Самая ранняя постройка нового стиля – церковь Богоматери Перивлепты императора Романа Аргира (1028–1034) – известна лишь по многочисленным восторженным описаниям. Огромные размеры этого храма поразили даже воображение испанца Рюи Гонзалеса Клавихо, посетившего Константинополь в 1403 г. К сожалению, письменные источники с трудом позволяют выявить структуру памятника. Постройка, скорее всего, была многонефной 31 , с очень высоким и большим по диаметру куполом. Все источники упоминают идеальную окружность в центре, обведенную колоннами из яшмы разных цветов, а также дополнительные нефы (корабли), соединенные с главной церковью. Это могли быть и реальные нефы, и открытые галереи. В сравнении с обычным четырехколонным храмом здесь явно выделялось центральное пространство, боковые же нефы не вливались в него, а окружали. Возможно, по типу церковь Богоматери Перивлепты напоминала пятинефный храм Св. Софии в Салониках, не имевший традиционного для четырехколонных построек зального интерьера, а строившийся на более сложных соотношениях и дифференциации центра и боковых нефов. Кроме того, в Св. Софии существовали обширные хоры. Судя по описаниям, храм Перивлепты явно воспринимался как дворцовое сооружение. Роскошь и многообразие убранства, роспись не только внутри, но и снаружи, обилие мозаик, вотивные портреты императорской четы, встречавшие входящего в храм, обилие императорских тронов, установка скипетров и развешанные повсюду драгоценные ткани и завесы из царской порфиры заставили византийского ученого Михаила Пселла утверждать, что император Роман «придал храму вид царского дворца» 32 . Новой по типу постройкой был и знаменитый храм Св. Георгия в Манганах императора Константина Мономаха (1024–1055), известный не только по источникам, но и по данным археологии. Именно в этом сооружении большинство исследователей византийской архитектуры склонны видеть реальный прообраз будущих храмов на тромпах – уникального создания византийского зодчества XI в. 33 . Выявленные раскопками размеры храма больше раннемакедонских построек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

З. отмечается 7 мая (Lond. Brit. Add. Lib. 14504). Данный Минологий происходит из сир. мон-ря в Нитрийской пустыне. Учитывая близость этого Минология к Минологию VII в. из мон-ря Кеннешре, в качестве возможного составителя к-рого иногда называется Иаков, еп. Эдесский, прототип Минология X в. может восходить к VII в. Эта память сохраняется и в ряде поздних сиро-яковитских минологиев XII-XIV вв. (напр., в Мартирологе Раббана Слибы, кон. XIII - нач. XIV в.), однако с XII в. намечается тенденция разделять дни празднования 2 апостолов: под 8 мая остается память Иоанна, а память И. З. сдвигается на неделю ранее - на 30 апр. В некоторых средневек. копто-араб. минологиях встречается память И. З. 30 апр., возникшая, видимо, под сирийским влиянием. Однако в основном память этого апостола праздновалась коптами 16 или 17 пармуте (бармуда), т. е. 11 или 12 апр., в конечном счете закрепилась 2-я из этих дат - 12 апр. Календарь Маронитской церкви из рукописи XVII в. указывает память ап. Иакова 8 окт., однако не уточняет, идет ли речь об И. З. или Иакове Алфееве. В литургических мосарабских текстах (X-XII вв.) память И. З. отмечается 30 дек. Мартиролог блж. Иеронима (1-я пол. V в.) и за ним Римский мартиролог (XVI в.) указывают память И. З. 25 июля и 15 марта. Впосл. в зап. календарях закрепилось только 25 июля. До литургической реформы, проведенной II Ватиканским Собором, существовало также особое празднование в честь явления И. З. в битве на равнине Клавихо (834) - 23 мая. В католич. традиции к И. З. обращаются за молитвенной помощью как к защитнику стад и покровителю во время жатвы. Ист.: Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 11, 40, 76-77, 97, 100, 104, 110, 121, 160; Les Ménologes des évangéliaires coptes-arabes/Éd. F. Nau//PO. T. 10. Fasc. 2. N 47. P. 38-39; Martyrologes et Ménologes Orientaux/Éd. R. Griveau//PO. T. 10. Fasc. 4. N 49. P. 63; Coptic Synaxarium. Chicago, 1995. P. 304. Лит.: Alonso F. J. Giacomo il Maggiore//BiblSS. T.

