Петр (Екатериновский), еп. Объяснение книги св. Пророка Исайи. М., 1887 Петровский А. В. Прежнее (ришонот) и новое (хадашотэ) по второй части книги пр. Исайи. — ХЧ, 1917, # 7-12 Стулмюлер К. Книга пророка Исайи, гл. 40–66. Колледжвиль, 1965 (машинопись) Троицкий Н. Книга пророка Исайи. Тула, 1889-1897 Троицкий И. Г. Толкование на книгу пророка Исайи. СПб., 1895 Юнгеров П. Жизнь пророка Исайи и современное ему состояние царств языческого и иудейского. — ПС, 1885, # 7 Якимов И. Толкование на книгу св. пророка Исайи, главы 1-48. СПб., 1883-1893 5. Пророки Софония, Наум, Аввакум, Авдий Варфоломей (Ремов), иером. Книга пророка Аввакума. Серг. Пос., 1913 Монтегю Д. Т. Софония, Наум, Аввакум, Плач, Авдий. Колледжвиль, 1967 (машинопись) Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу пророка Наума. Вятка, 1875 Его же . Толкование на книгу пророка Авдия. Вятка, 1873 Его же . Толкование на книгу пророка Аввакума. Вятка, 1875 Его же . Толкование на книгу пророка Софонии. Вятка, 1876 Рыбинский В.П. Книга пророка Авдия. Киев, 1909 Симашкевич М. (еп. Митрофан). Пророчество Наума о Ниневии. СПб., 1875 Смирнов И. (еп. Иоанн). Пророк Софония. Рязань, 1877 Его же . Пророк Наум. Рязань, 1877 Его же . Пророк Авдий. Рязань, 1873 Его же . Пророк Аввакум. Рязань, 1877 Тюрнин И. Книга пророка Софонии. Серг. Пос., 1897 Юнгеров П. Книга пророка Аввакума. Казань, 1887 6. Пророк Иеремия Афанасьев Д.П. Толкование на книгу св. пророка Иеремии. Ставрополь, 1894 Бажанов В. Речи пророка Иеремии. СПб., 1861 Бухарев А.М. Св. пророк Иеремия. М., 1864 Михаил (Лузин), еп. Пророк Иеремия. Тула, 1902 Стулмюлер К. Книги пророка Иеремии и Варуха. Колледжвиль, 1971 (машинопись) Троицкий Н.И. Книга пророка Иеремии. Тула, 1899 Франк-Каменецкий И. Г. Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее. — В кн.: Религия и общество. Л., 1926 Юнгеров П. Книга пророка Иеремии. Казань, 1910 Якимов И. Толкование на книгу пророка Иеремии. СПб., 1879-1880 7. Пророк Иезекииль. Книга Плач. Эпоха Плена Благовещенский М. Книга Плач. Киев, 1899

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1 Важнейшая литература о кн. Авдия следующая: Толкования бл. Теодорита, Ефрема Сирина и бл. Иеронима; труды: Caspari, Der Prophet Obadja/1845; Ewald, Die Propheten. A. B. B. III. 1868; Franz Delitsch, Wann weissagte Obadja, Zeitschr. Luther. Theologie. 1851; Keil, Bibl. Comment. Über die zwölf. Kleinen Propheten. 3 Aufl. 1888; Hitzig, Die Zwölf kleinen Propheten. 4 Aufl. 1881; Knabenbauer, Commentarius in prophetas minores. 1886; Wellhausen, Skizzen und Vorarbeiten. H. 5. 1893; Orelli, Zwölf kleinen Propheten. 1896; Nowack, Die kleinen Propheten. 1897 и 2 Aufl. 1904; Marti, Dodekapropheton erklärt. 1904; Hoonacker, Les douze petits prophétes. 1908. Кроме того, небольшие трактаты о кн. Авдия во всех введения в В.З., в том числе в новейших Baudissin’a (1901) и Gautier (1907), и в Энциклопедиях Hastings’a Dictionary of Bible v. III (Selbie) и Cheyne’a Encyclopädia biblica v. III. В русской литературе кроме Толкования еп. Палладия (1873), кратких трактатов в учебных пособиях к изучению пророческих книг, а также в библейских словарях (Солярского и Верховского) книге пр. Авдия посвящены работы Образцова, Св. пр. Авдий в его церковно-пророческом и библейском значении (Смоленск, 1861), проф. И. Якимова, Когда пророчествовал пр. Авдий? (Хр. Чт. 1885, 3–4) и г. Бирюкова, Пр. Авдий и его книга (Чтения в Общ. Любит. дух. просв. 1894, январь). Последний по времени трактат о кн. Авдия в русской литературе см. в книге проф. П. А. Юнгерова, Частное историко-критическое введение в свящ. ветхоз. книги. Казань. 1907 (стр. 126–130). 