Библейскую герменевтику можно определить, как науку об общих и частных принципах, методах и правилах понимания библейского текста. Согласно одному из принципов герменевтики, библейский текст может иметь несколько смысловых уровней. Это подразумевает возможность обнаружения в тексте не только очевидного «буквального» смысла, но и нескольких более глубоких семантических уровней, выявление которых требует целенаправленного усилия со стороны толкователя с. 24]. В зависимости от того, какой уровень библейского текста рассматривается, используются разные экзегетические методы. Первым российским библеистом, обратившимся к описанию этих методов, был архиепископ белгородский и курский Феоктист (Мочульский, 1732–1818 гг.). В 1809 г. он издал книгу «Драхма от сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, т. е. сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных». Такое название автор объясняет тем, что его «драхма» подобна тому приношению Богу, которое давали иудеи в Ветхом Завете на скинию. «Драхма» предназначалась в качестве пособия для учащихся в высших классах Курской семинарии. В начале книги архиепископ Феоктист кратко излагает важнейшие сведения по богословию, исагогике и собственно герменевтике. Несмотря на то, что книга написана в схоластическом духе, для человека, стремящегося к систематизации (или даже схематизации) богословских знаний, будет интересно читать, например, о трёх служениях Христа в двух состояниях: смиренном и превознесённом. Четвертая и пятая главы книги посвящены анализу смысловых уровней Библии . Первым уровнем, по словам автора, является буквальный смысл, который «означается непосредственно через самые того же Писания слова; таков смысл в догматах веры и в заповедях Господних» с. 36], добавляя к перечисленному «и церковные обряды». Если использовать принятую в современной литературе терминологию, то здесь архиепископ Феоктист говорит о историко-грамматическом методе. Цель историко-грамматический метода-установление буквального смысла библейского текста, переданного посредством грамматической конструкции, которая понимается и истолковывается согласно историческому контексту. Исследователь в ходе изучения текста стремится найти то значение, которое намеревались передать авторы Писания, и то значение, которое было понято получателями р. 173].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Блестящая антропологическая, историческая работа о феномене денег. Связка экономики и «духовности» здесь показана как нигде. Гребер различает виртуальные деньги и наличные деньги. Эпохи виртуальных денег (например, Средневековье) — эпохи веры, религии, уменьшения войн и прекращения рабства. Эпохи наличных денег (например, Новое время) — эпохи материализма, войн, рабства. Важно, что все великие религии (например, библейские пророки, Новый Завет, отцы Церкви) появились как протест против эпохи наличных денег. Если такие эпохи есть эпохи долгового закабаления людей, то религии проповедуют прощение долгов. Если такие эпохи имеют главным своим принципом подчинение всей жизни деньгам, то религии проповедуют ценности, не выражаемые в денежном выражении. Так, например, Гребер описывает переход от рабовладения (эпохи наличных денег) к Средневековью (эпохе виртуальных денег): «Если Осевое время [рабовладельческая эпоха] стало эпохой материализма, то Средние века были прежде всего эпохой трансцендентности. Крушение древних империй почти нигде не привело к появлению новых. Народные религиозные движения, некогда носившие подрывной характер, вдруг стали доминирующими институтами. Рабство пришло в упадок или исчезло, заметно снизился общий уровень насилия. По мере роста торговли ускорялось развитие технологий; более мирные условия сделали более свободным перемещение не только шелка и специй, но и людей и идей. Тот факт, что средневековые китайские монахи могли посвящать свое время переводу древних трактатов с санскрита, а студенты медресе в средневековой Индонезии спорили по-арабски о юридических терминах, свидетельствует о космополитизме этой эпохи» . Выкладываем также и другие книги Гребера — «Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда», «Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии», «Фрагменты анархистской антропологии». Группа Вконтакте Facebook группа Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда Вносит ли ваша работа значимый вклад в развитие мира? Весной 2013 года Дэвид Гребер задал этот вопрос в провокационном эссе под названием «О феномене бредовых работ». Оно стало вирусным. Спустя семь лет, люди по всему миру все еще обсуждают ответ на этот вопрос. В своей книге Гребер исследует одну из самых досадных и глубоких проблем общества, обвиняя среди прочих злодеев особый вид финансового капитализма, который предает идеалы, разделяемые мыслителями от Кейнса до Линкольна. Бредовые работы дают частным лицам, корпорациям и обществам разрешение на изменение ценностей, ставя креативную работу в центр нашей культуры. Эта книга для всех, кто хочет превратить свою профессию в призвание.

