монах Вонифатий (Рочев) Пророчества о Мессии в книгах малых пророков Скачать epub pdf Введение Термин «пророчество» в широком смысле можно понимать, как предсказание о том, чему надлежит сбыться в дальнейшем. Этот термин происходит от глагола: «прорекать». Соответственно, пророком в широком смысле можно называть того, кто прорекает, предсказывает будущие события. Пророческое служение было весьма важным в ветхозаветной истории. В еврейском языке слово «пророк» обозначается термином: «nabi», в греческом – термином: «προφτης». В корпусе книг Ветхого Завета пророческие книги занимают значительное место. Данный раздел в библеистике называют по-разному: «пророческая традиция», «пророческая письменность», кратко: «пророки» и др 1 . Следует также различать профессиональных библейских пророков и пророков подлинных: первые были воспитанниками ветхозаветных пророческих школ, вторые – были призваны на свое служение. Можно выделить общие черты, присущие ветхозаветному пророческому служению: -уверенность пророков в подлинности дарованного им Откровения; -их посредническая роль в передаче вести (все пророки проповедовали весть Единого Бога); -активное вмешательство пророков в жизнь общества 2 . Что же касается способов призвания, общественного положения и происхождения пророков, то они могли отличаться. Замечательно о ветхозаветном пророческом служении говорит святитель Кирилл Александрийский : «Одна у всех святых пророков боголюбезная цель – убедить Израиля, чтобы он мужественно решился отречься от своих заблуждений и предпочел служить Богу Живому и Истинному и украшаться достоинствами правды, возможно более удаляя от себя обвинение в постыднейших делах» 3 . Пророческие книги принадлежат авторству шестнадцати пророков. Последних принято делить на великих и малых. Великими в православной традиции называют четырех пророков: Исайю, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Малыми пророками почитают следующих: Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию и Малахию. Самой большой пророческой книгой является книга пророка Исайи, совершавшего свое служение между 740 и 700 гг. до Р.Х.; эта книга состоит из 66 глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Священное писание Библия (ββλια – книги) включает две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет Ветхий Завет состоит из 50 книг, которые были написаны между XI в. до н. э. и I в. н. э. В этих книгах содержится история Еврейского народа от сотворения мира до начала нашей эры, а также древнейшее иудейское законодательство. Об этом говорится в Пятикнижии (Книга Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), книгах Иисуса Навина, Царств, Судей, Руфь, Паралипоменон. Другие книги содержат поэтические гимны, молитвы или поучения. Это Псалтирь, Песнь Песней, Екклесиаст, Притчи и другие книги. И наконец, пророческие книгиКнига Исаии, Иеремии, Осии, Авдия, Аввакума и др. Те книги Ветхого Завета, которые входили в канон древнего иудаизма, называются каноническими. Канонические книги были написаны на древнееврейском (отчасти арамейском) языке. В Ветхий Завет входит также несколько книг, которые в иудейской традиции не рассматривались как священные, хотя читались и переписывались. Это 2-я и 3-я книги Ездры, Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варух, Маккавейские. Эти книги дошли до нас на греческом или латинском языке и называются неканоническими или второканоническими. Кроме того, есть несколько неканонических вставок в канонические книги Есфири, Псалтирь и пророка Даниила. Перевод Ветхого Завета на греческий язык был сделан в III–II вв. до н. э. и называется переводом семидесяти или Септуагинтой, так как, по преданию, над этим переводом трудились семьдесят иудейских книжников, которые для этой цели были специально приглашены в Александрию. Текст Септуагинты лежит в основе православной библейской традиции. Латинский перевод Библии – Вульгата, на который опирается католическая традиция, был сделан в IV в. н. э. блаженным Иеронимом. Наряду с каноническими, в Вульгату включены и неканонические книги. Обстоятельства, при которых появился церковнославянский перевод Библии, вам уже известны, а на русский язык Библия была переведена в середине XIX в. и издана в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Книга пр. Авдия представляет собой самое малое произведение ветхозаветной библейской письменности и вместе с тем является одной из наиболее пререкаемых книг этой письменности в