http://pravenc.ru/text/200321.html

Капетинги – династия фр. королей в 987–1328, основанная Гуго Капетом Карл Великий (742–814) – король франков с 768, с 800 рим. император Карл Мартелл (ок. 688–741) – фактический правитель Франкского государства с 715, дед Карла Великого Карл I (1600–1649) – англ. король с 1625 из династии Стюартов Кирша Данилов (Кирилл Данилович; XVIII в.) – предполагаемый составитель первого сборника рус. былин Киаксар (ок. 625–585/584 до н. э.) – царь Мидии, уничтоживший в союзе с Вавилонией в 605г. Ассирийскую державу Кикин Александр Васильевич (? – 1718) – деятель эпохи Петра I, казненный по делу царевича Алексея Кир II Великий (? – 530 до н. э.) – первый царь (с 558 до н. э.) гос. Ахменидов, покоритель Вавилона и Месопотамии Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – рус. философ-славянофил Кирилл – митрополит, переводчик Галена Кирилл Белозерский (1337–1427) – архимандрит Симонова монастыря (1388–1390), основатель Кирилло-Белозерского монастыря Кирилл Лукарис (1572–1638) – настоятель греч. монастыря на о. Кипр, с 1621г. патриарх Константинопольский, вел активную борьбу с иезуитами, поддерживал деятельные сношения с унитами и протестантами, низложен за ересь кальвинизма (1638) Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (ок. 815–885) – братья слав. просветители, проповедники христиан Кифа – см. Петр Клавдиан Клавдий (ок. 375 – после 404) – рим. поэт Клавигер (Клавихо) Рюи Ганзалес – исп. путешественник, посетивший в начале XV в. двор Тамерлана Климент Александрийский Тит Флавий (ок. 150 – ок. 215) – основатель Александрийской школы богословия, христ. теолог и писатель Климент, св. (? – ок. 103) – отец Церкви, сотрудник апостола Петра, епископ Римский с 92 г., автор первого и второго «Посланий к Коринфянам» Козмас (Козьма) Пресвитер – болгарский писатель X в. Колридж Сэмюэл Тейлор (1772–1834) – англ. поэт и литературный критик Колумбан (550–615) – святой, один из старейших проповедников христианства среди германцев Комбасерес (Камбасерес) Жан Жак (1753–1824) – фр. политический деятель Комаровский Егор Евграфович (1803–1873) – граф, цензор, знакомый Хомякова и Киреевского

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Всего подробнее церковь Георгия описана у Клавихо 140 : большой двор ее заключал в себе много садов и зданий, а также прекрасный баптистерий (фиал?), купол которого покоился на восьми мраморных резных колоннах со множеством изображений. Главный корпус церкви богато покрыт мозаикою, изображающею, между прочим, Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа; пол, удивительной работы, покрыт плитами порфира и яшмы разноцветной: посреди купола изображен Бог Отец (Христос Пантократор), а над входом имелось любопытное и неизвестное в иконографии изображение истинного креста, который в облаках ангел указывал Апостолам, в то время как Дух Святой сходил на них в виде огненных языков. Антоний (стр. 105) видел в церкви алтарь, чиненный со драгим камением, и над ним «образ написан Спасов, како беседовал с Самарянынею у кладезя». Вновь любопытная деталь византийской иконографии, сочетавшей символический образ источника с престолом алтаря. Множество церквей было обращено в эту эпоху вообще в монастыри, и если уже в X веке 141 имп. Василий II новеллою указывает на излишество монастырей, устраиваемых даже крестьянами, хотя не в одиночку, то в складчину, то в XI веке, и особенно к концу взятого нами периода, обычай вырастает в известного рода манию. Константинопольские патриархи не довольствуются уже существующими обителями и сооружают для себя новые: Алексей в Стеносе на Босфоре; Михаил Керуларий во имя своего ангела за стенами