В сказке де Архангельского протопопа Кондрата клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он протопоп не слышал; а пошёл де патриарх Никон , не отпустив обедни. – Протопоп Кондрат. В сказке Сретенского протопопа Андрея клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он не слышал, стоял в алтаре; а пошёл де патриарх Никон , не отпустив обедни. – Протопоп Андрей. В сказке соборного ключаря Иева клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он ключарь от патриарха Никона не слышал (потому что многонародно было, и он стоял у образа пречистой Богородицы иконы Владимирской. Вычеркнуто). – Ключарь Иев. В сказке Знаменского игумена Иосифа клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы он игумен от патриарха Никона не слышал; а пошёл де патриарх Никон, не отпустив литургии. – Знаменского монастыря игумен Иосиф. На другой стороне листа написано: „Другая сказка боярина князя Алексея Никитича Трубецкого да думного дьяка Лариона Лопухина чтены ж. Сказка думного дворянина Прокопия Козмича чтена“. Собору Спасского с дворца протопоп Сила сказал: как Никон патриарх оставил патриаршество, в то де день он протопоп в большом соборе не был, а служил де он протопоп в своём соборе, свидетели де тому священники его собора Александр да Фёдор. – Протопоп Сила. В сказке Новинского игумена Боголепа написано: про патриаршеский престол, как Никон патриарх оставил, он де игумен не слыхал (ничто). А в допросе сказал то ж. – Игумен Боголеп. В сказке патриаршего ризничего, чёрного дьякона Иева, написано: говорил патриарх Никон по поучению в соборной церкви того дня, как патриаршество оставил: как он патриарх ходил с государем царевичем и великим князем Алексеем Алексеевичем в Колязин монастырь, и в ту де пору на Москве многие люди к лобному месту собирались и называли меня иконоборцем, что многие де иконы я имал и драл, и за то де меня хотели убить; а я де имал иконы латинские, которым нельзя кланяться: а вывез тот перевод немчин из Немецкой земли, и указал де в соборной церкви на Спасов образ греческого письма: можно де сему верить и покланятися; а я де не иконоборец; и после де того времени называли еретиком: новые де книги завёл, и то де ради моих грехов чинится, и я де вам предлагал многое поученье и свидетельство вселенских патриархов. И таковых речей ни в чьей сказке не писано. И преосвященный собор преосвященных митрополитов Питирима и Михаила (допрашивали); и архиепископа Иоасафа и всего священного чина, которые люди священного чина сказки подали, всех тех допрашивали. И в допросе пред преосвященным собором преосвященные митрополиты Питирим и Михаил, и архиепископ Иоасаф, и архимандриты, и игумены, и весь священный чин, которых сказки есть, все единогласно сказали святители по святительству, прочие по священству, что отнюдь таковых речей никто из них не слыхал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

И он, Иоиль, почал говорить: „Меня, де, он не любит, а называет, де, меня колдуном и чорнокнижником, а за мною, де, никак тово нет...“». Затем в этот диалог сначала в виде косвенной, а затем и прямой речи встраивается новый – между Иоилем и боярином Богданом Хитрово: «Да он же, де, Иоиль, говорил мне, де: „И Богдан Хитрой друг и говорил, де, мне, чтоб мне государя очаровать, чтоб государь больши всех ево, Богдана, государь любил и жаловал. И я, де, помня государеву милость к себе, ему, Богдану, отказал». И он, де, мне сказал: „И ты, де, нишкни же». И он, де, Иоиль, молыл Богдану: „Да у тебя, де, литовка то умеет здесь, де, на Москве, и нет ее сильнее». И он, де, Богдан, говорил: „Так, де, и есть. Да лихо, де, запросы велики, хочет, де, тово, чтоб я ныне и женился. И я, де, бы и зделал то, взял ее, да государь, де, не велит. А она, де, говорит: „Я, де, зделаю то, что больши тебя у государя не будет»...» л. 59а, 60). Ведение диалога от первого лица между разными собеседниками придает достоверность сообщаемым сведениям. Преступление, «чародейство», которое намеревался совершить Хитрово, могло повлечь за