святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание Символ веры На церковнославянском    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.    И воскресшаго в третий день по Писанием.    И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.    И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.    Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.    Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. На современном русском    Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.    И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.    Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.    Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.    И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.    И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых. Его же царству не будет конца.    И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и сопрославляемого, говорившего через пророков.    В едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Скачать epub pdf Всенощное Бдение под святых Равноапостольных Константина и Елену Сегодня мы празднуем память двух замечательных святых – римского императора Константина и его матери императрицы Елены. Константина называют Великим, поскольку он как государственный муж сотворил воистину великие дела. Этот святой жил в начале четвертого века. Отец его был язычником, а мать тайной христианкой. Огромная Римская империя простиралась от Британских островов до Средиземноморья и занимала всю Европу, часть Азии и Африки. В то время она разделилась на области, каждая со своим правителем, которые между собой воевали. Отец Константина правил Британией и Галлией (современная Франция), и сын наследовал ему: как только отец умер, войска избрали его императором. Империя держалась на силе оружия, и воины, естественно, играли в ней самую большую роль. Императора выбирал не народ, а войска, поэтому власть не всегда переходила по наследству. Если наследник оказывался неугоден воинам – был трусом или человеком злым, жестоким, неблагородным или жадным, – то ему отказывали в правлении, часто даже просто убивали и выбирали из своей среды более достойного, как они считали, человека. В области, где царствовал Константин, отношение к христианству было мягкое, преследований никаких не совершалось. В другой части империи быть христианином значило рисковать жизнью. И в такой междоусобице промысел Божий уготовал Константину особую роль – победить всех противников христианства. Перед решающей битвой со своим противником он помолился Богу, чтобы Господь открыл ему Свою волю и укрепил его на борьбу. И на небе явился крест и надпись: «Сим победиши». Тогда император велел на всех знаменах вышить и на всех доспехах начертать изображения креста и пошел в битву. Он разбил наголову своего врага и стал императором всей Римской империи, объединил ее под свое начало. Перед этим он издал Миланский эдикт, дающий христианству равные права со всеми другими религиями. Раньше римские законы предписывали хватать христиан, заставлять их отречься от веры и, если они не отрекались, применять пытки, а тех, кто оставался верен Христу, умерщвлять любым способом: можно было распять их на кресте, отдать на съедение зверям или рыбам-муренам, утопить, содрать кожу – как сочтет нужным правитель той области, в чьи руки они попали. А Константин дал христианам хотя и не полную пока свободу, но прекратил гонения, и сразу Церковь стала бурно расти, новые и новые люди обращались ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Глава 34. Чтение и толкование Священного Писания К числу необходимых пастырских навыков принадлежит умение донести до своих прихожан Слово Божие. Пастырь должен научить их не только читать и толковать Священное Писание, но и любить его. Исследуйте Писания, – говорит Иисус Христос, – ибо вы думаете чрез них иметь Жизнь Вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5:39 ). Священное Писание, свидетельствующее о Христе непосредственно, и Священное Предание, являющееся плодом действий Духа Святого и являющее нам Иисуса Христа в общине верных как мистическом Теле Его – это по сути двуединая основа, на которой стоит Церковь Христова. Оба этих начала – Священное Писание и Священное Предание – неразрывно связаны между собой. Они присутствуют во всяком проявлении Церкви, во всяком богослужении. Нельзя понять православной вечерни, утрени и в особенности Божественной литургии, нельзя понять смысла Таинств, и прежде всего таинства Евхаристии, не зная ничего о Псалмах, о Песни Богородицы, о молитве Симеона Богоприимца, о словах Иисуса Христа, произнесенных на Тайной Вечере. Всякое действие Церкви неразрывно связано со свидетельствами Священного Писания, и пастырю всегда