36, 26 ). Это обетование осуществилось во Христе, и не только народ Израиля и Иуды, но и всё человечество может теперь пользоваться в Церкви плодами Креста и Воскресения. Упоминание «за многих» в установительных словах Тайной вечери означает «за всех» и этим подчеркивается характер искупительной Жертвы Иисуса Христа. Крест Христов, который явился исполнением тех древних пророчеств, стал одновременно дверью в новую эпоху, эпоху бытия Церкви. Богодухновенные писатели первенствующей Церкви запечатлели в книгах исполнение на деле всех тех событий, о которых так давно уже предвозвещали пророки: смерть и воскресение Христа, вступление мира в новую жизнь и эсхатологические чаяния вселенной. Эти книги и получили название «Новый Завет» для отличия их от книг предшествующего периода, так называемого Ветхого Завета. Употребление термина «Новый Завет» в отношении к собранию книг имеет свидетельства с конца II века по Рождестве Христовом, а с начала III века получает уже широкое распространение. Всех книг Нового Завета, написанных от середины до конца I века, насчитывается 27: 4 Евангелия (Мф., Мк., Лк., Ин.), Деяния святых Апостолов (Деян.), 13 посланий апостола Павла (Рим., 1 и 2Кор., Гал., Еф., Флп., Кол., 1 и 2 Фес., 1 и 2Тим., Тит., Флм.), Послание к евреям (Евр.), 7 Соборных посланий (Иак., 1 и 2Петр., 1, 2, 3Ин., Иуд.) и Апокалипсис Иоанна (Апок.). 2. Что изучает «Введение в Новый Завет»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Пожалуй, ни одна книга в мире не подвергалась и не подвергается таким нападкам, как Библия . Можно услышать обвинения, что библей­ский текст не сохранился, так как Библию в древности, как, впрочем, и другие книги, переписывали вручную специально предназначенные для этого люди. И эти переписчики совершали ошибки или вообще вносили изменения в библейский текст, которые меняли смысл текста. Но так ли это на самом деле? Попытаемся разобраться, почему христиане считают, что текст Библии дошел до нашего времени без серьезных изменений. Нужно понимать, что до нас не дошла ни одна рукопись, которая была бы написана самим библейским автором. Такой оригинальный текст в библеистике называет­ся «автографом». У нас нет ни одного автографа и все, что мы имеем, это копии и даже, ско­рее, копии с копий. До середины XX в. ученые имели в своем распоряжении только еврейские рукописи где-то VIII–IX вв. Однако у них были рукописи древнейшего перевода, который был создан еще до Рождества Христова, так называемый «перевод се­мидесяти» или Септуагинта. Эти рукописи были уже III–IV вв. Таким образом, ученые работали либо с еврейскими рукописями VIII–IX вв., либо с греческим переводом Ветхого Завета III–IV вв. Но во второй по­ловине 40-х годов XX в. в Иудейской пустыне были найдены так назы­ваемые Кумранские рукописи. Это огромное количество ветхозавет­ных рукописей, которые относятся к периоду между I в. до Р. X. и I в. после Р. Х. По мнению некоторых ученых, отдельные рукописи вообще относятся ко II в. до Р. X. Полные рукописи Нового Завета относятся к III–IV вв., но к нашей большой радости существуют отрывки, которые относятся даже к на­чалу II в. Например, в Египте был найден обрывок рукописи размером с человеческую ла­донь с фрагментом из Еванге­лия от Иоанна. Естественно, ученые изучили его и сравнили с современным текстом и уви­дели, что разночтений нет. Ко­личество новозаветных руко­писей исчисляется даже не де­сятками и не сотнями, а тыся­чами. Конечно, нужно понимать, что это не всегда рукописи всего Но­вого Завета или всего Ветхого Завета. Иногда это какая-то книга, ино­гда несколько книг, иногда это просто небольшой отрывок из Священного Писания , но количество текстов огромно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Разделы портала «Азбука веры» Обязательно ли для современного христианина читать Священное Писание? Обязательно Можно заменить его чтением других духовных книг Как правильно понимать участие Бога и человека в составлении Священного Писания?  Священное Писание записано под диктовку Святого Духа людьми в бессознательном состоянии (трансе) Дух Святой сообщил людям истины, а они, будучи в сознательном состоянии, придали им литературную форму Авторы Библии писали книги по своему рассуждению, а Святой Дух сохранял их от заблуждений Каждый ли человек может понять Священное Писание, читая его? Каждый Не каждый Как нужно относиться к Священному Преданию, если есть Священное Писание? Негативно – Библия отрицает возможность «священных» преданий Можно использовать по желанию, как дополнительный источник вероучения Священное Предание необходимо для соблюдения и учит правильному пониманию Писания Что первично – устное Апостольское Предание или Священное Писание Нового Завета? Устное Апостольское Предание Священное Писание Нового Завета Они появились почти одновременно Какой временной период охватывает повествование священных книг? С сотворения мира до 64 года по Р. Х. С сотворения мира до окончательного торжества Царства Божия Где впервые появились словосочетания «Ветхий Завет» и «Новый Завет»? В книгах Священного Писания В посланиях св. Игнатия Богоносца На I Вселенском Соборе Есть ли смысл христианину читать Ветхий Завет? Нет, потому что он предназначался только для евреев Нет, потому что он полностью отменён Новым Да, он полезен для назидания Какие места в книгах Ветхого Завета Церковь не считает Богодухновенными? Заповеди о войнах и описания войн Родословия, как чисто исторические записи Таких мест нет Вся Песнь Песней Какова была главная цель Ветхого Завета? Подготовить людей к принятию Мессии Дать оправдание от грехов избранному народу Какая из этих книг не входит в Ветхий Завет? Книга Судей Израилевых Книга пророка Авдия 1я книга Ездры 1я книга Еноха Кого из пророков называют «ветхозаветным евангелистом»?

