Слава Вифлеема не в том, что в этом городке, затерянном в Иудейском нагорье, родился когда-то Давид, а в том, что в нем родился Тот, Чье происхождение из начала — Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Блаженный Феодорит Кирский в своем толковании на Книгу пророка Михея так поясняет слова о Вифлееме: «Не смотри, Вифлеем, на малочисленность жителей, говорит пророк. У тебя есть основание к прославлению, какого не имеет ни один город на земле — в тебе родится по плоти прежде веков Рожденный от Отца... Сей превечный, в начале сущий у Бога, Бог Слово, и от Бога имеющий происхождение из начала, в тебе, говорит пророк, родится по плоти, тебя, умаленный в тысячах Иудиных город, делая славным и знаменитым» 8 . Так и произошло. Кто сегодня не знает Вифлеем? Святоотеческая экзегеза вифлеемского пророчества Михея (Мих. 5, 2) единодушна в своем утверждении: «Здесь говорится о плотском рождении Бога Слова от Девы в Вифлееме» 9 . Две тысячи лет тому назад в малоизвестном тогда Вифлееме Иудейском родился Спаситель мира Иисус Христос. Это событие навсегда изменило ход человеческой истории, придало ей вечный смысл. Ведь родившийся в Вифлееме сын Давидов (Мф. 1, 1) — Он и Сын Божий, вечное Его Слово, ставшее плотью (Ин. 1, 14). Пророчество Михея о рождении в Вифлееме Христа мы читаем в навечерие Рождества Христова (на первом часе), а также в качестве одной из паремий рождественской вечерни.   Примечания 1 Иероним Стридонский, блж. Одна книга толкований на пророка Авдия//Творения. Ч. 13. Киев, 1896. С. 173. 2 О единстве книги Двенадцати малых пророков см., напр.: Арсений (Соколов), игум . Единство книги Двенадцати пророков//Страницы. 2012. 16:1. С. 3–12. 3 Возможно, отсутствие упоминания об отце является косвенным намеком на то, что социальный статус пророка был невысок. Ср. Ам. 1, 1; Авд. 1, 1; Наум 1, 1. 4 Это похоже на спор о социальном статусе Амоса: одни комментаторы считают, что он был владельцем больших стад и садов, другие — что, напротив, бедным крестьянином, вынужденным продавать свой наемный труд. См. подробнее: Арсений (Соколов), игум. Книга пророка Амоса: введение и комментарий. М., 2017. С. 26–35.

http://e-vestnik.ru/history/mihey__proro...

За неимением внешних свидетельств о кн. Авдия главным данным, на основании которых решается вопрос о происхождении её, обыкновенно служат: 1) содержащиеся в ст. 10–14 указания на отношение Едома к Иуде во время взятия Иерусалима врагами и 2) факт близкого сходства пророчества Авдия об Едоме с пророчеством о том же народе Иеремии (49:7–22). Но и эти данные таковы, что их можно в разные стороны. Как известно из исторических книг, уже до разрушения Навуходоносором, Иерусалим неоднократно делался добычей врагов, именно: 1) при Ровоаме (ок. 975–958) священный город был взят египетским фараоном Сусакимом ( 3Цар. 14:25–26 ; 2Пар. 12: 2–4, 9 ); 2) при Иораме (ок. 889–882) – филистимлянами и арабами ( 2Пар. 21:16–17 ); 3) при Амасии (ок. 839–811) израильским царём Иоасом ( 4Цар. 14:13–14 ; 2Пар. 25:23–24 ); 4) при Иокиме, Иехонии и Седекии город захватывали вавилоняне ( 4Цар. 24:1, 10–16 ; 2Пар. 36:6–7 ; Дан. 1:1–4 ). Спрашивается, к какому именно взятию Иерусалима должно приурочить слова пр. Авдия в ст. 10–14-м? С другой стороны, и отношение кн. Авдия к сходной с ней 49-й гл. кн. Иеремии может быть понимаемо неодинаково. Отсюда мы видим, что по вопросу о времени происхождения кн. Авдия в библиологической литературе существуют различные мнения. Гоффман, Делич, Орелли, Корнели, Юнгеров и др. считают Авдия древнейшим пророком-писателем и происхождение его книги относится к началу IX в., именно к царствованию Иорама Иудейского. Из древних толкователей св. Ефрем Сирин , а из позднейших экзегетов Егерь, Гессельберг, Генгстенсер 16 , проф. Якимов полагают, что происхождение книги должно приурочить к царствованию Озии (ок. 811–759) Витринга Буддей, Карпцов, Кюпер связывают происхождение книги с событиями царствования Ахаза (ок. 743–728). Михаелис, Маурер, Де Ветте 17 , Евальд, еп. Палладий, Бирюков и др. полагают, что Авдий пророчествовал непосредственно после завоевания Иерусалима Навуходоносором и именно в плену вавилонском (Евальд). Велльгаузен, Новак, Гоонакер считают Авдия пророком эпохи Малахии и относят