ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Заповедь Божия: любите друг друга Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына Введение 1. Подлинность послания Второе послание Иоанна Богослова в древней Церкви было (как и 3-е) в числе «пререкаемых», то есть таких, которые не всеми считались подлинными, принадлежащими апостолу. Об этом свидетельствуют Ориген , Евсевий и Иероним. В древнем сирском переводе (Пешито) этого послания (как и 3-го) нет, хотя из этого нельзя прямо заключать, что Сирская Церковь не признавала их подлинности или отвергала оную. Но если в древней Церкви некоторые сомневались в подлинности 2-го послания Иоанна, то другие, и именитейшие, представители Церкви признавали это послание непререкаемо подлинным писанием апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Так, Ириней Лионский , ученик Поликарпа Смирнского , ученика самого апостола Иоанна, приводит подлинные слова из 2-го послания Иоаннова; и ученик Господа в указанном послании своем предписывает бегать лжеучителей, говоря... (следуют слова 7-го и 8-го стихов послания). И потом: Иоанн, ученик Господа, распространяет на них (лжеучителей) осуждение, желая, чтобы мы и не приветствовали их, ибо приветствующий их, говорит, участвует в злых делах их (ст. 11). Климент Александрийский признает подлинными многие (1-е, 2-е и 3-е?) послания апостола Иоанна; по крайней мере, кроме подлинности 1-го послания, он говорит о несомненной подлинности 2-го послания. Тот же Климент, по словам Евсевия и Фотия, написал объяснение на все семь соборных посланий, значит и на 2-е Иоанново. В древнем, так называемом Мураториевом, каталоге упоминается о многих (как и у Климента Александрийского ) Иоанновых посланиях, по крайней мере в нем, кроме 1-го послания, делается ясное указание и на 2-е послание Иоанново. Дионисий Александрийский ссылается на 2-е (и 3-е) послание Иоанново как на подлинное. Ориген , замечающий, что 2-е (и 3-е) послание Иоанна не все считают подлинными, сам в позднейшем труде своем, толковании на книгу Иисуса Навина, без всяких ограничений замечает: «Петр оглашает двумя трубами своих посланий, Иаков также, и Иуда; еще Иоанн присоединяется с трубою своих посланий».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Г. И. Беневич Том II Содержание Аннотация Введение (Г. И. Беневич) Богословие II-III веков. Полемика с гностицизмом Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич) Св. Ириней Лионский. Против ересей (фрагменты) Климент Александрийский (А. И. Иваненко, В. Р. Рокитянский, А. М. Шуфрин) Климент Александрийский Педагог (фрагменты) Ориген (А. И. Иваненко) Ориген. О началах (фрагменты) Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Послание Александра, епископа Александрийского, к Александру, епископу Константинопольскому Арий (Д. С. Бирюков) Арий Талия (фрагменты) Арий Послание к Александру Александрийскому Астерий-софист (Д. С. Бирюков) Фрагменты и пересказ положений из «Синтагматиона» Астерия Маркелл Анкирский (Ф. Г. Беневич) Маркелл Анкирский. Против Астерия (фрагменты) (пер. А. Ю. Братухина) Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви (пер. Ф. Г. Беневича) Письмо Маркелла, епископа Анкирского, к папе Римскому Юлию Письмо диакона Евгения к Афанасию Александрийскому (пер. Ф. Г. Беневича) Св. Афанасий Александрийский (Г. И. Беневич) Св. Афанасий Александрийский. Против ариан (фрагменты) Подобосущники (А. С. Бирюков) Послание Анкирского собора (фрагменты) Памятная записка Василия и Георгия и их приверженцев (фрагменты) Аэций (Д. С. Бирюков) Аэций. Синтагматион (фрагменты) (пер. Д. С. Бирюкова) Евномий (Д· С. Бирюков) Евномий. Апология (пер. Г. И. Беневича) Евномий. Апология на Апологию (пер. Д· С. Бирюкова) Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием (А. С. Бирюков) Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика (А. С. Бирюков) Св. Григорий Богослов. Слово 20, О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы (фрагменты)- Св. Григорий Богослов.