библиологической литературе 1 . Содержание книги Авдия составляет видение об Едоме. Сущность этого видения, частности которого не везде ясны, состоит в предсказании погибели Едому и возвещении спасения на Сионе. Пророк слышит, что уже послан вестник к народам с призывом вставать и выступать против Едома войною (1 ст.). Пророк созерцает, что Едом уже умален и находится в презрении (2), разорён и разграблен, – несмотря на неприступность скал, на которых он расселён (3–6), – и даже изгнан до границы (7). Прежние союзники Едома стали его врагами (7), мудрецы Едома истреблены (8), храбрецы поражены страхом и весь народ доведён до гибели (9). Причиной столь тяжкого наказания Едома служит преступление его против Иуды, – и именно вероломное отношение к братскому народу в день бедствия его (9–14). Но дом является для пророка не только врагом Иуды, а и представителем боговраждебного языческого мира. Поэтому от суда над Едомом пророк обращается к суду над всем языческим миром (15–21). В день суда все народы, по изображению пророка, «будут пить, проглотят, и будут, как бы их не было» (16). Дом Исава явится тогда сомою, сожигаемою пламенем (18), а на Сионе будет спасение, дом Иакова получит во владение наследие своё (17, 19, 20), и будет царство Господа (21). О личности пророка Авдия не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в остальной библейской письменности. В надписании книги Авдия для нас сохранилось только имя пророка, но и то произношение этого имени точно неизвестно, так как мазореты пунктируют его как Obadjah (=Obed Jah, чтитель Иеговы), а LXX колеблются между βδειο (Ват. к.) и βδεου или βδου (Син. Алекс.). Кроме того, некоторые авторы, как Августи 2 и Кюпер 3 , в виду символического характера имени пророка, склонны думать, что это имя не собственное и что писатель книги усвоил его себе в качестве псевдонима. Таким предположением устранялось бы и то единственное сведение о писателе книги, какое мы имеем. Но нет основания для указанного предположения. Имя Авдия не представляет чего-либо исключительного, вынуждающего прибегать к собственному истолкованию его: это имя не только неоднократно упоминается в Библии ( 3Цар. 18:3 ; 1Пар. 9:16, 3:21, 12:9, 27:19 ; 2Пар. 17:7, 34:12 ), но и встречается в древних еврейских надписях 4 . При том символический характер, на который ссылаются названные выше вторы, свойственен и именам других библейских пророков. Следовательно, понимая в смысле псевдонима имя Авдия, мы должны были бы понимать таким же образом и остальные пророческие имена, что, очевидно, невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

48. Содержание книги Авдия Обличив непримиримую вражду и низкое предательство Идумеев против народа Иудейского, им родственного, пророк возвещает, что от Господа определено Идумее совершенное низвращение и опустошение, а царству Иудейскому – возвращение прежнего благосостояния, так что его жители получат возможность отмстить Идумеям. Порядок изложения следующий. Указав предмет своих видений – Идумею, пророк говорит, что от Господа послано известие народам: вставайте и выступим против него войной! Т. е. особенным действием Промысла возбуждено между народами намерение начать войну против Идумеи (1:1–2 1127 ). По устроению Божию, Идумеяне оставались независимыми, хотя были народ незначительный, даже ничтожный (в сравнении с Египтянами и Вавилонянами). Оттого возгордились до самообольщения неприступностью своих жилищ на утесах и в скалах и говорили в сердце своем: кто меня свержет на землю, т. е. кто будет в состоянии взойти на мои неприступные скалы, чтоб взять меня оттуда и увести в плен (1:3)? Но хотя бы ты вознесся как орел, даже если бы свил гнездо между звездами, то и оттуда низрину тебя, говорит Господь (1:4 1128 ). Ибо если бы случайный набег сделан был на тебя, то хищники унесли бы то, что попало на глаза или под руки, подобно тому, как в садах после воров остается уцелевшее (1:5 1129 ). Но ты разорена и обобрана совершенно из конца в конец…… это мужи завета твоего, это мужи живущие в мире с тобой, т. е. союзники твои Вавилоняне обыскали и забрали все сокровища по всей стране (1:6–7). При этом у Идумеев, обыкновенно отличавшихся хитростью и военной предусмотрителностью, недостанет смысла предпринять что-нибудь для своей защиты; даже воины Фемана – этого источника мудрости ( Иов. 4:1 ) сделаются трусами, так, что не останется жителей на горе Исавовой за обиду или несправедливости против брата Иакова, т. е. за то, что Идумеи были участниками в разорении Иерусалима, радовались опустошению Иудеи; или рубили, или хватали спасавшихся и выдавали неприятелю (1:8–14 1130 ). Вот теперь поступят также и с ними, – и злодеяния их обрушатся на их головы (1:15–16 1131 ). А в разоренном теперь Иерусалиме будут спасшиеся и в последствии времени отомстят Идумеям; истребят их, как огонь истребляет солому, и займут земли, бывшия во владении у Идумеев, Филистимлян и Израильтян. И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава: и будет царство Господа (1:17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

