В описаниях гробницы И. П. в Севастии, оставленных паломниками Теодорихом (ок. 1170) и Иоанном Фокой (1185), упоминается левая рука святого ( Theodoricus. De locis sanctis. 43//Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. Jerusalem, 1980. Vol. 2. P. 374; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23). С. 39-40). По-видимому, после 1187 г. эта реликвия была перенесена из Севастии в Иоанна Предтечи монастырь на Иордане . К 1335 г. относится 1-е упоминание о находящейся там левой руке И. П., заключенной в кипарисовый ковчег (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335)//Revue de l " Orient latin. 1895. Vol. 3. Р. 211). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349) при описании святынь К-поля сообщал, что левая рука И. П. хранилась в этом монастыре ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45. (DOS; 19)). Испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо писал, что видел левую руку святого в монастыре св. Иоанна Предтечи в Петре ( Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. СПб., 1881. С. 52), однако он ошибся, вероятно спутав руку И. П. с другой святыней - рукой Иоанна Ктитора, основателя монастыря. О ней упоминал Стефан Новгородец, специально обращая внимание на то, что это не рука И. П. Очевидно, такое ложное мнение было распространено уже в его время, подобные указания встречаются и в позднейших работах, например у греческого автора архим. Герасима (Смирнакиса) при описании монастыря Дионисиат на Афоне (см. Дионисия преподобного монастырь ) ( Σμυρνκης . 1988. Σ. 511). Существует документ 1602 г., где сообщается, что ок. 1323 г. некий паломник принес левую руку И. П. в Перпиньян (город на юге Франции, недалеко от испан. границы, в то время находился в испан. владении). В 1407 г. был созван совет епископов, на котором была подтверждена подлинность этой реликвии. На ковчеге сохранилось несколько греческих надписей, стихов, прославляющих И. П. У святыни совершалось множество чудес, прежде всего исцелений от различных болезней (ActaSS. Iun. Т. 4. Р. 773-776). Эта реликвия хранится в кафедральном соборе Перпиньяна. Десницу И. П.,

http://pravenc.ru/text/471450.html

В более подробных сведениях об «О.», оставленных испанскими путешественниками, содержится информация не только о вторничном шествии, но и об облике иконы. Посол (камергер) испанского короля Руй Гонсалес де Клавихо, посетивший К-поль в 1403-1406 гг., записал в дневнике: «В этом городе Константинополе есть одна очень почитаемая церковь, которая называется Святая Мария della Dessetria. Эта церковь маленькая… превосходно отделана мозаикой, и в ней находится образ св. Марии на доске, который, как говорят, сделал и нарисовал своею рукою славный и блаженный св. Лука… Этот образ написан на квадратной доске около шести пальм в ширину и столько же в длину; он стоит на двух ножках; доска его покрыта серебром и в нее вделано много изумрудов, сапфиров, бирюзы, жемчугу и других разных камней; и он вставлен в железный киот» ( Клавихо. 1881. С. 82). Испанец Перо Тафур, находившийся в К-поле в 1437 г. отметил в своем дневнике, что: «ходил в церковь Святой Марии, где погребен Константин. В этой церкви есть икона Госпожи Девы, выполненная святым Лукой, а на другой стороне Распятие Господа. Икона написана на камне; говорят, что с окладом и подставкой она весит несколько сотен гирь. Она так тяжела, что шесть мужчин не могут поднять ее» ( Tafur. 1926. P. 141-142). В этот период окончательно сложился цикл сказаний о мон-ре Одигон и его святыне, получивший распространение в правосл. мире в различных версиях, но имеющий в основе сведения из «Церковной истории» Феодора Чтеца. Одно из наиболее ранних компилятивных сочинений этой серии - «Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон», составленная в 1438-1439 гг., вероятно, в этом мон-ре ( Angelidi. 1994. P. 113-149; рус. пер.: Повесть о храме Богородицы. 1996). Согласно тексту, на месте буд. мон-ря был «некий источник» с чистой водой. Два слепца, умывшись водой из источника, тотчас увидели свет, а это место прозвали именем Проводников (τν Οδηγν). О чуде узнала имп. св. Пульхерия и построила здесь храм, посвятив его Божией Матери, Которая «зримо представлена на этой божественной и священной иконе», постоянно осенявшей это место; «почти что нерукотворное и божественное изображение» создал ап. Лука. Его долгие годы сохраняли св. мужи, а затем уже в Антиохии икону получила из рук св. пустынников в награду за свои благодеяния имп. Евдокия. Она же и отослала икону и др. божественные дары имп. св. Пульхерии. Та поместила святыню в храме Богородицы. Икону Божией Матери она нарекла «Проводником, указывающим путь к всевозможным благам», и заповедала, чтобы она всегда оставалась в храме, приказав каждый вторник обходить с этой иконой весь город.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