города; Константин Лихуд во имя Богоматери, тогда как другие расширяли прежние и меняли им имена. Монастыри стали появляться в местностях людных, стесняли рынки, наполняли дворцовые здания; многие части большого дворца, отданные обителям, стали в то же время местами заключения членов императорской фамилии, враждебных или опасных новому правителю, и это обстоятельство было не малою причиною для династии Комненов в их предпочтении Влахернского летнего дворца как постоянной резиденции. С тем вместе меняли свои места и различные святыни, мощи, художественные произведения. Так императрица Зоя перестроила какую – то из церквей (быть может, Халкопратийской Богородицы) в монастырь, прозванный по перенесенной туда иконе Спаса Antifwnhto%u или Поручника, о которой древняя легенда (у Антония) рассказывает, что некий Феодор христианин дал ее «в поручение», т. е. под поручительство жидовину Авраамию и на взятые у него деньги разбогател; в древности икона висела над воротами Хальке, и попытка ее снять оттуда при Льве Исаврянине кончилась восстанием 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

говорит, что в ней приделы были устроены «еже на всяк день святым». Клавихо уверяет, что церковь со всеми к ней пристройками имела в окружности некогда до десяти миль (!), но что уже в его время большая часть этих зданий, больших ворот и пр. или упали от разрушения, или были заперты. И, конечно, самое живое описание принадлежит, вообще, паломникам 208 , и из них новгородскому архиепископу Антонию, видевшему Царьград и св. Софию прежде великого от Латин разорения, приблизительно около 1200 – го года. Его описание не только обильно фактами, как новыми, так и известными, которые через него могут быть поверены, но представляет известную последовательность, т. е. приблизительно по порядку описывает сначала то, что в алтаре, потом по левую сторону (от алтаря), затем (т. е. посолонь) по правую (и по левую от входящего) 209 . Этот порядок или самим рассказчиком, или же переписчиками немного перепутан разными вставками, подробностями и воспоминаниями аналогичными, но все же в этом описании можно, так сказать, разобраться и приурочить многое к своему месту, чем мы и займемся, начав с внутренности и руководясь здесь нашим паломником. При этом мы должны оговориться, что главный интерес наш будет сосредоточиваться на монументальной топографии храма. Сказав сначала о том, что находилось в великом т. е. главном алтаре, Антоний указывает от него влево алтарь малый, иначе диаконикон, построенный на месте дома Анны. Если мы не можем принять, что этот алтарь мог быть устроен где – либо внутри, в угловом квадрате слева, то должны предполагать, что он был вне главных стен и квадрата церкви 210 . Теперь сохранился от этого диаконикона только ход и коробовый свод и слева от него в толще неизвестных построек полутемное помещение. Но уже Зальценберг указал, что остатки колоссальных арок снаружи принадлежат особой пристройке. Однако же, из плана ясно, что эта часть, след. самый алтарь суть явление позднейшее. Внутри уже церкви 211 , но на той же стороне находилась икона Богородицы с Младенцем на руках, чудотворная, из Иерусалима, «от нее же глас исшел Марии Египетской».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