http://predanie.ru/book/220217-bredovaya...

Введение Эта книга – результат анализа истории и реалий религиозной организации «Свидетели Иеговы». Вместе с автором – в прошлом старейшиной собрания Свидетелей Иеговы – в работе приняли участие 24 бывших и действующих членов организации, а также сторонние специалисты в области теологии и религиоведения. Абсолютное большинство приверженцев религиозной организации «Свидетели Иеговы» – люди, искренне верящие в непогрешимость преподносимых им «истин». Они научены отсеивать любую критическую информацию, способную поставить под сомнение легитимность руководящей элиты как «божьего канала». Однако всегда находились те, кто не мог мириться с идеей посредничества людей между собой и Богом, контрастом между христианскими принципами и реалиями системы, навязыванием правил, идущих вразрез с мироощущением и совестью. Такие люди приходили к пониманию, что для них уже невозможно жить «чужим умом»... В журнале Свидетелей Иеговы «Пробудитесь!» за 22 июня 2000 года была опубликована статья «Не будьте жертвой пропаганды!» В ней говорилось: «Между просвещением и пропагандой существует различие, и немалое. Если просвещение учит мыслить самостоятельно, то пропаганда навязывает уже готовые штампы. Тот, кто действительно просвещает людей, рассматривает какой–либо вопрос всесторонне и всегда приветствует обсуждение. Пропагандисты же настойчиво навязывают свою точку зрения и от обсуждений стараются уйти. Очень часто трудно понять, каковы их истинные побуждения. Они подтасовывают факты, пуская в ход те, что им на руку, и отсеивая ненужные на их взгляд. Также они тенденциозно освещают факты и извращают их, умело прибегая ко лжи или полуправде. При этом ставка делается не на ваш разум, а на ваши чувства. Пропагандисты делают все, чтобы вам казалось, что выдвигаемые ими идеи правильны и нравственны и что, приняв их, вы будете чувствовать себя значимыми и признанными. Вняв данным призывам, вы покажете, что умны, вы не будете одиноки, вы обретете спокойствие и уверенность – во всем этом вас пытаются убедить».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

Вопрос: Посещая религиозные сайты, сталкиваюсь с тем, что многие бойко толкуют Библию и занимаются богословскими объяснениями, не имея никакого специального образования. Насколько это допустимо? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : «Есть несколько способов разбивать сады; лучший из них – поручить это дело садовнику» (Карел Чапек). Толкование Священного Писания составляет особую богословскую дисциплину – экзегетику (греч. exegetikos – разъясняющий). Поэтому исследованием и изъяснением Библии должен заниматься специалист. Экзегет должен обладать разносторонними знаниями, без которых заниматься толкованием священных текстов опасно. Ошибки могут повредить духовной жизни. В истории Церкви большинство ересей, лжеучений и расколов произошло именно от ложного понимания истинного смысла Священного Писания. Что необходимо, чтобы заниматься толкованием Библии? 1. Знание герменевтики (греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – специальной дисциплины, которая представляет собой упорядоченную систему принципов и методов изучения и изъяснения священных текстов. Невозможно, например, заниматься химией, не зная правил и методов химического анализа. Результат сведется к нулю, а может быть, в результате таких занятий неожиданно выделится ядовитый газ и отравит такого самонадеянного «химика». Христианская герменевтика начинается с Оригена. Четвертая книга трактата «О началах» называется: «О боговдохновенности Священного Писания и о том, как должно читать и понимать его…». Систематизатором в области христианской герменевтики явился блаженный Августин. С его творением «Христианская наука, или основания священной герменевтики и церковного красноречия» должен познакомиться любой, желающий посвятить себя делу изучения святой Библии. 2. Знание особенностей библейского языка. Язык Библии отличается высокой образностью. В Божественном откровении даны духовные истины, которые превосходят возможности человеческого разума. Они могут быть выражены на языке образов, символов и сравнений. Дилетант, не знающий поэтических свойств языка Священного Писания, часто соблазняется и дает ложные объяснения. Образный язык иногда имеет цель ярче и понятней передать богословскую мысль, а в других местах, напротив, используется для того, чтобы сделать истину сокровенной, то есть скрыть ее от людей гордых и неблагоговейных. Поэтические приемы, используемые в библейских текстах, весьма разнообразны.