происхождение видения на Едом, в настоящем его виде, ко времени не ранее 500-го года. По мнению Гитцига, termius a quo книги Авдия – 312-й год, когда Птоломей Лаг увёл в Египет множество палестинских иудеев (Древ. XII, 1:1). Наконец, Ейхгорн, Винклер и Марти полагают, что в нынешней редакции кн. Авдия могла появиться только во II в., после времени Антиоха Епифана (Винклер) или в правление Александра Ианнея (Ейхгорн). При этом, те авторы, которые разделяют кн. Авдия на две части, не редко первую часть её считают древнейшей и даже допленной, а вторую позднейшей и послепленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Лихтенберг, приведший мнение Эвальда и Кюнера о зависимости пророков Иеремии и Авдия от другого более древнего текста, со своей стороны прибавляет, что Авдий вообще писатель мало оригинальный и в книге его находится много следов подражания 31 и таким образом как бы склоняется к тому мнению, что Авдий заимствовал у Иеремии, а не наоборот. Но такое утверждение, высказанное совершенно голословно, не подтвержденное никакими фактами, очевидно, малодоказательно и не имеет никакого значения. При более внимательном анализе текстов пророка Иеремии и Авдия, при тщательном сличении того и другого, мы приходим к другому выводу. «Между священными писателями, которые угрожают Эдому небесным мщением, – говорит Реус, – находится также Иеремия, в книге которого есть отрывок, поразительное сходство которого с частью текста Авдия служило главной причиной затруднения критики. В самом деле, невозможно не признать – не говорим большого сходства, но совершенного тождества между известными частями двух текстов. Чтобы удостовериться в этом, следует только сопоставить с одной стороны 1–6 и 8 Авдия со стихами 49 гл. Иеремии в следующем порядке: 14, 15, 16, 9, 10, 7. Все признаются, что здесь есть зависимость, но разделяются по вопросу: с какой стороны оригинальность? Многие критики стоят за первенство Иеремии, большинство же – за Авдия. Мы признаем последнее мнение лучшим» 32 . Аргументация Реуса в этом случае сводится к следующему. Иеремия в своих пророческих речах нередко заимствует образы и выражения пророков, живших, несомненно, ранее его. Так, напр., пророчество Иеремии против филистимлян (47 гл.) имеет в своем основании пророчество Исаии об этом народе ( Ис.14:28–32 ); пророчество против Моавитян (48 гл.) построено на пророчестве Исаии (15 и 16 гл.); пророчества против Аммонитян ( Иер.49:1–6 ) и Дамаска ( Иер.49:24–27 ) находятся в очевидной зависимости от пророчества в Амоса ( Ам.1:13–14, 1:3–5 ); наконец в основании пророчества против Вавилона (50 и 51 гл.) лежит пророчество Исаии (13 и 14 гл.). Далее, некоторые характерные выражения, свойственные только Иеремии, не встречаются у пророка Авдия, – между тем как, в чем Иеремия в приведенном месте сходится с Авдием, он не повторяет в другом месте. Наконец, со стороны внешнего состава речь пророка Авдия, сравнительно с Иеремией, представляется более законченной, связной и гармонической в своих частях. Все это вместе взятое, убеждает нас в том, что прор. Авдий имеет более прав на оригинальность, чем прор. Иеремия. При таком решении разбираемого нами вопроса, естественно, само собой, должно пасть мнение Гитцига о времени пророка Авдия, – мнение, имеющее в своем основании предвзятую мысль о несамостоятельности пророка Авдия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

К сказанному должно добавить, что и некоторые противники подлинности кн. Авдия не отрицают тождества языка её в разных частях. «Пророчество Авдия», говорит Сельби 14 , «изложено хорошим еврейским языком и даже части послепленные, сравнительно со ст. 1–10, не обнаруживают каких-либо заметных признаков позднейшего времени». Другой исследователь кн. Авдия Баудисин об изложении книги замечает, между прочим, следующее: «описание недоступных жилищ Едома и воровского вторжения врагов поэтапно и сильно и по своему характеру могло бы принадлежать писателю древнейшего пророческого периода. Но с другой стороны, следующее далее сжатое изображение поведения Едомитян при завоевании Иерусалима по своей живости не недостойно того, чтобы быть усвоенным писателю первых стихов». Баудиссин находит отличным от остальной части книги изложение