Глава 50 «Слово, еже рече Господь на Вавилон и на землю Халдейскую... пленен бысть Вавилон, посрамися Вил, постыдеся Меродах, посрамишася изваяния его» ( Иер.50:1–2 ). Не немые и бесчувственные истуканы, но жрецы и почитатели их посрамились, когда Мидянами и Персами сокрушены были кумиры их, и увидели они, что суетно богопочтение их. «И в то время, глаголет Господь, приидут сынове Израилевы тии и сынове Иудины вкупе ходяще и плачуще», то есть они плачут не о рабстве, потому что радуются своему избавлению, но о нечестии отцов своих, которые почитали идолов, сделанных их руками. «И Господа Бога своего взыщут» ( Иер.50:4 ), а не идолов, которых поставили цари их. «В Сион испытают стези, тамо бо обративше лица своя», то есть обратят лица свои к Иерусалиму, будут у проходящих спрашивать о путях к нему. Возвращаясь в Сион и обращая к нему лица, будут говорить: «При идите, приложимся ко Господу заветом вечным, иже забвению не предастся»« ( Иер.50:5 ). Обетование, какое Господь дал отцам нашим, пребудет вовек, и вещания пророков, говоривших по внушению Святаго Духа, исполнятся. «Овцы погибшыя быша людие Мои, – блуждали в плену и служили пленившим семьдесят лет, – пастырие их совратиша их» ( Иер.50:6 ), то есть или чуждые цари, которые их пленили и отвели в дальнюю землю, или собственные их цари нечестивые, цари Самарийские и Иерусалимские, которые водили народ в горы и пустыню, чтобы служить идолам в капищах их, и с гор – на многие холмы, в рощи и дубравы, посвященные идолам. «И врази их рекоша: не пощадим их, зане согрешиша Господу» ( Иер.50:7 ) и святому селению Его. Такова причина, по которой пленен был народ грешный и упорный, отступивший от Бога своего и осквернивший святой храм Божий. Его совратили цари, и в угождение этим царям Израильтяне осквернили не только дом Господень, но и собственные свои дома, служа тем, которые не суть боги. А когда порабощены стали народом чуждым, – научились и делам этого народа, забыли почитание Господа, переданное им издревле отцами, и стали чтить богов новых, которых не знали отцы их. Об этом ранее пророчествовал Иеремия, говоря: «яко остависте Мя и послужисте богом чуждим в земли вашей, тако послужите богом чуждим в земли не вашей» ( Иер.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 51 «Яко умысли Господь, и сотворит... в Вавилоне, живый над водами многими и богат в сокровищих своих, прииде конец твой» ( Иер.51:12–13 ). Водами многими пророк называет или большую реку Евфрат, протекавшую через Вавилон, или многочисленные войска его. «Клятся бо Господь сил... Собою, яко наполню тебе людьми, якоже акридами, и возгласят над тобою» ( Иер.51:14 ), как истаптывающие грозды, то есть наполню тебя Мидянами и Персами, которые подобно саранче подавят тебя собой и, как собиратели винограда, будут побуждать друг друга попирать в стенах твоих жителей твоих, как грозды в точиле, и восклицать подобно истаптывающим виноград. «Се, Аз на тя, горо смертоносная, глаголет Господь, растлевающая всю землю, и простру руку Мою на тя и извергу тя из каменей, на которых стоишь ты высоко. Я повергну тебя на землю, и дам тя в гору сожженую. И не возмут от тебе камене во угол и камене во основание» ( Иер.51:25–26 ), то есть истреблю тебя совершенно и развалины твои сделаю ни к чему не годными; из жителей твоих, Вавилон, не останется человека, который бы, подобно угольному камню, послужил к собранию рассеянных сынов твоих, и на котором бы, как на основании, утвердилась надежда твоя и благоденствие твое. «Возвестите нань царствам Араратским, Арменом, и Асханазеом» ( Иер.51:27 ), то есть народам, живущим в горах Карду, и соседям их Армянам, и диким народам, живущим в земле полунощной, сынам исполинов, которые с Мидянами пришли на разорение Вавилона. «Гоняй во сретение текуща постигнет... да возвестит царю Вавилонску, яко взят бысть» ( Иер.51:31 ). Пророк описывает смятение Вавилонян, которые пришли в трепет и оцепенение, увидев Мидян в стенах своего города, когда думали, что Мидяне сняли осаду и отступили. Он показывает также величину и обширность Вавилонской земли, в которой нужны были гонцы, чтобы царю Вавилонскому возвестить о взятии города. Поэтому смысл пророческих слов таков: когда Вавилон будет взят Мидянами, множество вестников стремительно побегут, перегоняя друг друга, чтобы скорее известить царя и князей, что город их Вавилон взят.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 5 «Обыдите пути Иерусалимския, – на которых обыкновенно сидят бедные, – ...