Нашествие эмира Тимура (Тамерлана) в 1395-1396 гг. нанесло большой ущерб католич. миссиям в О. По данным 1400 г., сохранилось всего 14 миссий. Уничтоженная во время нашествия Тимура Сарайская католич. епархия была заменена Сарматской епархией в Астрахани, просуществовавшей до 30-х гг. XV в. В период распада О. ареал деятельности миссий наряду с католическими епархиями в Крыму сузился до пределов Сев. Кавказа и Сев. Причерноморья. Их деятельность обрывается или постепенно угасает к 1495 г. в связи с тур. агрессией в Крыму ( он же. 2000. С. 18-19; 2006. С. 183-189). Ист.: ПСРЛ. Т. 1-43; История монголов инока Магакии, XIII в. СПб., 1871; История монголов по арм. источникам. СПб., 1873. Вып. 1; СбРИО. 1884. Т. 41; 1895. Т. 95; Тизенгаузен В. Г. Сборник мат-лов, относящихся к истории Золотой Орды. М.; Л., 1941. Т. 2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022; Рашид-ад-Дин. Сб. летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 2; 1960. Т. 2; 1946. Т. 3; ГВНиП. 30. С. 57; ДДГ; ПРП. Вып. 3. С. 467-489; Иоасафовская летопись. М., 1957; АСЭИ. Т. 3. 10-11. С. 26-27; 310-313. С. 340-345; Армянские источники о монголах: Извлеч. из рукописей XIII-XIV вв. М., 1962; Свет Я. После Марко Поло. М., 1968; Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976; Повесть о Петре, царевиче ордынском//ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. Л., 1984. С. 20-37; То же//БЛДР. Т. 9. С. 70-85; Шильтбергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 г. по 1427 г. Баку, 1984; РФА. 1987. Вып. 3. С. 585-594; Гонсалес Клавихо Р., де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). М., 1990; Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой 1489-1549 гг. Махачкала, 1995; Плано Карпини Дж. История монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в вост. страны. Книга Марко Поло/Вступ. ст., коммент.: М. Б. Горнунг. М., 1997; Христ. мир и «Великая Монгольская империя»: Мат-лы францисканской миссии 1245 г. СПб., 2002; Золотая Орда в источниках/Сост., ввод. ст., коммент.: Р. П. Храпачевский. М., 2003. Т. 1: Арабские и персидские источники; 2009. Т. 3: Китайские и монгольские источники; История Золотой Орды: Сб. мат-лов. СПб., 2003; Салимбене [де Адам]. Хроника. М., 2004; Анонимный груз. «Хронограф» XIV в. М., 2005. Вып. 1; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 7 (1506-1539). Vilnius, 2011.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Около 860 года кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. И едва ли не с первых дней, прошедших после обретения, способность апостольских мощей творить чудеса начала обрастать ореолом легенд. Одна из них, ставшая в истории Испании ярким эпизодом, гласит о высшем покровительстве, оказанном святым Иаковом королю Астурии Рамиро I в состоявшейся в 884 году битве с арабами при Клавихо. Впоследствии в честь апостола Иакова в Испании был основан военно-религиозный Орден святого Иакова Компостельского. Одной из главных задач этого ордена была охрана паломников, приходивших поклониться святому Иакову, поскольку в средние века апостол Иаков считался покровителем паломников. Также часть мощей апостола Иакова Заведеева хранилась в церкви святого Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI века наличие частиц мощей святого Иакова отмечается в разных церквях Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела. Кроме того, частицы мощей апостола Иакова Заведеева хранятся в кафедральном соборе монастыря святых апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике апостола Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме. В настоящее время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе (Яковоапостольский переулок) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 года. В 1676 году было построено здание, которое существует и в настоящее время. В храме имеется частица мощей апостола Иакова Заведеева, переданная из Испании. Иконография Сначала VI века изображения апостола Иакова Заведеева отмечены устойчивыми портретными чертами: это человек средних лет с черной бородой и усами. В иконописи единоличные изображения апостола Иакова Заведеева чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе (XIII век), на которой представлена полуфигура апостола Иакова Заведеева – человека средних лет с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд апостола устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием апостола Иакова как брата святого, которому посвящен монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ученики Риберы, более слабые живописцы, чем он, были последователями караваджизма: ученик Педро Орренте, баталист Эстебан Марч («Иисус Навин, указывающий воинам на солнце», 1650-1660, Музей изящных искусств, Валенсия), учившийся у Педро Орренте, Херонимо Хасинто Эспиноса, уроженец Вальдолида, известный художник эпохи кор. Филиппа IV («Христос, снимающий с себя одежды», Музей Эль Греко, Толедо). Поклонение пастухов. 1645–1650 гг. Худож. Бартоломе Эстебан Мурильо (ГЭ) Поклонение пастухов. 1645–1650 гг. Худож. Бартоломе Эстебан Мурильо (ГЭ) Вторым крупнейшим центром искусства И. в XVI - 1-й пол. XVII в. была Севилья, город, сопоставимый по масштабу и богатству с Парижем и Римом, где процветало меценатство и куда в поисках заказчиков приезжали мн. художники. В живописи создателей севильской школы, начавшей складываться в XV в. (Хуана де Роэласа (Руэласа), Эрреры Старшего, Франсиско Пачеко), есть параллели с искусством Эль Греко. Но главным, как и в Валенсии, для них было обращение к натурализму Караваджо, выразившееся в реалистической конкретности образов, скульптурной пластике форм, драматической сложности характеров. Севильская школа художников создала типичный испан. образ, для к-рого характерен драматургический тип характера. Начало нового направления положил Хуан де Роэлас, его ранние работы еще декоративны, но в них уже заметно понимание задач пейзажа (на фонах картин). Плотность письма, аскетичность рисунка, вдохновенность образов Роэласа найдут продолжение в церковном искусстве Сурбарана и Мурильо. Важными для последующей истории испан. искусства, в частности жанра исторической картины и алтарного образа святого, являются картины Роэласа «Битва короля Сантьяго» («Явление ап. Иакова в битве при Клавихо», 1609, собор в Севилье), «Кончина св. Ерменгильда» и «Мученичество св. Андрея», 1610-1615, Музей изящных искусств, Севилья). Зрелые картины мастера, знакомого с венецианской живописью, свидетельствуют о поиске сложных динамичных композиций, новых свойств цвета (сияния, переливчатости), психологического разнообразия, выражающегося как в типах лиц, так и в сценической драматургии поз и жестов.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

I. Исследования Очерки из Истории Российской Иерархии: Церковная смута. – Св. Иона. последний Мит-рополит Киевский и всея Руси. Генн. Карпова II. Материалы отечественные Записки Генерала Ермолова, Начальника Главного Штаба 1-й Западной армии, в отече-ственную войну 1812 года. Изд. Н.П. Ермолова III. Материалы славянские Народные песни Галицкой и Угорской Руси. Собранные, составленное Профессором Рус-ского языка и Словесности в Львовском Университете, Я. Ф. Головацким, и изданное с предисловием и разными объяснениями О.М. Бодянским. Часть II. Коломийки и Гуцуль-ский IV. Материалы иностранные Средневековые путешественники, посещавшие Россию, или говорившие о ней: Руи Гон-салез де Клавихо, Ганс Шильдбергер, Шади-Коя, Иосафат Барбаро, Фернан Мендез Пин-то, Гендрих Гамель, Василий Головин. Из «Lander und Volkerkunde in Biographien v. Dr. Ph. Hedw. Kulb», перев. Соревнователь Общества А.Н. Шемякин V. Смесь Повесть о убиении Царевича Князя Димитрия. Собщ. Д. Чл. Аф. Ф. Бычков Послание Стефана Яворского , Митрополита Рязанского и Муромского, к Преосвящен-ным Алексию Сарскому и Подонскому и Варлааму Тверскому и Кашинскому, об учении Иеромонаха Феофана Прокоповича . Сообщ. Д. Чл. Архимандрит Макарий Ведомость к Князю Александру Даниловичу Меньшикову о Дьяках Рязанского Архи-ерея. Сообщ. Д. Чл. Архимандрит Макарий Мнимая могила Арсения Мацеевича в Верхнеудинске. Протоиерея Александра Сулоцко-го Его же. Одна из ошибок, какие встречаются в сочинениях и статьях, касающихся судьбы Арсения Мацеевича Его же. К жизнеописанию Арсения Мацеевича Выписка о Духоборцах, сделанная И.В. Лопухиным, при первом его донесении Государю о них из Харькова, 12-го Ноября, 1801 года. Сообщ. Соревнователь М.П. Полуденский Великороссийские Беспоповские расколы в Закавказье. I. Скопцы. II. Общие. III. Немоля-ки. В.С. Толстого Куткин и Пестель. Прошение Генерал-Майора Куткина к Министру Юстиции, Д.