5.3. Книга пророка Наума Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга пророка Наума тоже говорит почти об одной только Ниневии — об Израиле практически ничего здесь не говорится. Но только речь идет о Ниневии уже совсем в ином состоянии: в момент после пленения Израиля. Возвещается окончательный суд над этим городом. Характерной особенностью этой книги и книги пророка Авдия (впрочем, как и Ионы) является то, что там никаких прямых обличений против израильтян, иудеев нет, нет и пророчеств об их будущей судьбе. Правда, поскольку падение Ниневии и разрушение Ассирии есть возвещение мира и безопасности для иудеев, пророк Наум говорит о том, что «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум 1:2-3) и о том, что «благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8). То есть, для уповающих, для любящих Он есть покров и утверждение, для врагов Своих Он есть мститель и ревнитель; причем, обратите внимание, что «Он всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Интересно, что трижды тут есть указание на это «всепотопляющее наводнение». которое оказалось действительно пророчеством реальных событий, которые потом произошли. И если говорить о времени этих событий, то здесь упоминается о вторжении Ассирии в Египет и пророчествуется о ее разрушении. Таким образом, эти пророчества могли быть произнесены где-то в промежуток между 663 годом, когда Ассирийцы совершили разрушительный поход на Египет, и 612, когда Ниневия была уничтожена. В связи с тем, что Ниневия будет разрушена, Ассирия падет, Иудее говорит пророк так: «Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум 1:15). Снова здесь есть совпадения с книгой пророка Исаии, где говорится о стопах «благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость» (Ис. 52:7), и эти слова в послании к Римлянам относятся к апостолам и благовестникам Евангелия.

http://sedmitza.ru/lib/text/431468/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 5. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книги пророков Авдия, Ионы и Наума выбиваются из общего ряда, поскольку они практически целиком относятся к другим народам. Но и в других книгах мы видели, что пророчествам о язычниках отведено значительное место. Выясненное уже нами значение таковых пророчеств сохраняется в силе и для книг, к рассмотрению которых мы приступаем. 5.1. Книга пророка Авдия Книга пророка Авдия содержит в себе всего одну главу, состоящую из 21 стиха — это самая маленькая из книг Ветхого Завета. В ней изображается суд Божий над Едомом. О том, когда была написана эта книга, есть два основных мнения. Первое, что она была написана во время вавилонского плена, после того, как был разрушен Иерусалим, и здесь обличаются эдомитяне за сочувствие этому разрушению. Второе мнение, что эта книга была написана еще в IX веке. Согласно последнему мнению Авдий был современником Израильского царя Ахава и Иудейского Иорама, поскольку при нем Идумея вышла из-под власти Иудеи, а союзные войска филистимлян и арабов захватили и разграбили Иерусалим. И в книге, все же, скорее говорится о разграблении Иерусалима, нежели о его разрушении. Сходство тех характеристик, которые даются эдомитянам в книге пророка Амоса, говорит о том, что это, скорее всего, книга допленная. За это говорит и ее место в каноне. В книге возвещается полное падение и разрушение Едома, который был премудр и гордился своей мудростью. «Гордость сердца твоего обольстила тебя» (Авд. 1:3), — говорит о нем пророк Авдий. «Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?» (ст. 8). В книге пророка Иеремии мудрость также называется отличительной чертой эдомитян (Иер. 49:7), но очевидно, что это земная, человеческая мудрость, которую Господь осуждает, и намерен истребить. Это нам напоминает слова апостола Павла в послании к Коринфянам о том, что «мудрость мира сего есть безумие» перед Богом (1 Кор. 1:20).