заключения, потому что видит здесь «искусственные названия» и «неясные намёки» 15 . Но весьма возможно, что и эта искусственность названия и неясность намёков представляет собой не особенность изложения, свидетельствующую против принадлежности всей книги одному автору, а указывает только на повреждённость текста и на пробелы в наших знаниях по священной географии. Время происхождения кн. Авдия установить весьма трудно, так как вполне определённых и бесспорных данных для этого не существует. Общее руководственное указание в этом случае некоторые авторы думают видеть в факте помещения кн. Авдия в канон между кн. Амоса и Ионы. В этом факте усматривают выражение того мнения собирателей канона, что Авдий был допленным пророком и что время его деятельности и происхождение его книги относится к эпохе Ионы и Амоса. Однако решающее значение указанному факту едва ли можно придавать. Хронологический принцип в размещении пророческих книг собирателями канона, очевидно, не был строго соблюдаем, так как на первом месте ими поставлена кн. Осии, которая, без сомнения, не является древнейшей пророческой книгой. Возможно, поэтому думать, как думают некоторые авторы, что кн. Авдия помещена после кн. Амоса не по хронологической, а по логической связи с последней: книга Амоса заканчивается (9:12) обетованием о будущем владычестве скинии Давидовой над остатками Едома; кн. Авдия представляет цельное пророчество о судьбе Едома и является как бы комментарием к краткому замечанию Амоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Какое же из представленных нами мнений о веке пророка Авдия имеет за себя более вероятия? Ранее мы сказали, что исходным пунктом для определения века пророка Авдия считается взятие Иерусалима, о котором говорится в пророчестве. Из книги пророка Авдия видно, что Иерусалим был взят и разрушен чуждыми народами, которым помогали идумеи, сами иудеи были отведены в плен. Не нужно много проницательности, чтобы видеть, что эти данные самым очевидным образом указывают на разрушение Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар.24:8–17 ; Иер.39:1–18, 52:5–6 ), когда Иерусалим действительно разрушен народами чуждыми, когда Идумеи не только злорадствовали над несчастьем народа Божия ( Пс.136:7 ), но даже, по свидетельству 2Ездр.4:45 , сожгли храм иерусалимский, – когда Иудеи должны были переселиться и своего отечества и пр. Таким образом, пророческое служение Авдия можно с большей вероятностью отнести к 605–583 г. перед Р.Х. Что касается языка пророка Авдия, то все гебраисты считают его образцовым по его силе, образности, возвышенности и выразительности. Пророк неожиданно переходит от одного предмета к другому, от этого к третьему; он представляет одну и ту же идею под различными образами, в новых формах и выражениях, характеризуемых особенно обилием вопросов и восклицаний. Бл. Иероним по справедливости называет Авдия «малым пророком по числу стихов, а не мыслей» 33 . Пророческую речь Авдия можно разделить на три части: в первой части (1–9) пророк возвещает окончательную погибель Эдому, считавшему себя в совершенной безопасности на своих неприступных горах; во второй (10–16) пророк указывает повод к такому страшному наказанию: Идумеи, несмотря на свое близкое родство с народом израильским, всегда были его смертельными врагами и главным образом выразили свою непримиримую ненависть против народа Божия во время разрушения Иерусалима врагами; в третьей части (17–21), наконец, пророк возвещает о будущей славе Сиона после истребления Идумеев. 1 . Видение Авдиино: сия глаголет Господь Бог Идумеи. Это обычное начало пророческих речей, когда писатель хочет придать своим речам высший божественный авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Пророк сколько прежде обрадовался растению, защищавшему его от зноя солнечного, столько теперь опечалился, видя его иссохшим, претерпевая мучения от знойного жгучего ветра. Тогда Господь, желая вразумить Иону, спрашивает его: имел ли он право огорчаться за растение, над которым не трудился? Как же не пожалеть Ниневии, такого большого города, в котором находится 120 тысяч детей, не умеющих отличать правой руки от левой, и множество скота? Этим вопросом и кончается книга св. пр. Ионы. Таково содержание