5 «Евреи утверждают, что это (Авдий) был тот, который при царе самарийском Ахаве и нечестивейшей Иезавели питал в пещерах сто пророков, не преклонивших колена пред Ваалом, и был из числа семи тысяч, в незнании которых уличается Илия ( 3Цар. 18:19 ), и гроб его до сего времени чествуется вместе с мавзолеем пр. Елисея и Иоанна Крестителя в Севастии, которая прежде назвалась Самарией». Бл. Иероним, Творений ч. 13 (Киев, 1897). Стр. 172. 7 Св. Ефрема Сир. Творений ч. 6, стр. 197: «Пророк Авдий родом был из Сихема в колене Ефремовом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Новые западные экзегетические монографии на книгу пророка Амоса следующие: Baur. Pr. Amos. 1847 г. Mitzschel. Amos. Boston. 1893. На русском языке: П. Юнгеров. Книга пророка Амоса. Казань, 1897 г. Книга пророка Авдия Четвертое место в ряду писаний малых пророков занимает книга пророка Авдия. О пророке Авдие и времени его жизни, за отсутствием в книге прямых указаний, идут в богословской литературе так же споры, как и об Иоиле. Сам пророк не определяет ни своей личности, ни времени своего служения, ни места жительства, поэтому исследователям его книги предоставлялась полная свобода по своим соображениям давать ответы на эти вопросы. Иудейские ученые, по свидетельству Иеронима, отождествляли этого пророка с одноименником его – Авдием, начальником дворца Ахаава, укрывавшим у себя от Иезавели 100 истинных пророков и посланным взять пророка Илию ( 3Цар.18:1–16 . Hieronym. Com. in Abd.). Епифаний и Исидор Испалийский, также согласно мнению некоторых иудеев, отождествляли пророка Авдия с неизвестным по имени пятидесятником, посланным Охозией к пророку Илии ( 4Цар.1:13 ). Некоторые считали его почему-то мужем сарептской вдовы; иные отождествляли с Авдием, одним из начальников, посланным царем Иосафатом обучать иудеев закону Божию ( 2Пар.17:7 ). – Справедливо в этих предположениях лишь то, что имя Авдий было очень употребительно у евреев (значит: раб Божий), но так как явственные из содержания пророчеств Авдия время, место и обстоятельства его служения отличают его значительно от вышеупомянутых лиц, то ныне никто этих предположений уже не разделяет. Они основательно разобраны еще Гвецием (Demonstr. evang. Prop. IV, 311 р. Carpzovius. Introd. II, 171 р.). Позднейшие и современные нам исследователи обращали и обращают внимание, не на имя и благочестие пророка, а на содержание его пророчествований и исторический повод для них. Главным основанием в современной ученой литературе для решения рассматриваемого вопроса служит упоминаемое пророком (в 11 ст.) нашествие идумеев на Иерусалим и даже взятие этого города: «в тот день, когда чужие уводили войско (т. е. иудейское) в плен, и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них» (11 ст.), – обращается пророк к идумеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Новые западные экзегетические монографии на книгу пр. Амоса след. Ваиг. Рг. Amos. 1847 s. Mitzschel. Amos. Boston. 1893. Ha русском языке: П. Юнгеров. Книга пророка Амоса. Каз. 1897 г. 4. Книга пророка Авдия Четвертое место в ряду писаний малых пророков занимает книга пророка Авдия. О пророке Авдии и времени его жизни, за отсутствием в книге прямых указаний, идут в богословской литературе так же споры, как и об Иоиле. Сам пророк не определяет ни своей личности, ни времени своего служения, ни места жительства, поэтому исследователям его книги предоставлялась полная свобода по своим соображениям давать ответы на эти вопросы. Иудейские ученые, по свидетельству Иеронима, отождествляли этого пророка с одноименником его Авдием, начальником дворца Ахава, укрывавшим у себя от Иезавели 100 истинных пророков и посланным взять пр. Илию ( 3Цар.18:1–16 Com. in Abd.). Епифаний и Исидор Испалийский, также согласно мнению некоторых Иудеев, отождествляли пр. Авдия с неизвестным по имени пятидесятником, посланных Охозией к пророку Илии ( 4Цар.1:13 ). Некоторые считали его почему то мужем сарептской вдовы; иные отождествляли с Авдием, одним из начальников, посланным