и поищите на стогнах, – где ходят богатые, – аще обрящете мужа из князей, творящаго суд или беднаго ищуща веры» ( Иер.5:1 ), то есть ходящего путем правды и истины. И вы не найдете ни одного. Из этого видно, какое в это время было всеобщее повреждение нравов между Иудеями. И в Содоме, городе самом развратном, Господь искал десять праведников, а в Иерусалиме, который хвалится тем, что он – жилище праведных, ищет Господь хотя бы одного праведника, – и не находит. «И се, единодушно сии сокрушиша иго, расторгоша узы» ( Иер.5:5 ), то есть Иудеи всякого чина и на всяком месте стали отступниками и презрителями закона. «Сего ради порази их лев». Львом пророк называет Навуходоносора, царя Вавилонского. «И волцы вечернии расхитят их». Волками же называет полчища Навуходоносора. «И рысь бдяше над градами их» ( Иер.5:6 ), чтобы уловить и растерзать всякого, выходящего из ворот. Пророк указывает на то время, когда одних Иудеев открытой силой, а других – хитростью будут утеснять враги их. «Насытих их, и прелюбодействоваша» ( Иер.5:7 ). Умножил им блага, как только желало сердце их, а они возлюбили ложных богов и прелюбодействовали с идолами, то есть служили им. «В дом... блудниц устремились кони женонеистовни сотворишася, кийждо ко жене искренняго своего ржаше» ( Иер.5:7–8 ). Не тем только прелюбодействовали, что почитали ложных богов своих, но и тем, что предавались похотям и женолюбию. «Се, Аз наведу на вас язык издалеча, доме Израилев, рече Господь». Поскольку не слушали вы пророков и презирали благость Мою, то наведу на вас бедствие, и не как бывало прежде, не из стран ближних, каковы Арам (Сирия) и Египет, но из пределов дальних, северных. «Наведу на вас... язык сильный, язык старый» ( Иер.5:15 ), – народ Халдейский, который от дней ловца Немврода ( Мих.5:6 ) привык к оружию и браням. «Яко обретошася в людех Моих нечестивии, и сети поставиша, как преграды, еже уловити мужы... Аки клетка поставлена полна птиц, тако домы их полни лести» ( Иер.5:26–27 ). Пророк подразумевает хищных птиц, ястреба и коршуна, которые ловят малых птиц и гнезда свои наполняют добычей. Под образом их пророк показывает богатых Иудеев, которые бедным ближним своим строили козни, чтобы похитить достояние их, но намекает и на тех лживых людей, которые не в лесах, как обыкновенно ловцы, но в домах своих уловляют простодушных и, как написано, «беззаконие помысли на ложи своем» ( Пс.35:5 ). Они ближних своих приглашают к себе, в дома свои, и там злоумышляют на братий своих, чтобы обманом умножить свою собственность; но и приумножив богатство свое, не устроились они в путях своих, а только возросла и увеличилась дерзость их и, став еще более жестоковыйными (жестокосердными), продолжают ходить они прежними стезями самоволия, уверенные в том, что никто не может остановить их желаний, и что правда Божия не накажет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

7.10. Окончание книги: пророчества о языческих народах 7.11. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.10. Окончание книги: пророчества о языческих народах В последних главах книги уже содержится пророчество о всех окрестных народах, об их судьбе: о Еламе, Египте, Вавилоне, филистимлянах, Моаве, Едоме, Дамаске и др. Последняя, 52-я, глава, содержит в себе исторический эпилог, описывающий падение Иерусалима подобно тому, как это описано в книге Царств. Отметим еще один момент. В 27 главе Евангелия от Матфея есть место, где приводится пророчество о тридцати сребрениках и сказано, что это пророчество Иеремии пророка. Но в нынешнем составе книги такого пророчества нет, оно находится в книге пророка Захарии. Почему евангелист Матфей так сказал, об этом остается только догадываться. Может быть, это пророчество было в его время известно под именем Иеремии. 7.11. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха К книге пророка Иеремии примыкаюет еще три книги. Первая книга – это «Плач Иеремии», стихотворное произведение, написанное в классическом жанре плача о разрушенном Иерусалиме. Состоит она из пяти плачей, в соответствии с разбиением по главам. Каждый из них имеет стихотворную форму. Четыре из них имеют алфавитный акростих, то есть имеют 22 строфы, каждая из которых начинается на соответствующую букву еврейского алфавита. Первая, вторая и четвертая песни имеют просто 22 стиха, каждый из которых начинается на букву, а третья имеет 66 стихов, по 3 стиха в строфе. Пятая глава, плач-молитва, тоже имеет 22 стиха, но там акростих не содержится. Один из толкователей говорит, что этим нарушением формы изображается смущенное и расстроенное состояние Иудеи. Пророк оплакивает опустошение Иерусалима, разрушение его, гибель. Он описывает ужасы осады, то, как матери ели младенцев своих, как умирали от голода, от меча, непогребенные тела лежали среди развалин. Описывает свои собственные страдания и переживания во время этого разрушения, и говорит о тех грехах, о нарушении суда и справедливости, о лжепророках, о притеснениях, которыми наполнился перед этим Иерусалим. Затем он возносит молитву к Богу, в которой от имени народа исповедует сознание своей греховности, молит о милости и помощи.

