Уроженец Иудеи, Михей свое пророческое служение проходил в Иудейском царстве. По подписанию книги время этого служения падает на царствование Иоафама, Ахазии и Езекии, т. е. на конец VIII-ro в. до Р. X. В кн. Иеремии ( Иер 26.18–19 ) сообщается, что когда народ хотел умертвить его за предвещение гибели Иерусалиму, то некоторые из старейшин земли сказали народному собранию: «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии царя иудейского и сказал всему народу иудейскому: «так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь Иуда?» Несомненно, приведенные слова относятся к Михею, писателю пророческой книги. Так как в этих словах Михей представляется пророком времени Езекии, то некоторые новейшие комментаторы этим временем и ограничивают всю деятельность пророка, полагая, что стоящие в надписании кн. Михея имена царей Иоафама и Ахаза представляют позднейшую вставку. Но свидетельством Иер 26.18–19 утверждается только то, что одно известное пророчество Михея, именно пророчество о разрушении Иерусалима ( Мих 3.12 ), было произнесено в царствование Езекии, а не то, что и вся деятельность пророка ограничивалась этим царствованием. Правда прямых и ясных указаний на время Иоафама и Ахаза мы не имеем в кн. Михея. Но это может быть объясняемо тем, что книга пророка представляет не все произнесенные им речи, а только старое изложение их и извлечения из них. Кроме того, содержание пророчества Михея из времени Езекии отчасти может считаться отражением того настроения иудейского народа, которое развилось в царствование Иоафама и Ахаза. Сюда относятся, напр., указания на воинственное настроение, которое особенно было сильно при Иоафаме ( Мих 4:8, 5:5, 10–11 ; ср. 2Пар 27.1–7 ), и на волшебство и идолопоклонство, которое было распространено при Ахазе ( Мих 5.12–14 , Мих 1.5 ). Как нет оснований отодвигать начало деятельности Михея ко времени Езекии, так нет данных и для того, чтобы продолжать ее до царствования Манассии (ср. Мих 7.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16. Книга Пророка Софонии 62. Сведения о пророке Софонии и время его служения Девятая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину ( Соф 1:1 ). Из такового перечисления предков до четвертого колена можно заключить, что Софония происходил из знатного рода; иначе таковое перечисление было бы странно и неуместно; только при этом по имени прапрадеда его Езекии не следует заключать, будто Софония был царского рода; ибо к имени этого Езекии не прибавлено наименование «царь», как обыкновенно делают писатели, когда речь идет о благочестивом царе Езекии; – и предание, записанное у Епифания, указывает происхождение Софонии из колена Симеонова, а не Иудина; притом не известно, были ли у Езекии другие сыновья, кроме Манассии; – и такое заключение не согласно со временем пророческого служения Софонии во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудина ( Соф 1:1 1235 ), так как между Езекией и Иосией были только два (Манассия и Амон, всего 57 лет), а не три поколения, как читается в родословии Софонии. Прочие обстоятельства жизни пророка Софонии неизвестны. Из содержания книги его можно заключать, что он проходил свое служение в первые годы царствования Иосии; потому что обличает Иудеев в открытом идолослужении, которое было прекращено по всем городам Иудеи в восемьнадцатый год царствования Иосии ( 2Пар 34:3–7, 33 1236 ). А отсюда очевидно, что Софония был современник пророка Иеремии, с которым есть у него значительное сходство (напр. Соф 1:4 ; 1237 ср. Иер 8:2 ; 1238 Соф 1:12 ; 1239 ср. Иер 4:1 1240 ). 63. Предмет, содержание и цель книги Софонии Главный предмет пророческой речи Софонии составляет царство Иудейское, а именно: господствующее в нем идолослужение и предстоявшее за то опустошение после смерти Иосии ( 2Пар 36:2–13 ; 1241 4Цар 23:32–24:17 1242 ); потом еще наряду с другими соседними народами второе разорение и, наконец, по истреблении беззаконников, торжество истинно верующих под непосредственным покровом и водительством Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава тринадцатая. Образ девятый: Новый Завет Неоднократно заключал Бог завет Свой с людьми – через Адама и Еву, через Ноя, Авраама, Моисея, Давида. Завет или союз – это самое глубинное, что существует между Творцом и Его творением, между