http://pravoslavie.ru/7059.html

Глава 18. Речь Валдада (2-я). Выслушивая непрестанные сетования Иона на свою судьбу, примечая усиленное волнение его души и желая прекратить оное, Валдад выразительно и в грозном тоне еще раз высказывает Иову, что неведущие Бога лишаются счастья, имения, слободы, здоровья и самой жизни, как хищные и подвергаются разнообразным казням и погибают со всем семейством при всеобщем изумлении Ст. 1. Заявление Иова, что друзья не могут его утешить, что он не имеет достаточного основания безмолвно переносить скорби, что тяжесть их безмерна, что он праведен и может защищаться пред Богом, побудило Валдада отвечать Иову в угрожающем тоне. Ст. 2. Доколе не престанеши? Так как доселе друзья обличители Иова не указали действительно нечестивых правил его поведения и беззаконных действий в его жизни, то он твердо решил продолжать свою защиту пред друзьями еще с большим усилием, нежели прежде (ср. гл. 16, ст. 5, 17 и 21). В соответствие этому Валдад и решается снова поддержать беседу и еще с большею ревностью защищать правосудие Божие. Пожди, да и мы (ατο) возглаголем. Иов внушительно заявлял друзьям, что они не предлагают ему новых советов (16 гл., 2 ст.), между тем сам в своей речи-продолжал развивать одни и те же свои главные мысли. Поэтому Валдад, предполагая, что Иов или намеренно несправедлив или не знает, как жестоко карает Бог «неведущих» Его, решается обличит его мнимое неразумие (ср. ст. 21). Ст. 3. И почто аки четвероножная умолчахом пред тобою? Иов несколько раз прежде советовал друзьям молчать и это молчание их называл мудростью. Валдад, припоминая это, заявляет, что таким образом Иов ставит своих друзей наравне с бессловесными животными, которые потому и молчат, что не имеют что сказать, не могут понимать и сочувствовать. Но на самом деле, собеседники – люди и притом из числа других разумнейшие, а потому могут, по мере своих сил, сколько-нибудь понимать то, что и почему с ними или с другими происходит, могут сочувствовать и находит некоторое слово утешения своему страждущему другу

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И.А. Гарднер Скачать epub pdf Посвящается всем ценителям русской православной церковно-певческой культуры. 1 . Знаменный роспев, основное и коренное церковное пение русских с древнейших времен истории Русской Церкви, – есть создание многих поколений русских мастеропевцев, записывавших его, как известно, особой системой безлинейных певческих знаков, названных по их графической форме «крюками» или, по значению, – «знаменем», т. е., «знаками». Отсюда и название этого пения: «знаменный роспев» 2 – т. е. пение, записанное знаками, «знаменованное», «обозначенное», в отличие от передающегося по изустной традиции и исполняемого по памяти, не записанного. Но каждая система, а, следовательно и крюковая система письменного фиксирования напевов, предполагает существование известных теоретических оснований и правил. До нас не дошли теоретические трактаты раньше середины 17-го века, которые бы позволили нам узнать музыкально-теоретическое мышление мастеров знаменного пения. Таковой трактат имеем мы лишь в 1668 году: это т. н. «Азбука знаменного пения», составленная монахом Александром Мезенцем (по фамилии – Стремоуховым) 3 в сотрудничестве с другими мастерами пения. Как раз в текущем году исполняется 300-летний юбилей составления этого трактата, опубликованного с солидными комментариями 80 лет тому назад, в 1888 г., известным ученым, С. В. Смоленским 4 . Но и этот трактат не дает нам вполне возможность проникнуть в теоретическое мышление его современников. Как тоже известно, большая часть крюковых записей и вся система крюкового письма была во второй половине 17-го века координирована с нотами на пятилинейном нотном стане, с квадратной формой нотных головок 5 . В таком виде эти записи были напечатаны в 1772 году Святейшим Синодом, составив 4 книги: Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники, к которым позже была присоединена 5-я книга: Триоди Постная и Цветная. Книги эти переиздавались много раз вплоть, до революции. Нотная система на пятилинейном стане быстро вытеснила собой безлинейное знамя. Однако, крюковая система («знамя») никогда не была никаким синодальным распоряжением ни отменена, ни запрещена , и никогда нотная система не была, церковной властью особо предписана (поэтому нет никаких канонических препятствий для пения по крюкам в наших церквах). Просто, практически, нотная система вытеснила крюковую систему и, кроме того, была проще для печатания, чем графически сложная крюковая безлинейная. Мы здесь только упоминаем этот факт и не вдаемся в разбор исторических причин, вызвавших эту перемену в системе записывания звуков. Важно для нас то, что все последовавшия в 19-м веке работы по изучению музыкальной природы знаменного роспева базировались почти исключительно на нотно-линейной записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Книга I. О грамматике Глава I. О науке и искусстве Наука (disciplina) имя получила от научения (discendo), потому она также может называться и знанием (scientia). Ведь «знать» (scire) произошло от «учиться» (discere), ибо никто из нас [ничего] не знает, если не учится. А иначе она названа наукою, ибо всему учит (discitur plena). (2) Искусство (ars) же называется так потому, что состоит из наставлений и правил искусного мастерства (ars). Другие же говорят, что греки вывели это слово α=π τη ς α=ρετη ς, то есть «от добродетели», которую они называли знанием 2 . (3) Платон 3 и Аристотель 4 считали, что между искусством и наукою существует различие, и говорили, что искусство – в тех [вещах], которые могут быть теми или иными 5 , тогда как наука имеет дело с теми [вещами], которые не могут быть иными. Ведь когда нечто разбирается в [необходимо] истинных суждениях, то это будет наука, когда же нечто трактуется как правдоподобное и сомнительное, то это получит имя искусства. Глава II. О семи свободных искусствах Наук свободных искусств (artes liberales) семь 6 . Первая – грамматика, то есть опытность в речи (loquendi peritia). Вторая – риторика, которая из-за красоты и величия красноречия считается совершенно необходимою в делах гражданских. Третья – диалектика, называемая логикою, которая посредством тончайших рассуждений отделяет истинное от ложного. (2) Четвертая – арифметика, которая содержит причины и различия чисел. Пятая – музыка, которая состоит из стихов и песен. (3) Шестая – геометрия (geometrica), которая охватывает измерение и земли. Седьмая – астрономия, которая содержит законы звезд. Глава III. О всеобщих [греческих] буквах Основанием искусства грамматики являются всеобщие буквы (litterae communes), которыми занимаются и книжники, и счетоводы. Наука об этих [буквах] – это как бы детство грамматического искусства: и поэтому Варрон 7 назвал ее буквистикою (litteratio). Буквы же суть образы (indices) вещей, знаки слов, и их сила такова, что у нас недостаток дикции называется немотою, . (2) Употребление букв было изобретено для запоминания вещей, а именно, чтобы они не уходили в забвение, их связывают словами. Ведь при всем таком разнообразии вещей никто не смог бы ни выучить слышимое, ни сохранить в памяти. (3) Буквы же называются как бы законодателями [речи], ибо они отвечают за правильность речи или за то, что выводится в речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Ко времени переселения Иакова в Египет, страна эта имела уже за собою тысячелетия исторической жизни; во главе его сменилось шестнадцать династий, последовательно управлявших его судьбами. Теперь царствовала семнадцатая династия, известная под названием пастушеской или гикской. Она, как уже сказано было выше, принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов. Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали; но несомненно, что этим переворотом Египет обязан был одному из тех народных движений, которые по временам поднимались из глубины Азии и волны которых распространялись все дальше и дальше на запад. Египет должен был тщательно оберегать свою северо-восточную границу от нападения кочевых народностей и с этою целью там построено было несколько укреплений и сплошная стена, на подобие китайской. Но кочевые племена все-таки проникали и за стену и с позволения египетского правительства селились в северо-восточном углу страны. Пока была крепка государственная власть, она успешно отражала внешние нападения и держала в подчинении поселившихся в Дельте инородцев; но представители последних пред тем династий, благодаря своей слабости, выпустили власть из своих рук, страна поделилась на несколько независимых уделов, правители которых обессиливали государство своим соперничеством. Этим воспользовались гиксы, сделали нападение на Египет и при помощи инородцев покорили страну и завладели престолом. Первое время владычества гиксов ознаменовалось всевозможными проявлениями дикого варварства, грабежами и убийствами; но мало-по-малу культура покоренной страны оказала свое цивилизующее влияние на завоевателей, они подчинились ей и двор новой династии вполне принял обычный египетский вид, со всею пышностью и роскошью двора фараонов. При одном из представителей этой династии, именно Апапи II, и правил Иосиф Египтом. Только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презираемых природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. При нем пастушеская династия достигла высшего своего блеска, и страна после смут стала вновь оправляться в своем внутреннем благосостоянии. Но вместе с тем в природных египетских князьях, находившихся в подчинении фараону, стали замечаться политические движения, направленные к освобождению страны от чужеземцев. Предчувствуя опасность, пастушеская династия естественно заботилась о том, чтобы упрочить свое положение и покровительствовала инородцам, раздавая им для поселения лучшие участки земли с тою целью, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить и тот факт, что фараон Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам один из богатейших округов страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Амоса. Гари Холл Исторический и культурный фон Пророческое служение Амоса пришлось на одну из лучших эпох в истории Изариля – время политического и экономического взлета страны. Эта пора была названа Золотым, или, по крайней мере, Серебряным веком Израиля. 983 Иеровоам, сын Иоаса (1:1; Иеровоам И), правил Израилем с 786 по 746 годы до н.э. Он был мудрым и талантливым монархом ( 4Цар.14:2329 ). Такое благоприятное время оказалось возможным благодаря политическому кризису в Ассирии: в это время страной управляли не лучшие цари. Кроме того, Ассирия была занята защитой северных рубежей, отражая атаки расширяющего свои границы государства Урарту. В 801 году до н.э. Ассирийская армия разрушила Дамаск, после чего устремилась еще дальше, на север, продолжая вести длительную и изнурительную войну с Хаматом. 984 Арамеяне были покорены ( 4Цар.14:2528 ). Египет и Вавилон переживали не лучшие времена. Длинные войны с Иудеей завершились. Благодаря этим обстоятельствам, Иеровоаму удалось восстановить былые северные и южные границы Израиля, к востоку от реки Иордан. Международная торговля развивалась и приносила в казну немалые доходы. В результате усилилась урбанизация общества, и купечество получило доступ к реальной власти. С земли были вытеснены крестьяне, бедное население страны росло, а вместе с ним росло притеснение бедняков (5:1012, 8:46). Среди высших слоев общества процветали всяческие пороки, которые проявлялись и в образе жизни (2:8, 4:1, 6:16), и в идолопоклонстве (8:14) и в половой распущенности (2:7). В результате коррупция охватила судебную систему, а справедливость перестала быть нормой общества. Южное царство Иудея, при правлении Узии (783742 гг. до н.