этой книги. Она не заключает всех пророчеств св. Ионы, потому что, как мы уже заметили, он пророчествовал израильскому царю Иеровоаму второму, сыну Иоасову ( 4Цар. 14, 23–25 ), о распространении пределов сего царства; но этих пророчеств нет в книге, известной у нас под именем книги Ионы. Драгоценна для нас эта книга как богодухновенная, но не менее важна самая жизнь св. пр. Ионы. «Иона, – голубь прекраснейший, – говорит блаженный Иероним 20 своим кораблекрушением предызображает страдания Господа, призывает мир к покаянию и, под именем Ниневии, возвещает спасение язычникам». Примечание: при объяснении книги св. пр. Ионы мы руководствовались теми же пособиями, какие были при объяснении нами книг Осии, Иоиля, Амоса и Авдия. 2 Гаф-Хефер (иначе: Геф-Гефер, Гефаефер, Гат-Гефер или Офер) в Галилее, в колене Завулоновом, между Сепфарисом и Назаретом ( Нав. 19, 1 ). А потому несправедливо некоторые (раввины и Псевдо-Епифаний) думают, что родина св. пр. Ионы – Кариафирим, который находился в колене Иудовом, или Сонам (или Сунам), где будто бы Иона родился и был сын Сонамитянки, которого воскресил св. пр. Елисей ( 4Цар. 4, 34 ); Сонам находился в колене Иссахаровом. 3 Входом в Емаф называлась долина между горами Ливаном и Антиливаном, потому что вела к большому сирийскому городу Емафу. 5 Есть, наприм., предание, что св. Иона, по возвращении из Ниневии, жил и умер в Мозуле (город на реке Тигр в Месопотамии, в 50 милях от Багдада, иначе: Мосель, Мосуль), Ionae sepulchrum in Mosul orientales ostemdumt, говорит Калмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Книга прор. Ионы вошла в состав сборника книг малых пророков (о к-рых впервые упом. в Сир 49. 12) во II в. до Р. Х. Сборник, как видно по кумран. рукописям, записывался целиком на одном свитке, самый ранний из которых датируется сер. II в. до Р. Х. Порядок расположения книги в евр. Библии и в Септуагинте различен: в МТ она занимает 5-е место после Книги прор. Авдия и перед Книгой прор. Михея; в каноне LXX - 6-е, тоже после Книги прор. Авдия и перед Книгой прор. Наума, поскольку Книга прор. Михея расположена на 3-м месте. В синодальном переводе Книга прор. Ионы занимает место согласно канону МТ. Принципы расположения книг малых пророков в обоих канонах являются предметом исследований и дискуссий. Вероятно, при составлении канона принимались во внимание хронологические указания в заглавиях, тематические ассоциации и ассоциации по сходству ключевых слов в начале и конце книг, а также объем книг ( Limburg. 1993. P. 20-21). Единство Книги прор. Ионы История прор. Ионы. Лист из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. F. 6. Л. 220) История прор. Ионы. Лист из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. F. 6. Л. 220) В XIX - нач. XX в. в рамках классической теории происхождения Пятикнижия господствовало мнение, что текст книги представляет собой компиляцию 2 или даже 4 источников (см. подробный обзор: Bewer. 1999. P. 13-21). Это представление основано на том факте, что Бог называется в книге то именем Яхве (   - Господь), то словом   (Бог). Однако позднейшие исследователи пришли к выводу, что повествовательный текст Книги прор. Ионы обладает внутренним единством. Споры продолжаются только о подлинности псалма. По мнению мн. исследователей (см., напр.: Good. 1981. P. 39; Salters. 1994. P. 30-34; Wolff. 1986. P. 78-79, 128-130), благодарственный псалом, сложенный И. во чреве кита, выглядит неуместным и потому не мог входить в первоначальный текст. Однако соединение мольбы и благодарности характерно для данного жанра: во мн. др. псалмах описание бедственного положения соседствует со словами благодарности Богу за спасение (ср., напр.: Пс 5, 6, 9, 17, 21, 27 и т. п.). Также в качестве аргумента составного характера книги указывают на несоответствие серьезного содержания псалма образу И. Однако основные события книги оказываются созвучными главным темам псалма. Его центральные метафоры, напр. схождение И. во «чрево» Шеола, буквально реализованы в повествовании о попадании пророка во чрево рыбы. Фраза «отринут я от очей Твоих» (Иона 2. 5) соотносится с бегством И. «от лица Господня» (Иона 1. 3). Кроме того, изъятие псалма из текста книги привело бы к нарушению композиционной симметрии, поскольку 2 путешествия И. в нек-рых отношениях параллельны друг другу: за спасением язычников (моряков/ниневитян) в обоих случаях следует молитва И. Псалом И. контрастирует с прозаической молитвой в ст. 4. 2-3: в псалме И. благодарит, в ст. 4. 2-3 упрекает Бога, в псалме стремится к жизни, а в ст. 4. 2-3 - к смерти. Время создания книги