царем Иосафатом обучать Иудеев закону Божию ( 2Пар.17:7 ). Справедливо в этих предположениях лишь то, что имя: Авдий, было очень употребительно у Евреев (значит: раб Божий), но так как явственные из содержания пророчеств Авдия время, место и обстоятельства его служения отличают его значительно от вышеупомянутых лиц, то ныне никто этих предположений уже не разделяет. Они основательно разобраны еще Гвецием (Demonsmr. evang. Prop. IV, 311 р. Carpzovius. Introd. II, 171 р.). Позднейшие и современные нам исследователи обращали и обращают внимание, не на имя и благочестие пророка, а на содержание его пророчествований и исторический повод для них. Главным основанием в современной ученой литературе для решения рассматриваемого вопроса служит упоминаемое пророком (в 11 ст.) нашествие Идумеев на Иерусалим и даже взятие этого города: «в тот день, когда чужие уводили войско (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но в приложении к современникам пророка суд не будет иметь характера окончательной погибели. Михей, созерцая грядущее восстановление, говорит, что « Он… не совершит суда надо мною;… выведет меня на свет, и я увижу правду Его. И увидит это неприятельница моя и стыд покроет ее, говорившую мне: " Где Господь Бог твой? " » (Мих. 7:9–10). То есть, когда явится Господь с судом, то все те, кто издеваются над верующими, говорят — «где Бог ваш, почему Он не является заступить вас?» — они будут посрамлены. Михей возносит молитвы перед Богом о заступлении народа и явления ему дивных дел. И здесь произносятся слова, которые я вам время от времени цитировал: « Увидят это народы и устыдятся при всем могуществе своем; положат руку на уста, уши их сделаются глухими; будут лизать прах, как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего и убоятся Тебя» (Мих. 7:16–17). Эти слова тоже, при чисто плотском толковании, могут быть отнесены израильтянами к своим собственным «историческим» врагам. Но, понятно, что под врагами Божиими, конечно, следует понимать бесов (ср. Быт. 3:14) и тех, кто следует путем греха и делает дела дьявольские, а вовсе не какую-то народность. Из книги пророка Михея берутся паремии Рождества Христова: в навечерие на первом часе и на вечерне Рождества, а также в преполовение Пятидесятницы. Глава 5. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума Книги пророков Авдия, Ионы и Наума выбиваются из общего ряда, поскольку они практически целиком относятся к другим народам. Но и в других книгах мы видели, что пророчествам о язычниках отведено значительное место. Выясненное уже нами значение таковых пророчеств сохраняется в силе и для книг, к рассмотрению которых мы приступаем. 5.1. Книга пророка Авдия Книга пророка Авдия содержит в себе всего одну главу, состоящую из 21 стиха — это самая маленькая из книг Ветхого Завета. В ней изображается суд Божий над Едомом. О том, когда была написана эта книга, есть два основных мнения. Первое, что она была написана во время вавилонского плена, после того, как был разрушен Иерусалим, и здесь обличаются эдомитяне за сочувствие этому разрушению. Второе мнение, что эта книга была написана еще в IX веке. Согласно последнему мнению Авдий был современником Израильского царя Ахава и Иудейского Иорама, поскольку при нем Идумея вышла из-под власти Иудеи, а союзные войска филистимлян и арабов захватили и разграбили Иерусалим. И в книге, все же, скорее говорится о разграблении Иерусалима, нежели о его разрушении. Сходство тех характеристик, которые даются эдомитянам в книге пророка Амоса, говорит о том, что это, скорее всего, книга допленная. За это говорит и ее место в каноне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