Слово 28, О богословии второе (фрагменты) Св. Григорий Богослов. Слово 29, О богословии третье, о Боге Сыне первое (фрагменты) Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием (Д. С. Бирюков) Св. Григорий Нисский. Против Евномия (фрагменты) Св. Иоанн Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Мезень. Кафедральный собор Богоявления Господня. Богоявленский собор, Святобогоявленский собор Деревянный собор. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 1859 и 1861. Ссылки:     Адрес: Россия, Архангельская область, город Мезень, пр. Советский, д. 37 Координаты: 65.83996, 44.245235 Проезд: Из Архангельска до Мезени можно добраться на маршрутном такси (в пути примерно 8 часов) или самолетом из аэропорта Васьково. Мезень – погранзона и формально для ее посещения нужен пропуск. Его выписывают в Пограничном управлении ФСБ России по Архангельской обл. (г. Архангельск, ул. Русанова, д. 1А, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Архангельска до Мезени можно добраться на маршрутном такси (в пути примерно 8 часов) или самолетом из аэропорта Васьково. Мезень – погранзона и формально для ее посещения нужен пропуск. Его выписывают в Пограничном управлении ФСБ России по Архангельской обл. (г. Архангельск, ул. Русанова, д. 1А, тел. 8-8182-41-4160). Пропуска проверяют у прибывающих на самолете, приезжающих на машинах с номерами иных регионов (не Архангельской обл.), останавливающихся в городской гостинице Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Город Мезень образовался из двух слобод - Окладниковской и Кузнецовой. Центр соборного прихода находился в бывшей Окладниковой слободе. Здесь было два храма. По устному преданию, первая церковь во имя сщмч. Климента, папы Римского, и Петра Александрийского построена в 1568-1570 г.г. новгородцами, бежавшими от царя Иоанна Грозного. Кроме того, в повествовании об обретении иконы Св. Троицы в Лампожне в 1602 г. упоминается церковь в честь Пресвятой Богородицы в Окладниковской слободе. В одной из грамот царя Федора Алексеевича, говорилось, что в 1669 г. в Окладниковской слободе была церковь во имя сщмч. Климента и Петра, построенная по благословению патриарха Иоасафа и вскоре сгоревшая. Еще одна церковь - в честь вмц. Параскевы - сгорела в 1698 г. В 1700 г. по благословению архиепископа Афанасия начато строительство теплого храма в честь Богоявления Господня, который был освящен в 1703 г. десятским священником Илией. После того, как этот храм обветшал, 28 сентября 1859 г. на средства прихожанина купца Стефана Шевкуненко было начато строительство нового Богоявленского храма.

http://sobory.ru/article/?object=30162

О.К.Пирогов Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам Источник Олег Константинович Пирогов – кандидат богословия, преподаватель Ростовского миссионерского духовного училища. Статья написана по материалам кандидатской работы по богословию, защищенной автором в Московской православной духовной академии в 2009 году. Представлен исторический обзор экзегетических методов александрийской и антиохийской толковательной школы, произведен анализ их влияния на экзегезу Иоанна Златоуста . Приведен обзор экзегети­ческих методов и принципов, используемых свт. Иоанном Златоустом в его Толковании на Послание к Римлянам. Свт. Иоанн Златоуст – наиболее известный и выдающийся комментатор Священного Писания . Он – автор огромного числа экзегетических сочинений, переведенных на различные языки. В данной статье излагаются герменевтические принципы святителя на примере его Толкования на Послание св. ап. Павла к Римлянам. Предварительно дается краткий исторический обзор экзегетических методов, сформировавшихся в предшествующий Златоусту период времени. Александрийская экзегетическая школа В патристический период (ок. 100–590 гг.) принято выделять две основные экзегетические школы – александрийскую и антиохийскую. По способам толкования Священного Писания они расходятся в начальный период своего становления. В Александрии уже ко времени учеников апостольских приобретает популярность и получает широкое распространение аллегорический 1 метод толко­вания Священного Писания . 