В офиц. отделе «К. е. в.» печатались высочайшие манифесты, указы и повеления по духовному ведомству, распоряжения Святейшего Синода, как общие, так и относящиеся к Кишинёвской епархии; известия о новых духовных учреждениях, об изменениях в составе высших духовных ведомств; сообщения о высочайших наградах в рамках Кишинёвской епархии или прихода; распоряжения епархиального архиерея и определения духовной консистории; списки служащих по духовному ведомству; объявления о вакансиях, о назначении и об увольнении должностных лиц в консистории, семинарии, училище и приходах; извлечения из годовых отчетов учебных заведений, свечных заводов, духовных братств и церковных общественных организаций; известия о количественном составе епархии, деятельности отдельных прихожан, об участии их в попечительствах или в благотворительных акциях, о пожертвованиях; материалы епархиальных съездов. В неофиц. отделе в 1 за 1867 г. были напечатаны статьи: «Димитрий, архиепископ Кишинёвский и Хотинский» (С. 1-12) (с продолжением в последующих номерах); «Слово в день избавления благочестивейшего государя императора Александра Николаевича от злодейского покушения на Его жизнь» свящ. Г. Галина (С. 13-26); «Мысли при молебствии, бывшем 4 апр. 1867 г., в память спасения жизни великого государя императора Александра Николаевича» Скворцова (С. 27-28); «Объяснение воскресных и праздничных апостолов» (С. 28-35). Впосл. в неофиц. отделе печатались речи и слова архиепископов Антония (Шокотова), Павла (Лебедева) , Сергия (Ляпидевского) , Серафима (Чичагова) , Платона (Рождественского) , возглавлявших Кишинёвскую епархию в разные годы; слова и обращения деятелей епархии к прихожанам либо краткие выписки из творений св. отцов; указания и рекомендации приходскому духовенству о проведении праздничных дней; описание и история сооружения церковных достопримечательностей (церквей, монастырей, семинарий), характеристика церковной утвари, информация о крестных ходах и проч.; беседы, проповеди, а также пастырские наставления прихожанам в связи с особыми случаями; назидательные размышления и духовные советы, примеры из жизни святых. Также публиковались некрологи, информация о храмовых праздниках. В декабрьских или январских выпусках помещали списки статей за год.

http://pravenc.ru/text/1841179.html

В «К. е. в.» были опубликованы статьи по мн. отраслям богословских знаний: по Свящ. Писанию: «О книге «Екклезиаст»» (1868. 7/8. С. 371-381) и «О книге «Песнь Песней»» А. М. Пархомовича (1870. 16. С. 423-437; 18. С. 503-509; 22. С. 661-679; 23. С. 692-703; 24. С. 754-766); отрывки святоотеческих творений блж. Августина (1897. 24. С. 709-712; 1899. 11. С. 251-253), прп. Ефрема Сирина (1898. 14/15. С. 433-436), свт. Иоанна Златоуста (1897. 7. С. 141-143; 1898. 10. С. 285-288; 11. С. 325-328; 1899. 6. С. 99-102; 15. С. 383-386), свт. Тихона Задонского (1900. 3. С. 31-33; 13. С. 363-367); статьи по евангельской истории: «Состояние человеческого рода пред началом Церкви Христовой» А. Смирнова (1870. 18. С. 486-503; 22. С. 638-660; 23. С. 703-711), «Изображение Иисуса Христа по рисункам греческого манускрипта VI в.» (1908. 31/32. С. 1168-1173); по церковной истории: «О жизни и мученичестве святого апостола Иакова, брата Господня» свт. Андрея Критского (1898. 20. С. 649-654; 21. С. 697-703), «Сочинение св. Иринея Лионского против ересей» (1870. 8. С. 489-505; 12. С. 618-634; 20. С. 567-576; 24. С. 742-754), «Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества» В. Казанакли (1898. 18. С. 581-586; 19. С. 609-613; 20. С. 654-659; 21. С. 703-712; 22. С. 737-748; 23. С. 771-780; 24. С. 799-806); по богословию: «О браках» Л. П. Рущинского (1875. 12. С. 471-487; 13. С. 515-523; 14. С. 541-549; 15. С. 568-576; 16. С. 592-603), «Учение Священного Писания и Церкви об антихристе» иером. Владимира (1896. 13. С. 379-384; 14. С. 409-413; 15/16. С. 436-445); по проповедничеству: «Св. Иоанн Златоуст как проповедник» (1868. 1. С. 9-13; 14. С. 502-506; 15. С. 534-538; 16. С. 569-571; 17. С. 624-627; 20. С. 447-454; 21. С. 491-494; 23. С. 480-485; 24. С. 514-517), «Уроки проповедничества в истории евангельской и апостолов» (1888. 1. С. 22-32; 2. С. 75-85; 5. С. 189-196); по церковной практике: «Современные соблазны и нужды церковно-приходской жизни и средства к их устранению» (1910. 9. С. 303-307), «К вопросу об улучшении материального быта духовенства Кишинёвской епархии» свящ. Г. Романчука (1900. 3. С. 33-43), «Решения некоторых недоуменных вопросов из области пастырской практики и церковно-религиозной жизни» (1892. 16. С. 368-371; 1894. 1. С. 25-27; 2. С. 52-54; 3. С. 88-89; 4. С. 120-121; 6. С. 193-195; 8. С. 267-269; 9. С. 303-304; 12. С. 404-406; 14/15. С. 463-464; 16. С. 494-497; 17. С. 520-523), «Краткий очерк истории церковно-свечного вопроса и законодательства по церковно-свечной торговле в России» свящ. К. Парфеньева (1895. 1. С. 11-21; 2. С. 46-58; 5. С. 143-151).