http://sedmitza.ru/lib/text/431507/

священник Михаил Соболев Книга Пророка Варуха Сведения о пророке Пророк Варух был сын Нириин. В своей книге он перечисляет своих предков до 4-го рода, что указывает на знатность его происхождения (ст. 1). Он был неотлучным спутником пророка Иеремии; когда Иеремия был в темнице и не мог сам проповедовать, Варух записывал речи пророка и читал их в храме и во дворце ( Иер. 36, 5 – 6 ). И когда однажды царь Иоаким сжег в камине свиток книжный, Варух по повелению Иеремии написал новый свиток с новыми угрозами и прещениями ( Иер. 36, 23 и 32). Вместе с Иеремией Варух проводил тяжелую жизнь, постоянно подвергался гонениям, насмешкам и страданиям ( Иер. 36, 26 ). И если великий Иеремия часто скорбел, в виду тяжелого своего положения, и готов был даже отказаться от пророческого служения, то тем более ученик его Варух часто предавался неутешной скорби: О люте мне, о люте мне, яко приложи Господь труд к болезни моей: успох со стенанием, покоя не обретох ( Иер. 45 ). Поэтому пр. Иеремия вынужден был для укрепления его в подвигах писать ему увещательное послание ( Иер. 45 ). Вместе с Иеремией Варух взят был евреями в Египет после убиения наместника Годолии ( Иер. 43, 6 ), и здесь он жил до смерти Иеремии. В пятом году плена, после смерти Иеремии, Варух, вероятно по завещанию пророка, отправился в Вавилон к пленникам и здесь читал составленную им книгу пред царем Иехонией, старейшинами и народом, увещевая их к покаянию и утешая надеждой возвращения в отечество. О других обстоятельствах жизни Варуха ничего неизвестно. Происхождение книги и отношение ее к книге пр. Иеремии Книга пр. Варуха написана в Вавилоне (ст. 1), в 5 году плена и прочитана была там пленникам, а после отправлена была в Иерусалим для чтения оставшимся в нем иудеям (2 –14). В греческой библии она приложена к книге пророка Иеремии, как ее часть, и чтение из нее в православной церкви на паремиях предлагается как из книги Иеремии. Цель ее возбудить покаяние пленного народа и укрепить его веру обетованными помилованиями, особенно в пришествие Спасителя. Обзор содержания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Глава 1 2 3 4 5     О книге «Плач Иеремии». Название книги . В еврейской Библии книга эта называется etcha ­­ «как», т. е. частицей, какою начинается 1-й ст. первой главы. Раввины назвали ее kinotti – рыдания, каковое название усвоили этой книги и греческие переводчики, назвавшие ее θρηνοι – плач, рыдания. Это название вполне определяет собою содержание книги, которая представляет собою ряд плачевных песней о погибели Иерусалима, подобных тем песням, какие слагались по случаю смерти любимых и уважаемых лиц (напр., песнь Давида о погибели Саула и Ионафана). Писатель книги и время ее написания . LXX переводчиков (далее по тексту слово «переводчики» отсутствует) прямо приписывают книгу Плач пророку Иеремии, называя ее «Плач Иеремии». Кроме того, у LXX имеется особое надписание к книге, помещенное и в нашей славянской Библии . Оно гласит следующее: «и бысть, повнегда в плен отведен бе Израиль, и Иерусалим опустошен бяше, сяде Иеремиа пророк плачущ: и рыдаше рыданием сим над Иерусалимом и глаголаше». Отсюда с ясностью видно, что священное предание издревле считало автором книги Плач пророка Иеремию. Это же предание сохранилось и у иудеев. Впечатление, получаемое от книги, вполне отвечает этому преданию. Во всех частях Плача ясно отражаются особенности характера Иеремии, его воззрения и даже речь книги несомненно свидетельствует о принадлежности этой книги пророку Иеремии. Затем, автор Плача, очевидно, только что пережил ужасы осады и взятия Иерусалима и пишет под свежим впечатлением совершившейся катастрофы. Ясно, что книга написана вскоре по разрушении Иерусалима, еще до того времени, когда Иеремия был увлечен своими единоплеменниками в Египет. Предмет книги . Вся книга представляет собою изображение несчастной судьбы Иерусалима, прерываемое по временам то исповеданием грехов иудейского народа, то молитвами к Богу о помощи. Она разделяется на пять глав или песней, из которых первая, вся проникнута безутешной скорбью об отведении иудеев в плен и погибели Сиона, а равно посвящена изображению бедствий иудеев, оставшихся на развалинах разрушенного Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Толкование на паремию из книги пророка Варуха Скачать epub pdf В навечерие Рождества Христова ( Вар. 3:36–38, 4:1–4 ) Сия паримия читается под именем пророчества Иеремии на том основании, что книга Варуха соединяется с книгою Иеремии, как ее прибавление, и отцы Церкви нередко приводили места из книги Варуха под именем Иеремии (Макария Введение в пр. Богословие. 