2 Первым христианским учителем александрийской школы обычно называют Климента Александрийского (150–215). Климент перенял «духовную интерпретацию» Священного Писания, исполь­зуя филоновскую аллегорию. 3 В «Педагоге» и «Строматах» он бук­вально «рассеял аллегорические толкования разных мест Писания». 4 Климент считал, что истина Писания находится под вуа­лью и нуждается в интерпретации. Но скрытые тайны могут быть открыты, если принять, что ключ – Христос. 5 «Почти все Писание выражено в загадках», 6 – утверждал он.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Послание к евреям Писатель Послания Последнее место в ряду Посланий апостола Павла занимает Послание к евреям. Причиной такого положения было долговременное сомнение в принадлежности этого Послания апостолу Павлу. В самом Послании в надписи нет обычного приветствия к Церкви, к которой оно написано, нет имени апостола, и слог Послания заметно отличен от слога прочих Посланий Павла; наконец, недостаёт и твёрдых внешних свидетельств в пользу принадлежности этого Послания Павлу. Это заставляло уже древнейших учителей Церкви сомневаться в происхождении Послания от апостола Павла. В самом деле, самые древние свидетельства Климента римского говорят только о глубокой древности Послания и апостольском происхождении его, но не называют имени писателя. Ещё менее можно узнать это из некоторых намёков, встречающихся у Игнатия, Поликарпа, Иустина (Отцов II века); у Иринея есть ссылки на это Послание, опять-таки без означения имени писателя. Только у писателей александрийской школы, Пантена (у Евсевия, «Церковная История» 6:14) и Климента александрийского , встречаются указания на это Послание, как на павлово. Но рядом с этими указаниями там же были известны и другие мнения, приписывавшие это Послание то Клименту римскому , то святому Луке, по сходству образа выражений и мыслей с его Деяниями и Евангелием, то Варнаве, то александрийцу Аполлосу ( Деян.18:24–28 ); так что Ориген († 254), учёнейший критик своего времени, приводя эти мнения и не находя надлежащей доказательности ни в одном из них, после некоторого колебания должен был сказать, что настоящего автора Послания знает один Бог, и в этом Послании, по его мнению, только мысли апостола Павла, а речь и изложение кого-нибудь из учеников его, который пожелал сохранить для памяти учение и толкование апостола Павла. Впрочем, Ориген высказывает тут же и более примиряющее и вместе правильное суждение об этом предмете: «Если Церковь наша, – говорит он, – принимает Послание к евреям за павлово; то пусть в этой уверенности и остаётся всякий, потому что древние не без причины передали нам это Послание, как произведение апостола Павла» (у Евсевия, Церк. Ист. 6:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Предисловие 1-я глава. История агап Введение §1. Агапы в новом завете §2. Агапы в Διδαχ των δδεα Αποστλων §3. Агапы у св.Климента Римского и св. Игнатия, епископа Антиохийского §4. Агапы в 97-м письме Плиния, губернатора Вифинии, к императору Траяну §5. Агапы у св.Иустина Философа, Иринея Лионского и в послании к Диогнету §6. Агапы у Минуция Феликса §7. Агапы в творениях Тертуллиана §8. Переход агап на ступень благотворительного учреждения §9. Агапы в апокрифических творениях христиан. Происхождение поминальных агап §10. Агап в сочинениях Лукиана «О смерти Перегрина» §11. Агапы в творениях св. Климента Александрийского §12. Агапы у Оригена §13. Агапы у св.Киприана Карфагенского §14. Агапы в книгах Сивилл §15. Агапы в Апостольских Постановлениях и сродной им литературе: Канонах Ипполита, «Завет Господа нашего Иисуса Христа», Фрагментах Египетских канонов, Постановлениях Египетской Церкви и Didascalia §16. Агапы у императора Константина Великого, в правилах Гангрского собора, у императора Юлиана, в правилах Лаодикийского собора, 3-го Карфагенского собора, у св. Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, в сочинении «De duplice martyrio», у блаж.Августина, св.Амвросия Медиоланского, св.