http://pravenc.ru/text/1841179.html

Сопротивление было в целом неорганизованным и разрозненным, поэтому после боев, продолжавшихся около двух месяцев, регулярная румынская армия сломила сопротивление и оккупировала область. Однако население не поддерживало силой установленную власть Румынии в Бессарабии, что делало ее нестабильной, создавало почву для восстаний. Уже через год после начала оккупационного периода, в январе 1919 года, на севере Бессарабии вспыхнуло восстание, которое вошло в историю как Хотинское. Оно преследовало цель изгнать из Бессарабии румынские войска и администрацию. В мае 1919 года румынский гарнизон был выбит из города Бендеры, население которого восстало против оккупантов. Масштабным было Татарбунарское восстание в сентябре 1924 года. Советское правительство не признало аннексию Бессарабии Румынией. Не признавали ее в период своей деятельности и антибольшевистские правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина, П.Н. Врангеля. То, что обе стороны, которые боролись в России во время гражданской войны, не приняли румынскую оккупацию Бессарабии, а главное – общность геополитической ориентации на Россию, социальных, национально-культурных и региональных интересов обеспечили объединению в оккупированной области социально разнородных политических и национально-культурных формирований, которых объединяло неприятие румынской оккупации. Как это отразилось на Православной Церкви? Столь острые процессы не могли не коснуться и Церкви. Румынскому правительству не удалось создать себе в Бессарабии должную политическую опору, отделения румынских политических партий, появившиеся в регионе в 1920-е годы, были маловлиятельны. Поэтому официальный Бухарест рассматривал возможность опоры на Бессарабскую Церковь с целью укрепления своих политических позиций. После оккупации в январе 1918 года Бессарабии Румынскими войсками, Румынский Синод, без согласований с Российской Православной Церковью, распространил свою юрисдикцию на находившуюся на оккупированной территории Кишинёвскую и Хотинскую епархию (преобразовав её в Бессарабскую архиепископию, а в 1928 г. – в митрополию). По данным 1914 года эта епархия насчитывала в общей сложности 1084 церковных прихода, 27 монастырей, 7 монашеских скитов, три духовные семинарии. Церковь являлась одним из проводников книжности. Она издавала на молдавском языке журнал «Луминэторул» («Просветитель») и двуязычный русско-молдавский журнал «Кишинёвские епархиальные ведомости». Богослужение велось на церковнославянском и молдавском языках. Румынские власти полагали, что Церковь, пользовавшаяся влиянием в народе, могла сыграть важную роль в оправдании румынского присутствия в Бессарабии и в закреплении региона в составе Румынии. Однако этого не случилось.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/04/vse_po...