П. Тро-щинскому. Сообщ. Н. Абрамов О постройке Сенатского здания в Москве. С изображением Д. Чл. П. И. Иванова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Др. Руси к прославленным спискам-репликам к-польской «О.» (из ныне известных по истории почитания и реконструируемых по особенностям иконографии) относится Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» ( Щенникова. Визант. иконы. 2017). Еще один чтимый рус. список-реплика, с иным расположением свитка в руке Христа - надвратная Смоленская икона «Одигитрия» из Успенского собора Смоленска (кон. XVI - нач. XVII в.; см. в ст.: Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» ), к-рая была особенно почитаема в XVIII-XIX вв. Ист.: Ducae M. Historia byzantina/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 272, 288, 292. (CSHB; 18); Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг./Под ред. И. И. Срезневского. СПб., 1881. С. 82-84; Книга Паломник. С. I-III, XX-XXI, XIV-XXV, XLIX, LI, XC-XCIV, 21, 55-56, 82; Scriptores minores historiae Danicae medii aevi/Ed. M. C. Gertz. Kbh., 1918/1920. Vol. 2. P. 490-491; Tafur P. Travels and adventures: 1435-1439/Transl., ed., introd. M. Letts. L., 1926. P. 141-142; Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.//ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 216-167; Продолжатель Феофана. Жизнеописания визант. царей. СПб., 1992. С. 88; Книга хожений; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер., предисл. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотв. икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 436-463; Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон/Пер., предисл. и коммент.: А. М. Крюков//Там же. С. 464-475; Таррагонский аноним: «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в./Пер., предисл. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Реликвии в искусстве и культуре восточнохрист. мира: Тез. докл. и мат-лы междунар. симпозиума/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 155-170. Лит.: Казанский П. С. Лука Евангелист, как иконописец//Древности: Тр. МАО. 1870. Т. 2. С. 46-51; Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884. Ч. 1; Успенский А. И. О худож. деятельности евангелиста Луки. М., 1901; Dobsch ü tz E., von.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

В подобных созвучиях с западноевропейскими предметами можно уловить общность с рядом явлений византийского прикладного искусства палеологовской эпохи в целом, что проявилось именно на территории Греции, тогда как Константинополь в мире «малых форм» был больше связан с иранской и среднеазиатской традициями 672 . Специалисты отмечают, что и здесь мастера зачастую ориентировались на образцы XI–XII вв., а не на современные изделия 673 . Серебряные двустворчатые панагии эпохи Киприана следует признать отражением творческого начала в литургической деятельности митрополита, однако при всех нетрадиционных моментах – сравнительно с экземплярами византийскими – в них отразилась явная связь с неким архстипом, следы которого ввиду его древности не просто найти в самой Византии XIV–XV вв. Речь пойдет еще об одном возможном аспекте толкования панагии, который связан, как нам кажется, с древнейшими реликвиями Святой Земли. В восточнохристианском мире издревле известен культ св. хлебов. Так, в начале XV в. Рюи Гонзалес де Клавихо описал видснный в одном из монастырсй Константинополя маленький круглый золотой ковчежек, внутри которого был тот хлеб, что Христос дал Иуде в четверг и Иуда не смог его съесть 674 . В описи Образной палаты Московского Кремля (1669) среди многочисленных христианских реликвий, наряду со святыми камнями Палестины, частицами истинного креста фигурирует «Хлеб Богородицы» 675 . Видимо, его можно считать новозаветным прообразом возносимой частицы богородичной просфоры, подобно св. Телу и Крови в литургии, напоминающим о Тайной Вечере Христа с апостолами. Не исключено, что двустворчатые русские панагии были и своеобразными ковчегами-реликвариями, хранящими этот «вечный» богородичный хлеб. Не случайными в этом плане представляются буквальные ассоциации с ампулами Святой Земли, имевшими среди сюжетов наиболее распространенных именно рельефное «Вознесение» и исполнявших роль паломнических евлогиев, несущих по всему миру христианскую иконографию и память о святых местах Палестины. Последнее еще более укрепляет во мнении об универсальной структуре панагий, вобравших в себя образ Церкви как исторический, так и символический.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Грабар. 