собой большие неприятности для царя лично и государства в целом. Позиция Никона раскрывается в содержании двух изветных челобитных, предшествовавших явочной. В центре этих челобитных – характеристика отношений взволнованного патриарха с приставом и монастырскими властями. Документализм и четкость становятся главными принципами повествования. Важность информации побуждает патриарха подмечать мельчайшие детали происходящего. Никону необходимо показать поведение двух человек, «изменников» – пристава Наумова и келаря Ферапонтова монастыря Макария Злобина, которые не позволяли Никону передать царю важную информацию: «И теме твоему, великому государеву, делу учинил спону великую». В первой челобитной Никон строит повествование как чередование собственных действий и их запретов другими людьми: «И я сотнику и стрельцам велел взять мои лошади, а архимариту и сотнику велел к тебе, великому государю, писать, что у меня слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И святейшие вселенские кир Пайсий папа и патриарх александрийский и кир Макарий патриарх антиохийский бывшему патриарху Никону говорили, что у них совет и согласие и подписи рук святейших вселенских патриархов констянтинополского и иеросалимского с ними есть и указали на свитки. И бил челом великому государю и святейшим вселенским патриархом бывшей патриарх Никон , чтоб выслать из собору недрузей его: Питирима митрополита новгородцкого и великолуцкого да Павла митрополита сарского и подонского, для того, что де они его хотели отравить и удавить. И Питирим митрополит новгородцкий и великолуцкий и Павел митрополит сарский и подонский святейшим патриархом говорили, что бывшей патриарх Никон то на них говорит ложно, а у них де про то и в помышлении не бывало, а есть де тому всему у великого государя дело черного дьякона Феодосия. И великий государь сыскное дело про дьякона Феодосия поднес святейшим вселенским патриархом. И святейшие вселенские патриархи бывшего Никона патриарха спрашивали: коея ради вины святую соборную и апостолскую церковь и паству свою оставил и патриаршества отрекся? И бывшей патриарх Никон говорил: патриаршество де он оставил за то, как де был у великого государя у стола грузинский царь Теймураз, и в тое де пору околничей и оружничей Богдан Матвеевич Хитрово бил домового его человека, князь Дмитрея Мещерского; а он де бывшей патриарх Никон того человека посылал для церковных вещей, и тот де человек его сказался ему Богдану его патриаршим, и Богдан де Матвеевич говорил ему: не дорожися де и с патриархом; и о том де к великому государю писал он, бывшей Никон патриарх , и просил, чтоб в том на Богдана Матвеевича дал оборонь, и великий де государь в том дать оборони не изволил, а писал к нему, что хотел с ним видеться и о том переговорить. И он де бывшей патриарх Никон ожидал того три дни, и великий де государь с ним бывшим патриархом Никоном видеться не изволил и на праздник Пречистыя Богородицы Казанские и на праздник же многоцелебные ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в соборную церковь ко всенощному пению и к литоргии не пришел, а приходил де к нему, бывшему Никону патриарху , в соборную церковь от великого государя столник князь Юрья Ромодановский и говорил ему, что де великий государь на тебя, Никона патриарха, гневен: для чего де ты пишешься великим государем и чтоб ему, Никону патриарху, впредь так не писатца, а он де, Никон, писался так по повелению великого государя; и слыша де он тот его государев на себя гнев, оставил соборную и апостолскую церковь и с престола сшел и жил на Воскресенском подворье три дни и ожидал к себе от великого государя присылки, и от великого государя присылки к нему не бывало, и он де поехал с Москвы в Воскресенской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

