Иван Никольский См. также Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) Содержание I. II. А. Б. Самостоятельные толкования Пидалиона. III.     ϑνεται μν πσα νας πηδαλω, Ββλ δ τδε πσα κκλησα, σοι τ καννι τοτ στοιχσουσιν. Ερνη π» ατος και λεος – Γλ. 6, 16. Представленный выше эпиграф, взятый из самой книги, о которой мы имеем говорить, не по мысли только верен, не по отношению только к правилам Апостольским, соборным и отеческим, изложение которых составляет существеннейшую часть книги и которые всегда составляли и составляют истинное правило Христовой церкви на земле, но и буквально соответствует действительному положению самой книги в православной греческой церкви. Современная греческая церковь на самом деле управляется Пидалионом. Изданный по одобрению константинопольского патриаршего Синода, после предварительного рассмотрения лучшими дидаскалами и канонистами греческой церкви, Пидалион, с самого появления своего в свет, принят был в руководство в константинопольской патриархии, «сопричислен, говоря словами эконома и хартофилакса этой патриархии, к древним номоканонам, из которых составлен и которыми пользовалась православная церковь и до него и после. 1 О современном общем употреблении Пидалиона в греческой церкви словом и делом свидетельствует Ралли в своей Синтагме: «в тексте правил, говорит он, мы старались не удаляться, сколько было возможно, от употребительного в нашей церкви Пидалиона, а встречающиеся в нем ошибки (λϑη) вообще старались исправлять по трапезундскому кодексу, 2 неоспоримое преимущество которого перед всеми другими кодексами доказывает, говорит Ралли в другом месте, каждая страница его Синтагмы. 3 Тем не менее Ралли, заимствуемые из этого уважаемого источника исправления, помещает в своем издании в большей части случаев не иначе, как в виде замечаний или разночтений внизу страниц, оставляя таким образом неприкосновенным, повторим – в большей части случаев, текст Пидалиона. Исключение допускается в соборах сардикийском и карфагенском по особенным причинам, которые тут же и объясняются. Далее – «во всех ссылках (παραπομπς) на правила, говорит Ралли, мы следовали счислению Пидалиона, как наиболее употребительного у нас, хотя и отличающегося иногда от счисления Синтагмы Фотия и толкователей, прилагая, однако же, всегда и это для удобства приискивания правил как в Пидалионе, так и в нашем издании, где за главное счисление мы приняли Фотиево». 4

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Источники и пособия Азаревич, Д . История византийского права. Ярославль. 1876–1877. Beveregius. Synodicon sive Pandecta canonum. 1672. Бенешевич, B. Канонический сборник 14 титулов со второй четверти 7-го века до 883 г. К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. С.-Петербург. 1905. Приложения. С.-Петербург. 1905. Бердников, И. Краткий курс церковного права православной церкви. Выпуск первый. Об источниках церковного права и собраниях церковных правил. Казань. 1903. Biener. Das canonische Recht der griechischen Kirche. Kritische Zeitschrift für Rechtswissenschaft und Gesetzgebung des Auslandes. Bd. XXVIII. De collectionibus canonum ecclesiae graecae. Berolini. 1827. Боголепов, H. Учебник истории римского права. Москва. 1895. Woelli et Justelli. Bibliotheca iuris canonici veteris. Демидов, B. Характер и значение толкований на канонический кодекс греческой церкви – Аристина, Зонары и Вальсамона. Правосл. Обозр. 1888. Hefele, С. Conciliengeschichte. Freiburg. 1873. Heimbach νκδοτα. 1838–1840. Griechisch-römisches Recht im Mittelalter und der Neuzeit. Allgem. Encykl. der Wissensch. u. Künste V. Ersch. u. Gruber. Bd. 86. Hergenröther, Ph. Photius, Patriarch von Constantinopel. Regensburg. 1861. Ducange. Glossarium Graecit. Append. II. Заозерский, H. Происхождение и образование византийского Номоканона. Чтение в Общ. Люб. Духовн. Просв. 1882. Ч. I. Иоанн , арх. Опыт курса церковного законоведения. Т. I и II. СПБ. 1852. Книга правил св. Апостол, св. соборов вселенских и св. Отец, изд. Св. Синодом. СПБ. 1839. Красножен, М. История образования канонического кодекса греческой церкви от начала его возникновения до эпохи введения на Руси христианства. Юрьев. 1909. Krumbacher. Geschichte der byzantischen Literatur. München. 1891. Лавров, А. Печатное письмо к А. С. Павлову . Москва. 1876. Митюков. Курс римского права. Киев. 1883–1884. Mortreuil. Histoire du droit byzantin. Paris. 1853. Нарбеков, В. Номоканон Фотия с толкованием Вальсамона. 2 части. Казань. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 3 – Церковное Благочестие Поведение в храме О БЛАГОЧЕСТИИ . Под церковным благочестием следует понимать отношение к храму, к святыням, которые в нем находятся, отношение к самому себе как к участнику церковных богослужений, как к христианину, как к дому Святого Духа. Церковное благочестие – отношение к богослужению, к иконам, ко всем предметам, которые так или иначе связаны с христианским вероучением. Церковное благочестие – это система правил, канонов, традиций, принятых Православной Церковью. Конечно, церковное благочестие начинается с отношения к храму. Если человек приходит в храм с благоговением, безусловным уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой. И, конечно, вне зависимости от того, умеет ли такой человек вести себя в храме, он не будет чувствовать себя здесь чужим. Но не следует пренебрегать и правилами церковного благочестия. ПЕРЕД ВХОДОМ . Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают прежде всего на его святые купола и кресты. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. Нужно заметить, что все православные храмы, по крайней мере в России, по древней традиции сориентированы на восток. Встречаются и отклонения, но они обусловлены необходимостью вписаться в городскую застройку или другими причинами. Есть храмы, которые сориентированы с юга на север, но это исключение из общих русских православных правил. Поэтому, говоря о храме и употребляя такие понятия, как “западная стена”, “северная стена”, “южная стена”, мы подразумеваем, что такой храм ориентирован по традиции, то есть алтарь выходит на восток, а вход напротив алтаря с запада. ВНУТРИ ХРАМА . Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Не обязательно каждую святую икону целовать, но нужно ощущать себя как в святом месте. Необходимо оставить все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви, за порогом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св. Писания Классический труд по экзегетике. Как бы сжатое изложение патристической и средневековой экзегезы. Тихоний Африканский в своём труде пытается преодолеть библейские противоречия и объяснить трудные места Библии. Он предлагает 7 правил, с помощью которых толкователь Библии может разрешить эти вопросы. В Библии к одному и тому же предмету прилагаются часто противоположные признаки, поэтому слово, обозначающее предмет, может относиться к другому, которое этому предмету подобно. В данном случае используется метафорический оборот. Такие явления в Библии следует толковать при помощи 1, 2, 4, 6, 7 правил. 1 правило — de Domino et corpore Eius (О Господе и Его Теле). Правило рассматривает библейские слова, в которых Иисус Христос ассоциирует Себя со Своим Телом – Церковью. Тихоний говорит, что если о Христе говорится в Писании нечто, несогласуемое с Его Божественностью и святостью, то в данном случае надо разуметь не Его личность, отдельную от Церкви, но общество Его последователей. 2 правило — de Domine corpore bipartito (О раздвоении Господнего Тела). Данное правило утверждает, что всякий предмет может иметь двойной нравственный характер. 3 правило — De promissis et lege (О законах и Законе). Правило посвящено вопросу оценки Закона апостолом Павлом. Тихоний учит разделять два закона — закон человеческий и Закон Божественный. Противоположные о законе изречения апостола Павла относятся не к одному предмету, а к разным. Добрые отзывы апостола Павла касаются Закона Божественного, а отрицательные говорят о бессилии закона человеческого для спасения. 4 правило — De specie et genere (О частях и общем). Это правило говорит, что библейской речи свойственно сливать идею с её представителями. 5 правило — De temporibus (О временах). Правило содержит попытку объяснить цифровые расхождения в Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

С ЧЕМ СВЯЗАНО СТОЛЬ ЧАСТОЕ УКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В НАШИ ДНИ ОТ МНОГИХ САМЫХ НЕОБХОДИМЫХ ПРАВИЛ И УТВЕРЖДЕНИЙ НАШЕЙ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет в одном письме своем, что скорби всегда постигали стадо Христово: вначале было явное гонение на христиан, затем гонители стали требовать не отречения от Христа, а принятия ересей. «Далее, – говорит святитель Игнатий, – гонение сделалось еще тоньше: оставлено на произвол верование во Христа, а отвергнуто жительство по заповедям Христовым; принято жительство противоположное им, отчего вера никак не может перейти из вводной в деятельную, тем менее в живую, т.е. в духовную. Вера без дел веры, т.