Ювеналий, епископ Орловский и Севский (Карюков Григорий Иванович) Родился в 1816 году в посаде Крюкове Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1839 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии. 2 мая 1840 года рукоположен во священника и назначен в Покровскую церковь Кременчугского уезда посада Крюкова. 24 августа 1841 года, после смерти жены, оставил приход и определён учителем в Полтавское духовное училище. С 13 сентября 1841 года священствовал в Полтавском кадетском корпусе. В 1842 году для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. 12 февраля 1844 года пострижен в монашество. 1 сентября 1845 года, по окончании курса академии, занял должность учителя в Екатеринославской духовной семинарии, исполнял обязанности инспектора и состоял членом Екатеринославского семинарского совета. 22 января 1846 года удостоен степени магистра. В 1848 году награждён набедренником. 29 сентября 1851 года назначен инспектором и профессором Кишинёвской духовной семинарии сначала по классу логики и психологии. С 12 июля 1852 годаназначен инспектором по классу богословских наук. С 1 апреля 1853 года – настоятель Гинкульского Параскевинского монастыря;. 12 апреля 1853 года возведён в сан игумена. В 1854 году определён цензором катехизических поучений священников города Кишинёва. 19 октября 1856 года назначен инспектором и профессором Астраханской духовной семинарии. 15 мая 1857 года назначен настоятелем Астраханского заштатного Иоанно-Предтеченского монастыря и награждён бронзовым крестом на Владимирской ленте. 30 ноября 1858 года получил назначение на должность ректора и профессора Нижегородской духовной семинарии. 25 декабря 1858 года возведён в сан архимандрита. С 31 июля 1859 года – настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря и цензор Нижегородских епархиальных ведомостей. В 1866 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1867 году, согласно прошению, уволен от должности настоятеля Нижегородского Благовещенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архиеп. Неофит (Неводчиков). Литография. 2-я пол. XIX в. (Неводчиков Николай Васильевич; 1822, С.-Петербург - 10.03.1910, г. Измаил Бессарабской губ.), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Род. в дворянской семье. Впосл. отец архиерея служил секретарем Екатеринославской духовной консистории. Неводчиков окончил Екатеринославскую ДС, в 1840 г. поступил в МДА, которую окончил в 1844 г. со степенью кандидата богословия. Вместе с Н. в академии учились буд. митр. Московский Сергий (Ляпидевский) , архиеп. Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарёв) , епископы Самарский Серафим (Протопопов) , Томский Платон (Троепольский) , Угличский Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , Муромский Андрей (Поспелов; 1868), духовный писатель московский прот. И. М. Богословский-Платонов (1820-1870) и др. С 1844 г. Неводчиков проживал в Одессе, до окт. 1850 г. служил домашним секретарем и библиотекарем дипломата и религ. писателя А. С. Стурдзы, был воспитателем его внука Г. Гагарина. В доме Стурдзы он общался со многими известными деятелями лит-ры и искусства, а также со священнослужителями. Во 2-й пол. апр. 1848 г. в Одесском карантине познакомился с Н. В. Гоголем . Впоследствии не раз встречался с писателем, приезжавшим в Одессу. С 1 нояб. 1850 г. преподавал в Кишинёвской ДС библейскую историю, логику, психологию, патристику. 18 мая 1858 г. Неводчиков был рукоположен во иерея к Благовещенской ц. и определен законоучителем сиротского дома Одесского женского благотворительного общества, 3 апр. 1876 г. возведен в сан протоиерея. С 1861 г. преподаватель Одесской ДС, с 15 дек. 1864 г. инспектор Херсонской ДС, с 1868 г. законоучитель Одесского коммерческого уч-ща и 2-й Одесской прогимназии. Состоял членом правления Одесского ДУ, Херсонского епархиального попечительства о бедных духовного звания. В тот период писал много статей и духовных стихотворений, принимал участие в выпуске «Одесских епархиальных ведомостей», в 1876 и 1877 гг. был редактором «Одесского воскресного листка» - еженедельного общедоступного издания. Сотрудничал в детских журналах А. О. Ишимовой «Лучи» и «Звёздочка», в «Одесском вестнике». Свои статьи религиозно-нравственного содержания и стихотворения подписывал псевдонимом Диктиодис (перевод фамилии Неводчиков на греч. яз.). Опубликовал кн. «Переписка В. А. Жуковского с А. С. Стурдзою» (Од., 1855).

http://pravenc.ru/text/2564994.html

Описания Подольской, Оренбургской и Смоленской епархий и отдельные части описаний Вятской и Рязанской епархий, также оставшиеся в архиве Синода, были тем не менее полностью или частично опубликованы по др. спискам (раздел вятского описания «Иерархия Вятской епархии» с незначительными текстуальными изменениями и дополнениями опубл. в 1863 отдельной книгой; разделы рязанского описания «Историческое исследование о начале и постепенном распространении христианской веры в пределах епархии Рязанской» и «Начало учреждения епархии Рязанской» вошли в состав «Сборника церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии»). В РГИА (Ф. 834) хранятся рукописи описаний 6 епархий: «Церковно-историческое и статистическое описание Владимирской епархии» иером. Иоасафа (Гапонова) (1853. 2 ч.); «Сведения или Описания церквей Могилёвской епархии, учиненные калужского кафедрального собора прот. Симеоном Зверевым» (1832); «Церковное историко-статистическое описание Оренбургской епархии» (1857); «Историко-статистическое описание Подольской епархии» П. А. Глищинского (1854); «Историко-статистическое описание Полоцкой епархии» К. А. Говорского (1853-1854. 2 ч.); «Историко-статистическое описание Смоленской епархии» (50-е гг.) XIX в.; отдельные составные части описаний епархий Вятской («Иерархия Вятской епархии» прот. Г. А. Никитникова (ок. 1857)); Кишинёвской («Исторические и статистические сведения о монастырях и скитах Бессарабской области или Кишинёвской епархии с предварительным обозрением оных» архим. Кассиана (1854); «Опыт церковно-исторического и статистические описания Кишинёвской епархии. Статья 1-я: О начале и распространении христианства в пределах Кишинёвской епархии» буд. архиеп. Неофита (Неводчикова) (1855); «Церковно-исторические и статистические описания Кишинёвской епархии часть III-я» прот. В. В. Пуришкевича (1857); «Церковно-исторические и статистические описания Кишинёвской епархии статья 2. Время учреждения самой епархии [и статья 3 о епархиальной иерархии]» прот.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