http://pravenc.ru/text/578248.html

2 . Текст ст. 15а, 16–18, как считают последователи данной теории, создан в ходе дописывания и относится к концу V в. до н. э. (судьба Эдома становится историческим фактом, а также примером суда над всеми народами и знамением благополучия Сиона). 3 . Прозаический текст ст. 19–21, где речь идёт о «возрождении объединённого Израиля, включая Голу, что отражает ещё более позднюю историческую ситуацию (IV–III вв. до н. э.)» 330 . Приведённая теория лишь кажется убедительной, но основана она на предположениях, тогда как «твёрдых оснований для разделения книги на части, принадлежащие разным авторам, указать нельзя» 331 . Есть аргументы и в защиту единства Книги пророка Авдия. Для пророчеств характерна живость повествования, а также «обилие лирического элемента и быстрый переход от предмета к предмету» 332 . Многие пророчества, в том числе Книга пророка Авдия, могли быть записаны не полностью, изложены в сокращении, и «некоторые указания пророческих речей остаются для нас непонятными» 333 . Построение книги, несмотря на малый объём, доказывает её единство: «на протяжении всей книги применяется один и тот же приём употребления синонимических выражений и даже повторение одних и тех же слов» 334 . Также в пользу единства свидетельствует «выдержанное от начала до конца строфическое построение книги» 335 . Тождество языка на протяжении всей книги 336 . Последние стихи книги написаны тем же языком, что и начало, что также выступает не в пользу критики единства Книги пророка Авдия. Несмотря на множество различных предположений, вопрос о личности автора Книги Авдия остаётся открытым, и за неимением сведений более разумно остановиться на том заключении, что нам об авторе книги ничего, кроме самого имени, неизвестно 337 . Вследствие отсутствия данных о личности автора дата написания книги была и остаётся спорной. В древних христианских источниках нет единого мнения относительно времени служения пророка Авдия и времени написания книги. Так, например, преподобный Ефрем Сирин считает пророка Авдия «современником Осин, Иоилю, Амосу и Исаии» 338 . Современником Иоиля считает пророка Авдия и святитель Кирилл Александрийский , который пишет: «Авдий пророчествовал, вероятно, в те же времена, что и Иоиль; и едва ли не по отношению к нему получил он своё видение и сообщает раскрытие того же предмета; ибо Иоиль в самом конце своего пророчества говорит, что «Египет сделается пустыней и Эдом будет пустой степью – за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их» ( Иоил.3:19 ), а Авдий подробно повествует о погибели Идумеи, каким образом и как в своё время совершится она» 339 . Таким образом, можно было бы считать, что пророк «жил при иудейских царях Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии» 340 . Блаженный Иероним придерживается этой же точки зрения, основываясь на одном из иудейских преданий. Блаженный Феодорит , напротив, уверен, что «святой Авдий пророчествовал после Осии, Амоса, Иоиля, Михея, Ионы и Наума» 341 , но определённого времени не указывает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный…» ( 3Цар. 18, 3 ). Известно, что, живя при нечестивом царе, Авдий сохранил живую веру в Бога, благочестие и ревность. Другие толкователи отождествляют пророка Авдия с пятидесятником, которого царь Охозия посылал захватить пророка Илию. Об этом говорится в первой главе четвертой книги Царств. Его также считают мужем сунамитянки, сына которой воскресил пророк Елисей. Об этом также говорится в четвертой книге Царств, в четвертой ее главе. Есть мнение, что пророк Авдий являлся мужем сильным, которого царь Иосафат послал по иудейским городам. Высказывались предположения и относительно рождения и захоронения пророка. Н. Бирюков считает эти предположения основанными на темных еврейских преданиях и не имеющими под собой твердой исторической почвы. «Ни одно из них, – указывает автор книги «Пророк Авдий и его книга», – не имеет за себя чего-нибудь твердо обоснованного, ясно доказанного. Вот почему многие из толковников не решаются определять вопрос о лице пророка Авдия» 44 . Согласно таблице «Библейский и хронологический порядок пророков», опубликованной на сайте: http://seminaria.accanto.ru, деятельность пророка Авдия относится к Вавилонскому периоду (точнее – ок. 586 г. до Р.