следует неустанно напоминать об этом. Кроме того, отрывки из Евангелий и Посланий апостольских звучат на каждом из церковных собраний. Для многих из прихожан посещение церковных служб – единственная возможность слышания Слова Божия. Поэтому на пастыря, читающего Евангелие, как и на псаломщика, читающего Апостол, ложится особая ответственность – донести до верующих те слова, которые Сам Господь вложил в уста человеческие, чтобы обратиться с ними к людям. Поэтому, при соблюдении всех установленных Церковью правил чтения, нужно избегать какого бы то ни было «концертного» исполнения священных текстов, при котором их непосредственный смысл может быть утрачен. Правила эти преследуют цель выразить наше благоговейно-трепетное отношение к тексту Священного Писания, однако «охранительный» момент не должен быть самоцелью. Некоторые священники прочитывают Евангелие дважды – по-церковнославянски и по-русски. Другие стараются несколько руссифицировать текст, чтобы сделать его более понятным. Третьи подробно останавливаются на нем в своей проповеди. Как бы то ни было, текст Священного Писания должен быть донесен до слушателей, включая и таких, которые не имеют достаточных навыков к усвоению принятого церковного языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Глава I 1. Предварительные замечания о происхождении рассматриваемых религий.-Предки Будды.-Исторические и мифические свидетельства о его рождении. – Детские и отроческие годы Будды.-Душевный переворот и бегство в уединение.-Озарение аскета.-Победа над искусителем и первая проповедь 2. Происхождение Мохаммеда. – Впечатления детства.– Путешествие и женитьба.-Значение иудейства и христианства для склада его религиозных верований.-Влияние на них же эпилепсии «про­рока».– Первые его неудачи в распространении новой веры.– Несколько замечаний о нравственных качествах Мохаммеда сравнительно с Буддой 3. «Книга родства И. Христа».-Его происхождение «от Духа Свята и Марии Девы». – Безгрешность Богочеловека. – Его дет­ство и отрочество.-Крещение от Иоанна.-Искушение от диавола. – Значение этих событий.-Аналогичность священных повествований в рассматриваемых религиях и соображения в пользу божественности христианства Глава II 1. Буддийское учение об искуплении.-Уничтожение каст.– Причины успеха проповеди Будды.-Монашество.-Противники Будды.-Буддизм и браминство.-Взгляд на буддийскую этику 2. Мохаммед-проповедник единобожия.-Политическое значение его проповеди.-Геджра, и значение этого события в жизни Мохаммеда. – Отношение Мохаммеда к христианству. – Фатализм.-Коран.-Учение об Аллахе.-Средства распространения ислама.-Последние дни Мохаммеда.-Заключение 3. Выступление Господа Иисуса на проповедь. – Характери­стика Его учения по сравнению с буддийским и мохаммеданским.-Проповедь о царстве небесном.-Христианское «обращение“. – Искупление и его отличие от буддийского. – Чудеса Христовы, возражения против чудес, отличие последних от мусульманских.-Общее заключение о рассматриваемых религиях Глава III 1. Кончина Будды. – Его обоготворение. – Характеристика Будды.-Общественно-государственное значение буддизма.-История буддийской «церкви»: соборы, составление канона свв. книг и монашеских правил. – Светлые и черные дни буддизма. – Его распространение в Китае и в Японии. – Расколы. – Ламаизм.-Далай- и богдо- ламы.-Религиозный механизм 2. Смерть Мохаммеда.-Его внутренние качества и внешний облик.-Религиозный фанатизм мусульман и победы их над христианами. – Первые калифы. – Омайяды и Абассиды. – Турки Османлисы. – Падение Константинополя. – Эволюция исламского вероучения.-Реформаторское движение в мусульманском мире и порожденные реформой секты.-Гадания о будущем ислама 3. Несколько предварительных замечаний о бесценном значении принесенной Христом жертвы. – Глубина прародительского грехопадения и его тяжкие последствия.– Невозможность «культурного» самоискупления,– искупления посредством ангела или какого-либо другого тварного существа и потребность в Искупителе-Богочеловеке. – Вопрос о причине страданий Искупителя.– Их добровольная неизбежность и необыкновенная тяжесть.– Решение возражений против Божия правосудия и страдания Невинного за виновных. – Смерть и воскресение Христовы. – Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Список литературы 1 . Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста , архиеписко­па Константинопольского и его пастырская деятельность. Изд. 2-е. СПб., 1874. 2 . Бажанов М., прот. Св. Иоанн Златоуст  и его пастырская деятельность в Антиохии. Казань, 1907. 3 . Библейская энциклопедия. М., 1990. 4 . Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 1–4: М., 1994. 5 . Брендле Р. Иоанн Златоуст . Проповедник, епископ, муче­ник. М., 2006. 