А ныне де о престоле ничего не говорю, как де изволит великий государь и вселенские патриархи. Вселенские патриархи велели честь святые правила амасийскому митрополиту по-гречески, а по-русски чол рязанский архиепископ Иларион. Кто покинет престол волею без навета и тому впредь не быть на престоле. И Никон патриарх говорил: те де правила не апостольские и не вселенских соборов, и не поместных соборов, он де Никон тех правил не приемлет и не внимает. Павел митрополит крутицкой говорил: те де правила приняла святая апостольская церковь . Никон говорил: тех де правил в русской кормчей книге нет, а греческие де правила не прямые, те де правила патриархи от себя учинили, а не из правил, после вселенских соборов все де враки, а печатали де те правила еретики, а я де не отрекался престола, то де на его затеяли. И вселенские патриархи говорили, что их святые греческие правила прямые. Тверской архиепископ говорил: как он Никон отрекался с клятвою патриаршеского престола, и они его молили, чтоб не покинул престола и возвратился; и он де Никон патриарх говорил, что он одинова отрекся и к тому не будет патриарх, аще возвратится анафема будет. И Никон патриарх говорил, что его не звали и он с клятвою не отрекался престола. И архиереи говорили, что его звали и он не послушал, и тому де свидетельство многое. И околничей Родион Матвеевич Стрешнев говорил: как посылал в то время в соборную церковь великий государь ему Никону патриарху говорить боярина князя Алексея Никитича Трубецкова и его, для чего он престол патриаршеский оставляет и хочет ити, и он де Никон патриарх говорил, что он Никон обещался на патриаршестве быть три лета, а ныне де не буду патриарх. И Никон патриарх говорил, что он не воспящается на престол, волен де великий государь. Думный дьяк Алмаз Иванов говорил: Никон де патриарх говорил и писал к великому государю в грамоте о действе вайя, что ему не подобает возвратитися на престол, яко псу на своя блевотины, так ему на патриаршество. И Никон патриарх говорил, что он того не говаривал и не писывал к великому государю. Не токмо де его Никона и Златауста Иванна изгнали неправедно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Ризничий патриарший Иев в допросе сказал по священнодьяконству: я де в своей сказке сказал, как помню. В другой сказке его ж Иева ничего вышеописанного не написано, а написано коротко: что патриарх патриаршество оставил. Иев ризничий сказал: сказку де другую дал потому: приходил ко мне дьяк Александр Дуров и говорил: сказку де твою не правят, потому что ни в чьей сказке таких речей нет, скажи де ты вновь сказку, что в соборе делалось; и я дал сказку другую, а никто меня о той другой сказке не понуждал, сказал я Иев сам ту сказку. А что многие речи в первой сказке перед другой лишние написаны, и то де патриарх, чаю, в иных местах говорил, а того де в поучении говорил ли или нет, того де подлинно не упомню, потому что вскоре заскорбел и посямест болю. – К сим речам дьякон Иев руку приложил. Патриаршего казначея сказка написана по Христовой евангельской заповеди. Выписано из неё перечень в белый список. Большого собора поп Феодор сказал по священству: сказку я писал так как слышал. Поп Порфирий в сказке написал: ничего де не слыхал. Дьякон Пётр по священнодьяконству сказал: сказку де я писал так, как помню. Дьякон Афанасий написал: не был де. Патриарший боярин Борис Иванович Нелединской сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду, как помню. Патриаршего двора дьяк Иван Уваров, сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду, как помню. Патриаршего ж двора дьяк Иосиф Юрьев сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду. Казённый патриарший дьяк Парфений Иванов сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Парфений сказал вправду. Дьяк Иван Щепоткин сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Иван сказал вправду. Подьякон Феодор сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду. Подьякон Никита сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду. Подьякон Пётр сказал по Христовой евангельской заповеди: сказал вправду, сказку де я сказал вправду. Подьякон Иван Васильев сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