Х.) 45 . Н. Бирюков говорит похоже: рассмотрев различные гипотезы о времени служения пророка Авдия, он приходит к выводу, что его (время служения) можно с большей вероятностью отнести к 605–583 гг. до Р.Х 46 . Содержание книги – видение пророка о Едоме. По мнению святого преподобного Ефрема Сирина , мессианское значение имеет 1 стих: «Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!» ( Авд. 1 ). Преподобный считает, что под «послом» автор книги понимает, вероятно, Эммануила. Михалицын П. в труде под названием «Читаем пророческие книги Ветхого Завета» условно делит книгу пророка Авдия на три раздела: 1–9, 10–16, 17–21 стихи. Он указывает, что в третьем разделе ( Авд. 17–21 ) от суда над Едомом пророк возвещает суд на всем языческим миром и предсказывает наступление «царства Господня». Он изображает это царство «чертами, приложимыми к вечной Церкви Христовой. Михалицын П. считает, что стих Авд. 21 : «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» ( Авд. 21 ) имеет мессианское значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Этому критерию, как мне думается, в полной мере соответствует богословие митрополита Антония. Он является человеком, испытавшим себя годами подвижнического труда, проводящим жизнь в созерцании и потому имеющим право философствовать о Боге. Его богословие — точное и адекватное, и вместе с тем современное и актуальное выражение веры апостольской, веры отеческой, веры православной. Епископ Керченский Иларион (Алфеев), доктор богословия, доктор философии Сокращенные названия библейских книг Ветхий Завет Быт — Бытие, Исх — Исход, Лев — Левит, Чис — Числа, Втор — Второзаконие, Нав — Книга Иисуса Навина, Суд — Книга Судей израилевых, Руфь — Книга Руфи, 1 Цар — Первая книга Царств, 2 Цар — Вторая книга Царств, 3 Цар — Третья книга Царств, 4 Цар — Четвертая книга Царств, 1 Пар — Первая книга Паралипоменон, 2 Пар — Вторая книга Паралипоменон, 1 Езд — Первая книга Ездры, Неем — Книга Неемии, 2 Езд — Вторая книга Ездры, Тов — Книга Товита, Иудифь — Книга Иудифи, Есф — Книга Есфири, Иов — Книга Иова, Пс — Псалтирь, Притч — Притчи Соломона, Еккл — Книга Екклезиаста, Песн — Песнь песней Соломона, Прем — Книга Премудрости Соломона, Сир — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Ис — Книга пророка Исаии, Иер — Книга пророка Иеремии, Плач — Плач Иеремии, Посл Иер — Послание Иеремии, Вар — Книга пророка Варуха, Иез — Книга пророка Иезекииля, Дан — Книга пророка Даниила, Ос — Книга пророка Осии, Иоил — Книга пророка Иоиля, Ам — Книга пророка Амоса, Авд — Книга пророка Авдия, Иона — Книга пророка Ионы, Мих — Книга пророка Михея, Наум — Книга пророка Наума, Авв — Книга пророка Аввакума, Соф — Книга пророка Софонии, Агг — Книга пророка Аггея, Зах — Книга пророка Захарии, Мал — Книга пророка Малахии, 1 Мак — Первая книга Маккавейская, 2 Мак — Вторая книга Маккавейская, 3 Мак — Третья книга Маккавейская, 3 Езд — Третья книга Ездры. Новый Завет Мф — Евангелие от Матфея, Мк — Евангелие от Марка, Лк — Евангелие от Луки, Ин — Евангелие от Иоанна, Деян — Деяния святых апостолов, Иак — Послание Иакова, 1 Пет — Первое послание Петра, 2 Пет — Второе послание Петра, 1 Ин — Первое послание Иоанна, 2 Ин — Второе послание Иоанна, 3 Ин — Третье послание Иоанна, Иуд — Послание Иуды, Рим — Послание к Римлянам, 1 Кор — Первое послание к Коринфянам, 2 Кор — Второе послание к Коринфянам, Гал — Послание к Галатам, Еф — Послание к Ефесянам, Флп — Послание к Филиппийцам, Кол — Послание к Колоссянам, 1 Фес — Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам), 2 Фес — Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам), 1 Тим — Первое послание к Тимофею, 2 Тим — Второе послание к Тимофею, Тит — Послание к Титу, Флм — Послание к Филимону, Евр — Послание к Евреям, Откр — Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010