Ягве Богом и Его народом Израилем. Вершина и суть Ветхого Завета – это, конечно, завет, заключенный через Моисея с Израилем на горе Синай. Синайский завет и закон формировали всю жизнь древнего Израиля. Изменить что-либо в законе Моисея казалось столь же немыслимым, как попытка изменить законы физики и астрономии. Всё происходило по однажды и навсегда положенным законам, уставам и правилам. Это был закон Бога Всемогущего, это было пламя огня Ягве Ревнителя. За нарушение закона истреблялась душа та из народа, а попыток что-либо изменить просто и не было. Физику изучают, ею пользуются, ее нарушают, но кто бы вздумал ее менять?! Таков был и Моисей в Израиле. Не рождался безумец, который предложил бы отменять или вносить дополнения в Закон. Мессианские времена виделись как времена, когда закон Моисея будет выполняться в совершенстве, и Синайский завет будет реализован вполне. Мессия – это торжество Моисея! А по улицам Иерусалима ходил бедняк. Он говорил неприятности и со всеми ссорился. Он даже сам не рад был этому и однажды воскликнул: Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею ( Иер. 15:10 )! В устах пророка Иеремии (кон. VII – нач. VI вв. до Р.Х.) перед крахом и катастрофой Иудеи зазвучала мысль, что будет Новый Завет. Мессианское будущее приобрело образ нового завета Бога с людьми, качественно иного, чем тот, что заключен был с Израилем на Синайской горе. Что более скандального можно было сказать в Иерусалиме?! Иеремия говорил не о грядущем царе и благоденствии Израиля, бедняк Ягве Бога говорил о том, что Синайский завет Бога с Израилем сменится Новым Заветом, с каменных скрижалей он будет переписан в сердца. 13.1. Пророчество Иеремии о Новом Завете Вот наступают дни, говорит Ягве, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Ягве. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Ягве: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Ягве, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер. 31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 5. Выяснение пророчественно-прообразовательного смысла и значения истории пр.Ионы Заключительный вывод предыдущих частей настоящего исследования, содержание которых касалось главным образом внешне-фактической стороны дела, может быть выражено словами св.ап.Павла, которые сказал он о своём учении, именно, что мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе ( 2Кор.2:17 ), отвергнув скрытность, свойственную делам постыдным, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия ( 2Кор. 4:2 ). Но к этому же самому выводу можно прийти и другим путём, через рассмотрение внутренней стороны дела – через выяснение внутреннего смысла и значения истории, изложенной в книге пр.Ионы. Такое выяснение должно ответить на вопрос не о том, что эта история такова именно была и на самом деле, какой она описана в книге, а о том, что она и должна была быть именно такой; такое выяснение должно состоять в указании основных причин и конечных целей этой истории, и через то привести нас не к познанию только, а и к пониманию её. Понимание же истории пр.Ионы, осмысление того, какое место и значение имела она в планах божественного домостроительства нашего спасения, то понимание, которое важно и само по себе, как важно осмысление и всякого вообще предмета, должно иметь для нас особенную цену и достоинство потому ещё, что книга пр. Ионы, заключающая в себе эту историю, принадлежит к числу тех писаний, через которые, по слову Господа, мы думаем иметь живот вечный ( Ин. 5:39 ). – Понятно отсюда, почему для выяснения внутреннего смысла и значения этой истории мы назначаем особую часть исследования. Итак, какой же внутренний смысл и значение истории пр.Ионы, изложенной в его книге? Ключ к разрешению этого вопроса даёт нам положение этой книги в священном каноне в ряду в собственном смысле пророческих писаний. Нельзя думать, что боговдохновенные собиратели и составители канона, помещая книгу пр.