196) 2720 . 195. Металлический образок XVII в. В зените купола Сам Иисус Христос в глории, поддерживаемой двумя ангелами; от этого изображения уцелела лишь одна нижняя часть; об утраченной можем судить по аналогии с другими памятниками. 196. Мозаика церкви Софии в Солуни. В трибуне купола, кругом, размещены апостолы (рис. 197) в различных позах, преимущественно спокойных, в туниках и иматиях; иные со свитками, другие с книгами; фигуры художественные, лица выразительные, отличающиеся индивидуальностью, в противоположность позднейшим шаблонным типам. Среди них находится Богоматерь-оранта и два ангела (рис. 196) с надписью: « νδρες γαλιλαοι τ στκατε μβλποντες ες ορανν κ. τ. λ.». Все лица отделены одно от другого деревьями, в манере скульптуры саркофагов, означающими Елеонскую гору ( Деян. 1:12 ). Таков древнейший пример мозаического вознесения. О мозаических изображениях в церквях – Св. Георгия и Манганского дворца упоминает Клавихо 2721 .Чиампини дает снимок с мозаики in sacello, ubi В. V. Maria stabat cum Iohanne, quando Salvator cruci affixus fuit 2722 , относя ее приблизительно к XI-XII вв. Но если эта мозаика действительно древняя 2723 , то треугольный нимб возносящегося Спасителя и держава в Его руке должны быть признаны модернизацией. Ангелы летящие с жезлами в руках, апостолы также с жезлами (если это не есть ошибка копировальщика) не позволяют отнести мозаику к числу памятников византийских. 197. Мозаика церкви Софии в Солуни. Мозаическое вознесение находится в церкви Св. Марка в Венеции 2724 , в Монреале 2725 и во флорентийском ваптистерии 2726 ; в афонских стенописях: Афонолаврском соборе (алтарный свод) и параклисах Св. Николая (ibid.) и Св. Михаила (ibid.), в ксенофском параклисе Св. Георгия (притвор), в соборах Афоноиверском (алтарный свод), Хиландарском и Филофеевском (ibid.), в афонолаврском параклисе Вратарницы (ibid.), в соборе Каракалльском (свод средний храма), в церкви Архангелов в Зографе (ibid.) u b ватопедском параклисе Св. Димитрия. В стенописях ватопедского параклиса Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Выше панелей или карниза, своды и стены украшены по аркадам разнообразными мозаическими рисунками любопытного типа, послужившего образцом, по нашему мнению, тем ковровым рисункам, которые отличают собою все изделия Запада после крестовых походов и составляют фон для фигур. Рисунок составлен собственно из клеток в виде ромбов, один в другом; внутренний золотой, следующий красновато – коричневый (коричневый пурпур), далее опять золотой, и коричневые коймы с кружками и крестами. Этот ковровый, притом бесконечный рисунок повторяется и в некоторых местах палат или хор гинекея с Ю. стороны (таб. 2); он покрывает там своды некоторых пазух между 2 рядами колонн и отчасти стены; в ромбах помещены там условные листья аканта или даже восточно – персидские цветы; общий темно – лиловый или светло – зеленый фон и весь стиль выделяет эти рисунки резко из остальной древней орнаментики. На одной из стен этой галереи, по показаниям Клавихо (стр. 13), находилась большая беломраморная плита, на которой натурально, без всякого участия скульптора или живописца, изобразилась чудесно Пресвятая Дева с Младенцем на руках и Иоанном Предтечей сбоку; естественные жилы мрамора образовали эти фигуры, как бы парящие на облаках; у подножия образа устроен алтарь и небольшая капелла. Возвращаясь к тому же нартэксу, мы должны заметить, что его выходная наружу дверь, с монограммою Михаила на главном табле, одна из самых замечательных, потому что собрана из нескольких бронзовых скульптурных кантов, – иные быть может, античной работы по необыкновенной красоте своей листвы, иные, – поздневизантийские. Начав с выхода из этой двери, мы сделаем топографический обзор внешности св. Софии сперва южной, затем восточной и северной стороны. Главнейшим основанием для всех наших догадок будет служить то общее положение, что мы имеем здесь дело с Востоком и религиозным преданием, хотя бы это предание было чуждой веры. И, в самом деле, как в древности атриум был свободный двор, так и теперь на З. стороне Софии нет никаких построек, кроме лепящихся с ЮЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