6 . Диалог Палладия, епископа Еленопольского с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епис­копа Константинопольского, Златоуста/Вступительная статья, пе­ревод с древнегреческого, комментарии А.С. Балаховской. М., 2002. 7 . Гидулянов П. В. Восточные патриархи в период первых все­ленских соборов. Ярославль, 1898. 8 . Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон. 2005. 9 . Древний патерик, изложенный по главам. М., 1991 (Реп­ринт. воспроизведение изд. 3-го. М., 1899). 10 . Доброклонский А. Сочинение Факунда, еп. Гермионского в защиту трех глав. М., 1880. 11 . Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древ­ней Церкви III–VIII вв./Ученые записки Православного универ­ситета ап. Иоанна Богослова. М., 1998. 12 . Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. 13 . Зарин С. Аскетизм. М., 1996. 14 . История Византии. В трех томах. М., 1967. Т. 1. 15 . Казанский П. С. История православного монашества на Во­стоке. Ч. 1–2. М. 2000. 16 . Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994. 17 . Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. 18 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. Париж, 1947. 19 . Св. Климент Александрийский . Педагог. Ярославль, 1890. 20 . Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. СТСЛ, 1992. 21 . Кременечский А., свящ. Место блаженной кончины и по­гребения св. Иоанна Златоуста  и Василиско-Златоустовский обще­жительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 1908. 22 . Лебедев В. Подробное описание жизни и пастырской дея­тельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинополь­ского. М., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Стивен Рансимен Книга II. Церковь под владычеством оттоманских султанов Глава 1. Новая жизнь Во вторник 29 мая 1453 г. старая история закончилась. Последний наследник Константина Великого лежал сраженный на поле битвы; в город, основанный Константином как столица христианской Империи, триумфально вошел иноверный султан. Не было больше императора, который бы правил в Священном Дворце, символизируя верующим Востока величие и власть Всемогущего Бога. Константинопольская церковь , которая в течение более тысячи лет была в союзе с православным государством, стала Церковью подвластных людей, зависящих от прихоти хозяина-мусульманина. Вся ее деятельность, взгляды и весь образ жизни должны были претерпеть коренные изменения. Изменения были основательными; правда, они не были столь кардинальными, как может показаться на первый взгляд. Уже много веков исторические патриархаты Востока – Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, за исключением недолгих перерывов, находились под политической властью мусульманских правителей. Когда турки завоевали области Малой Азии в XI в., там уже были общины, принадлежавшие Константинопольскому патриархату, которые жили под владычеством мусульман. В течение последних десятилетий быстрое распространение Оттоманской империи в Европе и Азии увеличило их количество, и к 1453 г. основная часть паствы патриарха находилась во владениях султана. Было также много греческих земель, которые с некоторых пор перешли в руки латинян и которым было суждено еще некоторое время находиться под их властью. Хотя генуэзцы и потеряли большую часть своих греческих колоний сразу после 1453 г., они удерживались на о. Хиосе до 1566 г.   247  Венецианцы владели крепостями на Пелопоннесе и на некоторых островах Эгейского моря еще в XVI в.; Критом они владели до 1669 г., аТиносом до 1715 г. Кипр, который при падении Константинополя еще был самостоятельным королевством, находился в руках венецианцев с 1487 г. до 1570 г. 248 Итальянское герцогство Архипелага продолжало свое существование до 1566 г., когда турки поставили там герцогом своего вассала-еврея.   249  Рыцари Св. Иоанна владели Родосом до 1522 г. 250  Ионийские острова вдоль западного берега Греции никогда не перешли под власть турок. Они оставались в руках венецианцев до конца XVIII в., когда были завоеваны французами и затем перешли к англичанам, которые передали их Греческому королевству в 1864 г. 251  Таким образом, оставалось еще несколько провинций, на которые власть патриарха распространяться могла не всегда. Тем не менее, с некой точки зрения церковное управление и дисциплина патриархата выиграли от турецкого завоевания, потому что широкие границы его территории были снова объединены под одной гражданской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп Шафф (протестант) Глава II. Иисус Христос § 14. Источники и литература Источники Сам Христос ничего не написал, однако предоставил неистощимый материал для книг и гимнов благодарения и хвалы. Книга, автором которой Он является, – это живая Церковь искупленных. Он положил начало религии живого духа, а не религии письменных правил наподобие закона Моисеева. (Его письмо к царю Эдессы Авгарю, воспроизведенное Евсевием в «Церковной истории», I, 13, – жалкая подделка.) Но Его слова и дела были записаны самыми честными и надежными свидетелями, какие когда–либо прикасались пером к бумаге. I. Достоверные христианские первоисточники. 