Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4 449 Заглавия нет. Внизу показаны разности от него месяцеслова при апостоле импер. публичной библиотеки IX-X века Опущенные внизу числа показывают согласие обоих в памятях. Слова в тексте в скобах показывают, что их нет в апостоле, знак ап. также означает варианты апостола. Сентябрь. 450 1 Начало индикта и память Симеона столпника. 2 св. муч. Мамонта и иже во св. о. н. (ап. преп. о. н.) Иоанна Постника . 3 св. священномуч. Анфима. 4 св. священномуч. Вавилы и св. отроков. 5 св. прор. Захарии и св. муч. Фуфаила. 6 св. архистратига Михаила Хониата . 8 Рождество (Пресв.) Богородицы. 9 (св.) Иоакима и Анны. 12 Кунута (так) и Автонома. Суббота пред Воздвижением. 13 на Воздвижение честного древа (чтение). 14 Воздвижение честного креста. Суббота по Воздвижении. Неделя после Воздвижения и память Симеона, сродника Господня. 15 св. священномуч. (ап. св. мученика) Акакиеи (св. муч.) Никиты. 16 св. муч. Евфимии. 18 св. мучч. Трофима, Доримедонта и дружины их. 20 св. муч. Евстафия (и дружины его). 21 св. муч. Исаакия, еп. кипрского. 22 св. муч. Фуки (так) и дружины его. 24 св. первохуч. Феклы. 26 преставление (св.) Иоанна Богослова. 27 свв. мучч. Калутиана (калутианских) Александра, Зосимы и дружины их. 30 св. Григория великия Армении (ап. епископа Армении и иже с ним). Октябрь. 451 1 св. Домития и Романа. 2 св. священномуч. Киприана (и Иустины). 3 св. (священномуч. Ареопагита) Дионисия. 6 св. Фомы. 7 (свв.) Сергия и Вакха. 9 св. Иакова, брата Божия (?). 11 св. патриархов: Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 12 свв. мучч. Прова, Тараха и Андроника. 13 свв. мучч. Барпа, Павла и друживы. 14 свв. мучч. Гервасия и дружины. 18 св. ев. Луки. 20 св. муч. Артемия. 21 пр. Илариона. 23 Иакова, брата Божия. 24 св. Арефы и дружины. 25 свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). 26 св. (ап. великомуч.) Димитрия. 30 свв. мучч. Кириака и Астерия. Ноябрь. 452 1 св. бессребников (ап. свв. бесср. Космы и Дамиана). 2 свв. мучч. Акиндина, Аффония, Пигасия и дружины. 6 (св.) Павла исповедника. 7 свв. мучч. в Мелитине. 8 собор арханг. Михаила. 11 муч. Мины. 13 св. (Иоанна) Златоустого. 14 св. ап. Филиппа. 15 свв. исповедн. Гурия, Самона и Авива. 16 св. ап. и ев. Матфея. 17 св. Григория Чудотворца . 20 св. патриархов Максима и Геннадия. 21 Введение Пресв. Богородицы. 25 свв. отец Климента римского и Петра александрийского . 30 св. ап. Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Второе Послание апостола Петра Подлинность Послания Второе Послание апостола Петра, несмотря на происхождение своё от него и назначение тем же лицам, которым было писано первое Послание ( 2Пет.3:1 ), очень долгое время подвергалось сомнению в первенствующей Церкви и оспаривается у апостола Петра и в новые времена. О сомнении древних свидетельствует Ориген (in Ioann., р. 88), Дидим александрийский (Comm. in. hanc. ep. ad. fm.), Евсевий (H. eccl. III, 3 и 25), Амфилохий (у Григория Богослова Carm. 125), Иероним (De viris ill. с. 1). В древнем Сирском переводе Нового Завета этого Послания не было, в каталоге Муратория оно не упоминается, и у Западных писателей до конца 4-го века на него нет ясных указаний. Но у тех же самых и у других писателей есть указания на существование этого Послания и ссылки на него, как на писание апостольское [и с несомненностью можно увериться, что оно уже со второго века признавалось подлинным в Церкви александрийской. Под именем Петрова – и несомненного – его цитируют Ориген (in Iosuam hom. 7) и Дидим – вероятно, в зрелом возрасте отказавшийся от своих юношеских сомнений (Enarr. in ep Iudae), а Климент александрийский , кажется, писал на него своё толкование (Кассиодора Instit. div. litt. praef. et c. 8 – Фотия Biblioth. cod. 109). Затем идёт целый ряд свидетельств: Кирилла иерусалимского (Catech. 4), Афанасия александрийского (Synops et Orat. 2 contra Arian.), Григория Богослова (carm. 34), Илария (de Trinit. lib. 1), Августина (lib. 2 de Doctr. chr), Амвросия (De incarn. c. 8), Иеронима (lib. I, contr. Jovin). У Евсевия (Н. eccl. II, 23) оно причисляется к Соборным. Соборы лаодикийский (правило 60-е) и 3-й карфагенский (правило 47-е) считают его каноническим. Ефрем Сирин (Serm. contra impudic.) и Иоанн Дамаскин (1:4, с.18 De fide Orth.) свидетельствуют о веровании Церкви Сирийской; а очень ранние, хотя и не совсем ясные, ссылки на это Послание в Посланиях Климента римского (1 Сог. 7 и 11), в Пастыре Ермы (Vis. 3:7; 4:3), у Иринея (Adv. haer. 5:23.2), говорят о таком же веровании и признании этого Послания на Западе].