3201 . – 9 марта. Об освобождении духовенства от обязанности хождения к рогаткам на караулы и на пожары По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал присланного из Московского синодального правления Канцелярии доношения, в котором объявлено: августа-де 31 дня 737 года поданным во оную Синодальную Канцелярию церкви Успения Пресвятой Богородицы, что за Москвою-рекою в Казачье, попа Андрея Фёдорова доношением показано: когда-де 15 дня того ж года по отпетии утрени из дома полковника Петра Вельяминова прислан был человек с требованием, чтоб он, поп Андрей, пошёл для исповеди и приобщения с запасными дарами больного человека, и как-де он по той присылке вышел из церкви со святыми запасными дарами и те святые дары нёс наруже в руках на антиминсном блюде, и тогда-де со оными святыми дарами его, попа, сотский и десятские, взяв, повели на съезжий двор, и хотя-де он, поп, у вышеозначенных сотского и десятских и просил, чтоб его отпустили те святые дары поставить в церковь или б церковника обождать (коего-де он послал в дом по требник и по епитрахиль), только-де оные сотский и десятские говорили: ещё-де будешь ты, поп, с нами и в полиции, и невзирая-де, что у него в руках святые дары, отвели его на Съезжий Двор; и шли-де оные сотский и десятские в шапках, а как-де его, попа, вели со святыми дарами, на то-де свидетели церкви Петра и Павла, что у Калужских ворот, диакон Андрей Иванов, тоя ж церкви попов сын Василий Лаврентьев да десятский Чудова монастыря крестьянин Пётр Борисов; и на помянутом-де Съезжем Дворе дежурный капрал объявлял ему, попу, чтоб он ходил на караул к рогатке, точию-де с теми святыми дарами освободил, а потом-де того ж месяца вторично означенный сотский и десятские после утрени взяли его ж, попа, на Съезжий Двор, а с Съезжего Двора отослан был в полицию с прочими священниками, и в той-де полиции полковник Оболдуев словесно объявил: что ежели-де на караул к рогаткам ходить он не будет, то-де взыщется штраф за каждый караул по полтине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А Михаила митрополита в сказке написано: после обедни пошёл, и в том Михаил митрополит допрашиван же, сказал: того де он подлинно не упомнит. – Михаил митрополит, Сербин, руку приложил. И Тверского архиепископа Иосафа в сказке написано; говорил де патриарх с клятвой – не быть ему патриархом; а как клялся, того не написано. И преосвященный собор допрашивали, и архиепископ Иоасаф сказал не помнит, говорил (ли) де так. Да патриарх же говорил де так: аще возвращусь, и я де аки пёс на свою блевотину (а клятвы он архиепископ Иоасаф того де не упомнит – вычеркнуто); а анафемы де не помнит. – Архиепископ Иоасаф. Сказка боярина князя Алексея Никитича Трубецкого пред собором чтена подобная во всем митрополичьим сказкам. В сказке Спаса-Нового монастыря архимандрита Иосифа не написано ж анафемы. И по допросу, архимандрит Иосиф сказал: говорил ли патриарх Никон такую клятву или нет, того не слыхал, потому что был де он архимандрит в те поры в алтаре; а по отпусту ли пошёл или без отпуста, того не помнит. – Архимандрит Иосиф. В сказке Спаса Андроньева монастыря архимандрита Дионисия анафемы не написано. В допросе сказал; анафемы де не слыхал от патриарха Никона, затёрли его народом у столпа, что у Ризы Господни. В его ж сказке написано: пошёл Никон патриарх по отпусте; в допросе сказал: того де подлинно не помнит. – Архимандрит Дионисий. В сказке Богоявленского архимандрита Киприана анафемы не написано ж. В допросе сказал; про анафему не слышал, потому что стоял де он архимандрит Киприан далеко, а про отпуст сказал – не помнит же. – Киприан архимандрит. В сказке соборного протопопа Михаила клятвы не написано ж. В допросе сказал: клятвы де он Михаил протопоп от патриарха Никона не слышал, а отпуста де обедни того дня не было. – Протопоп Михаил. В сказке Златоустовского игумена Мисаила клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он Мисаил не слышал. В его же сказке написано: по отпусту патриарх Никон пошёл; в допросе сказал: подлинно де не упомнит. В его ж сказке написано: мантию святительскую и клобук белый Никон патриарх с себя сложил; и в том он игумен Мисаил пред преосвященным собором прощался: написал де он так, забылся; написать де было ему: сак и митру, а прежде сказал: солгал де. – Мисаил игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