е. без исполнения заповедей Христовых, мертва. Самые вводные познания ее остаются для человека крайне темными и сбивчивыми, как не объясненные в нем и ему деянием, паче – Духом Святым. В этом состоянии сбивчивости и темноты мы видим в настоящее время многих, считающих себя христианами и даже учителями Христовой Церкви, – из них иной не верит чудесам Христовым, исчисленным в Евангелии, другой верит одной части учения Христова, а другую отвергает, иной не верит существованию демонов: опять иной думает, не умея различать дела веры от дел естества, что все спасутся за свои добрые дела и проч. и проч. По этой причине весьма редко можно слышать истинное Слово Божие из уст человеческих, хотя и часто можно слышать поддельное. Глад слышания Слова Божия – вот бедствие, несравненно тягчайшее бедствие всех бедствий, которые когда-либо были попущены на христиан» письмо 54]. «Состояние наше, по причине недостатка в руководителях, в живых сосудах Духа, по причине бесчисленных опасностей, которыми мы обстановлены, достойно горького плача, неутешного рыдания. Мы бедствуем, мы заблудились, и нет голоса, на который могли бы выйти из нашего заблуждения: книга молчит, падший дух, желая удержать нас в заблуждении, изглаждает из нашей памяти и самое знание о существовании книги. Спаси мя, Господи, взывал пророк, провидя пророческим духом наше бедствие и приемля лице желающего спастись, яко оскуде преподобный ( Пс. 11:2 )! Нет духоносного наставника и руководителя, который непогрешительно указал бы путь спасения, которому желающий спастись мог бы вручить себя со всей уверенностью!

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Юношам и девицам возрастающим под священным покровительством благочестивейших государынь императриц Елисаветы Алексеевны и Марии Феодоровны во спасение души посвящает придворного собора протоиерей Григорий Мансветов Семейства и домы первых христиан были истинные Церкви Христовы и Храмы Господни. Св. Афанасий к пустынникам о возвращении своем из изгнания. Предуведомление Предлагаемое здесь сочинение под названием: Обязанности домашнего общества по разуму исполнителей Слова Божия, древних христиан, сначала было ничто иное, как случайное только собрание мыслей, которые встречались мне, при чтении церковных писателей. Это были три или четыре тетрадки, написанные без всякого намерения, привести в надлежащий порядок мысли и составить нечто целое. Спустя уже десять лет, одна достопочтенная особа, увидев рукопись, заметила, что она может быть полезною для всех христианских читателей, если надлежащим образом расположу мысли Святых отцов и, где нужно, объясню своими рассуждениями. Я воспользовался сим замечанием, и смотря по предмету, разделил мысли одни от других; из некоторых мест извлек только сущность и расположил по своему; в других объяснил советы великих учителей Церкви; иногда приноровлялся к духу нашего времени, не отступая однако от их намерения и от духа истины, который царствует в их творениях. Я позволил себе, мысли Святых отцов и прочих церковных писателей подкреплять властью Священного Писания . И поскольку Слово Божие есть единственный источник, из которого они почерпали свои чувствования: то и я думаю, что сии изречения Духа Святаго не сделают излишества в их рассуждениях, между тем как моему сочинению придадут более силы. Мне также показалось сколько естественным, столько и полезным, к учению святых присоединить пример их поведения. Дела говорят громче, нежели слова, и глубже проницают в сердце. Единственная цель, которую я имел и должен иметь (поскольку пишу для всех возрастов и состояний) есть та, чтобы сия книга, не пугая строгостию правил, была способна к нравоназиданию ближнего и, научая быть истинными христианами, не отвергала правил благоприличия, которого требует от нас свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