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Глава 2. Жизнь человека в церкви и обществе Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно-Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость и философия Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя «мудрости человеческой» – «мудрости мира сего». Об этом много говорил апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2:4–5 ). Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: «Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог... юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:20–21 ). Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: «Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн,.. для эллинов же безумие» ( 1Кор. 1:22–23 ). Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному отрицанию ее. Уже во II-III вв. появилось стремление со стороны христиан ассимилировать, т.е. творчески усвоить достижения античности. Интенсивный поиск синтеза между христианством и эллинизмом вели, в частности, представители александрийской школы христианского богословия – Климент и Ориген . Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки – математика, геометрия, астрономия. Ориген впоследствии создал школу подобного рода в Кесарии Палестинской, где у него учился, в числе многих других, святой Григорий Чудотворец , оставивший в своей «Благодарственной речи Оригену » рассказ об энциклопедическом характере образования, которое получала христианская молодежь у Оригена:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава III. История источников церковного права А. На Востоке §9. Апостольские постановления и правила Первыми законодателями христианской церкви были Апостолы. По смерти их, христианские общины управлялись своими епископами по тем нормам, которые даны были в посланиях и преданиях апостольских и которых все держались с неизменною верностью, как общего и необходимого канона церковной жизни и дисциплины. Когда христианские церковные общины распространились далеко за пределы римской империи и когда поэтому возникла опасность забвения или искажения церковно-юридических норм, открылась потребность письменного изъяснения их, в форме положительных обще-обязательных правил: в конце III или начале IV вв. появляется несколько канонических сборников, содержание которых усвоялось самим Апостолам. Наиболее важными из них являются Апостольские постановления (Διαταγαс των υγων Αποστλων) и Апостольские правила (Καννες των γιων " Αποστλων). Апостольские постановления, в настоящем своём виде, представляют сборник из 8 книг, в котором соединены в одно целое три самостоятельных сборника, происшедшие в разные времена и от разных авторов. Первоначальное зерно постановлений Апостольских заключается в первых шести книгах. 12 К этому сборнику впоследствии были присоединены два других, в виде седьмой и восьмой книг его. Последний сборник (8-я книга), как самостоятельное целое, озаглавливаете: «Постановления св. Апостолов о расположениях»; по этому заглавию весь сборник из восьми книг получил название Апостольских постановлений. По времени происхождения первые 6 книг относятся ко второй половине III в., а две последние к IV веку. Церковные писатели IV в. (свв. Афанасий, Епифаний) говорят уже об Апостольских постановлениях, как об общеизвестной книге, и хотя не причисляют её к каноническим, однако же рекомендуют для чтения и объяснения в церквах. В 692 г. Трулльский собор, заметив, что в догматическом учении Ап. постановлений встречается нечто привнесённое еретиками, постановил, ради ограждения христианской паствы, «Климентовы постановления благорассмотрительно отложить» (прав. 2). Тем не менее составители церковно-юридических сборников продолжали пользоваться Апостольскими постановлениями, особенно 8-ю книгою их, в которой всего более содержится канонического материала. Отрывки из этой книги из греческих номоканонов перешли и в нашу печатную Кормчую. – На Западе Ап. постановления были мало известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Глава I Приветствие Коринфским христианам и похвала благочестию их до раскола между ними. Церковь Божия, находящаяся в Риме, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, званным, освященным по воле Божией чрез Господа нашего Иисуса Христа. Благодать вам и мир от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится. Внезапные и одно за другим случившиеся с нами несчастия и бедствия были причиною того, братья, что поздно, как думается нам, обратили мы внимание на спорные у вас