1847. § 124). Она написана на Еврейском языке, но дошла до нас в Греческом переводе, ибо Еврейский текст утрачен. Варух был учеником, писцом и верным другом, и помощником Иеремии. Он разделял с ним бедствия, какие приходилось ему терпеть за обличения и грозные предсказания о падении Иерусалима со стороны Иудейских царей, вельмож и народа. – Книга Варуха написана им в Вавилоне, где он находился с прочими пленниками. Она написана с целью – показать Иудеям, что все постигшие их бедствия Господь послал в наказание за грехи отцов их и их самих, за пренебрежение закона Господня и заключенной в нем божественной премудрости, побудить их к покаянию и исправлению и утешить обетованием свободы и спасения от Господа. – Подлежащая рассмотрению паримия содержит в себе часть увещаний пророка к покаянию и исправлению. Вар.3:36 . Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Сими словами внушается Израильтянам, какая великая честь и счастье заключается для них в том, что их Бог есть единственный истинный Бог , с Которым не сравнится ни один из языческих мнимых богов по своей премудрости и всемогуществу, описанным в предшествующих стихах, и как, следовательно, преступно было бы пренебрежение откровенного закона Господня. Вар.3:37 . Изобрете (нашел) всяк путь хитрости (премудрости) и даде ю Иакову отроку Своему и Исраилю возлюбленному Своему. Обладание мудростью составляет великую честь и славу человека. Он от всех земных тварей отличается разумом. Но как ни велико это отличие, он не может знать всех путей, ведущих к мудрости, к достижению совершенства в усвоении истины. Один Бог знает все сии пути, один Он нашел и открыл людям все, что нужно знать и делать для достижения истинной мудрости. И эту-то мудрость Он даде Иакову отроку Своему и Исраилю возлюбленному Своему. Она заключена в законе Моисеевом и в писаниях пророческих. Язычники не знакомы с этими источниками мудрости, одним сынам Израиля она сообщена. Можно ли поэтому сынам Израиля не дорожить этим благом паче всего на свете?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Писание Священное Писание Священное ( Mф. XXI:42, XXII:29 и др.). Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обыкновенно Библией . Свящ. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Свящ. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили, их слышали, несмотря на то что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. Свящ. книги написаны в разные времена, одни до Р. X., другие после Р. X., первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета. Свящ. книг Ветхого Завита, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , Афанасия Великого и Иоанна Дамаскина , – 22, применительно к тому, как считают оные евреи на своем первоначальном языке. Исчисление евреев особенно достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел, им вверено слово Божие ( Puм. III, 2 ) и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от Ветхозаветной Церкви. Св. Кириллом Иерусалимским и св. Афанасием Великим ветхозаветные свящ. книги исчисляются след. образом: 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4 ) Книга Числ. 5 ) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8 ) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Притчи Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила. 22) Двенадцати пророков, именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В означенном счислении ветхозаветных книг не упомянуты: Плач Иеремии, книга пр. Варуха, книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские и некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: Молитва Манассии, присоединенная в конце II кн. Паралипоменон, молитва трех отроков, в книге Даниила ( Дah.III, 25–91 ), история о Сусанне ( Дah. VIII ), о Виле и Драконе ( Дah. XIV ), не упомянуты именно потому, что их нет на еврейском языке. Впрочем отцы Церкви пользовались сими книгами, приводили многие места из них, и, по свидетельству Афанасия