В.Я. Саврей Раздел IV. Климент Александрийский: преобразование Александрийской школы в центр философско-богословской науки Лекция 8. Труды Климента Александрийского как ученого и философа Климент Александрийский является одним из немногих авторов раннего, доникейского христианства, привлекавших к себе внимание во все последующие эпохи. В отличие от большинства апологетов, он стремился охватить своими трудами практически все проблемы, актуальные для Церкви в его время, а вместо традиционных до него апологий написал «Увещание к эллинам». В историко-богословских сочинениях Климент определяется как первый церковный ученый, произведения которого «не имеют параллели среди древнехристианской литературы», так как «он первый вполне сознательно поставил перед собой задачу раскрыть и обосновать христианское учение с помощью науки» 44 . Тит Флавий Климент родился в Аттике между 150 и 160 гг. по Р. Х., получил превосходное образование в Афинах и еще юношей примкнул к стоической школе. По всей вероятности, он был посвящен в Элевсинские мистерии, о чем свидетельствуют некоторые коннотации в его текстах. В зрелом возрасте, как он сам пишет о себе, Климент «оставил идолопоклонство» и принял крещение (Педагог, II. 8). Церковный историк Евсевий Кесарийский уточняет, что до этого он изучил все направления греческой философии (Приготовление к Евангелию, II. 2). Сам Климент в своем главном произведении " Строматы» (Στρωματες, Miscellania) рассказывает о том, что изучал философию последовательно под руководством пяти учителей, пока не нашел Пантена, «подобного сицилийской пчеле», который находился в Египте. Вслед за Пантеном Климент формирует образ дидаскала в Александрийской школе – учителя, который наставляет собственным примером не менее, чем словом, и кругозор которого не знает «заповедных» тем. Об уровне образования Климента можно судить уже по тому, что список имен всех цитированных им авторов занимал в издании Фабриция 14 страниц. Однако такое описание было бы неполным: необходимо добавить, что для него в высокой степени характерно соотнесение любого своего высказывания с традицией и, еще более того, стремление сделать традицию основой учебного материала. Энциклопедический кругозор Климента проявлялся не только в обильном цитировании античных авторов, но и в собирании речений – часто анонимных – христианских наставников, которые и составляют его главное произведение под названием «Лоскутный ковер» (Στρωματες).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Содержание Введение Часть первая. Система нравственного учения Климента Александрийского Глава I. Правоспособность человека к богопочитанию § 1. Учение Климента о природе человека § 2 Человек по падении. Грех § 3 Человек возрождённый. Благодать Глава II. Логос как Педагог на пути богопочитания Глава III. Богопочитание как высшее благо а) Сторона объективная б) Субъективная сторона Глава IV. Богопочитание как добродетель § 2. Отдельные добродетели 1) Мудрость (σοφα) 2) Рассудительность (φρνησις) 3) Мужество (νδρεα) 4) Целомудрие (σωφροσνη) 5) Справедливость (δικαιοσνη) Часть вторая. Система нравственного воспитания Глава I. Начальная ступень богопочитания § 1. Вера как основа нравственной жизни § 2. Воспитание возрождённого человека § 3. Образ жизни воспитываемого христианина а) Попечение о теле б) О домашней обстановке, нарядах и одежде г) Отношение к богатству д) О брачной жизни § 4. Переход к высшей ступени богопочитания Глава II. Высшая ступень богопочитания § 1. Гносис и его отношение к вере по стороне интеллектуальной § 2. Гносис как знание таинственное § 3. Гносис как знание научное § 4. Гносис как знание всеобъемлющее § 5. Гносис и философия § 6. Отношение гносиса к вере по моральной стороне § 7. Гносис как мистическое богосозерцание Заключение     Творения Климента Александрийского в предлагаемом исследовании цитируются по изданию I. Potteri (Κλμεντος Αλεξανδρως τ ερισχμενα. (Clementis Alexandrini opera, quae extant, recognita etillustrata per Ioannem Potterum, Episcopum Oxoniensem. Venetiis. MDCCLVII), причём при цитации употребляются их сокращённые латинские названия: Coh. (=Cohortatio ad gentes), Paed. (=Paedagogus), Str. (=Stromata), Quis d. (=Quis dives salvetur?). Римская цифра при Paed, и Str. означает книгу, а при Coh. – главу творения. Первая арабская цифра при Paed., Str. и Quis d. указывает главу; арабские цифры, стоящие пред скобками – во всех творениях обозначают страницу, а помещённые в скобках – строки страницы. Например, «Str. I. 5. 