1) Четыре канонических евангелия. Независимо от их происхождения и датировки, они, по существу, рисуют один и тот же образ божественно–человеческой жизни и личности Христа, являющий собой крайнюю противоположность вымышленному Христу апокрифических евангелий. Этот образ невозможно было выдумать, и уж тем более – неграмотным галилеянам. Им никогда бы не пришло в голову писать книги, если бы они не получили Господнего вдохновения. 2) Деяния Луки, апостольские послания и Откровение Иоанна. Будучи независимыми от записанных евангелий, эти книги принимают за факт основные события евангельской истории, в особенности распятие и воскресение, и изобилуют упоминаниями об этих фактах. Четыре послания Павла (Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам) признают подлинными даже самые рьяные критики–либералы (Баур и тюбингенская школа), и на основании одних этих книг можно восстановить большую часть жизни Христа. (См. признания Кейма, Gesch. Jesu υ. Naz., I. 35 sqq.) II. Апокрифических евангелий существует довольно много (около 50) – некоторые из них известны лишь по названию, другие сохранились фрагментарно, – они датируются II и последующими столетиями. Отчасти это еретические (гностические и евионитские) извращения или искажения подлинной истории, отчасти – невинные плоды воображения или религиозные сюжеты, призванные связать воедино разрозненные периоды жизнеописания Христа и удовлетворить любопытство людей относительно Его семьи, Его детских лет, Его последних дней, а также содействовать прославлению Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Христианское образование через литургический опыт Предисловие Лекции, собранные в этой книге, были прочитаны в течение последних двадцати лет для разных групп православных преподавателей. Они представляют собой своего рода введение в изучение православного богослужения и его места в религиозном образовании. По моему мнению, православная вера лучше всего выражена в богослужении, и истинно христианская жизнь это – исполнение благодати, видения, учения, вдохновения и силы, которые мы получаем в богослужении. Поэтому именно в этой органической связи литургической жизни Церкви и ее учительной функции мы находим принцип религиозного обучения, свойственный лишь Православию. Мы все еще далеки от полного применения и выполнения этого принципа. Но если эта книга напомнит людям, ответственным за религиозное образование наших детей, в чем состоит их самая важная и насущная задача, то свою задачу она выполнила. Прот. Александр Шмеман Июнь 1974 года Литургия и образование 1 В первые дни Церкви, когда «христианами не рождались, а становились» ( Тертуллиан ), оглашаемый до присоединения к Церкви должен был пройти длительный период катехизации, то есть приготовления к таинству Крещения. В начале II века в Риме, например, такой подготовительный период длился два года. В то время казалось очевидным, что человек может стать членом Церкви только тогда, когда узнает и усвоит ее учение, вполне поймет ее законы и жизнь. Во времена миссионерской экспансии христианства крещение взрослых было общим правилом, но по окончании этой эпохи в норму вошло крещение младенцев, и тогда катехизация естественно стала формой послекрещальной подготовки членов Церкви. В западных церквах катехизация остается необходимым условием для «конфирмации», то есть для таинства Миропомазания, совершаемого в раннем отрочестве. Православная Церковь сохранила традиционную связь между Крещением и Миропомазанием, рассматривая их как двуединое таинство, в котором верующий становится членом Церкви. Хотя Православные Церкви не выработали обязательной формы катехизации после Крещения, везде принято, что дети должны получить христианское воспитание и образование. Это всеобщее убеждение показывает, что преподавание правил христианской веры и жизни членам Церкви органическая – и существенная часть церковной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Часть третья. О богослужении Отдел первый. Об общественном богослужении Службы общественного богослужения (вечерни, повечерия полунощницы, утрени, часов, литургии и др.) слагаются из троякого рода молитвословий, иначе служб. Одни молитвословия приспособлены к известным часам суток, сообразно с воспоминаемыми в то время событиями (службы суток); другие приспособлены к дням седмицы, сообразно с воспоминаниями дней