43 Babi G. Op. cit. Р. 187. Прим. 55; Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin. Première partie. T. III. Les églises et les monastères. Paris, 1953. P. 209, 212. 45 Жизнь и деяния великого Тамерлана. Сочинение Клавихо/Подлинный текст с переводом и примечаниями, составлен под редакцией И. И. Срезневского //Сборник ОРЯС Императорской Академии Наук. СПб., 1881. Т. XXVIII. 1. С. 82–84; «Хождение» Стефана Новгородца//ПЛДР. XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 32–35. 47 РГБ. Ф. 304. 704. Скитский патерик, вт. пол. XV в. Святейшего патриарха константинопольского кирь Филофия предание к своему его ученику. Л. 32: «В вечер же пятка, на всякую неделю, пой иже к пречистой нашей владычице Богородице службу, глаголемая Акафисто на павечерницах. Предание бо и се есть святых старцев». 49 Виноградов В. П. Уставные чтения (проповедь книги). Вып. I: Уставная регламентация чтений греческой церкви. Сергиев Посад, 1914. 50 Виноградов В. П. Указ. соч. С. 95. Текст заимствует факты из более ран них исторических сочинений разного времени. 51 Греческий текст см.: Migne Р. Patrologiagraeca. CVI. Р. 1336. ГИМ, ОР, Син. греч. 377; РНБ, ОР, Греч. 588, Л. 223–232об.: Διγησις θλιμος παλαιας οτορας συλλεγεισα α νμνησιν ποιουσα του Παρασξες γενομνον, να πρσαι α βρβαροι τι βασιλδα τατην τν πολεων πολμ περιευλωσαν. 53 Кулаковский С. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни//Сб. статей в честь академика А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470–475. С. Кулаковский указывает восемь источников, из которых составлен компи лятивный текст Сказания. Греческое название Сказания Υπμνημα ες τν πανυμαν της χρντου α προσυνητης εονος της παραμονυ Δεσπονης μων θεοτου α ειπαρθνου Μαρας της Ρωμαιας α θαυμα υτης. (РНБ, греч. 570, сборник 1436 г. л. 88–112об.; конец утрачен). 55 Точная дата составления синаксарей Постной Триоди неизвестна, но дата смерти Никифора Каллиста Ксанфопулоса – 1327 г. По поводу датировок ранних циклов Акафиста существуют различные мнения. Т. Вельманс, например, считает, что цикл возник не ранее 40-х гг. XIV в.: Velmans Т. Les fresques de Saint-Nicolas Orphanos à Salonique et les rapposts entre la peinture d icones et la decoration monumentale au XIV siècle//CA. Paris, 1966. XIV. P. 145–176.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

к императору Феофилу, – все, собранные на славянском в одно место в сборнике, который напечатан в Москве в 1642г. под заглавием: „Книга – слова избранные святых отец о поклонении и о чести святых икон”, и который известен в библиографии под именем Малого соборника. Папа Григорий; „Христолюбивии человецы, видевшеи Господа, якоже 17; видеша, тако и написаша, и якоже видеша Матерь Господню, тако и написаша, и якоже видеша Иакова, брата Господня, тако и написаша, и видевше первомученика Стефана, якоже видеша, такоже и написаша, такоже видевше и лица мучеников и пролиявших кровь свою Христа ради, якоже я видеша, тако и написаша”.., лист 43 оборот – („Устав, иже положиша святые отцы на 7 соборе на иконоборцы,” – Макарьевские Четь-Минеи под 31 Августа. Греческая иконопись нарочно удалялась от естественности, чтобы святые, будучи изображаемы естественно, не казались обыкновенными людьми, страстными; чтобы через неестественность представить их бесстрастными, высшими обыкновенных людей). 