333 (2–9)» – значит: Строматы, первая книга, пятая глава, 333-я страница, строки – 2-я по 9-ю включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Часть первая. Система нравственного учения Климента Александрийского Глава I. Правоспособность человека к богопочитанию § 1. Учение Климента о природе человека Учение Климента о человеке имеет свой корень в Св. Писании, но в своём развитии отражает влияние антропологии философской, – вследствие чего мы встречаемся в нём с особенностями, которых нельзя всецело отнести к Откровенному учению. Необходимо поэтому сделать краткий обзор философским теориям, которые оказали своё влияние на учение Климента о человеке. По психологии Платона душа разделяется на две части – на разумную и неразумную, или бессмертную или божественную и смертную 141 ; причём смертная часть присоединилась к бессмертной или божественной уже по вступлении души из идеального мира в тело. Это соединение послужило только к унижению души, к искажению её природы до неузнаваемости 142 так как тело служит в этой жизни вместилищем всевозможных препятствий к умственному и нравственному совершенству души 143 ; отсюда оно называется темницей души и гробом 144 . Наряду с двухчастным делением у Платона есть и трёхчастное, по которому в душе признаются три части: разумная (τ λογιατικν, λγος), раздражительная ( ϑυμς, τ ϑυμοειδς) и пожелательная (τ πιϑυμητικν) 145 . Но если сравнить места, в которых указывается это трёхчастное деление с теми, которые говорят о двухчастном, то окажется, что оба деления объединяются: раздражительная и пожелательная части второго деления входят, как составная половина, в смертную часть первого 146 . Отсюда вообще деление души у Платона можно представить в таком виде: 1) часть разумная и 2) неразумная, в свою очередь разделяющаяся на: а) часть раздражительную и б) пожелательную. Разумная часть обнаруживает себя как способность мышления и познания. Она называется внутренним человеком 147 и занимает господствующее положение в душе 148 ; в ней источник всего благородного в человеке, приближающего его к небесам, к бессмертному и божественному 149 . Противоположною ей, неразумной и вместе низшей частью в душе является пожелательная – вместилище всяких чувственных пожеланий и страстей, проявляющаяся в самых различных видах: она алчет, жаждет, вожделеет 150 . Часть раздражительная, хотя и принадлежит смертной половине души, однако по своим свойствам занимает в некотором роде среднее положение между разумной и пожелательной частью. С одной стороны, «гнев иногда враждует против пожеланий, как нечто отличное от них» и повинуется разуму; и в таком случае он является началом благородных стремлений 151 . Но, с другой стороны, он не всегда послушен разуму, а иногда увлекается в сторону пожеланий 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Климент Александрийский Климент Александрийский известен как самый ревностный искатель истины. Он прилежно занимался изучением наук, входивших в курс тогдашнего образования, и не прекращал своих ученых исследований до тех пор, как сам говорит, пока не успокоился на лоне Слова или вечной Истины. По окончании школьного образования Климент предпринимал путешествия по разным образованным странам, и был в лучших городах древнего мира; но, пренебрегая всем, что не имело непосредственного отношения к непосредственному предмету занятий, он ничего не говорит нам ни об этих местах, ни о своих приключениях. Только, об одном предмете сохранилось у него живое воспоминание об изучаемых им во время путешествия разных философских системах. Только этот предмет главным образом интересовал его. Главным поприщем его ученых исследований были Греция и Италия. В Греции, где в то время философия, сбросив с себя одежду поэзии, приняла вид настоящей науки, Климент с ревностью начал изучать ее системы, особенно же систему циников и Филона. Здесь же собирал сведения о жизни философов и источниках их учения. Италия, где в то время была в величайшем уважении Платонова философия, и где много было философов, которые не следовали никакой определенной системе, представила Клименту возможность основательно изучить философию Платона и познать дух эклектизма. Он нашел, что Платонова фнлософия по своему содержанию наиболее приближается к христианству; но прочие философские системы, как то: Эпикура, Аристотеля, и даже стоиков, проникнуты материализмом, и потому не заслуживают большого внимания. Известно также, что Климент имел случай беседовать с многими представителями христианства; но с особенной любовью вспоминает он о начальнике Александрийского