дела возлюбленные, и на неприличный и чуждый избранникам Божиим, преступный и нечестивый мятеж, который немногие дерзкое и высокомерные люди разожгли до такого безумия, что почтенное, славное и для всех достолюбезное имя ваше подверглось великому поруганию Ибо кто, побывавший у вас, не хвалил вашей, всеми добродетелями исполненной и твердой, веры? не удивлялся вашему трезвенному и кроткому во Христе благочестию? не превозносил вашей великой щедрости в гостеприимстве? не прославлял вашего совершенного и верного знания? Во всем вы поступали нелицеприятно, ходили в заповедях Божиих повинуясь предводителям вашим, и, воздавая должную честь старшим между вами! Юношам внушили скромность и благопристойность; жен наставляли, чтобы они все делали с не укоризненною, честною и чистою совестью, любя, как должно, своих мужей, и учили их, чтобы они, не выступая из правила повиновения, пристойно распоряжались домашними делами, и вели себя вполне целомудренно. Буквально с греческого - странствующая, живущая на чужой стороне (ο). См. Поликарпа посл. к Филипп. 1. В этом выражалось сознание христиан, что они странники и пришельцы на земли (1 Петр. 2, II), которые здесь не имеют постоянного местопребывания и права гражданства, но живут в определенном месте этого мира, как временно поселившиеся чужестранцы. Писатель послания к Диогнету (гл. 5.) говорит, что христиане живут в своих отечествах, но как временные поселенцы (οο). См. 2. Климентово посл. гл. 5. Иные переводят: дела, о которых вы спрашивали. Но в таком случая вместо: (εεο υ) должно бы стоять; ( υ). И в этом выражении не заключается основание для обыкновенного предположения выказанного Котельером, Гефеле и др., будто коринфяне по своим делам обратились к Римской Церкви и ее епископу. На это и в других местах послания не встречается никакого намека; напротив, из 47 гл. видно, что сведение о коринфских беспорядках дошло до римских христиан так же, как и до римских язычников, именно по слуху.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

Глава седьмая. Мильтиад Предание церковное из всех апологетов второй половины второго века менее всего знает о Мильтиаде 279 . Мы знаем только трех доевсевианских писателей, упоминавших о Мильтиаде; сочинения двух из них дошли до нас только в извлечениях Евсевия, который, сверх своего обыкновения, не позаботился сохранить имена этих двух писателей, упоминавших о Мильтиаде. Кроме них, с Мильтиадом знаком Тертуллиан 280 . Он поставляет апологета в хро-нологическом порядке между св. Иустином и св. Иринеем и отзывается о нем неприязненно („ecclesiarum sophista»), ибо Мильтиад был решительный противник монтанизма 281 . Мильтиад – это единственный (кроме Афинагора) из известных нам греческих апологетов христианства II в., о котором Евсевий не делает никакого упоминания в своей „Хронике». Произошло это, по всей вероятности, оттого, что Юлий Африкан , „Хроникой» которого Евсевий пользовался при составлении своей „Хроники», не знал апологета Мильтиада. В V-й книге „Церковной Истории» (гл. 17) Евсевий говорит, „что и писатель Мильтиад написал книгу против вышеозначенной ереси (т. е. монтанизма); приводя некоторые слова монтанистов, он (не Мильтиад, но анонимный антимонтанистический малоазийский писатель) прибавляет: „это нашел я в одном сочинении, направленном против творения брата нашего Мильтиада, в котором он доказываете что пророк не должен провещать в исступлении, и представил их слова в сокращенном виде». – Мысль, что пророк не должен говорить в исступлении (экстазе), сколько известно, не была провозглашена до Мильтиада. И св. Иустин, и Афинагор думали об этом предмете иначе 282 . В этом Гарнак видит великое значение Мильтиада. „Он первый, говорит критике провозгласил в церкви II в. новую теорию о сущности истинного профетизма, – теорию, которой древнейшие апологеты еще не знают” 283 . Второе, приводимое Евсевием, свидетельство о Мильтиаде принадлежит перу римского писателя 284 . Этот анонимный писатель между прочим старается опровергнуть утверждение артемонитов, будто их христология господствовала в Риме в продолжение всего II-ro в. Он пишет: „Они (артемониты) говорят, что все древние мужи и даже апостолы приняли и учили так, как сами (артемониты) ныне учат, что истинная проповедь сохранялась до времени Виктора, который был тринадцатый от Петра римский епископ, и что истина была обезображена при его преемнике Зефирине. Слова их были бы, быть может, и вероятны, если бы не опровергались, во первых, божественным писанием, во вторых, сочинениями некоторых братий, появившимися