В последовательном расположении пророческих книг Библия держится того порядка, что, во-первых, ставит книги, так называемых, больших пророков, четырех: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а потом – книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Названия: большие и малые дано им по сравнительному объему их книг и пророческих предметов в книгах, а не по каноническому достоинству книг и не по пророческому дару писателей их, по которому и книги, и писатели все равны. Затем, в этих двух группах книги расположены между собою в хронологическом порядке, насколько это возможно было для составителей канона при неопределенности, а в иных случаях и отсутствии хронологических данных в Библии. Особенно трудно определить хронологическую последовательность первых шести книг малых пророков; так как три из этих книг (прор. Иоиля, Авдия и Ионы) не имеют хронологической даты и все эти пророки были вероятно современны друг другу. Посему порядок размещения этих шести книг в разных библиях различен; так, в славянской Библии они расположены так, как в еврейской, а в греческой несколько иначе, именно: книга пр. Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума и проч. Все шестнадцать пророческих книг можно расположить в хронологическом порядке приблизительно так: 1) книга пр. Осии (808–728 г. до Р. X.); 2) книга пр. Иоиля, который, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , бл. Иеронима, бл. Феодорита и др., пророчествовал при царе Озии, Иофаме, Ахазе и Езекии и прежде пр. Амоса; 8) книга пр. Амоса (800–794 г.): 4) пр. Ионы (ок. 800–780 г.); 5) пр. Исаии (758–690 г.); 6) пр. Авдия, который, по свидетельству тех же отцов и учителей Церкви, был – современником пр. Осии и Исаии; 7) пр. Михея (740–716 г.); 8) пр. Ищма (715–699 г.); 9) цр. Аввакума (около 645 г.); 10) пр. Иеремии (630–585 г.); 11) пр. Софопии (620–611 г.); 12) пр. Иезекииля (595–573 г.); 13) пр. Даниила (607–530 г.), пророческие видения которому (в гл. VII–XII) были, да и вся книга составлена после пророчеств Иезекииля; 14) пр. Аггея (ок. 521 г.); 15) пр. Захарии (тогда же), и 16) пр. Малахии (ок. 433 г. до Р. Хр.). Книга пророка Исаии Книга Пророка Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Как свидетельствуют археологические источники, в VI в. до н. э. Эдом стал ослабевать. Города, из которых ушло население, стояли заброшенные (ср.: 1Мак. 5:65 ). Между VI и IV вв. до н. э. этот географический район перешел в руки арабов (ср.: Неем. 2:19; 4:7; 6:1 ). В частности, набатеи заняли место эдомитян, вытеснив многих из них в южную Иудею, которая получила эллинизированное название «Идумея» ( 1Мак. 4:29 ), основанное на древнееврейском имени «Эдом». Давнее противоборство Иуды и Эдома нашло отражение в Книге Пророка Авдия, послужив основой этого пророчества. Не менее важную роль играет в ней география. Эдом располагался к востоку от Иордана среди скал, возвышавшихся над Мертвым морем. Знаменитый скальный город Петра, построенный набатеями, – это образец естественных защитных сооружений, на которые мог полагаться Эдом. Их неприступность порождала высокомерие и самонадеянную уверенность в собственной неуязвимости, что и привело в конечном счете к падению Эдома. Авдий и его книга Книга Пророка Авдия не только самая короткая среди книг Ветхого Завета, но и имеет самое лаконичное надписание, не дающее почти никакой информации о своем авторе. Ни родословие, ни место рождения или жительства здесь не указаны. Нам сообщают только о том, что это «видение Авдия». Возможно, что даже имя пророка – «раб Господень» – это всего лишь титул, который часто используется в Ветхом Завете для обозначения пророков (напр.: 3Цар. 14:18 ). Впрочем, имя «Авдий» встречается у евреев довольно часто, поэтому нет никаких веских причин сомневаться в его принадлежности автору этого краткого пророчества. Поскольку мы не располагаем никакими сведениями о личности автора, точная датировка этого текста представляется весьма затруднительной. Любое предположение