училища, Пантене, который имел на него влияние не только в богословском, но и философском отношении. Бл. Иероним говорит, что Пантену была известна вся современная литература, и что он отличался знанием предметов божественных и человеческих. Ориген указывает на него, как на образец мужа просвещенного и заботящегося о всестороннем образовании 329 . Так как философия занимала в александрийской школе первое место между вспомогательными, науками богословия, то Пантен, принадлежавший (до обращения своего к христианству) к стоической школе, без сомнения не преминул принести на пользу христианству свои философские сведения. По всей вероятности его стоическое образование было причиной перемены мыслей Климента о стоиках, которым он сперва не хотел следовать, но потом очень заметно следовал в своем «Педагоге». После Пантена, Климент занял место наставника и начальника в александрийском училище). Его обширная ученость, глубокое знание греческой литературы, философская проницательность и блестящее красноречие, обратили на него внимание, не только христиан, но и язычников, которые любили посещать его училище и потом делались христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Святого Климента Римского Второе послание к Коринфянам О Втором послании святого Климента римского к Коринфянам В том же древнем Александрийском кодексе Библии, в котором найдено драгоценное Первое послание святого Климента Римского , находится и так называемое Второе послание его к Коринфянам. Заглавие его утратилось в самом послании, но сохранилось в оглавлении, стоящем в начале всей означенной рукописи. 683 И сам текст его дошел до нас только в отрывке, который оканчивается на 12-й главе. По общепринятому мнению ученых, известное под именем Климента второе послание к коринфским христианам нимало не похоже на послание или письмо: оно не имеет надписания и приветствия, которые так обычны в посланиях апостолов и мужей апостольских к частным Церквам и которые находятся в Первом послании Климента к Коринфянам. Отступая от письменной (эпистолярной) формы, оно, подобно беседе, начинается простым обращением к братьям по вере. В первых двух главах, составляющих вступление рассматриваемого нами сочинения, высказывается увещание «помышлять о Христе как о Боге и судье живых и мертвых» и «не думать мало о спасении», Им совершенном, и раскрывается величие христианства особенно в призвании ко спасению язычников, которые погибали во тьме заблуждения и «были, по-видимому, оставлены Богом, а ныне через принятие веры стали многочисленнее иудеев, почитавшихся имеющими Бога». «Сколько священнейших преимуществ, коими мы обязаны Ему? Он даровал нам свет, Он приветствовал нас как отец детей; Он погибающих нас спас. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим Ему за то, что мы получили от Него, – мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревьям, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, – мы, коих вся жизнь была ничто иное, как смерть?». Ответ на этот вопрос дается в остальных главах и состоит в следующих мыслях. Если милосердию Христа мы обязаны прежде всего познанием Отца истины, то наше ведение в отношении ко Христу ( γνσις πρς ατν) должно состоять в том, «чтобы не отрицаться Того, чрез Кого мы познали Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Климент Александрийский. Гравюра. 1584 г. [греч. Κλμης Αλεξανδρες; лат. Clemens Alexandrinus] (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ). Жизнь Источники Имеющиеся в древней христ. лит-ре биографические свидетельства о К. А. весьма скудны; из сочинений К. А. можно извлечь лишь косвенные данные о его жизни крайне общего характера. Основным и наиболее подробным источником сведений о жизни, а также о церковной и лит. деятельности К. А. является «Церковная история» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), у к-рого К. А. неоднократно упоминается в контексте общего повествования об истории христиан в Александрии и Александрийской школы (см.: Euseb. Hist. eccl. I 12. 2; II 1. 3-5; 9. 2; III 23; 29-30; IV 26. 4; V 11; VI 6; 11. 6; 13-14). По оценкам совр. исследователей, еп. Евсевия нельзя считать в его повествовании об Александрийской Церкви вполне непредвзятым свидетелем, поскольку, будучи убежденным сторонником Оригена (II-III вв.), он стремился представить его продолжателем авторитетной церковной и педагогической традиции, восходящей к апостолам; т. о., сообщения еп. Евсевия о К. А. требуют критического анализа и должны соотноситься с данными др. источников (ср.: Ashwin-Siejkowski. 