до времени Виктора и написанными в защищение истины против язычников и против бывших в то время ересей: я говорю о книгах Иустина, Мильтиада, Татиана, Климента и многих других, которые все Христа называли Богом” 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Глава четвертая. Мелитон, епископ сардийский Мелитон в ряду апологетов христианства II в. замечателен как наиболее плодовитый писатель. Но церковное предание дает нам очень скудный известия об этом апологете. Имя Мелитона не упоминается ни в одном из сохранившихся до нашего времени литературных памятников II и III вв., так что с до-евсевианским преданием о Мелитоне мы знакомимся только чрез Евсевия, бл. Иеронима и бл. Феодорита. От этих писателей мы узнаем, что Мелитона между 190 и 230 гг. читали и почитали в Малой Азии, Александры, Риме и Карфагене. Так Поликрат, епископ Ефесский, в цитированном Евсевием письме к римскому папе Виктору (†190 г.) между прочими светилами малоазийской церкви упоминает „евнуха» 169 . Мелитона, который во всю свою жизнь был полон Святого Духа и почивает в Сардах, ожидая посещения небесного, в которое он воскреснет из мертвых” 170 . По словам Евсевия 171 , Климент Александрийский написал, по поводу 172 двух книг Мелитона „О Пасхе» свое сочинение о том же предмете. От того же Евсевия мы узнаем, что с сочинениями Мелитона был хорошо знаком автор „Малого Лабиринта» (†230 г.) 173 . Опровергая утверждение артемонитов, будто их христология была господствующей до конца II в., автор „Малого Лабиринта» ссылается на св. писание и продолжает: „у некоторых братий есть сочинения, которые простираются до времени Виктора, и которые написаны к защите истины против язычников и тогдашних еретиков, – именно сочинения Иустина, Мильтиада, Татиана и некоторых других, в которых всех утверждается Божество Христа. Кто не знает сочинений Иринея, Мелитона и других, которые возвещали Христа как Бога и человека?» („Ц. И.» V, 28). Бл. Иероним в „Книге о знаменитых мужах” свидетельствует, что Тертуллиан в семи книгах „Об экстазе» 174 , написанных против церкви, в защиту Монтана, осмеивает 175 искусный и риторический талант Мелитона, прибавляя, что он у многих из наших 176 почитался пророком”. Вот – все, что Евсевий и бл. Иероним сохранили нам из до-евсевианской литературы о Мелитоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Д.К. Робертсон (протестант) Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Приготовление к Евангелию – Труды апостолов – Нерон и гонение при нем – Разрушение Иерусалима – Домициан – Св. ап. Иоанн – Христианские писания – Церковное управление Когда пришло исполнение времен, провозглашено было на земле христианство . Почва для него была подготовлена не только долгой системой того высшего воспитания, которого Бог сподобил свой избранный народ, но и трудами языческого ума, прилагавшего высшие свои способности к отысканию истины, хотя этих способностей и не было достаточно для того, чтобы удовлетворить естественное чаяние человека несомненным откровением ему его происхождения и судьбы, или доставлением ему облегчения от удручавшего его душу бремени. Иудеи с нетерпением ожидали скорого исполнения данных их отцам обетований; даже среди язычников широко распространены были смутные ожидания и предсказания о каком-то великом событии на востоке. Состояние мира, по самому своему характеру, содействовало Евангелию; распространению его содействовало рассеяние иудеев и обширность римского владычества. С места своей родины, Иерусалима, Евангелие могло быть разнесено паломниками во все широко раскинутые поселения, в которых этот народ находил себе жилище, и в этих иудейских поселениях проповедники его находили слушателей, к которым они могли обращаться со своим первым Благовестием, с основанием рассчитывая на то, что будут поняты. Из Рима, где уже рано укоренилось христианство, оно могло распространяться теми же путями, по которым все провинции империи поддерживали со столицей постоянные сношения. Оно могло идти одними и теми же путями с товарами и легионами. Из книг Нового Завета мы знаем, что в течение нескольких лет со дня Пятидесятницы христианское Благовестие было распространено посредством проповеди , чудес и жизни апостолов и их сотрудников по большей части стран, прилегающих к Средиземному морю. В Риме, еще до посещения этого города каким-бы то ни было апостолом, число христиан уже было настолько велико, что они составляли особые общины в различных кварталах столицы ( Римл. 16 ). Климент Римский свидетельствует, что сам ап. Павел в последний период своей