Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Вербицкий Максим Андреевич; 4.08.1869, г. Гадяч Полтавской губ.- 14.02.1932, Киев), архиеп. Киевский. По окончании Полтавской ДС (1889) определен учителем народного земского уч-ща. В 1890 г. рукоположен во иерея, служил в с. Ольшана, с 1893 г.- в с. Войтовцы Полтавской губ. В 1895 г. поступил в КДА. Будучи студентом академии, в 1896 г. постригся в монашество с именем Димитрий. В 1899 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. С 1900 г. миссионер-проповедник в Новонямецком в честь Вознесения Господня муж. мон-ре Кишинёвской епархии. В 1901 г. назначен смотрителем Единецкого ДУ, в дек. 1902 г. переведен в той же должности в Киево-Софийское ДУ. В 1904 г. возведен в сан архимандрита. Димитрий (Вербицкий), еп. Уманский. Фотография. 1910 г. Димитрий (Вербицкий), еп. Уманский. Фотография. 1910 г. 31 окт. 1910 г. хиротонисан во епископа Уманского. Хиротонию, состоявшуюся в С.-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Киевский митр. Флавиан (Городецкий) . Д. был назначен викарием Киевской епархии, одновременно являлся настоятелем киевского Николо-Пустынного мон-ря. С 30 июня 1917 г. глава комиссии, образованной Киевской епархиальной радой для подготовки Всеукраинского Православного Церковного Собора (ВПЦС). Вышел из комиссии после объявления Синода РПЦ о нежелательности созыва ВПЦС ввиду ожидавшегося в авг. того же года открытия Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. получил предложение возглавить организованную сторонниками автокефалии Всеукраинскую Православную Церковную Раду (ВПЦР), но отказался, усмотрев в ее деятельности покушение на канонический строй Церкви. 21 дек. ВПЦР потребовала от Киевского и Галицкого митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) покинуть Киев, передав управление одному из викариев-украинцев: Д. или Каневскому еп. Василию (Богдашевскому) . Участник канонического Всеукраинского Православного Церковного Собора 1918 г., созванного с одобрения Поместного Собора Российской Церкви.

http://pravenc.ru/text/178147.html

1878 освящен архиеп. Павлом) и монастырских стен (1881-1882). Отстранение настоятеля смущало духовную жизнь Н. м., по настоянию совета иеромонахов архиеп. Павел разрешил игум. Феофану неофициально исполнять обязанности игумена, а хозяйственные вопросы остались в ведении совета. В авг. 1882 г. игум. Феофан ходатайствовал в С.-Петербурге о разрешении построить трапезную и больницу, получил необходимое финансирование и был награжден синодальным крестом. В столице игум. Феофан заболел и вскоре по возвращении в Н. м. скончался (21 окт. 1882; по др. сведениям - 23 окт. 1883). Похоронен в склепе под спудом Вознесенского собора (Там же. С. 843). Избрание нового настоятеля было затруднено, поскольку утверждение его в Нямецком мон-ре и в Молдавской митрополии стало нежелательным из-за самопровозглашения Румынской Православной Церковью автокефалии ( Арсений (Стадницкий). 1894. 21. С. 655). По определению Синода РПЦ от 24 окт.- 30 дек. 1884 г. имп. Александр III Александрович 12 янв. 1885 г. утвердил некоторые изменения в уставе Н. м., на основании которых кишинёвским епархиальным начальством было составлено «Временное положение о Ново-Нямецком монастыре» (заменившее устав 1864 г.): утверждение игумена стало прерогативой Синода РПЦ по представлению со стороны архиепископа Кишинёвского и Хотинского. Административная и хозяйственная деятельность, надзор за образом жизни братии были установлены на тех же основаниях и условиях, что и в др. российских мон-рях (Там же. С. 654-655). Интерьер Вознесенской церкви Интерьер Вознесенской церкви 10 апр. 1885 г. настоятелем единогласно был избран иеросхим. Андроник (Попович-Баденский; 15 апр. 1890 возведен в сан архимандрита). Иеросхим. Андроник построил в Н. м. трапезную и больницу, а также амбар, склад, каменную кухню с 2 кельями для поваров, основал б-ку и школу церковных певчих. Помимо переписывания книг он занимался переводами с церковнославянского на румын. язык, переработал много трудов по церковной истории, его называли «последним летописцем монашеской жизни».