Ионы в этом отделе, руководились одним тем соображением, что книга эта написана пророком Ионой; на основании такого соображения и книга плача Иеремии, несомненно, написанная самим пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Аввакума Введение Автор Данная книга является единственным источником всей имеющейся достоверной информации об Аввакуме и его пророческой деятельности. Значение его имени (1,1–3) передается Иеронимом как «объятие». У нас нет сведений о личности Аввакума. Использование им в своей проповеди еврейских традиций обрядности и вероучения вызвало предположение весьма сомнительного характера, что он был культовым пророком, чье служение связано с храмом в Иерусалиме. Бесспорно одно: в этой книге мы видим Аввакума подлинным пророком, проникнутым горячей заботой о славе Господа. Его «пророческое видение» (1,1) не только весть для народа. Аввакум изливает свое сердце, полное страха и горя, перед Богом и ждет от Него ответа. Время и обстоятельства написания Единственное объективное основание для датирования пророческой деятельности Аввакума содержится в 1,6. Упоминание о вавилонянах (букв.: «халдеи») как о новой воинственной силе, которая «ходит по широтам земли», указывает на период, когда армии Навуходоносора еще не покорили Иудейское царство. Эта угроза реализовалась в 597 г. до Р.Х., когда халдеи захватили Иерусалим и вывезли в Вавилон молодого царя Иехонию ( 4Цар. 24,8–17 ). Аввакум жил в период царствования Иоакима (609–598 гг. до Р.Х.) и был современником пророка Иеремии. Важным событием этого периода является разгром в 605 г. до Р.Х. при Кархемисе фараона Нехао и его войска вавилонским царем Навуходоносором. Как и другие прежде независимые царства Сирийско-Израильского региона, Иудейское царство вскоре попало под власть могущественных вавилонян. Следовательно, даты 605 и 600 гг. до Р.Х., вероятнее всего, указывают точные границы того временного периода, когда Аввакуму было ниспослано его видение. В течение этого времени вавилоняне превратились в господствующую на международной арене силу, безжалостно подавлявшую всякое сопротивление (1,5–17). Нечестивое царствование Иоакима составляло прискорбный контраст царствованию его отца, праведного царя Иосии (напр., Иер. 22,13–19.25.26 ). Это был период все возрастающей духовной деградации (1,2–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Преступления Израиля носят экономический, социальный и нравственный характер. Они кажутся не столь тяжкими, как преступления его соседей — языческих царств 1 . Но суд над Израилем оказывается более строгим. Объясняется это особой близостью Израиля к Богу, особыми, “интимными” отношениями между Израилем и его Господом — отношениями избранности и Завета. Об этом напоминается дальше, в 3-й главе: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши (Ам 3:2). Суровость 2-й главы находит своё объяснение в 3-й, показывающей разницу между Израилем и прочими народами. Разница — в приближённости к Богу, в особом доверии, оказанном Богом Израилю, в исключительной миссии Израиля, в его предназначенности быть, по выражению книги пророка Исайи, светом народов (Ис 49:6). Переставая быть светом, погружаясь, подобно прочим народам, во тьму идолопоклонства и безнравственности, Израиль не исполняет своего исторического предназначения — вести человечество ко спасению, к тому, чтобы спасение простерлось до концов земли (Ис 49:6). Бог промышляет обо всех народах: Не Я ли вывел Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира? (Ам 9:7), все народы должны в конце концов войти с Ним в тот Завет, в котором уже находится Израиль. Но сами, без Израиля, они в него не войдут, именно Израиль должен их ввести в него. Для того-то и избран Израиль — для спасения всего человечества. Ещё Авраам, согласно книге Бытия, избран был для благословения в нём всех племён земных (Быт 12:3). Избранничество налагает ответственность. Историческая “привилегированность” Израиля ложилась на него тяжким грузом обязанностей перед Богом и человечеством. Для письменных пророков — Амоса, Исайи, Иеремии, Захарии и других — это совершенно ясная перспектива. Потому если Израиль вместо того чтобы вести народы к единобожию и святости — к Завету с единым истинным Богом, вместо того чтобы показывать пример духовной и нравственной чистоты, “светя” тем самым всему миру, сам вдруг оказывается как прочие народы (1 Цар 8:20), то гибнет не только он — погибает всё человечество.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