ее (службы дней седмицы); третьи приспособлены к дням года и воспоминаниям событий, соединяемым с днями его (службы дней года). Службы дневные по прошествии дня, службы седмицы по прошествии седмицы и службы года по прошествии года начинаются и следуют снова подобно тому, как в прежний день, подобно тому, как в прежнюю седмицу, как в прежний год. Отсюда весь ряд служб дня называется кругом служб дневным, весь ряд служб седмицы и весь ряд служб года именуются кругом служб седмичным, годичным (Книга Правил св. апостол и Соборов. Правило Григория Нисского прав. I-e). Молитвословия круга дневного, назначенные Православною Церковью для служб в известные часы дня (например: на вечерне псалом: «Благослови душе моя Господа») неизменны почти во все дни в году. Посему эти молитвословия (приличные часу, в который совершается служба, и – воспоминаемым на службе священным событиям) составляют как бы основание божественных служб, и от этих молитвословий вседневные службы общественного богослужения носят свои названия, именно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы и литургия (иначе обедня – служба до обеда). Молитвословия круга седмичного на каждой службе (например: на вечерне – стихиры, на утрени – канон и др.) изменяются с каждым днем седмицы, так как каждому дню седмицы усвоены особые воспоминания, например, в Неделю – воскресение Господне, в понедельник – бесплотные силы и т. д. 268 . Молитвословия круга годового изменяются с каждым днем года; так как каждому дню года Православной Церковью назначены особые воспоминания 269 , так что в годовом кругу в каждое число каждого месяца воспоминаются в службах особые события. Кроме того, Православная Церковь воспоминает известные события в разные годы не в одни и те же числа месяца, даже и не в одном и том же месяце. Дни богослужения, бывающие не в одни и те же числа года, а в разные, называются подвижными днями богослужения. Так, например – Неделя ваий, которая бывает за седмицу до Пасхи, день Пасхи, Преполовение, Вознесение Господне, Пятидесятница, Неделя Всех Святых суть праздники подвижные. Дни же богослужения, в которые бывают воспоминания известные во все года в одни и те же числа месяца, называются неподвижными праздниками и днями богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При распространении грамотности и развитии народных школ ощущается насущная нужда в религиозно-нравственных книгах. Наш православный крестьянин – вообще человек набожный; он дорожит своею верою и своею церковью по наследству, от своих благочестивых предков. По его взгляду, дело обучения только и должно заключаться в знании истин веры и церкви и правил нравственности. Другим наукам он пока еще не видит ясной цели в своем быту. Вот от чего, как это мы сами знаем по опыту, светская книга, как бы ни была прекрасно составлена, неохотно прочитывается крестьянином; и если его сын – ученик примется читать ее, то он остается недоволен и им самим и тем, кто заставил его читать. В сих видах составлена предлагаемая книга. И книг религиозно-нравственных в последнее время издано немало; но они большею частью заключают в себе или один предмет догматический, или церковный, или нравственный, или один из сих предметов делится в них на множество отделов (книг), что, конечно, неудобно для цельного узнания предмета и в деле приобретения книг. В предлагаемой книге мы, по возможности, старались поместить все, что особенно должно быть дорого для нашего православного народа, и в возможно-цельном составе. Книга разделяется на три части в первой содержится изложение догматов православной веры; во второй – объяснение православного богослужения, таинств церковных и чина погребения усопших; в третьей – собраны примеры и правила веры и нравственности. Чтобы изложение догматов веры было более вразумительно, мы к пояснению их избирали примеры из четь-минеи, как книги, особенно уважаемой народом. В объяснении православного богослужения мы старались сперва представить в общем составе каждую службу и преимущественно обращали внимание на разъяснение богослужебных действий и тех молитвословий, кои чаще всего поются или читаются в церкви. С сею целью молитвословия сии представлены в славянском тексте с переводом на русский язык. Из примеров веры и правил нравственности мы избрали преимущественно те, которые всего более могут служить руководством в быту народа. Вообще мы старались, чтобы книга наша могла служить справочною и руководственною книгою для нашего православного народа. Мы сочли бы себя счастливыми вполне, если бы Господь благословил чрез нее посильно послужить великому делу просвещения православного народа русского. Часть Первая. О вере православной

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010