– При сём прилагаю нотариально засвидетельствованную копию с моего аттестата“. б) Конфиденциальный отзыв О. Ректора Кишинёвской духовной семинарии, от 14 августа с/г. за 1163. Справка : Устава духовных академий § 147: „С разрешения Епархиального Архиерея, ректор может допускать к слушанию академических лекций и посторонних лиц, известных ему своей благонадёжностью, и окончивших среднее учебное заведение. Эти лица не пользуются, однако, правом участвовать в практических занятиях и репетициях студентов, подавать третные сочинения и представлять диссертации для получения академических учёных степеней или звания и подвергаться переходным и выпускным испытаниям“. Определили : Почтительнейше представить Его Высокопреосвященству, что Совет Академии, в виду изложен- —489— ного в отзыве, с своей стороны полагал бы – отклонить просьбу студента Кишинёвской духовной семинарии Михаила Порубина о допущении его к слушанию академических лекций в качестве постороннего лица. VI . Предложение Преосвященного Ректора Академии: „Г.г. наставниками Академии доставлены мне программы преподаваемых ими наук и соображения о предполагаемом ходе практических занятий на 1912–1913 учебный год. – На основании § 109 лит. а п. 4 устава духовных академий, предлагаю эти программы и соображения на рассмотрение и утверждение Совета Академии“. Определили : Признавая представленные г.г. наставниками Академии программы преподавания на 1912–1913 учебный год соответствующими указаниям, преподанным на сей предмет Святейшим Синодом в объяснительной записке к уставу духовных академий 1910 года, и научной постановке предметов, – программы эти утвердить. VII . Имели суждение : О распределении лекций и практических занятий в Академии на 1912–1913 учебный год, причём были выслушаны нижеследующие прошения г.г. наставников Академии: а) Экстраординарного профессора по кафедре библейской истории, в связи с историей древнего мира, Д. И. Введенского : „В виду расширения, по изменённому уставу Духовных Академий, преподаваемого мной предмета внесением в него истории древнего мира, на основании § 84 Устава, покорнейше прошу Совет Академии уменьшить мне общее количество лекций на одну, с тем, чтобы я мог уделять два часа теоретическим лекциям и два – практическим занятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священный Синод, возглавляемый Патриархом или Местоблюстителем, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Предыдущий «Устав» характеризовал его статус иначе – как органа «высшей законодательной, исполнительной и судебной власти» в межсоборный период. Но различие в формулировках не обозначает, что Синод совершенно утрачивает законодательную власть. Его судебные полномочия «Устав», действительно, в значительном объёме передаёт иному учреждению – общецерковному суду, сохраняя, однако, за Синодом право утверждения постановлений этого суда. Синод ответственен перед Архиерейским Собором (опущено, в сравнении с прежним «Уставом», упоминание ответственности также и перед Поместным Собором) и через Патриарха представляет ему отчёт о своей деятельности за межсоборный период. Священный Синод состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя), семи постоянных членов и пяти временных – епархиальных архиереев. «Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Кишинёвский и всея Молдовы; по должности – Председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии» (V, 4). В сравнении с положением, существовавшим до принятия «Устава», Архиерейским Собором в число постоянных членов Синода дополнительно включен митрополит Кишинёвский, а число временных членов, соответственно, сокращено с шести до пяти. «Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март – август) и зимнюю (сентябрь – февраль)» (V, 5). Правящие архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать на заседаниях Синода с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, школ или несения ими общецерковного послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