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

свящ. Вадим Маркин КОНСПЕКТЫ Вводная лекция Вступление Объем материала учебного года – Изложение общих понятий. – Библейская история Ветхого завета (основные события в их взаимосвязи). – Библейская история Нового завета (события земной жизни Спасителя). Основные принципы обучения – Обязательное чтение Священного Писания . – Тщательная подготовка к уроку. – Постоянный опрос каждого. – Многие отрывки наизусть (помогают глубоко осмыслить содержимое, помощь в дальнейших проповедях). – Сочинения. – Иметь на уроке: Священное Писание , учебное пособие, тетрадь с конспектами, ручка. Общие понятия Цели и задачи курса I периода Священной Библейской Истории – Ветхого Завета – Примеры действия великого промысла Божьего. – Закономерность пути истории человечества. Много мыслителей пыталось выявить эту закономерность. Неудачная попытка такого осмысления в конце XVIII – начале ХХ столетия. – Священное Писание дает настоящее понимание движущих сил истории (сочетание воли Божией и воли человека, Господь ведет к спасению). – Ветхий Завет подготавливает человека к восприятию Нового Завета (в качестве примера: закон язычества – месть, ветхий закон – око за око, новый закон – “кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую” – Мф. 5, 39 – Нагорная проповедь). Главный предмет Священного Писания. Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим. В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах; в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг. Разделение священных книг по времени их написании. – Два раздела Библии. Ветхий и Новый Завет : принципы разделения. По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветным и новозаветным. Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с XIII в. по I век до Р. Х. а, вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение I-ro века после Р. Х.). Число ветхозаветных книг по заглавиям – 50, новозаветных – 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Собрание трудов выдающегося библеиста Николая Глубоковского: Апостол и Евангелист Лука Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета Библейский словарь Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Книга 1 Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Книга 2 Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола к Галатам Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова Бог — Слово. Экзегетический эскиз «пролога» Иоаннова Евангелия (Ин. 1:1–18) Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом Таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечери Вера по учению святого апостола Павла Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству Ветхозаветный канон Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле Искупление и Искупитель (по Евр., гл. 2) К вопросу о пасхальной вечери Христовой К вопросу об отношении греческого перевода LXX-mu и еврейского текста Ветхого Завета Книга о Псалмах Критический и экзегетический комментарий на послание к Римлянам Лекции по Священному Писанию Нового завета. Том 1 О втором послании св. Апостола Павла к Фессалоникийцам О значении надписания Псалмов: Lamnazzeach О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым О Пасхальной вечери Христовой и об отношениях к Господу современного ему еврейства Обращение Савла и Евангелие св. Апостола Павла Опыт русской обработки материала для жизнеописания св. Апостола Павла Послание к Евреям и историческое предание о нем Преображение Господа (критико-экзегетический очерк) Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя Св. апостол Лука, евангелист и дееписатель Славянская Библия Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении Учение книги Премудрости Соломоновой о божественной премудрости или духе по сравнению с апостольским

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 8 – Священное Писание Для христиан Библия – это вершина всего, что было когда-то написано и еще только будет создано самыми великими умами человечества. Библия – это книга книг. Она остается самой читаемой книгой в мире на протяжении многих столетий. Общий тираж ее достигает миллиарда экземпляров. В переводе она существует почти на семистах языках и диалектах. Само название “Библия” выражает ее исключительное значение. У греков слово “библос” значило просто книга. В далекие времена, во втором тысячелетии до Рождества Христова, финикийцы превратили город под названием Библос в склад папируса для книг. От названия этого города произошло и греческое слово библос. Такие науки, как история, география, социология, а также поэзия и литература много из нее почерпнули. Все европейское искусство основано на Библии. Канон Священного Писания Библия делится на две неравные по объему части: Ветхий Завет и Новый Завет . Слово завет на греческом значит договор, союз и напоминает нам о союзе, заключенном Богом с человечеством, сначала только через один народ, а потом со всеми через посредство воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа. Священное Писание называется также Откровением, потому что в нем Бог открывает нам Свои тайны. Каждая из частей Библии состоит из небольших книг, содержащих канон – правила жизни и правила веры. Канон в переводе с греческого и есть правило. Когда мы говорим “канон Священного Писания ”, то имеем в виду книги Библии как Ветхого, так и Нового Завета, признанные Церковью богодухновенными, то есть написанными под непосредственным руководством Святого Духа, хотя и разными людьми. Книги, которые включены в Ветхий Завет только для назидательного чтения, называются неканоническими. В Православной Библии Ветхий Завет насчитывает 39 канонических и 11 неканонических книг. Протестанты неканонических книг не печатают вовсе, а у католиков в канон входит 45 книг Ветхого Завета. В первые века христианства существовало много писаний, рассказывающих о жизни Спасителя и Его учении. Многие из них были еретическими и подложными, хотя надписывались именами уважаемых людей и даже апостолов. Некоторые содержали важные исторические сведения, но не могли быть признаны Церковью как безупречные источники богооткровенной истины. Канон Нового Завета не меняется со второго века.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010