э.) столкнулось с теми же проблемами. Благоприятные экономические обстоятельства этого периода подтвердились проведенными археологическими раскопками. Раскопки у Фирцы показали, что в десятом веке дома у людей были примерно одной площади. А в VIII веке в городе появились квартал с большими, дорогими домами и квартал с маленькими, близкостоящими друг к другу домишками. 985

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Софонии. Гари Холл Исторический и культурный фон Пророк Софония служил во времена правления царя Иосии (1:1), который взошел на престол в 640 году до н.э. в возрасте восьми лет ( 4Цар.22:1 ). Иосия царствовал до 609 года и был убит египетским фараоном Нехао в сражении у Мегиддона ( 4Цар.23:29 ). Если Софония пророчествовал в ранние годы правления Иосии (см. ниже), то он должен был родиться в темные дни страны, когда у власти стоял Манассия, нечестивый сын Езекии, много лет правящий Иудеей. Вторая половина VII века до н.э. была временем больших передряг в политике древнего Ближнего Востока. 1068 Могущественная Ассирия, которая в течение почти века контролировала землю Месопотамии, Палестины и даже Египта, стала ослабевать. Долгое правление царя Аснафара (668627) завершалось. Он распространил ассирийское господство дальше всех предыдущих монархов страны, после того, как отвоевал Фивы у Египта в 663 году до н.э. Но в 650 году Египет вернул себе независимость, а на юго-востоке страны восстал Вавилон. Аснафар восстановил контроль над Вавилоном, но вскоре после его смерти вавилоняне изгнали ассирийские войска со своей территории (в 625 году). Падение Ассирии произошло неожиданно быстро. Ассур был захвачен вавилонянами и мидянами в 614 году, а в 612 году пала Ниневия. Остатки ассирийского войска бежали в Харан, который пал в 609 году. Фараон Нехао поспешил на помощь Ассирии, но пришел слишком поздно. В 605 году вавилоняне одержали победу над египтянами в сражении при Кархемисе, после чего на Ближнем Востоке началась эра господства Вавилона. События, происходившие в Иудее, оказали большое влияние на падение и восстание месонотамских держав. Во время ассирийского господства, Иудеей правил Манассия, сын Езекии (687642). Он оставался вассалом Ассирии и воспользовался ситуацией, чтобы полностью сменить курс религиозных реформ, начатых его отцом. Его энергичное внедрение всякого рода языческих обрядов обеспечило ему титул самого злого царя Иудеи ( 4Цар.21:118 ). Ситуация в годы его правления была даже хуже, чем во времена правления хананеев, которые жили в Палестине до израильских завоеваний ( 4Цар.21:9 ). Манассия был рьяным приверженцем ассирийских языческих культов ( 4Цар.21:3 ) и даже практиковал жертвоприношения детей ( 2Цар.21:6 ). Его зло выходило за пределы религиозной сферы и проявлялось в преследовании невинных людей, возможно иудеев, продолжавших чтить единого Бога Яхве ( 4Цар.21:16 ). Возможно, в это время были убиты многие пророки, пытавшиеся проповедовать. Нам не известен ни один пророк, служивший в темные годы правления Манассии. Некоторые деяния Манассии были, безусловно, продиктованы его вассальным положением по отношению к Ассирии, но, похоже, он был готов идти дальше положенных требований. Если Софония родился в последнее десятилетие правления Манассии, то его имя указывает на веру родителей, которые, возможно, молили о Божьем вмешательстве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010