http://pravenc.ru/text/2577849.html

2011. Т. 3. С. 176). Этот день считается датой закрытия Н. м., в то время как никакого офиц. решения о закрытии мон-ря ни государственные, ни епархиальные власти так и не издали. Н. м. был временно оставлен в ведении местных органов власти, которые полностью разграбили его. Позже в келейных помещениях была открыта больница для туберкулезных больных, в 3 церквах устроены склад, клуб и спортзал, в колокольне организован Музей боевой славы. Возрождение монастыря B авг. 1989 г. в Н. м. была открыта Успенская ц., вначале действовавшая как приходская с. Кицканы. 20 сент. 1990 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) издал распоряжение о возобновлении монашеской жизни в обители, 25 сент. был назначен настоятель - иером. Доримедонт (Чекан). Н. м. находился в руинах, церкви не имели кровель, дверей и окон. В обители была устроена резиденция еп. Тигинского Викентия (Мораря), хиротонисанного 20 июля 1990 г. При поддержке архиерея игум. Доримедонт смог произвести ремонтные работы в Успенской ц. После приднестровской войны (1991-1992) Н. м. оказался на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Несмотря на то что Н. м. сохранил статус ставропигиального и остался в юрисдикции Кишинёвской митрополии, часть насельников покинула обитель. В одном из келейных корпусов было основано ДУ, в 1991 г. преобразованное в ДС, 1-м ректором стал прот. Георгий (Тодерикэ), кандидат богословия, преподававший до этого в Одесской ДС. После его кончины (1994) ректором стал игум. Доримедонт. Семинария была организована по образцу др. духовных семинарий РПЦ со сроком обучения 5 лет. Языком обучения был румынский. В 1994 г. была открыта группа с обучением на рус. языке, однако из-за малочисленности студентов через год ее закрыли, а студенты были переведены в ДС Украины и Российской Федерации. В 1993 г. в 3 классах ДС обучались 120 студентов. Преподавали в ней насельники Н. м., имевшие высшее богословское образование, полученное в духовных школах Москвы, С.-Петербурга, Бухареста и Ясс ( Ciorb .

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСЭУЦКИЙ (КОСОУЦКИЙ) В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится близ с. Косэуць (Косоуцы) р-на Сорока (Сорокского) Республики Молдова. Основан предположительно иеросхимонахами Павлом и Гавриилом как скит, по-видимому, Каларашовского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря на землях имения, полученного Хушской епархией Молдо-Влахийской митрополии в 1729-1730 гг. Скит был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Название происходит от владения Косоуцы, на землях к-рого была устроена обитель. Скит также именовали Йоржницким, поскольку он находился на берегу одноименного ручья. Первое письменное упоминание о К. м. относится к февр. 1757 г., когда скитоначальником был иером. Михаил. В 1801-1806 гг. начальником скита был иером. Виссарион. В 1809 г. в К. м. жили иеромонах и 11 монахов. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. В 1812-1813 гг. по решению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) скит был преобразован в мон-рь. В 1814-1821 гг., при настоятеле иером. Онисифоре, К. м. часто использовался епархиальным руководством как место исправления «бродяжных и неисправляющихся людей духовного звания» с запрещением священнослужения и «употреблением в свободное от церковных молитв время в монастырския послушания». С 1819 г., когда в К. м. проживали 8 насельников (настоятель, 2 иеромонаха и 5 монахов), иером. Онисифор являлся также и настоятелем Каларашовского мон-ря. В ряде источников ошибочно упоминается о закрытии К. м. в 1821 г. С 1823 г. К. м. возглавлял игум. Никандр, а с 1827 г.- иером. Арсений из Рудянского во имя Святой Троицы монастыря , неоднократно просивший о своем переводе в К. м. Последним настоятелем К. м. стал игум. Лазарь ( март 1833). В кон. 20-х гг. XIX в. в К. м. имелось 5 ветхих деревянных зданий, крытых камышом: ц.