(Библиологический очерк) Понятие «Закон Моисеев» ( Лк.24:44 ), столь неотделимо связанное с Пятикнижием, едва ли не самым характерным и типичным образом выражается в средней книге Пятикнижия – в книге Левит. Эта третья книга Пятикнижия в принятом еврейском тексте Библии названа–подобно другим частям Пятикнижия–по первому слову первого стиха 1-ой главы Вайикра (vajikra, «И позвал»), в предании же иудейском она именуется соответственно главному своему содержанию и основному характеру а) торат-коганим, torath kohanim, «закон священников», поскольку ближайшими и главными исполнителями священных действий и правил, предписываемых этою книгою, являлись священники и левиты; и б) торат-корбанот, torath-korbanoth, «закон жертв, приношений», поскольку первым и важнейшим пунктом законодательства 3-ей книги Пятикнижия являются прежде и более всего жертвы и священные приношения вообще. Первому из этих еврейских традиционных названий 3-ей книги Пятикнижия соответствуют названия ее в переводах: греческом LXX-mu: Λευιτικν (т. е. Βιβλον), латинской Вульгате: Leviticus (т. е. liber) и славяно-русском: «Левит». Всем этим названиям присуща та общая мысль, что содержание этой священной книги составляют входящие прежде всего в круг обязанностей священного Левиина колена отправления ветхозаветного богослужения или культа и вообще богослужебно-обрядовые формы ветхозаветной религии, с системою ветхозаветных жертвоприношений во главе. Книга Левит состоит из 27 глав и по содержанию своему может быть разделена на следующие пять главных отделов: 1) о жертвах разных видов, обрядах и способе их приношения (гл. 1–7); 2) о посвящении ветхозаветных священнослужителей и об обязанностях их служения (гл. 8–10); 3) законы ритуальной чистоты, частнее: постановления о чистых и нечистых животных, о разного рода случаях осквернения и средствах очищения, об очищении народа в его целом и самого святилища (гл. 11–16); 4) о личной чистоте и святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной и в отношениях народа Божия к другим народам (гл. 16–20); наконец, 5) о святости, порядке и нормальном отправлении богослужения и культа вообще, о священных временах и праздниках, о теократических приношениях и податях в пользу святилища и клира (гл. 21–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Исторические книги По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфири. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1 , четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского , Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфи и Царств 2 . Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов , – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая – Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский , – божественных писаний Ветхого Завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Эти двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса, сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каждый истинный русский-православный, будь он самый не сведущий в христианском учении и даже не строгий блюститель правил христианской церкви, как только вступит в сношения с евреем и особенно покороче познакомится с ним, не преминет сказать: «а как хорошо было-бы, Мошка, если бы ты сделался христианином» 1 . Мошка, привыкший уважать веру свою и считая ее особенно спасительною, так этим озадачится, что весь изменится, лицо его и вся внутренность, так сказать, покоробится, и уж непременно возопиет: «как это возможно мне изменить веру израильскую и принять другую веру – христианскую?! Ведь наша вера самая священная, она выше всех религий в мире, она. возвещена нам на Синае самим Богом, чрез великого нашего законодателя – пророка Моисея», и пойдет ораторствовать так, что речь христианина, особенно мало знакомого со свящ. Писанием, окажется безсильною в деле убеждения еврея в превосходстве христианской религии над иудейской. При такого рода препирательстве о вере, неопытный поборник христианства готов хвататься за все – за каждую книгу, которою бы мог доказать неверующему иудею превосходство христианской религии над иудейскою. Само собою разумеется, что такая книга не сразу найдется у него, и еврей, воспользовавшись этим, восторжествует в душе. Да если бы и нашлась такая поучительная книга, по которой можно было бы вразумить иудея, то она большею частью оказывается строго-ученою, поэтому не всегда доступною для понимания иудея. К тому же еврей, в подобных случаях, старается отрицать факты, изложенные христианским учителем веры, касающиеся Христа–Мессии. Книга же, написанная евреем, особенно если приводимые в ней факты–пророчества, относящиеся к Мессии, подтверждаются талмудом, ему всегда близка к сердцу и понятна уму. В предлагаемой книге есть немало таких фактов, здесь есть назидания православных пастырей и архипастырей, приводимых ими мне и другим евреям при собеседовании с ними о вере православной. Тут есть в свою очередь и возражения, делаемые евреями христианским наставникам из области талмуда. В силу всего сказанного, полагаем, не безполезно будет прочесть православному христианину, особенно пастырю церкви озаглавленную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010