составленное на основании Святоотеческих толкований применительно к Славянскому и Греческому (70-ти) тексту по программе для IV класса духовных семинарий Книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила Содержание От автора Введение I. Понятие о пророках вообще и пророчествах 2. Цель пророческого служения 3. Общее содержание пророческих книг 4. Главный предмет пророчеств 5. Число пророков-писателей и перечисление написанных ими книг 6. Библейский и хронологический порядок пророческих книг 7. Указание разных состояний, в которых пророки получали откровение от Бога, и различных способов, чрез которые они принимали откровение и сообщали народам а) Состояния, в которых пророки получали откровение от Бога б) Способы, чрез которые пророки принимали откровение от Бога в) Способы, чрез которые пророки сообщали откровения Божии людям I. Книга св. пророка Исаии Введение 1. Сведения о пророке Исаии 2. Время пророческого служения 3. Современное пр. Исаии состояние иудейства и язычества 4. Характер изложения книги пророка Исаии Обозрение содержания книги пр. Исаии, с указанием главных предметов пророческих речей и необходимыми объяснениями 1. Описание нравственного состояния иудеев вовремя пр. Исаии. Глава 1 2. О явлении и возвышении горы Господней. Глава 2:1–5 3. Песнь о винограде Возлюбленного. Глава 5:1–7 4. Призвание Исаии к пророческому служению. Глава 6 5. Пророчество о рождении Эммануила. Глава 7:10–11 6. О свойствах Эммануила. Глава 8:4–14 7. О свойствах Еммануила. (Продолжение). Глава 9:1–7 8. Об отрасли из дома Иессеева. Глава 11 9. О временах спасения и благодати. Глава 12 10. Пророчество о Вавилоне. Глава 13 11. Пророчество о Вавилоне. (Продолжение). Глава 14 12. Видение на Египет. Глава 19 13. Песнь о временах Мессии, служащая основанием 5-й песни церковных канонов. Глава 26 14. О краеугольном камне в основание Сиону. Глава 28:16 15. О пустыне жаждущей. Глава 35 16. О гласе вопиющего в пустыне. Глава 40:1–14 17. О кротком отроке Господнем. Глава 42 18. О Кире, освободителе иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Глава 6 " Выходите, сынове Вениаминовы, из среды Иерусалима... громко вострубите трубою, и над Вефахармом воздвигните хоругвь» ( Иер.6:1 ). К сынам Вениаминовым взывает пророк, хотя вместе с ними в Иерусалиме жили и сыны Иудины, взывает же к сынам Вениаминовым потому, что они жили в северной части города, а Вавилоняне должны были прийти с севера; поэтому нашествие Вавилонян в первую очередь угрожало нападением сынам Вениаминовым. Итак, их и соседних с ними жителей Вефахарма (Бефкарема) побуждает пророк собрать войска для войны с Халдеями, которые скоро придут к ним. «Похотливой и изнеженной уподобилась ты, дщи Сионя " ( Иер.6:2 ), – говорит Господь Иерусалиму, который среди совершенного мира и в полном удовольствии предается неге. Пророк показывает, что вскоре вместо благоденствия настанут бедствия, что Иерусалим вместо веселий и забав во время войны испытает ужас и притеснения, и это будет особенно тяжело для жителей Иерусалима, потому что они привыкли не к злостраданию, а к жизни изнеженной. «Яко сия глаголет Господь сил: посецы древа его, и поставьте засаду Иерусалиму, на нем посещение», то есть предается он на разграбление и пленение. «Всякое насильство в нем!» ( Иер.6:6 ). Причина, по которой терпит Иерусалим насилие, заключается не в других, но в нем самом, и приемлет он должное ему, потому что нечестие жителей его свидетельствует о развращенных путях их и о бесстыдстве. В другом смысле, «всякое насильство в нем», то есть разграбление города и пленение жителей его, есть следствие того, что богатые притесняют и угнетают в городе бедных без всякой причины и безнаказанно. С этим согласуется и то, что далее говорит пророк: «якоже... кладязь собирает воду свою, тако собрал он злобу свою в себе» ( Иер.6:7 ). Так было в последние годы царствования Соломона и при царях, после него царствовавших в Иерусалиме, особенно же во времена Манассии. Иудеи и, преимущественно, жители Иерусалима собирали в городах идолов, почитаемых соседними народами, и поклонялись им, как своим богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 7 «Не надейтеся на... словеса лживая глаголющих вам: храм Господень» ( Иер.7:4 ), то есть говорящих: «Храм Его – вы», чем хотят уверить вас, что вовек не будете оставлены Богом, ибо как положил Он сохранить благоугодный Ему храм, так сохранит и служителей Его, хотя бы и были они нечестивы. Нет, не надейтесь на ублажающие вас