577  (Что Бога Отца не должно изображать на иконах, – Пидалион, примечание к 7 вселенскому собору стр. 320). – Папа Григорий: „Почто Отца Господа нашего Иисуса Христа не воображаем (не изображаем)? Имже (поскольку) не видехом Его, невидим бо есть, Божия естества немощно вообразити и написати; аще быхом видели Его, якоже воплощьшася Сына Его и Бога нашего, тако же и Того быхом воображали и писали”, лист 54 оборот (Дух Святый не был изображаем под своими образами голубя и огненных языков отдельно, но был изображаем на иконах крещения Христова и Его – Св. Духа сошествия). 578  См. Руководство для иконописцев ( ρμηνεα τν ζωγρφων) иеромонаха Дионисия XV века, о котором скажем ниже: стр. 107 sqq. (Корень Иессеев, изображения Символа веры и Отче наш), стр. 158 (изображение божественной литургии), стр. 182 fin. (икона „О тебе радуется”), стр. 184 (изображения 24 икосов Богородицы), стр. 211 fin. (икона „Достойно есть”), стр. 259 (наставления о том, что Бога Отца должно изображать, по видению пророка Даниила, в виде старца, а Духа Святого в виде голубя). – (Икона „Корень Иессеев” в Константинополе при Гонзалесе Клавихо, – стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В текстах XIII-XV вв. свидетельства о вторничных «хождениях» иконы по городу отсутствуют, что можно считать показателем окончательного пресечения традиции. В то же время в записках паломников XIV-XV вв. подробно описаны выходы и чудотворения «О.» на площади. Отмечается, что большую, тяжелую икону в драгоценном окладе перемещали из храма на площадь, где ее по очереди особым образом носили неск. избранных мужей. Общим местом для всех паломников является краткое замечание о чудесах и исцелениях, происходивших от чудотворного образа. В относительно подробных описаниях авторы отметили пение клириков и народа, моление народа с плачем перед иконой. Сведения паломников, сходные в главном, отличаются деталями и их интерпретацией: новгородский «аноним» кон. XIII - нач. XIV в. упоминал, что икона «утомляет 8 человек»; Стефан Новгородец констатировал, что икону поднимают 7-8 чел., ставят на плечи одному мужу, он расставляет руки в стороны, «его мотает из стороны в сторону, глаза его закатываются», икону носят по площади по очереди 3-4 чел., перед ней 2 диакона держат рипиды, а другие - киот. Клавихо сообщал о нескольких «монашествующих канониках», живущих при храме Одигон и отличающихся строгостью жизни (не едят мяса и к.-л. жира, не пьют вина), а также о том, что икону выносят из церкви на площадь 3-4 чел. на кожаных поясах с крюками, один избранный старик легко поднимает ее себе на плечи и ходит с ней по площади; действо начинается утром, во время «чтения часов». Согласно Типикону, краткие литии в притворе храма совершались после утрени, перед чтением 1-го часа. Лития с иконой «О.» имела др. характер, но ее выход из храма именно в это время мог быть обусловлен молитвословиями 1-го часа, прежде всего «Богородичным» («Что Тя наречем, о Благодатная…»), представляющим собой торжественное прославление Богоматери, явившей миру Спасителя («имела еси в объятиях Сына всех Бога»), и не повторяющимся в др. чтениях. В дневнике Тафура впервые рассказывается о служении «О.»: 6 мужчин не могут поднять тяжелую икону; приходят 20 мужей «особого рода», каждый в красном одеянии с куколем на голове, и совершают службу; один из них, избранный Богородицей, легко ставит икону себе на плечи и обходит с ней площадь 50 раз, потом то же делают другой и следующий за ним. Характерные для этого автора «точные цифры» (в т. ч. вес иконы (по рассказам) «в несколько сотен гирь» и кажущийся - «один унций») - скорее всего не реальные подсчеты, а усиливающие впечатление цифровые обобщения, характерные для эпоса. Тафур также писал о том, что во вторник на площади был рынок и пришедшим людям служители раздавали миро от иконы.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010