„Митрополит к ним никого не присылывал, чтоб про приход бывшаго патриарха в соборную церковь известить великаго государя; а церковныя двери были отперты двои: южныя да северныя, а заперты были западныя двери, потому что западныя двери во всенощную и заутреню не отпираются, опричь пришествия великаго государя“. К этому общему показанию соборный протопоп Михайло присоединил и следующее: „Как де бывший патриарх образы и чудотворцевы мощи целовал, и по церкви пред ним протопоп свещи не нашивал, и как де пришел бывший патриарх к образу Пречистыя Богородицы Влахернския, и в те поры с подсвечника свеча упала на мост, и он де протопоп, свещу подняв, поставил опять пред образом, а больше де того он пред бывшим патриархом со свещею нехаживал, та де служба не его протопопа“. Ключари и дьяконы соборные согласно показали: „Как бывший патриарх Никон ходил по соборной церкви образы и чудотворцевы мощи целовать, и протопоп де пред патриархом свещи ненашивал, и никто со свещею не ходил“. Поп Киприан в своей сказке дал и такое показание: „В те поры стоял он на клиросе, и Иона митрополит к крылосу приходил и спрашивал ключаря, и ключарей де в ту пору на крылосе не было, а говорил де митрополит: и сам де не ведаю топеря, что делать“. В виду противоречивых показаний свидетелей им дана была очная ставка, на которой черный дьякон Ростовскаго митрополита Иосиф дал новое важное показание, что будто бы митрополит Иона не только посылал своих дьяконов звать протопопа и соборян к себе, но „неверя им, черным дьяконам Иона митрополит сам к протопопу приходил и звал, и он де протопоп не глядел; а в те де поры бывший патриарх был на патриаршем месте, а митрополит де Иона еще у благословения не был, а двери были заперты двои, а кто их запер не ведает“. Протопоп Михаил решительно отвергал, чтобы кто-либо звал его к митрополиту и что к нему подходил сам митрополит. Когда черному дьякону Иосифу заметили: „Сказывает он на очной ставке, что митрополит приходил сам и протопопа звали к себе на совет, а в сказке их черных дьяконов того ненаписано и почему ненаписано?“, то Иосиф отвечал: „Потому де и ненаписано: как де митрополит к протопопу приходил, и в те поры он один был за митрополитом, а се де чаял очныя ставки, да и иныя де статьи ненаписаны в сказке, а теперь де он скажет“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

168 года, Февраля в 14 день, Михаил, митрополит Сербский, сказал: в прошлом во 166 году, июля в 10 день, с патриархом Никоном служил в соборной апостольской церкви Успения пресвятой Богородицы, служили литургию. И как де после литургии и после отпуску чел патриарх Никон сам поучение, беседы апостольские, и как де кончал поучение, и почал говорить: аз де согрешил, недостоин есмь святительству; и одежду, омофор и сак, с себя сложил. И они ему чину складывать не велели. И патриарх де Никон пошёл в алтарь в одном стихаре к ризнице, и у ризницы стихарь с себя сложил и надел на себя у ризницы чёрный клобук и мантию и клюку взял простую, и придя из алтаря средь церкви, и у соборной де церкви двери заперли, а патриарха Никона, до указа великого государя, из церкви выпускать не стали. И он де митрополит Михаил с властями пошли в верх к великому государю про патриарха известить, что патриарх патриаршество оставил. И великий государь с властями послал в соборную церковь боярина князя Алексея Никитича Трубецкого. И как де боярин князь Алексей Никитич Трубецкой пришёл в соборную церковь со властями и начал у патриарха Никона просить благословенья, и патриарх де Никон боярину князю Алексею Никитичу благословения не подал, а молвил, что он простой чернец, а не патриарх. И говорил де боярин князь Алексей Никитич патриарху Никону: для чего де святительский престол оставляешь? И