http://pravenc.ru/text/2458885.html

и приглашенные ВЦУЗ и епархиальными архиереями. Среди участников Собрания были 12 русских архиереев: митр. Киевский Антоний (Храповицкий), архиепископы Волынский Евлогий (Георгиевский), Кишинёвский Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Предстоятель РПЦЗ), Полтавский Феофан (Быстров) , епископы Севастопольский Вениамин (Федченков), Белгородский Аполлинарий (Кошевой ; впосл. архиепископ), Челябинский Гавриил (Чепур ; впосл. архиепископ), Царицынский Дамиан (Говоров ; впосл. архиепископ), Лубненский Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ), Курский Феофан (Гаврилов ; впосл. архиепископ), Черноморский Сергий (Петров ; впосл. архиепископ), Сумской Митрофан (Абрамов) , Александровский Михаил (Космодемьянский); в заседаниях участвовал и серб. еп. Максимилиан (Хайдин). Участниками Собрания стали мн. известные церковные, политические, общественные и военные деятели эмиграции. Однако не все делегаты смогли прибыть в Сремски-Карловци. Всего на Русском Зарубежном Собрании присутствовало 103 чел., в т. ч. 23 священнослужителя и 67 мирян. 45% делегатов были выбраны от церковных общин, остальные являлись членами Собрания по положению и назначению. Первое общее заседание Собрания (22 нояб.) открылось приветственной речью митр. Антония, в к-рой он призвал «все сделать, чтобы мутные политические страсти не прикоснулись к непорочной ризе церковной, и это главное, что может сделать Церковь За границей». Были зачитаны поступившие в адрес Собрания приветствия от серб. и болг. иерархов, от рус. военных соединений, отдельных церковных общин, рус. студентов Белградского ун-та и др. В свою очередь Собрание одобрило проекты приветственных телеграмм в адрес патриарха Московского Тихона и патриарха Сербского Димитрия, короля и руководителей высших органов власти Королевства сербов, хорватов и словенцев, вдовствующей российской имп. Марии Феодоровны , командующего русской армией ген. Врангеля. При оглашении списка прибывших на Собрание делегатов один из руководителей Высшего монархического совета А.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Мы сознательно сейчас не будем углубляться во весь объем возражений РПЦ на действия Румынской Церкви в далеком 1918 году, так как эти события не играют сейчас большой роли. В 1940 году, когда Бессарабия была возращена в состав СССР, вместе с этим событием произошло и возращение РПЦ на эти территории. Всего в составе Румынской Церкви Бессарабия провела 22 года. И если действия в 1918 году Румынской Церкви можно оправдать 34-м апостольским правилом, утверждая, что якобы границы Церквей следуют за границами государств, то точно эту же норму можно применить и к возврату Бессарабии в состав РПЦ в 1940 году, когда Бессарабия была возращена румынскими властями в состав СССР. Годы Второй мировой войны 22 июня 1941 года Румынское королевство вместе с Германией вступило в войну с СССР. По германо-румынскому соглашению, в румынскую зону оккупации вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на эти территории свою каноническую власть. В 1944 году Бессарабия вновь была занята советскими войсками. 12 сентября 1944 года в Москве было подписано перемирие между Румынией и СССР, в соответствии с которым была восстановлена советско-румынская граница по состоянию на 1 января 1941 года. Молдова и Северная Буковина вновь вошли в состав СССР. Южная Буковина осталась в составе Румынского королевства. На территориях, включенных в состав Советского Союза, была восстановлена церковная юрисдикция Московской Патриархии. В 1945 году в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриархи Румынский Никодим и Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишинёвской епархией юрисдикции Русской православной церкви. Впоследствии, в 2008 году, Румынский Патриархат назовет передачу РПЦ данных территорий вынужденным шагом в результате «советской оккупации», что встретит негативную реакцию со стороны Русской Церкви. С 1944 до 1992 года Кишиневская епархия пребывала в составе РПЦ в течение 48 лет, без каких-либо претензий со стороны Румынской Церкви. И здесь не лишним снова будет напомнить про 17 правило IV Вселенского Собора, устанавливающее тридцатилетний срок давности для возможного рассмотрения споров о принадлежности церковных приходов и епархиальных границ, а также 25-е Правило VI Вселенского Собора.