Павлина Ноланского, в правилах соборов: Арелатского, Орлеанского – 590 года, Орлеанского – 541 года, 2-го Турского, Агапы в переписке папы Григория I Великого, в правилах Трульского собора, Германского и др. 2-я глава. Происхождение агап Введение §1. Аналогии агапам в религиозно-бытовой жизни Греции §2. Аналогии агапам в истории Римской империи §3. Невозможность зависимости христианских агап от этих проявлений религиозно-бытовой жизни Греции и Рима §4. Аналогии агапам в Иудействе §5. Аналогии агапам в трапезах ессеев и терапевтов §6. Невозможность заимствования Церковью агап у ессеев и терапевтов §7. Попытка решить вопрос о происхождении агап в том смысле, что агапы есть произведение чисто христианской почвы. Значение этой попытки для решения вопроса §8. Положительное решение вопроса о происхождении агап: агапы – явление общечеловеческое. Аналогии агапам у народов древности 3-я глава. Внешняя история агап, их жизнь в Империи 4 глава. Отношение к агапам язычников: обвинения агап в преступлениях. Защита агап со стороны апологетов. Успех их защиты. Объективные основания для этих обвинений Заключение Приложение. Следы влияния и остатки агап в современной литургической жизни Церкви Введение §1. Возможные следы влияния агап в современной литургии §2. Благословение хлебов §3. ’Αολουϑα τς ταπξης §4. Чин о панагии и пасхальный артос §5. Поминальные трапезы (поминки) Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово на воскресение Лазаря Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Слово на воскресение Лазаря» – древнерусское апокрифическое сочинение, тесно связанное с текстами на тему Воскресения и Сошествия в Ад , создано, по-видимому, в конце XII или нач. XIII в. Самые ранние списки датируются нач. XV в. «Слово» включалось древнерусскими книжниками в сборники богослужебных и литургических текстов (Златоуст Постный, Измарагд, Торжественник) на 6-ю, так наз. «Лазареву субботу» Великого Поста, вместе с сочинениями византийских и южнославянских авторов о Воскресении Лазаря (см. сочинения Иоанна Златоуста , Андрея Критского , Климента Охридского и др.). «Слово» дошло до нас в двух редакциях – Краткой и Пространной, которые восходят к общему протографу и выделились из первоначального текста на очень раннем этапе его истории. Редакции отличаются не только по объему, по названию («Слово на воскресение Лазаря» и «Слово Адама во аде к Лазарю»), но и по содержанию. В основу «Слова» положен плач-мольба Адама в аду, с которой он обращается к Лазарю, узнав о его скором воскресении (евангельский рассказ о воскресении Христом Лазаря см. Иоан. 11 ). Адам просит Христа скорее сойти в Ад и освободить пленников, среди которых находятся ветхозаветные пророки и праотцы. Он упрекает Бога за слишком суровое наказание пленников и сомневается в справедливости Божьего суда. Отчасти в этом и усматривали древнерусские книжники его «апокрифичность». Плач-мольба Адама составляет главное содержание Краткой редакции «Слова». Пространная же редакция дополнена рассказом о евангельском чуде и о том, как Христос исполнил просьбу Адама. Подробностей о событиях в аду после распятия и смерти Иисуса и до его воскресения в канонических евангелиях нет, и поэтому вторая часть «Слова» в качестве источников опирается на известные в древнеславянском переводе византийские апокрифы: «Слово о сошествии во ад Иоанна Предтечи» Евсевия Александрийского и «Слово в великую субботу на погребение... Иисуса Христа» Епифания Кипрского . Эти тексты использовал как источник в своих торжественных проповедях и Кирилл Туровский , поэтому между ними, «словами» Кирилла и «Словом на воскресение Лазаря», находим много общего при описании событий в Аду. Автор «Слова» по-своему переработал греческие источники, а также текст Псалтыри. Кроме них, автор использовал и «слова» Иоанна Златоуста о воскресении Лазаря, и похвалы о Лазаре Климента Охридского, болгарского писателя X в. Исследователи находят в «Слове на воскресение Лазаря» параллели с «Молением Даниила Заточника» и «Словом о полку Игореве». Круг названных текстов не оставляет сомнения в древности публикуемого памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 49. Черты его жизни и личного характера Этот величайший из учителей древней вселенской церкви родился в 185 г. в Александрии от благочестивых христианских родителей. Первоначальное образование он получил от своего отца, по профессии ритора, и у Климента Александрийского в огласительном училище, а позднее – учился у славного философа Аммония Сакка. 