патриарх де Никон боярину князю Алексею Никитичу говорил: бью де челом я великому государю, чтоб государь меня пожаловал, велел мне жить в пустыни у Воскресенского монастыря. И боярин де князь Алексей Никитич говорил патриарху Никону , чтоб он был патриархом по прежнему и паствы своей святительской не оставлял. И патриарх де молвил: патриархом де быть я не хочу, иду в пустыню ту свою. К сей сказке Михаил, митрополит Сербский, руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка архимандрита Спасо-Андроникова монастыря Дионисия 168 года, Февраля в 14 день, Всемилостивого Спаса Андроникова монастыря архимандрит Дионисий сказал: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господни, служил я архимандрит с патриархом Никоном . И после службы в соборной церкви платье с себя почал скидывать, а подьяконы начали с него платье принимать, понесли в ризницу; а патриарх облёкся в манатью пёструю да в чёрной клобук, и в алтаре писал своей рукой; а что писал, того не ведаю; и после письма отпустил отпуст и чел поучение всему народу; и прочтя поучение, почал с себя платье складывать, а за что платье патриарх складывал, того де не ведаю. То моя и сказка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

174 года июля в 1 день, преосвященним митрополитом и архиереом и епископом, в патриаршей крестовой полате, Соловецкаго монастыря старец Герасим Фирсов сказал: По новоисправным Служебником в Соловецком монастыре не служил для того, что указу великого государя не было, а святый собор о том был ли, или нет, того он не ведает, а от архимандрита де о том, что служить по новосправным Служебникам, повеления не было жь, а он же, старец Герашм, в прошлом 173 году, летом, высакьеве пустыне, говорил архимариту Варфоломею, чтоб он велел служить по новым Служебникам, и архимарит де ему ничего не сказал, а Соловецкого монастыря келарь, старец Саватей Урютин, и казначей, старец Боголеп, были с архимаритом в той де Исакове пустыни, и на него, старца Герасима, келарь и казначей шумели, чтоб не говорил архимариту про новосправные Служебники. А наречнаго де пения в Соловецком монастыре не поют и повеления де о наречном пении от архимарита не бывало, а как бы де от архимарита повеление было, и оне б и петь стали. А о крестном де знамении, о сложении первых перстов, держит тако, како напечатано в книгах Скрижалех, а что де прежде сего о том соблазнялся неведением, и о том у освященнаго собору прощения прошу; а архимарит де Варфоломей благословляет, вижу, попрежнему, а он де того не знает, и то ему не в обычей: потому что он не non. И кресты де на просвирах постарому, а от архимарита де о том возбранения не было, а он де, старец Герасим, крест, который от дву древ сложен, истинной крест признавает. А исповедание православное веры: Верую во единого Бога, обещевается и исповедует и держит тако, как напечатано в новосправных печатных книгах. А что де они челобитную прислали бить челом великому государю и от всего монастыря, чтоб им петь по старому, и у той де челобитной рука ево есть, a приложил де к той челобитной руку страха ради, а та челобитная писана с повеления архимарита Варфоломея, какову он челобитную прислал в монастырь черную, а слышал де про тое черную челобитную от келаря Саватея Урютина, да от казначея старца Боголепа. И преосвященный собор спросили ево, старца Герасима: что прежде сего мудрствовал и писал многие писма про новосправныя печатныя книги, и книгу Скрижаль и прочих, и ныне что скоро обещевается все держать по новосправным печатным книгам, и не страха (ли) ради и не лести приходит, и истинно (ли) уверился, яко тако истинно? И старец Герасим сказал: ей, истинно тако, и не лестно и не страха ради исповедует тако, како соборная апостольская церковь прияла ныне, и в новосправных печатных книгах напечатано и Скрижалех, и истинно и право то исповедует, и тако держати обещаваетца; а на те писма, что я писал неведением на новосправные печатные книги, обещеваетца писаньем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010