http://pravoslavie.ru/136254.html

25 июня, во второй день работы А. С. с докладом выступил митр. Киевский и всея Украины Владимир. Отметив постоянный рост Украинской Церкви, докладчик привёл в подтверждение этому статистические сведения. Украинская Церковь к 2008 г. состояла из 43 епархий, которые управлялись 54 архиереями, насчитывала ок. 10 900 общин, 8 962 священнослужителя, 20 духовных учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ; 4 650 монашествующих подвизались в 175 монастырях. Митр. Владимир обратил внимание Собора на активность информационной деятельности УПЦ, являющейся учредителем 52 печатных и 67 интернет-изданий; под патронатом Украинской Церкви действует православный медиа-холдинг «Глас», создавший профессиональный православный телеканал. Особое место в докладе митр. Владимира было уделено объединительной миссии УПЦ в украинском обществе, разделённом в культурном отношении, и её борьбе с проблемами современности: национализмом, секуляризмом, идеологией потребительства. Говоря о проблеме церковных расколов на Украине, митр. Владимир подчеркнул, что священноначалие Украинской Церкви готово обсуждать вопросы, связанные с преодолением раскола, но не изменение канонического статуса УПЦ. Касаясь проблемы церковно-государственных отношений на Украине, митр. Владимир отметил случаи игнорирования позиции УПЦ некоторыми представителями государственной власти, участвующими в процессе преодоления расколов. В заключение митр. Владимир выразил надежду на более конструктивное сотрудничество с властью в разрешении таких насущных проблем, как преподавание христианской этики в школах, осуществление пастырского служения в армии и тюрьмах, предоставление Церкви статуса юридического лица с возвращением отобранного у неё имущества. Митр. Кишинёвский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) начал свой доклад Собору с приведения статистических данных. Если до 1988 г. в епархии действовали 194 прихода и один женский монастырь, то в 2008 г. в Кишинёвско-Молдавской митрополии насчитывалось 1277 приходов, 42 монастыря, 8 скитов и 8 духовных школ. Православная Церковь в Молдове разделена на 6 епархий и управляется четырьмя епархиальными архиереями и одним викарием. Ознакомив участников Собора с жизнью молдавской Церкви, митр. Владимир остановился на наиболее острых проблемах. Эмиграция в Европу граждан Молдовы, в том числе священников, вызывает необходимость открытия приходов в странах рассеяния; по согласованию с ОВЦС были официально зарегистрированы приходы в Италии, Франции и Португалии. В так называемой «Бессарабской митрополии» Румынского Патриархата, учреждённой в 1992 г. на территории Молдовы, в 2007 г. было создано три епархии в Молдове и на Украине. Эта «митрополия» пытается привлекать священнослужителей из канонической Молдавской митрополии МП с помощью обещаний румынского гражданства и денежных пособий. К 2008 г. Румынский Патриархат на территории Молдовы насчитывал 100 приходов.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

протоиерей Николай Гроссу (12.09.1867–1938) Апологетика Гомилетика История Древней Церкви Патрология Письма Проповеди протоиерей Николай Гроссу Профессор Киевской духовной академии, историк церкви, патролог. Биография Родился в семье псаломщика. В 1889 г. окончил Кишинёвскую духовную семинарию, в 1893 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Оставлен при академии профессорским стипендиатом для подготовки на должность преподавателя церковной и библейской истории в Воронежской духовной семинарии. Однако в 1895 г. по собственной просьбе был переведён преподавателем Священного Писания в Киевскую духовную семинарию. С 1908 г. – доцент кафедры гомилетики и истории проповедничества, тогда же защитил магистерскую диссертацию «Преподобный Феодор Студит: Его время, жизнь и творения». Летом 1909 г. совершил поездку на Ближний Восток «для ознакомления с постановкой церковной проповеди в Православных Восточных Церквах и для изучения некоторых памятников древнехристианского проповедничества». Результаты поездки изложил в представленной Совету КДА статье о положении православия на Ближнем Востоке. В 1910 г. приказом Святейшего Синода Н. С. Гроссу был переведён на кафедру истории греко-восточной церкви с утверждением в должности экстраординарного профессора; параллельно преподавал на вакантной кафедре истории Древней церкви. В 1913 г. Н. С. Гроссу был возведён в сан протоиерея. С августа 1914 г. по 1917 г. – редактор издания «Трудов Киевской духовной академии». В мае 1918 г. вошёл в комиссию, созданную решением объединённого собрания Союза пастырей и приходских Советов Киева для выяснения понятий «церковная автономия» и «автокефалия» и их применения на Украине. Как делегат от Киевской духовной академии на Всеукраинском Православном Церковном Соборе защищал позицию традиционно-консервативного направления в рядах академической профессуры, выступал за автономию, а не за автокефалию православной церкви на Украине, за сохранение церковнославянского языка в богослужении и был избран кандидатом в Киевский епархиальный совет. Сведений о последних годах жизни Н. С. Гроссу у исследователей нет; предположительно, он был протоиереем в Киеве до 1928 г. Труды