185 От природы склонный к мечтательности, дух его был в высшей степени экзальтирован чтением священного писания, а еще больше – видом страданий мучеников и исповедников в гонение Септимия Севера. Лишь усиленные старания матери удержали его, когда ему было не более 16-ти лет, от принятия мученической смерти вместе с отцом, в 202 г.; но энтузиазм по отношению к христианскому учению и самая глубокая и горячая преданность Церкви остались в нем на всю жизнь и определили сферу и размеры его последующей деятельности, даровав в нем Церкви Христовой одного из величайших гениев её истории. Когда, после смерти отца, семейство его впало в крайнюю бедность, одна богатая женщина христианка в Александрии приняла участие в нем и его семействе. Но Ориген скоро отверг её покровительство, когда заметил, что она точно также покровительствует гностицизму, и стал добывать необходимые для существования средства чрез обучение греческому языку и литературе. В это время преданный еще буквальному толкованию священного писания, он, следуя заповеди Спасителя, буквально не имел двух одежд, жил на четыре обола в день и, не довольствуясь самым суровым аскетизмом, буквально исполняя слова евангелия ( Мф. 19:12 ), оскопил себя. Позднее он сам безусловно 186 порицал этот грех юности и неведения, составляющий единственное темное пятно на светлом нравственном облике Оригена , послуживший для него источником бедствий на всю последующую его жизнь. Так как Ориген уже в звании частного учителя имел около себя массу учеников, и некоторых из них, которые позднее сделались знаменитыми церковными учителями и мучениками, 187 подвиг к принятию христианства, то епископ Димитрий сделал его, двадцатилетнего юношу, катехетом Александрийской церкви с правом начальника Александрийского огласительного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png История возникновения Календарного вопроса Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих " сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же хочет построить Царство Божие здесь, на земле: церковь - с институтами и прерогативами государства, во главе которого стоят монарх и теург - папа с властью самодержца. Сторонникам календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII - при котором и была осуществлена реформа. Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов. Комиссия по проведению реформы, которую возглавлял иезуит Хрисоф Клавдиус, окончила свою работу в 1582 г. В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения. В своем указе от 24 февраля 1582 года он написал, что необходимо " не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого по времени Никейского Собора оно отступило на 10 дней... и 14 луне вернуть ее место, от которого она на 4-5 дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и 14 луна со своих мест никогда не сдвигались " . 5 октября 1582 г. стали считать 15 октября и с этого дня перешли на новый календарь, разработанный итальянским ученым Луиджи Лилио и получившим по имени папы название " григорианский " . В новом календаре високосными столетиями считались лишь те, у которых число сотен делится на четыре. Так как нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, то применение Александрийской пасхалии в григорианском календаре сделалось невозможным. Поэтому за календарной реформой последовала реформа пасхальная. Отныне пасхальными " равноденствием " и " полнолунием " стали считаться не расчетные величины Александрийской пасхалии, а астрономические явления, которые с расчетными не совпадают. Чтобы закрепить Пасху за астрономическими датами " навечно " , в Александрийскую пасхалию были введены громоздкие добавления и поправки. Но можно ли закрепить астрономические явления навечно за конкретными датами?

http://zavet.ru/a/rss_1038821773.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010