слова. Если не исправите дел своих, то вы – не храм Божий, и не спасет вас Бог за святость храма Своего, вами оскверняемого, и за множество жертв, которых, из-за злочестия приносящих, отвращается душа Его. «И крадете и убиваете, и блудствуете... и стасте предо Мною в дому сем... и рекли есте: спаси нас, со творивших вся мерзости сия. Еда вертеп разбойником есть дом сей?» ( Иер.7:9–11 ). Вы надеялись, что дом сей будет убежищем разбойников, но молитва ваша, в которой просите себе безопасности и мира, может ли быть услышана, когда столько сделано вами худого, и возможно ли, чтобы дал Я просимое вами и избавил вас от опасности? «Сего ради идите к месту Моему, еже в Силоме... и видите, что сотворих ему лукавств ради людий Моих» ( Иер.7:12 ). В городе Силоме водрузил Я скинию Мою, и стояла она там триста лет, потом, из-за отступничества Ефремлян, которым она была вверена прежде, перенес ее в храм, который ныне у вас, Иудеи, и, наконец, изгнал и рассеял и самих отступников. Поэтому, как очевидные свидетели суда сего, рассудите, должно ли Мне, когда вы стали даже нечестивее Ефремлян, щадить и любить вас только за то, что храм Мой у вас? Нет, нет! Если не покаетесь, и храм и народ предам Халдеям, и они истребят храм огнем, а народ изгонят из пределов земли. «Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских?» ( Иер.7:17 ). «Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному» ( Иер.7:18 ). Бог говорит так пророку, показывая этим, что нечестие беззаконных Иудеев превышает определенное им наказание. Отступничество же целого народа Господь изображает словами, что мужи и жены всех возрастов устремились к идолослужению, и нет человека, который был бы чист от него, а сказанное здесь о служении небесному воинству объясняется тем, что написано в Четвертой книге Царств: в царствование Манассии Иудеи поклонялись «всей силе небесней» ( 4Цар.21:3 ), то есть всему украшению небесному, – луне и прочим светилам. И мученик Стефан ясно говорит, что Израильтяне в прежние времена особенно поклонялись звезде бога своего Ремфана ( Деян.7:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Закрыть itemscope itemtype="" > После Хазарии 13.04.2009 1095 Время на чтение 8 минут После падения Хазарии, которую Л. Гумилев назвал «злым гением Древней Руси», многие из хазар-иудеев эмигрировали в Европу и их стали ассоциировать с евреями-ашкеназами. Это доказывается многими учеными и подтверждается энциклопедическими источниками. Современная Еврейская энциклопедия пишет о существовании ряда источников, свидетельствующих о хазарском происхождении евреев-ашкеназов, доказательства чего впервые были представлены в начале ХХ века австрийским историком М. Гумпловичем и еврейско-польским историком И. Шипером. Затем подробное обоснование этого утверждения появляется у израильского профессора А. Поляка, а также в книге А. Кестлера «Тринадцатое колено», где доказывается, что все ашкеназы - потомки обратившихся в иудаизм хазар . В. Шнейдер нашел первое упоминание о начале пути евреев к месту обитания славян в речах пророка Иеремии. Там евреи, ушедшие со скифами (ашкузами), получили имя - ашкеназы, а место их поселения указано как север тогдашней ойкумены - теперешний Северный Кавказ. В основании теории Поляка лежит идея о массовой миграции хазар-иудеев на запад после распада Хазарского каганата. «Многие документы, - пишет Еврейская энциклопедия, - подтверждают, что с начала Х века хазарские евреи селились в центрах международной транзитной торговли». Роберт и Элинор Слатер в своей книге «Великие моменты еврейской истории», опубликованной в 1999 году в США пишут: «Потомки хазар достигли Восточной и Центральной Европы. Имеются существенные доказательства, что некоторые из них обосновались в славянских странах, где приняли участие в создании крупных еврейских центров Восточной Европы... Более того, некоторые группы, которые мигрировали из Восточной в Центральную Европу, назывались хазарами…» Еще одна книга - Мартина Жилберта «5000 лет еврейской истории» (Нью-Йорк. 2002), которая повествует о том, что после уничтожения Хазарии часть хазарских евреев отправилась в Грецию и Средиземноморье, но многие осели в южной России, а другая группа евреев, более многочисленная, поселилась вдоль Рейна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010