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Но понимал Тихон и иное – скрыться Архипастырю недозволительно, он должен нести свой Крест до конца». 269 Тяжёлое положение, в котором оказалась Русская Церковь ко времени ареста Патриарха Тихона усугублялось ещё и тем, что в глазах властей Она несла политическую ответственность за деятельность Русских иерархов, оказавшихся в эмиграции. 16 Октября 1920 года в Симферополе было создано Русское Временное Церковное Управление, во главе которого стал митрополит бывший Киевский Антоний (Храповицкий) . Связавшее свою судьбу с Русской эмиграцией, оно уже к концу месяца оказалось в Константинополе, а оттуда вскоре перебралось в Сремски Карловцы, что в Югославии, где по благословению Сербского Патриарха Димитрия ему были предоставлены условия для работы. В его состав первоначально вошли архиереи и клирики, связанные с освободительным Белым движением, как, например, его председатель – митрополит Антоний, затем в него также вошли епископы, епархии которых находились за пределами России (Америка, Китай и др.) или же чьи епархии вошли в состав других государств и смещённые со своих кафедр их правительствами, как, например, архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский) . Постановление Синода и Высшего Церковного Совета от 20 Ноября 1920 года давало им право самоопределения. В юрисдикцию РВЦУ вошли также создаваемые для Русских эмигрантов приходы на Балканах и в Азии. К этому времени уже имелось большое число Русских приходов в Западной Европе, большинство из которых появилось ещё до революции. Раньше они управлялись митрополитом Петроградским, однако в связи с невозможностью теперь поддерживать связь с Петроградом, РВЦУ назначило к управлению ими на правах епархиального архиерея (с 30.01.1922 г.) митрополита Волынского Евлогия (Георгиевского). Это назначение было подтверждено указом Патриарха и Синода от 8 Апреля 1921 года, где говорилось, что оно остаётся в силе «до восстановления нормальных отношений с Петроградом». 270 По инициативе РВЦУ в Карловцах был созван 1 Русский Всезаграничный Собор, начавший свою работу 5 Декабря 1921 года. В первый же день на нём произошло разделение среди его участников по поводу основного документа «Обращения к Православным Русским беженцам за границей». К сожалению, членов Собора (34 чел.) во главе с архиепископом Евлогием, резко протестовала против монархического характера обращения. Эта часть членов Собора приняла резолюцию о невозможности Церковному Собору предписывать политические заявления. Остальные участники Собора не разделили этого мнения, справедливо считая Самодержавие не политической идеей, а частью Церковного сознания. 271

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти две величины имеют самое существенное значение при определении размера пенсий. Зная, сколько ежегодно вследствие смерти и выхода за штат прибывает пенсионеров и сколько выбывает из них, мы легко можем определить самое высшее (предельное) количество пенсионеров, а, следовательно, высшую (предельную) сумму потребных на них пенсий. Между тем при всей своей важности эти величины составителями уставов определяются не всегда одинаково. Кишинёвский устав, одинаково с полтавским, определяем число смертных случаев и выхода за штат ежегодно в 2,93% служащих, херсонский-в 2,91%, уфимский-в 1,76% (из 680 чел. 12 чел.). Выбывает из числа пенсионеров ежегодно, по кишин, и херсон. уставу, 1¼ на 2080 чел., по уфимскому-0,4 на 680 чел., т. е. одинаково 0,06% всего количества участников кассы. Как видим, разница между уфимским и прочими уставами весьма значительна и высшей степени важна. Почему эта разница важна, мы сейчас поймём. Возьмём сначала кишинёвский устав. По нему ежегодно умирает и выходить за штат из 2080 – 60 чел. (2,93%). Из этих 60 чел. выбывает из разряда пенсионеров за неуплатою взносов за 5-летний срок 5 чел. (0,24%). Таким образомъ ежегодно прнбывает действительных пенсионеров – 55 чел. (2,69%). Но из этого числа пенсионеров ежегодно выбывает за смертью , за совершеннолетием и пр. 1¼ (0,06%), Таким образом с ежегодными приростами новых 55 пенсионеров будет вместе с тем выбывать из числа каждогодних пенсионеров по 1¼ , т. е. во второй год выбудет из пенсионеров 2½ (0,12%), в третий – 3¾ (0,18%), в четвертый – 5 (0,24%) и т. д. Очевидно, настанет время, когда число выбывающих ежегодно пенсионеров сравняется с числом пенсионеров прибывающих, т. е. когда общее количество пенсионеров уже не будет увеличиваться. Это будет чрез столько лет, сколько рази в 54 (2,63%) 3 содержится 1¼, (0,06%), т. е. на 43–44 году. Теперь легко определить и предельное число пенсионеров. Взяв средний ежегодный прирост ((54+0):2=27 чел., или (2,63%+0):2–1,365%), следует умножить его на 44; произведение (1188 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010