2008. P. 19; Itter. 2009. P. 7-15). Последующие церковные историки и хронисты, упоминавшие К. А., в основном опирались на рассказы о нем у еп. Евсевия; их краткие сообщения не добавляют ничего существенно нового к сведениям, известным из «Церковной истории». Важным исключением является сохранившееся в кратком изложении свидетельство христианского историка Филиппа Сидского (V в.), в к-ром повествуется об истории Александрийской школы и содержится упоминание К. А. в числе ее дидаскалов (Aus Philippos von Side// Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Святитель Климент Александрийский. Творения Творчество Великого Александрийца — попытка концептуализировать христианскую веру на языке тогдашних интеллектуалов. Святитель Климент Александрийский высказывает часто рискованные мысли, опасно сближающиеся с неоплатонизмом и гностицизмом. Тем не менее, его труд по христианизации античной философии послужит фундаментом для последующей святоотеческой мысли. В собрание творений святителя Климента Александрийского вошли:  «Педагог» (образец популярно-философской литературы, интерпритирующий Христианство как просветительское учение, освобождающее от языческих суеверий и т. п.; «Гимн Христу», которым кончается «Педагог» — одно из первых дошедших до нас стихотвореий, написанных христианином) и «Строматы» («Ковер из лоскутков» важнейшее произведение Климента Александрийского)- 2 и 3 части его трилогии, соответственно нравственное и «философское» учение христианства («Строматы» замышлялись как система христианского вероучения, но по сути это собрание афоризмов); ряд менее значительных произведений: «Из посланий Климента Александрийского Феодору», «Кто из богатых спасется», «Извлечения из Теодота Климента Александрийского» (где в частности сказано: «Кем мы были? Чем мы сделались? Где мы находились? Куда нас низвергли? Куда мы идем? Откуда нам ждать освобождения?»). Как милостив Бог Израилев к правым сердцем (Пс. 72:1). — Всей областью человеческих действий заправляет законы постановляющий Логос. — Страстей же врачом состоит целящий Логос. В сущности все это один и тот же Логос — Он освобождает человека от рабства мирским обычаям, которыми мы до того довольствовались и воспитывает нас для единственно возможного спасения в Божественной вере. Нашему небесному наставнику Логосу, так как Он зовет нас к спасению, собственно говоря, прилично имя увещевающего Логоса; но, подобно тому, как именем части иногда обозначается и все целое, называется Он этим именем и вообще. Потому что увещательный характер имеет все христианское нравственное учение, пробуждая в душе прирожденное ей страстное желание истинной жизни как по эту, так и по ту сторону гроба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

свящ. Михаил Легеев Тема 20. Климент Александрийский 20.1. Сведения о жизни Климент Александрийский – учитель Церкви, с которого начинается необычайный расцвет Александрийской школы богословия; именно этой школе принадлежит основная заслуга богословского осмысления и богословской поддержки миссии Церкви в III веке. Его ученик Ориген разовьёт учение Климента, распространит своё влияние почти повсеместно и поставит Александрийскую школу во главе этого процесса. Учение Климента Александрийского также содержит в потенции, в возможности, те идеи, которые Ориген доведёт до состояния системы, чуждой церковному учению; именно поэтому мы почитаем Климента как учителя Церкви, но не прославляем его как святого. Жизнь Климента Александрийского нам известна в самых схематичных чертах. Время рождения Климента, точно не установленное, приурочивается примерно к середине II века, к 150-м годам; в общем и целом он был александрийским современником карфагенского учителя Тертуллиана . Родившись в Афинах, предположительно в богатой языческой семье, и получив достойное (если не сказать блестящее, учитывая многообразие и энциклопедичность знаний, которые он проявит в будущем) образование, Климент, путешествуя, около 180 года оказывается в Александрии, с которой впоследствии будет связана большая часть его жизни. Здесь он знакомится с Пантеном, возглавлявшим тогда Александрийскую катехизаторскую школу, становится его учеником, затем ближайшим сотрудником и помощником (примерно с 190 года), а затем, после смерти Пантена (время которой доподлинно неизвестно), и главой школы. Покрыты тайной время, место и обстоятельства крещения Климента. Установлено, что он был пресвитером, но когда он получил этот священный сан, также неизвестно. Возглавляя Александрийскую школу, Климент (как впоследствии и его ученик Ориген ) приобретает славу знаменитого философа – толпы народа стремятся услышать его беседы, среди его аудитории можно встретить и оглашенных, и недавно принявших Крещение и нуждающихся в катехизации, и воцерковлённых христиан, и многих язычников. Учение Климента о «совершенной философии» – христианстве – привлекает буквально всех (в чём, собственно, и состояла главная задача этого учения).