должно быть основано на фактах, содержащихся в самой книге (см. также табл. на с. 217 По–видимому, предпосылкой этого пророчества является нападение Эдома на Израиль (10–14), однако, как показывает краткий обзор истории отношений между этими народами, такое случалось неоднократно. Наиболее вероятно, что эти стихи в Книге Авдия относятся к разрушению Иерусалима в 587 г. до н. э. Это наиболее значительное событие, сопровождавшееся разгромом и разграблением Израиля ( 4Цар. 25 ; 2Пар. 36:17–21 ), в котором, судя по некоторым данным, принимали участие эдомитяне ( 2Езд. 4:45 ). Если эта гипотеза верна, то пророчество могло быть требованием суда над Эдомом за его преступления против Бога и Его народа, а также посланием к Богу с выражением надежды, что враги Израиля не останутся безнаказанными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Пророческое служение, как служение постоянное и непрерывающееся, начинается в истории евреев со времени пророка Самуила. Пророки были конечно и прежде Самуила. В общем смысле пророками в Св. Писании называются патриархи, так например Авраам ( Быт. ХХ, 7 ); во времена Моисея дар пророчески приписывается сестре его Мариами (Иех. XV, 20) и старейшинам ( Чucл. XI, 20 ). Но пророки этого времени представляют собою редкие явления, вызываемые особыми обстоятельствами, при которых обычные органы Божественного откровения являлись недостаточными. К числу исключительных явлений следует отнести и Моисея, который по своему значению занимает особое место в ряду всех других пророков. Поэтому пророки в собственном смысле слова появляются в истории народа Божия со времени Самуила, это подтверждается и свидетельством апостола Петра, называющего Самуила первым пророком после Моисея, предвозвестившим об Иисусе Христе, за которым (Самуилом) следовали другие пророки, проповедавшие о Нем ( Дeяh. III, 22–24 ). С этого времени пророчество является непрерывно существующим до времени Неемии. За этот долгий промежуток времени оно имело очень много своих представителей. Всех ветхозаветных пророков можно разделить на два разряда: пророков, оставивших свои пророчества записанными и пророков, пророчества которых остались незаписанными. Пророчества первых и составляют собою отдел книг в Библии, известных под именем пророческих книг. Всех пророческих книг в каноне Православной Церкви считается шестнадцать. Они суть следующие: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, книга пророка Осии, книга пророка Иоиля, книга пророка Амоса, книга пророка Авдия, книга пророка Ионы, книга пророка Михея, книга пророка Наума, книга пророка Аввакума, книга пророка Софонии, книга пророка Аггея, книга пророка Захарии и книга пророка Малахии. Из них первые четыре книги, т.е. Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила называются великими, а прочие книги малыми, по их меньшему, сравнительно с первыми, объему. Распределение пророческих книг в Библии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Пророк Авдий, следовательно, пророчествовал в Иудее вскоре после событий 586 г. и ранее этой даты его книга не могла появиться. 2 . Состав и содержание книги Книга пророка Авдия является самой малой из всех ветхозаветных книг; она состоит из одной главы, имеющей 21 стих, и содержит описание «видения об Едоме». Едом – небольшой, родственный евреям народ, гордившийся своей мудростью и надеявшийся на неприступность скал Сеира, на которых он расселился, – был одним из самых непримиримых врагов народа Божия, составлявшего из себя ветхозаветную церковь . Поэтому Едом наряду с мировыми языческими монархиями – Ассирией, Вавилоном и другими являлся объектом внимания пророков ( Ис.21:11–12; 34:5–6; 63:1 ; Иер.49:7–22 ; Иез.25:12–14; 35 и др.) как представитель языческого мира, враждебного Царству Божию вообще, и мысль о торжестве этого Царства у них соединялась