http://sedmitza.ru/lib/text/431462/

Писание Священное Писание Священное ( Mф. XXI:42, XXII:29 и др.). Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обыкновенно Библией . Свящ. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Свящ. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили, их слышали, несмотря на то что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. Свящ. книги написаны в разные времена, одни до Р. X., другие после Р. X., первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета. Свящ. книг Ветхого Завита, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , Афанасия Великого и Иоанна Дамаскина , – 22, применительно к тому, как считают оные евреи на своем первоначальном языке. Исчисление евреев особенно достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел, им вверено слово Божие ( Puм. III, 2 ) и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от Ветхозаветной Церкви. Св. Кириллом Иерусалимским и св. Афанасием Великим ветхозаветные свящ. книги исчисляются след. образом: 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4 ) Книга Числ. 5 ) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8 ) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Притчи Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила. 22) Двенадцати пророков, именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В означенном счислении ветхозаветных книг не упомянуты: Плач Иеремии, книга пр. Варуха, книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские и некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: Молитва Манассии, присоединенная в конце II кн. Паралипоменон, молитва трех отроков, в книге Даниила ( Дah.III, 25–91 ), история о Сусанне ( Дah. VIII ), о Виле и Драконе ( Дah. XIV ), не упомянуты именно потому, что их нет на еврейском языке. Впрочем отцы Церкви пользовались сими книгами, приводили многие места из них, и, по свидетельству Афанасия Великого , они назначены отцами для чтения вступающим в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Содержание Сокращенные обозначения книг Писания Ветхий Завет   Быт – Бытие    Исх – Исход    Лев – Левит    Чис – Числа    Вт – Второзаконие    Нав – Книга Иисуса Навина    Суд – Книга Судей израилевых    Руф – Книга Руфи    1Цар – Первая книга Царств    2Цар – Вторая книга Царств    3Цар – Третья книга Царств    4Цар – Четвертая книга Царств    1Пар – Первая книга Паралипоменон    2Пар – Вторая книга Паралипоменон    1Езд – Первая книга Ездры    Неем – Книга Неемии    2Езд – Вторая книга Ездры    Тов – Книга Товита    Иудиф – Книга Иудифи    Есф – Книга Есфири    Иов – Книга Иова    Пс – Псалтирь    Пр, Притч – Притчи Соломона    Ек, Еккл – Книга Екклезиаста, или Проповедника    Песн – Песнь песней Соломона    Прем – Книга премудрости Соломона    Сир – Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова    Ис – Книга пророка Исаии    Иер – Книга пророка Иеремии    Плач – Плач Иеремии    Посл Иер – Послание Иеремии    Вар – Книга пророка Варуха    Иез – Книга пророка Иезекииля    Дан – Книга пророка Даниила    Ос – Книга пророка Осии    Иол, Иоил – Книга пророка Иоиля    Ам – Книга пророка Амоса    Авд – Книга пророка Авдия    Ион – Книга пророка Ионы    Мих – Книга пророка Михея    Наум – Книга пророка Наума    Авв – Книга пророка Аввакума    Соф – Книга пророка Софонии    Агг – Книга пророка Аггея    Зах – Книга пророка Захарии    Мал – Книга пророка Малахии    1Мак – Первая книга Маккавейская    2Мак – Вторая книга Маккавейская    3Мак – Третья книга Маккавейская    3Езд – Третья книга Ездры Новый Завет   Господа Иисуса Христа Святое Евангелие    Мф – От Матфея святое благовествование    Мк – От Марка святое благовествование    Лк – От Луки святое благовествование    Ин – От Иоанна святое благовествование    Деян – Деяния святых апостолов    Соборные послания апостолов    Иак – Послание апостола Иакова    1Пет – Первое послание апостола Петра    2Пет – Второе послание апостола Петра    1Ин – Первое послание апостола Иоанна    2Ин – Второе послание апостола Иоанна    3Ин – Третье послание апостола Иоанна