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Тит Флавий Климент, александрийский пресвитер 2в., принадлежит к видным представителям церковной литературы и издревле почитался как один из знаменитейших учителей Церкви. Такая репутация этого писателя не должна однако у людей, незнакомых с творениями его и питающих столь нередкое предубеждение ко всему, выходящему из-под пера лица духовного, возбуждать боязливой мысли, что в настоящем реферате вниманию любителей философии имеется в виду предложить то, что собственно входит в сферу богословия и нравственного назидания. Климент Александрийский занимает особенное место в церковной литературе: он – христианский философ. Уже в древности, у последующих за ним писателей, которые 2 называют его «превосходнейшим учителем христианской философии», «философом», «по истине философом из философов» утвердилась за Климентом слава философа. И по справедливости. Едва ли из учителей Церкви найдется более горячий защитник философии, чем Климент. Достаточно слышать, что порицающих философию он относит к одной категории с теми, кто нападает на веру, хвалит несправедливость и ублажает разнузданную жизнь 3 , чтобы судить, как далеко шел Климент в своей расположенности к философии. Впрочем не за одну апологию философии вообще он заслуживает названия философа. В своем главном творении «Строматы» Климент определенно ставит вопрос о возможности философии христианской, решает его положительно и намечает путь построения этой философии. Философия вообще есть создание разума; философия христианская – плод разума и веры. Нужно было, при построении ее, во 1-х найти почву сближающую эти два, повидимому, противоположные фактора, во 2-х, определить их взаимоотношение на этой общей почве. Для Климента обе задачи представлялись более в конкретной форме, чем в отвлеченной: он ставит вопрос не столько об отношении вообще разума к вере, сколько об отношении разума, конкретным обнаружением которого была греческая философия, к вере, содержанием которой служило откровенное учение, – вопрос об отношении философии к христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

В.Я. Саврей Содержание От автора Цель и задачи спецкурса Раздел I. Александрия: культурный, религиозный, научный и философский центр эллинистического мира Лекция 1. Исторические предпосылки развития александрийской философии Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 2. Религиозность как фактор своеобразия александрийской интеллектуальной традиции Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература к разделу Раздел II. Иудео-александрийская философия Лекция 3. Филон Александрийский: опыт систематизации философских идей предшественников Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 4. Учение Филона о Боге и Логосе Вопросы к семинарски занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 5. Философские идеи Филона как основа его герменевтики и экзегетики Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература к разделу Раздел III. Христианская Катехетическая школа – Александрийский Дидаскалион Лекция 6. Дидаскалион: проблемы периодизации Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 7. Становление Александрийской школы как института высшего философско-богословского образования Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература к разделу Раздел IV. Климент Александрийский: преобразование Александрийской школы в центр философско-богословской науки Лекция 8. Труды Климента Александрийского как ученого и философа Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 9. Герменевтика Климента Александрийского в русле развития аллегорического метода Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 10. «ΛΓΟΣ» как ключевое понятие в учении Климента Александрийского Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Литература к разделу Раздел V. Философско-богословская система Оригена Александрийского Лекция 11. Ориген и расцвет Александрийской школы как института эпохи христианской античности Вопросы к семинарским занятиям Темы докладов и творческих работ Лекция 12.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010