с мыслью о поражении Едома и суде над ним ( Ис.34; 63 ). В книге пророка Авдия сущность видения Авдия об Едоме раскрывается в трёх небольших отделах книги (стт.1–9; 10–16; 17–21). В первом отделе (стт.1–9) содержится изображение бедствий, имеющих постигнуть Едом. Пророк слышит, что уже послан вестник к народам с призывом вставать и выступать против Едома (1 ст.); он созерцает, что Едом уже умален и находится в презрении (2), разорён, разграблен (3–6), и даже изгнан до границы. Прежние союзники Едома стали его врагами (7), мудрецы его истреблены (8), храбрецы поражены страхом, и весь Едом доведён до погибели (9). Во втором отделе (стт.10–16) указывается причина суда над Едомом – его вероломное отношение к своим братьям в день их бедствия. В третьем отделе (стт.17–21) от суда над Едомом, который для Авдия, также как и для других пророков, являлся представителем боговраждебного языческого мира, пророк обращается к суду над всем языческим миром и далее предсказывает наступление «царства Господа», изображая его чертами, приложимыми к вечности основанной Христом Церкви. В ближайшем историческом смысле пророчество об Едоме исполнилось в ветхозаветные времена. После событий 586 г. до Р.Х. идумеи постепенно заняли всю южную Палестину, до Хеврона включительно, который был отвоёван лишь в 165 г. Иудой Маккавеем. В конце второго века до Р.Х. Иоанн Гиркан одержал над ними окончательную победу и обратил их в иудейство. С этого времени началось слияние идумеев с иудеями. Книга пророка Ионы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Следовательно, пророк Авдий пророчествовал в Иудее вскоре после событий 587 года. Ранее этой даты книга не могла появиться. 2. Состав и содержание книги Книга пророка Авдия является самой малой из всех ветхозаветных книг – имеет всего 21 стих и содержит описание «видения об Едоме». Едом – небольшой, родственный евреям, народ, гордившийся своей мудростью и надеявшийся на неприступность скал Сеира, на которых он расселился. Едом был одним из самых непримиримых врагов народа Божия. Поэтому Едом, наряду с мировыми языческими монархиями – Ассирией, Вавилоном – являлся объектом постоянного внимания пророков ( Ис. 21, 11–12; 34, 5–6; 63, 1 ; Иер. 49, 7–22 ; Иез. 25, 12–14; 35 и др.). Мысль о торжестве Царства Мессии всегда соединялась у пророков с мыслью о поражении Едома и суда над ним ( Ис. 34, 6 ). В книге пророка Авдия сущность видения об Едоме раскрывается в трех небольших отделах (стт. 1–9; 10–16; 17–21). В первом отделе (1–9) содержится изображение бедствий, имеющих постигнуть Едом. Пророк слышит, что уже послан вестник к народам с призывом вставать и выступать против Едома; (1 ст.). Он созерцает, что Едом уже умален и находится в презрении (2), разорен и разграблен (3–6) и даже изгнан до границы. Прежние союзники Едома стали его врагами (7), мудрецы его истреблены (8), храбрые поражены страхом, и весь Едом доведен до погибели (9). Во втором отделе (10–16) указывается причина суда над Едомом – его вероломное отношение к своим братьям в день их бедствия. В третьем отделе (17–21) от суда над Едомом, пророк возвещает суд над всем языческим миром и далее предсказывает вступление «царства Господня», изображая его чертами, приложимыми к вечной Церкви Христовой. Это место книги пророка Авдия – мессианское (ст. 21). В ближайшем историческом смысле пророчество Авдия об Едоме исполнилось в ветхозаветные времена. После событий 187–6 г. до Р.Хрд. идумеи постепенно заняли всю южную Палестину до Хеврона включительно, который был отвоеван лишь в 165 г. Иудой Маккавеем. В конце II в. (130 г.) до Р.Хр. Иоанн Гиркан одержал над идумеями окончательную победу и обратил их в иудейство (принудил к обрезанию и исполнению закона Моисеева). С этого времени началось слияние идумеев с иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010