жизни посетил «окраину запада» – каковое выражение, вероятнее всего понимать в смысле указания на Испанию (согласно с намерением, выраженным в послании к Римлянам 15:28), хотя некоторые понимают под этим даже Британию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деяния Апостолов Книга эта писана по общему признанию св. Евангелистом Лукою, и есть основание думать (по выражению «мы» в последних частях этой книги), что сам он принимал участие в описываемых им событиях. Писана она, должно думать, после 64 г. по Р. Х. В ней описаны главнейшие события первых годов истории Церкви после вознесения Господня. Главными деятелями этих событий являются св. Апостолы Петр и Павел. Первые 12 глав относятся к деятельности Апостола Петра посреди Иудеев, а последующие 16 к деятельности Апостола Павла, преимущественно между язычниками. Рассказ начинается прибытием Апостола Павла в Рим, где он прожил 2 года под домашним арестом. О дальнейшей судьбе Апостола можно заключать только по церковному преданию. Можно думать, что на первый раз Апостол был отпущен в Риме на свободу, и затем продолжая свое апостольское служение, во второй раз подвергнут был тюремному заключению, к коему относится, может быть, 9 стих 2 главы второго послания к Тимофею, где говорит Апостол, что он сидит в оковах и уже почитается за злодея. По свидетельству Климента Римского и Евсевия, оба Апостола продолжали свое дело в Италии, где оба и прияли мученическую кончину. А Иероним пишет, что в 14-й год Неронова правления Павел приял в Риме смерть отсечением главы. Глава 1. Иисус по воскресении Первую книгу написал я тебе, Феофил, о всем, что делал Иисус и чему учил от начала до того дня, когда вознесся, заповедав от Духа Святого Апостолам, коих избрал. Им и явил Он Себя живым, по страдании Своем, во многих истинных знамениях, в течение сорока дней являясь им и беседуя о Царствии Божием. И собрав их 19 , повелел им: «не отлучайтесь от Иерусалима, но ждите, как совершится обетование Отчее, о чем вы слышали от Меня; Иоанн крестил водою, а вы, не в дальнее отселе время, крещены будете Духом Святым». Они же, сошедшись, вопрошали Его, говоря так: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилево? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки: все то Отец положил во Своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Добрые вести Православия: Первая половина декабря 2007 года Церковь св. Климента, папы Римского (Спаса Преображения), Москва. Фото: Олег Гусаров/sobory.ru Новости этого выпуска касаются России, Австралии, ЮАР, Израиля, США, Бельгии и стран Ближнего Востока. Некоторые из них впервые публикуются на русском языке. Общую их тематику можно выразить словами: торжество правды Божией. Новый православный приход открылся в Австралии Новый приход Австралийско-Новозеландской епархии Сербской Православной Церкви образован в городе Рокингем, расположенном южнее крупного города Перт, в котором есть две православных церкви. Основанием послужило обращение к епископу Иринею о необходимости открытия прихода и в Рокингеме, подписанное шестью сотнями членов местной сербской общины. И вот совсем недавно в бывшем англиканском храме святителя Николая была совершена первая архиерейская литургия. Окормляться новый приход первое время будет священниками из храмов г. Перта . В Южной Африке появится православная школа В Йоханнесбурге (ЮАР) есть несколько больших пригородов, населенных исключительно чернокожим населением. Из-за высокого уровня преступности в этих районах " белые» жители предпочитают не появляться там ни при каких обстоятельствах. Один из таких пригородов называется Тембиса, и там имеется христианская школа. Владелица и управляющая школой госпожа Берта Моцвана, уже познакомившаяся с Православием, пригласила на ежегодное торжество по случаю окончания учебного года представителей Сербской Православной Церкви в ЮАР – иеромонаха Пантелеимона, настоятеля храма апостола Фомы в Йоханнесбурге, и диакона Стефана Хейса. Они совершили водосвятный молебен, а также вручали дипломы выпускникам. После молебна госпожа Моцвана известила родителей, что со следующего учебного года, то есть с января 2008 года, это учебное заведение, которое посещает около 150 учеников, станет " Православной школой святого Афанасия» и что здесь начнется преподавание православного вероучения в обычное учебное время, поэтому все ученики смогут на этих занятиях присутствовать. Предмет дважды в неделю будет вести отец Пантелеимон.

http://pravoslavie.ru/5055.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010