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3707...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Авдий. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ) [евр.  ,   - раб, служитель Господа, греч. ρδβλθυοτεΑβδιος, лат. Abdias] (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста), 4-й в ряду 12 малых пророков . О жизни и времени служения пророка Свящ. Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев (см. Едом ) и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава (см. 3 Цар 18. 3-16) (Сангедрин. 39б). Прп. Ефрем Сирин (Толкования. С. 140) писал, что А. был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии , Иоиля , Амоса и Исаии (кон. IX-VIII в. до Р. Х.). Блж. Иероним Стридонский утверждал, что А. родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее А. к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским . Основным источником для определения времени служения А. остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим (ст. 11). В евр., слав. и рус. Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте - пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг ВЗ, состоящей из 21 стиха. Подразделяется на две части: стихи 2-14 - пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 - провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Господь через А. объявляет Едому, народу (Авд 1-3), к-рый как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «...и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4). В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, А. изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего... в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11). В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня . Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18). Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).

http://pravenc.ru/text/62666.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Авдия I. АВТОР О пророке Авдии известно только, что он, как об этом сказано в его книге, самой краткой в ВЗ, был евреем из колена Иуды. II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ В трудные для евр. народа времена пр. Авдий возвестил торжествующему Эдому суд Господа. Бог поможет Израилю и восстановит его царство. Композиционно К.п.А. подразделяется на три части: 1 . Господь предвещает суд Эдому ( Авд. 1:1–9 ). 2 . Отношение Эдома к евреям ( Авд. 1:10–14 ). 3 . День Господень ( Авд. 1:15–21 ): а) суд над всеми народами ( Авд. 1:15–16 ); б) восстановление Израиля ( Авд. 1:17–20 ); в) установление Царства Господа ( Авд. 1:21 ). III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ 1) Пророк сообщает о падении Иерусалима и о злорадстве, проявленном по этому поводу Эдомом. Это позволяет предположить, что речь идет о разрушении Иерусалима Навуходоносором в 586 г. до Р.Х., после чего пророки выступили с обличением эдомитян ( Плач. 4:21 ; Иез. 25:12–14 ; Иез. 35:5,10–15 ; Иез. 36:5 ; ср. Пс. 136:7 ); 2) исследователями предпринимались попытки отнести время написания К.п.А. к более раннему периоду – времени царствования Иорама (851–845 гг. до Р.Х.) – и рассматривать Авдия как самого старшего из пророков Свящ. Писания. При Иораме эдомитяне освободились от иуд. владычества ( 2Пар. 21:8–10 ), а арабы и филистимляне захватили Иерусалим. В пользу такой датировки книги говорит тот факт, что в иуд. каноне К.п.А. стоит в одном ряду с сочинениями малых пророков, написанных до плена; кроме того, в Иоил. 2:32 , очевидно, содержится ссылка на Авд. 1:17 . Авдий говорит лишь о взятии и разграблении Иерусалима, но не упоминает ни о разрушении храма, ни о пленении жителей, ни о халдеях. Кроме Авдия об Эдоме говорят и другие, более поздние, пророки ( Ам. 1:6,9,11,12 ; Ам. 9:12 ; Иер. 49:7–22 ), а эти тексты, как достоверно установлено, датируются более ранним периодом, т.е. до 586 г. до Р.Х.; 3) истинность этих двух версий датировки не доказана, но более правдоподобным представляется предположение о более раннем происхождении книги. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010