Великого , они назначены отцами для чтения вступающим в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Быть народом Божиим Сегодня мы обсудим мессианские места Книги пророка Иеремии. Их много, как и в каждой пророческой Книге. Но мы рассмотрим одно, очень важное, где пророчествуется совершенно особенным образом о Христе. Кстати, мысли о Новом Завете, о новом едином сердце у всех уверовавших во Христа впервые встречаются как раз в Книге пророка Иеремии, а это тоже пророчество о Христе. То, что людям будет дано новое сердце, буквально будет повторено цитатой в Деяниях святых апостолов. Таких мест довольно много, подробно рассматривать их все мы не станем – главная цель наша в том, чтобы подвигнуть человека самому сесть за Библию и понять, что это не просто «сборник очень древних еврейских текстов», не имеющих к его жизни никакого отношения, а именно поверить, что это – Книга, которая дает ответы на все волнующие его вопросы. И ответы эти – единственно правильные. Надо понимать, что эта Книга – не «собрание еврейского фольклора», она больше всего, что вообще могут написать земные люди, потому что это Священное Писание. И в силу этого оно сверхисторично, но доступно человеку любого социального положения, любого уровня образованности, языка, культуры, времени, в котором он пребывает. от о чем мы поговорим: «И будет вождь его из него самого (то есть из этого народа), и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь. И вы будете Моим народом, и Я буду вам Богом» – устами пророка Иеремии Господь дает обетование, что из среды именно этого народа, находящегося в Иерусалиме, произойдет некий Вождь, Владыка, Который приблизится к Богу только потому, что Сам Бог Его приблизит. И благодаря этой близости с Богом состояние народа изменится, народ приобретет особое качество, он будет народом Божиим, и Бог будет его Богом по истине, по смыслу. Быть народом Божиим не значит только носить имя своего Бога, – это значит действительно всем сердцем принадлежать Богу, действительно верить в Промысел Божий и пытаться свою жизнь выстроить так, как хочет от нас Господь. Именно желание и стремление осуществить это в реальности – качества народа Божия. Всеми этими качествами еврейский народ, увы, не обладал и потому оказался рассеян. Даже когда еврейскому народу показалось, что теперь-то он точно народ Божий, ведь он не поклоняется идолам, они совершили преступление еще более жуткое – убили как раз Вождя и Владыку, Который был послан к ним Богом.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/67

Книги Священного Писания Книги Священного Писания , по времени происхождения, называются книгами ветхого и нового завета. Книги, написанные Пророком Моисеем и другими пророками до Рождества Христова, суть книги ветхого завета; а книги, писанные Апостолами и Евангелистами после Рождества Христова, суть книги нового завета. Книги ветхого завета написаны почти все на еврейском языке, а книги нового завета на греческом. Книги Священного Писания канонические Книги Священного Писания суть канонические и неканонические. Книги Священного Писания называются каноническими как потому, что они составляют непреложное и непогрешительное правило веры и жизни, так и потому, что они внесены церковью в канон или каталог священных книг. Церковь признает сии книги за чтимые, святые, Божественные и Боговдохновенные (Апостольское правило 85. Лаодикийский Собор 60. Афанасий Великий о Праздниках. Св. Григорий Богослов и Амфилохий). Книги Священного Писания неканонические Некоторые книги Священного Писания ветхого завета и некоторые малые части в канонических книгах называются неканоническими 1 потому, что они не внесены в канон или каталог священных книг церкви. Они весьма полезны по своему содержанию; но в определении учения веры не имеют той важности, какую имеют канонические. Исчисление канонических книг Священного Писания ветхого завета Книги Священного Писания, признанные церковью за несомненно Боговдохновенные, суть следующие: из ветхозаветных 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4) Книга чисел. 5) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с ней, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая, и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Причти Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010