знанных благонадёжными для отправления в академии. Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: 1) из числа рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами воспитанников духовных семинарий вызвать к поверочным испытаниям для поступления в академии 78 воспитанников, а именно: в С.-Петербургскую академию 20, по одному воспитаннику из семинарий: С.-Петербургской, Новгородской. Псковской, Рижской, Олонецкой, Литовской, Холмской, Минской, Тверской, Подольской, Черниговской, Таврической, Владимирской, Вологодской, Ярославской, Тамбовской, Тульской, Калужской, Самарской и Пермской; в Московскую академию 20, по одному воспитаннику из семинарий: Новгородской, Тверской, Кишинёвской, Полтавской, Курской, Воронежской, Вифанской, Владимирской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Рязанской, Орловской, Калужской, Смоленской, Симбирской и Самарской и трёх воспитанников из Московской семинарии: в Киевскую академию 20, по одному воспитаннику из семинарий: Могилевской, Тверской, Подольской, Одесской, Кишинёвской, Екатеринославской, Черниговской, Курской, Воронежской, Харьковской, Донской, Ставропольской, Тифлисской, Владимирской, Рязанской и Александровской-Ардонской, и по два воспитанника из семинарий Киевской и Волынской и в Казанскую академию 18 – по одному воспитаннику из семинарий: Архангельской, Тверской, Курской, Нижегородской, Костромской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Казанской, Симбирской, Саратовской, Астраханской, Пермской, Уфимской, Тобольской, Томской, Иркутской и Красноярской, 2) поручить Советам духовных академий, по окончании приёмных испытаний в академиях, представить Святейшему Синоду сведения о составе новообразованных курсов, с указанием принятых в число студентов этих курсов как по вызову из духовных семинарий, так и волонтёров, и 3) поручить Епархиальным Преосвященным предписать семинарским начальствам, чтобы они: а) неуклонно исполняли, при представлении воспитанников для вызова в духовные академии, все требования, изложенные в указах Святейшего Синода на сей предмет, как в смысле своевременного представления относящихся к сему, сведений, так и полноты послед-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кишинёвское Христо-Рождественское епархиальное братство заботилось о поднятии и укреплении миссионерского дела в епархии. Для достижения этой цели совет братства имел трёх миссионеров: 2 противо-раскольнических и одного противо-сектантского, которые заблаговременно, за каждое полугодие вперёд, представляли совету братства расписания своих поездок и бесед, с обозначением предмета последних. Считая главным вспомогательным средством для ведения бесед с раскольниками и сектантами книги, брошюры, листки и периодические издания противо-сектантского и противо-раскольнического содержания, совет братства заботился о выборе и приобретении означенных пособий как для братской библиотеки, так и противо-сектантской при Ново-Нямецком монастыре. Для первой приобретено 2246 экз. книжек и брошюр, 7750 разных листков и 6 периодических изданий, а для второй выписано книг на 467 р. и приобретено образков и крестиков на 432 руб. Кроме того, он снабдил книгами единоверческой печати церковные библиотеки 7 пунктов, ходатайствовал о постройке единоверческой церкви в слободе Грубно, Хотин. у., и устройстве церковно-приходских школ в трёх пунктах с раскольническим населением. Братство св. Гурия в Казани до последнего времени обращало главное внимание на просвещение детей инородцев и магометан посредством школ, но воздействие на взрослых миссионерским путём не ставило своей задачей; вследствие чего деятельность его была односторонняя. Но, теперь, по инициативе архиеп. Арсения, на это братство возложены и прямые задачи миссионерства. Оно приняло на свой счёт устройство двух миссионерских библиотек: а) противо-раскольнической и противо-сектантской и б) противо-мусульманской и противо-языческой; 2) оказанием материальной поддержки новообращённым в православную веру, 3) даёт деньги на миссионерские курсы и 4) удовлетворяет другие миссионерские нужды. Костромское Феодоровско-Сергиевское епархиальное братство отпустило 1740 р. на содержание миссионеров и их помощников, содержало на свои средства одноклассную церковноприходскую школу, открытую в 1893 г. в центре заражённой расколом местности Макарьевского уезда селе Шадринске, открывало склады для продажи книг и брошюр религиозно-нравственного, противо-раскольнического и полемического содержания, рассылало означенные книги и брошюры бесплатно и возбудило вопрос о составлении руководственных правил об устройстве и противо-раскольнической миссии в Костромской епархии, рассмотрело проект этих правил, составленный епархиальным миссионер. свящ. Ивановым, и рассмотренный миссионерским съездом, бывшим в г. Кинешме 22 августа 1900 года, и поручило секретарю своего совета, преподавателю семинарии Юницкому, составить эти общие правила, инструкции миссионерам и священникам и программы их деятельности по предмету миссии. О миссионерской деятельности прочих епархиальных братств, скажем в другой раз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010