45 Для последующих рассуждений необходимо привести слова одного из них – испанского путешественника Рюи Гонсалеса де Клавихо, посетившего Константинополь на рубеже XIV–XV вв.: «Кроме того, в этом городе Константинополе есть одна очень почитаемая церковь , которая называется Святая Мария della Dessetria (Одигитрия). Эта церковь маленькая, в ней живут несколько монашествующих каноников... в ней находится образ св. Марии на доске, который, как говорят, сделал и нарисовал св. Лука. Этот образ совершил и совершает каждый день много чудес, и греки очень почитают его и празднуют. Этот образ написан на квадратной доске, около шести пальм в ширину и столько же в длину; он стоит на двух ножках; доска его покрыта серебром и в нее вделано много изумрудов, сапфиров, бирюзы, жемчугов и др. разных камней; и он вставлен в железный киот. Каждый вторник в честь него совершается большое торжество: собирается много монахов и отшельников и разного другого народа, также приходит духовенство из многих других церквей, и когда читают часы, то этот образ выносят из церкви на площадь, которая там находится. Он так тяжел, что его несут три или четыре человека на кожаных поясах, прицепленных крюками, с помощью которых и вытягивают образ с места; вынесши ставят посередине площади, и весь народ начинает молиться перед ним с большим плачем и воплями. Когда так все стоят, приходит один старик и молится перед образом. Потом он берет его, поднимает вверх легко, как будто в нем не было никакой тяжести, держит во время шествия и затем ставит в церкви. Удивительно, что один человек может поднять такую тяжесть, как этот образ, и говорит, что никакой другой человек не может его поднять, кроме этого, потому что он происходит из такого рода, которому Бог позволяет поднять его. В некоторые годовые праздники этот образ переносят в церковь св. Софии с большим торжеством, потому что народ имеет к нему большое уважение» 46 . Многие детали повествования испанского путешественника можно соотнести с элементами изображений поклонения иконе в циклах Акафиста, имеющими устойчивый характер, повторяющимися во фресках и миниатюрах гимна, созданных в разное время.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Изображения в Акафисте свидетельствуют, что в палеологовское время образу Богоматери Одигитрии, находящемуся в монастыре Одигон, принадлежала, кроме многих чудотворных деяний, слава иконы, защитившей Константинополь, но на этом же основании возможно предположить, что эта икона именовалась Влахернской, хотя это название и не прослеживается по историческим источникам, упомянутым выше, и связывается с иконой, защитившей Константинополь, лишь по указанию на место первого исполнения гимна – Влахерны. Такое предположение можно сделать на основании документально подтвержденного наименования сходной греческой иконы из музеев Московского Кремля – Богоматери Влахернской, присланной в дар царю Алексею Михайловичу из Константинополя и в сопроводительной грамоте, названной древним чудотворным образом. 57 Икона представляет иконографический тип Одигитрии и имеет уникальную особенность – почти квадратный формат (впечатление квадрата усиливается пропорциями изображения). Такой формат и размер – около шести пальм, т.е. около 42 см – указан Рюи Гонсалесом де Клавихо для иконы монастыря Одигон; размеры иконы из музеев Кремля составляют 46x37,5 см, то есть весьма близки к приблизительной мере испанского путешественника. На всех изображениях из циклов Акафиста можно видеть икону почти квадратного формата, заключенную в тяжелый ковчег с массивным карнизом наверху; положения фигур Марии и Младенца могут слегка варьироваться, но характерное соотношение высоты и ширины, а также запоминающаяся деталь ковчега иконы остаются неизменными на сербских и греческих изображениях в течение по крайней мере полувека. Если сопоставить это последовательное повторение характерных деталей одного образа и свойственную другим композициям Акафиста независимость от устойчивых композиционных схем (см. таблицу, приложение 1), то совершенно очевидно, что в последних иллюстрациях гимна изображена реальная сцена поклонения реальной, более всех прочих почитаемой иконе, очень сходной с Влахернской иконой из музеев Московского Кремля своими размерами и пропорциями. Но необходимо уточнить, какая именно процессия имеется в виду – пение Акафиста или лития в монастыре Одигон? 2.4. Смысловые отличия сцен поклонения иконе Одигитрии в разных циклах Акафиста

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010